Как составить задачи к занятию в доу

Консультация для педагогов на тему

«Как поставить цель и сформулировать задачи НОД»

Отличие задач от целей: Термины «задачи» и «цели» (или «конечные цели») часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями. Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.

Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).

Задачи выражены глаголом неопределенной формы («формировать», «развивать», «закреплять»). То есть задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. При этом задачи разделяются на следующие аспекты:

Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.

Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).

Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).

Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Начальные представления

Закрепление

Познакомить с ….

Дать начальные представления о …

Формировать умение/представление/навык

Создавать условия для…

Приобщать детей к ….

Способствовать освоению/овладению…

Развивать представление/умение…

Расширять представления о…

Совершенствовать умение….

Углублять знания о …

Закреплять умение/знание…

Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков…

Обогащать опыт/представления

Актуализировать представления…

Тренировать/упражнять в …

Формировать привычку/готовность…

Способствовать развитию/желанию/стремлению…

Создавать условия, способствующие..

Обеспечить ситуации, способствующие развитию…

Воспитывать чуткое отношение к../… чувства/уважение к…

Способствовать воспитанию…

Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к …

Обеспечить условия для воспитания…

Формировать негативное отношение к насилию/агрессии…

Формировать позитивное отношение к…

Содействовать процессу…

Поддерживать традицию..

При постановке цели и задач НОД  помните:

  • Цель всегда одна (начинается с существительного).
  • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
  • Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

 Образовательные  задачи  по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о…»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

 Образовательные  задачи  тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей о  … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о..»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

 Развивающие задачи направлены, как правило,  на развитие     высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

    В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола

  • если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
  • если функция недостаточно  сформирована, либо необходимо закрепить какой -либо навык, то –«продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

Воспитательные задачи направлены, как правило,  на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

   В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

  • если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …»  и т.д.
  • если качество (свойство) недостаточно  сформировано, либо необходимо его закрепить,  то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …»   и т.д.

При планировании хода НОД помните:

НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

  • организационный момент;
  • актуализацию имеющихся знаний;
  • сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
  • сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
  • итог НОД.

  Включение написанных  физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

  В ходе НОД помните:

  • В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не  бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в  нужное время, усвоится детьми намного лучше.
  • Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из- за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
  • Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
  • Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога НОД помните:

  • Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?»  и т.д.
  • Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»  и т.д.
  • Не хвалите каждый раз всех  детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности»  и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда

 у Вас все обязательно получится!!!

ПО
СОСТАВЛЕНИЮ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ  В  КОНСПЕКТЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НОД)

ЦЕЛЬ:
предполагаемый результат, который педагог планирует
достигнуть по окончанию НОД. Всегда начинается на «ие»: формирование, содействие
и т.д.. Должна быть конкретной, понятной.

ЗАДАЧИ – это действия по достижению поставленной
цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Обеспечивающие в ходе НОД

– усвоение (повторение, закрепление,
систематизация, классификация, обобщение) основных понятий и
представлений,

  выполнение
заданий на усвоение (закрепление) движений, (алгоритмов действия, способов выполнения
и изготовления),

– формирование новых умений и навыков, способов
действия.

Развивающие:


мотивацию к выполнению разных видов детской деятельности,


способность выбора материала, способов деятельности,

-самостоятельность
детей и  активность,

-аккуратность
при выполнении продуктивных видов деятельности,


психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение,
познавательный интерес и т.д) ,  речь,


моторику крупную и мелкую,


эмоциональную сферу,


творческие способности,


в старшем дошкольном возрасте рефлексивные умения (оценить положительные
моменты и что не удалось сделать)

Воспитательные
задачи
 
– направлены на освоение и присвоение общекультурных
ценностей, формирование положительных качеств личности:


доброжелательность, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность,
отзывчивость, стремление помочь


самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца


культура общения и поведения,


любовь к малой родине, к родному дому, семье, детскому саду, микрорайону,
городу, стране,


обеспечивающих успешность деятельности, трудолюбие, работоспособность,

эстетическое  отношение к окружающей действительности, явлениям,
культуре, общественной жизни
.

Формирование
представлений


создать условия для формирования…


способствовать становлению.


познакомить с….

-формировать
умения сравнивать, анализировать, применять, создавать, систематизировать,
оперировать понятиями


расширять представления о…


обогащать опыт.


создать условия для поисковой (опытно-экспериментальной) работы, с целью
формирования представлений о…


подвести детей к выводу о…

Закрепление
представлений


закрепить представления


повторить пройденный материал.

– актуализировать представления…

–  упражнять в ..

способствовать
(содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания
(эмпатии), развитию мимики ребенка),

развивать
волевые качества (настойчивость, целеустремленность, решительность),

 способствовать развитию творческих способностей
(фантазии, воображения).

создать ситуации,
способствующие развитию…

– способствовать развитию мотивации выполнения
заданий

– развивать умение выбирать для рефлексии предложенные суждения
(старший дошкольный возраст):

1) Мне было интересно сегодня, потому что.

2) Я справился со всеми заданиями.

3) Я сам не смог справиться с заданием, мне помог.;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я  отвечал на вопросы ….


вызвать у детей заинтересованность в

 – 
воспитывать желание помочь товарищу.


воспитывать уверенность в своих силах.

– воспитывать чуткое отношение к.. чувство уважения к…

– создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к …

– воспитывать потребность высказывать свое мнение

– обеспечить ситуации, вызывающие положительную реакцию на
деятельность товарищей

Примеры
формулировки задач

ФЭМП

Познакомить
с понятием один – много.

Познакомить
с понятиями длинный – короткий (путем сравнения двух предметов
контрастных размеров по длине) способом приложения.

Формировать
пространственное представление выше – ниже путем сравнения двух
предметов по высоте (домики – башенки: высокие и низкие);

Формировать
/ закреплять навыки счета в пределах…

Закреплять
название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник 

Упражнять
в нахождении предметов совокупных (много) и единичных (один) в окружающей
обстановке.

Побуждать
детей выполнять сериацию (последовательное построение елочки – сначала
большой треугольник, затем – поменьше и маленький);

Уиражнять
в умении
 складывать
предметы по образцу
,
подбирая
детали по форме и цвету.

Формировать/закреплять
порядковый и количественный счет в пределах….

Закреплять представления о числе в пределах
пяти.

Формировать умение находить последующее и
предыдущее число от названного.

Закреплять  умение правильно называть времен
года, последовательность времени суток.

Упражнять в правильном использовании
математических терминов, обозначающих величину.

Дать
представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров.

Классифицировать
предметы по цвету от светлого оттенка .до самого насыщенного или  по
заданному алгоритму.

Классификация
по обобщающим понятиям….

Речевая
задача

Активизировать
словарь детей за счет использования слов – обозначений: длинный, короткий,
длиннее – короче.

Формировать
умение употреблять в речи слова: высокийнизкий, выше –
ниже.

Способствовать
формированию  умения  восстанавливать последовательность событий с введением
в активную речь слов раньше, позже, сначала, потом.

Развивать зрительное внимание: умение
соотносить цифру и количество предметов

Развивать у детей умение при счете предметов
согласовывать число в роде.

Развивать
умения выполнять движения по заданию – игры с красным цветом, действовать
рядом, вместе (сообща), выполняя общую работу.

Развивать
сенсорные возможности, закрепляя представления об основных цветах: желтый и
красный.

Стимулировать
мыслительную деятельность при выполнении игровых заданий.

Развивать
сообразительность, быстроту реакции при смене движений по заданию.

Развивать
мелкую моторику рук при нанизывании бусин на шнурок.

Развивать
мелкую моторику рук (соединяя точки прямыми линиями, воссоздавая образы на
основе восприятия схематических изображений).

Развивать
коммуникативные качества в играх с математическим содержанием.

Развивать
логическое мышление в задачах на смекалку.

Воспитывать
потребность в умении работать с наглядным материалов, выбранными для решения
задачи.

Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи.  

Воспитывать интерес к математике.

Воспитывать
умение играть рядом, действуя и выполняя задания в соответствии с
поставленной целью….

Воспитывать
желание работать вместе и

самостоятельно,
достигая результата.

Воспитывать у
детей умение работать слаженно: как самостоятельно, так и помогая друг другу.

Воспитывать
желание участвовать в совместных играх.

Экология

Закрепить и уточнить представления детей
о (сезоне,
растительном, животном мире о том,
какую цель поставили)

Обобщить
и систематизировать представления о….

Продолжить
знакомство с обобщающими
понятиями овощи, фрукты; с местами их произрастания.

Познакомить
с последовательностью произрастания семян.

Речь

Обогащать словарь детей образными словами и выражениями
(зима: белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная,
волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая; ветер:
холодный, ледяной, порывистый).

Развивать умение видеть, чувствовать и 
рассуждать о явлениях природы
.

Воспитывать эстетическое восприятие природы, вызывать живой
интерес к изменениям, происходящим в природе (когда).

РЕЧЬ (задачи формулируются по
всем направлениям речевого развития)

– Активизировать словарь за счет слов, обозначающих (предметы,
действия, описания): расписать слова

– Способствовать формированию у детей умения составлять
предложения по демонстрируемым действиям.
– Упражнять в умении пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым
действиям.

– Формировать диалогическую речь: умение придумывать вопросы и
ответы на них (придумывать диалог двух героев)

– Формировать у детей языковую компетентность на основе усвоения
норм и правил родного язык

Поддерживать стремление ребенка активно
вступать в общение всеми


Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять
детей в согласовании слов в предложении.

Развивать речевое творчество детей в процессе
сочинительства сказок, загадок…

Развивать у детей умение понимать и
пересказывать текст с помощью графической аналогии.

Развивать речевую инициативу и
самостоятельность ребенка (старший дошкольный возраст)

Развивать умение понимать обращенную речь
(младший дошкольный возраст).

Развивать умение правильно формулировать свои
мысли, использовать в речи повествовательные и вопросительные предложения и
различать их по интонации.

Развивать образную речь детей за счет…

Воспитывать у
детей потребность в речевом общении.

Воспитывать
культуру речевого общения.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и
сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

ИЗО

Задачи
технические и изобразительные

Формировать
у детей умения лепить чашку, используя технический прием…

Побуждать
детей выполнять сериацию (последовательная «лепка» снеговика: сначала
(первый) большой ком – круг, затем – поменьше и, наконец, маленький (третий)
снежный ком)

Побуждать детей  в лепке создавать динамичные
выразительные образы.

Побуждать детей
придумывать и создавать  в рисовании компози­цию …,

Создать условия
для освоения  художественной техники рисования…; Упражнять в использовании разнообразных
изобразительных материалов при создании коллективной работы.

Формировать умение создавать

композицию в зависимости от сюжета.

Продолжать знакомить детей с произведениями разных
видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство,
архитектура) для обогащения зрительных

впечатлений и формирования эстетического отношения к
окружающему миру.

Активизировать
выбор сюжетов о .. для передаче в рисунке.

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных
образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и
приёмов реализации замысла.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми и
акварельными красками.

Совершенствовать умение
изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет,
композицию
.

Формировать умение
замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для
достижения большей выразительности создаваемого образа.

Предлагать детям соединять
в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. 

Речь

Активизировать словарь детей за счет  обозначения
действий : скатывать, обрывать, примазывать, отщипывать( в зависимости от
занятия)

Развивать интерес к  изобразительной
деятельности.

Развивать эстетическое отношение к
предметам в интерьере, используя в процессе художественно-творческой
деятельности  усвоенные ранее техники.

Способствовать развитию координации движения рук в соответствии
с характером создаваемого образа.

Развивать способность передавать доступными
изобразительными средствами настроение и характер образа

 (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж
добрый или злой и т.д.).

Развивать композиционные умения: размещать объекты в
соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости.

– Развивать умение творчески применять ранее
усвоенные способы рисования узоров по мотивам ….росписи.

-Развивать эстетические чувства и эмоции.

-Развивать чувство ритма в создании узора….

-Развивать образное
эстетическое восприятие, образные представления.

Развивать умение активно и творчески применять ранее
усвоенные способы изображения в рисовании,  ( лепке и аппликации), используя
выразительные средства
.

Развивать наблюдательность, способность замечать
характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма,
пропорции, расположение на листе бумаги).

– Развивать умение
видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности, слитности
линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен,
равномерности закрашивания рисунка.

– Развивать цветовое
восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Воспитывать у
детей способность выполнять коллективную работу, договариваясь о
последовательности действий: кто
какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут
объединяться в общую картину.

Воспитывать интерес к произведениям живописи, желание
любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на
картинах с собственным настроением.

Воспитывать умение аргументированно, доброжелательно  и
развернуто оценивать свои работы и работы сверстников.

 Воспитывать самостоятельность.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к
творчеству.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, наблюдая за
красотой  зимнего (осеннего..)  пейзажа.

МУзо

Формировать умение  петь выразительно, чисто
интонируя мелодию.

Продолжать развивать подвижность
артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.

Воспитывать у детей интерес к пению
(музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.).

ФИЗО

Целенаправленно формировать
двигательные навы­ки: ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
координированность.

Оснащать развивающую
предметно-пространственную среду физкультурным и спортивно-игровым
оборудованием: …для решения задач НФД

Формировать
положительный настрой на двигательную активность, желание заниматься,
совершенствовать двигательную активность.

Развивать
двигательную активность в играх с движением

Развивать
умение детей подчиняться правилам и постановке игровой задачи в подвижной
игре.

Содействовать полноценному физическому развитию детей

Воспитывать
интерес к физическим
упражнениям, активность в самостоятельной двигательной активности.

ЗОЖ

Формировать
предпосылки здо­рового образа жизни. Обеспе­чить безопасность жизнедея­тельности
детей.

Продолжать
формировать ответ­ственное отношение к своему здоровью и здоровью окру­жающих.

Воспитывать опрятность, привычку следить за
своим внешним видом, привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Воспитывать потребность в соблюдении режима
питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Воспитывать стремление быть всегда опрятным и
аккуратным.

Рекомендован Минобразования РБ

Электронные сервисы для системы образования

Единая образовательная платформа. Бесплатный сервис электронных журналов и дневников. Переводит отношения между школой и семьей на высокотехнологичный уровень.

Более 2 миллионов участников образовательного процесса из 3 990 учреждений страны

1 место

по посещаемости среди образовательных порталов

Топ 10

интернет-ресурсов Беларуси по версии рейтинга Alexa Rank

Администрации

Решение для контроля учебного воспитательного процесса, прозрачности административных процедур, организации удалённого обучения.

Учителям

«Облачный» инструмент для выставления отметок и проверки дневников, анализа успеваемости и организации удалённого обучения

Родителям

Онлайн контроль отметок, пропусков уроков и домашних заданий, обратная связь с учителем и администрацией, оплата услуг

Учащимся

Автоматически заполненный дневник, с расписанием занятий и дополнительными материалами, отметки и напоминание о контрольных работах 

Удалённое обучение

Электронные журналы

Электронные дневники

Общение внутри школы

Информация об учебе

Сайт-визитка

Наши мобильные приложения

Родителям

Следите за обучением детей на смартфоне

Детям

Современный электронный дневник для учебы

Учителям

Актуальное расписание

Выставление отметок и пропусков с мобильных устройств

Используйте все возможности платформы – это бесплатно!

Виды деятельности в ДОУ

Общеобразовательные занятия в контексте образовательной деятельности в детском саду

10.10.20181324.6k

Дети с педагогом рисуют за столом

Работа педагога детского сада предполагает постоянную вовлечённость в педагогическое творчество, сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.

Занятие в контексте образовательной деятельности в ДОУ

Прежде чем остановиться на определении «занятия» как формы непосредственной образовательной деятельности (НОД), следует определиться со значением понятия «образовательная деятельность» в целом.

Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы;
  • внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе (утренники, досуговые мероприятия);
  • образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность (например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике).

Педагог показывает малышам в масках-шапочках картинки

Образовательная деятельность предполагает тесное взаимодействие педагога с детьми и их родителями, а также с коллегами по ДОУ

Суть понятия «общеобразовательное занятие»

Занятие — это форма реализации НОД, которая, являясь структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, реализует определённую часть учебной программы. То есть занятие — это и форма обучения, и временной отрезок, за который решаются определённые обучающие, развивающие и воспитательные цели. Эти цели вне зависимости (!) от программы, по которой работает детский сад, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), являются общими для всех детских садов и устанавливают общий уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дошкольники. Поэтому занятия в ДОУ называются общеобразовательными (!). Они имеют определённые цели и задачи в зависимости от возраста малышей и образовательной области, которая задействуется:

  • «Познание»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»)

Важно помнить, что миссия общеобразовательного занятия в разных группах носит преемственный характер.

Это интересно. В программе «От рождения до школы», по которой работает большинство детских садов в стране, общеобразовательное занятие обозначается термином «комплексное занятие».

Дети на музыкальном занятии

Занятие — это форма реализации НОД

Таблица: основные цели и задачи общеобразовательных занятий в детском саду

Группа Цели Задачи
Первая младшая группа
  • познакомить малышей с людьми (педагогами) и предметами (игрушки, одежда, еда и пр.) ближайшего окружения, а также со значением понятия «занятие» (это элемент организации жизни взрослого человека, нужно вести себя тихо, слушать педагога);
  • дать представления о мире животных и растений (дикие и домашние, дикорастущие и комнатные);
  • обогащать пассивный словарный запас в процессе всех видов образовательной деятельности;
  • развивать мелкую моторику для стимуляции речевой функции;
  • воспитывать навыки культурного поведения и гигиены;
  • создавать положительный образ мира вокруг.
  • познакомить с ключевыми признаками объектов окружения (полотенце, чтобы вытираться, ложка, чтобы кушать и пр.);
  • организовать наглядное знакомство с наиболее распространёнными представителями флоры и фауны (посредством картинок, живого уголка);
  • стимулировать взаимодействие с миром вокруг для его познания (опускаем ручки в тёплую, холодную воду, пробуем стакан с горячей водой, чтобы понять, что она может быть разной);
  • активно пополнять запасы знаний (дети осваивают представления о временах года, учатся называть то, что сейчас);
  • развивать фантазию (к примеру, малыши набирают акварельную краску на кисточку и делают линии, наблюдая смешение цветов и форм).
Вторая младшая группа
  • расширять имеющиеся представления о предметах вокруг (к примеру, воду пьют не только люди, но и животные, растения);
  • обогащение представлений об объектах (например, изучая простые геометрические фигуры, малыши сравнивают окружающие предметы по форме);
  • познакомить с определяющими признаками ряда явлений (приметами времён года, символами больших праздников и пр.);
  • развивать творческий потенциал, направляя его в учебное русло (к примеру, малыши учатся не выходить за границы при раскрашивании крупных простых шаблонов).
Средняя группа
  • продолжать изучение мира животных и растений;
  • составить базовые представления об организме человека (изучение названий частей тела, некоторых органов);
  • обогащать имеющиеся сенсорные и математические представления (например, осваивать счёт до 10);
  • развивать потребность в здоровом образе жизни (выполнять физминутки не только весело, но и полезно для спины, глаз, ног);
  • систематизировать имеющиеся знания по образовательным областям (считаем на математике, рисуем на рисовании, бегаем и прыгаем на физкультуре);
  • воспитывать навыки совместной с другими детьми деятельности.
  • учиться выделять характерные признаки предметов (форму, размер, цвет, материал), сравнивая и группируя их;
  • формировать образные представления (например, подбирая нужный предмет по 2–3 признакам);
  • дополнять сведения о видах животных (пресмыкающиеся), особенностями строения тела изученных представителей флоры (хвосты, сумки у сумчатых и пр.), особенностями образа жизни (как ловят добычу, где обитают и пр.);
  • обогащать знания видов транспорта, реалий родного края (к примеру, познакомить с достопримечательностями города);
  • знакомить с явлениями культуры (видами театров, цирком, филармонией);
  • уточнить признаки времён года, сравнивать их;
  • дать базовую информацию о ПДД;
  • развивать навыки создания сюжетных рисунков, многокомпонентной аппликации и лепки, моделирования многоярусных строений из деталей конструктора;
  • воспитывать уважение к своей стране через знакомство с литературой (изучение сказок отечественных писателей, например, Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»).
Старшая группа
  • организовать подготовку к школе за счёт закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков (по всем областям учебно-воспитательного процесса);
  • совершенствовать речь (в том числе и умение вести дискуссию);
  • развивать физические способности;
  • воспитывать ощущение себя членами коллектива (также и в рамках развития здоровой конкуренции при выполнении заданий, например, в играх на скорость).
  • обогащать представления о стране (государственной символике, праздниках);
  • закреплять представления о растительном, животном мире, явлениях окружающей действительности;
  • отрабатывать количественный и порядковый счёт от 1 до 10;
  • формировать представления о ширине, высоте объектов;
  • учиться характеризовать изученные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг и др.);
  • развивать понятие времени («долго», «быстро», знакомить с принципом работы часов);
  • отрабатывать монологическую и диалогическую речь (например, рассказывать о недавнем событии в 5–8 предложениях);
  • стимулировать проявление фантазии в занятиях художественно-эстетического цикла (рисование в разных техниках, создание объёмных поделок и пр.);
  • развивать выносливость, силу, ловкость;
  • воспитывать уважение к культуре и людям.
Подготовительная группа
  • продолжать начатую в старшей группе подготовку к школе (к систематизации знаний, умений и навыков добавляются организационные аспекты образовательного процесса в школе, в частности увеличение хронометража занятия, освоение правил общения ученик-учитель во время урока и пр.);
    развивать самостоятельность в поиске материала;
  • формировать представления о ступенях образования;
  • воспитывать гордость новым статусом «будущий первоклассник».
  • расширять математические представления, в том числе и через освоение навыка счёта до 10 в прямом и обратном порядке;
  • выполнять простые арифметические действия (определять больше, меньше, прибавлять или отнимать единицу и пр.);
  • развивать навык чтения по слогам, умение писать большую и маленькую печатную букву по образцу;
  • тренировать навык пересказа сюжета (последовательно, без деталей или с деталями);
  • формирование речевой выразительности (малыш должен делать паузу в речи в момент смыслового акцента в высказывании) при составлении монологического высказывания по заданной теме – «Моя семья», «Я — будущий первоклассник»;
  • систематизировать набор признаков для классификации животных на диких и домашних;
  • повторять названия дней недели, месяцев, признаки времён года;
  • воспитывать чувство ответственности за работу коллектива (через практику разных форм работы — в группах, в мини-группах).

Виды занятий

Существует несколько подходов к составлению классификации уроков в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Педагог показывает картину детям

Вне зависимости от вида занятия, на уроке решается триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная

Таблица: классификация видов занятий в детском саду

Основание классификации Название вида Формы организации деятельности малышей
По форме проведения Групповое — проводится со всеми малышами одной возрастной группы, работа ведётся как фронтально, так и индивидуально. Основная форма проведения занятий в ДОУ. По организации расположения малышей в помещении групповое занятие может быть фронтальным, то есть предполагающим, что все дети сидят лицом к педагогу (например, сидя на коврике). Коллективная работа — дети выполняют общее задание, например, во второй младшей группе рисуют ватными палочками птиц на общей основе формата А1 с зарисовкой картины природы весной.
Индивидуальное — организуется с одним ребёнком или 2–3 детьми. Проводится для дополнительного объяснения материала, если, к примеру, малыш средней группы болел и пропустил важную тему.
А также индивидуальные занятия могут проводиться с детьми, требующими коррекции развития, например, с заикающимся малышом на тему «Цветик-семицветик».
Дифференцированные занятия, то есть уроки, на которых индивидуальный подход реализуется не отдельно, а в процессе работы со всей группой.
По целям проведения Акцентирующие деятельность на одной из образовательных целей
  • обучающее
  • развивающее
  • воспитательное, например, направленное на интернациональное воспитание старших дошкольников «Планета — наш дом»;
  • узконаправленное, то есть имеющее прецедент проведения (занятие на адаптацию малышей первой младшей группы, занятие на снижение тревожности в старшей группе, занятие с играми, направленными на организацию бесконфликтного поведения и др.).
На основе выбранных дидактических задач и видов детской деятельности для их реализации Традиционные занятия
  • занятие на изучение нового материала;
  • занятие на закрепление полученных умений и навыков;
  • занятие на систематизацию знаний, умений и навыков (иногда этот урок называется обобщающим);
  • занятие на повторение;
  • комбинированные, то есть совмещающие все вышеперечисленные.
Нетрадиционные занятия
  • уроки-соревнования (практикуются уже со второй младшей группы, строятся на основании определения, кто быстрее найдёт, например, элемент рисунка, кто раньше прибежит к цели и пр.);
  • уроки-КВН или викторины (проводятся со старшими дошколятами, строятся на основе командных ответов на вопросы по одной теме или по разным из разных образовательных областей, как, например, КВН в подготовительной группе, объединяющий ФЭМП и обучение грамоте);
  • занятия-театрализация (организуются, начиная со второй младшей группы, строятся на базе инсценировок, в старшей и подготовительной добавляются занятия-режиссёрские игры, то есть ребята показывают сюжеты пальчиковыми куклами, перчаточными куклами и пр.);
  • уроки-консультации (проводятся в смешанных группах, строятся на базе того, что старшие дети объясняют или показывают материал младшим, например, как рисовать мыльными пузырями, ниткой и пр.), а также сходные с ними уроки взаимообучения, базирующиеся на том же принципе консультации, но среди малышей одного возраста;
  • занятия поиска истины или занятия-сомнения (форма организации исследовательской деятельности малышей, например, занятие по ПДД на тему «История с посылкой» в старшей группе);
  • занятия-путешествия (в своей практике такие занятия я организую со второго полугодия средней группы, суть работы в том, что дети, изучая основы географии при помощи видеопрезентаций, картинок, совершают заочное путешествие по городам своей страны или по другим странам);
  • бинарное занятие (проводится одним или двумя педагогами с целью обобщения изученного материала на основе межпредметных связей, к примеру, в старшей группе проводится правовое занятие «По-разному зовутся дети»);
  • занятия в музее, библиотеке (например, со старшими дошкольниками такие уроки проводятся для изучения творчества местных писателей или известных земляков, для рассмотрения тем по краеведению);
  • занятия-сюрпризы, построенные на обобщении знаний, умений и навыков детей в нестандартных условиях (например, в средней группе, в рамках повторения основных геометрических фигур — материала по формированию элементарных математических представлений — за каждый правильный ответ малыши получают оранжевую медальку, в конце занятия все отличительные знаки складываются в одну коробку, которая после произнесения секретных слов меняет медальки на апельсины);
  • занятия-шоу («Поле чудес» по материалам изученных сказок, «Интеллектуальное казино» по образцу «Что? Где? Когда?»).
По образовательным областям Познавательные, то есть организующие уровни восприятия и переработки информации
  • информационные (занятие на изучение нового материала);
  • практикумы (уроки отработки полученных знаний), например, для старших дошколят не тему «Знакомство с русской избой»;
  • итоговые (обобщающие);
  • экскурсии (уроки получения новой информации по уже известной теме);
  • беседы (уроки-обсуждения той или иной темы), проводятся с первой младшей группы, пример цикла разговоров с младшими дошкольниками можно увидеть здесь.

Такая видовая классификация была предложена авторами образовательной программы «Радуга».
Создатели программы «Из детства — в отрочество» эту классификацию познавательных занятий представили так:

  • теоретические уроки (получение новой информации по теме);
  • аналитические (для объединения нового материала с уже изученным, например, урок в старшей группе на тему «Звуковой анализ слова»);
  • творческие (практическое применение знаний, к примеру, в средней группе при рассмотрении темы «Весёлый человечек»).

В программе «От рождения до школы» занятия классифицируются по содержанию образовательного материала:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира — ФКЦМ (с элементами естествознания, географии);
  • формирование элементарных математических представлений — ФЭМП (например, в старшей группе на тему «Одна голова хорошо, а две лучше»);
  • развитие речи (занятия строятся на рассмотрении основ образовательного курса «Русский язык», «Литература», могут проводиться в форме лингвистического занятия, например, «Лингвистическая лаборатория по теме «Зима»);
  • физическая культура;
  • обучение грамоте (например, в старшей группе на тему «Ознакомление со звуковым составом слова»;
  • художественно-эстетический цикл (музыка, рисование, лепка, аппликация, моделирование, конструирование).
Физкультурные, то есть на физическое развитие
  • ритмическая гимнастика, то есть выполнение движений под музыку, например, во второй младшей группе на тему «Танец козлят»;
  • логоритмика (логопедическая ритмика, сочетающая слово, музыку и движение), проводится в рамках коррекционной практики для малышей начиная с первой младшей группы, в частности для тех, кто имеет сложности логопедического характера или ОВЗ (к примеру, урок для старших дошколят на тему «Дом для всех»);
  • ЛФК (например, система уроков для детей с нарушениями осанки).
Xудожественно-творческие, включающие разные виды продуктивной деятельности
  • рисование (например, в первой младшей группе на тему «Ласковое солнышко»);
  • аппликация (к примеру, в средней группе на тему «Цветные кубики») или занятие, построенное на играх с крупами (познакомиться с примерами таких игр для дошкольников можно здесь);
  • лепка (например, во второй младшей группе на тему «Грибы») или тестопластика (к примеру, в средней группе на тему «Цветик-семицветик»);
  • конструирование (к примеру, в старшей группе на тему «Строители»);
  • моделирование (например, в подготовительной группе на тему «Осень в природе»).
По видам опорной деятельности на занятии
  • доминантные, то есть опирающиеся на один вид деятельности (например, доминантное занятие по музыке в старшей группе на тему «Путешествие в страну музыкальных инструментов»);
  • интегрированные, то есть сочетающие разные виды деятельности при всестороннем рассмотрении темы;
  • комплексные, предполагающие рассмотрение темы путём комбинации разных образовательных областей, но с решением конкретных задач по каждому направлению (методические основы организации и проведения таких уроков, а также примеры конспектов для подготовительной группы можно найти здесь).
По используемым в работе методикам Опираются на ту или иную авторскую программу или методику в работе.
  • занятие по программе С.А. Козловой «Я — человек», направленной на социальное развитие ребёнка, формирование свободной и творческой личности (познакомиться с примером составления цикла занятий по программе можно здесь);
  • занятие с кубиками Никитина — развивающей игрой, вариантом головоломки для развития логики, внимательности и фантазии (примером использования материалов может быть занятие в средней группе на тему «Волшебница-природа»);
  • занятия по кубикам Зайцева, направленное на обучение чтению по принципу складового чтения и пения (ознакомиться с примером такого занятия на тему «Осенний дождик» можно здесь);
  • занятие по Н.Н. Ефименко — методике преподавания физической культуры на основе игрового метода и следования законам природы в развитии физических способностей малышей (пример занятия для старших дошкольников на тему «Театр физического развития и оздоровления» можно найти здесь);
  • занятия с элементами эдейтики — теории организации познавательных процессов, опирающейся на особый вид образной памяти (например, познавательное занятие во второй младшей группе на тему «Цветочная поляна»).
По реализации программы образования Занятия основной части, охватывающей все образовательные области, и вариативной, то есть опирающиеся на наличие нужных кадров в ДОУ, а также распределение часов работы педагогов.
  • хореография (например, для средней группы);
  • английский язык (к примеру, для подготовительной группы).
По месту в процессе обучения
  • классная деятельность, то есть занятие, проводимое в группе и реализующее цели и задачи рабочей программы для детей конкретного возраста;
  • внеклассное занятие, то есть урок , например, экологический праздник, проводимое с целью расширения объёма материала для реализации целей и задач рабочей программы.

Это интересно. Занятия любого вида могут быть тематическими, на которых одна тема рассматривается в рамках разных образовательных направлений. Так, в преддверии Дня космонавтики по разным образовательным областям проводятся занятия, посвящённые этому празднику, например, по ФЭМП.

Видео: фрагмент бинарного занятия в старшей группе

Какие методы и приёмы используются на общеобразовательном занятии

У педагога ДОУ есть довольно обширный методических арсенал, включающий четыре основных метода, каждый из которых реализуется набором приёмов.

Таблица: методы и приёмы для проведения занятия

Метод Приём и его суть Пример
Словесный Объяснение — разъяснение материала, определённого аспекта темы, или порядка выполнения задания. Объяснить малышам второй младшей группы, как рисовать в нетрадиционной технике при помощи нитки, можно следующим образом: «Ребята, давайте возьмём лист бумаги, по горизонтали, то есть по широкой стороне, сложим его пополам. Теперь возьмём нитку (заранее приготовленную, длиной до 30 см), опустим её в краску синего (красного, зелёного и пр.) цвета так, чтобы не выпачкать пальцы, то есть держим её за «хвостик». Аккуратно достаём нитку и кладём между половинок сложенного листа. «Хвостик» нитки должен свободно свисать. Прижимаем половинки листа. Медленно шевелим «хвостик» нитки и вытягиваем её. Открываем лист и пробуем угадать, что у кого получилось».
Каждый шаг педагог иллюстрирует на своём листе.
Беседа — организованное обсуждение той или иной темы детьми с педагогом и друг с другом, которое также может выступать в качестве мотивации для совместной деятельности. Методические тонкости подготовки и проведения бесед можно посмотреть здесь:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.
Рифмовки: загадки, стихотворения и песни
Используются на всех этапах занятия. Это наиболее эффективные способы мотивировать малышей на практическую часть работы, то есть вторую часть основного этапа урока.
Для повторения темы «Простые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник» в средней группе на занятии по ФЭМП загадки могут быть такими:

  • Три вершины, Три угла, Три сторонки — Кто же я? (треугольник);
  • Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня … (квадрат).
  • Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня … (квадрат).
Сказки
Как правило, применяются для организации начала основного этапа для мотивации на дальнейшее изучение материала.
Рассматривая тему пожарной безопасности в старшей группе на занятии по ФЦКМ, я своим малышам рассказываю сказку о коварном Огне и сильной Воде. «Давным-давно жили-были неприрученный Огонь и смирная Вода. Только Огонь начнёт поджигать траву в лесу или деревья, Вода тут же тушит его. И вот задумал Огонь коварный план: он подружился с Человеком и проник в его жилище — то обогреет, то поможет еду приготовить. Поначалу очень рад был человек такой дружбе, пока не случилась беда. Непотушенный в очаге Огонь ночью, когда все люди спали, перекинулся на жилище, и заполыхало оно ярким пламенем. Люди растерялись, ведь рядом ни речки, ни озера с водой. И тут пошёл ливень и потушил Огонь. Обрадовались люди, но с тех пор стали с опаской относиться к Огню, а вот Воду всегда стараются держать про запас».
После прослушивания истории малыши отвечают на вопросы:

  • «Каким был Огонь? Какой была Вода?»;
  • «Как Огонь попал в дом к Человеку?»;
  • «Почему испугался Человек?»;
  • «Какие отношения сейчас между людьми и огнём, водой?».
Чтение
Детям младших и средних групп читает педагог, а старшим, если ребята уже частично овладели этим навыком, воспитатель предлагает зачитывать небольшие тексты — заметки о животных, растениях, короткие реплики персонажей произведений и т. д. – самостоятельно.
Если занятия проводятся по методикам обучения чтению (с кубиками Зайцева, например), то чтение практикуется как один из основных словесных приёмов.
Чистоговорки (для отработки звукопроизнесения, развития темпа и силы голоса) практикуются в младших и средней группе в качестве элемента физкультпаузы.
  • О-о-о-я надел пальто. О-о-о-мне тепло;
  • Ба-ба-ба — новая труба. Бу-бу-бу — взяли мы трубу. Бы-бы-бы — нет трубы. Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.
Скороговорки (для отработки труднопроизносимых слов, тренировки темпа речи) отрабатываются на занятии по развитию речи, а также как элемент физкультурной паузы.
  • Ученик учил уроки, У него в чернилах щёки;
  • На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка;
  • У ежа и ёлки иголки колки.
Игровой метод Дидактические игры (используются на этапах изучения, отработки и закрепления материала).
Подвижные игры могут быть и основным видом работы на физкультурных занятиях, и элементом физкультурной паузы на любых других уроках.
Театрализованные игры обычно практикуются на этапе отработки или повторения материала.
Пальчиковые игры способствуют активизации работы речевых центров за счёт тренировки мелкой моторики и представляют собой обязательную часть физкультпаузы.
Наглядный Картинки, карточки. Сопровождают весь учебно-воспитательный процесс. На занятиях используются для иллюстрации изучаемых объектов, явлений или действий.
Карточки могут быть сигнальными, то есть организующими обратную связь с детьми: педагог задаёт вопрос, а дети все вместе отвечают, подняв карточку с тем или иным условным знаком (буквой, цифрой, картинкой).
Видео используется для иллюстрации или расширения изучаемой темы.
Демонстрация, то есть показ педагогом способа выполнения задания.
Лэпбук — папка или буклет, в которой содержатся информационные и методические материалы для изучения конкретного аспекта темы.
Бизиборд — наглядное пособие, представляющее собой тематическую доску с тренажёрами для мелкой моторки: замочками, крючками, липучками и пр.
Практический метод Рисование на листах бумаги (тематическое или на свободную тему для развития инициативности и фантазии), на led-доске (создание рисунков при помощи специальных маркеров на доске с подсветкой, меняющей изображение в зависимости от интенсивности и угла падения света).
Аппликации, поделки. Приёмы применяются и на занятиях творческого цикла, и в конце основного этапа других уроков для закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Наблюдения используются для познания взаимосвязей окружающего мира, в основном на занятиях по окружающему миру.
Опыты, то есть самостоятельное освоение материала, подразумевающее активное участие в познании, а не пассивное восприятие готовой информации.

Фотогалерея: наглядность на занятиях в ДОУ

Как осуществить индивидуальный подход на общеобразовательных занятиях

Будет ошибочно полагать, что индивидуализация требуется только в рамках инклюзивного образования. Все малыши разные: по уровню базовых знаний, по темпераменту, по способностям именно в этой образовательной области. При этом требования относительно реализации рабочей программы едины для всех. В связи с этим индивидуализация является неотъемлемой частью работы педагога. На общеобразовательном занятии «подобрать ключ» к каждому малышу можно с помощью нескольких приёмов.

Разные по уровню сложности задания

К примеру, если ребёнок младшей группы отсутствовал на уроке, посвящённом определению расположения геометрических фигур разного размера на листе, то задание по раскрашиванию «маленького круга справа» можно отложить. Вместо этого, показав образец, можно попросить малыша отметить все сходные по размеру кружочки.

Объединение в мини-группы, пары

Это очень эффективный приём, работающий по принципу действия обратной петли: менее успевающий ребёнок тянется за тем, кто лучше понимает тему, а этот, в свою очередь, чувствует свою значимость, так как от него зависит другой малыш. При этом оба выигрывают оттого, что учатся принимать самостоятельные решения для раскрытия сути того или иного вопроса.

Создание обстоятельств успеха

Каждый ребёнок должен чувствовать свою значимость на занятии. Это закон. И есть несколько способов его осуществить:

  • найти задание по силам в том виде деятельности, что получается лучше (в моей практике был малыш, который начиная со средней группы помогал раскладывать карандаши и альбомы на столах, организуя идеальный порядок на рабочих местах, однако при этом никакие рисунки, игры и пр. его не вдохновляли);
  • обязательно хвалить каждого за урок (кто-то ровно наклеил элементы аппликации, а кто-то без посторонней помощи собрал все материалы после занятия).

Дети радуются и показывают класс

Задача индивидуализации — создать для каждого ребёнка ситуацию успеха

Как организовать на занятии работу заикающихся детей и малышей с ЗПР

В рамках инклюзивной педагогики существует практика организации работы детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в комбинированных группах, то есть вместе со здоровыми детьми. В этом случае педагогу необходимо правильно организовать взаимодействие с особенными малышами. Эта работа будет носить характер индивидуальной.

Особенности работы с детьми с ЗПР

Неусидчивость и сложность самостоятельной работы у малышей с ЗПР приводит к тому, что им очень сложно сконцентрироваться на сути задания. Поэтому информационные блоки им стоит преподносить в форме игр. Например, «Покажи и не ошибись». При изучении понятий «влево», «вправо», «вперёд» педагог с малышом вытягивают руки вперёд на команду «вперёд», поворачивают влево и вправо на соответствующее указание. Познакомиться с опытом работы с ребятами с ЗПР можно в статье И.И. Брюхановой.

Видео: приёмы работы с детьми с ЗПР

Особенности работы с заикающимися детьми

Среди целей работы с заикающимися малышами важное место отводится развитию мышечного расслабления и постановки правильного диафрагмального дыхания (обучению расслаблению после протяжного выдоха), поэтому индивидуальная работа с такими воспитанниками носит больше характер физкультурных пауз. Например, для того, чтобы помочь ребёнку расслабиться, выполняем упражнение «Мягкие ручки»: с силой сжимаем кулачки, потом расслабляемся и фиксируем, что такая релаксация приятна и позволяет «мягким» ручкам сделать любое действие по нашему желанию.

Для постановки дыхания можно применять задания на сочетание пения и движений рук. Более подробно о методике работы с заикающимися детьми на занятиях можно ознакомиться в статье И. Александровой.

О способах работы с воспитанниками с ОВЗ можно прочитать здесь.

Видео: опыт работы с заикающимися детьми

Тематика общеобразовательных занятий

Темы занятий, определяющие этап освоения рабочей программы по конкретной образовательной области, приводятся в календарно-тематическом плане, который составляется педагогом для каждого учебного курса.

Таблица: примеры тем уроков в календарно-тематическом плане

Дата
проведения

занятия
Тема, цели
Средняя группа
Октябрь 1 «Природа — наш дом»

  • дать детям понять, что природа — это наш общий дом;
  • расширять знания детей о природе;
  • продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека;
  • развивать кругозор, мышление, связанную речь;
  • воспитывать заботливое отношение к природе.
Март 2 «Мир комнатных растений».

  • расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении;
  • учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Старшая группа
Октябрь 2 «В царстве вежливых наук»

  • познакомить детей с понятием этикет;
  • формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;
  • учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
  • закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Ноябрь 4 «Я — ребёнок, имею право»

  • познакомить с Декларацией прав человека;
  • воспитывать сочувствие, желание помочь людям, быть внимательными по отношению к окружающим.
Апрель 3 «Вулканы»

  • дать детям представление о вулканах, познакомить с профессией учёного-вулканолога;
  • формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;
  • воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.
Подготовительная группа
Ноябрь 2 «Уроки этикета»

  • создать условия для систематизации знаний детей о понятии «этикет»;
  • учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций;
  • формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки;
  • способствовать развитию мелкой моторики и координации руки;
  • воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Структура общеобразовательного занятия

Все виды уроков, включая нетрадиционные, строятся по единой трёхчастной схеме. Каждый из этих этапов имеет точный хронометраж, определённый для малышей конкретного возраста, а также способов организации работы с детьми, поддерживающие позитивный эмоциональный настрой в группе.

Два мальчика рисуют карандашами

Время занятия должно распределяться между разными видами деятельности малышей

Таблица: временной план и суть этапов общеобразовательного занятия

Этап урока Суть этапа Этап занятия
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный Организационный момент включает:

  • приветствие или ритуал начала занятия (например, дети проговаривают рифмовку «Ты мой друг и я твой друг…»), которые могут организовываться в форме круга радости (дети становятся в круг и, передавая друг другу цветок, картонный смайлик или мяч, говорят друг другу добрые пожелания);
  • актуализацию имеющихся знаний малышей, то есть введение в тему занятия.
2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной Отработка темы в:

  • играх;
  • проблемных вопросах (например, «Почему с Колобком случилось несчастье?»);
  • творческих заданиях (например, создание рисунка, аппликации по изученной теме).

В этот этап обязательно включаются элементы релаксации.
Кроме того, в основной этап входят заинтересовывающие моменты (например, игры, приглашение в группу гостя, презентующего проблемный вопрос или задания и пр.) и сюрпризные моменты (например, за выполнение заданий малыши получают медальки от Зайчика, которые в конце урока будут обменены на конфету).

11 минут 15 минут 20 минут 23 минуты
Заключительный Итоги урока, поощрение ребят (обязательно каждого), начиная со второго полугодия средней группы с детьми проводится рефлексия (на уровне ответов на вопросы: «Что понравилось на занятии?», «Что не понравилось?», «Как ты думаешь, ты хорошо поработал?»и пр.). 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты
Итог 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут

Как оформить конспект общеобразовательного занятия

Успех проведения занятия, то есть реализация поставленных целей и задача, от правильности оформления конспекта занятия зависит ничуть не меньше, чем от выбора содержания и составления композиции. Алгоритм оформления конспекта включает:

  • титульный лист;
  • перечень целей (обучающих, развивающих и воспитательных) и задач их реализующих;
  • определение методов и приёмов, которые будут использованы;
  • описание сути планируемой индивидуальной работы, к примеру, на уроке по ФЭМП в средней группе задание для Леры К., пропустившей предыдущие занятия, может состоять в определении углов в фигурах (показать пальцем);
  • описание предварительной работы педагога и ребят (например, выучить стихотворение или нарисовать по теме);
  • список наглядных материалов и оборудования;
  • описание хода занятия (по пунктам — вводный этап, основной этап и заключительный, прописывая реплики педагога и предполагаемые ответы детей).

С примером оформления конспекта можно ознакомиться здесь.

Видео: урок по развитию речи «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе

Отчёт по образовательной деятельности

Проведение отчёта по проделанной работе по каждой образовательной области является важной частью методической деятельности педагога и составляется на основании проводимых два раза в год мониторингов по всем учебно-воспитательным дисциплинам, то есть по всем (!) занятиям, а также по другим формам образовательной деятельности. Алгоритм составления анализа представлен здесь. Описание результатов мониторинга называется отчётом по образовательной активности в группе, например, отчёт по средней группе.

Это интересно. В отчёт также включаются результаты взаимопосещений занятий коллегами.

Дети обнимают друг друга в уголке природы

Отчёт по образовательной деятельности позволяет увидеть прогресс в познавательном развитии ребёнка

Общеобразовательное занятие в ДОУ — это форма реализации целей и задач НОД по каждой из образовательных областей. Существующие классификации видов уроков с дошколятами позволяют варьировать формы подачи учебного материала, способы взаимодействия с малышами, однако при этом неизменной остаётся триединая цель занятия, а также методы и приёмы работы с детьми. Такое единство позволяет осуществлять миссию дошкольного образования, оставляя простор для творчества педагога-профессионала.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(6 голосов, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – это документ, определяющие нормы и требования, обязательное содержание образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень усвоения программы выпускников ДОУ, а также основные требования к обеспечению процесса образования. С введением ФГОС ДО меняется подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательная игра с детьми, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Вступает в силу модель сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Непрерывная образовательная деятельность — основная форма обучения в детском саду. Систематическое обучение во время непрерывной образовательной деятельности — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая деятельность – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Она должна быть современная – это и совершенно новая, и не теряющая связи с прошлым, одним словом – актуальная на сегодняшний день.

Скачать конспект

Принципиальное отличие современного подхода – это ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Для того, чтобы конспект, план – конспект или технологическая карта планируемого занятия был эффективным помощником нужно начать с правильного оформления – этого документа, так как это основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность. Здесь необходимо отразить современные тенденции развития дошкольников.

Итак, приступим к оформлению:

Титульный лист (сверху – вниз)

Указываем (выравнивание по центру):

  • полное название учреждения или сокращенное (утверждённое) название ДОУ;
  • интеграцию образовательных областей (ОО), если она присутствует, с указанием названий этих областей или конкретную ОО (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию);
  • возрастную группу;
  • тему вашего НОД;

(выравнивание по правому краю):

  • составитель (с указанием квалификационной категории (по желанию);
  • ФИО воспитателя (можно инициалы или полностью);

(выравнивание по центру)

  • город;
  • год (важно).

Структура конспекта.

1) Ставим цель занятия.

Цель – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Цель одна!

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

2) Формулируем задачи (их может быть много, но не более 5, так как большее количество задач сложно реализовать в ходе одного занятия).

Стремиться к триединству задач, а именно разбивать их по группам:

  • Обучающие;

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

  • Развивающие;

Развитие — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме (Что делать?): закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о каком-то явлении, а что именно дети узнают (закрепляют) в рамках данного занятия).

  • Воспитывающие.

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений ( «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

3) Планируем результат – это то, к чему мы стремимся и как правило более высокое, чем поставленные задачи 1-3 предложения);

4) Продумываем материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в НОД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал:

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

5) Описываем предварительную работу (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.). Помните, что ваш конспект должен быть универсальным средством, которое будет понятно и другим педагогам, в случае транслирования вашего опыта в публикациях)

6) Разрабатываем методы, приёмы применения той или иной современной педагогической технологии (в ходе НОД): Игровой, наглядный, экспериментально — практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная или дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа. Возможен и дифференцированный подход, в том числе с участием родителей в НОД (если это необходимо).

7) Указываем, какую словарную работу провели перед проведением НОД (активизация словаря в ходе занятия);

Требования к содержанию НОД по ФГОС ДО:

  • соответствие с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • интересное для детей, доступным, в меру сложным,
  • направленность не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей,
  • формирование новых представлений;
  • продумывание единой линии содержания (по возможности);
  • практическое направление (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • реализация гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

В рабочем плане-конспекте НОД необходимо учитывать следующие моменты:

этап занятия, структурные компоненты деятельности, ход занятия, деятельность педагога, деятельность детей, время (минут). Всегда ориентироваться на ряд задач, которые приведут к реализации цели, путём выполнения на каждом моменте занятия. Далее структура конспекта очень проста, выравниваем по центру заголовок «ХОД НОД» и делим его на 3 части:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

< Предыдущая   Следующая >

Добавить комментарий