Как составить языковой кластер

Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Кластеризация: сущность, место в обучении, функции

Системно-деятельностный принцип обучения ориентирован на развитие активности и самостоятельности учеников, которые не получает знания в готовом виде, а открывают их в процессе погружения в учебную деятельность. Важную роль в этом процессе играют техники, связанные с развитием навыков критического мышления, анализа информации и поиска наиболее рациональных алгоритмов учебной деятельности. Поэтому в методике актуальными являются вопросы внедрения в практику преподавания новых техник, ориентированных на развитие критического мышления и стимулирование познавательной активности детей.

Кластеризация представляет собой один из педагогических приемов, который ориентирован на обучение структурированию и визуализации информации.

Определение 1

Центральное понятие метода кластеризации – кластер, который представляет собой форму графической презентации теоретической информации, изученной в данной теме или разделе.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Создание кластера основано на следующих операциях:

  1. Анализ понятийного состава темы и вычленение тех теоретических единиц, которые составят основу кластера.
  2. Установление связей между единицами (линейных, иерархических, ассоциативных и проч.) и отражение их в виде схемы, которая наглядно показывает понятийный состав темы.

Прием кластеризации является универсальным с точки зрения его использования на разных этапах урока:

  1. На этапе актуализации знаний кластер может быть использован для повторения необходимых сведений.
  2. При создании проблемной ситуации кластер может быть использован как прием выявления противоречий в изучаемом явлении.
  3. На этапе открытия нового знания кластер помогает структурировать полученную учебную информацию.
  4. На этапе рефлексии использование кластера эффективно для обобщения и систематизации знаний.
  5. Кластер может использоваться в качестве альтернативного домашнего задания, которое направлено на развитие критического мышления и нестандартный поиск решения учебных ситуаций.
  6. Кластер может использоваться и как элемент проверки и контроля знаний. Например, ученики могут самостоятельно составлять кластеры по изученным темам, восстановить попущенные элементы кластера, исправить ошибки в кластере и проч.

«Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе» 👇

Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе

Замечание 1

Кластеризация при работе с лингвистическими понятиями основывается на визуализации теоретических сведений для их наглядного представления, выявления связей, существующих между понятиями, и их систематизации.

Кластер представляет собой графическую модель, которая может быть представлена в нескольких вариантах:

  1. Планетарная модель, которая удобна при наличии центрального понятия и группирующихся вокруг него связанных терминов. Например, таков кластер «Орфограммы в корне», который может включать такие связанные понятия, как «Проверяемые орфограммы», «Словарные слова», «Орфограммы в корнях с чередованием», «Непроизносимые согласные», «Двойные согласные» и проч.
  2. Модель пучка, которая используется для установления связей и отношений между понятиями. Например, при изучении темы «Члены предложения» может быть составлен кластер-пучок, включающий все группы однородных членов, их характерные признаки, примеры употребления в предложениях, способы грамматического выражения и другие сведения.
  3. Модель диаграммы Эйлера с пересекающимися кругами, которые позволяют показать отношения между объемами и содержанием понятий. Такую модель можно использовать, к примеру, при изучении темы «Сложное предложение», где в большом круге Сложное предложение» будут размещаться более маленькие кружки, с помощью которых в схеме представлены виды сложных предложений.
  4. Блок-схема удобна при отображении классификаций. Это применимо при изучении фонетики для презентации типологии звуков, морфологии (схемы частей речи), лексики (классификация лексики по функциям, стилям, условиям употребления, функционированию и проч.).

Рекомендации по использованию приема кластеризации заключаются в следующем:

  1. Сочетание групповой и самостоятельной работы по составлению кластера.
  2. Организация процесса обсуждения в ходе работы с кластером.
  3. Создание условий для свободного обмена мнениями и гипотезами.
  4. Вовлечение в работу как можно большего числа учеников через деятельность микрогрупп.

Применение кластера позволяет решить следующие задачи:

  1. Активизировать внимание детей и вооружить их навыками работы с терминами и понятиями лингвистической науки.
  2. Улучшить теоретическую подготовку по предмету.
  3. Развить навыки анализировать информацию, находить основные смысловые единицы, устанавливать между ними причинно-следственные связи.
  4. Устанавливать аналогии между изучаемыми явлениями.
  5. Обобщать и систематизировать изученное.
  6. Переводить текстовую информацию в графическую и наоборот, что развивает гибкость мышления, его адаптивность и широту.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2022

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя
общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

Создание
кластера

на
уроках русского языка

Учитель
начальных классов:

Коряковцева
Елена Ивановна

Орёл,
2016г.

Создание
кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная
система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного
мышления. Критическое мышление является педагогической технологией,
стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов
(приемов).

Кластер
(от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической
организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,
которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать
по поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

1.    
выделение смысловых единиц текста

2.    
графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением
нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного
понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием
кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации
имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии
осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии
рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно
применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия,
на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой
они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные.
Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение
предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы
составления кластера

Кластер
оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре
располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные
смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это
могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,
образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь
конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов,
содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления
кластера на уроке

В зависимости от
способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном
листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши,
ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и
нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей
информации.

Рекомендации по
составлению кластера

Существует
несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит
бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто
ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания
могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению
и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит
бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и
станет на свои места.

Применение метода
кластер

Метод кластера
может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при
использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной,
групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей
и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в
другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый
учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых
знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая
графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы
на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у
учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты
применения приема

Применение
кластера имеет следующие достоинства:

·        
он
позволяет охватить большой объем информации;

·        
вовлекает
всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

·        
дети
активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются
следующие умения:

·        
умение
ставить вопросы;

·        
выделять
главное;

·        
устанавливать
причинно-следственные связи и строить умозаключения;

·        
переходить
от частностей к общему, понимая проблему в целом;

·        
сравнивать
и анализировать;

·        
проводить
аналогии.

Прием кластера развивает системное
мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои
оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,
сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к
творческой переработке информации.

2.
Виды кластеров на уроках русского языка

На
уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на
разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении
нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении
изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные
виды кластеров:

·       
планета и её спутники

·       
блок-схемы

·       
бумажный кластер

·       
кластер с нумерацией слов для составления рассказа

·       
кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо
записи слов

·       
групповые кластеры с использованием в каждой группе разных
фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

·       
обратный кластер

·       
грамматический кластер

На этапе закрепления и
систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью
кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться
также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность
действий при создании кластера проста и логична:

1)
посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» темы;

2)
вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
понятия, подходящие для данной темы;

3) по
мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми
линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из
«спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые
логические связи.

При коллективном составлении
кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся
назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать
и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

http://images.myshared.ru/4/216471/slide_5.jpg

Блок-схема

Алгоритм
выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно
представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде
блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество
вариантов блок-схем.

http://www.ecoinfcenter.ru/focypexq/6902

Анализ
имени существительного

1.     
Определить
часть речи:

·        
вопрос

·        
что
обозначает

·        
как
изменяется

2.     
Нач.
ф. – (И. п., ед.ч.)

3.     
Постоянные
признаки:

·        
собственное/нарицательное

·        
одушевлённое/неодушевлённое

·        
род

·        
склонение

4.     
Определи
форму слова:

·        
число

·        
падеж

5.    
Член
предложения

http://www.xxlbook.ru/imgh1012242.png

http://nsc.1september.ru/2004/08/4.gif

В
работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода:
он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению
и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не
иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по
заранее определенному плану.

Данный
методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в
укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия,
непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в
ходе изучения новой информации.

При
групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное
видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные
сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный
прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных
классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто
воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет
структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при
поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого
метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер
позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации,
облегчить её восприятие и запоминание.

Таким
образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении
в ту или иную тему.

Бумажный
кластер

Может
служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В
таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или
даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при
необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого
слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение
учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей
учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть
ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и
соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом
случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность
составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно
проработают тему урока.

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Роль в предложении

 

Кластер
с нумерацией слов.

Подобный
кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить
последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы.
Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми,
кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность
представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать
изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с
нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски
записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и
словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся
предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению
последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими
вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных
на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом
предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

 

Рекомендация:
чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при
составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним
цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер
(кластер с картинками)

Кластер
с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для
изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном
изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа
наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово),
вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты.
Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо,
какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т.
д.)

Омонимы.jpg

Предметный
Арт-кластер

Например,
тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны
выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы.
Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

http://www.bspost.ru/images/gBu0IN.jpeg  http://img02.darudar.org/s600/02/00/9f/96/9f96b3dcb1c7dc7d362bf125b338ee4a421c6b7e.jpg

http://tlk10.ru/upload/iblock/78b/af163b4b_c311_11dd_8aea_00e098c184c1.jpg http://www.bspost.ru/images/gBu0IN.jpeg    http://www.bspost.ru/images/gBu0IN.jpeg      

Сюжетный
Арт-кластер

Используется
на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой
кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и
составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное».
Одна группа составляет кластер «Одушевлённые – неодушевлённые», вторая – «Склонение»,
третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное –
нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной
темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по
чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают,
дополняют.

Обратный
кластер

Данный
вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у
учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для
лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи
(на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов).  Составляется
следующим образом: записываются дополнительные категории или основные
компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для
определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.
Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и
просит назвать тему урока:

 

Ученики
должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На
других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих
одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по
памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а
дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание
содержания темы учащимися и их словарный запас.

http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/76546565.jpg

3.
Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему
кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1)
коллективное составление кластера вместе с учителем;

2)
коллективное составление кластера учащимися;

3)
составление кластера в группе;

4)
создание кластера в паре;

5)
индивидуальная работа школьника на уроке.

Для
первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего
задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с
информацией, сложность заключается только в ее организации.

Учитель
знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно
познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им
полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную
ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение
о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему
запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить
данный прием.

На
втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе
закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои
варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»),
делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают
недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам
нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По
окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и
делают с энтузиазмом.

На
третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает
учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило,
выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему
показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы,
на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от
учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер
к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки,
корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и
при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики
предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске,
комментируют, делают выводы.

На уроке
повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на
альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы
одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением
кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом
на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся
деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже
индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков.
По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится
в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у
ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски.
Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с
интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм
составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее
графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были
допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Таким
образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского
языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это
целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В
таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения
приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса,
одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится
высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной
правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми
владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления
кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты,
вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным
выполнением задания.

Уроки
с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать
свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом
нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают
мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях
чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой
свободы.  

Заключение

Разнообразные
приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен
оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические
технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют
обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях
чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение
творческой свободы и, самое главное, приносят радость.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

По словам ученых, которые уделяют внимание изучению особенностей различных языков, носители этих языков обладают сходными базовыми эмоциями (гнев, страх, отвращение, удивление, радость), причем эти эмоции могут совпадать или пересекаться. Целью настоящей работы является сопоставительный анализ английских и русских слов, выражающих эмоции удивления.

В настоящей работе принято решение рассмотреть реализацию эмоции удивления в разных языках сквозь призму лексико-грамматических категорий. В ходе анализа мы пришли к выводу о то, что данная эмоция находит свое выражение в следующих лексико-грамматических категориях:

  1. Существительное (с нейтральным и отрицательным смыслом)

  2. Глагол (с нейтральным и отрицательным смыслом)

  3. Прилагательное (с нейтральным и отрицательным смыслом)

  4. Наречие

  5. Междометие

Перед тем как перейти к анализу кластера удивления на основе этих критерий целесообразнее проанализировать само слово «удивление”.

Возьмем отдельные слова “удивление” и “surprise”. В английском языке слово “surprise” описывает огромное количество понятий, например, существительные «неожиданность, сюрприз, изумление», глаголы «изумлять, поражать, удивлять, нагрянуть неожиданно, заставать врасплох ”, а в русском языке нет такого универсального слова. Каждое из этих слов имеет индивидуальное значение, которое употребляется при определенных ситуациях. Но также как и в русском языке, в английском языке кластер удивления подразделяется на другие синонимичные элементы. Например, изумление – amazement, восторг – delight, поражать – strike dumb и т.д.

Таким образом, если подходить к анализу кластера удивление можно найти не только различия между двумя языками, но и большое количество сходств.

Существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос кто? или что?

Нейтральный оттенок – изумление – amazement, поражение – amazement , неожиданность – unexpectedness , чудо – wonder ,диво- wonder, сюрприз – surprise

Отрицательный – остолбенение – stupefaction

Здесь мы видим, что в русском языке круг понятий, описывающих удивление намного шире, чем в английском, слова wonder, amazement – заменяют русские слова, которые имеют немного отличающиеся значения.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Нейтральный – дивить – to surprise, изумлять – to amaze, поражать – to amaze, неожиданно нагрянуть – emerge, заставать врасплох – by surprise, ошеломить – to strike dumb

Отрицательный – озадачить – to puzzle, огорошить – to take aback, ошарашить – to strike dumb

Здесь мы видим, что есть слова, которые одинаково переводятся, несмотря на разные оттенки смысла, как в примере со словами “ошеломит” и “ошарашить”. Также нужно отметить, что очень часто слова “to amaze” и “to surprise” являются универсальными и могут выражать несколько значений в русском языке.

Прилагательное (причастия)- самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (признак предмета по действию) и отвечающая на вопросы какой? какая? чей?

Нейтральный – удивленный – surprised, недоумевающий – puzzled, изумленный – amazed, ахающий – exclaimed, диву дававшийся – stare in amazement, поражённый – surprised, ошеломленный – dumbfounded,

Отрицательный – фраппированный – surprised

Такие яркие слова, как “ошеломленный, ахающий” имеют свои эквиваленты в английском, но слова “фраппированный» нет в английском языке, и поэтому переводится как «surprised». И в этом случае, при переводе очень важен контекст, чтобы правильно выразить смысл.

Наречие – часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака.

Очень – very, extremely, прекрасно – perfectly, великолепно – magnificently, блестяще- brilliantly, невероятно incredibly, вдруг – suddenly, внезапно suddenly, удивительно wonderfully, чудесно -wonderful, превосходно – excellent, волшебно – magically, поразительно – screamingly, фантастически fantastically, шикарно – luxuriously, сказочно – fabulously, дивно – marvellously, неимоверно- incredibly, феноменально – phenomenally, потрясающе – amazingly, и т.д.

Примеры с наречиями показываются, что английский язык обладает большим словарным запасов в данном кластере. Все это говорит, о том, что в английском языке есть сходства с русским.

Междометие – часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций, ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их.

Ох -oh, ах –ah

Полностью совпадает с русским языком.

Отдельного рассмотрения требуют фразеологические единицы.

Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы.

Нейтральный – до умопомрачения – to a state of madness, на славу – wonderfully well, чудо как – very, extremely, на загляденье – to everyone’s surprise, wonderfully well, не веривший глазам – cannot believe one’s eyes.

Здесь в большинстве случаев русские фразеологизмы не имеют своих эквивалентов в английском языке, поэтому могут переводить одинаково, или просто переводиться дословно, как в последнем примере.

Таким образом, сравнивая слова, выражающие удивление с точки зрения представленности в лексико-грамматических категориях в разных языках, мы пришли к выводу о том, что эмоция удивления находит свое разноплановое выражение и в русском, и английском языке. Однако русский язык, как показал анализ, обладает более широким спектром способов выражения анализируемой эмоции в сравнении с английским.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

 «Кластер на уроках английского языка»

Методические рекомендации

Материал собран

и систематизирован

учителем английского языка

 МОУ «Парбигская сош»

Романовой Людмилой Александровной

 «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»

                                                                                            Т. Эдисон

    В этом учебном году я активно использую в своей работе технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Кластер – один из приёмов, который я применяю на уроке.

Цель: ознакомить с возможностями использования кластера в обучении английскому языку.

(Слайд3) Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс  введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 (Слайд 4) Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД.   Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.  Обучать таким действиям можно при помощи кластера.

(Слайд 5) Значение слова Cluster

  1. Пучок, гроздь (a cluster of grapes)
  2. Группа (a cluster of people)

(Слайд 6) Cluster – Method –

графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.    

(Слайд 7)  Технология составления:

  1. Ключевое слово;
  2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
  3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
  4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

(Слайд 8) Возможности использования кластера в начальных классах.

Задания на группировку и сопоставление:

  1. Звук – слово,
  2. Тип слога – слово,
  3. Тема – лексика.

(Слайд 9) Создание кластера  вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками.

Такие кластеры я делаю в программе Smart Board, дети переносят слова к звуку, произносят его. Также использую компьютерные программы для составления кластеров Inspiration и  Kidspiration.

  (Слайд 10) В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.

  (Слайд 11) Для закрепления и систематизации лексического материала использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные составляют в тетради, затем проверяем.

  В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.

  (Слайд 12,13) Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. 

Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.

(Слайд 14) Возможности использования кластера:

  1. При систематизации, повторении материала;
  2. При работе с текстом;
  3. При повторении в начале урока;
  4. При введении в тему;
  5. При сборе необходимого языкового материала;
  6. При контроле.

(Слайд 15) Преимущества использования кластера:

  1. Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.
  2. Для самих учащихся – это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
  3. Работа с кластером – письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
  4. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Желаю успехов в использовании инновационных технологий!

Всем удачи, здоровья и творческого настроения!

Данная презентация знакомит учащихся с графическим приёмом систематизации лексического материала и технологией обобщения лексики.

  Вам также может понравиться:

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «СКОРО В ШКОЛУ! МАТЕМАТИКА»


Олимпиады

574 работы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для музыкальных руководителей «ЗВУКИ ВЕСНЫ»


Конкурсы

35 работ

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для музыкальных руководителей «ЗВУКИ ВЕСНЫ
»

01 Марта – 26 Мая

Международный конкурс художественного слова к Всемирному дню поэзии «КОГДА СТРОКУ ДИКТУЕТ ЧУВСТВО...»


Конкурсы

81 работа


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Презентации по иностранному языку для 6 класса «Презентация к уроку английского языка “День Победы”»
    Иностранный язык


  • Уроки по иностранному языку для 5 класса «Технологическая карта урока английского языка по теме: “Порядковые числительные”»
    Иностранный язык


  • Презентации по иностранному языку для 4 класса «Present Continuous Tense»
    Иностранный язык


  • Оценка знаний по иностранному языку для 7 класса «Тренировочные упражнения по теме ”Пассивный залог”»
    Иностранный язык


  • Разное по иностранному языку для «Уроки английского языка в условиях реализации ФГОС»
    Иностранный язык

Добавить комментарий