Как составить задание для дистанционного обучения

#Руководства

  • 13 дек 2021

  • 0

Как составить отличное задание для студентов онлайн-курса: гайд для начинающих методистов

От того, насколько тщательно и интересно продуманы задания, во многом зависит успешность всего курса. Вот советы на основе опыта методистов Skillbox.

Иллюстрация: Rawpixel / Nakaridore / Pikisuperstar / Kstudio / Master1305 / Freepic / Ambur / Cleanpng / Meery Mary для Skillbox Media

Анна Судейская

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • почему для подготовки домашнего задания важно хорошо знать целевую аудиторию курса и при чём тут популярные сериалы;
  • правда ли, что тесты — это плохо, а текст домашнего задания должен быть коротким (спойлер: нет!);
  • как оценить креативность и почему студенты могут быть недовольны заслуженной пятёркой;
  • для чего нужны дополнительные материалы к заданию и какими они могут быть;
  • какой шаблон используют в Skillbox, чтобы спикерам было проще составить задания для учащихся, методистам — их проверить, а студентам — выполнить;
  • как поддержать учащихся и мотивировать их сделать домашку.

Каждый опытный методист знает, что составить для учащихся хорошее самостоятельное задание — отдельный вид искусства. Для тех, кто только начинает проектировать образовательные программы или подумывает создать свой курс, полезно будет познакомиться с ключевыми этапами разработки таких заданий.

Казалось бы, домашки — та часть программы онлайн-курса, которую можно продумать быстро. Это, конечно, совсем не так. Задания для самостоятельного выполнения проектируются вместе с основной программой и требуют от методиста столь же серьёзной подготовки, как разработка содержания лекций.

Для создания хороших домашних заданий важно ориентироваться на:

  • Образовательные результаты.

В практических курсах задания должны помочь студенту сформировать определённые навыки, а не только усвоить ключевые определения. Особенно это касается курсов дополнительного профессионального образования. Чтобы понять, какие образовательные результаты должны быть у студентов после курса, нужно исследовать рынок труда: какие запросы у работодателей к знаниям и навыкам представителей той специальности, которой посвящён курс, что потребуется студентам в будущей работе. «Например, если по итогам исследования мы поняли, что студент должен уметь писать текст рекламного объявления, то эта тема ляжет в основу одного или нескольких уроков, а в качестве практического задания учащемуся нужно будет написать текст рекламного объявления», — комментирует методист Skillbox Юлия Прокофьева.

  • Финансовые и технические возможности.

Безусловно, чем больше форматов самостоятельных заданий можно предложить студенту, тем лучше, однако если бюджет ограничен, то и красивую симуляцию реальной рабочей задачи построить тоже вряд ли получится.

  • Опыт самих студентов.

Важно учитывать их уровень знаний, возможности для обучения, возраст, увлечения. Практическое задание должно быть для них посильным и с точки зрения необходимого на выполнение времени, и с точки зрения умений, которые для этого потребуются.

«Поскольку в асинхронном онлайн-обучении все учатся порознь, то у нас нет возможности увидеть, как студент воспринял задание, всё ли ему понятно, загорелись ли у него глаза и появилось ли желание его выполнить. Невозможно быстро поправить все недочёты, на ходу адаптировать задание под целевую аудиторию. Поэтому в онлайне особенно важно заранее изучить, кто и для чего придёт на ваш курс, что им интересно, и разработать задание с учётом специфики разных сегментов аудитории», — отмечает Юлия Прокофьева.

Фото: Svitlana Hulko / Shutterstock

Для подготовки практических заданий есть также несколько основных правил, которые полезно учитывать:

  • Задания должны быть основаны на информации из того урока или модуля, к которому они относятся. «Забежать вперёд» — значит вынудить студента самостоятельно изучать новую тему, повысить уровень сложности, а то и вовсе сделать задачу непонятной для учащегося.
  • Материал задания не должен превышать сложности урока, к которому это задание относится, а выполнение не должно требовать слишком много времени. Даже если студент приступит к чересчур сложному заданию, его выполнение может сильно затянуться — и чем дальше, тем больше будет падать уровень мотивации.
  • Все задания должны быть сформулированы подробно и понятно.
  • В подготовке заданий по возможности стоит опираться на знакомый студентам опыт. Им будет куда интереснее проанализировать кейс из любимого сериала или сделать что-то по мотивам популярной у всех возрастов компьютерной игры, чем тренироваться на более скучном примере. Однако даже задача с «заимствованными» героями или обстоятельствами должна быть максимально приближена к реальной.

Идеального и «единого» формата самостоятельных заданий, конечно же, не существует — всё зависит от подходов к проектированию программы, аудитории и целей. Но есть несколько видов заданий, которые будут актуальны практически для любого онлайн-курса:

  • Тесты.

Этот формат поможет проверить, как студент запомнил и понял материал. Подходит как для практико-ориентированных курсов, так и для тех, которые направлены на освоение чисто теоретических дисциплин (например, курсов по философии, истории или литературе).

«Как ни странно, студенты любят проходить тесты, несмотря на некоторое предвзятое отношение к такой форме проверки: они помогают им систематизировать знания, запомнить ключевые тезисы уроков, термины и формулы», — говорит Юлия Прокофьева.

  • Практические задания.

Составляют основу курсов дополнительного профессионального образования или, например, курсов по творческим хобби, ведь именно они дают студенту возможность освоить желаемый навык. Такие домашние работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. А ещё они должны быть аутентичными — то есть максимально приближенными к реальным задачам, с которыми студенту придётся работать в будущем (особенно в курсах ДПО).

  • Тренажёры.

У них есть множество форм — от разветвлённых квестов до больших VR-симуляций, однако во многом использование тренажёров зависит от технических возможностей. Но выход есть, даже если ресурсы ограничены: например, тот же квест можно сделать благодаря нехитрым программам (например, Twine, Branch Track и TextAdventure).

  • Задания на целеполагание и рефлексию.

Статистика показывает, что мотивация взрослых студентов как минимум нестабильна — даже до первой лекции доходят далеко не все записавшиеся на курс. Поэтому в онлайн-обучении задачи на целеполагание особенно полезны. Правда, по словам Юлии Прокофьевой, не все студенты воспринимают их позитивно, поскольку могут просто не видеть в них смысла. Это может быть связано с тем, что в России в принципе не очень развиты культура и навык рефлексии.

Форматы самостоятельных заданий можно смело миксовать, а не концентрироваться только на одном из них.

«Лучше, чтобы форматы заданий были разнообразными. Тогда они будут тренировать разные навыки и помогут задействовать разные способы мышления, а студентам будет интереснее их выполнять. Но при этом всегда нужно отталкиваться от карты компетенций, которая закладывается на курс, и делать акцент именно на тех навыках и способах мышления, которые мы хотим отработать на этом курсе», — объясняет методист Skillbox Елена Мозговая.

При этом важно не перегружать курс самостоятельными заданиями, здесь нужно соблюдать баланс. Например, в Skillbox задание даётся в конце каждого модуля длительностью 60–90 минут и закрепляет один навык, объясняет Юлия Прокофьева. Когда теория чередуется с практикой, даже в асинхронном обучении не возникнет «перекоса».

«Мы любим делать так, чтобы студент практиковал новый для него материал, при этом не накапливая его слишком много. В противном случае домашки превращаются в слишком объёмные и сложные, а риск, что студент их не сдаст и остановится в своём обучении, увеличивается», — комментирует Елена Мозговая.

Чем больше информации и подробностей даст эксперт, участвующий в курсе, тем лучше получится прописать задание. Казалось бы, всё необходимое будет включено в теоретическую часть, но иногда именно обсуждение самостоятельной работы для студентов приводит к интересным примерам, лайфхакам и возможности под другим углом посмотреть на обучение в целом.

Просто попросить эксперта курса подготовить несколько заданий, скорее всего, не получится. Опыт методистов показывает, что эксперты часто присылают в качестве задания буквально одну-две реплики, максимум — абзац с расплывчатыми формулировками. Даже если дать эксперту шаблон для заполнения и инструкцию, каким должно быть задание, это не всегда помогает.

«У экспертов очень замылен взгляд на тему. Самая частая их реплика: „Здесь же и так всё понятно“. Экспертам бывает сложно посмотреть на учебный материал с точки зрения студента, но вещи, которые для погружённого в тему специалиста могут быть очевидными, не будут такими для учащихся. Студентам всегда нужно что-то „подсветить“, где-то дать рекомендации, лишний раз напомнить определение, потому что у них в головах новая информация ещё не сложилась в единую картинку», — объясняет Юлия Прокофьева.

Именно поэтому общению с экспертами стоит уделить особое внимание, чтобы в итоге задание оказалось качественным. Методисты Skillbox отмечают, что наибольшим успехом у студентов пользуются домашние задания, которые сделаны с особой любовью — дополнены интересными деталями, необычными фишками и так далее.

Обычно критерии оценки определяются исходя из того, чему должен научиться студент на том или ином этапе обучения. «Например, если мы рассказываем про рекламные тексты, то на этапе разработки курса определяем, что на этом уровне студенту достаточно уметь писать текст по трём продающим формулам. А можем решить, что ему нужно использовать в основе креативное решение», — объясняет Юлия Прокофьева.

Критерии должны быть прозрачны, измеримы и достижимы, причём это касается и творческих заданий. Казалось бы, как можно оценить креативность? «Оценка креативности — очень субъективная задача. Поэтому мы стараемся прописывать в критериях оценки не „креативность“, а, например, „новизну“. Новизна может характеризовать либо результат задания (студент сделал что-то новое, нестандартное по сравнению с общепринятым результатом), либо подход к его выполнению (студент сделал что-то по-новому, не так, как принято)», — рассказывает Елена Мозговая.

Не меньшее внимание стоит уделить выбору формата оценивания. Например, в Skillbox используется система «зачёт/незачёт», однако в других онлайн-школах можно найти примеры и с пятибалльной шкалой оценки. В любом случае, отмечают методисты, студенту будет важна не столько оценка, сколько качественная обратная связь. Юлия Прокофьева приводит пример из собственного опыта: когда учащиеся получали пятёрки за работу без комментариев, они всё равно оставляли жалобы — в их глазах даже хорошая отметка была просто отпиской.

«Студенту важно понимать, на каком уровне он сейчас находится, что у него хорошо получается, а над чем нужно больше работать. Без этого сложно оценивать себя и двигаться дальше. Иногда студенты просто не верят, что сделали с первого раза работу на пять, и поэтому считают отсутствие комментариев с замечаниями и рекомендациями подозрительным», — отметила она.

Студенты хотят совершенствоваться, и удовлетворить это желание без обратной связи невозможно, соглашается с коллегой Елена Мозговая. Поэтому, даже если работа выполнена идеально и проверяющему преподавателю совершенно не к чему «придраться», нужно всё равно что-то написать — объяснить, что именно так замечательно сделано в этой безупречной работе.

Не менее важно качество обратной связи, если задание студент сделал неправильно или неудачно. В таком случае стоит начать с позитивных моментов: отметить прогресс, сделанный во время обучения, упорство, старание, а уже дальше указать на моменты, с которыми ещё предстоит поработать. Отдельно нужно пояснить, как именно подступиться к сложностям (напомнить алгоритм, добавить примеры и так далее), отмечает Елена.

В самостоятельное задание можно (и зачастую нужно) включить дополнительную информацию, которая поможет в работе над ним. «В текст домашнего задания надо включать любые материалы, которые помогут студенту его выполнить. Речь идёт, конечно, не об ответах, а о рекомендациях, шаблонах и правилах», — комментирует Юлия Прокофьева.

Учащимся могут помочь:

  • Рекомендуемые материалы.

Это, например, полезные статьи или видео по теме урока, выдержки из книг. Но подобных материалов не должно быть слишком много и они не должны быть слишком объёмными.

Елена Мозговая приводит такой пример: «В нашем курсе по дизайну интерьеров возникает много вопросов по эргономике. До сих пор основной опорный материал по этой теме — книга Эрнста Нойферта, очень объёмная. Поэтому мы даём из неё только выжимку с основными величинами, а вот тем, кто хочет узнать больше, предлагаем прочитать всю книгу».

Если примеров действительно много и хочется дать студентам побольше материала, то можно сделать отдельный список рекомендуемой литературы, но в основной включать только самое необходимое и полезное.

Фото: Kaponia Aliaksei / Shutterstock
  • Чек-листы, памятки и инструкции.

Сюда можно отнести и инструкции к каким-то сервисам, которыми студенту предстоит воспользоваться, и определённые правила работы, и рекомендации по оформлению задания. А иногда — памятки с понятиями или определениями, которые уже упоминались в уроке, но сложны для понимания. Особенно если есть вероятность, что студент их не запомнил или не до конца уловил суть.

  • Референсы и образцы.

Это материалы, которые либо задают определённый стандарт выполнения задания, либо указывают студенту общее направление для работы. В любом случае не стоит перегружать эту дополнительную информацию подробными подсказками на десять страниц — учащийся вряд ли дойдёт до конца первой из них.

Мы уже упоминали, что задание для студента должно быть сформулировано максимально подробно и понятно. Но что такое «подробно» и «понятно»? В Skillbox, например, для составления задания методисты используют шаблон из пяти шагов:

  • Объясните цель выполнения задания — что получит студент в результате его выполнения, какие навыки сможет освоить.
  • Расскажите, что именно нужно сделать. Чем подробнее это будет сделано, тем больше шансов, что студент это задание выполнит. Формулировки должны быть чёткими — нужно постараться избежать двусмысленности. Включить в этот пункт можно:

    список задач, необходимых для выполнения;

    описания задач, то есть что нужно делать, как, в каком формате и, если обучение синхронное, в какие сроки. Также необходимо прописать итоговый результат: что получится, когда студент выполнит задание;

    необходимую информацию. Например, ссылки на сервис, с которым придётся работать.

    В некоторых случаях также могут потребоваться шаблоны. Например, если студентам какого-то управленческого курса в качестве практического задания надо составить бизнес-план в формате Excel, то лучше дать им готовый шаблон таблицы — ведь они учатся делать бизнес-план, а не верстать таблицы.

  • Предложите советы и рекомендации. Это могут быть лайфхаки, помогающие настроиться на выполнение задания, дополнительные нюансы, которые стоит учесть в работе над домашкой и, главное, напоминание о важных деталях, про которые студенты часто забывают.
  • Сформулируйте критерии для оценки работы. Это важно и для студентов, и для проверяющих преподавателей, поэтому напомним, что критерии должны быть ясными, измеримыми и достижимыми.
  • Пропишите, как студенту действовать после выполнения задания, — когда, куда и в какой форме его отправить, в течение какого времени ждать обратную связь.

В то же время очень важно не перегрузить задание инструкциями и подробностями — тут нужно уловить баланс. Например, если для творческого задания предложить слишком подробный алгоритм выполнения, то в итоге это будет не творчество, а работа по образцу в жёстких рамках. И если список дополнительных материалов, необходимых для выполнения задания, превышает одну страницу, велика вероятность, что студент не прочтёт их до конца.

Стоит также заранее продумать, будут ли у вас какие-то ограничения по выполнению самостоятельных работ. Это зависит от формата обучения и методологии курса. Например, формат потоковых курсов предполагает дедлайны для сдачи заданий, а некоторые сервисы ограничивают количество попыток пройти тест — чтобы избежать механической зубрёжки. В Skillbox, например, домашние работы чаще всего принимают в строгой последовательности (нельзя сначала выполнить задание 2, а потом — 1), поскольку новое задание может напрямую зависеть от предыдущего — «перескочить» будет сложно. Если какие-либо ограничения у вас будут, предупреждайте о них в формулировке каждого задания.

Итак, само задание вроде бы собрано, но станут ли выполнять его студенты? Всё зависит от содержания, уверены методисты.

Мотивировать студента выполнить работу помогут:

  • Элементы сторителлинга.

Интересные кейсы, которые позволяют студенту примерить на себя новую роль, необычные персонажи, а иногда — целые текстовые сериалы (на курсах, где и формат соответствует) — чем лучше студент «прочувствует» задание, тем интереснее будет его выполнять.

  • Моральная поддержка и ориентация на опыт студента.

«Путь студента подразумевает, что человек начинает обучение с определённого уровня и настроения. В процессе и то и другое будет меняться, поскольку меняется учебный материал, появляются трудности. Это означает и боль от процесса их преодоления, и радость от победы. В идеале настроение текста домашнего задания должно соответствовать настроению студента в той точке, на которой он находится на этом пути. Если мы понимаем, что задание будет сложным, то говорим ему: „Не волнуйся, мы только начинаем, нелегко будет только поначалу. А пока мы вместе посмотрим, попробуем и дальше всё хорошо пойдёт“», — комментирует Елена Мозговая.

  • Мотивирующая обратная связь.

Студентам нравится получать подробные ответы преподавателей, а ещё — возможность оперативно что-то уточнить, поделиться проблемой. Чем дольше они ждут ответа, тем выше риск, что домашка останется заброшенной.

Хотя это и не напрямую относится к работе методиста, всё же это имеет значение для общего результата курса:

  • Обратная связь требует оперативности, и при разработке самостоятельных заданий стоит предусмотреть, сколько времени потребуется на то, чтобы их проверить и дать ответ студенту. Вряд ли кому-то понравится неделю ждать результатов, а практика показывает, что даже несколько часов могут показаться учащимся долгим сроком.
  • Не менее важно, чтобы у студента была возможность быстро что-то уточнить (например, в общем чате или у помощника по обучению), чем дольше он ждёт — тем меньше желание выполнить работу.
  • Лучше также заложить возможность для студента провести работу над ошибками или что-то доделать при необходимости.

В каких ситуациях студент не захочет выполнять задание? «Точно демотивирует проходить курс ситуация, когда материал урока не даёт базы для выполнения задания, инструкции сформулированы абстрактно, задания никак не применимы к реальным условиям, куратор не отвечает в чате на уточняющий вопрос, проверяющий преподаватель долго не отвечает, а обратная связь — очень обрывочная или грубая», — объясняет Юлия Прокофьева.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Онлайн-репетитор
Узнать больше

Company

Как с помощью домашнего задания удержать учеников онлайн-курса?

Инструкция для преподавателей и организаторов онлайн-обучения

Как с помощью домашнего задания удержать учеников онлайн-курса?

Инструкция для преподавателей и организаторов
онлайн-обучения

Одной из особенностей онлайн-обучения является более высокая стоимость внимания учащихся: если программа онлайн-курса не будет достаточно ценной и интересной сама по себе, удержать ученика другими средствами вряд ли удастся.

На общее впечатление от курса должны работать все его элементы: от лектора в видео до домашнего задания. Именно о последнем элементе мы и поговорим в этой статье: узнаем, как из нудной и обязательной работы превратить домашнее задание в неотъемлемую и ожидаемую часть курса.

Домашнее задание: балласт или мощный инструмент обучения?

Споры вокруг необходимости домашнего задания в курсах и его правильной структуры давно ведутся среди учителей и методистов, особенно в сфере школьного образования. Противники домашней работы приводят в пример прогрессивные системы образования разных стран: в Финляндии для каждого ученика разрабатывает индивидуальный учебный план, домашнее задание в котором отсутствует, а во Франции запрещено задавать задания учащимся начальных классов.

Однако большинство педагогов, методистов и исследователей видят в домашней работе наиболее доступный инструмент индивидуализации учебной программы и способ развить навыки, на которые в рамках аудиторной работы просто не хватает времени.

Линда Мильбурн и Дэвид Хари в своей статье 1999 года «Why is Homework Important?» («Почему домашняя работа важна?») пишут о важности домашней работы для формирования у ученика способности учиться и искать информацию самостоятельно.

А Стивен Карр в статье «Teachers and Homework» («Учителя и домашняя работа») показал, что содержательно ценное и интересное домашнее задание повышает мотивацию учащихся к учёбе, так как делает её проще и увлекательнее. Главное не перегружать учащихся, не превращать домашнее задание в «то, что мы не успели доделать в классе» и не делать его объёмным и бессмысленным.

В чём секрет хорошего домашнего задания?

На этот вопрос отвечают Йенсук Хонг, Роберта Милграм и Лонни Роуэлл в своей статье «Homework Motivation and Preference: A Learner-Centered Homework Approach» («Мотивация и приоритеты в домашней работе: подход, основанный на особенностях учащегося»).

Они формулируют теоретический подход к формированию домашнего задания, в основе которого лежит идея об уникальности учащихся: люди по-разному усваивают информацию, а значит и домашняя работа всем нужна тоже разная.

Авторы предлагают учителям и методистам исходить в формировании домашнего задания из мотивации учащихся и их готовности вкладывать силы в работу.

Для этого максимально подробно ответьте
на 2 вопроса:

Почему учащиеся выполняют просьбу учителя о выполнении домашнего задания?

Ответ на этот вопрос даёт представление, что мотивирует ученика учиться: внутренняя заинтересованность, давление окружения или личность учителя.

Как, где, когда и с кем учащийся предпочитает выполнять домашнее задание?

Здесь важно составить максимально полную картину самостоятельной работы ученика: в какое время суток он делает домашнюю работу? Выполняет все задания сразу или частями? Работает в тишине или в шуме, при дневном или искусственном свете, в холоде или тепле, один или в группе и т.д.

А затем используйте информацию для создания альтернативных форматов домашних заданий

Далее следует сложный, но окупающий себя этап: предложить учащимся альтернативные форматы домашних заданий с точки зрения их предпочтений и возможностей: тем, предпочитает делать задание частями, разбить его на мини-блоки; учащимся со слабой мотивацией предложить более интерактивный формат работы и т.д.

В чём особенности домашних заданий в онлайн-курсах?

С этим вопросом мы обратились к экспертам: учителям, привыкшим работать с учениками в традиционных школьных форматах, но во время пандемии перешедшими в онлайн.

Они выделили 3 критерия хорошего домашнего задания для дистанционного обучения:

1. Чёткость
Условия, критерии проверки и сроки сдачи должны быть однозначно прописаны. В идеале дополнительно визуализировать прогресс выполнения домашнего задания (например, с помощью заполняющихся полосок лент на экране).

Мария Валюгина

Преподаватель русского языка в Киноколледже № 40 «Московская международная киношкола»

«В онлайне меньше ощущение контроля и личной привязанности: из-за дистанции между учителем и учеником, из-за большей аудитории»

2. Единое рабочее пространство
И задачи в рамках вебинаров, и домашнюю работу студенты онлайн-курсов выполняют дома, поэтому у них нет схемы «пришёл домой — сел за домашнюю работу». Эту особенность нужно учитывать и использовать: вести всю работу на одной платформе, осуществлять вход в домашнее задание вместе с преподавателем и даже частично обсуждать, чтобы учащийся воспринимал домашнюю работу как часть единого учебного процесса.

3. Дополнительный контроль и мотивация
Стоит максимально детализировать задание (например, разбивать задачу на маленькие этапы), чтобы отследить ошибки ученика и дать подробную обратную связь, а также доносить важность выполнения домашнего задания. Напоминайте о нём через рассылки (такая опция доступна на многих платформах для создания онлайн-курсов, например, на We.Study), подводите итоги домашней работы всей группы на занятии.

Карина Хачатурян

Преподаватель физики в школе «Проектор» г. Тбилиси

«В онлайне ты несёшь значительно меньше ответственности перед учителем: можно сказать, что этот фактор мотивации вообще отсутствует, поэтому важно привлекать дополнительные инструменты»

Нужно ли домашнее задание в онлайн-курсах?

Ранее мы уже упоминали систему образования в Финляндии, где за счёт индивидуализации учебного плана учащихся потребность в домашних заданиях исчезает. В онлайн-курсе можно составить программу обучения так же, и тогда домашнее задание не понадобится.

Поэтому перед тем, как создавать онлайн-курс, продумайте, как вы относитесь к концепции домашнего задания. И если всё-таки решите внедрить этот элемент, не забывайте, что плохое домашнее задание может увеличить отток студентов с курса. В то же время, сделать домашнее задание в онлайне интересным проще, чем в офлайне.

ТОП-5 интересных форматов домашних заданий в онлайне

Мы попросили Марию и Карину рассказать, как они строят домашнюю работу в своих онлайн-курсах, и составили топ-5 увлекательных форматов, доступных для реализации на платформах для создания онлайн-курсов, в частности, на We.Study:

Использование интерактивных досок

Этот инструмент позволяет ученикам не только поработать вместе, но и сохранить результаты своей работе. На We.Study доступна опция интеграции с интерактивной доской Miro, то есть формат доступен внутри общего рабочего пространства.

Домашнее задание в виде теста — это возможность разбить домашнее задание на отдельные этапы, а также автоматизировать процесс его проверки. Чтобы процесс был интереснее, в конце можно не просто показывать учащемуся результаты решения задач, но и добавлять, кто он из героев книг о Гарри Поттере, звёзд популярного сериала и т.п., в зависимости от процента верных решений.

Это разнообразит работу, даст учащимся возможность поискать совпадения с другими участниками группы (поэтому не следует делать много вариантов), а также делиться результатами в групповом чате и тем самым мотивировать других участников выполнять домашнее задание.

Домашняя работа в группах

Одним из главных недостатков онлайн-формата является ограниченность неформального взаимодействия учеников. Это может восполнить домашнее задание в группах: проанкетировать собеседников (в предварительно сформированных парах или группах) и использовать полученные сведения, например, подставив их в математическое уравнение или какую-нибудь историю.

Важно делить участников на группы так, чтобы в каждой команде был лидер, который не забудет про сроки, соберёт других участников и организует работу. В этом помогают встроенные инструменты аналитики на платформах, которые в том числе отображают активность участников.

Одно из последних веяний моды — челленджи. Вы можете легко встроить их в ваш учебный процесс: запустить челлендж по программированию или написанию текстов.

И, как и в настоящих интернет-челленджах, результатами нужно обязательно делиться: сделать публикацию в новостной ленте вашей учебной платформы, написать о них в рассылке или сделать публикацию об успехов учеников в аккаунте преподавателя в одной из социальных сетей.

Мы неоднократно писали о различных приложениях для интерактивных заданий: от ClassCraft, где можно проводить обучающие квесты, до диалогового тренажёра BranchTrack. При правильном наполнении они вполне подходят для домашней работы.

Возможности для создания интересного домашнего задания в онлайне безграничны, поэтому мы рекомендуем не отказываться от этого инструмента. Он поможет сделать обучение эффективнее, практичнее и интереснее.

Не бойтесь экспериментировать с форматами, учитывайте потребности и особенности ваших учеников, и всё получится. А чтобы реализовывать все идеи было максимально удобно и быстро, создайте свой онлайн-курс на платформе We.Study и творите вместе со своими учениками.

Познакомьтесь с We.Study и создайте свой первый курс прямо сейчас.
По промокоду BLOG20 вы получите бесплатный доступ на 2 недели.

Было полезно? Поделитесь мнением!

Валерия Оксиненко

Автор Webinar.ru

Подпишитесь на рассылку блога. Пишем редко, кратко и по делу.

Рассказываем про приложения для создания интерактивных игр, которые помогут пробудить интерес и повысить внимание учащихся во время онлайн-занятия.

Материал будет полезен тем, кто проектирует онлайн-курсы: методистам, преподавателям, экспертам, блогерам.

Сервис позволяет выбрать понравившееся упражнение из каталога или создать собственное по одному из представленных шаблонов.

Поддерживается 22 языка, включая русский, английский, немецкий, испанский.

Закрепить полученные знания в игровой форме учащиеся могут с помощью таких заданий, как, например, «Найти пару», «Классификация», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа», «Сортировка картинок».

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Пример задания — «Составьте пару». Упражнения из каталога удобно выбирать по категориям

В упражнении есть такие опции, как «Создать подобное упражнение» или «Сохранить в „Моих упражнениях“». При создании упражнения откроется шаблон, который нужно заполнить и загрузить готовое задание в курс.

Чтобы включить упражнение в онлайн-курс, нужно скопировать ссылку на это упражнение и добавить его на платформу курса. Если образовательная платформа, на которой создаются продукты, интегрирована с сервисом, упражнение появится автоматически. Например, на платформе Core такая возможность есть.

При помощи этого сервиса можно создавать интерактивные упражнения и мини-игры, такие как викторины, словесные игры, сопоставления. Например, для изучения иностранного языка можно разбить изучение лексики по узким темам и дать задания на работу с новыми словами.

Есть 33 интерактивных шаблона и 16 шаблонов для печати, но часть из них — платная, от 180 рублей в месяц (на момент написания статьи). Бесплатно можно создать 5 активностей в месяц, но есть готовые задания.

Поддерживается 41 язык, в том числе русский, китайский, английский, тайский.

Удобно, что после формирования задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. Так, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур.

Чтобы включить упражнение в онлайн-курс, нужно скопировать ссылку на это упражнение и добавить его на платформу курса. Если образовательная платформа, на которой создаются продукты, интегрирована с сервисом, упражнение появится автоматически.

Онлайн-приложение для работы с несложными текстами на английском языке: автоматически генерирует вопросы для понимания прочитанного.

Будет интересен преподавателям английского языка для разработки тестов по предметам и специализациям с массивами важных дат — например, история, литература.

«Множественный выбор», «Вопросы на да/нет», «Короткий ответ», «Вставить пропущенное слово» — такие форматы доступны на базовом, бесплатном тарифе. Бесплатно же можно формировать до 5 наборов вопросов ежемесячно.

Платные тарифы — от $14.99 в месяц (на момент публикации статьи) — дают больше возможностей: интерпретирующие вопросы, создание и сохранение неограниченного количества наборов вопросов в день, экспресс-режим для быстрого создания вопросов, экспорт вопросов в виде txt.-, doc.-, pdf.- и QTI-файлов.

В связи с текущей ситуацией оплата сервиса может быть недоступна для российских пользователей.

Регистрируемся в сервисе и заходим в личный кабинет — откроется конструктор для работы с текстом:

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Вставляем текст и нажимаем «Proceed»:

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Появляются ключевые слова:

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Если всё верно, идём дальше. Программа начинает сама создавать интерактивные упражнения:

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Затем переходим к непосредственной работе с получившимися вариантами для интерактивных упражнений.

Сервис помогает создавать флэш-карточки с картинкой или без для изучения или закрепления лексики. Такой формат заданий позволяет тренировать такие навыки, как чтение, говорение, аудирование и письмо.

Доступен на 19 языках, включая русский, английский (британский и американский), немецкий, турецкий, португальский.

С помощью мобильных приложений материалы удобно повторять в любое время. Все данные с мобильных устройств синхронизируются с сайтом и наоборот.

Есть бесплатная пробная недельная версия. Стоимость годового тарифа 2 320 рублей и 3 100 рублей — в зависимости от опций.

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Пример задания — нужно как можно скорее перетаскивать соответствующие элементы друг на друга, после чего они будут исчезать с экрана
  • Научитесь создавать качественные образовательные продукты
  • На практике отработаете реальные задачи методиста
  • Поможем найти работу в онлайн-образовании

С помощью сервиса можно создавать разнообразные учебные материалы и добавлять к ним видео, аудио, изображения, разного рода вопросы. Среди опций — открытые вопросы, множественный выбор, подходящие пары, заполнение пустых полей, заполнение изображений и таблиц.

Поддерживается 17 языков, включая русский, китайский, шведский, хинди.

Через Google Classroom или любую систему управления обучением можно делиться материалами с учащимися. Доступна как личная проверка заданий с добавлением комментариев, так и автоматическая.

Есть бесплатный план и платный тариф — $59,88 за год (на момент написания статьи).

В связи с текущей ситуацией оплата сервиса может быть недоступна для российских пользователей.

Бесплатно доступно приличное количество опций, среди которых, например, неограниченное количество типов вопросов, 5 пользовательских правил дифференциации, аудиоинструкции для обучения, синхронизация сервиса с Google Диском.

Каталог с уже готовыми заданиями расположен на главной странице. Для поиска подходящего выбираем предмет, класс и язык.

Сервис для создания геймифицированных викторин, опросов по разным темам. Учащиеся могут проходить их на мобильных устройствах, что особенно удобно при смешанном обучении.

Есть библиотека готовых заданий по таким темам, как математика, языки, наука, искусство, социальные исследования, информатика, карьера и техническое образование, здоровье и спорт.

Интерфейс ресурса на английском языке — простой и понятный. Задания создавать на русском можно.

Есть тариф Super с расширенной функциональностью, но и базовой версии достаточно, чтобы создавать интересные интерактивные задания.

Сервис помогает собирать и хранить цифровые материалы — создавать доски, веб-страницы. Преподаватель может формировать коллекции дополнительных материалов по темам уроков или проводить коллективные брейнштормы.

В материалы можно вставлять разные файлы — от таблиц до трека в Spotify — и ссылки на 400 ресурсов, например, на YouTube, Vimeo, популярные соцсети.

В библиотеке можно посмотреть примеры хранения материалов ↓

Разработка онлайн-курсов: 7 сервисов для создания интерактивных заданий

Доска с планетами солнечной системы

Есть опция совместного доступа к созданной доске. Также доски можно встраивать в личный блог или поделиться в соцсетях и по QR-Code.

В бесплатной версии можно сделать 3 доски с объёмом загруженных файлов не более 20 МБ. Платные тарифы начинаются от 199 рублей в месяц, но могут быть проблемы с оплатой для российских пользователей из-за текущей ситуации.

Сервис доступен и в формате мобильного приложения.

Поддерживается 29 языков, включая русский, английский, немецкий.

Обещают круглосуточную поддержку. Есть и пользовательский форум, где можно найти ответы на вопросы по использованию Padlet.


При выборе формата интерактивных заданий советуем ориентироваться на образовательные цели онлайн-курса и на информационные продукты, которые учащиеся проходят до конца и рекомендуют своим друзьям и знакомым.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного
мастерства»

Мастер
производственного обучения Карпенко Татьяна Алексеевна

Тема:
« Особенности размещения учебного задания для студентов,  в условиях
дистанционного обучения ».

 В
настоящее время перед  современными преподавателями стоит очень сложная задача
– задача проведения дистанционного обучения в период карантина, и решать её
приходится в достаточно сжатые сроки.

Некоторые учебные заведения уже начали
использовать различные образовательные платформы, рекомендованные Комитетом по
образованию РФ, дополнительные программы и средства связи, которые позволяют
вести уроки онлайн, передавать видеолекции и практические занятия студентам,
консультировать их в режиме реального времени. В распоряжении других учебных
заведений есть только печатные учебники, выданные студентам в начале учебного
года, и электронный журнал, на основе которого организуется дистанционное
обучение. И таких немало. Но в обоих случаях следует учитывать, что нагрузка на
студентов при дистанционном обучении значительно увеличивается, так как
возрастает  объём их самостоятельной работы и отсутствует непосредственное  руководство
педагога.

В этой
статье  рассматривается один из самых простых способов организации обучения на
дому, который требует только наличия учебника и электронной связи студента и
преподавателя. В этом случае дистанционное обучение организовывается на основе
принципов проектирования домашней учебной работы, но в данных условиях
преподавателю  необходимо будет внести в неё ряд корректировок.

Раньше,
при классно-урочной системе обучения, преподаватель планировал заранее
содержание домашней учебной работы (отбирал домашние учебные задания и
дополнительный теоретический материал), мог корректировать её по ходу занятий в
зависимости от уровня освоения изучаемой темы студентами, а в условиях
дистанционного обучения быстро скорректировать домашнюю работу не получится. Её
надо заранее тщательно планировать, особое внимание уделяя  домашним учебным
заданиям. При этом домашние учебные задания являются организующим ядром
домашней работы, и изменения должны коснуться  их  прежде всего.

Знакомясь
с  работой учебных заведений  по переходу к дистанционному обучению в марте
2020 года, можно заметить, что в основном, оно было организовано в форме выдачи
преподавателями  ряда заданий из учебника для самостоятельного выполнения
студентами, например, через электронные обучающие  платформы или
мессенджеры. 

Может
ли такая работа быть эффективной и приносить результаты? Ведь, возможно, что в
некоторых учебных заведениях дистанционное обучение будет организованно только
по этой модели. Конечно, да. Но в этом случае следует понимать, что
учебные задания, составляющие самостоятельную домашнюю работу студентов по
предмету, должны быть доработаны преподавателем. 

Главное
– качество, а не количество.

В
первый месяц дистанционного обучения студенты говорили о том, что им приходится
выполнять как задания, предназначенные для классной работы, так и домашние
задания. Такой подход теперь является  не совсем целесообразным. Так как, это
не классная работа, а полностью домашняя. Проектируется она, как правило, на один-три
дня и выполнять её студент будет в течение этого времени. Также самостоятельная
работа должна быть подчинена идеи целостности и решать определённую учебную
задачу за одно выполнение.

Вместе
с тем, если делить задания на две части, то их окажется больше, чем обычно
студенты выполняют в классе и дома, а, следовательно, время на их выполнение
существенно увеличится. С этим связана и проблема перегрузки студентов
домашними заданиями. При определении количества заданий, необходимо учитывать,
что самостоятельно человек работает, обычно, медленнее, выбирает
индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной
помощи решать возникающие  учебные проблемы и вопросы..

Поэтому
лучше выдавать домашнюю работу по предмету, состоящую из одного или нескольких
учебных заданий, подобранных в соответствии с поставленной учебной задачей и
«записанных» в электронном виде в порядке выполнения, который задумал
преподаватель.

 Продуманный
 отбор домашних учебных заданий.

В
условиях дистанционного обучения домашнее учебное задание должно отбираться с
особой тщательностью, так как именно оно становится центральным звеном в
достижении студентами конкретной цели, поставленной на определённый период
(например, тема задания «
Отработка  приемов по механической
кулинарной обработке овощей: сортировка, очистка, промывание.  Отработка
приемов нарезки овощей в соответствии с их кулинарным использованием.
)
Основными требованиями к домашнему заданию становятся следующие:

  1. задание должно быть понятным: включая понимание,
    что он будет делать, где он будет это делать, как он будет это делать,
    какие дополнительные средства для работы ему понадобятся, как он передаст
    работу преподавателю;

2.     
задание должно быть посильным
и доступным для самостоятельного выполнения: зачастую студенту некому помочь с
выполнением домашних заданий, и он просто не делает то, с чем не может
справиться сам;

3.     
задание должно быть интересно:
например, упражнение из учебника можно         всегда дополнить ссылкой на интересный
фильм по изучаемой

      теме, порекомендовать электронный ресурс, добавить
творческий вопрос;

(Например, задание
по теме «Кулинарная разделка и обвалка мяса» ПП ПМ01:

Впишите (и
выделите цветом) пропущенные слова и словосочетания в следующий текст:

1.Межмышечные
соединительные ткани и тонкие поверхностные пленки оставляют. Зачищают мясо,
чтобы оно  —————————————————————————–Из
зачищенного мяса удобнее нарезать порционные полуфабрикаты.

2.Обработка
мороженого мяса состоит из следующих операций: ———————

———————————————————————————————————————————————————————————).

 Включение
теоретического материала в учебное задание.

Выдавая
учебное задание для самостоятельной работы, даже если его целью является повторение
пройденного, при дистанционного обучения необходимо дополнять его
теоретическим материалом, который может понадобиться для его выполнения.
Сделать это можно, например, так (на примере учебного задания по предмету
«Производственная практика по
ПМ 01.
Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для

блюд,
кулинарных изделий разнообразного ассортимента»):

 Задание:

Открыть загруженные файлы.Выполнить задание.Разместить на
сайте.

Лит-ра: учебник Н.А.Анфимова. Глава 3 “Обработка мяса и
мясопродуктов”, стр. 65-90, Презентация в предыдущем задании ,а также
материалы с данного курса. 

Вложения:

Разделка. разморозка.
docx

Определить
вид полуфабриката.docx

Задания
выполняются после ознакомления с дополнительными материалами. В данном случае
задание дополнено ссылкой на электронную презентацию, ссылкой на учебник, где
размещены теоретические материалы и правила, и т.п.

 Выполнения
домашних заданий в педагогическом сопровождении.

Студенты,
как и преподаватели, только начинают адаптироваться к изменившимся условиям
обучения, поэтому возрастает роль педагогического сопровождения выполнения
учебных заданий. Сопровождение может быть как опосредованное, так и непосредственное.
В условиях дистанционного обучения возрастает роль опосредованного
педагогического сопровождения, при котором  через инструктаж к выданному 
заданию объясняются особенности его выполнения, одновременно с заданием. При
этом в настоящее время важен инструктаж как организационного, так и
содержательного характера. Непосредственное педагогическое сопровождение
выполнения заданий также очень актуально. Оно может быть организовано через
проведение консультаций или уроков, проводимых онлайн, по телефону или через
разнообразные  мессенджеры.

Проверка
и оценивание выполненного домашнего задания в новых условиях.

Конечно,
выполненные  домашние учебные задания должны быть проверены и оценены
преподавателем. Причём этот процесс является непростым для всех участников
образовательных отношений, поэтому и относиться к нему нужно ответственно.

При
оценивании домашнего учебного задания в условиях  дистанционного обучения
необходимо учитывать не только итог выполнения задания, который может быть
хуже, чем при очной системе обучения (что является нормальным), но и старание
студента, аккуратность выполнения, стремление передать выполненную работу
разными способами, улучшить её по его рекомендациям, переделать, выполнить
дополнительные задания, а также выполнить  учебную работу, не заданную
преподавателем, но свидетельствующую о повышенном интересе студента  к
изучаемой теме или к профессии.

В
условиях дистанционного обучения преподаватель может не всегда применять
оценивание по пятибалльной системе, а использовать новые виды оценивания,
только внедряющиеся в систему российского образования. Прежде всего, это
относится к формирующему оцениванию, которое очень хорошо позволяет не только
проверить работу, но и организовать обратную связь со студентами на основе
комментариев, пометок, рекомендаций к выполнению работы над ошибками и к дальнейшей
индивидуальной работе студента по предмету. Формирующее оценивание 
встраивается  в процесс обучения и направлено на реализацию идеи индивидуальной
формы обучения, так как комментарии и рекомендации у каждого студента от
преподавателя будут разные. Преимущество этого вида оценивания ещё и в психологическом
комфорте студента, который понимает, что выполненная работа важна не только для
него, но и для педагога, который может как высказать свои замечания к ней, так
и похвалить, приободрить студента.

Соответственно,
эффективное дистанционное обучение может быть организовано разными способами, на
обучающей платформе и на основе заданий из учебника. Главное не забывать, что
студенты, как и преподаватели, только начинают привыкать к изменившимся
условиям обучения, поэтому необходимо с уважением относиться ко всем участникам
образовательного процесса, понимать проблемы и трудности, связанные с новой
формой обучения, и быть терпеливыми и доброжелательными по отношению друг к
другу.

Перечень
используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.                 
Российская Федерация. Постановления.
Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]:
постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая
2007 № 276].

2.                 
Профессиональные стандарты индустрии
питания. Т.1 / Федерация Рестораторов и Отельеров. –  М.: Ресторанные
ведомости, 2013.

3.                 
Самородова И.П. Организация процесса
приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции
Учебник ООО ОИЦ “Академия” 2015 ФГАУ ФИРО.

4.                 
Профессиональный стандарт «Повар». Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано
в Минюсте России 29.09.2015 № 39023)

6.     
http://ug.ru/insight/archive/by/tag/Дистанционное+обучение

7.     
http://ug.ru/insight/archive/tag/качество+образования

Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с планированием и организацией дистанционной учебной работы.

План действия для учителя

ШАГ 1. Определите, как будете проводить дистанционное обучение

В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учениками. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию. 

Встречи в режиме реального времени

Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. В конце статьи вы найдете список сервисов, позволяющих проводить онлайн-встречи.

 Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

ШАГ 2. Спланируйте работу

Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.

Задайте себе три вопроса:

  1. Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
  2. Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
  3. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.

Можно составить план работы и для учащихся. Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.

ШАГ 3. Определите, как будете связываться с учениками

У  учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).

ШАГ 4. Начните создавать учебные материалы

Привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии,  рекомендации и подсказки.

Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.

Ниже вы найдете список тех цифровых сервисов, которые помогут в разработке учебных материалов.

ШАГ 5. Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться

Вызов 1. Ученики, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому учителю. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование  карательных мер рекомендую избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.

Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело  – сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома.

Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google  и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся. 

ШАГ 6. Старайтесь избежать этих ошибок

Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика (как домашка, которую мы привыкли задавать) в электронный журнал. Наша задача –  не задания набросать для учеников, а выстроить их обучение.

Ошибка 2. Думать о том, как контролировать ученика. В этом случае мы в первую очередь будем думать о том, как и за что выставить отметку, а не о том, как помочь ему учиться.

Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается – он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью одноклассников, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени. 

Ошибка 4. Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.

ШАГ 7. Определите, какие цифровые сервисы будете использовать 

Все сервисы я распределила на несколько групп. Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе с учениками.

Онлайн-встречи с учениками

Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.

Zoom zoom.us/

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.

Facebook Live

Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу класса, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.

Instagram Live

Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.

WiziQ  www.wiziq.com/

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются ученики (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече. 

Skype

Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса,  и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.

Google Meet https://meet.google.com

Простой в использовании сервис для проведения встреч. Учитель создает ссылку на встречу, по которой в назначенное время проходят ученики. Из функционала доступен чат, видео и аудио для каждого участника.

8×8 Meet https://8×8.vc

Сервис для проведения совещаний. В бесплатной версии можно создавать неограниченное число онлайн-встреч, на которой могут присутствовать до 50 участников. Можно использовать браузерную версию, мобильное приложение или установить программу на компьютер.

Передача учебного содержания

Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.

Видео 

Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.

Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com

Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране. 

С помощью этого сервиса можно:

  • записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
  • записывать объяснения темы (урок, лекция);
  • записывать упражнения и решения примеров. 

На моем блоге есть публикация “Запись с экрана при помощи Screencast-O-Matic“, которая поможет вам освоить этот сервис.

Рабочие листы в документах Google

Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ  учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.

Edpuzzle  https://edpuzzle.com/

При помощи  Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.

В Edpuzzle создается класс, и учитель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.

Тесты для самопроверки

С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.

LearningApps https://learningapps.org/

Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.

Kubbu  http://www.kubbu.com  

Интерактивные задания по любым учебным предметам.

Quizlet https://quizlet.com/

Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего  рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.
В этой публикации вы найдете пошаговую инструкцию по работе с сервисом.

H5P h5p.org

Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются ученикам по ссылке.

Мониторинг

Под мониторингом я понимаю наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.

Таблица продвижения

Создайте в таблицах Google  таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.

Работа в Google-документах

Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.

Teacher.Desmos https://teacher.desmos.com

Для учителей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов, о которых я писала: создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Учитель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы ученикам и следит за их деятельностью в режиме реального времени. Невероятно удобно.

Classtime https://www.classtime.com/

Лозунг платформы – больше времени учителям для работы с учениками. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация,  сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.

Специально для математиков напишу, что используя встроенную функцию LaTeX, можно вписывать математические формулы.

Formative https://goformative.com

Formative – инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.

При помощи этого инструмента учитель создает учебный материал, который может содержать

  • контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
  • задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
  • дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии. 

Wizer http://app.wizer.me

С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять учащимся обратную связь. 

Обратная связь

Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.

Direct Poll https://strawpoll.de

В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды.  Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.

Google Form

С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету. 

Quizizz http://quizizz.com

Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.

Kahoot

При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Обязательно попробуйте их.
Инструкцию по использованию Kahoot найдете здесь.

Платформы для обучения

Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.

Google Classroom https://classroom.google.com/

Google Sites https://sites.google.com/

Блог

Используйте  любую платформу, которая удобна для вас.

Закрытая группа в социальных сетях

Например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учениками и можно проводить онлайн-уроки.

Canva

В этом году в международном формате был запущен социальный проект “Canva для образования”. Теперь эта платформа предоставляет возможность создания виртуального класса и проведения командной работы. По ссылке вы найдете описание возможностей и бесплатный мини-курс “Canva для класса” https://www.canva.com/ru_ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/

Я постаралась в статье затронуть все важные аспекты, связанные с организацией учебной работы дистанционно. Если у вас есть вопросы, пишите их в комментариях. 

Пусть дистанционное обучение будет плодотворным,

Марина Курвитс

Ещё статьи по теме

Добавить комментарий