Как составить задание к плану местности

Содержание

  1. Ура! География!
  2. Практическая работа № 3 «Составление описания маршрута по плану местности»
  3. Практическая работа: «Определение направлений и расстояний по плану местности»
  4. Просмотр содержимого документа «Практическая работа: «Определение направлений и расстояний по плану местности»»
  5. Практическая работа «Составление плана местности по описанию»
  6. Просмотр содержимого документа «Практическая работа «Составление плана местности по описанию»»
  7. Разговоры о важном
  8. Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  9. Разговоры о важном
  10. Практическая работа. «Составление простейшего плана местности. Работа с топографической картой» (6кл.)
  11. Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО
  12. География: теория и методика преподавания в образовательной организации
  13. Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО
  14. Игровые и иммерсивные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ
  15. Опытные онлайн-репетиторы
  16. Дистанционные курсы для педагогов
  17. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  18. Материал подходит для УМК
  19. Другие материалы
  20. Вам будут интересны эти курсы:
  21. Оставьте свой комментарий
  22. Автор материала
  23. Дистанционные курсы для педагогов
  24. Онлайн-занятия с репетиторами
  25. Подарочные сертификаты

Ура! География!

блог учителя географии

Практическая работа № 3 «Составление описания маршрута по плану местности»

5 класс

Цель: научиться определять азимут, расстояния между объектами с помощью масштаба, составлять описание маршрута по условным знакам.

Опорные понятия:

План местности — чертёж, который с помощью условных знаков изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде. Условные знаки планов отличаются от условных знаков географических карт.

Топографические планы (от греческих слов topos — «место» и grapho — «пишу») — планы, на которых подробно изображены неровности земной поверхности и все географические объекты местности.

Масштаб — это величина, которая показывает, во сколько раз расстояния на глобусе, плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности.

Условные знаки — специальные графические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.

Абсолютная высота — высота точки над уровнем океана (моря).

Относительная высота — превышение одной точки поверхности над другой.

Горизонтали — это линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

Стороны горизонта:

Азимут — это угол между направлением на север и направлением на объект.

Единица измерения угла — градус, который записывается так: 1°. Градусом называют 1/360 долю окружности. Окружность циферблата компаса тоже поделена на 360°.

Ход работы

Задания

Ответы записываем не просто цифрами, а в виде текста.

Например: от поселка Лешины к населенному пункту Дроздово мне надо двигаться в юго — западном направлении по азимуту приблизительно 225 градусов. Расстояние между населенными пунктами 400 м (4 см на карте). Лешины расположен на высоте 270-280 м (между горизонталями 270-280, горизонталь 275 проходит посередине пункта), а Дроздово — на высоте 235-245 м. ( между горизонталями 235-250, но горизонталь 245 проходит практически в конце населенного пункта). Рельеф более ровный в Лешине, так как горизонтали расположены далеко друг от друга. Между этими населенными пунктами дорога асфальтированная. Слева от дороги возле Лешины есть фруктовый сад, справа от дороги ничего нет.

1. Определение населенных пунктов
Открой план местности и найди на нем населенные пункты Кузнецово и Красный Пахарь. Нужно пойти по дороге между этими населенными пунктами.

2. Определение направления.
Определи направление, в котором от Кузнецова находится Красный Пахарь.

3. Определение высоты.
На какой высоте находится Кузнецово (определи значение горизонталей от … до).

4. Определение высоты
На какой высоте находится Красный Пахарь (определи значение горизонталей от … до).

5. Определение крутости рельефа

Определите с помощь расстояний между горизонталями в каком населенном пункте рельеф более ровный, а в каком изменение высот более крутое

6. Определение с помощью условных знаков вида дороги.
Определи с помощью условных знаков вид дороги между населенными пунктами.

7. Определение объектов по обеим сторонам маршрута.
Опиши с помощью условных знаков объекты слева от дороги.

8. Определение объектов по обеим сторонам маршрута.
Опиши с помощью условных знаков объекты справа от дороги.

Источник

Практическая работа: «Определение направлений и расстояний по плану местности»

Практическая работа предназначена для формирования умений работать с планом местности. Включены задания ВПР и ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: «Определение направлений и расстояний по плану местности»»

Практическая работа №3. 5класс

Тема: «Определение направлений и расстояний по плану местности»

Цель: научиться определять направления, азимуты и расстояния по плану местности.

Оборудование: план местности, линейка, транспортир.

Задание 1. По плану местности №1 определите направление, азимут и расстояние до предложенных объектов. Расчёт ведите от точки А до объектов по прямой. Полученные результаты внесите в таблицу.

Направление на объект

Азимут движения на объект

Расстояние до объекта на плане

Расстояние до объекта на местности (м)

Задание 2. По плану местности №2 выполните предложенные задания.

1. На каком берегу реки Быстрая находится родник? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

2. На каком берегу реки Быстрая находится овраг? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

3. На каком берегу реки Быстрая находится луг? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

Задание 3. По плану местности №2 и данным ниже фотографиям выполните задания.

А) Футбольное поле Б) Автобусная остановка В) Санный спуск

1. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке 1? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект

2. Какая особенность участка, определила Ваш выбор? Укажите в ответе букву, которая определила ваш ответ.

3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке 3 ? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект.

4. Какая особенность участка, определила Ваш выбор? Укажите в ответе букву, которая определила ваш ответ. Ответы на вопросы 2-4

А) близость к реке

Б) ровная поверхность

В) достаточный уклон

Г) отдалённость от населённого пункта

Запишите вывод, в котором отвечаете на вопрос: как можно использовать план местности?

Практическая работа №3.

Тема: «Определение направлений и расстояний по плану местности»

Источник

Практическая работа «Составление плана местности по описанию»

Пошаговое описание практической работы по сотавлению плана местности по описанию.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Составление плана местности по описанию»»

Практическая работа «Составление плана местности по описанию»

Цель: формирование умения составлять план местности по описанию.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В 2 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад, шириною до 1,5 км.

В 1 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку Сорочинка, которая течет в юго-западном направлении.

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны

В 2.5 км к западу от пересечения грунтовой дороги с шоссе находится озеро Голубое, у которого северо-западный берег заболочен, а северный зарос кустарником

Составление плана местности по предложенному описанию

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначьте точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определите направление на север и обозначьте шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определите направление на юго-запад и северо-восток и обозначьте грунтовую дорогу.

В 2 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывайте необходимое расстояние (в масштабе) на север и определите южную границу поселка.

Затем отложите необходимое расстояние (в масштабе) и определите северную границу поселка. Обозначьте поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подпишите название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад, шириною 1,5 км.

Определите западную окраину поселка и условным знаком обозначьте сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В 1 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку Сорочинка, которая течет в юго-западном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой отложите к югу необходимое расстояние в масштабе, обозначьте металлический мост. От центра моста определите направление на юго-запад и обозначьте реку. Стрелкой покажите направление ее течения, подпишите название реки.

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

Определите правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначьте луг, вдоль левого — смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны

Вдоль шоссе от моста до поселка обозначьте полосу кустарников шириной соответствующей расстоянию в 500 м в масштабе

В 2.5 км к западу от пересечения грунтовой дороги с шоссе находится озеро Голубое, у которого северо-западный берег заболочен, а северный зарос кустарником

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой отложите к западу необходимое расстояние в масштабе, обозначьте озеро Голубое, северо-западный берег которого заболочен, а северный зарос кустарником.

Источник

Разговоры о важном

Общероссийский конкурс для учеников 1-11 классов

Подача заявок до 2 марта

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 770 рублей

Разговоры о важном

Рекомендуем всем учителям 1-11 классов

Войти с помощью:

Практическая работа. «Составление простейшего плана местности. Работа с топографической картой» (6кл.)

Практическая работа №4

Составление простейшего плана местност и .

Цель: Закрепить на практике знания по теме «Масштаб», «Азимут», «Топографические знаки», развивать навыки работы с планом местности; уметь определять расстояния. азимуты.

Оборудование: атлас, тетрадь, транспортир, линейка, карандаши цветные, простой карандаш.

1 вариант ХОД РАБОТЫ 2 вариант

Задание 1 Начертить план местности (12х10см),сориентировав его. Полярная съемка, М в 1 см 100м

В центре местности в точке А стоит наблюдатель. В центре местности в точке Б стоит наблюдатель.

Он видит: Он видит:

1. На севере, 300 м, школа 1. На севере, 200 м, колодец

2. А = 90* , 250 м, куст 2. А = 180*, 300м, кустарник

3. На с-з, 400 м, фруктовый сад 3. На востоке, 450м редколесье

4. А = 180 , 150 м, озеро 4. На ю-з, 200 м, родник

5. А = 45, 450 м, смешанный лес 5. На з, 400 м, лиственный лес

Задание 2 Прочти план местности (рис. смотри ниже) и ответь на вопросы:

А) В каком направлении от точки А расположена точка В?

Б) В каком направлении расположен колодец от домика лесника?

А) В каком направлении расположен колодец от точки Б

Б) В каком направлении точка В расположена от точки А?

Задание 3 Вы находитесь в точке В, Задание 3 Вы находитесь в точке А

А) отметки высоты 106,0

Задание 4 Найдите расстояние на местности от точки А до точки В (расчет запишите)

Школьники выбирают место для катания на санках.

Школьники выбирают место для игры в футбол

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода, объясните, почему не подходят другие участки.

«5» 13-14 баллов «4» — 10-12 баллов «3» — 6-9 баллов

1) Начертите холм, который вытянут с запада на восток, восточный склон крутой, горизонтали проведены через 5 м, отметка высоты равна 12м, на вершине ветряная мельница.

2) описать изображение (не менее 6 предложений)

Начертите впадину, которая вытянут с севера на юг, южный склон крутой , горизонтали проведены через 2 м, отметка высоты равна 5м, в центре впадины — куст.

2) описать изображение (не менее 6 предложений)

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 854 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

Игровые и иммерсивные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

Лучшее для учеников, педагогов и родителей

Опытные
онлайн-репетиторы

  • По любым предметам 1-11 классов
  • Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 6 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 125 864 материала в базе

Материал подходит для УМК

«География (изд. «Русское слово»)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 15.11.2018 32073
  • DOCX 457.1 кбайт
  • 731 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сабанова Вита Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 49124
  • Всего материалов: 4

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 490 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Онлайн-занятия с репетиторами

о которых мечтает каждая женщина

Эмоциональный интеллект (обучающий тренинг)

Оформление классного уголка в коррекционной школе

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План урока:

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Что такое план местности и условные знаки

Составление простейшего плана местности по описанию

Градусная сеть

Географические координаты и их определение по карте

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

В настоящее время мы можем встретить большое множество различных изображений земной поверхности. Съемка может производиться не только на поверхности суши, также может происходить в океане, воздухе и из космоса. Для обозначения всего множества изображений местности используется такое понятие как «геоизображение». Под ним подразумеваются любые модели земных объектов, представленные в графической форме.

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

1ghfgh

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

2hjghj

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.

3hfgh

  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

4gdffgh
Аэрофотоснимок местности

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

5fghfgh
Космический снимок Земли 

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

6hfhj

Что такое план местности и условные знаки

Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

7hgjk
Условные знаки Источник

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.

8jghhj

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.

9jjhkk

  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.

10khjk

  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

11bgfh

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

12ghhj

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

  1. На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
  2. Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
  3. Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
  4. От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
  5. Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
  6. Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
  7. По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
  8. От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
  9. Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

13htyu

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

14fgh
Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

15hfg

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

16hgfhf

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

17hfghf

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 10. На рисунке каждый угол равен 100, если бы мы провели через 10, то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 100. Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

18jghj
Контурная карта 

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 00.

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

19jghj

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

20dfdhgg

В таблице находим длину параллели 100, она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

21gfgh

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной – 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 100с.ш. и 1700з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (00) к полюсам (900). Санкт-Петербург расположен на 600 северной широты (с.ш.), а Якутск на 640с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

22hgfhf

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 200. Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 00 до 900. Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

23gfgh

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе. 

24gjhj

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 600с.ш. и 300в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 400с.ш. и 600с.ш., точнее широта 550. Долгота расположена между 400 и 300, приблизительно будем считать 380в.д. Тогда получаем координаты Москвы 550с.ш. и 380в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

ОБРАЗЦЫ
РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ГЕОГРАФИИ

ТЕМА
«ПЛАН И КАРТА»

Рассмотрим
задачи, проверяющие умение уча­щихся пользоваться
масштабом, определять рас­стояния
на плане и карте, определять масштаб кар­ты, если
известна площадь на карте и местности.

ЗАДАЧА
1

Определите
масштаб плана, если лес площадью 20 га занимает на нём 20 см
2.

Решение

Если
20 см
2 на плане соответствует 20 га на местности, то 1 см2 (квадрат со стороной 1 см) соответствует 1 га на местности (квадрат
со стороной 100 м). Таким образом, 1 см на плане соответствует 100 м на
местности.

Ответ

Именованный
масштаб: в 1 см 100 м; числовой масштаб: 1 : 10 000.

ЗАДАЧА
2

Определите
масштаб карты, если улица длиной 2 км изображена на
нём линией длиной в 8 см.

Решение

2 км
— 2000 м; 2000 м : 8 см = 250 м.

Отсюда:

В 1
см 250 м (именованный масштаб); 1 : 25 000 (числовой масштаб).

Ответ

Масштаб
карты 1 : 25 000.
ЗАДАЧА 3

Расстояние
между железнодорожной станцией и карьером на плане
масштаба 1 : 30 000 составляет 3,8 см. На втором плане это расстояние
составляет 7,6 см. Каков масштаб этого плана?

Решение

Переводим
масштаб первого плана в именован­ный: 1 : 30 000,
соответственно, в 1 см — 300 м.

Определяем
расстояние между объектами:

3,8
• 300 = 1140 м.

Определяем
масштаб второго плана:

1140
: 7,6 = 150 м.

Ответ

Масштаб:
в 1 см — 150 м, или 1 : 15 000.
ЗАДАЧА 4

Территория
смешанного леса на плане масшта­ба 1 : 5000 имеет
форму прямоугольника со сторо­нами 4,5 и 6 см. А хвойный лес на плане масштаба 1 : 2500 имеет форму
квадрата со сторонами 8 см. Какой лес — смешанный или хвойный — имеет на
местности большую площадь и на сколько?

Решение

Переводим
масштаб первого плана в именован­ный:

1 :
5000,

соответственно,
в 1 см 50 м.

Определяем
протяжённость сторон смешанного леса:

4,5
• 50 = 225 м, 6 • 50 = 300 м.

Отсюда
площадь леса:

S   = 225 • 300 = 67 500 м2.

с.л.

Переводим
масштаб второго плана в именован­ный:

1 :
2500,

соответственно,
в 1 см 25 м.

Определяем
протяжённость стороны хвойного леса:

8 •
25 = 200 м.

Площадь
леса:

S   = 200 • 200 = 40 000 м2.

х.л.

67
500 м
2 – 40 000 м2 = 27 500 м2. Ответ

Смешанный
лес имеет большую площадь на

27
500 м
2.

ЗАДАЧА
5

На
плане сад квадратной формы имеет пло­щадь 16 см
2, на местности этот сад имеет площадь
6400 м
2. Определите масштаб данного плана.

Решение

Определяем
сторону садового участка на плане

Vl6 см2 = 4 см, сторона садового участка на мест­ности равна 80 м.

Таким образом, 4 см на плане соответствует 80 м на
местности. Значит, 1 см на плане соответ­ствует: (80
: 4) = 20 м.

Ответ

Именованный
масштаб: в 1 см 20 м; числовой масштаб: 1 : 2000.

тема
«атмосфера»

Для
рассмотрения предлагаются задачи по теме «Атмосфера»,
а именно задания на определение ат­мосферного
давления в миллибарах, температуры воздуха, абсолютной и относительной
влажности воздуха, а также определение высоты, если извест­ны температура и давление воздуха.

ЗАДАЧА
1

Запишите
показ ательдавления в 746 мм рт. ст. в миллибарах.

Решение

Атмосферное
давление измеряется высотой ртутного столба в миллиметрах (мм рт. ст.) или в
миллибарах (мб).

Миллибар
равен одной тысячной бара.

Бар
равен 750,1 мм рт. ст.

1 мб
равен 0,7501 мм рт. ст.

1 мм
рт. ст. равен 1,3332 мб.

760
мм рт. ст. равны 1013,25 мб.

Итак,
для того чтобы определить, скольким миллибарам соответствует 746 мм рт. ст.,
нужно:

746
• 1,3332 = 994,6 мб.

Ответ

746
мм рт. ст. соответствует 994,6 миллибарам.

ЗАДАЧА
2

Вычислите
высоту, с которой прыгнул парашю­тист, если атмосферное давление на высоте состав­ляло 690 мм рт., а температура равна +10 °С, в при­земных слоях воздуха — 760 мм рт. ст. и +12 °С
соответственно.

Решение

Для
решения этой задачи используют формулу Бабине:

2 (P P )
h = 8000 У     ^ •(l + 0,004 • t),

нв

где h — разность высот двух уровней;

£ср — средняя температура воздуха (сумма
тем­ператур нижнего и верхнего уровней, разделённая
пополам);

Р1 — атмосферное давление на нижнем уровне;

Р2 — атмосферное давление на верхнем
уровне;

8000
м — высота однородной атмосферы (пред­полагается, что
вся масса атмосферы одинакова по составу и плотности), делённая на среднее
арифме­тическое по показаниям барометра вверху и
внизу.

0,004
% — коэффициент объёмного расшире­ния воздуха на
каждый градус выше или ниже 0 °С .

Далее
определяем среднюю температуру по формуле:

t1 + t2

2

t  = ^ = ЦОС.

ср

2

2 •
(76Д лл рт. ст. – 69Д лл рт. ст.) 76Д лл рт. ст. + 69Д лл рт. ст.

Полученные
данные подставляем в формулу Ба-бине:

а = 8ддд л

•(1
+ Д,ДД4 • 11 °С) = 8Д6,4 л

Ответ

Парашютист
прыгнул с высоты 806,4 м.

Можно
предложить и другие типы задач. На­пример, определить
атмосферное давление, если известно, как изменилась температура воздуха.

ЗАДАЧА
3

Атмосферное
давление у подножия горы 760 мм рт. ст., а температура
воздуха — 18 °С. Определите атмосферное давление на вершине горы, если тем­пература воздуха в ней составляет 15 °С.

Решение

Определяем,
на сколько градусов изменилась температура воздуха:

18
°С – 15 °С = 3 °С.

Определяем
относительную высоту горы, зная, что с поднятием
вверх на 1000 м температура понижается на 6 °С:

3 °С
• 1000 м : 6 °С = 500 м.

Далее
определяем, на сколько изменится атмос­ферное
давление, если подняться на высоту 500 м (барическая ступень 10 м/мм рт. ст.):

500
м : 10 м • 1 мм рт.ст. = 50 мм рт.ст.

Определяем,
каким будет атмосферное давле­ние на вершине горы:

760
мм рт. ст. – 50 мм рт.ст. = 710 мм рт.ст.

Ответ

Атмосферное
давление на вершине горы соста­вит 710 мм рт. ст.

ЗАДАЧА
4

Вычислите
относительную влажность воздуха, если абсолютная
влажность составляет 12 г/м
3, а влажность насыщения — 23,0 г/м3.

Решение

Для
того чтобы решить задачу, нужно вспом­нить, что такое
абсолютная и относительная влаж­ность воздуха.

Абсолютная
влажность — это количество водя­ного пара в 1 м
3 воздуха (определяется в граммах).

Относительная
влажность воздуха — это отно­шение фактического
содержания водяного пара к возможному при данной температуре, выражен­ное в процентах. Относительную влажность возду­ха определяют по формуле:

r = q : Q 100%,

где r — относительная влажность, q — абсолютная влажность, Q — состояние насыщения.

Дефицит
влаги — это количество водяного пара, которого не хватает для полного насыщения
воздуха. Насыщенным считается воздух, который не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит.

Точка
росы — это температура, при которой влажный охлаждающийся ненасыщенный воздух
становится насыщенным.

Отсюда:

760
мм рт. ст. – 50 ммрт.ст. = 710 ммрт.ст.
Ответ

Относительная
влажность воздуха составляет

52,2 %.

ЗАДАЧА
5

Определите
абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность равна 55 %, а влаж­ность насыщения при температуре +15 °С состав­ляет 12,8 г/м
3.

Решение

Чтобы
решить эту задачу, составляем пропор­цию:

х

12,8
г/м
3 — 100 %.

55
%.

X-

Тогда

12,8
• 55

loo ,

ЗАДАЧА
6

Определите,
за какое время температура нена­сыщенного водяным
паром воздуха, который под­нимается со скоростью 2,5
см/с, снизится на 3,6 °С.

Решение

В
насыщенном воздухе при поднятии вверх во­дяной пар
конденсируется, и тепло, которое при этом
высвобождается, нагревает воздух, в связи с этим он охлаждается медленнее —
примерно на 0,6 °С на каждые 100 м. А вот сухой (ненасыщен­ный) воздух, поднимаясь вверх, охлаждается при­мерно на 1 °С на каждые 100 м.

Итак,
составляем пропорцию:

1000
м — 10 °С.

Отсюда:

х — 3,6 °С. 3,6 • 1000

X

10

х = 360 м.

Итак,
на высоте 360 м температура снизится на

3,6
°С.

Далее
определяем, сколько времени нужно, чтобы воздух поднялся на 360 м, если он
поднима­ется со скоростью 2,5 см/с:

360
м, или 36 000 см : 2,5 см/с = 14 400 с.

14
400 с переводим в часы (1 час = 3600 с). Это будет составлять 4 часа.

Ответ

Температура
воздуха снизится на 3,6 °С за 4 часа.
ЗАДАЧА 7

Определите
высоту уровня конденсации воз­духа, который
поднимается, если у поверхности

Подписка на специализированный журнал — это вопрос
профессионального роста для учителя!

Спасибо
вам, уважаемые учителя, за ваш труд и профессиональное отношение к своему делу!

Издательская
группа «Основа» объединяет профессионалов!

17 специализированных журналов. Всё
для учителя!

www.dacademy.ru

(русский
язык и литература, математика, физика, биология, химия, информатика, искусство,
география, физическая культура, английский язык, немецкий
язык, история. «Педагогическая мастерская!», «Всё для классного руководителя!»,
«Всё для администратора школы!», «Начальная школа!», «Детский сад. Всё для
воспитателя!»).

www.teacherjournal.ru

х = 7,04 г/м3.

Ответ

Относительная
влажность воздуха 7,04 г/м
3.

Дистанционная
академия    Учительский журнал
online

www.eosnova.ru — ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Земли
его температура составляла +10 °С, а абсо­лютная
влажность — 4,8 г/м
3.

Решение

При
температуре 10 °С в 1 м
3 может содержать­ся 9,4 г водяного пара, а при температуре 0 °С — 4,8 г/м3. То есть конденсация водяного пара
будет происходить, когда его температура снизится до 0 °С, а воздух станет
насыщенным и достигнет точ­ки росы. Поскольку в данном случае воздух явля­ется
ненасыщенным, то с поднятием вверх будет охлаждаться на 10 °С на каждые 1000 м.
Подняв­шись на высоту 1000 м, температура воздуха
пони­зится до 0 °С, и он достигнет точки росы.

Ответ

Конденсация
воздуха будет происходить на вы­соте 1000 м.

задачи
на определение местного времени

Задачи
на определение географической долго­ты, если известно
точное время, и наоборот — опре­деление местного
времени, если известна географи­ческая долгота, как
правило, не вызывают особой сложности.

Чтобы определить географическую долготу, нужно знать точное
время пункта, географиче­скую долготу которого мы
собираемся определять, и местное время любого пункта, долгота которого нам
известна.

ЗАДАЧА
1

Определите
точное время пункта, расположен­ного восточнее на 45° от Лондона, в котором на дан­ный момент полдень.

Решение

Если
круг, величина которого составляет 360°, разделить на 24 часа, то получим 15°.

360°
: 24 ч = 15°.

Итак,
1 час = 15°, а 45° = 3 ч (45 : 15° = 3).

Местное
время пункта будет на 3 часа больше, чем время в
Лондоне, потому что указанный пункт расположен восточнее.

Поскольку
в Лондоне полдень, т. е. 12 часов, то в неизвестном пункте будет 15 часов (12 +
3 = 15).

Ответ

Местное
время пункта составит 15 часов.
ЗАДАЧА 2

Определите
географическую долготу пункта, если его местное время
опережает местное время Лондона на 1 час.

Решение

1
час — 15°, а географическая долгота Лондо­на — 0°
долготы.

Поскольку
местное время пункта опережает местное время Лондона, пункт расположен восточ­нее.

0° +
15° = 15° в. д. (географическая долгота пун­кта).

Ответ

Географическая
долгота пункта — 15° в. д.

ЗАДАЧА
3

Определите
точное время на нулевом мериди­ане, если на 180°
меридиане по местному времени 24 часа.

Решение

Определяем
разницу в градусах:

180°
– 0° = 180°.

Определяем
разницу во времени:

180°:
15° = 12 часов.

Определяем
время на нулевом меридиане:

24
часа – 12 часов = 12 часов.

Ответ

Местное
время на нулевом меридиане будет со­ставлять 12
часов.

ЗАДАЧИ
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ

СОЛНЦА
над горизонтом в полдень

Для
решения такого типа задач школьники должны знать, что в дни весеннего и
осеннего рав­ноденствия (21 марта и 23 сентября),
когда Солнце находится в зените над экватором, полуденную вы­соту Солнца вычисляют по формуле:

h = 90° – ср, где h — угол, под
которым находит­ся Солнце над горизонтом в полдень, а
ср — геогра­фическая широта места
наблюдения.

На
экваторе она будет составлять: 90° – 0° =

90°;
на полюсах: 90° – 90° = 0°.

В
остальные дни полуденная высота определя­ется по
формуле:

h = 90 ° ср ± 5, где 5 — склонение Солнца.

Летом
(22 июня), когда Солнце находится в зе­ните над
Северным тропиком (тропиком Рака), по­луденная высота
его для Северного полушария уве­личивается на 23°
27′, поскольку географическая широта Северного тропика составляет 23° 27′ с. ш.,

т.
е.
5 = +23° 27′, отсюда h = 90° – р + 5, и для Мо­сквы
она составит:

h = 90° – 55° 45′ + 23° 27′;

h = 57° 42 (это максимальная высота Солнца над
горизонтом для Москвы).

А
зимой (22 декабря), когда Солнце находит­ся в зените над Южным тропиком, 23° 27′ ю. ш., (тропиком
Козерога), полуденная высота его для Северного полушария уменьшается на 23°
27′, т. е.
5 = -23° 27′, и для Москвы она составит:

h = 90° – 55° 45′ – 23° 27′;

h = 10° 48′ (это минимальная высота Солнца над горизонтом для Москвы).

Во
все остальные дни нужно знать, на сколько и в сторону какого полушария
склонилось Солнце, то есть на какой широте оно в зените в полдень. Как правило,
величину склонения для каждого дня определяют на несколько лет и фиксируют в астро­номических
ежегодниках.

ЗАДАЧА
1

Определите
полуденную высоту Солнца над го­ризонтом в
Ростове-на-Дону 23 сентября.

Решение

Для
решения данной задачи необходимо знать географическую широту г.
Ростова-на-Дону: она со­ставляет 47° 16′ с. ш. Поскольку в задаче речь идет о 23 сентября, дне осеннего
равноденствия, когда солнце находится в полдень в зените над эквато­ром, то
5 = 0°, поэтому этой величиной мы прене­брегаем и используем формулу: h = 90° – ср, отсюда:

h = 90° – 47° 16′;

h = 42° 44′.

Ответ

Полуденная
высота Солнца над горизонтом в г. Ростове-на-Дону будет составлять 42° 44′.

ЗАДАЧА
2

Определите
высоту полуденного Солнца в Ново­российске 22
декабря.

Решение

Географическая
широта Новороссийска состав­ляет 44° 43′ с. ш.

22
декабря — день зимнего солнцестояния, полуденная
высота его для Северного полушария

уменьшается
на 23° 27′, т. е.
5 = -23° 27′. Эти зна­чения
подставляем в формулу
h = 90° – ср ± 5, от­сюда:

h = 90° – 44° 43′ – 23° 27′; h = 21° 50′.

Ответ

Полуденная
высота Солнца 22 декабря в г. Но­вороссийске составит 21° 50′.

ЗАДАЧИ
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДНЯ, ВРЕМЕНИ ВОСХОДА И ЗАХОДА СОЛНЦА

Для
того чтобы определить время восхода и за­хода Солнца
или продолжительность дня, нуж­но знать величину
горизонтального угла (азимут) между направлением на
север и направлением на ту точку, где взошло или зашло Солнце. Определя­ют горизонтальный угол с помощью компаса или других
угломерных приборов.

Например,
нам известен горизонтальный угол, который был измерен во время восхода Солнца, и он составляет 120°. Нужно определить, когда
взошло и зашло Солнце и какова продолжитель­ность
дня.

Решение

Точке
востока на горизонтальном круге ком­паса как стороне
горизонта соответствует угол ве­личиной 90°, а в
точке запада — 270°. Но точка, в которой взошло
Солнце, переместилась на 30° на юг. Известно, что местный меридиан, направле­ние которого на компасе совпадает с направлением «север —
юг», делит горизонтальный угол между точками восхода и захода Солнца на две
равные ча­сти. Итак, Солнце
зайдет в точке не 270°, а на 30° южнее (270° – 30° = 240°), а угол между
точками восхода и захода Солнца равен 120° (240° – 120° =

120°).

А
для того чтобы определить время восхода и захода Солнца и продолжительность
дня, нуж­но горизонтальные углы разделить на угловую скорость суточного вращения Земли, то есть
на 15 ° / час. Таким образом, время восхода Солнца со­ставит
8 ч (120° : 15° / ч = 8 ч), а время мероприя­тия — 16
ч (240°: 15° / ч = 16 ч).

Продолжительность
дня можно определить дву­мя способами:

й
способ:
16 ч – 8 ч = 8 ч.

й
способ:
120° (угол между точками восхода и захода Солнца) : 15° / ч
= 8 ч.

Ответ

Солнце
взошло в 8 часов, зашло в 16 часов, про­должительность
дня — 8 часов.

ЗАДАЧА
1

Определите
продолжительность дня, если гори­зонтальный угол между точками восхода и захода Солнца составляет 180°.

Решение

Если
горизонтальный угол (азимут) между точ­ками восхода и
захода составляет 180°, то солнце взошло точно на востоке (горизонтальный угол
ра­вен 90°) и зашло точно на западе (горизонтальный

угол
равен 270°), для проверки: 270° – 90° = 180°.

Такое
возможно в дни осеннего и весеннего равно­денствия, т. е. 21 марта и 23 сентября, когда сол­нце находится в зените над экватором.

Далее
определяем продолжительность дня, для этого горизонтальный угол 180° делим на
угловую скорость суточного вращения Земли, то есть на
15 ° / час. Таким образом, продолжительность дня составит 12 часов:

180°
: 15° / ч = 12 часов.

Ответ

Продолжительность
дня составит 12 часов.

ЗАДАЧИ
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕНИЯ И УКЛОНА РЕКИ

Для
того чтобы решить следующие типы задач, необходимо вспомнить,
как определяется падение реки, а зная падение, можно определить и её уклон.

Падением
реки называют превышение уровня её истока над устьем, выраженное в метрах. Паде­ние же на отдельном участке реки — это разница высоты между
двумя точками, взятыми на опре­делённом расстоянии друг от друга. Падение реки определяют
по формуле:

П = h

где
П — падение реки,
h1 — высота истока, h2 — высота устья.

Уклоном
реки называют отношение её падения (в сантиметрах) к длине реки (в километрах).
Уклон реки вычисляется по формуле:

П = П / L,

р

где
П
р — уклон реки, П — падение реки, L — длина реки.

Для
примера решим одну из предложенных за­дач, потому что
они идентичны.

ЗАДАЧА
1

Определите
уклон реки, если его длина состав­ляет 50 км, высота
истока — 150 м, высота устья —

100
м.

Решение

Дано:

L = 50 км

h1 = 150 м

h2 = 100 м

Падение
(П) — ?

Уклон
р) — ?

П = h1h2 = 150 м – 100 м = 50 м.

П = 5000 см : 50 км = 100 см/км = 1 м/км.

р

Ответ

Уклон
реки составляет 1 м на километр длины. Предлагаем другие типы задач, касающихся этой темы.

ЗАДАЧА
2

Определите
падение и уклон реки, длина которой 3000 км, высота истока — 260 м, а устья —
-20 м.

Решение
Дано:

L = 3000 км h1 = 260 м h2 = -20 м Падение (П) — ?

Уклон
р) — ?

П = h1 h2 = 260 – (-20 м) = 280 м. П = 28 000 см : 3000 км = 9,3 см/км. Ответ

Падение
реки составляет 280 метров, а уклон реки равен 9,3 см на километр длины.

ЗАДАЧА
3

Определите
уклон реки, длина которой 502 км, высота истока — 256 м, высота устья — 100 м.

Решение

Дано:

L = 502 км

h1 = 256 м

h2 = 100 м

Уклон
реки — ?

    h h2    256 м – 100м   15600см „„

IL = =       =       ~ 31 см/км.

р       L     502 км        502
км
1

Ответ

Уклон
реки равен 31 см/км.

ЗАДАЧА
4

Вычислите
высоту одного из крупнейших бар­ханов Западной
Сахары, если известно, что крутиз­на его
подветренного склона 30°, а длина — 200 м.

Решение

Высоту
бархана можно вычислить по формуле:

cos а = => h = I sin а ,

где h — высота бархана;

l — длина подветренного склона;

sin а крутизна подветренного склона.

а = 200 м • sin30° = 200 •1 = 100 м .

2

Ответ

Высота
бархана — 100 м.

ЗАДАЧИ
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА
НАСЕЛЕНИЯ

Особенностью
этих задач является то, что они проверяют, насколько учащиеся владеют знания­ми о том или ином географическом понятии и на­сколько они знают, какие данные необходимо ис­пользовать из предложенных, чтобы
сделать опре­деленный вывод.

Например,
в таблице к задаче 1 указаны раз­личные цифровые
данные (год, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, количество
населения).

Но
ученики должны помнить, что естественный прирост — это разница между количеством людей родившихся и количеством людей умерших, выра­женная в промилле
(%о), т. е. в расчете на 1000 жи­телей.

ЗАДАЧА
1

Пользуясь
таблицей, рассчитайте показатель естественного прироста населения за год одной
из африканских стран:

В
данном случае по оси Х, или оси абсцисс, мы
определяем расстояние от экватора до определён­ной
точки, которая составляет 5 555 430 м, или 5555 км 430 м.

Ответ

5555
км 430 м.
ЗАДАЧА 3

Выбрав
необходимые данные из таблицы, опре­делите
ресурсообеспеченность Саудовской Аравии нефтью.

Показатель

саудовская Аравия

Площадь, млн км2

2,15

Население, млн чел.

22,1

Разведанные запасы нефти, млрд т

35,0

Ежегодная добыча нефти,      1 455,0 млн т

Мощность нефтеперерабаты­вающих
заводов, млн т / год

80,0


П. п. = Р – С, где П. п. — естественный прирост, Р рождаемость;
С — смертность.

Отсюда:

23 %
– 18 % = 5
%.

Ответ

Показатель
естественного прироста населения составляет 5
%.

В
качестве примера можно предложить и дру­гие подобные
задачи, в которых указываются раз­личные цифровые
значения, но ученики, имея определённые знания,
должны отобрать только те, которые необходимы для выполнения задания.

ЗАДАЧА
2

Определите
расстояние от точки А до экватора, если её прямоугольные координаты будут
такими:
Х = 5555430; Y = 4370250.

Решение

Расстояние
от экватора определяется значени­ем координаты
Х, а по значению координаты Y определяется расстояние от осевого
меридиана до заданной точки, расположенной в определённой геодезической зоне,
потому что первая цифра кор-динаты указывает номер геодезической зоны.

Решение

Если нам необходимо определить ресурсообе-спеченность страны
сырьевыми ресурсами, напри­мер нефтью, то мы
определяем, на сколько лет хва­тит данного сырья.
Следовательно, нужно запасы разделить на добычу:

р = 35 млрд т 455 млрд т

Р = 76,9 года. Ответ

Обеспеченность Саудовской Аравии нефтью со­ставляет
76,9 лет.

ЗАДАНИЕ
НА УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ПРОПОРЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ

ЗАДАЧА
1

Рассчитайте
уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18
млн чел., а количество официально зарегистри­рованных безработных — 5,5 млн чел.

Решение

Для
определения уровня безработицы составля­ем пропорцию:

18
млн — 100 %

5,5
х

Отсюда:

5,5
• 100
;

X —   ;

18

х = 30,55 %.

Ответ

Уровень
безработицы составляет 30,55 %.

ЗАДАЧА
2

Рассчитайте
уровень безработицы в Польше, если количество трудовых
ресурсов составляет 16 млн чел., а количество официально зарегистри­рованных безработных — 3 млн чел.

Решение

16
млн — 100 %

3
млн —
х

Отсюда:

X=^, 16

х = 18,75 %.

Ответ

Уровень 
безработицы  в  Польше составляет

18,75
%.

ЗАДАЧА
3

Рассчитайте,
с какой площади необходимо со­брать подсолнечник, чтобы произвести 20 т масла, то есть такое её
количество, которое добывают из одного синего кита. Взять средний урожай подсол­нечника 12 ц с гектара и предположить, что выход масла
составляет 36 %.

Решение

Сразу
определяем, сколько масла можно про­извести с одного гектара подсолнечника, если уро­жайность 12 ц, а выход масла — 36 %.

Для
этого составляем пропорцию:

12 ц
— 100 %

х —
36 %

Отсюда:

X=1236,

100

х = 4,32 ц.

Известно,
что с 1 га площади подсолнечни­ка можно произвести 4,32 ц масла, поэтому далее определяем,
сколько нужно засеять га, чтобы полу­чить 20 т, или
200 ц масла.

1 га
— 4,32 ц

х —
200 ц

Отсюда:

X=^,

4,32
х = 46 га.

Ответ

Площадь
составит 46 га.
ЗАДАЧА 4

Определите,
как изменится уровень Мирового океана, когда растает
лед толщиной 3,5 м на пло­щади 55 млн км
2.

Решение

Для
того чтобы решить эту задачу, нужно вспомнить, что площадь Мирового океана
состав­ляет 361 млн км
2, а объём воды определяется по формуле:

V       = S h,

где V — объем воды, S — площадь, h — высота льда:

h = V ;

V       = S h;

в

7   S h

h =    ;

sok

55
млн км
2 x3,5 м

а =    2        = 0,53 м = 53 см .

361
млн км

Ответ

Уровень
Мирового океана повысится на 53 см.
ЗАДАЧА 5

Определите
среднюю ширину бассейна Амазон­ки, если его площадь
равна 7,2 млн км
2, а длина — 6,5 тыс. км.

Решение

Площадь
прямоугольника определяется по фор­муле
S = а b, где а = 0,53 м (длина прямоуголь­ника), b = 0,53 м (ширина). Итак, для определения средней ширины
бассейна нужно площадь разде­лить на длину:

S     7,2 млн км2

ь = =>     ;

a    6,5 тыс. км

b = 1108 км.

Ответ

Средняя
ширина бассейна Амазонки будет со­ставлять 1108 км.

География 5 класс. Практическая работа.

Задание. Нарисуйте план местности, используя условные знаки и обозначьте расстояние каждого объекта.

Описать ход работы, какое нам потребуется оборудование.

Как сделать практическую работу на тему “Составление плана местности”, как составить план местности?

Чтобы составить план местности, нам понадобится:

  • Лист бумаги, желательно побольше, например формат А3,
  • Карандаш, ручка.
  • Ластик.
  • Линейка.
  • Компас.
  • Голова и руки.

Первое с чего начинают план, это конечно масштаб, возьмем например 1:10000 (т.е. в 1 сантиметре на карте, помещается 100 метров местности). Далее с помощью компаса находим север и обязательно указывает его на нашем листе бумаги, в верхней части, только там. Потом дорисовываем юг, запад и восток. Юг внизу нашего листочка, запад слева, восток с права. Дальше наносим на карту исходную точку, например дерево и начинаем от неё “плясать”, измерять расстояния от исходной точки до условных знаков, нанося их на нашу карту используя линейку и свои шаги.

система выбрала этот ответ лучшим

Светл­аночк­а100
[49.2K]

5 лет назад 

Для того, чтобы нам с вами нарисовать план, нам нужно продумать и соблюсти расстояние и условные обозначения. Для этого нужно изучить местность, попробовать даже её зарисовать. Для работы вам понадобится хорошо отточенный карандаш, визирная линейка, тренога планшет.

Ход работы. выбираете масштаб, к примеру 1:5000, далее определяете стороны света, “север-юг”, “запад-восток”, проводим линии. Все предметы, которые находятся на данной местности, нужно будет наносить на план условными знаками. Нужно определить исходную точку- это мост и речка, теперь с помощью визирной линейки направляем поочерёдно на объекты и изображаем кусты, дом и так далее. Изображаем реку условными знаками, а также луг и смешанный лес. Так мы делали визирование предметов, этот способ называется полярный. Есть и другой, который называется – азимутальная съёмка.

Алмаз­ный брита­нец
[13.2K]

2 недели назад 

Что такое план местности с условными знаками? Это чертёж участка, который делают в масштабе. Именно благодаря этой величине (масштаб) и отличается этот чертёж от рисунка обычного. На плане мы видим чертёж какой-то местности сверху и с условными знаками, которыми обозначают разные объекты на данной территории. Ниже можно познакомиться со знаками. Одна картинка – вид, а вторая – знак. Для лучшего понимания.

План местности можно составить двумя способами. Либо по описанию, либо после пешей прогулки. Это ещё называется «маршрутная съемка».

Как составить план местности?

В качестве примера возьмём описание.

  • Выбираем масштаб. Например, 1 см.= 100 м.
  • Для обозначения сторон горизонта проводим стрелку.
  • Начальную точку отметим ближе к югу.
  • Обозначим условным знаком родник. Отмеряем от него 4 см. Направление северо-восточное.
  • Отмечаем реку знаком и мост.
  • Через 600м. (6 см на плане) рисуем озеро.
  • Обозначаем хвойный лес.
  • На Северо-восток от озера обозначим луг.
  • Затем в хвойном лесу домик лесничего.

Go Green
[537K]

9 месяцев назад 

Чтобы выполнить практическое задание по географии по рисованию плана местности, нужно хорошо подготовиться.

Пройти весь теоретический материал, расссмотреть готовые планы местности и попробовать из прочитать.

Далее нужно подготовить

лист бумаги,

линейку,

циркуль,

простой карандаш и ластик,

цветные карандаши.

План местности лучше раскрашивать именно цветными карандашами, тогда изображение получится точным и аккуратно выполненным.

Обязательно нужно определит масштаб изображения и указать его значение внизу карты.

Еще обязательный элемент- стороны света, нужно указать направление север-юг стрелками.

Стрелка указывает на север.

При изображении рельефа нужно использовать принятые условные обозначения.

Нэпэй­шни
[18.2K]

3 года назад 

План местности- это графическое изображение местности в уменьшенном виде ,как правило эта маленьки участок местности.

На них есть условные знаки. План местности применяется в сельском хозяйстве и строительстве. Для рисовки плана нужен большой лист ,карандаши цветные и линейка, компас. Определяем масштаб и на местности направления сторон, заносим на лист условные знаки в соответствии с местностью как на изображение и раскрашиваем. Сады в зеленый цвет, реки в голубой

Mixai­lsal
[482]

3 года назад 

Чтобы осуществить проект по рисования плана местности вам нужно знать несколько моментов: нужно знать реальное расстояние между объектами ,для этого хорошенько изучите и посетите местность.Для работы запаситесь: большим листом ,карандашами линейкой и компасом. Оптимальный масштаб для такой школьной работы это 1:5000 .Перед работой не забываем определить стороны света и исходную точку от нее рисуем, условные знаки как на картинке и раскрашиваем

Знаете ответ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительные задания по теме “План и карта” 6 класс

материалы предназначены для использования   на уроках и во внеурочной деятельности с целью создания творческой атмосферы и активизации познавательной деятельности учащихся, а также как олим…

Рабочие листы к теме: “План местности”

Рабочие листы к теме: “План местности”…

Рабочие листы к теме: “План местности”

Рабочие листы к теме: “План местности” (Масштаб)…

Рабочие листы к теме: “План местности”

Рабочие листы к теме: “План местности” (Изображение рельефа)…

Карточки для учащихся к уроку географии по теме “План местности и их чтение”

Карточки можно использовать для работы на уроке, а так же для проверки полученных знаний….

План-конспект урока по теме: План местности. Условные знаки. 5 класс.

Планируемые результаты:предметные: Обучающиеся смогут:выявлять особенности плана местности;определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;читать простейший план местности.мета…

Карточки-задания по теме “Чтение плана местности” -география 5 кл.

Карточки содержат два варианта заданий с фрагментом плана местности и вопросы, позволяющие выявить усввоение темы “План местности” и “Изображение местности с помощью горизонталей”…

Добавить комментарий