Как составить задачу по формуле для 7 класса

                                
МБОУ Уршельская средняя общеобразовательная школа

                                                      
Разработка урока по теме:

        РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ

                        
( педагогическая разработка учителя естественно –
математического цикла

                                                                        
« Современный урок: метапредметный подход»)

                                                                                                                                                               
Выполнила: Круглова Ольга Николаевна

                                                          
                                                                                                          учитель
математики и информатики

                                                                                                                    
                                                       МБОУ Уршельская сош

                                                   
                            2014г.

Общие
сведения.

Фамилия,
имя, отчество

Круглова
Ольга Николаевна

Стаж
работы

16
лет

Квалификационная
категория

высшая

Предмет

алгебра

УМК

 «Алгебра 7» , М:Просвещение – 2011г.

Ф.
И. О.  автора учебника

Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б.Суворова

Тема
урока

Решение задач с помощью
формул сокращённого умножения.

Класс

7
класс

Краткая
характеристика класса

  В классе 21 учащийся: 9 мальчиков, 13 девочек.
Класс в целом дружный. Дети заинтересованы в общих делах класса. Оказывают
взаимопомощь. Успеваемость в классе достаточно хорошая. 8 учащихся учатся на
«хорошо» и «отлично».  В классе есть 3 отличника. Выделяется группа ребят
48%, у которых наблюдается высокий уровень работоспособности. Они активны на
уроках, регулярно выполняют домашние задания, проявляют интерес к математике.
Темп работы таких детей высокий, поэтому требуются дополнительные задания для
самостоятельной работы учащихся на уроках. В классе есть дети со средней
работоспособностью – 35%. Они быстро устают, их активность замедляется,
поэтому эта группа детей требует более детального, поэтапного разбора
материала. Но эти  ребята стараются учиться, понять материал, задают вопросы,
если что-то не понятно. Есть дети- 17%, которые пассивны на уроках, имеют
большие пробелы в знаниях, часто затрудняются с выполнением домашнего
задания. У 75% детей развита система «видеть», у 25% – система «слышать». 
Поэтому при предъявлении  информации возникает необходимость как можно больше
использовать  наглядного материала. У 30% учащихся повышенный уровень
тревожности по факторам «проверки знаний». Поэтому перед проверочными
работами следует настраивать ребят на доброжелательную эмоциональную
атмосферу. Необходимо акцентировать внимание на мотивационном компоненте
урока, развивать практическую направленность учебной деятельности,
использовать самопроверку и взаимопроверку, в конце урока подводить итоги,
поощрять даже за небольшие успехи. Проблем с дисциплиной и порядком в данном
классе нет. При планировании урока психологические особенности класса были
учтены, это и определило выбор методов и приёмов изложения материала.

Пояснительная
записка к уроку.

Организация учебной деятельности в современной школе
предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам
и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска,
широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.

Данный урок  входит в заключительную серию уроков по
теме «Формулы сокращённого умножения». Рассчитан на 45 минут.  Урок состоит из
трёх основных блоков, на каждом из которых максимально создана ситуация
активного включения ребенка в учебный процесс.

1 блок –Мотивационно  – ориентировочный.
Задает
общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые  действия учащихся на
уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать. Здесь анализируются
имеющиеся знания и умения по теме урока., происходит обращение к
индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока. Данный
анализ должен натолкнуть ребят на проблему, решение которой предлагается
рассмотреть на уроке. Вместе с учащимися ставится цель урока.

2 блок –организационно – деятельностный.
 Учащиеся
решают задачи на применение уже известных формул, но в новых ситуациях. Для
решения этих задач составляют математические модели с использованием формул
сокращённого умножения. Активно дискутируют, обсуждают решения. Демонстрируют
свои решения, которые получили при выполнении задания. Сравнивают свои решения
с решениями сверстников и учителя. В результате, знания, полученные учениками
на уроке становятся более обобщёнными и цельными и учащиеся самостоятельно
смогут ответить на вопрос: «Где и как применяются формулы сокращенного
умножения?». Одновременно учащиеся стараются дать адекватную оценку своей
деятельности и своим результатам, работая с картой самооценивания.

           3 блок –рефлексивно
– оценочный.
Здесь ученики осознают свою деятельность,
полученные результаты, возникшие трудности и проблемы. И отвечают на вопросы:

Что
нового каждый из нас узнал на уроке? Что каждый из нас делал сегодня на
занятии?  Что было главным?
Какая цель была нашего
урока?
Каковы основные результаты? Достигли
ли мы  цели?  Подводят итоги своей работы – выставляют две оценки за урок: за
полученный результат и за процесс получения результата. Конечно же, наша
сегодняшняя система оценивания предполагает выставление оценки в журнал за
результат( нам до сих пор твердят: «не важно как, главное результат» и требует
от учителей дать этот результат), но ведь деятельность, которую осуществляет
ученик на пути достижения к результату тоже очень важна. Поэтому  можно
выставить в журнал оценку за процесс получения результата, например,  хотя – бы
одну оценку за имеющуюся положительную динамику при изучении какой – то темы
(не за каждый урок!). Конечно она «погоды» не сделает, зато поощрение за
небольшие успехи стимулирует  ребёнка к дальнейшему продвижению.  И, что тоже
важно –
ученики учатся оценивать собственные
умения, сравнивая себя не с одноклассниками, а  только с собой вчерашним.

Конспект – сценарий урока.

·        
Тема: Решение
задач с помощью формул сокращённого умножения.

·        
Класс: 7 класс.

·        
Цель:  Формирование
оценочной деятельности на уроке математики при  решении задач с помощью формул
сокращённого умножения.

·        
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

в личностном
направлении
:

Ø 
продолжать
развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи;

Ø 
развивать  
умение  контролировать   процесс  и  результат   учебной  математической   
деятельности;

Ø 
прививать
умение  ответственного отношения  к результатам своего труда;

Ø 
расширить
кругозор;

Ø  развить навыки сотрудничества
со сверстниками, воспитать  чувство товарищества, чувство ответственности за
общее дело;

Ø  развить умение
оценивать свою деятельность, усваиваемое содержание;

Ø  продолжать развивать
умение адекватно понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Ø  развить логическое и
алгоритмическое мышление.

в метапредметном
направлении:

Ø  научить  применять полученные
знания в повседневной жизни;

Ø 
формировать 
понимание    сущности    алгоритмических    предписаний   и   развивать 
умение    действовать  в  соответствии   с  предложенным  алгоритмом;

Ø 
развивать
умение выражать свои мысли,  вступать в диалог и
 сотрудничать с другими  людьми в
поиске необходимой  информации;

Ø 
продолжать
развивать умение вести поиск и выделять необходимую информацию, анализировать
ход и способ действий, выбирать наиболее эффективный способ решения задач;

Ø 
развивать
способность строить  логическую  цепь  рассуждений
  и способность  структурировать 
найденную  информацию  в  нужной  форме;

Ø 
развить
умение интерпретировать результат, аргументировать своё мнение и позицию;

Ø 
формировать
умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости, используя
знаково – символические средства;

Ø 
продолжить
развивать умение осуществлять операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия..

– в предметном направлении:

Ø  развить умения  читать
и записывать информацию в виде различных математических моделей;

Ø  развить умения составлять 
математическую модель задачи, переводить условия задачи с обычного языка на
математический;

Ø  развить умение планировать
действия в соответствии с поставленной задачей;

Ø  формировать  умение применять
формулы сокращённого умножения в различных ситуациях;

Ø  развивать вычислительные навыки .

  • Формы
    работы:
    парная, индивидуальная, фронтальная.
  • Оборудование
    урока:
    мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
  • Методы: проблемно
    –поисковый.
  • Технологическая карта
    урока:

№п/п

Этап
урока

Планируемый
результат

Действия
учителя

Действия
ученика

Формируемые
УУД

Время

ЭОР       (№ слайда)

                                                                                                     
1.  Мотивационно – ориентировочный блок

1.1

Этапа актуализации
знаний

Обращение
к индивидуальному опыту учащихся. Организация деятельности учащихся по
повторению материала,

понимание
степени важности урока.

1.Побуждает 
учащихся к деятельности и вызывает интерес к изучаемой теме на
личностно-значимом уровне: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работать с
формулами сокращённого умножения. Эта тема завершает изучение тождественных
преобразований целых выражений и является одной из самых важных тем, без
хорошего знания которой невозможно дальнейшее изучение алгебры. В 9 классе
вам предстоит сдавать экзамен, а задания из этой  темы обязательно будут в
экзаменационной работе.

2.Задаёт
вопрос: Вы знаете, как оценивается экзаменационная работа? А как бы вы
оценивали свои работы? А оценить себя -это важно уметь делать?

Предлагает
прочитать и осмыслить высказывания: 1)Мало что-то изобрести – нужно ещё
чтобы кто – нибудь оценил изобретение…(Кароль Ижиковский), 2) Критиковать
автора легко, но трудно его оценить (Люк де Клапье Вовенарг), Каждому слову –
своя оценка. (Владимир Борисов).

3.Организует
повторение изученного ранее материала,  и выявляет  затруднения в
индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Задаёт
вопрос: Какие формулы вы знаете?

4.Предлагает разгадать кроссворд:

1. Свойство
умножения, используемое при умножении одночлена на многочлен

2. Способ
разложения многочлена на множители

3. Значение
переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство

4. Равенство,
верное при любых значениях переменных

5. Выражение,
представляющее собой сумму одночленов

6. Слагаемые,
имеющие одну и ту же буквенную часть

7. Числовой
множитель у одночленов

5.Задаёт вопрос: Ребята, а
почему мы сейчас разгадывали именно этот кроссворд?

6.Организует фронтальную работу:

-прочитать правильно выражения:

а2, с2, 0,62,
(7х)2, n3, 23, 32 ;

2ах, 3аb, 4ху, ас, 6ак;

(а+с)2, (с-2)2, а22,
х2-36, а33

возвести в степень

    числа и выражения,

    представить виде

    квадрата и куба

    числа (выражения):

Возвести
в степень:

72,
0,32, 0,13, (Описание: http://festival.1september.ru/articles/559842/full_image002.gif)3,
(1Описание: http://festival.1september.ru/articles/559842/full_image004.gif)2,
(4х)2, (3а2)3

Представить в виде

квадрата:
4m2, 0,09а4, 121х6у8

куба: Описание: http://festival.1september.ru/articles/559842/full_image008.gif,
0,008р3, 125х6

-заменить звёздочку одночленом так, чтобы
получившееся равенство было тождеством:

7.Задаёт вопросы:

Что такое тождество?

Какие формулы вы применили?

Почему их назвали формулами сокращённого умножения?

8.Предлагает
ещё раз назвать и прочитать формулы:

1. Формулы
квадрата суммы и разности двух выражений

 2. Формула
разности квадратов

3. Формулы суммы
и разности кубов

4. Ещё
несколько полезных формул:

(а-b)2
= (b-а)2,    (-а-b)2 = (а+b)2, (-а+b)2
= (а-b)2

9.Задаёт
вопрос:

С какой целью применяют формулы сокращённого
умножения? Для чего они нужны?

10.Задаёт
вопрос: И всё?

1.Слушают
учителя  и подготавливаются к получению новых знаний.

2.
Отвечают на вопросы или высказываются по данному поводу, читают и стараются
осмыслить высказывания.

3.Отвечают
на вопрос: «квадрат суммы», «квадрат разности»,  «разность квадратов»,
«разность кубов», «сумма кубов», «куб суммы», «куб разности».

4.Отвечают
на вопросы учителя (разгадывают кроссворд) :

1.распределительное

2.
группировки

3.корень

4.тождество

5.многочлен

6.подобные

7.коэффициент

5.Отвечают
на вопрос:

чтобы повторить термины и определения, изученные в предыдущих темах

6.читают
выражения: квадрат числа или выражения, удвоенное или утроенное
произведение
.

Выполняют
действия: возводят в степень, представляют в виде квадрата или куба.

Предлагают
свои ответы.

7.Отвечают
на вопросы:

-Тождество
–верное равенство.

Формулы
сокращённого умножения.

-Можно
сразу записать результат.

8.Называют
и читают формулы.

9.Отвечают
на вопрос:
Для
упрощения выражений, разложения на множители многочленов.

10.
Задают ответный вопрос: А для чего ещё?

Извлечение
необходимой информации из текстов (П);

использование знаково-символических средств (П);

осознанное и
произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие
(П);

выполнение
пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии (Р);

волевая саморегуляция
в ситуации затруднения (Р);

 выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
(К);

 использование
критериев для обоснования своего суждения (К)

8

1-10

1.2

Этап проблематизации

Формулируют
затруднения, осознают проблему.

1.Ставит
проблему при решении практических задач: формулы вы знаете, а теперь
попробуйте решить  задачу.

-составьте
 фамилию математика  из букв, которые на доске (там должны быть лишние буквы!)

2.
Даю подсказку: расшифруйте фамилию математика, зная что

1)
(xy-1)(xy+1)

2)
16a2-24a+9

3) x2-4xy+4y2

4) 4x2-28xy+49y2
5) (3m-4n)(3m+4n)
6) 1-2b+b2

(Л) (2x-7y)2                                                                    

(И) 9m2-16n2                                                                   

(Д) (1-b)2                                                                         

(Е) x2y2-1

(К) (x-2y)2
(В) (4a-3)2

3.Знакомит
с историческим материалом:
Евклид – древнегреческий
математик, живший на рубеже
IVIII вв. до
н. э. автор знаменитого трактата «Начала», посвящённого элементарной
геометрии и теории чисел. В «Началах» Евклид  геометрически доказал
справедливость равенства

 (a + b)² = а²
+ 2а
b + b2 при
положительных значениях а и
b. В своём
доказательстве он

использовал
следующий чертёж:

Рисунок1Задаёт
вопрос: Как рассуждал Евклид? Попробуйте воспроизвести доказательство
Евклида?

1.Стараются составить фамилию.
(но так как букв намного больше, то это не получается). Осознают проблему.

2.Обсуждают способ решения
задачи; 
упрощают
выражения в тетради, соотносят полученные ответы с буквами, составляют
фамилию математика : Евклид.

3.Анализируют, высказывают свои
предположения, делают попытки или воспроизводят доказательство Евклида.

анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия (П);

подведение
под понятие (П);

структурирование
знаний (П);

осознанное и
произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая
саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
(К);
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве
разных позиций (К);

контроль и
оценка процесса и результатов деятельности(П);

самооценка
на основе критерия успешности(Л).

6

11-15

1.3

Этап
целеполагания

Осмысление
цели урока,

планирование
шагов решения проблемы (постановка учебных задач), предлагают выходы из
затруднений. Оценивание результатов деятельности учащихся.

1.Задаёт
вопрос: Так где нам могут пригодиться формулы сокращённого умножения? У
кого сразу получилось составить фамилию математика? Как можно оценить ученика(ФИ,
который сразу назвал фамилию)?(а если таких нет, то: Если бы ученик сразу
назвал фамилию – как его оценить?)

Предлагает
вернуться к слайду с высказываниями и объяснить как они их понимают.

2.Задаёт
вопрос: Так, что мы будем делать на уроке, какая наша цель?

А как вы
считаете, что на уроке можно оценить?(
организует
беседу, которая подводит ребят к выводу).

3.У
каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В
течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию
решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу- результат и процесс
получения результата.

4.Подводит
итог: Сегодня мы
 будем учиться оценивать
свою деятельность при решении задач с помощью формул сокращённого умножения.

Планирует(вместе с учащимися)  деятельность  (исходя из цели,
поставленной учениками):

Вспомним формулы сокращённого умножения;

-Потренируемся в решении задач на применение этих формул;

-сконструируем собственные модели для решения задач;

-Будем учиться оценивать свою деятельность.

5.Предлагает
оценить свою деятельность: Оцените свою деятельность и её результат
на карте самооценивания в разделах «устная работа»,
 
«Расшифровка фамилии математика. Воспроизведение доказательства».

1.Отвечают
на вопрос:

-При
решении разнообразных задач.

у кого
получилось –поднимают руки.

-высказывают
свои мнения, объяснения.

2.
Отвечают на вопрос:

-Будем
учиться записывать модели разных задач с использованием формул сокращённого
умножения (т.е. учиться решать задачи с помощью формул) и оценим свою
деятельность.

– вывод:
на уроке важно оценить не только результат, но и сам процесс получения
результата т.е. саму деятельность, которая привела к результату.

3.
Подписывают карточки самооценивания.

4.Вместе
с учителем составляют план работы.

5.Оценивают
свою деятельность и  результат своей деятельности на листах самооценивания.

самоопределение
(Л);

смыслообразование
(Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

 поиск и
выделение необходимой информации (П);    выбор наиболее эффективных способов
решения задач (П);

планирование
(П); 

прогнозирование
(П);  

осознанное и
произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая
саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
(К);

учет разных мнений (К);

 использование критериев для обоснования своего
суждения (К);

 контроль и оценка процесса и результатов
деятельности(П);

самооценка на основе критерия успешности(Л).

3

16,17

                                                                                        
2.Организационно – деятельностный блок

2.1

Этап
моделирования

 Решать
текстовые задачи алгебраическим способом, составив математическую модель. Добыть
информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание. Получить 
новые знания, донести свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь
математической терминологией).

1.Организует
работу по выходу из затруднений:  направляет учеников, активизирует их деятельность,
показывает, а в случае необходимости объясняет решение:

Я задумала два одночлена, нашла их сумму, нашла их
разность, перемножила полученные выражения и получила результат: 4х2
– 9у2.

2.Какие одночлены я задумала? Как ты узнал?

Какую формулу вы использовали?

Сформулируй ее.

3.Учитель
контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает
помощь слабоуспевающим ученикам.

4.Предлагает
оценить свою деятельность и результат: Оцените свою деятельность и
результат на карте самооценивания в следующем разделе.

1.Предлагают
способы решения задачи, самостоятельно решают поставленную задачу (составляют
математическую модель).

2.Отвечают
на вопросы:

2x и  3y

Так как здесь
формула-разность квадратов.

Разность
квадратов двух выражений равна:

2
– 9у2
=(2x + 3y) (2x -3y)

3. Задают возникшие вопросы.

4.Работают с
картой самооценивания.

анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация
(П); извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

моделирование
и преобразование моделей
разных типов  (П);

использование
знаково-символических средств (П);

установление
причинно-следственных связей (П); 

выполнение действий по алгоритму
(П);

осознанное и произвольное
построение речевого высказывания (П);

построение
логической цепи рассуждени
й (П);  доказательство (П);

выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью (К);

 адекватное
использование речевых средств для решения коммуникационных з
адач
(К);

формулирование
и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
(К);

использование критериев для обоснования своего
суждения (К).

следование в
поведении моральным нормам
и этическим требованиям (Л).

управление
поведением партнера (К);

осознание
ответственности за общее дело
(Л);

контроль и
оценка процесса и результатов деятельности(П);

самооценка
на основе критерия успешности(Л).

5

18

2.2

Физкультминутка

Сменить
деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

1.Предлагает
сменить вид деятельности.

1.Выполняют несложные физические
упражнения.

выполнение действий по образцу
(П);

3

19-29

2.3

Этап конструирования

Сконструировать
новый  алгоритм решения задачи на основе ранее изученного материала.

1.Предлагает
задачу:

Задумайте
число, умножьте его на себя, прибавьте к результату задуманное число,
прибавьте к сумме единицу, прибавьте задуманное число, скажите мне ответ и я
отгадаю, какое число вы задумали.

Отгадывает
числа учеников.

2.Предлагает
поработать в парах.

3.Предлагает
«поменяться местами» – сообщает свой результат.

4..Предлагает
учащимся выполнить самостоятельно работу с использованием новых знаний:

Задача Пифагора:
Докажите, что всякое нечетное число, кроме единицы, есть разность двух
квадратов.

5.Предлагает
эталон для проверки.

6.Знакомит
с историческим материалом:

В школе
Пифагора эта задача решалась геометрически.

Действительно,
если к квадрату со стороной n прибавить гномон, представляющий нечётное число
2n+1, то получится квадрат со стороной n+1, т.е. n2 + (2n+1) =
(n+1)2 или (n+1)2 – n2 = 2n + 1

7.Предлагает
выполнить оценивание: Оцените свою деятельность и результатна карте
самооценивания в разделе «Отгадывание задуманного числа», Задача Пифагора».

1.Загадывают число и выполняют
действия из алгоритма учителя, сообщают полученные результаты.

2.Учащиеся
работают парами,  вместе обсуждают решение задачи(делают выводы)

Составляют
математическую модель задачи:
x² + x + 1 + x =
=x² + 2x + 1 = (x + 1)²

Приводят
пример:

5·5
+ 5 + 1 + 5 = 36, тогда x = √36 – 1 = 6 – 1 = 5.

3.
Отгадывают число учителя.

4.Дети учатся находить информацию в
тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации.
Конструируют математическую модель:
1 способ.

(n+1)2 – n2
= (n+1-n)(n+1+n) = 2n + 1 нечётное число.

2 способ.

(n+1)2 – n2
= n2 + 2n + 1 – n2 = 2n + 1 нечётное число.

5. Демонстрируют 
свои решения, проверяют, анализируют свои решения и  решения на доске.

6.Слушают
учителя, делают запись в тетрадь.

7.Оценивают
свою работу.

анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация
(П);

извлечение из математических текстов
необходимой информации (П); использование знаково-символических средств (П);

осознанное и произвольное
построение речевого высказывания (П);

доказательство (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

осознанное
и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью (К);

использование критериев для обоснования
своего суждения (К);

контроль и
оценка процесса и результатов деятельности(П);

самооценка
на основе критерия успешности(Л).

9

30,31

2.4

Этап
презентации

Организовать коллективно –
самостоятельную работу, активный диалог между учащимися,

где они смогли бы выявить границы
применимости нового знания при выполнении задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг.

1.Предлагает
решить задачу «Эрудит»:
Любое натуральное число, оканчивающееся
цифрой 5, можно записать в виде 10а+5 (например: 25=210+5 Докажите, что для вычисления квадрата
такого числа можно к произведению а(а+1) приписать справа 25. например: 252=625
т.к. 2(2+1)=6

2.Предлагает
решить самостоятельно: 75,1152, а затем
проверить у доски.

3.Предлагает
оценить свою работу.

1.Предлагают
способы решения задачи, самостоятельно решают поставленные задачи. Составляют
математическую модель:
(10а + 5)² = 100a² + 100a + 25 = 100a(a
+1) + 25 = a (a +1) ·100 + 25.

Приводят 
примеры, подтверждающие решение и демонстрируют их на доске), например

452=4(4+1)100+25 = =2025

2.Решают
примеры, обсуждают то, или иное решение у доски.

3.Оценивают
деятельность и   результат своей деятельности на листах самооценивания.

нравственно-этическое
оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

понимание
текстов, извлечение необходимой информации (П); моделирование, преобразование
модели (П);

использование
знаково-символических средств (П);

установление
причинно-следственных
связей (П);

 выведение
следствий (П);

самостоятельное
создание алгоритмов деятельности (П);

выполнение
действий по алгоритму (П);

построение
логической цепи рассуждений (П);

доказательство
(П);

осознанное и
произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль,
коррекция, оценка (Р);

выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в
коммуникации (К);

постановка
вопросов (К);

адекватное
использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

контроль и
оценка процесса и результатов деятельности(П);

самооценка
на основе критерия успешности(Л).

6

32

                                                                                                 
 3. Рефлексивно – оценочный блок

3.1

Рефлексия
деятельности

отследить
эффективность урока  через рефлексию участников

1.Предлагает
определить степень успешности освоения новых знаний, задает вопросы:

Что
нового каждый из нас узнал на уроке?

Что
каждый из нас делал сегодня на занятии?

Что было
главным?
Какая цель была нашего урока?

Каковы
основные результаты?
Достигли ли мы  цели?

2.Ответить
на этот вопрос поможет оценочная карта.

3.Предлагает 
выставить оценку за урок: А как вы считаете, две оценки, которые вы
поставили себе за урок как – то взаимосвязаны?

Сравните
свою сумму баллов на сегодняшнем уроке и баллы, которые вы бы поставили себе
за предыдущийй урок – если есть положительная динамика, то прибавьте 1 балл.
Поставьте себе оценки за урок.

4.Предлагает
положить в коробки (их две: результат и процесс получения результата) жетон соответствующего
цвета(по ним учитель сразу сможет оценить эффективность урока ):

Красный
жетон  – «5»

Зелёный
жетон – «4»

Жёлтый
жетон- «3»

1.Кратко
формулируют свои ответы.

2.Работают
с картой самооценивания.

3.Подводят
итоги своей работы с помощью оценочной карты.

Отвечают
на вопрос: да

Сравнивают
свои результаты с предыдущими, выставляют оценки,

 сдают
карточки самооценивания.

4.Выбирают
жетон соответствующего цвета.

рефлексия способов и условий
действия (П);

 контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия
успешности (Л);

адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью (К);

 формулирование и аргументация
своего мнения, учет разных мнений (К);

использование
критериев для обоснования
своего суждения (К);

следование в
поведении моральным нормам
и этическим требованиям (Л).

3

33

3.2

Домашнее
задание

Организовать
работу учащихся с дополнительными источниками информации, закрепить новые
знания и умения

Предлагает
записать домашнее задание:

1.Составьте
(или подберите из дополнительных источников) задачи, при решении которых
используются формулы сокращённого умножения.

На «5» – три
задачи

На «4» – две
задачи

На «3» – одну
задачу

(предполагается,
что ученик должен и решить задачу).

2. Подумайте,
какие составляющие вашей деятельности необходимо изменить, чтобы улучшить
результат? Проработайте задания из классной работы, при выполнении которых
возникали трудности или были ошибки.

Поставьте
себе оценки за домашнее задание.

Записывают
задание в дневник, задают вопросы по домашнему заданию.

самоопределение(Л);

смыслообразование(Л);

выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К).

2

34

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся
    по данной теме, их умения и навыки применять
    формулы при решении задач;
  • Развивать логическое мышление, познакомиться с
    новой формулой.

Оборудование: таблицы, дидактические
карточки.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Актуализация прежних знаний

Учитель: Ребята мы с вами изучили
формулы сокращенного умножения. Теперь
посмотрим, как их можно применить при решении
задач.А теперь мы еще раз вспомним эти формулы.

II-1. Пока мы работаем устно один из вас, сделает
домашнюю работу.

1. Доказать, что при любом натуральном значении
а значение выражения:

(3а – 4)2а2 кратно 8.

2. Сторона одного квадрата на 2 см меньше стороны
другого квадрата а разность площадей этих
квадратов равна 24 см2 . Найти сторону
большего квадрата.

II-2 Устная работа.

Выбрать правильный ответ:

1) (а + в)2

2) (ав)2

3) а2в2

4) а3в3

5) а3 + в3

1) (а + в)(ав)

2) (а + в)(а2
ав + в2)

3) (ав)(а2 + ав + в2)

4) а2 + 2ав + в2

5) а2 – 2ав + в2

II-3 Нужно заполнить пустые клетки.

1) (* – 10а2)(* + *) = 0,49х6-*

2) (* – *)2 = * – 2а4х2 + *

3) * + 6х3у2 + * = (* + *)2

4) (5х – *)(* + 10 ху + 4у2) = *3-*3

5) *3 + *3 = (* + m)(9а2 – 3аm
+ *)

III. Применение формул сокращенного умножения
при решении задач

1) Представить в виде многочлена:

а) (3р – 4с)2

в) (2а + 7в)2

2) Разложить на множители :

а) 16m2 – 25n4

в) х3-1000

с) 8у3 + 27

3) Доказать, что при любом натуральном значении n
значение выражения (n+9)2-(n-7)2
кратно 32.

4) Известно, что разность квадратов двух
последовательных натуральных чисел равна 81.
Восстановите эти числа.

5) Докажите, что разность квадратов двух
последовательных нечетных чисел кратна 8.

6) Отрезок длиной в 20см разделен на две части, и
на каждой из них построен квадрат. Найдите
стороны квадратов, если разность их площадей
равна 40см2.

С задачами мы справились. В каждом из этих задач
мы с вами применяли формулы сокращенного
умножения.

Мы с вами знаем возведение в квадрат только
двух слагаемых.

Еще Евклид в древности знал эти формулы. А
почему только двух слагаемых, а может быть,
возьмем три слагаемых, четыре слагаемых или
больше. Каким будет результат, давайте попробуем.

(а + в + с)2 = (а + в + с)(а
+ в + с) = а2 + в2 + с2
+ 2ав + 2вс + 2ас.

(а + в + с + d)2 = (а + в + с
+ d)((а + в + с + d) = а2 + в2
+ с2 + d2 + 2ав + 2вс + 2сd + 2ас
+ 2аd + 2вd

А теперь сделаем вывод и попробуем дать
определение этой формуле.

Квадрат суммы нескольких выражений равен сумме
квадратов этих выражений, сложенной с удвоенными
произведениями выражений, взятых по два.

А теперь попробуем на примере:

1) (2х + у + 3z)2

2) (а + 2в + 4с)2


IV. Работа по тестам, где применяются формулы
сокращенного умножения.

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание

№520, возвести в квадрат 5 и 6 слагаемых.

Задачи на плотность, массу и объем с решением

Формулы, используемые по теме «Задачи на плотность, массу и объем с решением»

Название величины

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Масса

m

кг

m = ρ * V

Объем

V

м3

 V = m / ρ

Плотность

ρ

г/см3,
кг/м3

ρ = m / V

Плотность равна отношению массы тела к его объёму. Плотность обозначают греческой буквой ρ (ро).


ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1.
 Найдите плотность молока, если 206 г молока занимают объем 200 см3?

задача 4


Задача № 2.
 Определите объем кирпича, если его масса 5 кг?

задача 5


Задача № 3.
 Определите массу стальной детали объёмом 120 см3

задача 6


Задача № 4.
 Размеры двух прямоугольных плиток одинаковы. Какая из них имеет большую массу, если одна плитка чугунная, другая — стальная?

Решение: Из таблицы плотности веществ (см. в конце страницы) определим, что плотность чугуна (ρ2 = 7000 кг/м3) меньше плотности стали (ρ1 = 7800 кг/м3). Следовательно, в единице объема чугуна содержится меньшая масса, чем в единице объема стали, так как чем меньше плотность вещества, тем меньше его масса, если объемы тел одинаковы.


Задача № 5.
 Определите плотность мела, если масса его куска объемом 20 см3 равна 48 г. Выразите эту плотность в кг/м3 и в г/см3.

Ответ: Плотность мела 2,4 г/см3, или 2400 кг/м3.


Задача № 6.
 Какова масса дубовой балки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,04 м2 ?

ОТВЕТ: 160 кг.

Указания к решению. Из формулы для плотности получаем m = p • V. С учетом того, что объем балки V = S • l , получаем: m = p • S • l.
Вычисляем: m = 800 кг/м3 • 0,04 м2 • 5 м = 160 кг.


Задача № 7.
 Брусок, масса которого 21,6 г, имеет размеры 4 х 2,5 х 0,8 см. Определить, из какого вещества он сделан.

ОТВЕТ: Брусок сделан из алюминия.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ


Задача № 8 (повышенной сложности).
 Полый медный куб с длиной ребра а = 6 см имеет массу m = 810 г. Какова толщина стенок куба?

ОТВЕТ: 5 мм.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ


Задача № 9 (олимпиадный уровень).
 Масса пробирки с водой составляет 50 г. Масса этой же пробирки, заполненной водой, но с куском металла в ней массой 12 г составляет 60,5 г. Определите плотность металла, помещенного в пробирку.

ОТВЕТ: 8000 кг/м3

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ

Задачи на плотность,
массу и объем с решением


Справочный материал для
«Задачи на плотность, массу и объем«

Задачи на плотность, массу и объем с решением

Таблица плотности веществ.

Задачи на плотность, массу и объем с решением. Таблица плотности веществ.

Как, зная только массу, рассчитать плотность?

  1. Если объем тела (вещества) неизвестен или не задан явно в условиях задачи, то попытайтесь его измерить, вычислить или узнать, используя косвенные (дополнительные) данные.
  2. Если вещество сыпучее или жидкое, то оно, как правило, находится в емкости, которая обычно имеет стандартный объем. Так, например, объем бочки обычно равен 200 литров, объем ведра – 10 литров, объем стакана – 200 миллилитров (0,2 литра), объем столовой ложки – 20 мл, объем чайной – 5 мл. Об объеме трехлитровых и литровых банок нетрудно догадаться из их названия.
  3. Если жидкость занимает не всю емкость или емкость нестандартная, то перелейте ее в другую тару, объем которой известен.Если подходящей емкости нет, перелейте жидкость с помощью мерной кружки (банки, бутылки). В процессе вычерпывания жидкости просто посчитайте количество таких кружек и умножьте на объем мерной тары.
  4. Если тело имеет простую форму, то вычислите его объем, используя соответствующие геометрические формулы. Так, например, если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда, то его объем будет равен произведению длин его ребер. То есть: Vпар. = a • b • c, где Vпар. – объем прямоугольного параллелепипеда, а a, b, c — значения его длины, ширины и высоты (толщины), соответственно.
  5. Если тело имеет сложную геометрическую форму, то попробуйте (условно!) разбить его на несколько простых частей, найти объем каждой из них отдельно и затем сложить полученные значения.
  6. Если тело невозможно разделить на более простые фигуры (например, статуэтку), то воспользуйтесь методикой Архимеда. Опустите тело в воду и измерьте объем вытесненной жидкости. Если тело не тонет, то «утопите» его с помощью тонкой палочки (проволоки).
  7. Если объем вытесненной телом воды посчитать проблематично, то взвесьте вылившуюся воду, или найдите разность между начальной и оставшейся массой воды. При этом, количество килограммов воды будет равняться количеству литров, количество граммов – количеству миллилитров, а количество тонн – количеству кубометров.

Задачи на плотность,
массу и объем с решением

ВОПРОСЫ ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ САЙТА

Публикуем популярные вопросы от наших пользователей, оставленные в поле Комментариев. Прежде чем написать свой вопрос, проверьте: нет ли похожей задачи в начале статьи в разделе «Примеры решения задач» или среди вопросов в данном разделе!

Вопрос № 1. Длина стального листа 120 см, ширина 60 см, толщина 10 мм. Определить массу одного листа.

ОТВЕТ:≈ 56 кг.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ

Вопрос № 2. Какова масса платинового стержня, объём которого равен 21 дм3 ?

ОТВЕТ: 451,5 кг.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ

Вопрос № 3. Определить плотность бензина, если бак с бензином ёмкостью 20 литров имеет массу 14,2 кг?

Ответ: 710 кг/м3

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ

Вопрос № 4. Масса бетонного блока, имеющего форму параллелепипеда, равна 12 кг. Какой станет масса блока, если одну его сторону увеличить в 2 раза, вторую – в 2,5 раза, а третью оставить без изменения?

ОТВЕТ: 60 кг.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ

Вопрос № 5. Сколько рейсов должен сделать самосвал грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти 100 м3 гранита? Плотность гранита 2600 кг/м3.

ОТВЕТ: 52 рейса.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ

Вопрос № 6. Плотность некоторого раствора 1300 кг/м3. После того как в этот раствор добавили 10 л воды (деминерализованной) плотность этого раствора стала 1290 кг/м3. Сколько литров раствора было с исходной плотностью?

ОТВЕТ: 290 литров.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть РЕШЕНИЕ


Конспект урока по физике в 7 классе «Задачи на плотность, массу и объем с решением»Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к теме: «ЗАДАЧИ на силу тяжести и вес тела».
  • Вернуться к Списку конспектов по физике для 7-11 классов
  • Найти конспект через Кодификатор ОГЭ по физике
  • Найти конспект через Кодификатор ЕГЭ по физике

В 7 классе курс алгебры усложняется. В программе появляется много интересных тем. В 7 классе решают задачи на разные темы, например: «на скорость (на движение)», «движение по реке», «на дроби», «на сравнение величин». Мастерство с легкостью решать задачи указывает на высокий уровень математического и логического мышления. Безусловно,с удовольствием решаются только те, которые легко поддаются и получаются.

Как решать задачи за 7 класс по алгебре

Инструкция

Разберем, как решать более распространенные задачи.

При решении задач на скорость надо знать несколько формул и уметь правильно составить уравнение.

Формулы для решения :

S=V*t – формула пути;

V=S/t – формула скорости;

t =S/V – формула времени, где S – расстояние, V – скорость, t – время.

На примере разберем, как решать задания такого типа.

Условие: Грузовой автомобиль на путь из города «А» в город «Б» потратил 1,5часа. Второй грузовой автомобиль потратил 1,2 часа. Скорость второго автомобиля больше на 15 км/ч., чем скорость первого. Найти расстояние между двумя городами.
Решение: Для удобства применяйте следующую таблицу. В ней укажите то, что известно по условию:

1 авто 2 авто

S X X

V X/1,5 X/1,2

t 1,5 1,2

За Х примите то, что надо найти, т.е. расстояние. При составлении уравнения будьте внимательнее, обратите внимание, чтобы все величины были в одинаковом измерении (время – в часах, скорость в км/ч). По условию скорость 2-го авто больше скорости 1-го на 15 км/ч, т.е. V1 – V2=15. Зная это, составим, и решим уравнение:

X/1,2 – X/1,5=15

1,5Х – 1,2Х – 27=0

0,3Х=27

Х=90(км) – расстояние между городами.

Ответ: Расстояние между городами 90 км.

При решении задач на “движение по воде” необходимо знать, что существуют несколько видов скоростей: собственная скорость (Vс), скорость по течению (Vпо теч.), скорость против течения (Vпр. теч.), скорость течения (Vтеч.).

Запомните следующие формулы:

Vпо теч=Vс+Vтеч.

Vпр. теч.=Vс-Vтеч.

Vпр. теч=Vпо теч. – 2Vтеч.

Vпо теч.=Vпр. теч+2Vтеч.

Vс=(Vпо теч.+Vпр теч.)/2 или Vс=Vпо теч.+Vтеч.

Vтеч.=(Vпо теч. – Vпр. теч)/2

На примере, разберем, как их решать.

Условие: Скорость катера по течению 21,8км/ч, а против течения 17,2 км/ч. Найти собственную скорость катера и скорость течения реки.

Решение: Согласно формулам: Vс=(Vпо теч.+Vпр теч.)/2 и Vтеч.=(Vпо теч. – Vпр. теч)/2, найдем:

Vтеч = (21,8 – 17,2)/2=4,62=2,3 (км/ч)

Vс = Vпр теч.+Vтеч=17,2+2,3=19,5 (км/ч)

Ответ: Vc=19,5 (км/ч), Vтеч=2,3 (км/ч).

Задачи на сравнение величин

Условие: Масса 9 кирпичей на 20 кг больше, чем масса одного кирпича. Найти массу одного кирпича.

Решение: Обозначим за Х (кг), тогда масса 9 кирпичей 9Х (кг). Из условия следует, что:

9Х – Х=20

8х=20

Х=2,5

Ответ: Масса одного кирпича 2,5 кг.

Задачи на дроби. Главное правило при решении таких такого типа задач: Чтобы найти дробь от числа, надо это число умножить на данную дробь.

Условие: Турист был в пути 3 дня. В первый день он прошел? всего пути, во второй 5/9 оставшегося пути, а в третий день – последние 16 км. Найти весь путь туриста.

Решение: Пусть весь путь туриста равен Х (км). Тогда в первый день он прошел? х (км), во второй день – 5/9(х -?) = 5/9*3/4х = 5/12х. Так как в третий день он прошел 16 км, то:

1/4х+5/12х+16=х

1/4х+5/12х-х= – 16

– 1/3х=-16

Х=- 16:(-1/3)

Х=48

Ответ: Весь путь туриста равен 48 км.

Полезный совет

Чтобы с легкостью решать задачи, надо научиться переводить их на “язык чисел”, используя некоторые хитрости. Составление таблиц и схем максимально помогает понять условие задачи, отношения величин. Так же облегчает процесс составления уравнений. Безусловно, надо знать необходимы формулы.

Источники:

  • Информация и задачи взяты из книги “Большой справочник. Математика. Для школьников и поступающих в вузы” Издательский дом “Дрофа”.
  • расстояние скорость время решение задач

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг…

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате…

ГИА Задачи на движение(движение протяженных тел)

Обучающий модуль для дистанционной самоподготовки…

Методическая разработка по математике “Решение тестовых задач Единого Государственного Экзамена по математике: задачи на движение”

Решения тестовых задач ЕГЭ по математике по теме “Задачи на движение” всегда вызывают сложности у учащихся. Методическая разработка сделана для того ,чтоб было более ясно и проще выполнять данные зада…

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме…

Скорость, движение, время. Задачи на движение.

В данном пособии собраны задачи на движение. При составлении систем для таких задач обычно не требуется никаких особенных математических знаний. Требуется лишь здравый смысл и понимание того, что расс…

«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»

Суть технологии подводящих задач – это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр…

Добавить комментарий