Как составить задание на классификацию

   Сериация. Это способность
мысленно располагать ряд элементов в возрастающем или в убывающем порядке по
какому-нибудь измерению, например размеру, весу или объему.
 

   Классификация. Это способность собирать вместе объекты,
которые похожи друг на друга, например геометрические фигуры.

     На
подготовительном этапе выполняются виды заданий:

1.    Задания, в
которых требуется дать название группе объектов, выделив их общее  

свойство.

2. Задания, в
которых по названию группы нужно подобрать объекты, в нее входящие.

3. Задания, в
которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для

     данной
группы.

4.  Задания, в
которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу  

     («лишний»).

   На
этапе ознакомления с приемом классификации выполняются следующие виды заданий:

1. Задания на определение, по какому основанию объекты
уже разбиты на группы.

2. Задания на разбиение на группы по заданному
учителем основанию.

3. Задания на нахождение основания и деления на
группы.

4. Комбинированные задания, состоящие из заданий
нескольких видов. 

Подготовительный этап.

1.    Задания, в которых
требуется дать название группе объектов,     

выделив их общее
свойство.

        
                     1. Как назвать одним словом?

(формирует
умение обобщать, расширяет кругозор и словарный запас: среди известных понятий
включены малоизвестные, непонятные)

  а) ромашку, колокольчик, василёк.

б) вигвам, хижину,
иглу, сторожку, избу.

в) лопата,
грабли, тяпка.

г) дождь, гроза,
молния, ветер.

д) Золушка,
Буратино, Ниф – Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.

е) акробат,
жонглёр, фокусник, дрессировщик.

ж) планета,
комета, звезда.

2. Какую надпись можно сделать на корзинке
(коробочке, сундучке) в которой лежат предметы (фигуры)?

(формирует
умение обобщать и сравнивать)

   а) яблоко,
груша, слива.

   б) кабачок,
огурец, редиска.

   в)      

   г)       

  д)            

    е) в чудесном сундучке лежат блюдечко и наливное
яблочко, ковёр – самолёт, зеркальце, клубочек, сапоги – скороходы.

    3.
Запиши числа от 5 до 14, подчеркни первые пять записанных чисел. Объясни, какие
числа подчеркнул, не называя их.      

(тренирует
память, внимание)

 2.Задания, в которых по названию группы
нужно подобрать объекты, в неё входящие.
(обратные по отношению к заданиям первого
вида)

              1. Выложи на
парту картинки с изображением цветов
(или животных, шк. принадлежностей, фруктов, овощей,
насекомых, птиц и т.д.)

(группировка
по заданному критерию)

              2. Положи в ряд
три круга

(или фигуры синего цвета,
геометрические  фигуры)

             
3. Запиши все числа, большие 4, но меньшие 10

(или однозначные числа, большие 4)

             4. Запиши
гласные буквы. Подчеркни гласные, обозначающие мягкость впереди стоящего
согласного.

             5.
Запиши согласные буквы, которые обозначают только мягкие звуки.

             6.
Запиши согласные буквы, которые обозначают только твёрдые звуки

              
7. Найди слова, в которых один слог (два слога и т.д.)

                    Луна,
кот, рот, торт, соты, краса.

   3.Задания, в которых
нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы.

            1. На полочке
стоят игрушки:
зайчик, белочка и медвежонок. Какая игрушка
больше подходит к ним:
лисичка или пингвин?   Почему?

(
группировка с самостоятельным выделением признака учащимися)

            2.
Даны картинки с изображением
медведя, лисы, зайца. Какая
картинка больше подходит   к ним: с изображением
белочки или коровы? Почему?

         3.
Добавь фигуру, подходящую к изображённой на рисунке:

  
а)       

         б)  

   в)                                  

4.
Допиши несколько примеров так, чтобы они были похожи:

    5 + 1, 9 +
1, 7 + 1, 4 + 1.

         5.
Прочитайте слова:
группа, тонна, Анна. Чем они похожи?

            Допишите
несколько слов так, чтобы они подходили к     

            данной
группе слов.

     4. Задания, в
которых требуется определить объект, не подходящий в данную  

        группу
(«лишний»).

         1.
Какое слово «лишнее» в данном ряду:

              а)   Юра, Юля,
Юнона, Элла;

              в)   жуки,
жираф, журавль, жёлудь;

 В данном задание можно составлять
группы из словарных слов, на различные орфограммы, из разных частей речи, на
различные морфологические признаки (склонение, род и др.)

   Может быть переходом к изучению
нового материала

         2. Даны
картинки, на которых изображены
эскимо, эму, тигр, аист, жираф.

            Какая
картинка лишняя? Почему?

       3.  Найдите, кто
заблудился и пришёл из другой сказки:

           а)  Буратино, Мальвина,
Артемон, Колобок;

            б)   Колобок, дед, баба,
лиса, мышка;

            в)   Петушок – Золотой
гребешок, лиса, кот, Баба – Яга;

            г)    волк, бабушка,
Василиса Прекрасная, Красная Шапочка;

       4.  Чебурашка
принёс на урок технологии
скорлупу грецкого ореха, шишки, жёлуди, салфетку из ткани. Что оказалось лишним на этом уроке? Почему?  

       5. Карандаш рисовал
цирк. На своём рисунке он изобразил
жонглёра, клоуна, акробатов, повара. Как вы думаете, Карандаш ничего не перепутал?

      6.
Алёнушка собрала красивый букет. В нём оказались
ромашки, васильки,
незабудки, сыроежка. Что оказалось лишним? Почему?

     7.  Какая фигура
отличается ото всех остальных?

           а)                            

           б)  

                в)  

      8. Какая величина «лишняя» в данном ряду:

          25дм,  17м,  16л, 
3см

                                                                         
Этап
ознакомления.

   На этапе ознакомления учащихся с приемом классификации
необходимо так построить работу, чтобы подчеркнуть те обязательные условия,
которые должны соблюдаться при разбиении множества на попарно непересекающиеся
подмножества  или классы:  во-первых, любые два подмножества не должны
пересекаться,  во-вторых,  объединяя  все  подмножества,  должны  получить 
данное  множество,  в-третьих,  все  подмножества  непустые.

      Усложнение заданий может происходить за счет изменения объектов,
увеличения числа объектов в группах, увеличения числа групп, появления
нескольких возможных вариантов разбиения.

Рассмотрим, как это можно сделать.

Учитель предлагает детям следующее задание:

«Незнайка разложил фигуры, изображенные на рисунке в
две коробочки и подписал их так:   круги   и   красные
фигуры.
  Верно ли он
сделал?»

                                                                                                        

      Ученики видят, что в этом случае красный круг
нужно положить и в первую, и во вторую коробочки, а это сделать нельзя. Значит,
Незнайка неверно подписал коробочки.  Нужно дать другие названия.

      Учитель меняет названия: круги   и   треугольники.

Учащиеся, раскладывая фигуры по коробочкам,
убеждаются, что и в этом случае названия даны неправильно, так как некуда
положить красный квадрат.

Еще раз меняются надписи на коробочках и выставляется третья:

красные фигуры,    синие
фигуры,     желтые фигуры.

Ученики распределяют фигуры по коробочкам и видят, что
третья – пустая. Следовательно, она не нужна, ее убирают.

                                                                                          

 Далее рассматривается другой вариант, когда эти
фигуры раскладываются в три коробочки с названиями:

круги,    треугольники,
   квадраты

И проверяется соблюдение выведенных правил: каждую
фигуру можно положить только в одну коробочку; все фигуры распределены по
коробочкам, никакая не остается; а также все коробочки непустые.

 1. Задания на
определение, по какому основанию объекты уже разбиты на группы.

         1.
Мальчик разложил свои игрушки в две коробки. В одну он положил
самолёт, паровоз,
машинки, кубики
, а в другую – медвежонка, собачку, обезьянку и
солдатиков. Объясни, почему он так разделил
игрушки.

        2.  По
какому признаку разделили буквы на две группы?

                     а)  а о
у ы э                               я е ё и ю

                     б)  а о
у ы и э                           я е ё ю

                     в)  п к
т ф                                 м р л з

                     г)   б в
г                                     й ч щ   

      3.  По
какому признаку разделили слоги на две группы?

                        га 
го  гу  гы                          ги  ге  гё  гю

        4.  По
какому признаку разделили на группы слова?

                                яма                                           
дитя

                                якорь                                       
мята

                               
ягода                                         вяз

          5.
Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика?

                    
       
шуба                 
шубы

                           
зима                   зимы

                           
сова                    совы

6. Определи, по
какому признаку числа разделили на группы:

                     а)  5,
9, 6, 1                                      12, 95, 42, 60

                     б)  22,
66, 44, 77                              56, 39, 28, 73 

                    в)  15,
65, 45, 85                               27, 57, 97, 47

2. Задания на
разбиение на группы по заданному учителем основанию.

1. 
Запишите слова в два столбика так, чтобы в каждом были однокоренные слова.

         
Рыба,
рыбный, игра, рыбак, игрушка, игрушечный.

2. 
Запишите слова в два столбика так, чтобы в первом был ударным первый слог, а во
втором – второй слог.

                 
Маша,
Саша, пирог, каша, театр, енот.

3. 
Запишите слова в три столбика так, чтобы в каждом было одинаковое количество
слогов.

 
Эхо,
муха, уха, сон, ракета, кот, планета, яхта, рак, садовник.

 4. 
Разложи фигуры в коробочки (в столбики) по форме (цвету, размеру):

                 (Различные
геометрические фигуры)

5. 
Карточки со словами:
слагаемое, минус, вычитаемое, плюс, уменьшить, сумма,
разность, уменьшаемое, увеличить
расставь так: в
первый столбик – слова, относящиеся к действию сложения, во второй – к действию
вычитания.

6. 
Запиши примеры в три столбика так, чтобы в каждом были примеры с одинаковыми
ответами:

       
6 + 4, 2
+ 7, 17 – 10, 4 + 3, 10 – 1, 12 – 2, 8 + 2, 9 – 2, 6 + 3.

3.
Задания на нахождение основания и деления на группы.

1.
Помоги Незнайке разложить в конверты открытки, сделайте надписи.

Лиса, ель,
коза, медведь, волк, берёза, дуб, корова, поросёнок.

2. 
Разделите на группы слова.

     Сын, дуб,
сынок, стол, столик, дубок.

3.  Помогите
Чебурашке разделить на группы слова.

     Лев, сетка, лес, ветка, пел,
метка, весело, герои, теремок.

4.  Разложи на
группы фигуры, изображённые на рисунке.

      (Геометрические фигуры
– прямоугольники и четырёхугольники, не являющиеся прямоугольниками;

         по цвету;  по
форме;  по размеру)

5. Раздели на
две группы.

      5м,  30см,  12кг, 
84дм,  6г.

6. Раздели на
две группы.

      1 + 7,  4 + 5,  5 + 3,  7 +
2,  2 + 6,  3 + 6.

4. Комбинированные
задания, состоящие из заданий нескольких видов.
 

              
1.
Помоги Незнайке разделить слова на две группы.

             Нос, носик, носовой,
звон, звонок, зазвонили, звонкие.   

      Какое слово нужно
убрать, чтобы разделить слова на три группы?

  2. Рассмотри
пуговицы, изображенные на рисунке.

По какому признаку надо
разложить эти пуговицы, если у тебя есть только две коробочки?      Рассмотри
разные варианты.  

 Какую пуговицу нужно
убрать, чтобы разложить эти пуговицы в три коробочки?

                
                                                             

3. Один ученик числа 3, 5, 6, 9, 10, 12, 15, 20 расположил в две группы так:

числа, делящиеся на 3 (3, 6, 9, 12),

и числа, делящиеся на 5 (5, 10, 15,
20).

Правильно ли он сделал? 

Как бы ты предложил
разделить эти числа на группы?  

 Убрав какое число из
условия, можно было бы расположить числа по группам так, как предлагает этот
ученик?  

4. Какой ряд чисел
отличается от других?

Как его изменить, чтобы
можно было выделить две группы по два ряда в каждой?

      а) 2, 4, 6, 8,
10.                                    в) 11, 9, 7, 5, 3.

       б) 1, 4, 7, 10,
13.                                  г) 0, 3, 6, 9, 12.

5. Разбейте выражения
на три группы.

Найдите значения
выражений.

                     81 – 29 + 27                       400 + 200 + 300 –
100

                     72 : 9 – 3                            400 + 200 +
30 – 100

                     48 : 6 * 7 : 8                       27 : 3 – 6 : 6 * 9

                     84 – 9 * 8                           54 + 6 * 3 –
72 : 8

 Подумайте, по какому признаку можно
разбить выражения на две группы.

В моем выступлении приведены примеры заданий на классификацию
разных видов, составленные на материале отдельных тем начального курса и по
разным предметам.  Можно разработать систему заданий по каждой теме и использовать
задания на классификацию для  закрепления знаний, умений и навыков учащихся, а
в некоторых случаях и для ознакомления с новым материалом.

          Практический этап

Определите, пожалуйста, к какому этапу обучения приему
классификации  и какому виду заданий соответствуют данные упражнения.

                                                        
                                       
Справочный материал

На
подготовительном этапе выполняются виды заданий:

1.  Задания, в которых
требуется дать название группе объектов, выделив их общее свойство.

2.  Задания, в которых
по названию группы нужно подобрать объекты, в нее входящие.

3.  Задания, в которых
нужно найти и добавить несколько объектов,

подходящих
для данной группы.

4.  Задания, в которых
требуется определить объект, не подходящий в данную группу («лишний»).

   На
этапе ознакомления с приемом классификации выполняются следующие виды заданий:

   1. Задания на определение, по какому основанию объекты уже разбиты

       на группы.

2. Задания на разбиение на группы по заданному
учителем основанию.

3. Задания на нахождение основания и деления на
группы.

4. Комбинированные задания, состоящие из заданий
нескольких видов. 

             Этап самопроверки

Номер упражнения

Этап обучения приему
классификации

Номер вида задания на
данном этапе

1

Подготовительный этап

3

2

Подготовительный этап

4

3

Этап ознакомления

3

4

Этап ознакомления

4

5

Этап ознакомления

4

6

Этап ознакомления

4

              Этап самооценки

                                                   
   ЛИТЕРАТУРА

Н.ш. №2,2004г с. 69;

Н.ш. №10,2005г с. 48

Н.ш. №12, 2004г, с80;

Н.ш. №2, 1997г, с37;

Н.ш. №11, 2007г, с28, 31;

Н.ш. №8, 2007г, с21;

Н.ш. №8, 2006г, с33;

Н.ш. №4, 2000г, с52;

КАРТОТЕКА Задания на классификацию

КАРТОТЕКА

Задания на классификацию

Найди лишнее число в каждом ряду:  -5,10,11,15,20   -40,30,19,20,70   -12,16,34,13,18   -23,43,58,73,93

Найди лишнее число в каждом ряду:

-5,10,11,15,20

-40,30,19,20,70

-12,16,34,13,18

-23,43,58,73,93

Какая фигура в каждом ряду лишняя:

Какая фигура в каждом ряду лишняя:

Раздели числа на группы:  - 19800,235178,763891,92700,335058,47500  - 73210,589612,72144,785632,932102,86331  - 151510,13854,27324,171613,28744,738293

Раздели числа на группы:

19800,235178,763891,92700,335058,47500

73210,589612,72144,785632,932102,86331

151510,13854,27324,171613,28744,738293

Раздели выражения на две группы и объясни почему ты сделал такой выбор: 15:2; 8:4; 18:7; 21:4;   32:2; 44:4; 39:7; 12:6;   22:4; 15:3.

Раздели выражения на две группы и объясни почему ты сделал такой выбор:

15:2; 8:4; 18:7; 21:4;

32:2; 44:4; 39:7; 12:6;

22:4; 15:3.

Разбей на группы выражения:  10*4; 100:2; 69:3;   15*4; 77:11; 30*3.

Разбей на группы выражения:

10*4; 100:2; 69:3;

15*4; 77:11; 30*3.

Разбей геометрические фигуры на группы. По какому признаку ты это сделал

Разбей геометрические фигуры на группы.

По какому признаку ты это сделал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа для детей 5-7 лет.

Вечкилева Людмила Петровна

Воспитатель МБДОУ «Ручеёк»

Город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию

и группировку для построения количественной модели натурального числа

Проблема развития умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Для детей 3-5 лет характерным является наглядно-действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. Но математика имеет дело с абстрактными понятиями (число, множество, величина и т. д), а не с конкретными предметами. Поэтому возникает проблема: как на занятиях по математике использовать модели изучаемых понятий и главное научиться самому строить модели какого-либо понятия и таким образом получать представление об основных свойствах и отношениях математических понятий. Решение этой проблемы позволит сформировать у ребёнка умение воспринимать и строить абстрактный образ, т.е. модель, характеризующую часть или все объекты из объёма данного понятия. Через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов у ребёнка в дошкольном возрасте складываются словесно-логические и рассуждающие формы мышления. Развиваются умения сравнивать, анализировать, обобщать (рассуждать и делать умозаключения).

Достаточно эффективным способом формирования у детей представлений о числе является использование заданий на классификацию, в основе которых-умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие, разбивать множество на классы по какому-либо признаку.

Задания на классификацию для детей средней группы

Задание 1. На фланелеграфе – несколько одинаковых по величине кругов двух цветов. Задание – разделить круги на две группы. Вопрос: по какому признаку это можно сделать?

Если дети затрудняются, можно сначала предложить им сравнить только два круга: чем они похожи (одной величины, проверяется наложением) и чем отличаются (цветом). Затем педагог снова предлагает детям несколько кругов,

спрашивает: как называются фигуры (круги), чем похожи (величиной) и чем отличаются (цветом: синие и красные). Задание – разделить круги на две группы так, чтобы рядом оказались похожие, и рассказать, чем похожи круги в каждой группе (эти – синие, одной величины; эти – красные – тоже одной величины).

Классификация производится по одному признаку, при этом не следует указывать детям основание классификации (по цвету): это снижает развивающий эффект задания, сводя деятельность к чисто мунипулятивной, репродуктивной.

Задание 2. На фланелеграфе те же круги, что и в первом задании, и несколько квадратов двух цветов. Педагог предлагает разделить фигуры на две группы. Возможны два варианта: по форме и по цвету. Выполняя задание дети «открывают» для себя два возможных взгляда на признаки предлагаемых предметов (форма и цвет).

Задание 3. Даны три больших круга (два красных и один зеленый) и пять маленьких кругов (три красных и два зеленых). Вопрос: чем похожи эти фигуры? (Все они круги). Задание – разделить фигуры на две группы. (Возможны варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант классификации разбирается и объясняется).

Задание 4. Даны два больших круга (красный и зеленый), три маленьких (два красных и один зеленый), один красный квадрат. Вопрос: какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – квадрат, потому что все остальные фигуры – круги). Задание – круги разделить на группы. (Возможные варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант разбирается и объясняется).

Задание 5. Даны те же фигуры, что и в предыдущем задании, кроме квадрата. Вопросы: что может означать число «2» (два больших круга или два зеленых круга), число «1» (один большой красный круг, один большой зеленый круг, один маленький зеленый круг?

Чем похожи и чем отличаются?

Задания на классификацию для детей старшей группы (5-7 лет)

Задание 1. Даны: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Вопрос: какая фигура

лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и по размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй…).

Задание 2. Даны два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника. Задание – разделить на две группы (по разным признакам: по цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять зеленых больших фигур, три больших желтых треугольника). Сколько всего фигур? (Одиннадцать).

Задание 3. Фигуры предыдущего задания разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый квадрат, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически подходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

Задание 4. Даны три больших квадрата и пять маленьких квадратов одного и того же цвета. Задание – разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2, 3, 4, 5, 7, 8, 10» выберите те, которые подходят к составляемым группам, и объясните свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).

Задание 5. Даны квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, призма. Задание – найти лишнюю фигуру. (Круг – он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники).

Из чисел «2, 3, 4, 5, 6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).

Задание 6. Даны два четырехугольника и три треугольника. Дети делят фигуры на две группы на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся

группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника. У каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

Особое внимание при выполнении заданий следует уделить неправильным ответам. Необходимо не только сказать ребенку, что его выбор неверен, но и обязательно проанализировать с ним вместе последовательность выполнения задания и вывод, который был сделан, и помочь осознать ошибку и причины ее появления. Полезны в этом смысле вопросы: «Кто понял, почему Таня предлагает такой вариант? Как вы думаете, почему Коля допустил эту ошибку? Кто догадался, о чем подумал Петя, составляя такую группу?» и т.д.

Используемая литература.

Белошистая А. «Чем похожи и чем отличаются?» Мурманский педагогический институт. Дошкольное воспитание №1,1995г.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М. «Просвещение»1998.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Академия Холдинг 2000.

Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996.

1.

Использование приёма классификации в
процессе развития мышления учащихся.
Покажите возможность использования
приёма классификации при изучении
различных тематических линий в начальном
курсе математики.
Подготовила:
Студентка группы НО_117
Нерсесян Сюзанна

2.

Логическое универсальное действие
«классификация»-это мыслительная операция,
выполняемая с целью соотнесения предметов и
явлений к определенному множеству или
совокупности (распределение объектов по
классам), на основе выявленных общих признаков
или свойств.

3.

Умение классифицировать – неотъемлемая часть
математического и логического мышления, поэтому
его развитию уделяется большое внимание на уроке.
С помощью классификации школьник учится
упорядочивать объекты и свои знания о них.

4.

Необходимо также заметить, что в основе
классификации, согласно определению, лежит
логическая операция деления. С помощью деления
удобно раскрывать объем понятия. Это особенно
актуально для обучения в начальной школе, когда
учитель не имеет возможности дать определение
многим понятиям.

5.

Можно выделить следующую структуру
умственных действий при выполнении
классификации:
1. Выявление признаков объектов (анализ, синтез и
обобщение);
2. Выявление сходства и различия объектов;
3. Выделение основания для классификации;
4. Распределение объектов на группы по намеченному
основанию;
5. Обобщение объектов в каждой группе, формулирование
названия этой группы;
6. Проведение контроля полученного результата.

6.

Из курса математики известно, что при
разбиении множества на классы
необходимо выполнять следующие
условия:
1) ни одно из подмножеств не пусто;
2) подмножества попарно не пересекаются;
3) объединение всех подмножеств составляет
данное множество.

7.

Предлагая детям задания на классификацию, эти
условия необходимо учитывать. Так же, как при
формировании приема сравнения, дети сначала
выполняют задания на классификацию хорошо
знакомых предметов и геометрических фигур.
Например:
Учащиеся рассматривают предметы: огурец, помидор,
капуста, молоток, лук, свекла, редька. Ориентируясь на
понятие «овощ», они могут разбить множество
предметов на два класса: овощи — не овощи.

8.

Умение выполнять классификацию формируется у
школьников в тесной связи с изучением конкретного
содержания. Например, для упражнений в счете им часто
предлагаются иллюстрации, к которым можно поставить
вопросы, начинающиеся со слова «Сколько …?». Рассмотрим
рисунок, к которому можно поставить следующие вопросы:
— Сколько больших треугольников? Маленьких? Синих?
Красных? Больших красных? Маленьких синих?

9.

Любая классификация имеет цель, поэтому выбор основания
обычно диктуется этой целью. Поскольку целей может быть
много, то одна и та же группа предметов может быть
расклассифицирована по разным основаниям. Одним из
условий эффективности развития у младших школьников
логического универсального действия «классификация»
является его поэтапное формирование с опорой на
составляющие.

10.

При формировании умения проводить
классификацию выделяют следующие
этапы:
Первый этап – подготовительный этап , во время
которого формируют все необходимые операции
(анализ, синтез сравнение, обобщение…)
На данном этапе включают задания, связанные с
формированием этих операций. Это:

11.

А) все упражнения на выделение
признаков предмета

12.

Б) дают группу предметов и просят:
а) дать название группе предметов (посуда,
одежда, инструменты..)

13.

14.

б) убери лишний предмет;

15.

16.

17.

в) дополни группу предметов

18.

В) можно дать несколько рисунков групп
предметов и несколько названий, и нужно
установить соответствия между ними.
1.
2.
3.
4.
5.
Животные
Одежда
Насекомые
Обувь
Птицы

19.

Таким образом, на подготовительном этапе обучения приёму
классификации выполняются следующие виды упражнений:
1. Задания, в которых требуется дать название, группе
объектов, выделив их общее свойство.
2. Задания, в которых по названию группы нужно подобрать
объекты, в неё входящие.
3. Задания, в которых нужно найти и добавить несколько
объектов, подходящих для данной группы.
4. Задания, в которых требуется определить объект, не
подходящий в данную группу («лишний»).

20.

Виды упражнений могут усложняться за счёт
изменения самих объектов, увеличения числа
объектов в группе, появлении нескольких вариантов
решения. В заданиях подобного рода могут
использоваться реальные предметы, геометрические
фигуры и их модели (числа, ряды чисел, выражения и
др.) Они могут содержать большее или меньшее
число признаков, иметь разное количество общих и
отличительных черт.
Приведу примеры некоторых заданий, различных по
мере усложнения:

21.

Первый вид заданий:
1. Как назвать одним словом: воробей, голубь,
синица?
2. Какую надпись ты сделаешь на коробочке, в
которой лежат фигуры, изображённые на рисунке
3. Запиши числа от 6 до 13. Подчеркни первые
четыре записанных числа. Объясни, какие числа
подчеркнул, не называя их.

22.

Второй вид заданий:
1. Выложи на парту картинки с изображением
птиц (цветов, животных, школьных
принадлежностей и др.)
2. Положи в ряд три квадрата (фигуры красного
цвета, геометрические фигуры).
3. Запиши все числа, большие 3, но меньшие 9
(или однозначные числа, большие 3).

23.

Третий вид заданий:
1. На полочке стоят игрушки: уточка, собачка,
котёнок. Какая игрушка больше подходит к ним?
(лошадка или медвежонок). Почему?
2. Добавь фигуру, подходящую к изображённой на
рисунках№1,2,3, группе фигур.
3. Допиши несколько примеров так, чтобы они были
похожи: 3+2; 5+2; 7+2;….

24.

Четвёртый вид заданий:
1. Найди, кто заблудился и пришёл из другой
сказки: дед, лягушка, мышка, зайчик, лисичка,
медведь?
2. Какая фигура на рисунках отличается ото
всех остальных? Где это возможно, рассмотри
разные варианты.
3. Какая величина «лишняя» в данном ряду:
3см, 12 м, 5дм, 2л?

25.

На этапе обучения первоклассников приёмам
классификации необходимо построить работу таким
образом, чтобы подчеркнуть обязательные условия,
которые должны соблюдаться при разбиении
множеств. Систему подобных заданий можно
разработать по каждой теме и использовать задания
на классификацию на разных этапах урока для
эффективного закрепления знаний, умений и
навыков учащихся, развития логического мышления,
а в некоторых случаях и для ознакомления с новым
материалом.

26.

Второй этап – выполнение классификации
предметов или геометрических фигур, но
основание для классификации указывает учитель.
Дан набор геометрических фигур, нужно
распределить их по форме, по цвету, по размеру.

27.

При выполнении классификации каждый раз
фиксируем результат, обращая внимание на
контроль выполнения классификации, чтобы не
было ситуаций, когда один предмет входит в две
группы или предмет не входит ни в одну из групп.
Это могут быть такие задания:

28.

– Разбей данные объекты на группы и дай название

29.

– Разбиение уже выполнено и просим указать, по
какому признаку выполнено разбиение

30.

– Найди ошибку, которую допустили

31.

– Дай название каждой группе.

32.

Третий этап – выполнение классификации
предметов или геометрических фигур, но
основание для классификации выбирает сам
ученик.
Задания схожи с заданиями 2 этапа.

33.

Затем прием классификации
используем уже при изучении
различных математических объектов.
А) При усвоении нумерации чисел в пределах
1000 и 1000000.
Задание 1.
Раздели на группы числа:
8 657 90 45 698
4 9 133 2
3 77 55 435

34.

Задание 2.
Дан ряд чисел 517661, 47150, 250040, 54816, 706240,
25218, разбей данные числа на группы так, чтобы:
В 1 группе число было пятизначным, а во 2 группе
шестизначным.

35.

Б) при изучении сложения и вычитания в
пределах 100
Задание 1
Даны выражения:
19+43
38+52
15+23
29+11
77+10
32+14
Разбей данные числа на группы так, чтобы все
числа 1 группы были больше 50, а числа 2
группы меньше 50.

36.

Задание 2
Разбей выражения на 2 группы разными способами.
90-22
32+54
23+72
87-46
67-11
39+ 20

37.

В) при изучении табличного и
внетабличного умножения в пределах 100
Задание 1
Догадайся, по какому признаку можно разбить
выражения на 2 группы?
6*6
5*9
12*4
9*8
31*3
19*1
22*2
3*7

38.

Задание 2
Раздели выражения на группы так, чтобы
в 1 группе произведение было больше
45, а во 2 группе меньше 45
5*10
3*4
9*2
8*9
6*8
7*7

39.

Г) при изучении геометрического
материала
Задание 1
На какие группы можно разделить эти фигуры?

40.

Разбей на группы:
А) по форме
Б) по размеру В) по цвету

41.

В различных методических подходах
присутствуют задания на различные
математические объекты
1. По программе М. И. Моро даны все задания.
2. По программе Н. Б. Истоминой также как и в Моро
присутствуют все задания.
3. По программе А. Л. Чекина даны все задания.
4. По программе Д. В. Дорофеев представлены все
задания, кроме Б)
5. По программе Т. Е. Демидовой представлены все
задания, кроме А) и Б).
6. По программе Л. Г. Петерсона представлены все
задания, кроме В).
7. По программе И. И. Аргинской даны все задания.
Тех заданий, которых не представлены в учебниках
учитель должен сам составить задания этого
математического объекта.

42.

А) При усвоении нумерации чисел в
пределах 1000 и 1000000.
УМК «Школа России» М.И. Моро 3 класс 2 часть стр. 46
На какие группы можно разделить числа?

43.

УМК «Гармония» Н. Б. Истомина 2 класс
2 часть стр.42

44.

М3И 2 часть стр. 48

45.

УМК «Перспективная начальная
школа» А. Л. Чекин 3 класс 2 часть
стр.16

46.

М3Ч ч.2 стр.31

47.

УМК «Перспектива» Дорофеев Г. В.,
Миракова Т.Н. 3 класс 2 часть стр.55 №1

48.

М3Дор ч.2 стр.63

49.

М3Дор ч.2 стр.67

50.

М3Дор ч.2 стр.73

51.

УМК «Перспектива» Петерсон Л.Г.
3 класс 2 часть стр. 30
На какие группы можно разделить все полученные
числа?

52.

УМК «Cистема развивающего обучения
Л.В. Занкова» Аргинская И. И. 3 класс
1 часть стр. 9

53.

М4А ч. 1 стр. 9

54.

Б) при изучении сложения и вычитания в
пределах 100
УМК «Школа России» М.И. Моро 2 класс 1 часть стр. 35

55.

М2М ч. 1 стр. 88

56.

УМК «Гармония» Н. Б. Истомина 2 класс
1 часть стр.10

57.

М2И ч.1 стр.80

58.

УМК «Перспективная начальная школа»
А. Л. Чекин 2 класс 1часть стр. 71

59.

УМК «Перспектива» Петерсон Л.Г.
2 класс 1 часть стр.33

60.

УМК «Cистема развивающего обучения
Л.В. Занкова» Аргинская И. И. 2 класс
2 часть стр. 6

61.

М2А ч.2 стр.14

62.

В) при изучении табличного и
внетабличного умножения в пределах 100
УМК «Школа России» М.И. Моро 3 класс 1 часть стр. 57

63.

М3М ч.2 стр. 43

64.

УМК «Гармония» Н. Б. Истомина
2 класс 2 часть стр.52

65.

М3И ч.2 стр.12

66.

УМК «Перспективная начальная школа»
А. Л. Чекин 2 класс 1часть стр. 129

67.

УМК «Перспектива» Дорофеев Г. В.,
Миракова Т.Н. 3 класс 2 часть стр. 103

68.

УМК «Школа 2100» Т.Е. Демидовой,
С. А. Козловой, А. П. Тонких 3 класс
1 часть стр.68

69.

М3Дем ч.1 стр.72

70.

УМК «Cистема развивающего обучения
Л.В. Занкова» Аргинская И.И.
3 класс 2 часть стр.8

71.

М3Ар ч.2 стр.16

72.

Г) при изучении геометрического
материала
УМК «Школа России» М.И. Моро 1 класс 1 часть стр. 77

73.

М1М ч.2 стр. 71

74.

М4М ч.2 стр. 113

75.

УМК «Гармония» Н. Б. Истомина
1 класс 1 часть стр. 23

76.

М4И1 стр. 69

77.

УМК «Перспективная начальная школа»
А. Л. Чекин 1 класс 1часть стр.51

78.

М2Ч ч. 1 стр.33

79.

УМК «Перспектива» Дорофеев Г. В.,
Миракова Т.Н. 1 класс 1 часть стр.29

80.

М2Дор ч.2 стр.24

81.

УМК «Школа 2100» Т.Е. Демидовой,
С. А. Козловой, А. П. Тонких 3 класс
2 часть стр.17

82.

УМК «Перспектива» Петерсон Л.Г.
3 класс 1 часть стр.29

83.

М3П ч. 1 стр.47

84.

УМК «Cистема развивающего обучения
Л.В. Занкова» Аргинская И. И.
1 класс 1 часть стр. 63

85.

М3А ч.1 стр.65

86.

Таким образом, умение классифицировать –
неотъемлемая часть логического мышления .
Классификация придаёт мышлению строгость и
точность.. С помощью классификации младший
школьник учится упорядочивать объекты и свои знания
о них. Овладение учащимися приёмом классификации
есть один из критериев сформированности как
общеучебных универсальных действий, так и
универсальных логических действий.

87.

Спасибо за внимание!

Слайд 1

Классификация на уроке в начальной школе.

Слайд 2

Классификация – это операция деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Классификация придает мышлению строгость и точность. Умение классифицировать – неотъемлемая часть математического и логического мышления, поэтому его развитию уделяется большое внимание на уроке. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них.

Слайд 3

Задание на самостоятельный выбор основания для классификации. Распредели слова на 2 группы.

Слайд 5

Задание. Рассмотрите ошибочную классификацию и замените ее верной .

Слайд 6

Верно ли выполнена классификация? Слова записаны по свойству: «Имя существительное м.р., ж.р. с шипящим звуком на конце» Брошь Мышь Зажечь Мелочь Карандаш Уж Ключ Лещ

Слайд 8

Найди ошибки в словах. Раздели слова на группы. В первую группу запиши слова с удвоенной согласной, в другую все остальные. Апетит, охрана, сосна, жужать, Росия, дорога, руский, хлопушка, пасажир, весна, школа, алея . Аппетит Жужжать Россия Русский Пассажир Аллея Охрана Сосна Дорога Хлопушка Весна Школа

Слайд 9

Задание на нахождение признака, по которому произведена классификация Шорохом Шерсткой Желудем Крыжовником Задачей Ежом Чертежом Кожей

Слайд 10

Задания на распознавание правильных группировок. Что лишнее? Почему?

Слайд 11

Назови группу одним словом. Остров, снег, вечер, пчела, дети Быстрый, зеленый, острый, зимний Бегать, зимовать, знает, колотит Он, мы, ты, вы, нас, ему Существительные Прилагательные Глагол Местоимение

Слайд 13

Как назвать данную группу ? Однокоренные слова Формы слова

Слайд 14

Продолжи начатое перечисление. По какому правилу создана группа слов. Черный, желудь, шорты Листик, платочек, ключик Волчок, жучок, утюжок Вишенка, смородинка «О-Ё после шипящих в корне слова» Правописание суффиксов –ик, -ек Суффикс –ок- в именах сущ. Сочетания –инк-, -енк-

Слайд 15

Задание на выполнение классификации по определенному условию. На какие две группы можно разбить данные числа? Выполни классификацию, соблюдая свойство «Быть трехзначным числом»

Слайд 16

Задание на выполнение классификации по определенному условию. Распредели на группы по свойству «Верное высказывание»

Слайд 17

Даны «верные» и «неверные» высказывания. Правильно ли составлена классификация? В году 12 месяцев Луч имеет начало, но не имеет конца Который час? В неделе 8 дней У треугольника 2 прямых угла 1 см=100мм

Слайд 18

Ошибочная классификация Рассмотрите классификацию. Даны числа от 10 до20 включительно. Они разбиты по свойству «делится на 3». Верно ли выполнено задание? 12, 15, 18 10, 11, 13, 14, 17, 20 16, 19

Слайд 19

Выбери правильный ответ: 8х5=40 18:3=9 63+9=72 Произведение и частное Верные и неверные выражения Числовые равенства и неравенства 72:9х4 <45 60>42 7<3 х4

Слайд 20

Времена года Декабрь Март Июнь Сентябрь Январь Апрель Июль Октябрь Февраль Май Август Ноябрь

Слайд 21

Число дней в каждом из месяцев 30 28-29 Январь Апрель Февраль Март Июнь Май Сентябрь Июль Ноябрь Август Октябрь Декабрь

Слайд 22

Задания на проверку результатов классификации 1, 10, 100, 2, 20, 200, 3, 30, 300 1. Свойство: «Быть однозначным числом» 2. Выбери правильный ответ. 1, 2,30 1, 10, 2,20, 3, 30 1, 2, 3 10, 100,20, 200,300 100, 200,300 10, 100, 20, 200, 30, 300

Слайд 23

Задания на распознавание правильных группировок. Что лишнее, почему?

Слайд 24

Найди закономерность и продолжи ряд. Назови группу.

Добавить комментарий