Изучая в школе математику, некоторые дети сталкиваются с трудностью понятий: на сколько больше или меньше и во сколько больше или меньше. Эту разницу нужно чётко понимать, чтобы избежать ошибок при решении задач. С задачами на разностное сравнение ребенок сталкивается уже в 1 классе, а с задачами на кратное сравнение во 2 или 3 классе при изучении таблицы умножения. Вот тогда и начинается путаница. Где умножить, а где сложить, когда вычитать, а когда делить?
Разностное сравнение чисел
На сколько единиц одно число больше или меньше другого — это разностное сравнение. Для разносного сравнения необходимо из большего числа вычесть меньшее.
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. На сколько килограмм арбуз тяжелее дыни?
12-4=8 (кг) — арбуз тяжелее дыни.
Ответ: на 8 кг.
Кратное сравнение чисел
Во сколько раз одно число больше или меньше другого — это кратное сравнение. Для кратного сравнения необходимо большее число разделить на меньшее.
Что такое краты? Это разы. Как говорят в сказках? Во сто крат лучше, красивее. Это означает во сто раз лучше, красивее.
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?
12:4=3 (раза)— арбуз тяжелее дыни.
Ответ: в 3 раза.
Для того, чтобы в голове ребенка закрепились эти два понятия, нужно прорешать определенное количество задач. Начинать следует с простых задач на разностное и кратное сравнение, а потом можно переходить к составным задачам, т.е. к задачам, в условие которых может быть включено и разностное, и кратное сравнение одновременно.
Пример составной задачи на разностное и кратное сравнение:
В магазин привезли 300 кг апельсинов. В первый день продали 46 кг апельсинов. Во второй день в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день на 17 кг больше, чем в первый и второй день вместе. Сколько кг апельсинов было продано за 3 дня?
Решение:
- 46:2=23 (кг) — апельсинов продали во второй день.
- 23+46=69 (кг) — апельсинов продали за первый и второй день вместе.
- 69+17=86 (кг) — апельсинов продали в третий день.
- 69+86=155 (кг) — апельсинов было продано за 3 дня.
Ответ: 155 кг апельсинов.
Задачи на разностное сравнение
- На сколько 5 меньше 8? На сколько 10 больше 3?
- На клумбе распустилось 7 жёлтых цветов, а голубых на 2 больше. Сколько голубых цветов распустилось на клумбе?
- В оркестре играют 13 скрипок, а флейт на 4 меньше. Сколько флейт в оркестре?
- На первой яблоне созрело 24 яблока, а на второй на 9 яблок больше. Сколько яблок созрело на второй яблоне?
- Для ремонта купили 15 банок зелёной краски, а белой на 9 банок больше. Сколько всего банок краски купили?
- Купили 31 шуруп, а болтов на 6 меньше. Сколько всего болтов и шурупов купили?
- Одна книга стоит 77 рублей, а другая на 49 рублей меньше. Сколько стоят обе книги?
- Бабушка купила 18 метров широкой тесьмы, а узкой на 7 метров больше. Сколько всего метров тесьмы купила бабушка?
- В пруду плавали 23 гуся, а уток на 9 меньше. Сколько всего птиц плавало в пруду?
- Собрали 45 кг чёрной смородины, а красной на 7 кг меньше. Сколько всего кг смородины собрали?
- К кормушке прилетело 17 синичек, а воробьёв на 14 больше. Сколько всего птичек прилетело к кормушке?
- У Светы 2 десятка конфет, а у Пети на 17 конфет больше? Сколько всего конфет у Пети и Светы?
- В магазине продавались 25 попугаев, а канареек на 7 больше. Сколько всего птичек продавалось в магазине?
- В коробке 54 кусочка белого мела, а цветного на 14 меньше. Сколько всего кусочков мела было в пакете?
- Около школы росло 37 берёз, а тополей на 8 больше. Сколько всего деревьев росло около школы?
- В пакете 43 шоколадные конфетки, а мятных на 12 меньше. Сколько всего конфет в пакете?
- С одного участка собрали 24 кг помидор, а с другого на 19 кг больше. Сколько всего кг огурцов собрали?
- В вагоне 56 верхних полок, а нижних на 12 меньше. Сколько всего полок в вагоне?
- На пристани 15 катамаранов, а лодок на 17 больше. Сколько всего лодок и катамаранов было на пристани?
- У мальчика 58 орешков, а у девочки на 3 десятка меньше. Сколько всего орешков у девочки и мальчика?
Задачи на кратное сравнение
- Во сколько раз 12 больше, чем 3? Во сколько раз 8 меньше 24?
- Коля собрал 36 орехов, а Даша — 18 орехов. Во сколько раз Даша собрала орехов меньше, чем Коля?
- На первой грядке выросло 12 морковок, а на второй в 2 раза больше. Сколько морковок выросло на второй грядке?
- Бабушке 56 лет, а внучке 8. Во сколько раз внучка моложе бабушки?
- У Светы 12 тетрадей, а у Вали 4 тетради. Во сколько раз больше тетрадей у Светы, чем у Вали?
- У продавца воздушных шаров 14 красных шариков, а зелёных в 2 раза меньше. Сколько зелёных воздушных шариков у продавца?
- Маша съела 24 вишни, а Лиза 12 вишен. Во сколько раз меньше вишен съела Лиза, чем Маша?
- Мама нашла 49 грибов, а сын 7 грибов. Во сколько раз больше грибов нашла мама, чем сын?
- В третьем классе учится 9 девочек и 18 мальчиков. Во сколько раз меньше в третьем классе девочек, чем мальчиков?
- Мама испекла 2 торта и 14 пирожных. Во сколько раз больше пирожных, чем тортов, испекла мама?
- В зоопарке 3 слона и 15 обезьян. Во сколько раз меньше слонов, чем обезьян?
- Мама вымыла 8 тарелок и 4 чашки. Во сколько раз больше мама вымыла тарелок, чем чашек?
- У причала стояло 9 катамаранов и 3 лодки. Во сколько раз меньше у причала лодок, чем катамаранов?
- В магазин привезли 48 кг яблок и 24 кг груш. Во сколько раз груш привезли меньше, чем яблок?
- Длина стороны прямоугольника 12 см, а ширина в 3 раза меньше. Чему равна ширина прямоугольника?
- Периметр квадрата 16 см, а прямоугольника 8 см. Во сколько раз периметр квадрата больше?
- Во сколько раз 8 см меньше 8 м?
- Во сколько раз 1 час больше 15 минут?
- Во сколько раз 2 кг больше, чем 400 грамм?
Составные задачи на разностное и кратное сравнение
- Машинка стоит 120 рублей, а кукла в три раза дешевле. На сколько дороже стоит машинка, чем кукла?
- 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
- Мишка стоит 20 рублей, а солдатик в 2 раза дешевле. На сколько дороже мишка, чем солдатик?
- В столовой за 5 дней расходуется 180 кг хлеба. На сколько килограммов больше расходуется хлеба за 5 дней, чем за один?
- В саду 5 рядов вишен по 8 деревьев и 4 ряда яблонь по 5 деревьев. Во сколько раз меньше в саду растёт яблонь, чем вишен?
- При изготовлении раствора для укладки кирпича требуется 60 кг песка, а цемента на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше требуется цемента, чем песка?
- С бахчи собрали 55 арбузов, а дынь на 44 меньше. Во сколько раз больше собрали арбузов, чем дынь?
- 2 утки снесли по 8 яиц, а курица снесла 72 яйца. На сколько яиц больше снесла курица, чем 2 утки?
- В первом тайме футболисты забили 3 гола, а во втором в 2 раза больше. На сколько больше голов забили во втором тайме, чем в первом?
- 6 ящиков апельсинов весят 48 кг, а 4 ящика мандаринов 16 кг. Во сколько раз ящик апельсинов весит больше, чем ящик мандаринов?
- 7 банок равного веса клубничного варенья весят 14 кг, а 5 банок равного веса земляничного варенья весят 20 кг. Во сколько раз банка с клубничным вареньем легче банки с земляничным вареньем?
- Глубина колодца 30 метров, а глубина оврага на 20 метров меньше. Во сколько раз глубина оврага меньше, чем колодца?
- 5 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом 48 кг. На сколько килограммов легче ящик со сливами?
- В парке 3 аллеи по 12 берёз в каждой, а лип в 4 раза меньше, чем берёз. На сколько берёз больше, чем лип?
- В автосалоне продается 24 машины серебристого цвета, а красных в 3 раза меньше. Черных машин в автосалоне на 5 больше, чем красных. Сколько всего машин в автосалоне?
- В магазин привезли 200 кг яблок, апельсинов в 2 раза больше, чем яблок, а бананов — на 50 кг меньше, чем апельсинов. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?
- Из 26 оконных стёкол, привезённых в магазин, цветных оказалось на 18 штук меньше, чем обычных. Сколько цветных стёкол привезли в магазин?
- В первой коробке 65 скрепок, а в другой – на 35 скрепок больше, чем в первой. В третьей коробке в 5 раз меньше скрепок, чем во второй. Сколько скрепок в трех коробках?
- На первой полке 75 книг, а на второй – в 5 раз меньше книг, чем в первой. На третьей полке на 35 книг больше, чем на второй. Сколько книг на трех полках?
Что тренируется, то развивается. Прорешав хотя бы часть этих задач, ваш ребёнок уже закрепит понятия разностного и кратного сравнения чисел и перестанет путаться.
В качестве игрового момента можно предложить ребенку математические фокусы с загадыванием чисел. Там эти знания ему тоже очень пригодятся.
С уважением, Ольга Наумова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ
Авторская методика!
Ольга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Сложение и вычитание до 10
Уникальный прогрессивный нейротренажер, в котором отработка навыков устного счета объединена с упражнениями для мозга в единую гармоничную систему. Результат не заставит себя ждать!
Эффективный фитнес для мозга и тела не только для дошкольников и младших школьников, но и для взрослых.
Дети с удовольствием включаются в эту подвижную, но непростую игру!
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Ребенку, у которого проблемы с устным счетом;
- Ребенку, который отстает в развитии;
- Ребенку, который не хочет учиться;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
В тренажере вы найдете:
- 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- научиться быстро и правильно считать в пределах 10;
- улучшить навыки устного счета;
- развить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- развить математические способности;
- развить скорость реакции;
- облегчить процесс чтения и письма;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Рекомендуемый возраст от 4 лет.
Максимальная польза для тела и интеллекта!
Ольга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Сложение и вычитание до 20
В тренажере вы найдете:
- 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- научиться быстро и правильно считать в пределах 20;
- улучшить навыки устного счета;
- развить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- развить математические способности;
- развить скорость реакции;
- облегчить процесс чтения и письма;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Рекомендуемый возраст от 6 лет.
Ольга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Табличное умножение и деление
Это непросто, но дети с удовольствием включаются в эту подвижную игру!
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Ребенку, у которого проблемы с устным счетом;
- Ребенку, который не может или не хочет запоминать таблицу умножения;
- Ребенку, который не хочет учиться;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
В тренажере вы найдете:
- 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- быстро запомнить таблицу умножения;
- улучшить навыки устного счета;
- развить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- развить математические способности;
- развить скорость реакции;
- облегчить процесс чтения и письма;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Рекомендуемый возраст от 8 лет.
Максимальная польза для тела и интеллекта!
Ольга Наумова НЕЙРОСЧЕТ Сложение и вычитание до 100
В тренажере вы найдете:
- 60 различных таблиц устных вычислений для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторскую методику, разработанную и усовершенствованную во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- научиться быстро и правильно считать в пределах 100;
- улучшить навыки устного счета;
- развить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- развить математические способности;
- развить скорость реакции;
- облегчить процесс чтения и письма;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Методика прекрасно зарекомендовала себя во время практических занятий с детьми!
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Задачи на разностное сравнение
Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о разностном сравнении. В таких задачах обычно требуется найти разницу между двумя количествами и ответить на вопросы: на сколько больше?
или на сколько меньше?
.
Задачи на разностное сравнение решаются с помощью вычитания, то есть:
Чтобы узнать, на сколько одно число больше (или меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Задача 1. Купили 5 учебников и 9 тетрадей. На сколько меньше купили учебников, чем тетрадей? На сколько больше купили тетрадей, чем учебников?
Решение: Чтобы узнать, на сколько меньше купили учебник и на сколько больше купили тетрадей, надо от количества тетрадей отнять количество учебников:
9 – 5 = 4.
Ответ: Учебников купили на 4 меньше, чем тетрадей. Тетрадей купили на 4 больше, чем учебников.
Задача 2. На столе лежит 7 конфет и 4 яблока. На сколько больше конфет, чем яблок? На сколько меньше яблок, чем конфет?
Решение:
7 – 4 = 3.
Ответ: Конфет на 3 больше, чем яблок. Яблок на 3 меньше, чем конфет.
Задача 3. На полу лежат коробки с книгами. В первой коробке 3 книги, а во второй — 7 книг. На сколько книг в первой коробке меньше, чем во второй? Сколько всего книг в двух коробках?
Решение: Данная задача будет решаться в два действия.
Чтобы ответить на первый вопрос задачи, надо выполнить вычитание (вычесть из большего числа меньшее):
1) 7 – 3 = 4 (книги) — на 4 книги в первой коробке меньше, чем во второй.
Для ответа на второй вопрос, нужно будет выполнить сложение (сложить количество книг в первой коробке с количеством книг во второй коробке):
2) 3 + 7 = 10 (книг) — количество книг в двух коробках.
Ответ: на 4 книги, 10 книг.
Математика, 3 класс
Урок №17. Задачи на кратное и разностное сравнение чисел.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
– Чем отличаются задачи на разностное сравнение от задач на кратное сравнение?
– Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?
– Каким действием решаются задачи на разностное сравнение?
Глоссарий по теме:
Задача на кратное сравнение – это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого числа. Задача на кратное сравнение решается делением.
Задача на разностное сравнение – это задача, в которой спрашивают, на сколько одно число больше или меньше другого. Задача на разностное сравнение решается вычитанием.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 42
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 13, 21, 37.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сколько треугольников лежит внутри круга? – 3
Сколько треугольников лежит вне круга? – 3
Сколько треугольников пересекается с кругом? – 2
Задание помогает сосредоточиться и приступить к изучению нового материала.
Рассмотрим рисунок.
В первом ряду 6 стульев, а во втором – 3.
Сравним: в первом ряду больше, чем во втором. На сколько больше стульев в первом ряду?
Сравнивая количество стульев в первом и во втором ряду, можно задать другой вопрос: Во сколько раз больше в первом ряду, чем во втором?
Обе задачи на сравнение, но вопросы разные, значит и задачи эти тоже будут разными.
Первая задача на разностное сравнение.
Вторая задача на кратное сравнение.
Что такое задача на разностное сравнение?
Это задача, в которой спрашивают на сколько одно число меньше или больше другого. Решаются такие задачи вычитанием. Нужно из большего числа вычесть меньшее число.
Решим задачу.
В одном кувшине восемь стаканов сока, а другом шесть стаканов. На сколько больше сока в первом кувшине? К задаче можно составить краткую запись или схематичный рисунок
Рассуждаем: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, из большего числа отнимем меньше.
8 – 6 = на 2(с.) – больше в первом кувшине;
Ответ: на 2 стакана.
Что такое задача на кратное сравнение?
Это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Такие задачи решаются делением.
Нужно больше число разделить на меньшее число.
Решим задачу.
На одной клумбе десять кустов роз, а на другой – пять кустов. Во сколько раз больше кустов на первой клумбе, чем на другой клумбе?
К задаче можно выполнить краткую запись или схематичный рисунок.
Рассуждаем: Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее число.
10 : 5 = в 2 (раза) – на первой клумбе кустов больше;
Ответ: в 2 раза.
Вывод:
1. Если вопрос задачи начинается словами: на сколько больше или меньше, то это разностное сравнение. Выполняем действие вычитание.
2. Если вопрос задачи начинается словами: во сколько раз больше или меньше, то это кратное сравнение. Выполняем действие деление.
Решим задачу.
Петя почистил восемнадцать картофелин, а его сестра – девять картофелин. Во сколько раз больше почистил Петя? На сколько меньше почистили сестра, чем Петя?
В задаче два вопроса. Задача составная.
Первый вопрос на кратное сравнение, отвечая на него, выполним действие деление.
Второй вопрос на разностное сравнение, отвечая на него, выполним вычитание.
1) 18 : 9 = в 2(раза) – больше почистил Петя;
2) 18 – 9 = на 9(к.) – меньше почистила сестра;
Ответ: в 2 раза, на 9 картофелин.
Задания тренировочного модуля.
1. Соедините вид задачи с решение задачи.
Правильный ответ:
2. Выберите к задаче правильно составленное выражение.
Конфета стоит 5 р., а шоколадка в 7 раз дороже. На сколько рублей дешевле конфета?
(5 ∙ 7) – 5;
(5 ∙ 7) + 5;
(5 ∙ 7) : 5;
(5 ∙ 7) : 7.
Правильный ответ: (5 ∙ 7) – 5.
Первые задачи на разностное сравнение
двух чисел.
Одно из основных
направлений начального обучения математике – отработка умения решать простые
арифметические задачи. К наиболее трудным видам таких задач относятся задачи на
сравнение двух чисел с помощью вычитания (на разностное сравнение ).
Возникающие у учащихся затруднения в их решении можно объяснить следующими
причинами: 1) идентичность вопросов « На сколько больше ? » и « На сколько
меньше? » , требующих . несмотря на их внешнее различие, выбора и того и того
же действия – вычитания; 2) сложившийся у детей к моменту введения этих задач
стереотип мышления, основанный на противопоставлении отношений « На … больше »
и « На … меньше » : если в задаче сказано « На … больше » , надо складывать, а
если « На … меньше » – вычитать.
По программе
четырехлетней начальной школы введение задач рассматриваемого нами вида
отнесено на начало второго полугодия обучения в первом классе. Знакомство с
ними традиционная методика рекомендует осуществлять, опираясь на сравнение двух
множеств каких – либо предметов (круги, квадраты и т.п.). Для этого сначала
выполняется удаления пар предметов ( по одному из каждого множества ) до тех
пор, пока не будут исчерпаны все элементы из сравниваемых множеств. Затем выясняется,
поскольку предметов взяли и с каждого множества и сколько лишних осталось.
Внимание детей при этом акцентируется на том, что взяли столько элементов,
сколько их во множестве с меньшей численностью. После выполнения этих
практических действий осуществляется их перевод на математический язык : для
получения ответа на вопросы « На сколько больше? », « На сколько меньше ? »
достаточно из большего числа вычесть меньшее.
В качестве
альтернативного я предлагаю иной подход к введению задач на разностное
сравнение. Конкретную основу формируемого умственного действия в этом случае
составляет оперирование на дискретными множествами, а непрерывными величинами.
Преимущество такого подхода я вижу в том, что практические и мыслительные
операции максимально снижены во времени, а это обеспечивает большую
осознанность выбора арифметического действия. Для иллюстрации приведу фрагмент
урока. Оборудование : две ленты одинаковой ширины, но разной длины и цвета;
красная и синяя полоски бумаги одинаковой ширины, разбитые на клеточки ( семь
клеточек в красной и пять клеточек в синей ); набор геометрических фигур;
стеклянная банка и два одинаковых стакана; иллюстрация к задаче; учебник
математике.
Тема:
« Знакомство с задачами нового вида ».
Цель:
научить учащихся составлять задачи с вопросами « На сколько больше? » и « На
сколько меньше ? »; раскрыть тождественность этих вопросов; доказать, что
ответить на данные вопросы можно действием вычитания.
1.
Учитель показывает классу белую и черную
ленты и спрашивает:
–
Какая лента больше, а какая меньше?
(На
глаз видно, что белая лента длиннее.)
–
Докажите, что белая лента больше. Как это сделать?
По
предложению ребят учитель накладывает черную ленту на белую.
–
Почему же вы думаете, что белая лента больше? ( Потому что она такая же как
черная, и еще останется.)
–
Покажите, на сколько белая лента больше черной.
Вызванный
ученик показывает на незакрытую часть белой ленты.
–
У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше,
чем черная.
–
Тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты. Учитель берет ее в руку и
спрашивает : ( На сколько белая лента больше, чем черная.)
–
А еще что она показывает? ( На сколько черная лента меньше, чем белая.)
–
А как мы это нашли ? ( От белой ленты отрезали длину черной ленты и взяли
остаток.)
2.
– Сегодня мы с вами будем учиться и решать новые задачи с вопросами « На
сколько больше? » и « На сколько меньше? ».
Учитель
записывает эти слова на доске. Затем он демонстрирует классу красную и синюю
полоски и выясняет, сколько клеточек в каждой из них, какая из полосок
длиннее.
Составьте
об этих полосках две новые задачи. Какой вопрос мы поставим в первой задаче? А
во второй?
Дети
составляют задачи:
1.
В красной полоске 7 клеточек, а в синей 5
клеточек. На сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя?
В
красной полоске 7 клеточек, а в синей 5 клеточек. На сколько клеточек синяя
полоска меньше, чем красная?
Коллективно
выясняем, чем эти задачи похожи и чем отличаются.
–
Поработаем сначала над первой задачею. Повторите ее вопрос. Как с помощью
ножниц можно показать, на сколько красная полоска больше, чем синяя? ( Отрезать
от красной полоски часть в пять клеточек и посмотреть, сколько клеточек
осталось.)
–
А почему надо отрезать именно 5 клеточек ? ( Потому что 5 клеточек в синей
полоске.)
Учитель
накладывает синюю полоску на красную и отрезает от последней часть в 5
клеточек. Затем берет в другую руку оставшуюся часть ( в 2 клеточки ) и
выясняет:
–
Что показывает эта часть красной полоски? ( На сколько красная полоска больше,
чем синяя .)
–
А как мы ее получили? ( От красной полоски отрезали столько клеточек, сколько
их в синей, и взяли то, что осталось. )
–
Дайте ответ на вопрос задачи. ( Красная полоска на 2 клеточки больше, чем
синяя.)
–
Скажите, ребята, а без ножниц мы могли бы узнать, на сколько красная полоска
больше, чем синяя?
Некоторые
из детей предлагают оторвать часть красной полоски, а другие – решить ее
действием вычитания.
–
Обо всем, что мы свами делали с полосками, можно рассказать на математическом
языке.
Учитель
осуществляет этот перевод, сопровождая каждый шаг соответствующий записью: «
Надо узнать, на сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя. Беру
красную полоску, в ней 7 клеточек. ( Пишет 7. ) Смотрю на синюю, в ней 5
клеточек. ( Отступив, пишет 5.) Значит, надо отрезать 5 клеточек. Отрезаю. (
Пишет «-» между цифрами 7 и 5. ) Вычисляю 7 минус 5, получится 2 ».
На
доске записано : 7 – 5 = 2 .
–
Что мы записали? ( Решение задачи. )
–
Что означает число в этой записи? Число 5? Почему поставили знак «минус». (
Потому что отрезали 5 клеточек из семи.)
–
А почему мы отрезали именно 5 клеточек ? ( Потому что 5 клеточек в синей
полоске.)
–
Что показывает число 2? ( Сколько клеточек осталось. На сколько клеточек
красная полоска больше, чем синяя. )
–
Значит, мы ответили на первый вопрос? Учитель обращает внимание учащихся на
запись, сделанную на доске при сообщении темы и цели урока: « На сколько
больше? » , « На сколько меньше? »
Какой
еще вопрос мы ставили к условию задачи? ( На сколько синяя полоска меньше, чем
красная?)
–
Кто знает ответ на этот вопрос? Почему ответ такой же ? (Потому что если
красная полоска на 2 клеточки больше, чем синяя, то синяя полоска на 2 клеточки
меньше, чем красная.)
–
Нужно ли нам записывать решение второй задачи? ( Нет, потому что такое же, как
и для первой задачи. )
–
Каким же арифметическим действием можно найти ответ на вопрос « На сколько
красная полоска больше, чем синяя?». ( Вычитанием.)
–
А на вопрос « На сколько синяя полоска меньше, чем красная?». ( Тоже
вычитанием.)
3.
Демонстрация сосудов с жидкостью ставит перед учащимися проблему: « Как узнать,
на сколько в банке сока больше, чем в стакане? », а наличие пустого стакана
подсказывает способ ее решения поэтому дети очень быстро предлагают отлить из
банки стакан сока, а то, что в ней останется, покажет, на сколько в банке сока
больше, чем в стакане.
4.
Учитель вывешивает иллюстрацию, на которой изображены кувшин и чайник. В
кувшине молоко, а в чайнике вода. Расскажите условие задачи. О чем можно
спросить?
Ученики
должны составить задачу с двумя вопросами : « На сколько больше? » и « На
сколько меньше? ».
–
Положите каждый у себя на парте столько желтых квадратов, сколько стаканов молока
в кувшине. Сколько положили? ( 9 желтых квадратов.)
–
Справа в том же ряду, отступив, положите синих кругов столько, сколько стаканов
воды в чайнике. Сколько положили? ( 6 синих кругов.)
Покажите
где у вас молоко? А где вода? Дети движением руки обводят желтые, а затем синие
фигуры.
–
Повторите первый вопрос задачи. Можем мы на него ответить сразу? ( Можем,
потому что знаем, сколько стаканов молока в кувшине и сколько стаканов воды в
чайнике.)
–
Каким действием можно дать ответ на этот вопрос? Почему вычитанием? ( Потому
что надо из кувшина отлить молока столько, сколько воды в чайнике, и узнать,
сколько молока осталось.)
Запишем решение
задачи. Комментирует Володя.
Вова рассказывает:
«Надо узнать на сколько молока больше, чем воды. В кувшине 9 стаканов молока.
Пишу 9. В чайнике 6 стаканов воды. Значит, надо отлить из кувшина 6 стаканов.
Пишу: минус 6. Вычисляю: 9 минус 6,получится 3».
– Что показывает
число 3? Дайте ответ на вопрос задачи. Правильно ли мы решили задачу? Давайте
проверим с помощью геометрических фигур.
Учитель выставляет
на магнитную доску, на которой выложены желтые квадраты и синие круги, как это
уже сделали ребята на партах, и спрашивает:
– Как найти, на
сколько стаканов молока больше, чем воды? ( Надо отлить 6 стаканов молока, а потом
узнать, сколько стаканов молока еще осталось. )
– Почему надо
отлить именно 6 стаканов молока? ( Потому что столько воды в чайнике. )
Начнем « отливать
» молоко из нашего « кувшина ». Рассказывай , Арина как ты это будешь делать.
Все выполняем вместе с Ариной.
Арина
комментирует: « Беру 6 желтых квадратов и убираю их. Считаю, сколько желты
квадратов осталось: 1,2,3.
Осталось 3 желтых
квадрата».
– Что показывают
оставшиеся 3 желтых квадрата? ( Что молока больше, чем воды, на 3 стакана.)
– Значит, мы
правильно решили задачу? ( Да, правильно.)
– А на сколько
воды меньше, чем молока? ( Тоже на 3 стакана.)
– Почему? ( Потому
что если молока на 3 стакана больше, чем воды, то воды на 3 стакана меньше, чем
молока.)
– Какую задачу мы
решили? Дети повторяют условие и 2 вопроса к нему.
– Каким действием
решали? ( Вычитанием.)
Тема:
«Первичное закрепление способа решения задач на разностное сравнение чисел ».
Цель:
закрепить в сознании учащихся, что для ответа на вопрос « На сколько больше? »
и « На сколько меньше? » следует вычитать.
Учитель
обычным образом организует работу по учебнику.
При
подведении итогов урока детям предлагается ответить на вопрос: « Что нового они
узнали на уроке? » и показать, на сколько один из начерченных на доске отрезков
больше другого, стирая с доски часть большего отрезка, равную меньшему из них.
Уже
в ходе первичного закрепления при обосновании выбора действия вычитания многие
дети отвечают: « Потому что в задаче спрашивается на сколько больше (меньше)».
Это свидетельствует об их готовности осознанному обобщению способа решения
задач на разностное сравнение. Однако спешить с переходом к арифметическому
способу решения (без использования схематических рисунков, практических
действий с «заменителями» тех объектов, о которых говорится в задаче) нельзя.
Необходимо, чтобы выбор действия был осознан каждым учеником класса. Поэтому на
последующих уроках я предлагаю решать задачи на разностное сравнение чисел и
практическим и арифметическим способом. Задачи этого вида я регулярно включаю в
устные упражнения на уроках закрепления по данной теме. В результате такой
организации работы дети уверенно справляются с решением трудных для них задач.
Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ
Математика – 1 класс
Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0.
Сложение и вычитание.
Тема: Задачи на разностное сравнение.
Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»
Авторы учебников и печатных тетрадей: В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012
Формируемые УУД:
Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.
Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.
Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.
Коммуникативные: Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.
Задачи на разностное сравнение
Урок 1
Тема урока: Задачи на разностное сравнение
Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
Учить решать задачи на разностное сравнение.
Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.
Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование урока:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Актуализация знаний:
Устный счёт.
1) – Счёт до 20 вперёд и обратно.
– Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.
– Покажите число, следующее за числом 12 (13).
– Покажите число предыдущее числу 18 (19).
-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
– Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)
– Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)
– Назовите соседей числа 15 (14, 16)
2) – Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?
«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)
– Исправьте условие и решите задачу.
«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?»
3) Задание № 5 на стр. 12
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь
3. Самоопределение деятельности
Практическая работа:
– Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.
– Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?
– Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).
– Каким действием будем решать эту задачу?
4. Постановка учебной задачи.
– Два разных ученика решили эту задачу по-разному.
Один решил так: 5 – 4
Другой решил так: 4 – 5
– Объясните, кто прав?
Чем будем заниматься на уроке? (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
Выстраивается алгоритм действия.
– Прочитайте правило по учебнику на стр. 11
6. Первичное закрепление.
Выполнение задания 1 на стр.11
VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 2,3 с. 24 в тетради на печатной основе
Физпауза
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!
Распремляясь, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо-влево, раз и два –
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули все слегка.
8. Вторичное закрепление
а) Работа в группах. №2 -1группа , №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)
б) Выполнение задания №4 с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.
в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе
№ 4, с.112 учебника
9. Рефлексия.
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я научился…
– Мне захотелось…
– На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?
- Ничего не понял на уроке
- Всё понятно
- Хочу знать больше