смотреть урок вместе с ребёнком
По рисунку и краткой записи нужно составить задачу и решить ее.
Рассмотрим рисунок. Что на нем изображено? На рисунке мы видим загон. Загон – это загороженное место для домашних животных. В загоне телята. Сколько телят нарисовано в загоне? Трудно сосчитать, так как часть телят не видна. Что произошло? Несколько телят выбегают из загона. Сколько телят осталось в загоне? Тоже не ясно. А что поможет определить количество телят, которые были, убежали и остались? Нам поможет краткая запись. Познакомимся с ней: “Было двенадцать телят, убежало несколько телят, осталось семь телят”.
Составим условие задачи: “В загоне было двенадцать телят. Несколько телят убежало. Осталось в загоне семь телят”. А какой вопрос подберем к этому условию? Если вопросительный знак стоит возле “убежали”, то мы не знаем, сколько телят убежало.
Повторим текст с начала до конца вместе с вопросом: “В загоне было двенадцать телят. Несколько телят убежало. Осталось семь телят. Сколько телят убежало?”.
А теперь нужно решить задачу. Что мы знаем? Знаем, что всего было двенадцать телят. И знаем, что семь телят осталось. Можем узнать, сколько телят убежало. Как можно сказать про телят, которые убежали, используя числа двенадцать и семь? Двенадцать без семи. Выложим двенадцать кружков. Каждый кружок означает одного теленка, который был в загоне. Двенадцать без семи. Отодвинем слева семь кружков. Что показывают кружки в кольце? Сколько телят убежало. Какое выполним решение? Из двенадцати вычесть семь получится пять. Проверим. Сосчитаем кружки в кольце: один, два, три, четыре, пять. Убежало пять телят.
Ответ: пять телят.
Используя ситуацию, предложенную на рисунке, и краткую запись, мы составили и решили задачу на нахождение неизвестного вычитаемого.
смотреть урок вместе с ребёнком
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.
Цели: через сравнение и наблюдение
познакомить с задачами на сложение и вычитание;
учить составлять задачи на сложение и вычитание
по рисунку.
Задачи:
образовательные: формировать вычислительные
навыки, умение решать задачи на сложение и
вычитание;
развивающие: содействовать развитию
мышления, внимания, математической речи
воспитательные: прививать интерес к
предмету.
Оборудование: учебник Математика 1 класс
М.И.Моро, индивидуальные карточки, плакат “Что
такое задача?”, “Структура задачи”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
– На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки.
Поднимите рисунок, который соответствует вашему
настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение
сохранилось у вас до конца урока.
II. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке присутствует герой одного
произведения. Послушайте загадку и скажите, как
его зовут:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино)
– Вы должны думать, правильно считать,
внимательно слушать, чтобы нашему герою было
интересно на уроке и ему захотелось учиться.
1. Индивидуальная работа.
Три ученика у доски заполняют пропуски.
2. Фронтальная работа.
а) воспроизведение ряда чисел от 0 до 10
– Какое число идет за числом о, 2, 5, 8?
– Какое число идет перед числом 1, 3, 5, 7, 10?
– Назовите соседей чисел 1, 6, 9.
– Назовите числа по порядку от 1 до 7; от 2 до 8; от 10
до5; от 9 до 2.
– Назовите числа через одно от 0 до 10; от 2 до 10.
б) Игра “Составим поезд”.
– Номера вагонов зашифрованы с помощью
примеров. Вычислите и поставьте вагоны в порядке
возрастания номеров.
в) Игра “Веселый мяч”. Учитель кидает мяч и
предлагает рифмованные загадки. Отвечает тот,
кто поймал мяч.
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
Четыре сороки пришли на уроки,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок?
Как-то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
Два грибочка, три грибочка.
Сколько будет?
Ровно …
Двое шустрых поросят
Так замерзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им?
г) Проверка индивидуальной работы с помощью
“Светофора”. Правильно выполнено – зеленый,
допущена ошибка – красный.
Молодцы! Хорошо поработали!
III. Самоопределение к деятельности.
1. Повторение пройденного на предыдущем уроке
(плакат).
– Что такое задача?
– В каких ситуациях вашим родителям приходится
решать задачи?
– Назовите составные части задачи.
2. Подготовка к восприятию нового материала. (На
доске рисунки)
– Составьте по рисунку четыре равенства.
(3 + 1 = 4 – к 3 маленьким машинкам прибавили 1
большую, получили 4 машинки;
1 + 3 = 4 – к 1 большой машинке прибавили 3
маленьких, получили 4 машинки;
4 – 1 = 3 – всего 4 машинки, из них 1 большая, 3
маленьких;
4 – 3 = 1 – всего 4 машинки, из них 3 маленьких, 1
большая)
– Как вы думаете, сколько задач можно составить
по этому рисунку? На этот вопрос вы ответите в
конце урока.
– Откройте учебник на странице 90. Прочитайте,
что мы будем делать на уроке.
– Как вы понимаете слова “Составлять задачи”?
V. Работа по теме урока.
– Что изображено на рисунке учебника стр.90?
– Составьте задачу, которая решалась бы
сложением.
– Назовите решение задачи.
– Ответьте на вопрос задачи.
– Составьте задачу, в решении которой будет знак
-.
– Назовите решение задачи.
– Ответьте на вопрос задачи.
Учащиеся под руководством учителя разбирают
задачи ко второму рисунку. Учащиеся выделяют
данные числа, обосновывают выбор знака действия
и записывают решение.
IV. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
№2 (стр.90)
– Прочитайте задание. Выполните указанные
действия.
№3,4 (стр.90-91) – фронтальная работа
№5 (стр.91) – самостоятельная работа
2. Задание на смекалку.
– На какие группы можно разделить фигуры на
полях?
3. Работа в тетради на печатной основе (стр. 34).
– Составьте задачу по первой схеме.
– Запишите решение задачи.
– Составьте задачу по второй схеме.
– Запишите решение задачи.
– Самостоятельно выполните второе задание.
– Решите примеры. (Учащиеся решают примеры по
цепочке и объясняют)
– Как получить четырехугольник?
VII. Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке с помощью
“Светофора”.
– На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки.
Поднимите рисунок, который соответствует вашему
настроению. Буратино доволен результатами
вашего труда на уроке. Я тоже рада, что у вас
солнечное настроение.
VIII. Подведение итогов.
– Чему мы сегодня учились на уроке?
– Сколько задач можно составить по одному
рисунку?
– Кто уже может сказать: “Я понял, как решать
задачи?”.
Математика .1 класс.
Тема урока: Составление задач по рисунку.
Цели урока: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на сложение и вычитание, учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи уроки:
Предметные УУД:
– знать структуру текстовой задачи;
– знать правило оформления задачи в тетради;
– научиться составлять задачи по рисунку, уметь выполнять анализ задачи, записывать решение и ответ задачи.
Личностные УУД:
– формировать положительное отношение к школьной и учебной деятельности, к изучению математики;
– формировать представление о значении математики в жизни человека;
– формировать способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– формировать умения оценивать результат своих действий;
– овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
– высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
– формировать умения осуществлять анализ, сравнение объектов;
– под руководством учителя осуществлять обобщения, выводы;
– уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-принимать участие в работе парами, понимать задаваемые вопросы, выражать свою точку зрения.
Оборудование: веера, карточки с цифрами, круги трёх цветов, плакат-рисунок с рыбками.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Мотивация) 2/
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем,
И друг друга уважаем!
2.Актуализация знаний. 5-6
-Ребята, посмотрите на доску что вы видите? (Корабль)
Представьте себе что вы находитесь на корабле, садитесь поудобнее.
Но на корабле должен быть самый главный человек, ему подчиняются, с ним не спорят. Это кто? (Капитан) Правильно. Вот он.
А мы с вами будем не пассажирами корабля, а матросами этого корабля. Матросы тоже очень нужны на корабле – без них корабль и капитан не отправляются в плавание.
А какими должны быть матросы?(Сильными, смелыми, ловкими, умелыми, грамотными)
Капитан задает нам несколько заданий и проверяет, грамотных ли матросов он набирает свой корабль.
Устный счёт.2
- Игра «Молчанка» (веера или карточки с цифрами)
Задания в стихах.
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? 4+2=6
Бородатый дядя Петя
Ловит рыбу на рассвете.
Он поймал трех карасей,
Двух лещей и двух гусей.
И до вечера считал,
Сколько ж рыбы он поймал. 3+2=5
Утка три яйца снесла,
Два из них лиса нашла.
Лисы тоже есть хотят…
Сколько вывелось утят? 3-2=1
Молодцы!
ЧТОБЫ чувствовать себя настоящими матросами вы должны правильно копировать в свои тетради такой же кораблик. (РИСУЮТ КОРАБЛИК) 3
Давайте дадим имя нашему кораблю.
Какое имя дали нашему классу , когда вы поступили в школу? (1А)
Пусть и корабль несет имя 1А класса.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в краю далеком….
3.Постановка учебной проблемы (Самоопределение к деятельности.)2
А в краю далеком навстречу идут корабли (3)
Что вы можете сказать по этому рисунку?
( Был 1 корабль, навстречу шли 3 корабля. Сколько кораблей стало?)
Что вы составили по рисунку? (Задачу)
Значит тема нашего урока какая ? (Составление задач по рисунку)
Чему мы должны научится на уроке? (Составлять задачи по рисунку, учиться решать задачи, учиться правильно записывать в тетрадь)
1+3 4-3
2+3 5-2
4-1 3+1
Какие из этих выражений подходят к рисунку? (Отмечают в круг)
Какие задачи можно составить по одному рисунку? (Задачи на сложение и задачи на вычитание)
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.2
Что же такое задача? ( математический рассказ, в котором есть вопрос)
Из чего состоит задача? (Из условия и вопроса.)
Как ответить на вопрос задачи?(Значит решить задачу)
После решения что мы записываем?(ОТВЕТ)
( вывешиваются таблички)
Физкульминутка 3
Волны плещут в океане
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,
-Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ 5
Кораблик приближается к острову , где сидят кто? (Обезьяны)
Что можно сказать по этому рисунку?
(У одной обезьянки 2 банана., у второй обезьянки 3.)
Что можно составить по рисунку? (задачу)
Что должно быть в задаче? (Условие и вопрос)
Составьте задачу.
Составьте по рисунку задачу на сложение , а потом на вычитание.
Запись в тетрадь
Пишем в середине ЗАДАЧА
Вместо условия рисуем прямоугольники желтые
2 3
2+3=5
Ответ: 5 б. 9ПИСЬМЕННО)
б) Составьте задачу, в решение которой будет знак «минус». (аналогично, но без записи решения и ответа)
– Что мы с вами делали? (Составляли задачи)
6. Первичная проверка понимания. 5
ПРОДОЛЖАЕМ наше путешествие по морю, по океану.
Навстречу плывут РЫБКИ.
СОСТАВЛЯЕМ ЗАДАЧУ на СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.
1+2=3
3-1=2
3-2=1
СКОЛЬКО МОЖНО СОСТАВИТЬ ЗАДАЧ ПО ОДНОМУ РИСУНКУ? (3) (Письменно)
ЗАДАЧА ПРО ПИНГВИНОВ, (устно)
6+4=10
10-4=6
10-6=4
VI. Физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
7. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ 5
Продолжим наше путешествие самостоятельно. У вас на столах карточки. По этим карточкам вы составите задачу либо на сложение или на вычитание, а некоторые составят обе задачи, и запишите решение прямо на этой карточке.
Самостоятельная работа. Составление задач по рисунку.
По карточкам дети составляют задачи на сложение и вычитание по этим рисункам, записывают решение.
- Рефлексия.4
– Какая была тема нашего урока?
Что мы с вами делали? (Составляли задачи по рисунку.)
Мы научились решать задачи по рисунку?
– Чему мы сегодня учились на уроке? ( Составлять и записывать задачи)
– Сколько задач можно составить по одному рисунку? ( Одну на сложение и две на вычитание)
– Кто может сказать о себе : «КАК Я понял, как составлять и решать задачи»? , (ЗЕЛЁНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ)….
ВЫ все хорошо поработали и я вам дарю кораблики-раскраски. Дома вы раскрасите эти кораблики и повесите на самое видное место в вашей комнате, и пусть эти корабли всегда напомнят вам о нашем уроке. Успехов всем!
Тема:
«Составление задач на сложение и вычитание по рисунку и решениям»
1 класс «Школа России»
составила :Четайкина Т.Ф.
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №36»
Зазвенел звонок и смолк,
Начинается урок .
Зарядка для ума (молчанка)
5+2= 7 7-2=5
4+2=6 6-2=4
3+2=5 5-2=3
7+2=9 7-2=5
Прочитай по разному
примеры на сложение
Сколько треугольников на рисунке?
(Работаем в парах)
Задача – шутка.
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок.
Сколько всего внуков у бабушки?
Ответ : одна внучка.
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
Сколько пирожков осталось в миске?
5 – 2 – 1 =2
- Будем учиться составлять задачи по рисункам и решениям.
- Учебник с.90
Составить задачу по картинке
и решить её
□ +□=□
□ -□=□
4+2=6
6-2=4
□ +□=□
□ -□=□
6+2=8
8-2=6
7
Составить задачу по картинке
и решить её
□ +□=□
□ -□=□
6+2=8
8-2=6
2+3=5
5-2=3
□ +□=□
□ -□=□
7
Выполнить сложение и вычитание
3+2= 4+2= 5+2=
5-2= 6-2= 7-2=
5 6 7
3 4 5
Прибавляйте по 2
6
2 + 2 + 2 = □
Вычитайте по 2
6
10-2-2= □
7