Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, и не только на начальном этапе обучения.
В то же время методисты, учителя-лингвисты, психологи с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку. В связи с этим, конечно, меняется и роль учителя родного языка в школе. Включение в деятельность учителя русского языка дидактических заданий корректирующего характера не только окажет помощь тем учащимся, у кого есть проблемы с письмом и чтением, но и разнообразит работу на уроке в целом.
Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro
Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов.
Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.
Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту.
Не надо путать теги при работе с электронными текстами и ключевыми слова.
Теги создаются по частотности употребления тех или иных слов и выражений в тексте.
При отборе ключевых слов в основе лежит принципы не частотности, а смысла.
Упражнение №1
Задание (в начале урока): Изучите ключевые слова облака и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите только члены предложения. Назовите только части речи.
На этом этапе можно осуществить первичное закрепление лексики занятий.
Упражнение №2.
Задание: 6 класс. Рассмотрите облако слов. Какие части речи в нем представлены? Дополните облако, образовав все возможные степени сравнения прилагательных.
Упражнение №3.
Задание (в начале, в качестве разминки): Составьте все возможные предложения из облака слов.
Упражнение №4.
7 класс. 1 четверть.
Задание А: Показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста (предтекстовая работа), и попросить догадаться о его содержании.
Учитель зачитывает текст. Проверьте себя!
Волки
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)
(92 слова.)
Задание Б. Восстановите текст по облаку
О ______ ходит много ______ рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о ______ одиноких путниках на зимних _____дорогах. Страшные эти _____ выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а ______человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных _____.Волки выполняют возложенную на них природой _______, но подчас и полезную роль. Известно, что _______ под охраной человека домашние олени часто ______ заразной копытной _____ и _______. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что _______ оленей волки уничтожали ________животных. (По И. Соколову-Микитову.)
Сравните с оригиналом!
Вывод: применение дидактических заданий, разработанных при помощи Облака слов, способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации, уменьшению специфических ошибок при чтении и письме в работе с деформированными предложениями и словами.
Статьи по теме
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- 7 дидактических игр на уроках обучения грамоте
- Развитие орфографической зоркости методом орфографического чтения
Добрый день, уважаемые коллеги, участники мастер класса!
Сегодня я хочу пригласить вас на мой мастер-класс. (слушаем детскую песенку «Облака»)
Тема моего мастер класса: Использование приема «Облако слов» на разных этапах урока.
Все учителя в своей работе стараются применять такие приемы работы , которые способствуют поддержанию интереса учащихся и повышают эффективность урока.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.
СЛАЙД 3
Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
СЛАЙД4
И я сегодня хочу познакомить вас с таким приемом работы на уроке как «Облако слов»
В ходе мастер – класса постараемся ответить на 3 вопроса.
1.Что такое «облако слов»?
2. Где можно создать облако слов?
2. И на каких этапах урока можно использовать эти облака?
Итак, что же такое «Облако слов?»
Это схема взаимосвязанных одной темой слов, которые создаются в специальных сервисах. Таких сервисов несколько, я хочу познакомить вас с одним из них – удобный и простой сервис Вордарт.
- На странице создания облака можно работать на русском языке, меню простое и понятное.
- В меню находим и нажимаем кнопку «Создать» – попадаем на страницу создания облака.
- Слева находятся строчки, в которые нужно вписать слова, которые мы хотим использовать. По ходу работы можем корректировать размер, шрифт и цвет слов.
- Когда слова все вписаны – нажимаем кнопку визуализировать и ждем результат.
- После появления готовой картины – можем менять форму, шрифт и стиль.
- Готовую картину мы можем сохранить и использовать в своей работе.
Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности.
На каких этапах урока можно использовать этот прием?
Использовать этот прием можно на любом этапе урока, также этот прием отлично подойдет для парной и групповой работы.
Сейчас приведу несколько примеров использования этого приема на различных этапах урока.
- На уроке русского языка по теме «Имена прилагательные» на этапе целеполагания – можно использовать готовую работу и опираясь на ключевые слова – определить тему и цели урока.
- На этапе актуализация знаний по теме «Глагол» по русскому языку все вместе вспоминаем основные понятия и составляем карточку помощник для дальнейшей работы.
- Также при организации словарной работы на уроке русского языка. Можно использовать как при изучении новых словарных слов, так и при самопроверке или взаимопроверке после словарного диктанта.
- На этапе систематизации знаний. Например на уроке окружающего мира при изучении природных зон. С помощью учащихся создаем карточку по теме, которую можно использовать при подготовке пересказа изученной темы.
- Также можно использовать облако слов на этапе подведения итога урока. Например на уроке окружающего мира при изучении материков.
Настоящим помощником становится этот прием при написании изложений и сочинений
Очень интересно использовать прием облако слов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Как задания для рабочих листов для классных часов,
Для совместного творчество с детьми.
Для создании элэмблемы команды в соревнованиях
На основе облака слов можно придумать множество различных заданий, которые помогут привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, развитию познавательной деятельности.
– А теперь задание для моих коллег. Вашему вниманию представляется готовое облако слов. Какие задания сможете придумать для детей, используя это облако?
Также Вам нужно назвать предмет, тему урока и на каком этапе можно использовать ваше задание.
Пока коллеги выполняют задание – хочу рассказать про преимущества этого ресурса Wordart.com
Преимущества Wordart:
- Можно перевести на русский язык и работать в русскоязычном формате;
- Понятное меню
- бесплатный основной пакет шаблонов;
- даны красочные трафареты, которые можно использовать, также можно закачать любую картинку, в форме которой хотите сделать облако слов.
- имеется возможность изменения цвета фона и текста;
- простой и удобный в использовании
И заканчиваем наш мастер-класс облаком слов-ассоциаций с сегодняшним мастер-классом:
Коллеги, какие слова у вас ассоциируются с этим новым приемом «Облако слов»?
(Интересно, быстро, на любом уроке, красочно, на любом этапе уроке, шаблоны, итог урока, рефлексия, приём, удобно, понятно, на русском языке)
А чтобы в дальнейшем вы могли использовать этот прием в работе,я вам приготовила буклеты, где собрала основную информацию.
(И раздаю буклеты для учителей. )
Спасибо большое всем за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перевод картинок:
Size – размер
Color – цвет
Angle – угол
Font – шрифт
Words – слова
Add – добавлять
Remove – удалять
Visualize – визуализировать (смотреть)
Animate – оживление
Undo – отменить
Redo-переделать (делать вновь)
Edit – редактировать
Lock – замок
Shapes – картинка
Fonts – шрифты
Layout – раскладка
Style – стиль
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Этапы урока.
Согласно образовательному стандарту, современный урок, вне типологии, состоит из 10 этапов:
Этап мотивации
Этап актуализации знаний
Этап целеполагания
Этап решения поставленной проблемы
Этап коррекции
Этап закрепления
Этап систематизации знаний
Этап объяснения домашнего задания
Этап подведения итогов
Этап рефлексии
Памятка для учителя.
Как сделать словарные облака
Два
шага, выполнив которые, учитель может составить облако слов.
Шаг
1: выберите сервис
Шесть
наиболее популярных сервисов
1.Wordle
(wordle.net)
Бесплатный
Самый
популярный сервис. Прост в использовании, не требует регистрации.
2.Tagul
(tagul.com)
Основные
функции доступны бесплатно. Есть премиум-версия, позволяющая отключать рекламу
и скачивать векторные изображения и файлы с высоким разрешением
Имеет
ряд функций, которых нет в Wordle. Например, возможность выбрать форму облака,
шрифт и цвета. Созданным облаком можно поделиться в соцсетях. Также можно
скачать файл в различных форматах и опубликовать в Сети, вставив HTML-код. Сайт
требует регистрации
3.TagXedo
(tagxedo.com)
Бесплатный. Не
требует регистрации. Генератор словарных облаков позволяет выбрать шрифт, цвет,
форму и расположение элементов, сохранить файл в различных форматах,
распечатать и поделиться в соц.сетях.
4.WorditOut
(worditout.com)
Бесплатный
сервис позволяет создать словарное облако из текстового документа,
веб-страницы, даже из одного предложения или таблицы. Можно настроить шрифт,
цвет и размер. Есть возможность исключить слова, которые вы не хотите помещать
в облако. Регистрация не требуется, но если вы хотите сохранить файл, то
необходимо предоставить e-mail.
5.ImageChef
WordMosaic (imagechef.com/word_mosaic)
Платная
версия позволяет убрать рекламу и водяной знак, а также скачать изображения с
высоким разрешением
Сервис
имеет русскоязычный интерфейс. Позволяет экспериментировать с цветами, шрифтами
и формами, прост в использовании
6.TagCrowd
(tagcrowd.com)
Бесплатный. Не
требует регистрации. Генератор словарных облаков с базовыми функциями.
Возможности выбрать цвет, шрифт и расположение элементов нет. Файл можно
сохранить в PDF и распечатать
Шаг
2: создайте облако
ü Выберите
основное понятие.
ü Выберите
слова связанные с этим понятием.
ü Впишите
в подготовленный рисунок или внесите в редактор сервиса.
Памятка для учителя.
Как сделать словарные облака
Два
шага, выполнив которые, учитель может составить облако слов.
Шаг
1: выберите сервис
Шесть
наиболее популярных сервисов
1.Wordle
(wordle.net)
Бесплатный
Самый
популярный сервис. Прост в использовании, не требует регистрации.
2.Tagul
(tagul.com)
Основные
функции доступны бесплатно. Есть премиум-версия, позволяющая отключать рекламу
и скачивать векторные изображения и файлы с высоким разрешением
Имеет
ряд функций, которых нет в Wordle. Например, возможность выбрать форму облака,
шрифт и цвета. Созданным облаком можно поделиться в соцсетях. Также можно
скачать файл в различных форматах и опубликовать в Сети, вставив HTML-код. Сайт
требует регистрации
3.TagXedo
(tagxedo.com)
Бесплатный. Не
требует регистрации. Генератор словарных облаков позволяет выбрать шрифт, цвет,
форму и расположение элементов, сохранить файл в различных форматах,
распечатать и поделиться в соц.сетях.
4.WorditOut
(worditout.com)
Бесплатный
сервис позволяет создать словарное облако из текстового документа,
веб-страницы, даже из одного предложения или таблицы. Можно настроить шрифт,
цвет и размер. Есть возможность исключить слова, которые вы не хотите помещать
в облако. Регистрация не требуется, но если вы хотите сохранить файл, то
необходимо предоставить e-mail.
5.ImageChef
WordMosaic (imagechef.com/word_mosaic)
Платная
версия позволяет убрать рекламу и водяной знак, а также скачать изображения с
высоким разрешением
Сервис
имеет русскоязычный интерфейс. Позволяет экспериментировать с цветами, шрифтами
и формами, прост в использовании
6.TagCrowd
(tagcrowd.com)
Бесплатный. Не
требует регистрации. Генератор словарных облаков с базовыми функциями.
Возможности выбрать цвет, шрифт и расположение элементов нет. Файл можно
сохранить в PDF и распечатать
Шаг
2: создайте облако
ü Выберите
основное понятие.
ü Выберите
слова связанные с этим понятием.
ü Впишите
в подготовленный рисунок или внесите в редактор сервиса.
Автор: Мин6жулина Елена Николаевна
Облако слов как средство повышения познавательной активности в процессе обучения.
В современной школе педагоги всё больше прибегают к использованию интерактивных и информационно – коммуникативных технологий. Одним из таких приемов, который помогает решить множество образовательных задач, является Облако слов.
Что же это такое? Это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. Созданное облако можно представить в любом виде, например, птички, сердечка, бабочки или яблока. Можно применять различные цвета, размер, положения, формы, фон. Его создаст каждый обучающийся при помощи карандашей, фломастеров, красок и др. Также есть онлайн генераторы , где мы вводим слова, словосочетания, текст. Например, облакослов.рф . Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на доску или экран, на ПК. Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими учащимися самостоятельно дома при подготовке к уроку.
Работа с Облаком слов захватывает учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся.
Как можно использовать облака слов на уроках русского языка и литературы:
· задание «Угадайте автора и/или название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
· задание «Соберите стих» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
· задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
· -задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
Когда можно использовать облака слов на уроках русского языка и литературы:
· на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
· на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;.
· на любом уроке и любом этапе урока — задание создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад, то можно превратить статью из учебника в облако слов.
· во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций», «Ассоциации» и т.д
Пример 1 (Актуализация знаний)
При изучении темы «Сложное предложение» (9 класс) на этапе актуализации знаний можно сгенерировать облако слов, в котором располагаются основные понятия по данной теме. Ученики выбирают знакомые понятия и объясняют значения используемых слов. При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении
Пример 2 (Изучение новой темы) На уроке русского языка в 6 классе обучающимся демонстрируется облако слов, в котором зашифрована тема урока. Необходимо сформулировать эту тему, записать в тетрадь. (Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных)
Пример 3 (Определение понятия)
С помощью облака слов дать задание сформулировать определение понятия и попросить учащихся записать связанные с ним слова. Например, в 9 классе при написании сочинений 9.3 составляли облако слов на тему «Красота», «Семья».
Пример 4 (Закрепление и систематизация)
Облако слов можно применить на уроке для закрепления и систематизации знаний. Например, на уроке литературы в 6 классе при изучении рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» дать готовое облако, по которому они вспомнят обо всех событиях. Или сами составят своё облако, где отразят всё, что узнали.
Пример 5 (Опорный конспект новой темы)
При изучении биографии Виктора Астафьва в 6 классе ученикам можно предложить облако слов, в котором прописаны основные даты, события, связанные с жизнью писатель. В этом случае облако выступает в качестве опорного конспекта.
Пример 6 (Облако слов в роли рефлексии на любом этапе урока)
Как наглядно-опорный материал, например, в 9 классе при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума». Составить облако слов, куда включить, по мнению учеников, наиболее важные события, фамилии героев, цитаты и др.
Вывод:
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.
Использование «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.
Сегодня я хочу поделиться своими эффективными , на мой взгляд, двумя приемами визуализации , которые я использую на уроке.
1.Первый прием – это «облако слов»
Облако слов – это визуальное представление списка ключевых слов. (Слайд 8).
Суть методики: исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов, которые особым образом вписываются в графическую фигуру словами.
(Слайд 9,10). При работе с облаком слов детям нужно объяснить, что чем больше шрифт у слов, чем чаще оно в силуэте, тем слово важнее.
-Давайте обратимся к этому изображению. (Слайд 11). Какие слова вы здесь видите, проговорите. Сказка –быль, Михаил Пришвин, «Кладовая солнца». А теперь на этапе целеполагания, на этапе, когда нужно озвучить тему на уроке не нам, а ученикам, дети могут сделать это сами. Давайте определим тему урока.
Приведу несколько конкретных примеров использования облака на уроках русского языка и литературы:
-
задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст (Слайд 12). ;
-
задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст. (Слайд 12);
-
задание «Найди лишнее слово»: на любом уроке и любом этапе урока — задание для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки. (Слайд 13);
-
«Восстанови определение» – На этапе закрепления или контроля знаний предлагаю облако слов, содержащие основные понятия по изученной теме. Учащимся предлагаю раскрыть суть этих понятий. (Слайд 14);
-
«Облако слов» позволяет организовать дидактические игры «Найди пару», «Исключи лишнее», Игра «Задай вопрос другу», «Установи соответствие». (Слайд 15);
-
на этапе рефлексии облако может представлять из себя ключевые слова – эмоциональное состояние класса после урока или то новое, что узнали и что особенно получилось. (Слайд 16);
-
-
Это – удивительное упражнение для развития творческой фантазию. «Составьте предложения или рассказ» – используется как можно больше слов из облака; «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака слов. (Слайд 17)
Вариантов использования данного приема на уроках – множество. Каждый учитель может найти свое применение. (Слайды 18, 19)
Практическая часть. Работа в группах
Задание «Создание облако слов»
(Слайд 20). Сервисов для создания «облака слов» много, они отличаются набором функций, но все сервисы автоматически генерируют облако-рисунок из введенных слов.
Самый простой, на мой взгляд, сервис для создания «облака» – это https://wordscloud.pythonanywhere.com. (Слайд 21);
На рабочем столе ваших компьютеров открыт документ «Рабочий лист участника мастер-класса». Пройдите по ссылочке в документе.
Сервис русскоязычный, не требует регистрации, имеются примитивные примеры и шаблоны. Можно выбрать цвет фона и шрифта, форму «облака». Созданное «облако» можно сохранить и использовать в распечатанном виде или вставить в презентацию. Можно рекомендовать учащимся .
Найдем задание №1 «Создать облако слов»
Условия выполнения задания:
-
урок русского языка в 8 классе по теме: «Второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства»;
-
этап урока « Актуализация знаний»
Учебная ситуация к заданию:
«Изучите ключевые слова «облака» и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите второстепенные члены предложения. Назовите части речи».
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ДОПОЛНЕНИЕ КОСВЕННОЕ ПРЯМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННОЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
существительное наречие глагол прилагательное союз частица междометие числительное местоимение предлог
-Обратите внимание, что в предложенном варианте набора ключевых понятий, важных для темы урока, я их выделила шрифтом и поместила их на первое место. Таким образом, в учебном облаке отмечается наиболее удачное расположение терминов, на которых вы бы хотели акцентировать внимание учащихся
Копируйте выделенные слова.
В поле Text вставьте скопированный элемент.
Выберите цвет фона.
Выберите цвет текста.
Выберите трафарет облака слов
Нажмите кнопку «создать»
Сервис сгенерирует «облако слов»
Сохраните итоговые продукты в виде jpg
Опубликуйте свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса» в колонке «Результат». Вы можете сохранить изменения, если получившаяся картина Вам нравится. Также можно вернуться к предыдущей версии, отменив изменения, создать
копию или удалить дизайн. Обновляя дизайн, можно получить несколько вариантов «словарных облаков». На их основе можно подготовить дидактические карточки.
Задание №2 для групп
Ваша задача составить задание на основе «Облако слов» и смоделировать учебные ситуации к ним по использованию их на уроках русского языка и литературы.
Затем один участник группы демонстрирует готовое задание и возможность применения его на определенном этапе урока.
Задание группам:
1-я и 3 группы. Составить задание по теме «Синонимы»
2-я и 4 группы. Составить задание по теме «Басня как эпический жанр» .
5-я и 7 группы. Составить задание по теме «Глагол»
6-я и 8 группы. Составить задание по теме «М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
На работу отводится 10 минут.
На основе облака слов можно придумать множество различных заданий, которые помогут привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, развитию познавательной деятельности. Выберите тему, придумайте текст, воспользуйтесь готовым шаблоном, а сервис красиво оформит облако слов. Все это способствует созданию оригинального задания за минимальное время.
2. (Слайд 23). Второй приём визуализации, который я использую на уроках – это кроссенс.
(слайд 24). Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
(Слайд 25). Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Задача учащегося – объяснить кроссенс, составить рассказ –
ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры. А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?.. В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук – это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
(Слайд 27). Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?
(С.Я. Маршак. Сказка –пьеса «Двенадцать месяцев»)
(Слайд 28). На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
(Слайд 29). Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…
(Слайд 30). Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем?
(Слайд 31). Наша задача – найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.
Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше… («Соловей» и «Огниво» – это сказки Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)
А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».)
(Слайд 32). В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…
(Слайд 33). А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса. ( демонстрируется задание, идёт работа в парах.)
(Слайд 33). Кто готов озвучить своё решение кроссенса?
«Улыбка» – результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)
(Слайд 34). О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.
А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам… Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…
Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
(Слайд 35). Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания.
– Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
– Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
– Найти связи между элементами, определить последовательность.
– Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
– Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
– Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
(Слайд 36). Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
(Слайд 37).
(Слайд 38 -45). Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
(Слайд 46). Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:
– на стадии определения темы занятия,
– для определения и постановки проблемы,
– для закрепления материала,
– как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
– как творческое домашнее задание и т. д.
Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.
(Слайд 47). Подведем итог. «Кроссенс» – это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!..
Создает условия для получения участниками теоретических знаний
Предлагает своё задание «облако слов»
Приводит примеры использования «облака слов» на уроках русского языка и литературы, комментирует их
Организует обзорное знакомство с веб-сервисом для создания «облако слов»
Участникам мастер-класса предлагает инструкцию по работе с сервисом
Информирует о содержании заданий и условиях их выполнения:
Организует работу в группах по разработке заданий с применением приема «облако слов»
Выполняет роль консультанта, объясняя, что при создании первыми записываются ключевые понятия по теме урока, можно напечатать или вставить уже готовый текст с выделенными словами в открывшееся окно.
Организует самостоятельную работу участников мастер-класса
Организует обмен мнениями совместное обсуждение разработанных заданий участниками мастер-класса.
Создает условия для получения участниками теоретических знаний
Предлагает выявить ассоциативную связь между картинками
Просит найти общее между понятиями
Демонстрирует модель кроссенса.
Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу
Демонстрирует схему чтения кроссенса
Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу
Демонстрирует еще одну схему чтения кроссенса
Вовлекает в процесс чтения кроссенса
Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу
Организует работу в группах по разгадыванию кроссенса и определению его темы
Предлагает алгоритм создания кроссенса
Предлагает ответить на вопрос, на каких этапах занятия можно использовать прием «кроссенс»?
Обосновывает педагогическую эффективность
демонстрируемого приема
Знакомятся с презентацией теоретического материала
Принимают участие в беседе.
Анализируют, предложенные примеры, задают вопросы
Переходят на сайт.
Знакомятся с инструкцией
( 5 минут)
Работают в группах по предложенным заданиям, создают итоговые продукты, сохраняют в виде jpg
публикуют свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса».
Выполняют самостоятельную работу в группах по созданию собственных моделей заданий в режиме освоенного приема «облако слов» технологии визуализации
Готовые продукты сохраняют в виде jpg, публикуют свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса».
Один участник озвучивает результаты работы.
Знакомятся с презентацией теоретического материала
Слушают, включаются в беседу
Находят общее между понятиями
Отвечают на вопросы
Знакомятся с авторской моделью кроссенса
Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу
Знакомятся со схемой чтения кроссенса
Знакомятся с авторской моделью кроссенса
Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу
Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу
Представление результатов работы
Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию
Слушают, включаются в беседу
Принимают участие в беседе.
Определяют, на каких этапах занятия можно использовать кроссенс