- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Задачи
- Цена. Количество. Стоимость
В этом разделе научимся решать задачи и составлять таблицы по теме “Цена. Количество. Стоимость” и научимся находись зависимость между этими величинами.
Цена. Количество. Стоимость.
Стоимость – это то, что мы заплатили за всю покупку.
Задача 1: Наташа купила 5 открыток по 3 р. за каждую. Сколько стоила вся покупка?
Количество | Цена | Стоимость |
5 шт. | 3 р. | ? |
3 • 5 = 15 (р.)
Чтобы узнать стоимость, нужно цену умножить на количество.
Цена. Количество. Стоимость.
Цена показывает сколько стоит один предмет.
Задача 2: Наташа купила 5 открыток и заплатила за них 15 р. Сколько стоила одна открытка?
Количество | Цена | Стоимость |
5 шт. | ? | 15 р. |
15 : 5 = 3 (р.)
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.
Цена. Количество. Стоимость.
Количество показывает сколько предметов мы купили.
Задача 3: Наташа купила несколько открыток по 3 р. за каждую и отдала за покупку 15 р. Сколько открыток купила Наташа?
Количество | Цена | Стоимость |
? | 3 р. | 15 р. |
15 : 3 = 5 (шт.)
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.
Запомни!
Советуем посмотреть:
Образцы оформления задачи
Обратные задачи
Скорость, время, расстояние
Задачи
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Страница 22,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 26,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 43,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 15,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 28. Урок 13,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 33. Урок 15,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 40. Урок 18,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 44. Урок 20,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 74. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
4 класс
Страница 86,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 37,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 62,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 56,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 74,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 100,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 41,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 52,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 80,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 23. Урок 8,
Петерсон, Учебник, часть 1
5 класс
Задание 458,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 478,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1454,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1477,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Номер 140,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 440,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 441,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 460,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 463,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
6 класс
Номер 345,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 346,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 368,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 663,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1331,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 5,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 2,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Задание 739,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 782,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
7 класс
Номер 11,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
8 класс
Номер 10,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Показываем, как решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости. Даем алгоритм и разбор решения задач (базовый и повышенный уровень).
Знания, необходимы для решения задач на нахождение цены, количества, стоимости
Правила
Для решения задач данного типа необходимы знания таблицы умножения, соотношений между ценой, количеством, стоимостью.
Чтобы найти цену надо стоимость разделить на количество.
Чтобы найти стоимость надо цену умножить на количество.
Чтобы найти количество надо стоимость разделить на цену.
Формулы
Цена = Стоимость: Количество | (Ц=С:К) |
Стоимость = Цена · Количество | (С=Ц·К) |
Количество = Стоимость: Цена | (К=С:Ц) |
Алгоритм и разбор решения задач на нахождение цены, количества, стоимости
Алгоритм решения задач
Дана задача на нахождение цены, количества, стоимости.
- Записать краткое условие задачи.
- Найти неизвестные величины (решение)
- Записать ответ полностью.
Разбор решения задач
Разбор 2 задач выбранного типа по плану:
Тип 1. Нахождение количества
Задача 1: В школьном буфете 1 пачка конфет «Мята» стоит 2 руб. Вика потратила на эти конфеты 8 руб. Сколько пачек конфет «Мята» купила Вика?
Краткая запись:
Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость (руб.) |
2 | ? | 8 |
Решение: 1) 8:2=4 (шт.) – пачек конфет «Мята» купила Вика.
Ответ: 4 пачки конфет «Мята» купила Вика.
Тип 2. Нахождение цены
Задача 2: Семья Ивановых решила заменить электрические лампочки на энергосберегающие. За 8 энергосберегающих лампочек заплатили 48 руб. Сколько стоит одна энергосберегающая лампочка?
Краткая запись:
Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость (руб.) |
? | 8 | 48 |
Решение: 1) 48: 8=6 (руб.) – цена одной энергосберегающей лампочки.
Ответ: 6 рублей стоит одна энергосберегающая лампочка.
Тип 3. Нахождение стоимости
Задача 3: Подошла Машенька к торговцу лукошками, чтобы купить 3 корзиночки для своей бабушки. Одна корзинка стоит 10 рублей. Сколько денег заплатит Машенька за покупку?
Краткая запись:
Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость (руб.) |
10 | 3 | ? |
Решение: 10·3=30 (руб.)
Ответ: 3 корзинки стоят 30 рублей.
Задачи для самостоятельного решения
Базовый уровень задач
- В книжном магазине купили 3 одинаковых блокнота по цене 4 рубля. Какова стоимость покупки?
- 5 пуговиц стоят 35 рублей. Сколько стоит одна пуговица?
- У Коли 4 монеты по 50 копеек. Сколько денег у мальчика?
- Батон хлеба стоит 2 рубля. Сколько батонов хлеба можно купить на 8 рублей?
Повышенный уровень
- За 4 шариковые ручки заплатили 6 рублей. Сколько заплатят за 5 таких же ручек? Предложи несколько способов решения этой задачи.
- Для школы купили 5 линеек по 8 рублей и столько же карандашей по 2 рубля. Сколько денег заплатили?
- За 6 м шелка и 3 м шерсти заплатили 108 рублей. Метр шерсти стоит 24 рубля. Сколько стоит метр шелка?
- Миша купил на 18 рублей 6 конвертов. Сколько конвертов он купит на 6 рублей?
3 класс
Подготовила
Учитель начальных
классов – Гирич Елена Владимировна
2019г.
Тема
открытого урока:
«Решение
задач с величинами – Цена. Количество. Стоимость»
Цель:
Совершенствовать
умение устанавливать связи между величинами « Цена» , «Количество», «Стоимость»
в решении составных задач.
Задачи урока:
1. Образовательная:
― отрабатывать
умение решать задачи;
― вырабатывать
и совершенствовать прочные вычислительные навыки и умение устанавливать связи
между величинами « Цена» , «Количество», «Стоимость»
2.
Развивающая:
― развивать
логическое мышление, внимание, память;
― учить
сопоставлять, сравнивать;
― обеспечивать
проявление мыслительной деятельности в ходе использования мультимедийной
презентации.
3.
Воспитательная:
― учить
детей работать коллективно; уважать мнение другого.
― стимулировать
дальнейшее саморазвитие учащихся благодаря применению мультимедийной
презентации.
Тип
урока: урок закрепления и
развития знаний, умений, навыков.
Учебные
материалы: учебник
«Математика» для 3 класса (под редакцией) интерактивная доска,
слайдовая презентация и маркеры.
Методы: словесные, наглядные,
практические.
Вид
урока: урок с
использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные,
групповые.
Технологии: информационно –коммуникативные,
разно уровневое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающее
обучение.
Ход
урока.
I. Организационный
этап. (1 мин.)
-Ребята,
проверьте готовность к уроку.
-Повернитесь
к соседу,
Улыбнитесь
ему,
И
тихонько садитесь,
Не
помешав никому!
II. Этап
Актуализации знаний.
– Для начала составим алгоритм
нашего урока и попробуем определить тему.
Из
предложенных видов работы выделите лишние.
слайд
№1 : «Алгоритм урока»
-Почему
вы считаете, что эти слайды лишние?( Они не относятся к уроку математика)
-По
оставшимся пунктам Вы сможете определить тему нашего урока. Чем мы будем
сегодня заниматься? ( Решать задачи )
-А
мы умеем уже решать задачи? (Да)
-А
какие типы задач вы умеете решать? (Простые и составные)
-Какие
задачи мы называем простыми? (Задачи в одно действие)
-Какие
задачи называем составными? ( В 2 и более действий)
-Какие
знания нам необходимы для успешного решения задач любого типа?( Уметь правильно
прочитать задачу, выделить главное, сопоставить числовые данные между собой,
умение выполнять арифметические действия )
–
Тема нашего урока определена не до конца. Какие же мы с вами будем решать
задачи? В этом нам поможет разобраться «Математическая разминка».
слайд №2 « Минутка математики»
14:10=1 (ост.4) 33:11=3 35:15=9
17:3=5 (ост. 2) 26:12=2
39:5=7(ост.4) 42:7=6
62:7=8(ост.6) 64:16=4
(поставьте ответы в порядке увеличения)
-Молодцы!
Частные этих примеров скрывают название того места где нам предстоит сегодня
решать задачи.
слайд № 3 «Универмаг»
1=у
3=и 9=м
5=е
2=н
7=с
6=р
8=а
4=в
-Какое
слово получилось? (Универсам)
Слайд
№ 4 С изображением магазина и надписью УНИВЕРСАМ
-Вы
конечно догадались куда мы отправимся?(Да)
-Какие
же задачи нам предстоит решать в универмаге?(Задачи на нахождение стоимости
товара, цены одного товара и количество купленного товара)
-Знания
каких величин нам понадобятся? ( «Цена», «Количество», «Стоимость»)
–
Сформулируйте пожалуйста, тему нашего урока? (Решение задач (заданий) с
величинами Цена – Количество – Стоимость)
Ш
этап. Повторение ранее изученного материала:(15 мин)
-Что
такое цена? (Это стоимость одного товара)
-Что
такое стоимость? (Это общая сумма уплаченная за весь купленный товар)
–Давайте
выстроим эталоны нахождения величин : Цена, Количество, Стоимость.
слайд № 5
II. Этап выполнения учащимися
различных заданий
Предлагаю
Вам сейчас совершить небольшое путешествие до магазина игрушек.
Работать
будем группами. Но сначала вспомните, как правильно нужно работать группой!
Слайд
№11
1.Выслушай
мнение товарища и выскажи свою точку зрения.
2.Уважай
мнение своего товарища. Оно может отличаться от твоего.
3.
Работай тихо. Помни! Рядом тоже работает твой одноклассник!
4.
Соблюдай все эти правила!
Правила
вспомнили, теперь выслушайте задание. Перед Вами задача.(на парте) Прочитайте
условие(каждый ученик про себя читает задачу, а 1 ученик вслух)
Слайл
№ 12
Задача.
В
магазин игрушек привезли 25 шариков и 46 солдатиков. Стоимость шариков 175
рублей. Сколько заплатили за весь товар, если 1 солдатик стоит на 2 рубля
дороже, чем 1 шарик?
Детям
предлагается самостоятельно заполнить числовые данные в таблицу.
-Как
кратко можно записать задачу, в виде чего? (В виде таблицы: цена,
количество, стоимость.)
–
Запишите данные в таблицу, которая у вас на столе. Приступаем к выполнению.
Карточка – помощница:
-О
чём говорится в задаче?
-Что
означает число 25?
-Что
означает число 46?
-Что
означает число 175?
-Что
означает число 2?
слайд № 13 Проверка
Решите
задачу самостоятельно.
Проверка Слайд14
1) 175:25=7 (руб)-цена за 1 шарик
2) 7+2=9 (руб) – цена1 солдатика
3) 9*46= 414(руб)-стоимость солдатиков
4) 175+414=589(руб)-стоимость всего товара
Ответ : 589 рублей стоимость всего товара
–
Измените вопрос задачи так, чтобы последнее действие выполнялось
вычитанием?( На сколько дороже стоят солдатики, чем шарики?)
Как
будет выглядеть решение задачи, если вопрос задачи изменится? Выполните
вычисления на досках.
Проверка слайд 15
1) 175:25=7 (руб)-цена за 1 шарик
2) 7+2=9 (руб) – цена1 солдатика
3) 9*46= 414(руб)-стоимость солдатиков
4) 414-175=239(руб)- на столько дороже стоят солдатики
Ответ : на 239 рублей дороже стоят солдатики, чем шарики.
Физкультминутка.
Улыбнись
и не грусти:
Мы
купили пузыри.
Пузыри
цветастые,
Все
цвета контрастные.
Вверх
мы дуем пузыри,
Вниз
спускаются они.
Мы
их вверх,-
Они
же вниз,
Ну
не могут без каприз!!!
Две
зеленые лягушки,
Две
веселые подружки,
Рано
утром умываются,
Полотенцем
вытираются,
Ножками
топают,
Ручками
хлопают,
Вот
здоровья в чем секрет,
Всем
друзьям
физкульт
привет!
III. Самостоятельная работа учащихся:
Продолжим
нашу работу! Внимание на доску. Перед вами таблица с уже размещёнными в неё
числовыми данными. Составьте условие задачи. Советуйтесь друг с другом.
Решите
задачу самостоятельно в тетрадях.
Проверка
задачи производится учащимися посредством обмена тетрадей в паре и сверка с
доской.
Слайд.
7*28=196
( руб.)
28+
5=33 (шт)
9*33=297
(руб)
196+297=493
руб
Выставление
оценок
III. Рефлексия
Что
нового ты узнал на уроке?
Какие
уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто
и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие
знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где
ты применишь полученные знания?
В
какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря
каким инструментам ты нашел решение?
Какие
способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал
схему, составлял тезисы и т. д.)?
С
кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За
что бы ты себя похвалил на уроке?
Что
изменил бы в своих действиях на уроке?
Что
бы ты изменил на уроке в последующем?
Что
тебе понравилось на уроке больше всего?
(вот
такие слова можно и нужно использовать во время ответов на рефлексии)
сегодня
я узнал…
было
интересно…
было
трудно…
я
выполнял задания…
я
понял, что…
теперь
я могу…
-Поднимите
смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке.
IV. Задания на дом.
Все
молодцы!(звучат в конце презентации аплодисменты)
Предмет: Математика
УМК: «Перспективная начальная школа»
Учитель: Юсупова Ч.Г..
Класс: 4г
Тема |
«Решение задач с величинами -Цена. Количество. Стоимость» |
Тип урока |
урок закрепления и развития знаний, умений, навыков. |
Цели |
1.Совершенствовать умение устанавливать связи между величинами « Цена» , «Количество», «Стоимость» в решении арифметических составных задач. 2. Учить решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара, формировать способность к исследовательской деятельности, развивать мыслительную деятельность при решении задач, закреплять навыки устного счета. 3. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творчество учащихся. 4. Учить формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке. |
Задачи урока: |
1. Образовательная:
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
Развивающие: развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза; Установление функциональной зависимости между ценой и стоимостью; Обучение решению задач с функциональной зависимостью стоимости от цены (задачи на «куплю-продажу» Формирование УУД : Формировать личностные и коммуникативные УУД: -мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; – использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, корректно формулировать свою точку зрения; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: – строить логическое рассуждение; исследовать ситуации, требующие сравнение чисел и величин; характеризовать явления и события с использованием чисел и величин, развитие логического мышления, использование таблиц и схем; анализ ситуаций, основанных на жизненных наблюдениях. Пропедевтика: функциональная зависимость величин. Повторение: величины |
Ресурсы |
Учебник «Математика», ч.1 (стр.47- 48). Чекин А.Л. Математика. 4 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. Рабочая тетрадь №1 (с.33-35) |
Межпредметные связи |
окружающий мир |
Формы и Методы и приемы организации учебной деятельности |
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические. В ходе урока использовались такие формы работы, как фронтальный опрос, индивидуальная, парная и групповая работа. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная (самостоятельная) работа по вариантам, работа в парах. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, компьютер, карточки для работы в парах и индивидуальной работы, таблички со словами, раздаточный материал |
Ход урока
- Организационный этап. Создание мотивации к включению в учебную деятельность.
СЛАЙД 1. Чтение и обсуждение эпиграфа к уроку:
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. А. Маркушевич
Математику, друзья ,Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука ,Очень точная наука,
Интересная наука -Ма-те-ма-ти-ка!
– Поднимаем руки те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
– Подарите улыбку соседу, учителю. Спасибо.
– А к работе готовы?
– Вот с таким хорошим настроением мы и начнём наш урок.
– – Мы продолжаем закреплять наши знания и умения. Что мы обычно делаем на уроке математики?
* Решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем сложные уравнения, выполняем математические действия с именованными числами.
* Учимся работать дружно, помогаем друг другу справится с возникшими трудностями
* Каждый ученик стремится к личному успеху.
II. Актуализация знаний и мотивация. Устный счет.
- Математический диктант. СЛАЙД 2.
– Ученица прочитала 18 страниц книги. Это 5 часть всей книги. Сколько страниц в книге?
– Площадь комнаты 30 кв. м. 6 часть пола покрашена. Какая площадь пола покрашена?
– Брату 12 лет 7 месяцев. Сестра старше его на 3 года 5 месяцев. Сколько лет сестре?
– Скорость автомобиля 90 км/час. За какое время он проедет 360 км ?
– Детская площадка имеет длину 60 м и ширину 40 м. Какой длины нужен забор для этой площадки?
2. Взаимопроверка. (на слайде ответы)
III. Коллективное обсуждение темы и целей урока. Планирование урока. СЛАЙД 3. Прочитайте тему урока. Посмотрите на таблицу и скажите, о каких задачах идет речь? (Задачи на нахождение цены, количества, стоимости)
- Давайте составим план урока, поставим задачи.
- Вспомнить формулы нахождения величин;
- Проанализировать задачи, когда количество одинаково;
- Применить полученные выводы для решения задач.
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
1. Работа в парах по карточкам. СЛАЙД 4- 5.
– заполни таблицу;
– сравни величины.
1 ученик-составляет задачу, говорит формулу,
2 ученик–выполняет действие, записывает в таблицу.
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
Смородина |
40 руб. |
4 руб. |
|
Абрикосы |
80 руб. |
320 руб. |
|
Вишня |
4 руб. |
80 руб. |
- Проверка. СЛАЙД 6.
- Выводы.
– Какая величина постоянная? (количество)
– Как изменяются цена и количество? (увеличиваются)
– Во сколько раз увеличивается цена, стоимость? Если в 2 раза увеличивается цена, то в 2 раза увеличивается стоимость)
СЛАЙД 7.
Чтение вывода на слайде.
При одинаковом количестве:
если цена в несколько раз больше,
то стоимость во столько же раз больше.
V. ФИЗМИНУТКА.
«Богатырская зарядка» СЛАЙД 8.
VI. Упражнения в применении нового знания. Создание ситуации «интеллектуального конфликта» СЛАЙД 9.
– Запиши задачу в таблицу.
В магазине на 150 рублей купили помидоров по 40 руб./кг и столько же огурцов по 20 руб./кг. Сколько стоили огурцы?
– Проверь заполненную таблицу. СЛАЙД 10.
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
Помидоры |
40 руб. |
одинаковое |
150 руб. |
Огурцы |
20 руб. |
? руб. |
– Составь план решения.
- Найти количество помидоров.
- Найти стоимость огурцов.
Возникает проблема: 150 не делится без остатка на 40.
– Примените те выводы, которые были сделаны. (Повторяется вывод) СЛАЙД 11.
– Составьте другой план решения задачи.
1. Узнать, во сколько раз цена помидоров больше, чем цена огурцов. 40:20=2(раза)
2. Увеличить цену помидоров во столько же раз.150х2=300(рублей)-цена огурцов.
VII. Работа по учебнику. Задание 139.
- Прочитай задание № Ответь на поставленный вопрос.
Как должна измениться стоимость товара, если количество покупки стала в 3 раза больше, чем при прежней цене? (Стоимость должна увеличиться в 3 раза.)
– Проверьте свой вывод на примере стоимости яблок 45 р. за 3 кг. СЛАЙД 13.
Коллективное составление плана.
Решение:
1) 45 : 3 = 15 (р/кг) – цена старая;
2) 45 · 3 = 135 (р.) – стоимость по новой цене;
3) 135 : 3 = 45 (р/кг) – новая цена;
4) 45 : 15 = 3 (раза) – увеличилась цена.
Ответ: в 3 раза больше.
Вывод. СЛАЙД 14.
- Заполни пропуски, чтобы сделать правильный вывод.
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Оцените нашу деятельность на сегодняшнем уроке.
Учитель даёт словесную оценку работе учащихся. –
Закончите предложения:
Чему я научился на уроке………………..
Что мне этот урок дал для жизни……………(на доске)
– Если вы сегодня всё поняли –поставьте на полях !
Если у вас ещё есть вопросы как решать такие задачи-поставьте ?
– Как ты сам работал на уроке?
СЛАЙД 15. Выбери для себя подходящее предложение для самооценки.
IX. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
– При выполнении домашнего задания вам понадобится всё, чему вы сегодня научились. Выполните «4» – уч. №137, 138
«5» -ПТ №60
Математика. 2 класс
Урок № 59. Решение задач, в том числе задачи с величинами: цена, количество, стоимость
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Что такое цена товара, количество, стоимость товара?
- Как изменяется стоимость товара при увеличении (уменьшении) количества товара?
- Как кратко записать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»?
- Как связаны между собой величины «цена», «количество», «стоимость»?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
Деление – действие обратное умножению.
Множитель – числа, которые соединены знаком умножения (звездочкой *, крестиком × или точкой •); компонент действия умножения.
Произведение – результат умножения двух и более чисел.
Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет.
Количество – это число, которое показывает, сколько предметов купили.
Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые купили.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.73
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 23
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте поиграем в магазин. Перед вами образцы товаров, которые продаются в нашем магазине.
Обозначим цену товаров. Цена показывает, сколько стоит один предмет. Посмотрите на цены товаров. Кисточка стоит 9 рублей, альбом для рисования – 10 рублей, ручка – 8 рублей, тетрадь – 3 рубля, блокнот – 12 рублей.
Вы хотите купить четыре альбома. Какова стоимость покупки?
Что мы знаем? Цена альбома – 10 рублей, количество альбомов – 4 штуки.
Как найти стоимость покупки? Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество товара. Надо взять число 10 слагаемым 4 раза.
10 • 4 = 40 (р.)
Ответ: 40 рублей стоимость покупки.
Если купить 5 альбомов по цене 10 рублей, то заплатим
10 • 5 = 50 (р.)
Стоимость товара увеличивается на 10 рублей. При увеличении количества товара стоимость увеличивается.
Если купить 3 альбома по цене 10 рублей, то заплатим
10 • 3 = 30 (р.)
Стоимость товара уменьшается на 10 рублей. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.
Кратко такие задачи можно записывать в таблицу со столбцами «цена», «количество», «стоимость».
Цена |
Количество |
Стоимость |
Как связаны величины цена количество, стоимость?
Составим обратную задачу.
За 4 альбома заплатили 40 рублей. Какова цена альбома?
Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.
40 : 4 = 10 (р.)
Ответ: 10 рублей цена альбома.
Вот еще одна обратная задача. За несколько альбомов по цене 10 рублей заплатили 40 рублей. Сколько альбомов купили?
Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.
40 : 10 = 4 (ал.)
Ответ: 4 альбома купили.
Запомните. Все эти три величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.
Ц • К = С
С : К = Ц
С : Ц = К
Решим задачу. За одну лампочку заплатили 3 рубля. Сколько рублей заплатят за 6 таких лампочек?
В задаче известна цена лампочки – 3 рубля, количество лампочек – 6 штук. Надо найти стоимость лампочек. Надо взять число 3 слагаемым 6 раз.
3 • 6 = 18 (р.)
Ответ: 18 рублей стоимость 6 лампочек.
Решим задачу.
За несколько ручек заплатили 60 рублей. Сколько купили ручек, если цена ручки 6 рублей?
В задаче надо найти количество ручек. Надо стоимость (60 рублей) разделить на цену ручки (6 рублей).
60 : 6 = 10 (шт.)
Ответ: 10 ручек купили.
Решим задачу.
За 2 пирожка заплатили 18 рублей. Какова цена пирожка?
Неизвестна цена пирожка. Разделим стоимость пирожков 18 рублей на количество 2 пирожка.
18 : 2 = 9 (р.)
Ответ: 2 рубля цена пирожка.
Вывод:
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет (один килограмм продукта, одна коробка чая и т.д.).
Количество – это число, которое показывает, сколько предметов мы купили (сколько коробок мы купили или сколько килограмм и т.д.).
Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые мы купили.
При увеличении количества товара стоимость увеличивается. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.
Кратко такие задачи можно записывать в таблицу со столбцами «цена», «количество», «стоимость».
Величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.
Ц • К = С
С : К = Ц
С : Ц = К
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Выберите выражение, которое является решением задачи.
Мороженое стоит 8 р. Какова стоимость двух порций такого мороженого?
8 + 2 8 – 2 8 : 2 8 • 2
Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость». Нам надо найти стоимость, для этого цену умножим на количество.
Правильный вариант: 8 • 2
2. Решите задачу.
Цена ручки 6 р. Сколько стоят 2 такие ручки? 3 ручки? 4 ручки?
Решение:
6 • 2 = 12 (р.)
6 • 3 = 18 (р.)
6 • 4 = 24 (р.)
Ответ: 12 рублей; 18 рублей; 24 рубля.
При затруднении в вычислениях умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых.
3. Рассмотрите схематическую запись и решите задачу.
Толя купил 3 тетради, по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради?
Решение:
10 • 3 = 30 (р.)
Ответ: 30 рублей.
Сколько таких тетрадей можно купить на 50 рублей?
Решение:
50 : 10 = 5 (т.)
Ответ: 5 тетрадей.