16 апреля 2010
В закладки
Обсудить
Жалоба
При выполнении заданий с кратким ответом (тип заданий В) записывать ответы в бланк ответов № 1 следует в точном соответствии с инструкциями по записи ответов, указанными в каждом варианте КИМ.
Ответы записываются в область ответов «Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме» справа от номера задания, начиная с первой клеточки.
Скачать примеры бланков егэ
При записи ответов необходимо строго следовать образцу написания символов, приведенному в верхней части бланка ответов № 1.
Ответы должны быть написаны полностью и разборчиво. Сокращение слов не допускается.
Каждый символ записывается в отдельную клеточку.
Если в ответе больше 17 символов
(количество клеточек, отведенное для записи ответов на задания типа B), то ответ записывается в отведенном для него месте, не обращая внимания на разбиение этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины отведенного под него поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом.
При написании ответов, состоящих из двух или более слов, каждое слово записывается отдельно (как требуют правила правописания), если в инструкции по записи ответов в КИМ не указано иное.
Если ответом на задание является слово, пропущенное в тексте, то это слово записывается в той форме (падеж, род, число и т.п.), в которой оно должно стоять в тексте.
Числовой ответ должен быть записан в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Округление десятичной дроби производится только при наличии соответствующего указания в инструкции по выполнению задания.
Запрещается
• Сокращать ответ.
• Записывать символы ответа один под другим.
• Записывать ответ в виде математического выражения или формулы.
• Записывать в ответе названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.).
• Давать заголовки или комментировать ответ, а также делать в поле ответа любые записи и пометки, не являющиеся ответом на задание.
Видео советы по заполнению бланков ЕГЭ
Методика решения задач части B ЕГЭ по информатике
Учитель информатики
144 лицея Санкт-Петербурга
Богачевой Г.В.
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике почти непрерывно совершенствуются и усложняются. Особенно много существенных изменений было сделано в 2012 году. Среди них – значительное увеличение заданий части B, то есть заданий, ответы на которые, в отличие от части А, угадать нельзя. Своей методической темой я выбрала анализ задач части B, разработку методики их решения и подготовки выпускников к экзамену, так как считаю эту тему актуальной, ведь каждый год часть одиннадцатиклассников нашего лицея сдают ЕГЭ по предмету «Информатика».
Работу над темой я начала с обработки литературы, в основном сборников заданий, в составлении которых участвовали специалисты Федерального института педагогических измерений. Проанализированы также были материалы с различных сайтов, а также материалы ЕГЭ прошлых лет и демонстрационные версии ЕГЭ. Была проведена систематизация задач части В, определены типовые задачи и ключевые темы. В КИМах 2012 года большая часть заданий относилась к темам «Логика», «Системы счисления», «Определение количества информации». В этом году значительно увеличилось количество заданий на алгоритмизацию и программирование. Эти темы вызывают затруднение ещё и потому, что в базовом курсе информатики ни «Логики», ни «Алгоритмизации и программирования» в программах, рассчитанных на 1 час в неделю (программа Семакина И.Г., Хеннера Е.К, программа Угриновича Н.Д), в 10-11 классах нет. В нашем лицее добавлен ещё 1 час за счет регионального компонента. Тем не менее, задания на чтение программ, на решение системы логических уравнений обязательно должны быть включены во все занятия, направленные на повторение, обобщение и подготовку к экзаменам.
В процессе подготовки заданий на тему «Логика» необходимо повторить логические операции, их приоритет, таблицы истинности логических операций, логические законы и равносильности, формулы замены импликации и эквивалентности. После повторения решаем задачи части А в качестве тренировки (выбор логического выражения для данного фрагмента таблицы истинности (задание А3), определение подходящих данных для заданного логического выражения (задание А10)). Затем приступаем к решению заданий части B – это задачи B12 и B15. К этому времени дети свободно владеют логическими операциями. Задачу B12 я предлагаю решать графически – с помощью кругов Эйлера (наглядно и быстро). Задача B15 повышенного уровня, подготовка к её решению на экзамене требует большой предварительной работы. Чем больше дети решают подобных задач, тем меньше их боятся. Впрочем, понятие конъюнкции необходимо знать и для решения задачи B11.
Для решения заданий по теме «Системы счисления» необходимо повторить понятия основание и базис позиционной системы счисления, правила перевода из 10 с.с. в любую другую и, наоборот, из любой системы счисления в 10 с.с., правила составления таблиц систем счисления, родственных 2 с.с, и правила перевода чисел родственных двоичной систем счисления. Мне кажется важным, чтобы дети не заучивали таблицы, а понимали сам принцип их создания, могли считать в любой системе счисления, разложить число по базису. Эти знания нужны для решения задач A1, A5, B4, B7.
Одной из главных тем курса «Информатика» является «Определение количества информации». При повторении и закреплении этой темы следует обратить внимание на знание единиц измерения информации и умение переводить из одних единиц в другие, на умение вычислять количество информации данных различных типов, на кодирование информации. Задания A8, A9, A11 разбираем для тренировки, затем B4, B10.
И, наконец, тема «Алгоритмизация и программирование». Целью изучения этой темы является овладение выпускниками структурной методикой построения алгоритмов. Ученики должны научиться использовать в практике построения алгоритмов основные управляющие структуры: следование, ветвление, цикл; уметь разбивать задачу на подзадачи, применять метод последовательной детализации алгоритма. Они должны читать и понимать работу готовых программ. Эти знания используются в заданиях A12, A13, B1, B2, B6, B8, B13, B14. Конечно, замечательно, если ребята сразу понимают алгоритм поставленной задачи, знают все использованные операторы, операции и функции изучаемого языка, но, если что-то не получается, можно трассировать задачу – как правило, в процессе трассировки приходит понимание, какие действия повторяются, что будет в результате выполнения этой программы.
Важно учесть, что у детей на экзамене мало времени, поэтому решать задания части B желательно самым оптимальным способом (например, упрощать логические выражения вместо построения таблиц истинности). В случае заданий части A иногда полезно проанализировать данные ответы, действуя методом исключений.
Материалы для подготовки я беру с сайта Константина Юрьевича Полякова (http://kpolyakov.narod.ru), различных сайтов для учителей информатики (http://www.videouroki.net, www.metod-kopilka.ru, www.pedsovet.org, www.pedsovet.su, www.uchportal.ru, www.zavuch.info) и, разумеется, с демонстрационных версий прошлых лет. Но большинство материалов по подготовке к экзаменам предназначено для индивидуального пользования, мне же хотелось сделать презентацию, которую я могла бы использовать для групповых занятий (через проектор) во время уроков, на занятиях по подготовке к ЕГЭ и во время предэкзаменационной консультации для повторения пройденного материала. Такая презентация создана и опубликована на сайтах http://www.videouroki.net, www.pedsovet.org, www.pedsovet.su. Сейчас я дорабатываю презентацию – включаю туда аналогичные задачи для самостоятельной и групповой подготовки выпускников.
В процессе работы над темой я вела блог по адресу http://galinabogacheva.livejournal.com, где в течение двух учебных лет разбирала задачи части B демоверсий. Работа с блогом велась следующим образом – я публиковала решение очередной задачи из демоверсии несколько раз в месяц. Ребята, которые готовились к экзамену, читали этот материал дома, на занятия приходили с вопросами. Так как все задачи из блога были собраны в презентацию, то достаточно оперативно можно было найти нужную задачу и объяснить её ещё раз. Затем решали аналогичные задачи. На предэкзаменационной консультации ещё раз просматривали все задачи, чтобы вспомнить весь пройденный материал. Апробация такой формы работы показала её эффективность – за последние три года все выпускники нашего лицея, выбравшие информатику, сдали ЕГЭ с результатом лучше, чем средний балл по Санкт-Петербургу.
Задания Части В |
|
21 Март 2011 Тематика: словарь абитуриента |
Задания Части В содержат тестовые вопросы, в каждом из которых необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Некоторые ответы содержат готовые варианты ответов (например, химия), а другие предполагают самостоятельную формулировку верного ответа (например, информатика и ИКТ, русский язык). Также существуют вопросы с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка.
ПРИМЕР:
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.
Решение заданий В потребует большего времени (от 2 до 10 минут) и более глубокой подготовки выпускника. Здесь собраны вопросы разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. В зависимости от сложности за каждый правильный ответ можно получить от двух до семи баллов. Самые «дорогие» вопросы собраны во второй части КИМ по иностранным языкам (7 баллов).
Ответы на задания этого типа обрабатываются автоматически с помощью специальной компьютерной программы после сканирования бланков ответов №1. В их проверке эксперты-предметники участия не принимают. Для оформления ответов типа В в нижней части бланка ответов №1 выделены специальные поля, разлинованные пунктирными линиями «в клеточку».
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Комментарии (0)
Решение задач части В демоверсии ЕГЭ-2013 по информатике
Учитель – Богачёва Г.В.
Лицей № 144 Санкт-Петербурга
Задача B1 из демоверсии 2013
У исполнителя Арифметик две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2,
2. умножь на 3.
Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая утраивает его.
Например, 21211 – это программа
умножь на 3
прибавь 2
умножь на 3
прибавь 2
прибавь 2,
которая преобразует число 1 в число 19. Запишите порядок команд
в программе преобразования числа 3 в число 69, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. Если таких программ более одной, то запишите любую из них.
Задача B1 из демоверсии 2013
Решение:
Решаем задачу с конца.
69 на 3 делится, значит, последняя команда 2. умножь на 3. 69/3= 23. 23 на 3 не делится, значит, предыдущая команда 1. прибавь 2. Вычитаем 23-2= 21, делится на 3, значит, предыдущая команда 2. умножь на 3. 21/3 = 7, на 3 не делится, значит, предыдущая команда 1. прибавь 2. Вычитаем 7-2 = 5, на 3 не делится, значит, предыдущая команда 1. прибавь 2. Вычитаем 5-2 = 3, это исходное число.
Выписываем номера команд в обратном порядке 11212
b THEN a := a – 2 * b; b = 14; a := 30 b := 14 if a b then c = b + 2 * a a = a – 2 * b; if (a b) c := b + 2 * a a := a – 2 * b ELSE else если a b c = b + 2 * a; c = b – 2 * a c := b – 2 * a; ENDIF else то c := b + 2 * a иначе c := b – 2 * a c = b – 2 * a; все ” width=”640″
Задача B2 из демоверсии 2013
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы (записанного ниже на разных языках программирования). Ответ запишите в виде целого числа.
Бейсик
Паскаль
a = 30
a := 30;
b = 14
Си
b := 14;
Алгоритмический
a = 30;
a = a – 2 * b
IF a b THEN
a := a – 2 * b;
b = 14;
a := 30
b := 14
if a b then
c = b + 2 * a
a = a – 2 * b;
if (a b)
c := b + 2 * a
a := a – 2 * b
ELSE
else
если a b
c = b + 2 * a;
c = b – 2 * a
c := b – 2 * a;
ENDIF
else
то c := b + 2 * a
иначе c := b – 2 * a
c = b – 2 * a;
все
Задача B2 из демоверсии 2013
Решение:
Трассируем программу:
Ответ: 10
Номер команды
a
1
30
b
2
c
30
3
2
14
4 2
14
2
14
10
Задача B3 из демоверсии 2013
Дан фрагмент электронной таблицы:
A
1
2
B
2
C
4
= (B1 – A1) / 2
= 2 – A1/2
= (C1-A1)*2 – 4
Какое число должно быть записана в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:C2 соответствовала рисунку:
Задача B3 из демоверсии 2013
Решение:
Рассчитываем A2 = 1; B2= 1.
Анализируем диаграмму
B2= 1
C2 =2
A2 = 1
Отсюда C2 = 2, значит (C1-A1)*2 – 4 =2; подставляем (С1- 2) *2 – 4 = 2, значит С1= 5
Ответ: 5
Задача B4 из демоверсии 2013
Азбука Морзе позволяет кодировать символы для сообщений по радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т. д.) можно закодировать, используя код азбуки Морзе длиной не менее четырёх и не более пяти сигналов (точек и тире)?
Ответ: 48.
Решение:
Так как по условию задачи сигналов только 2 (точка и тире), то это – двоичная система счисления. Четыре сигнала – 2 4 =16, пять сигналов – 2 5 =32, всего можно закодировать 16+32=48 сигналов
Ответ: 48
Задача B5 из демоверсии 2013
Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы ( записанной ниже на разных языках программирования ).
Бейсик
Паскаль
DIM N, S AS INTEGER
var n, s: integer;
Си
N = 0
S = 0
begin
#include
Алгоритмический
WHILE S
алг
void main()
n := 0;
нач
N = N + 1
{
s := 0;
int n, s;
цел n, s
S = S + 4
while s
n := 0
n = 0;
WEND
begin
PRINT N
s = 0;
s := 0
n := n + 1;
while (s
s := s + 4
нц пока s
n := n + 1
{
end;
s := s + 4
n = n + 1;
write(n)
s = s + 4;
кц
end.
вывод n
}
printf(“%d”, n);
кон
}
Задача B5 из демоверсии 2013
Решение:
n
s
0
s
0
1
s
4
2
s
s
8
3
s
4
12
5
16
s
20
6
s
24
7
s
s
28
8
32
9
36
Можно проще, не трассировать, а рассчитать – за каждый цикл s увеличивается на 4, вспоминаем таблицу умножения, первое число, кратное 4 и больше, чем 35, это 36/4=9
Ответ: 9
1 Чему равно значение функции F(5)? В ответе запишите только натуральное число. Решение: F(1) = 1; F(2) = F(1) * 2 =1*2=2; F(3) = F(2) * 3 =2*3=6; F(4) = F(3) * 4 =6*4=24; F(5) = F(4) * 5 =24*5=120; Ответ: 120 ” width=”640″
Задача B6 из демоверсии 2013
Алгоритм вычисления значения функции F( n ), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:
F(1) = 1
F( n ) = F( n –1) * n , при n 1
Чему равно значение функции F(5)?
В ответе запишите только натуральное число.
Решение:
F(1) = 1;
F(2) = F(1) * 2 =1*2=2;
F(3) = F(2) * 3 =2*3=6;
F(4) = F(3) * 4 =6*4=24;
F(5) = F(4) * 5 =24*5=120;
Ответ: 120
Задача B7 из демоверсии 2013
Запись десятичного числа в системах счисления с основаниями 3 и 5 в обоих случаях имеет последней цифрой 0. Какое минимальное натуральное десятичное число удовлетворяет этому требованию?
Решение:
Так как последняя цифра 0, то при переводе этого числа из 10 с.с. в 3 с.с. и 5 с.с. первый остаток от деления равен 0, т.е. число кратно 3 и 5. (Напоминаю правило перевода – при переводе из 10 с.с. в любую другую делим число (частное) последовательно на основание с.с. (в которую переводим) до тех пор, пока частное не окажется меньше основания с.с. Цифры получившегося числа – остатки от деления, записанные в обратном порядке.) Наименьшее натуральное десятичное число, которое без остатка делится на 3 и на 5, это 15.
Ответ: 15
0 a:=0; b:=1; A = A+1 B = B*(X MOD 10) while x0 do begin X = X 10 a:=a+1; WEND b:=b*(x mod 10); PRINT A PRINT B x:= x div 10 end; writeln(a); write(b); end. ” width=”640″
Задача B8 из демоверсии 2013
Ниже на четырёх языках записан алгоритм. Получив на вход число x, этот алгоритм печатает два числа: a и b. Укажите наименьшее из таких чисел x, при вводе которых алгоритм печатает сначала 2, а потом 21.
Бейсик
DIM X, A, B AS INTEGER
Паскаль
INPUT X
var x, a, b: integer;
begin
A=0: B=1
readln(x);
WHILE X 0
a:=0; b:=1;
A = A+1
B = B*(X MOD 10)
while x0 do
begin
X = X 10
a:=a+1;
WEND
b:=b*(x mod 10);
PRINT A
PRINT B
x:= x div 10
end;
writeln(a); write(b);
end.
0 while (x0){ a:=a+1 a=a+1; b:=b*mod(x,10) b=b*(x%10); x= x/10; x:=div(x,10) кц } вывод a, нс, b printf(“%dn%d”, a, b); кон } ” width=”640″
Задача B8 из демоверсии 2013
Си
Алгоритмический
#include
void main()
алг
нач
{
int x, a, b;
цел x, a, b
ввод x
scanf(“%d”, &x);
a=0; b=1;
a:=0; b:=1
нц пока x0
while (x0){
a:=a+1
a=a+1;
b:=b*mod(x,10)
b=b*(x%10);
x= x/10;
x:=div(x,10)
кц
}
вывод a, нс, b
printf(“%dn%d”, a, b);
кон
}
0 (то есть выходим из цикла, как только х = 0) и мы знаем, что он будет повторён 2 раза (a = 2), то отсюда x – двузначное число. Множители числа 21 -3, 7. Наименьшее двузначное число, которое из них можно составить, 37. Ответ: 37 ” width=”640″
Задача B8 из демоверсии 2013
Решение:
Анализируем алгоритм – на экран сначала выведется a = 2 (значит, команды в цикле будут повторены 2 раза), затем b = 21. Команда b := b*(x mod 10) находит произведение b и последней цифры числа x (mod – остаток от деления на 10). Команда x := x div 10 отбрасывает последнюю цифру от числа x (div – деление нацело). Так как цикл повторяется до тех пор, пока x 0 (то есть выходим из цикла, как только х = 0) и мы знаем, что он будет повторён 2 раза (a = 2), то отсюда x – двузначное число. Множители числа 21 -3, 7. Наименьшее двузначное число, которое из них можно составить, 37.
Ответ: 37
Задача B9 из демоверсии 2013
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К,Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?
Задача B9 из демоверсии 2013
Решение:
3 + 1 = 4
1
4
3
4 + 1 + 8 = 13
4 + 1+ 3 =8
1
1
1
Цифры у каждой вершины показывают количество дорог, которые ведут к этой вершине. Подробнее: из А в Б ведёт одна дорога, пишем 1. Аналогично – из А-Г 1дорога, из А в В ведут 3 дороги, пишем 3. В пункт Д ведут одна дорога из Б + одна дорога из В, но, так как в В можно попасть тремя дорогами, значит, из А в Д можно проехать 1 + 3 = 4 дорогами.
Задача B9 из демоверсии 2013
Если между пунктами одна дорога, то цифра повторяет предыдущую, если дорог несколько, складываем количество дорог, ведущих в каждый предыдущий пункт. Например, из Д в И ведёт одна дорога, но, так как в Д можно попасть 4 путями, то и в И можно приехать 4 дорогами. В Ж можно попасть из Е (1 дорога), и из В (3 дороги), и из Д (4 дороги), значит, в Ж всего ведут 8 дорог. Продолжаем до пункта Л ( К – 1дорога, Ж – 8 дорог, И – 4 дороги), всего 1 + 4 + 8 = 13 дорог.
Ответ : 13
Задача B10 из демоверсии 2013
Документ объёмом 20 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами.
А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.
Б. Передать по каналу связи без использования архиватора.
Какой способ быстрее и насколько, если:
средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 220 бит в секунду;
объём сжатого архиватором документа равен 20% исходного;
время, требуемое на сжатие документа, – 5 секунд, на распаковку – 1 секунда?
Задача B10 из демоверсии 2013
В ответе напишите букву А, если быстрее способ А, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите число, обозначающее, на сколько секунд один способ быстрее другого. Так, например, если способ Б быстрее способа А на 23 секунды, в ответе нужно написать Б23.
Единиц измерения «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно.
Решение:
Рассчитываем объем сжатого архиватором документа, решаем пропорцию:
20 Мб – 100%
x Мб – 20%
Отсюда
x= (20*20)/100 = 400/100= 4 Мб = 4* 2 10 Кбайт = 4*2 20 байт = 4*2 23 бит
Задача B10 из демоверсии 2013
Рассчитываем время на передачу архива по каналу связи:
Решаем пропорцию
1 с – 2 20 бит
x с – 4*2 23 бит
x= 4*2 23 / 2 20 = 2 5 = 32 с
Добавляем время на сжатие документа и на распаковку, получаем, что при способе А требуется 32с + 5с +1с = 38 с.
Рассчитываем время передачи файла по каналу связи без сжатия (способ Б):
1 с – 2 20 бит
x с – 20*2 23 бит
Отсюда x= 20*2 23 / 2 20 = 20 * 2 3 =160 с
Разница 160 с – 38 с = 122 с
Ответ : А122
Задача B11 из демоверсии 2013
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая — к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске. По заданным IP-адресу узла и маске определите адрес сети.
IP –адрес узла: 217.19.128.131
Маска: 255.255.192.0
При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы, без использования точек.
A
B
0
C
16
D
19
E
64
128
F
G
131
H
192
217
Задача B11 из демоверсии 2013
Пример.
Пусть искомый IP-адрес 192.168.128.0, и дана таблица
A
128
B
168
C
D
255
8
E
F
127
0
G
H
17
192
В этом случае правильный ответ будет записан в виде: HBAF
Решение:
В маске 1 и 2 байт – максимальное число (2 8 =256, возможные значения от 0 до 255), то есть в двоичном коде – все единицы. Так как A & 1 = A, то первые два байта маски сети совпадают с IP-адресом узла. Последний байт адреса сети будет равен 0, так как A & 0 = 0, а последний байт маски равен 0. Осталось найти 3 байт адреса сети. Переводим в 2 с.с. 3 байт из IP-адреса узла 128 10 =200 8 =10000000 2 . Переводим в 2 с.с. 192 10 =300 8 =11000000 2 .
Поразрядная конъюнкция даёт 10 000 000 2 = 200 8 =128 10 .
Ответ: HCEA
Задача B12 из демоверсии 2013
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос
Найдено страниц
Фрегат | Эсминец
(в тысячах)
3400
Фрегат & Эсминец
900
Фрегат
2100
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Эсминец ?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Задача B12 из демоверсии 2013
Решение
x
y
a
Вводим обозначения a = 900 (и фрегат, и эсминец одновременно – по определению конъюнкции)
x + a = 2100 (фрегат)
По условию задачи x + a + y = 3400 (по запросу «или фрегат, или эсминец, или то и другое одновременно» – по определению дизъюнкции)
Подставляем 2100 + y = 3400, y = 1300
Тогда эсминец
y + a = 1300 +900= 2200
Ответ: 2200
Задача B13 из демоверсии 2013
У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1,
2. умножь на 2.
Первая из них увеличивает на 1 число на экране, вторая удваивает его. Программа для Удвоителя – это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 23?
Решение:
23). Используя граф, попробуем проверить следующие программы (* – обозначено любое кол-во команд 1). Каждую программу начинаем проверять с числа 3 (программы 7 и 8 могут быть выполнены только для 3), затем для 4 (* перед программой в этом случае равна одной команде 1), затем для 5 (* перед программой в этом случае равна двум командам 1), и так далее. По графу доводим до числа, удвоение которого приводит к превышению 23, считаем, что далее число 23 достигается повторением команды 1. Считаем количество таких программ, для удобства сводим в таблицу – это поможет не пропустить варианты программ (увеличивается кол-во команд 1 между двумя командами 2). ” width=”640″
Задача B13 из демоверсии 2013
Нарисуем частичный граф для решения этой задачи от 3 до 11 (ясно, что начиная с 12, команду 2 применять нельзя – 12*2=24 23). Используя граф, попробуем проверить следующие программы (* – обозначено любое кол-во команд 1). Каждую программу начинаем проверять с числа 3 (программы 7 и 8 могут быть выполнены только для 3), затем для 4 (* перед программой в этом случае равна одной команде 1), затем для 5 (* перед программой в этом случае равна двум командам 1), и так далее. По графу доводим до числа, удвоение которого приводит к превышению 23, считаем, что далее число 23 достигается повторением команды 1. Считаем количество таких программ, для удобства сводим в таблицу – это поможет не пропустить варианты программ (увеличивается кол-во команд 1 между двумя командами 2).
Задача B13 из демоверсии 2013
Номер
Программа
1
Число программ
*1 1 1 1* (все команды 1)
2
3
* 2* (с одной командой 2)
1
9
*2211*
4
3
*2121*
5
6
3
*2112*
2
*21112*
7
2
*211112*
8
1
*2111112*
1
Считаем общее кол-во 1+9+3+3+2+2+1+1=22 программы
Ответ: 22
Задача B14 из демоверсии 2013
Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма (для Вашего удобства алгоритм представлен на четырех языках):
Бейсик
Паскаль
DIM A, B, T, M, R AS INTEGER
A = -20: B = 20
Function F(x:integer):integer;
begin
M = A: R = F(A)
FOR T = A TO B
F := 3*(x-8)*(x-8)
end;
IF F(T)
M = T
begin
a := -20; b := 20;
R = F(T)
M := a; R := F(a);
ENDIF
for t := a to b do begin
NEXT T
if (F(t)
PRINT M
M := t;
FUNCTION F(x)
F = 3*(x-8)*(x-8)
R := F(t)
end
END FUNCTION
end;
write(M);
end.
Задача B14 из демоверсии 2013
Си
Алгоритмический
#include
нач
int F(int x)
{
цел a, b, t, R, M
return 3*(x-8)*(x-8);
a := -20; b := 20
}
M := a; R := F(a)
void main()
нц для t от a до b
если F(t)
{
int a, b, t, M, R;
то
M := t; R := F(t)
a = -20; b = 20;
M = a; R = F(a);
все
кц
for (t=a; t
вывод M
if (F(t)
кон
M = t; R = F(t);
}
алг цел F(цел x)
нач
}
знач := 3*(x-8)*(x-8)
printf(“%d”, M);
}
кон
Задача B14 из демоверсии 2013
Решение:
Анализируем алгоритм – аргумент функции меняется от – 20 до 20, в каждой точке с помощью функции определяется значение квадратичной функции (F:= 3*(x-8)*(x-8)), сравнивается с предыдущим значением функции и, если оно оказывается меньше предыдущего значения функции, то в R записывается текущее значение, а в M – значение аргумента. Значит, необходимо определить точку, в которой условие перестаёт выполняться, то есть следующее значение оказывается больше предыдущего. Функция – парабола (F:= 3*(x-8)*(x-8)), анализируем уравнение, минимальное значение при t=8.
Ответ: 8
Задача B15 из демоверсии 2013
Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1, x2, x3, x4, y1, y2 y3, y4, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?
(x1 → x2) / (x2 → x3) / (x3 → x4) = 1
(¬y1 / y2) / (¬y2 / y3) / (¬y3 / y4) = 1
(y1 → x1) / (y2 → x2) / (y3 → x3) / (y4 → x4) = 1
В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных x1, x2, x3, x4, y1, y2 y3, y4, при которых выполнена данная система равенств.
В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.
Задача B15 из демоверсии 2013
Решение:
Решаем первое уравнение – так как дана конъюнкция импликаций, то, по определению конъюнкции, каждая из этих импликаций должна быть равна 1. Но, если х1 = 1, тогда х2 тоже 1 (если из 1 следует 0, то импликация равна 0), х3 = 1 и х4 = 1. Первый набор – 1111. Если х1 = 0, то х2 может быть или 0, или 1. Второй набор – 0111. Третий – 0011, четвертый – 0001, пятый – 0000.
Переводим второе уравнение (¬y1 / y2) / (¬y2 / y3) / (¬y3 / y4) = (y1 → y2) / (y2 → y3) / (y3 → y4). Рассуждая аналогично, получаем 5 наборов решений 2-го уравнения.
y1
y2
1
0
y3
1
y4
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Задача B15 из демоверсии 2013
Анализируем 3-ие уравнение. Так как если из 1 следует 0, то импликация равна 0, то для каждого набора у-ков отмечаем соответствующее количество наборов х.
y1
y2
1
y3
1
0
1
y4
1
0
0
0
1
1
Наборы решений 1-го уравнения, не превращающие 3 уравнение в 0
0
1
0
1111 – 1 набор
1
1111, 0111 – 2 набора
1
0
0
1
1111, 0111, 0011 – 3 набора
0
1111, 0111, 0011, 0001 – 4 набора
0
1111, 0111, 0011, 0001, 0000 – 5 наборов
Складываем 1+2+3+4+5 = 15 наборов
Ответ : 15 наборов
Тема: «Разбор решений задач части В
заданий ГИА по информатике»
Задание В7.
Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой
буквы ее номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.
Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими
способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может «ЭЛЯ», а может
«ВААВВВ».
Даны четыре шифровки:
3113
9212
6810
2641
Только одна из них расшифровывается единственным
способом. Найдите ее и расшифруйте. То, что получилось, запишите в качестве
ответа.
Ответ: ______________
Решение задачи:
Решение задачи начнем с анализа первой записи – 3113.
Поскольку в алфавите 33 буквы, то либо первая цифра 3 означает букву В, либо
стоит число 31 (буква Э). Следующие цифры 1 и 3 могут быть либо одним числом
(буква Л), либо двумя отдельными (буквы А и В). Таким образом, первая запись
имеет варианты: ВААВ, ЭАВ, ЭЛ.
Во второй записи цифра 9 – это буква З. Далее могут
быть варианты – 2-1-2, 2-12 и 21-2.
Аналогично исключается и последняя шифровка.
В записи 6810 первая цифра 6 имеет однозначное
решение, далее цифра 8 также может быть только единственной буквой. Последние
две цифры 10 могут означать только букву И, поскольку буквы с номером 0 в
таблице нет. Итого, ответ ЕЖИ.
Проверь себя
Реши аналогичное задание для следующих шифровок и
сверь с ответом:
2022 3711 1413
3314 2211 6711
5411 8110 3232
1044 8111 7434
Задание В8.
В алгоритме, записанном ниже, используются переменные
a и b.
Символ «:=» обозначает операцию присваивания, знаки
«+», «-», «*» и «/» – операции сложения, вычитания, умножения и деления.
Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам
арифметики.
Определите значение переменной а после выполнения
данного алгоритма:
a:=3
b:=2
b:=9+a*b
a:=b/5*a
В ответе укажите одно целое число – значение
переменной а.
Ответ: _______________
Решение задачи:
Задачи такого плана на первый взгляд кажутся простыми.
Но во втором выражении кроется «подводный камень» – оно требует особой
внимательности. При поверхностном прочтении выражения часто ошибочно видят
формулу вместо
правильной
Далее остается только сделать вычисления и записать
ответ именно для той переменной, о которой говорится в задании.
b
= 9 + 3 * 2 b = 15
a
= (15 / 5) * 3 a = 9
Ответ: а = 9
Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих алгоритмов и
сверь с ответом:
a:=3 b:=4+2*a a:=b/2*a a=? Ответ: a= |
a:=7 b:=7+9*a a:=b/7*a/5 a=? Ответ: a= |
a:=-2 b:=(-8)/2*a a:=b/4/a*9 a=? Ответ: a= |
Задание В9
Решение задачи:
Для разбора задачи будем анализировать текст
программы, написанной на алгоритмическом языке.
Как видно из раздела описания переменных, в программе
используются две целочисленные переменные. Одна из них – переменная k –
является параметром цикла, меняя свое значение от 1 до 11. Вторая – s –
используется в теле цикла для подсчета накапливаемой суммы по формуле s:=s+12.
На первом шаге s будет равно 12. На втором шаге
значение s станет
равно 24. На третьем – 36. Поскольку тело цикла будет выполнено 11 раз, то по
окончанию его работы значение s станет равным s =12*11, s =132.
Ответ: s =132
Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих алгоритмов и
сверь с ответом:
Задание В11
На рисунке схема дорог, связывающая города А, Б, В, Г,
Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном
стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Решение задачи:
Анализируем путь от города А до города Б и далее.
Возможные варианты: А-Б-Д-К, А-Б-К, А-Б-В-К. Получили
три варианта пути.
Путь из А в К через В только один – А-В-К.
Рассматриваем путь от А до Г и далее. Варианты:
А-Г-Е-К, А-Г-К, А-Г-В-К. Итого – три пути. Всего вариантов: 3 + 1 + 3 =7.
Ответ: 7
Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих схем и сверь с
ответом.
Проверь себя.
Сколько единиц содержит двоичная запись числа 167?
Ответ:
2. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 215?
Ответ:
3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 311?
Ответ:
Задание В14
У Исполнителя Вычислитель две команды, которым
присвоены номера:
1. умножь на 3
2. вычти 2
Первая из них увеличивает число на экране в три раза,
вторая уменьшает его на 2.
Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 30,
содержащий не более 5 команд. В ответе напишите только номера команд.
(Например, 11221 – это алгоритм
умножь на 3
умножь на 3
вычти 2
вычти 2
умножь на 3
который преобразует число 1 в число 15).
Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из
них.
Решение задачи:
Нужное нам число 30 могло быть получено как умножением
на 3 числа 10, так и вычитанием 2 из числа 32. Нам нужен рациональный алгоритм,
поэтому считаем, что последней была команда 1 (30=3*10). Число 10 не могло быть
получено командой 1, т.к. оно не кратно трем, значит, предпоследней была
команда 2 (10=12-2). Число 12 более рационально получить с помощью команды 1
(12=3*4). Число 4 некратно трем, значит, было получено с помощью команды 2
(4=6-2). Число 6 – с помощью команды 1 (6=2*3). Таким образом, алгоритм найден:
12121.
Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих чисел и сверь с
ответом.
1. У Исполнителя Вычислитель две команды,
которым присвоены номера:
1. вычти 1 2. умножь на 3
Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 25, содержащий
не более 5 команд. Ответ:
2. У Исполнителя Вычислитель две команды, которым
присвоены номера:
1. вычти 1 2. умножь на 2
Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 18,
содержащий не более 5 команд. Ответ:
3. У Исполнителя Вычислитель две команды, которым
присвоены номера:
1. вычти 1 2. умножь на 3
Составьте алгоритм получения из числа 7 числа 13,
содержащий не более 5 команд. Ответ:
Задание В15
Файл размером 8Кбайт передается через некоторое
соединение со скоростью 4096 бит/сек. Определите размер файла (в байтах),
который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256
бит/сек. В ответе укажите одно число – размер файла в байтах. Единицы измерения
писать не нужно.
Поскольку скорость передачи файла дана в
битах/сек, переведем размер файла в биты.
Решение задачи:
I1= 8(Кбайт) 8=23
1Кбайт=210 байт 1 байт=23бит I=23*210*23=216 (бит)
Для удобства вычислений переведем скорости передачи
файла в числа, также являющиеся степенью 2.
v1
= 4096 бит/сек = 212 бит/сек v2
= 256 бит/сек = 28 бит/сек
Вычисляем время передачи исходного файла: t = I1 / v1.
t=
= = 24 = 16 (сек)
Далее находим требуемый объем (в битах) и
переводим его в байты.
I2 = t * v2 I2 =
24 * 28 = 212 (бит) I2
= 212 / 23 = 29 = 512 (байт)
Ответ: 512
Проверь себя.
Реши аналогичные задания и сверь с ответом.
1. Скорость передачи данных через некоторое
соединение равна 1024000 бит/сек. Передача файла заняла 10 сек. Определите
размер файла в КБайт.
Ответ:
2. Скорость передачи данных через некоторое соединение
равна 512000 бит/сек. Через данное соединение передают файл размером 2000
Кбайт. Определите время передачи файла в секундах.
Ответ:
3. Файл размером 64Кбайт передается через некоторое
соединение со скоростью 1024 бит/сек. Определите размер файла (в
Килобайтах), который можно передать за то же время через другое соединение со
скоростью 256 бит/сек.
Ответ:
Задание В17.
Доступ к файлу city.htm, находящемуся на сервере
email.ru, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы
буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующих адрес
указанного сайта в сети Интернет.
А) /
Б) email
В) .htm
Г) .ru
Д) ://
Е) http
Ж) city
Решение задачи:
В адресе файла первым указывается протокол, по
которому происходит доступ к файлу, т.е. http (E), далее по правилам адресации
в сети Интернет ставится :// (Д). Затем нужно указать источник, на котором
находится файл, т.е. имя сервера – email.ru, это фрагменты Б и Г. После этого
ставится слэш /, т.е. А. И последним следует имя самого файла, т.е. части Ж и
В. Таким образом, получаем ЕДБГАЖВ
Проверь себя.
Реши аналогичные задания и сверь с ответом.
1. Доступ к файлу ru.txt, находящемуся на сервере
htm.com, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы
буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующих адрес
указанного сайта в сети Интернет.
А) /
Б) http
В) .com
Г) ://
Д) ru
Е) .txt
Ж) htm Ответ: