Как составить вывод для сочинения

09.10.2020

Обновлено 15.11.2022

Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Информация актуальна для 2022-2023 года!

  • Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, аргументы, литература

Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

В заключении можно:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», – не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

  • Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа – наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг – отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

– Композиция итогового сочинения

– Вступление в итоговое сочинение

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного… Знакомая фраза? Я бы сказала, даже слишком. Это клише в выводе использует каждый первый. А как только предложишь написать что-то другое – тоска в глазах и немой вопрос: «Ну что вам ещё от меня надо?». Потому давайте в этом материале разберёмся, как ещё можно писать заключение и почему просто нельзя повторить в нём мысль вступления.

Пишем вывод для любого сочинения: итогового, литературного и ЕГЭ

Это песня хороша – начинай сначала…

Начну с главного: в выводе НЕ НАДО повторять мысли вступления другими словами. Это логическая ошибка. Если вы напишете то же самое – значит вы рассуждали зря, топтались на месте или ходили по кругу. В таком случае незачем было писать тезисы, доказательства и микровыводы и совершать прочие телодвижения.

Заключение – это итог ваших рассуждений. Чтобы он был достойным, всегда отвечайте на 2 вопроса:

К чему я пришёл в ходе рассуждения?

Что нового я узнал, исследовав заданную тему?

Эти вопросы не позволят вам уйти от темы сочинения, но и не дадут повторить уже сказанное.

Как использовать микровыводы в итоговом сочинении

К каждому тезису, приведенному вами в итоговом сочинении, полагается микровывод. Пишется он после обращения к литературному примеру. В своих примерах готовых сочинений по направлению 1, 2, 3 и 4 (каждая цифра является активной ссылкой), я приводила по 2 тезиса. Следовательно, у меня в работах по 2 микровывода. Они-то и являются главным подспорьем для написания общего вывода. Чтобы написать его логично, следует ещё раз перечитать микровыводы и подытожить сказанное в них. Там содержатся выводы по конкретным произведениям, в общем же выводе ссылки на них надо убрать, оставив основную идею.

Пишем вывод для любого сочинения: итогового, литературного и ЕГЭ

Давайте посмотрим, как это работает на примере сочинения на тему: «Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?».

Микровывод 1: Порой упоение, радость, которые испытывает изобретатель, не дают ему взглянуть на открытие непредвзято, оценить меру опасности. И тогда чувство ответственности притупляется. Печально, но часто первой жертвой в такой ситуации становится сам учёный.

Микровывод 2: Профессор понял, что заигрывание с силами природы и самовольное нарушение её законов, может самым печальным образом сказаться и на нём, и на всех окружающих. Учёный может стать творцом, но порой лучше перешагнуть через себя и уничтожить сотворённое, чем безответственно полагаться на волю случая и надеяться на лучший исход.

Вывод: Слова мудрого Лиса из повести-сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, можно перефразировать так: мы в ответе за то, что создали. И это верно всегда, будь то поделка из бумаги или великое открытие. Надо не забывать об ответственности, которую накладывает на нас сама жизнь.

Как использовать позицию автора в выводе для сочинения ЕГЭ

Сочинение формата ЕГЭ более шаблонно, чем итоговое. Но это не значит, что вывод должен быть написан некачественно. Кроме того, просто перефразировать первый абзац не получится, ведь в начале сочинения нужно обозначить проблему или задать проблемный вопрос. Не будете же вы вновь задаваться вопросом. В выводе следует на него ответить, а это приводит нас к позиции автора, о которой я подробнее рассказывала здесь.

Пишем вывод для любого сочинения: итогового, литературного и ЕГЭ

Позиция автора должна обязательно перекликаться с общим выводом. Почему? Потому что это итог размышлений, заключение, к которому приходит автор текста, а общий вывод – итог ваших размышлений. Следовательно, как использование микровыводов в итоговом сочинении помогает выйти на новый виток мысли, так и позиция автора подсказывает нам, что должно содержаться в выводе.

Рассмотрим пример реального сочинения моей ученицы, которая в прошлом учебном году сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов:

Позиция автора: Д.А. Гранин убеждён: на фронте человек тоскует по дому, поэтому становится более ранимым. Нет ничего плохого в том, что даже на войне у людей возникают те или иные чувства, эмоции.

Вывод: Итак, Д.А. Гранин поднял важную проблему. Он показал, что людям на войне следует быть особенно собранными, осознавать ответственность происходящего, но никто не должен полностью отказываться от своих чувств, закрываться в себе, становиться чёрствым.

3 разных заключения. Выбирай любое!

Предлагать вам вывод-обобщение я не буду. Он известен всем и каждому. Именно этот вариант начинается словами: «Таким образом…» и содержит некий итог. Лучше дам вам более оригинальные варианты:

🔥 Вид 1: цитата. Как и во вступлении, в выводе можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения или строки любимых стихотворений. Главное – не уводить рассуждение в сторону и не совершать фактических ошибок: цитату следует приводить точно. Лучше её заучивать.

Пример дан выше.

🔥 Вид 2: вопросно-ответная форма. Вывод – это конечное рассуждение, поэтому смело можно начать его вопросом:

К чему же мы пришли в ходе рассуждений?

Действительно ли это происходит с каждым?

Так почему же… (здесь приводите вопрос, данный в теме)?

А далее вы отвечаете, развивая мысль и не забывая об авторской позиции или микровыводах.

🔥 Вид 3: призыв или обращение к читателю. После ответа на проблемный вопрос, можно использовать риторическое восклицание или обращение: «Давайте беречь друг друга!» или «Следует помнить о подвигах наших солдат всегда!», «Природа наш дом. Давайте не забывать об этом!».

Удачных сочинений!

Анна Терехова

Все статьи канала собраны здесь:

Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.

Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.

Заключение в сочинении

Содержание статьи

  • 1 Заключение в сочинении что это?
  • 2 Задача заключения
  • 3 Объём заключения в сочинении
  • 4 Виды заключений в сочинении
    • 4.1 1. Заключение-вывод
    • 4.2 2. Развёрнутая мысль
    • 4.3 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
    • 4.4 4. Концовка — афоризм
    • 4.5 5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
    • 4.6 6. Цитата
    • 4.7 7. Корректное возражение автору

Заключение в сочинении что это?

Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.

Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.

Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.

Задача заключения

Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.

Объём заключения в сочинении

Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.

Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.

Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.

Объём заключения: 1 — 3 предложения.

Виды заключений в сочинении

Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.

1. Заключение-вывод

Cамая типичная и логичная концовка сочинения.

Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.

Например:

Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.

2. Развёрнутая мысль

Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.

Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.

А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.

Например:

Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме

Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.

Например:

Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.

4. Концовка — афоризм

Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.

Например:

В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!

5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.

Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.

Например:

Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.

6. Цитата

Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.

Например:

Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.

7. Корректное возражение автору

Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.

Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.

Например:

Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.

Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.

Важно!

Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).

1 мая 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Как писать заключение в сочинении?

Варианты написания заключения.

ВИД ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОПИСАНИЕ ПРИМЕР

Обобщение написанного

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

Итак, на протяжении тысячелетий люди воюют. В войнах погибают сотни, тысячи, миллионы человек. Пожалуй, война – самое ужасное явление на свете, и мало кто это может оспорить. И даже в XXI веке человечество не может избежать военных конфликтов. Неужели войны никогда не закончатся?

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее Вашу мысль.

«Кто жесток, тот не герой», — метко сказал Пётр I. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.

Призыв к читателю

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к Вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем Вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Заключение должно подводить итог всей Вашей работе, логично завершать Ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.

Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

Вступление и заключение сочинения должны быть примерно одинакового объема, составляют они примерно по 1/6 от объема всего сочинения. В заключении должны содержаться выводы, подведение итогов. Красиво, когда заключение перекликается со вступлением (кольцевая композиция).

Если речь идет о сочинении ЕГЭ по русскому, то в заключении желательно объединить предложенный детям для анализа текст, аргумент из литературы и пример из жизни, показать, что все они взаимосвязаны.

Пример: “Проблема взаимовыручки, поднятая автором (ФИО) актуальна во все времена. Над ней задумывались писатели-классики, современные авторы, она интересна и нам, людям 21 века. Каждый человек в своей жизни нуждался в поддержке товарища, и хорошо, когда рядом находится такой человек, который в трудную минуту протянет руку помощи”.

Если речь идет не о сочинении ЕГЭ, то можно в заключении написать об актуальности проблемы, темы, о ее значимости во все времена. Или рассказать, как именно ты (автор сочинения) связан с данной темой).

Добавить комментарий