Как составить задание по толковому словарю

Виды заданий при работе с толковым словарем.

Задание 1. Выберите из словаря 3 слова — существительное, прилагательное, глагол. Расскажите по словарным статьям о каждом из них.

а) подбирая близкие по значению слова.

б) указывая признаки предмета, названного словом

в) раскрывая значение частей слова

Задание 2. Прочитай объяснение слов в словаре. Запиши по образцу объяснение значения предложенных слов.

а) Багровый – самого яркого и густого красного цвета (Лазурный-…)

б) Ведро – железная или деревянная посудина с ушами и дужкой для воды или других жидкостей (Стакан -…).

в) Проталина – место, где стаял снег, открылась земля. (Наводнение – …).

Задание 3. Запиши отрывки в порядке указанных в словаре значений слова «звезда».

Звезда. (словарь)

Небесное тело, видимое в ночном небе как святящаяся точка.

О человеке, который прославился, стал знаменитым.

Геометрическая фигура с треугольными выступами, лучами от центра.

Отрывки:

1. Аня Ковалёва — звезда нашего класса.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут

3. Девочки нарисовали на асфальте разноцветные звездочки

Задание 4. Придумай свои предложения со словом «ворота» в порядке значений, указанных в словаре.

Ворота.

Двери в стене или ограде для прохода или проезда.

Место на поле, куда загоняют мяч, шар или шайбу в разных спортивных играх.

Задание 5. (при изучении лексики).

1. Выпиши из толкового словаря несколько многозначных слов на букву Р (Родина, румяный) – 2 кл.

2.Выпиши несколько однозначных слов на букву Р (роса, родник, равнина, распутье) – 2 кл.

.Выпиши из словаря несколько наиболее понравившихся фразеологизмов к слову «ухо» – 3 кл.

4.Прочитай пословицы к словарной статье слова «око». Объясни их значение. – 1 кл.

При изучении лексики можно из словаря выбрать слова-синонимы, что даст возможность полнее и глубже усвоить понятие « синоним».

Найди синоним к слову печаль (грусть)

– чудо (диво)

– враг (недруг)

-отважный (смелый)

– приказывать (велеть)

Подобные упражнения можно проводить и с антонимами.

Найди антоним к слову богатый (бедный)

– закат (восход)

– говорить (молчать)

– радость (горе)

– старый дом (новый)

Задание 6. (при изучении грамматики)

Выпиши из толкового словаря слова с парным согласным на конце слова, укажи страницу. Устно придумай предложение с любым из слов.

Б — берег, с. 10

В – враг, восход, с. 21

Г – герб, с. 23; город, с. 29

И — изумруд, с. 61

Л – лебедь, с. 74

Задание 7. Узнай слово по описанию, найди отгадку в словаре. На какое правило выписанные слова? Каким способом ты проверишь эти слова?

Верхний слой поверхности, почва (земля)

Влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водными каплями в вечерние, ночные и ранние утренние часы (роса)

При изучении темы «Чередование согласных в корне» неоднократно обращались к словарю как к словарю-справочнику.

Задание 8. Прочти словарную статью к слову « влага». Какое родственное слово приводится в статье? Какие согласные звуки чередуются? Назови разные варианты корня (влаг, влаж)

Аналогично проводилась работа над статьями слов

дорога (дорожный)

Варианты морфем : дорог – дорож

рука (ручной, ручка, рукав)

Варианты морфем рук – руч

Задание 9. Выпиши слова на букву д с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (далекий, девица, дерево, добро) – 2 кл.

Задание 10. (при изучении фонетики)

Выпиши слова на букву ю, в которых звуков больше, чем букв (юбилей, юг, юный, юркий) – 1 кл.

Задание 11. (при изучении морфемики и словообразования) – 2 кл.

Из слов на букву Г выпиши те, которые относятся к схеме — нулевое окончание. К какому роду относятся выписанные слова? (герб, герой, гимн, глаз, год, голос, город, гром, гусь)

Задание 12. Какие родственные слова приводятся в статье «море»? Что значит «морской»? От какого слова образовано слово «морской»? С помощью чего? Какое значение вносит суффикс як в слово моряк? – 3 кл.

При подготовке к написанию творческой работы.

Сочинение  «Осень взмахнула кистью». Толкование слов: багровый,  голубой, желтеть, золотой, картина, лазурь, осень, печаль.

Сочинения  на зимнюю тематику «Лесная царица», «В чем красота русской зимы?» –  ведение  литературной  копилки, накопление литературного материала, толкование слов: «изморозь и изморось, пороша, иней, чародей, вьюга, искусный, сиять, блестеть, волшебный».

Подбор  пословиц, поговорок. Например:  

хвост – «хвостом виляет»,

зубы – «зубы скалит»;

птица — «Птица красна перьем, а человек – ученьем».

Подбор фразеологизмов.  Так, в словарной статье «вода» помещено 9 фразеологизмов:

как с гуся вода (ничего не делается кому-то),

вилами по воде писано (неизвестно ещё, будет так или нет) и др.;

в словарной статье «сердце» — 4 фразеологизма: «человек большого сердца» (добрый, отзывчивый), «скрепя сердце» (с большоё неохотой, вопреки желанию).

Интересна история происхождения таких слов, как огромный (от «гром»), пороша (от «порох»), луна (от «луч»).

Работа с толковым словарём.

Задачи:

•        сформировать умение выяснять значение многозначного слова по толковому словарю;

•        сформировать умение находить различия употребления многозначных слов;

•        развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Упражнение 1

Составьте словарную статью для слова «тёплый».

Упражнение 2

Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток? (рукав)

Какое слово может означать и одежду, и помещение? (гардероб)

Какое слово может означать и образец изделия, и профессию? (модель)

Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление? (молния)

Упражнение 3

Составь рассказ из 3-4 предложений так, чтобы слово «Молния» употреблялось в нем три раза в разных значениях. (например, молния по почте, молния на куртке, молния в небе)

Упражнение 4

Соотнеси статью со словом.

Верность

– это спокойная смелость, присутствие духа в беде или опасности,

– это неспособность преодолеть страх,

– это преданность кому-либо или чему-либо, неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях.

Гостеприимство

– это большой беспорядок,

– это недоброжелательные отношения,

– это готовность с радостью принять гостей.

Милосердие

– это способность человека преодолевать чувство страха,

– это заботливое, любовное отношение к другому человеку;

– это способность причинять страдания людям и животным.

Нежиться

– это завертываться во что-либо,

– это слезть с лошади,

– наслаждаться состоянием покоя.

Сухостой

– это небольшой лиственный лес,

– это усохшие, стоящие на корню деревья,

– это утренняя прохлада.

Памятка “Как работать с толковым словарем”.

  1. Найдите слова по алфавиту.

  2. Прочитайте лексическое значение слова.

  3. Обратите внимание на постановку ударения и написание слова.

  4. Определите, многозначное или однозначное это слово, имеет ли оно переносное значение; общеупотребительное, профессиональное, диалектное оно; устаревшее или нет.

  5. Проанализируйте грамматические характеристики слова.

  6. Назовите однокоренные слова из словарной статьи.

  7. Приведите примеры использования слова в речи.

  8. Проанализируйте стилистические пометы.

  9. Запомните написание, произношение, толкование слова.

Памятка “Как работать с фразеологическим словарем”.

  1. Найдите фразеологизм по алфавиту.

  2. Укажите варианты фразеологического оборота, если они есть.

  3. Обратите внимание на постановку ударения.

  4. Дайте толкование фразеологического оборота.

  5. Проанализируйте стилистические пометы, если они есть.

  6. Обратите внимание на происхождение фразеологизма и указание на литературу по данному вопросу, если есть.

  7. Приведите примеры употребления фразеологизма в речи.

  8. Запомните написание и толкование фразеологического оборота.

Памятка “Как работать со словарем иностранных слов”.

  1. Найдите слово по алфавиту.

  2. Проанализируйте грамматическую характеристику слова.

  3. Установите, из какого языка слово пришло в русский.

  4. Дайте толкование слова.

  5. Определите, однозначное или многозначное это слово.

  6. Прочитайте слово, соблюдая орфоэпические нормы.

  7. Проиллюстрируйте употребление слова в речи, если есть примеры.

  8. Запомните написание, произношение, толкование слова.

Памятка. “Как работать с орфографическим и орфоэпическим словарем”.

  1. Найдите слово по алфавиту.

  2. Обратите внимание на постановку ударения и правильное произношение слова. Произнесите его вслух или про себя.

  3. Проанализируйте и запомните его правописание.

  4. Постарайтесь извлечь как можно больше информации из грамматических помет.

  5. Запомните произношение и написание слова.

В словари — за частями речи!

  • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

Смекалка — имя существительное.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.

Смекалистый

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение. 

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

  сущ.         прил.       сущ.           гл. 
Зим/
а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.

  • Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия предметов одежды. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение. 

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег-. Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте текст с этими словами. Подчеркните главные члены в предложениях.

Ответы по русскому языку. 2 класс. УЧЕБНИК

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются основные способы толкования слова в словаре, анализируются мет одические принципы работы с толковым словарем в начальной школе.

Значение слова, толкование значения слова, типы заданий по толковому словарю.

Главная цель работы с толковым словарем на уроках в начальной школе – обогатить словарный запас детей, научить их находить слова в словаре, научить самим давать толкование значения слова, ведь, как известно, словарный запас детей довольно мал. Они часто понимают смысл слова поверхностно, неточно, а иногда – не понимают вообще.

Эта цель определяет основные методические принципы работы с толковым словарем:

1)знание учителем лексического запаса детей в соответствии с их возрастом;

2) умение формулировать задание для понимания значения слова;

3) систематическая работа со словарем, направленная на обогащение лексического запаса детей.

Значение слова – это его смысл, которые раскрывается в предложении, тексте. Его толкование дается в словарях для детей следующими тремя способами:

  1. Полное толкование, то есть объяснение смысла слова через главное (родовое, обобщающее) слово и второстепенные признаки слова, например, «Слон – это большое животное с серой кожей, большой головой и длинным носом-хоботом». В примере шрифтом выделено главное слово.

  2. В словаре может быть дано толкование через синоним, например, «Отважный – значит смелый, храбрый».

  3. Толкование слова может быть дано с помощью примера, например «В больнице лечат больных людей».

Однако чаще всего дается полное толкование, поэтому, прежде всего надо учить детей находить главное слово, затем самим называть главное слово и проверять по словарю. Научив понимать, где главное слово, можно переходить к знакомству с второстепенными признаками.

Приступая к знакомству со словарем, следует провести подготовительную работу по повторению алфавита: дети должны четко представлять себе, где находится та или иная буква в алфавите: в начале него, в середине или в конце.

Задания к словарю должны быть направлены на значение слова, то есть надо не только учить их найти слова, надо прочитать его значение, найти в нем главное и второстепенные слова, прочитать или самому составить пример (предложение) с этим словом.

При этом лучше, если задания будут даваться в занимательной форме: в виде загадок, коротких поговорок, пословиц, стихов или ребусов. Это позволит не только обогатить их словарный запас, но и развивать интерес к урокам русского языка. Систематическая же работа со словарем даст необходимые навыки работы со справочной литературой, что необходимо, на наш взгляд, для дальнейшего обучения.

Можно отметить, что толковый словарь выполняет функции других языковых словарей, таких как: орфографического, орфоэпического фразеологического. И поэтому, научив детей работать с толковым словарем, мы решаем и важные моменты при изучении других разделов русского языка.

Подводя итог о работе с толковым словарем, хочется сказать, что, работая с этим справочным пособием, дети, в первую очередь учатся оперировать не только видовыми, но и родовыми понятиями. Так же, в результате систематической работы с толковым словарем у учащихся формируется умение быстро и точно выбирать необходимые слова и употреблять их в собственной речи и другие немаловажные умения и навыки, которые упрощают усвоение нового материала.

Учитель начальных классов – Кукорова Наталья Игоревна

Добавить комментарий