Как составить задачу на разностное сравнение

Изучая в школе математику, некоторые  дети сталкиваются с трудностью понятий: на сколько больше или меньше и во сколько больше или меньше. Эту разницу нужно чётко понимать, чтобы избежать ошибок при решении задач. С задачами на разностное сравнение ребенок сталкивается уже в 1 классе, а с задачами на кратное сравнение во 2 или 3 классе при изучении таблицы умножения. Вот тогда и начинается путаница. Где умножить, а где сложить, когда вычитать, а когда делить?

Разностное сравнение чисел

На сколько единиц одно число больше или меньше другого — это разностное сравнение. Для разносного сравнения необходимо  из большего числа вычесть меньшее.

разностное и кратное сравнение чисел

Задача

Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. На сколько килограмм арбуз тяжелее дыни?

12-4=8 (кг) — арбуз тяжелее дыни.

Ответ: на 8 кг.

Кратное сравнение чисел

Во сколько раз одно число больше или меньше другого — это кратное сравнение. Для кратного сравнения необходимо большее число разделить на меньшее.

Что такое краты? Это разы. Как говорят  в сказках? Во сто крат лучше, красивее. Это означает во сто раз лучше, красивее.

разностное и кратное сравнение чисел

Задача

Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?

12:4=3 (раза)— арбуз тяжелее дыни.

Ответ: в 3 раза.

Для того, чтобы в голове ребенка закрепились эти два понятия, нужно прорешать определенное количество задач. Начинать следует с простых задач на разностное и кратное сравнение, а потом можно переходить к составным задачам,  т.е. к задачам, в условие которых может быть включено и разностное, и кратное сравнение одновременно.

Пример составной задачи на разностное и кратное сравнение:

В магазин привезли 300 кг апельсинов. В первый день продали 46 кг апельсинов. Во второй день в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день на 17 кг больше, чем в первый и второй день вместе. Сколько кг апельсинов было продано за 3 дня?

Решение:

  1. 46:2=23 (кг) — апельсинов продали во второй день.
  2. 23+46=69 (кг) — апельсинов продали за первый и второй день вместе.
  3. 69+17=86 (кг) — апельсинов продали в третий день.
  4. 69+86=155 (кг) — апельсинов было продано за 3 дня.

Ответ: 155 кг апельсинов.

Задачи на разностное сравнение

  • На сколько 5 меньше 8? На сколько 10 больше 3?
  • На клумбе распустилось 7 жёлтых цветов, а голубых на 2 больше. Сколько голубых цветов распустилось на клумбе?
  • В оркестре играют 13 скрипок, а флейт на 4 меньше. Сколько флейт в оркестре?
  • На первой яблоне созрело 24 яблока, а на второй на 9 яблок больше. Сколько яблок созрело на второй яблоне?
  • Для ремонта купили 15 банок зелёной краски, а белой на 9 банок больше. Сколько всего банок краски купили?
  • Купили 31 шуруп, а болтов на 6 меньше. Сколько всего болтов и шурупов купили?
  • Одна книга стоит 77 рублей, а другая на 49 рублей меньше. Сколько стоят обе книги?
  • Бабушка купила 18 метров широкой тесьмы, а узкой на 7 метров больше. Сколько всего метров тесьмы купила бабушка?
  • В пруду плавали 23 гуся, а уток на 9 меньше. Сколько всего птиц плавало в пруду?
  • Собрали 45 кг чёрной смородины, а красной на 7 кг меньше. Сколько всего кг смородины собрали?
  • К кормушке прилетело 17 синичек, а воробьёв на 14 больше. Сколько всего птичек прилетело к кормушке?
  • У Светы 2 десятка конфет, а у Пети на 17 конфет больше? Сколько всего конфет у Пети и Светы?
  • В магазине продавались 25 попугаев, а канареек на 7 больше. Сколько всего птичек продавалось в магазине?
  • В коробке 54 кусочка белого мела, а цветного на 14 меньше. Сколько всего кусочков мела было в пакете?
  • Около школы росло 37 берёз, а тополей на 8 больше. Сколько всего деревьев росло около школы?
  • В пакете 43 шоколадные конфетки, а мятных на 12 меньше. Сколько всего конфет в пакете?
  • С одного участка собрали 24 кг помидор, а с другого на 19 кг больше. Сколько всего кг огурцов собрали?
  • В вагоне 56 верхних полок, а нижних на 12 меньше. Сколько всего полок в вагоне?
  • На пристани 15 катамаранов, а лодок на 17 больше. Сколько всего лодок и катамаранов было на пристани?
  • У мальчика 58 орешков, а у девочки на 3 десятка меньше. Сколько всего орешков у девочки и мальчика?

Задачи на кратное сравнение

  • Во сколько раз 12 больше, чем 3? Во сколько раз 8 меньше 24?
  • Коля собрал 36 орехов, а Даша — 18 орехов. Во сколько раз Даша собрала орехов меньше, чем Коля?
  • На первой грядке выросло 12 морковок, а на второй в 2 раза больше. Сколько морковок выросло на второй грядке?
  • Бабушке 56 лет, а внучке 8. Во сколько раз внучка моложе бабушки?
  • У Светы 12 тетрадей, а у Вали 4 тетради. Во сколько раз больше тетрадей у Светы, чем у Вали?
  • У продавца воздушных шаров 14 красных шариков, а зелёных в 2 раза меньше. Сколько зелёных воздушных шариков у продавца?
  • Маша съела 24 вишни, а Лиза 12 вишен. Во сколько раз меньше вишен съела Лиза, чем Маша?
  • Мама нашла 49 грибов, а сын 7 грибов. Во сколько раз больше грибов нашла мама, чем сын?
  • В третьем классе учится 9 девочек и 18 мальчиков. Во сколько раз меньше в третьем классе девочек, чем мальчиков?
  • Мама испекла 2 торта и 14 пирожных. Во сколько раз больше пирожных, чем тортов, испекла мама?
  • В зоопарке 3 слона и 15 обезьян. Во сколько раз меньше слонов, чем обезьян?
  • Мама вымыла 8 тарелок и 4 чашки. Во сколько раз больше мама вымыла тарелок, чем чашек?
  • У причала стояло 9 катамаранов и 3 лодки. Во сколько раз меньше у причала лодок, чем катамаранов?
  • В магазин привезли 48 кг яблок и 24 кг груш. Во сколько раз груш привезли меньше, чем яблок?
  • Длина стороны прямоугольника 12 см, а ширина в 3 раза меньше. Чему равна ширина прямоугольника?
  • Периметр квадрата 16 см, а прямоугольника 8 см. Во сколько раз периметр квадрата больше?
  • Во сколько раз 8 см меньше 8 м?
  • Во сколько раз 1 час больше 15 минут?
  • Во сколько раз 2 кг больше, чем 400 грамм?

Составные задачи на разностное и кратное сравнение

  • Машинка стоит 120 рублей, а кукла в три раза дешевле. На сколько дороже стоит машинка, чем кукла?
  • 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
  • Мишка стоит 20 рублей, а солдатик в 2 раза дешевле. На сколько дороже мишка, чем солдатик?
  • В столовой за 5 дней расходуется 180 кг хлеба. На сколько килограммов больше расходуется хлеба за 5 дней, чем за один?
  • В саду 5 рядов вишен по 8 деревьев и 4 ряда яблонь по 5 деревьев. Во сколько раз меньше в саду растёт яблонь, чем вишен?
  • При изготовлении раствора для укладки кирпича требуется 60 кг песка, а цемента на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше требуется цемента, чем песка?
  • С бахчи собрали 55 арбузов, а дынь на 44 меньше. Во сколько раз больше собрали арбузов, чем дынь?
  • 2 утки снесли по 8 яиц, а курица снесла 72 яйца. На сколько яиц больше снесла курица, чем 2 утки?
  • В первом тайме футболисты забили 3 гола, а во втором в 2 раза больше. На сколько больше голов забили во втором тайме, чем в первом?
  • 6 ящиков апельсинов весят 48 кг, а 4 ящика мандаринов 16 кг. Во сколько раз ящик апельсинов весит больше, чем ящик мандаринов?
  • 7 банок равного веса клубничного варенья весят 14 кг, а 5 банок равного веса земляничного варенья весят 20 кг. Во сколько раз банка с клубничным вареньем легче банки с земляничным вареньем?
  • Глубина колодца 30 метров, а глубина оврага на 20 метров меньше. Во сколько раз глубина оврага меньше, чем колодца?
  • 5 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом 48 кг. На сколько килограммов легче ящик со сливами?
  • В парке 3 аллеи по 12 берёз в каждой, а лип в 4 раза меньше, чем берёз. На сколько берёз больше, чем лип?
  • В автосалоне продается 24 машины серебристого цвета, а красных в 3 раза меньше. Черных машин в автосалоне на 5 больше, чем красных. Сколько всего машин в автосалоне?
  • В магазин привезли 200 кг яблок, апельсинов в 2 раза больше, чем яблок, а бананов — на 50 кг меньше, чем апельсинов. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?
  • Из 26 оконных стёкол, привезённых в магазин, цветных оказалось на 18 штук меньше, чем обычных. Сколько цветных стёкол привезли в магазин?
  • В первой коробке 65 скрепок, а в другой – на 35 скрепок больше, чем в первой. В третьей коробке в 5 раз меньше скрепок, чем во второй. Сколько скрепок в трех коробках?
  • На первой полке 75 книг, а на второй – в 5 раз меньше книг, чем в первой. На третьей полке на 35 книг больше, чем на второй. Сколько книг на трех полках?

Что тренируется, то развивается. Прорешав хотя бы часть этих задач, ваш ребёнок уже закрепит понятия разностного и кратного сравнения чисел и перестанет путаться.

В качестве игрового момента можно предложить ребенку математические фокусы с загадыванием чисел. Там эти знания ему тоже очень пригодятся.

С уважением, Ольга Наумова

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ

Авторская методика!

Как научить мозг учитьсяОльга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Сложение и вычитание до 10

Уникальный прогрессивный нейротренажер, в котором отработка навыков устного счета объединена с упражнениями для мозга в единую гармоничную систему. Результат не заставит себя ждать!

Эффективный фитнес для мозга и тела не только для дошкольников и младших школьников, но и для взрослых.
Дети с удовольствием включаются в эту подвижную, но непростую игру!

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Ребенку, у которого проблемы с устным счетом;
  • Ребенку, который отстает в развитии;
  • Ребенку, который не хочет учиться;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

В тренажере вы найдете:

  • 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • научиться быстро и правильно считать в пределах 10;
  • улучшить навыки устного счета;
  • развить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • развить математические способности;
  • развить скорость реакции;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Рекомендуемый возраст от 4 лет.
Максимальная польза для тела и интеллекта!

нейрогимнастика для детей комплекс упражнений

нейрофитнес для детей упражнения


Как научить мозг учитьсяОльга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Сложение и вычитание до 20

В тренажере вы найдете:

  • 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • научиться быстро и правильно считать в пределах 20;
  • улучшить навыки устного счета;
  • развить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • развить математические способности;
  • развить скорость реакции;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Рекомендуемый возраст от 6 лет.

нейрогимнастика для детей комплекс упражнений

нейрофитнес для детей упражнения


Как научить мозг учитьсяОльга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Табличное умножение и деление

Это непросто, но дети с удовольствием включаются в эту подвижную игру!

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Ребенку, у которого проблемы с устным счетом;
  • Ребенку, который не может или не хочет запоминать таблицу умножения;
  • Ребенку, который не хочет учиться;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

В тренажере вы найдете:

  • 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • быстро запомнить таблицу умножения;
  • улучшить навыки устного счета;
  • развить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • развить математические способности;
  • развить скорость реакции;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Рекомендуемый возраст от 8 лет.
Максимальная польза для тела и интеллекта!


Ольга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Сложение и вычитание до 100

В тренажере вы найдете:

  • 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • научиться быстро и правильно считать в пределах 100;
  • улучшить навыки устного счета;
  • развить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • развить математические способности;
  • развить скорость реакции;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Нейротренажеры для детей распечатать

Нейротренажеры для детей распечатать

Методика прекрасно зарекомендовала себя во время практических занятий с детьми!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Задачи на разностное сравнение

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о разностном сравнении. В таких задачах обычно требуется найти разницу между двумя количествами и ответить на вопросы: на сколько больше? или на сколько меньше?.

Задачи на разностное сравнение решаются с помощью вычитания, то есть:

Чтобы узнать, на сколько одно число больше (или меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Задача 1. Купили  5  учебников и  9  тетрадей. На сколько меньше купили учебников, чем тетрадей? На сколько больше купили тетрадей, чем учебников?

Решение: Чтобы узнать, на сколько меньше купили учебник и на сколько больше купили тетрадей, надо от количества тетрадей отнять количество учебников:

9 – 5 = 4.

Ответ: Учебников купили на  4  меньше, чем тетрадей. Тетрадей купили на  4  больше, чем учебников.

Задача 2. На столе лежит  7  конфет и  4  яблока. На сколько больше конфет, чем яблок? На сколько меньше яблок, чем конфет?

Решение:

7 – 4 = 3.

Ответ: Конфет на  3  больше, чем яблок. Яблок на  3  меньше, чем конфет.

Задача 3. На полу лежат коробки с книгами. В первой коробке  3  книги, а во второй —  7  книг. На сколько книг в первой коробке меньше, чем во второй? Сколько всего книг в двух коробках?

Решение: Данная задача будет решаться в два действия.

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, надо выполнить вычитание (вычесть из большего числа меньшее):

1) 7 – 3 = 4 (книги)  — на  4  книги в первой коробке меньше, чем во второй.

Для ответа на второй вопрос, нужно будет выполнить сложение (сложить количество книг в первой коробке с количеством книг во второй коробке):

2) 3 + 7 = 10 (книг)  — количество книг в двух коробках.

Ответ: на  4  книги,  10  книг.

Математика, 3 класс

Урок №17. Задачи на кратное и разностное сравнение чисел.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Чем отличаются задачи на разностное сравнение от задач на кратное сравнение?

– Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?

– Каким действием решаются задачи на разностное сравнение?

Глоссарий по теме:

Задача на кратное сравнение – это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого числа. Задача на кратное сравнение решается делением.

Задача на разностное сравнение – это задача, в которой спрашивают, на сколько одно число больше или меньше другого. Задача на разностное сравнение решается вычитанием.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 42
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 13, 21, 37.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сколько треугольников лежит внутри круга? – 3

Сколько треугольников лежит вне круга? – 3

Сколько треугольников пересекается с кругом? – 2

Задание помогает сосредоточиться и приступить к изучению нового материала.

Рассмотрим рисунок.

В первом ряду 6 стульев, а во втором – 3.

Сравним: в первом ряду больше, чем во втором. На сколько больше стульев в первом ряду?

Сравнивая количество стульев в первом и во втором ряду, можно задать другой вопрос: Во сколько раз больше в первом ряду, чем во втором?

Обе задачи на сравнение, но вопросы разные, значит и задачи эти тоже будут разными.

Первая задача на разностное сравнение.

Вторая задача на кратное сравнение.

Что такое задача на разностное сравнение?

Это задача, в которой спрашивают на сколько одно число меньше или больше другого. Решаются такие задачи вычитанием. Нужно из большего числа вычесть меньшее число.

Решим задачу.

В одном кувшине восемь стаканов сока, а другом шесть стаканов. На сколько больше сока в первом кувшине? К задаче можно составить краткую запись или схематичный рисунок

Рассуждаем: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, из большего числа отнимем меньше.

8 – 6 = на 2(с.) – больше в первом кувшине;

Ответ: на 2 стакана.

Что такое задача на кратное сравнение?

Это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Такие задачи решаются делением.

Нужно больше число разделить на меньшее число.

Решим задачу.

На одной клумбе десять кустов роз, а на другой – пять кустов. Во сколько раз больше кустов на первой клумбе, чем на другой клумбе?

К задаче можно выполнить краткую запись или схематичный рисунок.

Рассуждаем: Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее число.

10 : 5 = в 2 (раза) – на первой клумбе кустов больше;

Ответ: в 2 раза.

Вывод:

1. Если вопрос задачи начинается словами: на сколько больше или меньше, то это разностное сравнение. Выполняем действие вычитание.

2. Если вопрос задачи начинается словами: во сколько раз больше или меньше, то это кратное сравнение. Выполняем действие деление.

Решим задачу.

Петя почистил восемнадцать картофелин, а его сестра – девять картофелин. Во сколько раз больше почистил Петя? На сколько меньше почистили сестра, чем Петя?

В задаче два вопроса. Задача составная.

Первый вопрос на кратное сравнение, отвечая на него, выполним действие деление.

Второй вопрос на разностное сравнение, отвечая на него, выполним вычитание.

1) 18 : 9 = в 2(раза) – больше почистил Петя;

2) 18 – 9 = на 9(к.) – меньше почистила сестра;

Ответ: в 2 раза, на 9 картофелин.

Задания тренировочного модуля.

1. Соедините вид задачи с решение задачи.

Правильный ответ:

2. Выберите к задаче правильно составленное выражение.

Конфета стоит 5 р., а шоколадка в 7 раз дороже. На сколько рублей дешевле конфета?

(5 ∙ 7) – 5;

(5 ∙ 7) + 5;

(5 ∙ 7) : 5;

(5 ∙ 7) : 7.

Правильный ответ: (5 ∙ 7) – 5.

Первые задачи на разностное сравнение
двух чисел.

Одно из основных
направлений начального обучения математике – отработка умения решать простые
арифметические задачи. К наиболее трудным видам таких задач относятся задачи на
сравнение двух чисел с помощью вычитания (на разностное сравнение ).
Возникающие у учащихся затруднения в их решении можно объяснить следующими
причинами: 1) идентичность вопросов « На сколько больше ? » и « На сколько
меньше? » , требующих . несмотря на их внешнее различие, выбора и того и того
же действия – вычитания; 2) сложившийся у детей к моменту введения этих задач
стереотип мышления, основанный на противопоставлении отношений « На … больше »
и « На … меньше » : если в задаче сказано « На … больше » , надо складывать, а
если « На … меньше » – вычитать.

По программе
четырехлетней начальной школы введение задач рассматриваемого нами вида
отнесено на начало второго полугодия обучения в первом классе. Знакомство с
ними традиционная методика рекомендует осуществлять, опираясь на сравнение двух
множеств каких – либо предметов (круги, квадраты и т.п.). Для этого сначала
выполняется удаления пар предметов ( по одному из каждого множества ) до тех
пор, пока не будут исчерпаны все элементы из сравниваемых множеств. Затем выясняется,
поскольку предметов взяли и с каждого множества и сколько лишних осталось.
Внимание детей при этом акцентируется на том, что взяли столько элементов,
сколько их во множестве с меньшей численностью. После выполнения этих
практических действий осуществляется их перевод на математический язык : для
получения ответа на вопросы  « На сколько больше? », « На сколько меньше ? »
достаточно из большего числа вычесть меньшее.

В качестве
альтернативного я предлагаю иной подход к введению задач на разностное
сравнение. Конкретную основу формируемого умственного действия в этом случае
составляет оперирование на дискретными множествами, а непрерывными величинами.
Преимущество такого подхода я вижу в том, что практические и мыслительные
операции максимально снижены во времени, а это обеспечивает большую
осознанность выбора арифметического действия. Для иллюстрации приведу фрагмент
урока. Оборудование : две ленты одинаковой ширины, но разной длины и цвета;
красная и синяя полоски бумаги одинаковой ширины, разбитые на клеточки ( семь
клеточек в красной и пять клеточек в синей ); набор геометрических фигур;
стеклянная банка и два одинаковых стакана; иллюстрация к задаче; учебник
математике.

Тема:
« Знакомство с задачами нового вида ».

Цель:
научить учащихся составлять задачи с вопросами « На сколько больше? » и « На
сколько меньше ? »; раскрыть тождественность этих вопросов; доказать, что
ответить на данные вопросы можно действием вычитания.

1.    
Учитель показывает классу белую и черную
ленты и спрашивает:


Какая лента больше, а какая меньше?

(На
глаз видно, что белая лента длиннее.)


Докажите, что белая лента больше. Как это сделать?

По
предложению ребят учитель накладывает черную ленту на белую.


Почему же вы думаете, что белая лента больше? ( Потому что она такая же как
черная, и еще останется.)


Покажите, на сколько белая лента больше черной.

Вызванный
ученик показывает на незакрытую часть  белой ленты.


У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше,
чем черная.


Тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты. Учитель берет ее в руку и
спрашивает : ( На сколько белая лента больше, чем черная.)


А еще что она показывает? (  На сколько черная лента меньше, чем белая.)


А как мы это нашли ? ( От белой ленты отрезали длину черной ленты и взяли
остаток.)

2.
– Сегодня мы с вами будем учиться и решать новые задачи с вопросами « На
сколько больше? » и « На сколько меньше? ».

Учитель
записывает эти слова на доске. Затем он демонстрирует классу красную и синюю
полоски и выясняет, сколько клеточек в каждой из них, какая из полосок 
длиннее. 

Составьте
об этих полосках две новые задачи. Какой вопрос мы поставим в первой задаче? А
во второй?

Дети
составляют задачи:

1.    
В красной полоске 7 клеточек, а в синей 5
клеточек. На сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя?

В
красной полоске 7 клеточек, а в синей 5 клеточек. На сколько клеточек синяя
полоска меньше, чем красная?

Коллективно
выясняем, чем эти задачи похожи  и чем отличаются.


Поработаем сначала над первой  задачею. Повторите ее вопрос. Как с помощью
ножниц можно показать, на сколько красная полоска больше, чем синяя? ( Отрезать
от красной полоски часть в пять клеточек и посмотреть, сколько клеточек
осталось.)


А почему надо отрезать именно 5 клеточек ? ( Потому что 5 клеточек в синей
полоске.)

Учитель
накладывает синюю полоску на красную и отрезает от последней  часть в 5
клеточек. Затем берет в другую руку оставшуюся часть ( в 2 клеточки ) и
выясняет:


Что показывает эта часть красной полоски? ( На сколько красная полоска больше,
чем синяя .)


А как мы ее  получили? ( От красной полоски отрезали столько клеточек, сколько
их в синей, и взяли то, что осталось. )

– 
Дайте ответ на вопрос задачи. ( Красная полоска на 2 клеточки больше, чем
синяя.)


Скажите, ребята, а без ножниц мы могли бы узнать, на сколько красная полоска
больше, чем синяя?

Некоторые
из детей предлагают оторвать часть красной полоски, а другие – решить ее
действием вычитания.


Обо всем, что мы свами делали с полосками, можно рассказать на математическом
языке.

Учитель
осуществляет этот перевод, сопровождая каждый шаг соответствующий записью: «
Надо узнать, на сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя. Беру
красную полоску, в ней 7 клеточек. ( Пишет 7. ) Смотрю на синюю, в ней 5
клеточек. ( Отступив, пишет 5.) Значит, надо отрезать 5 клеточек. Отрезаю. (
Пишет «-» между цифрами 7 и 5. ) Вычисляю 7 минус 5, получится 2 ».

На
доске записано : 7 – 5 = 2 .


Что мы записали? ( Решение задачи. )


Что означает число в этой записи? Число 5? Почему поставили знак «минус». (
Потому что отрезали 5 клеточек из семи.)


А почему мы отрезали именно 5 клеточек ? ( Потому что 5 клеточек в синей
полоске.)


Что показывает число 2? ( Сколько клеточек осталось. На сколько клеточек
красная полоска больше, чем синяя. )


Значит, мы ответили на первый вопрос?  Учитель обращает внимание учащихся на
запись, сделанную на доске при сообщении темы и цели урока: « На сколько
больше? » , « На сколько меньше? »

Какой
еще вопрос мы ставили к условию задачи? ( На сколько синяя полоска меньше, чем
красная?)


Кто знает ответ на этот вопрос? Почему ответ такой же ? (Потому что если
красная полоска на 2 клеточки больше, чем синяя, то синяя полоска на 2 клеточки
меньше, чем красная.)


Нужно ли нам записывать решение второй задачи? ( Нет, потому что такое же, как
и для первой  задачи. )


Каким же арифметическим действием можно найти ответ на вопрос « На сколько
красная полоска больше, чем синяя?». ( Вычитанием.)


А на вопрос « На сколько синяя полоска меньше, чем красная?». ( Тоже
вычитанием.)

3.
Демонстрация сосудов с жидкостью ставит перед учащимися проблему: « Как узнать,
на сколько в банке сока больше, чем в стакане? », а наличие пустого стакана
подсказывает способ ее решения поэтому дети очень быстро предлагают отлить из
банки стакан сока, а то, что в ней останется, покажет, на сколько в банке сока
больше, чем в стакане.

4.
Учитель вывешивает иллюстрацию, на которой изображены кувшин и чайник. В
кувшине молоко, а в чайнике вода. Расскажите условие задачи. О чем можно
спросить?

Ученики
должны составить задачу с двумя вопросами : « На сколько больше? » и « На
сколько меньше? ».


Положите каждый у себя на парте столько желтых квадратов, сколько стаканов молока
в кувшине. Сколько положили? ( 9 желтых квадратов.)


Справа в том же ряду, отступив, положите синих кругов столько, сколько стаканов
воды в чайнике. Сколько положили? ( 6 синих кругов.)

Покажите
где у вас молоко? А где вода? Дети движением руки обводят желтые, а затем синие
фигуры.


Повторите первый вопрос задачи. Можем мы на него ответить сразу? ( Можем,
потому что знаем, сколько стаканов молока в кувшине и сколько стаканов воды в
чайнике.)


Каким действием можно дать ответ на этот вопрос? Почему вычитанием? ( Потому
что надо из кувшина отлить молока столько, сколько воды в чайнике, и узнать,
сколько молока осталось.)

Запишем решение
задачи. Комментирует Володя.

Вова рассказывает:
«Надо узнать на сколько молока больше, чем воды. В кувшине 9 стаканов молока.
Пишу 9. В чайнике 6 стаканов воды. Значит, надо отлить из кувшина 6 стаканов.
Пишу: минус 6. Вычисляю: 9 минус 6,получится 3».

– Что показывает
число 3? Дайте ответ на вопрос задачи. Правильно ли мы решили задачу? Давайте
проверим с помощью геометрических фигур.

Учитель выставляет
на магнитную доску, на которой выложены желтые квадраты и синие круги, как это
уже сделали ребята на партах, и спрашивает:

– Как найти, на
сколько стаканов молока больше, чем воды? ( Надо отлить 6 стаканов молока, а потом
узнать, сколько стаканов молока еще осталось. )

– Почему надо
отлить именно 6 стаканов молока? ( Потому что столько воды в чайнике. )

Начнем « отливать
» молоко из нашего « кувшина ». Рассказывай , Арина как ты это будешь делать.
Все выполняем вместе с Ариной.

Арина
комментирует: « Беру 6 желтых квадратов и убираю их. Считаю, сколько желты
квадратов осталось: 1,2,3.     

Осталось 3 желтых
квадрата».

– Что показывают
оставшиеся 3 желтых квадрата? ( Что молока больше, чем воды, на 3 стакана.)

– Значит, мы
правильно решили задачу? ( Да, правильно.)

– А на сколько
воды меньше, чем молока? ( Тоже на 3 стакана.)

– Почему? ( Потому
что если молока на 3 стакана больше, чем воды, то воды на 3 стакана меньше, чем
молока.)

– Какую задачу мы
решили? Дети повторяют условие и 2 вопроса к нему.

– Каким действием
решали? ( Вычитанием.)

Тема:
«Первичное закрепление способа решения задач на разностное сравнение  чисел ».

Цель:
закрепить в сознании учащихся, что для ответа на вопрос « На сколько больше? »
и « На сколько меньше? » следует вычитать.

Учитель
обычным образом организует работу по учебнику.

При
подведении итогов урока детям предлагается ответить на вопрос: « Что нового они
узнали на уроке? » и показать, на сколько один из начерченных на доске отрезков
больше другого, стирая с доски часть большего отрезка, равную меньшему из них.

Уже
в ходе первичного закрепления при обосновании выбора действия вычитания многие
дети отвечают: « Потому что в задаче спрашивается  на сколько больше (меньше)».
Это свидетельствует об их готовности осознанному обобщению способа решения
задач на разностное сравнение. Однако спешить с переходом к арифметическому
способу решения (без использования схематических рисунков, практических
действий с «заменителями» тех объектов, о которых говорится в задаче) нельзя.
Необходимо, чтобы выбор действия был осознан каждым учеником класса. Поэтому на
последующих уроках я предлагаю решать задачи на разностное сравнение чисел и
практическим и арифметическим способом. Задачи этого вида я регулярно включаю в
устные упражнения на уроках закрепления по данной теме. В результате такой
организации работы дети уверенно справляются с решением трудных для них задач.

Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ

Математика – 1 класс

Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0.

                Сложение и вычитание.

Тема: Задачи на разностное сравнение.

Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»

Авторы учебников и печатных тетрадей: В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012

Формируемые УУД:

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам  математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику  и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.

Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

Коммуникативные:  Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.

Задачи на разностное сравнение

Урок 1

Тема урока: Задачи на разностное сравнение

Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

Учить решать задачи на разностное  сравнение.

Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование урока:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.

Ход  урока

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

  1. Актуализация знаний:

 Устный счёт.

       1)   – Счёт до 20 вперёд и обратно.

– Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.

– Покажите число, следующее за числом 12 (13).

– Покажите число предыдущее числу 18 (19).

-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
– Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)

– Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)

– Назовите соседей числа 15 (14, 16)

2) – Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?

 «С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)

– Исправьте условие и решите задачу.

       «С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин      осталось стоять на парковке?»

       3) Задание № 5 на стр. 12

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь

   3. Самоопределение деятельности

Практическая работа:

 – Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.

–  Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?

– Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).

 – Каким действием будем решать эту задачу?

4. Постановка учебной задачи.

– Два разных ученика решили эту задачу по-разному.

Один решил так: 5 – 4

Другой решил так: 4 – 5

– Объясните, кто прав?

 Чем будем заниматься на уроке?  (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Выстраивается алгоритм действия.

– Прочитайте правило по учебнику на стр. 11

6. Первичное закрепление.

Выполнение задания 1 на стр.11

VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 2,3  с. 24 в тетради на печатной основе

Физпауза

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!

Распремляясь, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем.

Вправо-влево, раз и два –

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули все слегка.

8. Вторичное закрепление

а) Работа в группах. №2 -1группа ,  №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)

б) Выполнение задания №4  с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.

в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе

№ 4, с.112 учебника

9. Рефлексия.

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я понял, что…

– Теперь я могу…

– Я научился…

– Мне захотелось…

– На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?

  • Ничего не понял на уроке
  • Всё понятно
  • Хочу знать больше

Добавить комментарий