Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
В.В.Пасечник, А.М.Рубцов, Г.Г.Швецов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
Москва 2010
Авторы:
Пасечник В.В. д.п.н., профессор Московского государственного областного университета;
Рубцов А.М. д.б.н., профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;
Швецов Г.Г. к.п.н., доцент Московского государственного областного университета.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. –М., 2010.
© Пасечник В.В.,
Рубцов А.М.,
Швецов Г.Г.
Содержание
Введение
Часть I. Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии
Примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии
Часть II. Элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Форма проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии
Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Введение
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по биологии в соответствии п.16 действующего Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России 2 декабря 2009 года №695.
Пособие состоит из двух частей.
В первой части непосредственно рассматривается структура требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии: представлены разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии, приводится примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии.
Во второй части приводятся элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой всероссийской олимпиады школьников по биологии.
В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу glebec13@mail.ru в центральную предметно-методическую комиссию по биологии.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по биологии (протокол №3 от 01 июня 2010 г.).
Председатель центральной
предметно-методической комиссии
по биологии проф. В.В. Пасечник
Часть I.
Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии
При составлении требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в основное содержание необходимо включить следующие разделы:
- Общие положения
- Функции оргкомитета
- Функции жюри
- Порядок регистрации участников
- Форма проведения Олимпиады
- Процедура шифрования, дешифрования и оценивания выполненных заданий
- Процедура разбора заданий и показа работ
- Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
- Порядок подведения итогов Олимпиады
В качестве приложения в состав требований к проведению можно включить следующие разделы:
- Примерная программа
- Порядок заполнения и учета бланков дипломов победителей и призеров школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников
- Форма протокола заседания жюри по определению победителей и призеров
- Форма аналитического отчета жюри о результатах
- Форма оценочной ведомости
- Форма заявления на апелляцию
- Форма протокола заседания апелляционной комиссии
Примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии
- Общие положения
- Настоящие требования к проведению школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (далее – Олимпиада) составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 № 695.
- Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
- Организаторами этапов Олимпиады являются: на школьном этапе – образовательные организации (далее – организатор школьного этапа Олимпиады); на муниципальном этапе – органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (далее – организатор муниципального этапа Олимпиады).
- Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются. Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады определяются и устанавливаются организатором данного этапа Олимпиады.
- Победители и призеры обоих этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих этапов Олимпиады (см. п.9 Положения).
- Образцы дипломов муниципального и школьного этапов Олимпиады утверждаются организаторами соответствующего этапа Олимпиады.
- Для проведения школьного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри. Для проведения муниципального этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады. Все перечисленные органы наделяются соответствующими полномочиями (см. пп. 11, 17-19, 21, 30).
- Функции организационного комитета
- Оргкомитет (на школьном и муниципальном этапах) выполняют следующие функции:
- разрабатывает программу проведения Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;
- организует предусмотренные Олимпиадой состязания в строгом соответствии с настоящими требованиями;
- организует встречу, регистрацию, размещение участников Олимпиады;
- обеспечивает тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;
- обеспечивает помещения, оснащенные материально-техническими средствами в строгом соответствии с настоящими требованиями;
- обеспечивает жюри помещением для работы, техническими средствами: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеющий карандаш, широкий скотч;
- обеспечивает оказание медицинской помощи участникам в случае необходимости;
- обеспечивает безопасность участников в период официальной программы Олимпиады;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;
- осуществляет шифровку работ участников Олимпиады перед началом проверки жюри и их дешифровку после завершения проверки;
- утверждает квоты победителей и призеров, установленные Оргкомитетом следующего этапа Олимпиады;
- оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады;
- осуществляет информационную поддержку Олимпиады.
- Оргкомитет школьного этапа Олимпиады:
- утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно- методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
- Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады:
- утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
- Функции Жюри
- Жюри (на школьном и муниципальном этапе) выполняет следующие функции:
- изучает подготовленные соответствующей предметно-методической комиссией олимпиадные задания, критерии и методику их оценки, квоту для определения победителей и призеров, установленную организатором регионального этапа Олимпиады (на муниципальном этапе);
- составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников Олимпиады;
- оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров школьного и муниципального этапов Олимпиады;
- готовит аналитический отчет о результатах проведения Олимпиады и передает его в оргкомитет.
- Порядок регистрации участников
- Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.
- При регистрации представители оргкомитета проверяют правомочность участия прибывших обучающихся в Олимпиаде и достоверность имеющейся в распоряжении оргкомитета информации о них.
- Форма проведения Олимпиады
- Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. Длительность составляет 2 астрономических часа.
- Школьный и муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к их проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального и регионального этапов Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады
- Проведению каждого теоретического этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде, а так же инструктаж по технике безопасности.
- Для проведения Олимпиады на школьном и муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников соответствующего этапа. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). План рассадки участников муниципального этапа готовит оргкомитет, исключая возможность того, чтобы рядом оказались участники из одного образовательного учреждения. Списки участников Олимпиады передаются жюри.
- Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета), калькулятор, прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад. Все остальное должно быть сложено в специально отведенном для вещей месте. В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
- Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы комплект заданий участник может забрать, а лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки. Рекомендуется предоставить участникам Олимпиады черновик (1 лист формата А4).
- Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного, при этом его работа остается в аудитории. Время ухода и возвращения учащегося должно быть записано на оборотной стороне листа ответов.
- В помещениях, где проводятся теоретические туры, должны быть дежурные, назначенные оргкомитетом из числа технического персонала (не менее одного человека на аудиторию). Около аудиторий также находятся дежурные.
- Во время проведения туров в аудиториях дежурят члены жюри, которые при необходимости могут ответить на вопросы участников по тексту заданий.
- Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.
- В целях обеспечения безопасности участников во время проведения конкурсных мероприятий должен быть организован пункт скорой медицинской помощи, оборудованный соответствующими средствами ее оказания.
- Процедура шифрования и дешифрования и оценивания
выполненных заданий
- Для шифрования и дешифрования работ оргкомитетом создается специальная комиссия в составе не менее двух человек, один из которых является председателем.
- После окончания Олимпиады работы участников передаются шифровальной комиссии на шифровку. На бланке листа ответов каждой работы пишется соответствующий шифр, указывающий № класса и № работы (например, 7–01, 7–02, 7–03 и т.д.), который дублируется в персональных данных участника. После этого данные участника с продублированным шифром отрезаются, упаковываются в конверт и передаются председателю жюри, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ.
- Работа по шифрованию, проверке и процедуры внесения баллов в компьютер организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника Олимпиады доступна только членам шифровальной комиссии.
- Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной предметно-методической комиссией муниципального этапа.
- Результаты проверки всех работ участников Олимпиады члены Жюри заносят в итоговую таблицу.
- Процедура разбора заданий и показа работ
- Основная цель процедуры разбора заданий: знакомство участников Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.
- Разбор олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов может быть организован через сеть ИНТЕРНЕТ, путем размещения ответов на задания (решения заданий) на сайте оргкомитета.
- Работы участников хранятся оргкомитетом Олимпиады в течение одного года с момента ее окончания.
- Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
- Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады.
- Для проведения апелляции оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов жюри (не менее трех человек).
- Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, сопровождающих их лиц перед началом проведения Олимпиады.
- Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
- Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией.
- Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя жюри по установленной форме.
- Заявление на апелляцию принимаются в течение 24 часов после окончания показа работ участников или размещения ответов (решений) на сайте оргкомитета.
- Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса. Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.
- Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии. Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.
- Окончательные итоги Олимпиады утверждаются жюри с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
- Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри или итоговая таблица, размещенная в сети ИНТЕРНЕТ на сайте оргкомитета.
- Порядок подведения итогов Олимпиады
- Победители и призеры школьного и муниципального этапов Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий.
- Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной организаторами регионального этапа (для участников муниципального этапа), жюри определяет победителей и призеров.
- Окончательные итоги Олимпиады подводятся на заключительном заседании жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа Олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.
- Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в оргкомитет для подготовки приказа об итогах соответствующего этапа Олимпиады.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ №
заседания жюри _________________ этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии
от «____» _______________ 200__ г.
На заседании присутствовали ____ членов жюри.
Повестка: подведение итогов ___________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии; утверждение списка победителей и призеров.
Выступили:
1. Председатель жюри
2. Члены жюри
3. ………
Голосование членов Жюри:
«за» _____
«против»_____
Решение: утвердить список победителей и призеров ____________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (прилагается).
Председатель Жюри
Секретарь
Члены Жюри
Ф.И.О. |
Подпись |
|
Ф.И.О. |
Подпись |
Приложение 2
Аналитический отчет жюри
о результатах проведения _________________ этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии ________ г.
Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий ________
Из них учащихся ___ класса ______…
Итоги выполнения заданий: (количество баллов, набранных участниками, количество не справившихся).
По итогам работы апелляционной комиссии были изменены результаты ______ участников (список с изменением результатов).
Председатель Жюри
Секретарь
Члены Жюри
Ф.И.О. |
Подпись |
|
Ф.И.О. |
Подпись |
Приложение 3
Ведомость оценивания работ участников
№ п/п |
Фамилия |
Образовательное учреждение |
Класс |
Шифр |
Количество |
Рейтинг (место) |
Члены жюри
Ф.И.О. |
Подпись |
|
Ф.И.О. |
Подпись |
Председатель Оргкомитета
Секретарь
Приложение 4
Заявление участника Олимпиады на апелляцию
Председателю жюри ________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии _______________ уч. года
ученика ____ класса _____________________________
_____________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
заявление
Прошу Вас пересмотреть мою работу, __________________________
(указывается олимпиадное задание), так как я не согласен с выставленными мне баллами. Участник Олимпиады далее обосновывает свое заявление
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата
Подпись
Приложение 5
Протокол №
заседания апелляционной комиссии по итогам проведения апелляции участника __________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
(Ф.И.О. полностью)
ученика_______класса _________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Место проведения _____________________________________________________________
(субъект федерации, город)
Дата и время _________________________________________________________________
Присутствуют:
члены апелляционной комиссии: (указываются Ф.И.О. – полностью).
члены жюри: (указываются Ф.И.О. – полностью).
Краткая запись разъяснений членов жюри (по сути апелляции)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат апелляции:
- оценка, выставленная участнику Олимпиады, оставлена без изменения;
- оценка, выставленная участнику Олимпиады, изменена на _____________;
С результатом апелляции согласен (не согласен) ________ (подпись заявителя)
Председатель апелляционной комиссии
Секретарь апелляционной комиссии
Члены жюри
Часть II. Элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Форма проведения школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады по биологии
Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. Длительность составляет 2 астрономических часа.
Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
В школьном этапе Олимпиады по биологии принимают участие обучающиеся 6-11 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде.
В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 7-11 классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, а также победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в образовательных организациях.
Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Для проведения Олимпиады на школьном и муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников соответствующего этапа. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). Кроме того, должен быть организован пункт скорой медицинской помощи.
Для работы жюри необходимо подготовить помещение, оснащенное техническими средствами и канцелярскими принадлежностями: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеющий карандаш, широкий скотч.
Для своевременного информирования участников Олимпиады оргкомитету необходимо предусмотреть организацию работы ИНТЕРНЕТ-сайта.
Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Задания для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии готовятся в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний. Все задания сгруппированы по типам (всего 4 типа заданий).
Задания в целом ориентированы на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии.
Примерное количество заданий для школьного представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Комплект |
Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
6 класс |
10 |
5 |
5 |
1 |
7 класс |
15 |
5 |
10 |
1 |
8 класс |
20 |
5 |
10 |
2 |
9 класс |
25 |
10 |
15 |
2 |
10 класс |
30 |
10 |
15 |
3 |
11 класс |
35 |
10 |
20 |
5 |
Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут).
Комплект |
Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
7 класс |
20 |
5 |
5 |
1 |
8 класс |
30 |
5 |
10 |
2 |
9 класс |
40 |
10 |
15 |
3 |
10 класс |
50 |
10 |
20 |
4 |
11 класс |
60 |
15 |
25 |
5 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.
Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
По результатам конкурсных работ по каждой параллели выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры, в соответствии с установленными квотами.
Помимо организационных вопросов для понимания процесса подготовки к олимпиадам по биологии следует обязательно знать примерное содержание блоков олимпиадных заданий.
Ниже будут приведены те содержательные блоки олимпиадных заданий, которые востребованы на наших Всероссийских олимпиадах. Это касается, прежде всего, заданий теоретического тура, Потому что этот тур есть обязательно на каждом этапе, начиная со школьного этапа и заканчивая заключительным этапом. А самое главное, что мы должны понимать, что одиннадцатиклассники которые в текущем, например, учебном году завершают своё обучение, заканчивают осваивать основные образовательные программы, по сути дела, должны обладать всем спектром биологических знаний, охватывающих практически все содержательные блоки заданий, которые представлены здесь в списке. Иначе, у них ничего не получится в плане набора необходимого количества баллов.
- Система органического мира
- Царство бактерий
- Царство грибов
- Царство растений
- Царство животных
- Многообразие и эволюция живой природы
- Признаки живых организмов
- Человек
- Организм и окружающая среда. Экология
- Биология как наука. Методы научного познания
- Клеточная биология. Цитология
- Теория эволюции
- Микробиология и биотехнология
- Молекулярная биология. Биохимия
- Генетика
Здесь можно провести соответствующую черту в плане разделения того, какие блоки содержания будут востребованы и будет включать в себя олимпиада по биологии для 10 класса, 9 класса, 8 класса и так далее. Но сделать это однозначно очень сложно, потому что программы у всех во всех школах на сегодняшний день разные, учебно-методический комплект, который используется для изучения они тоже разный и опять же контингент учащихся олимпиады на разных этапах разный.
Специфика олимпиадных заданий по биологии для 5-9 класса
Если мы берём школьный этап олимпиады, то здесь максимально надо дать возможность принять участие школьникам практически всех классов, которые изучают наш предметы, есть, начиная с 5 по 9 классы. Но, как правило, пятиклассников не приглашают на олимпиаду в обязательном порядке, потому что школьный этап олимпиада проходит где-то в сентябре месяце, и ребята только приступают к изучению биологии. Но мы не исключаем, что среди наших пятиклассников могут быть такие школьники, которые действительно интересуются олимпиадным движением и хотели бы принимать участие в Олимпиаде, тогда, наверное, есть смысл их объединять с шестиклассниками и давать возможность им вместе проходить через эти соревновательные туры.
В принципе для пятиклассников можно подобрать соответствующее индивидуальное задание, потому что в таком предмете, как окружающий мир содержится достаточно много содержательных забегов, на которые также можно сделать акцент в плане организации и подбора соответствующих заданий. Что касается уже этапа муниципального, то там с седьмого класса ребята вполне готовы принимать участие, и учитывая специфику того, что в школе используются учебники, как правило, разных содержательных линий и авторов, то естественно надо как-то ответственно подходить к организации в плане подбора заданий на местах и в муниципальных методических комиссиях. Таким образом, олимпиадные задания по биологии насыщаются и к девятому классу они уже содержат все информационные блоки, касающиеся даже человека и его здоровья. Также в олимпиадных заданиях для 9 класса по биологии могут присутствовать даже некоторые вопросы, связанные с изучением организма и окружающей среды, вопросы экологии.
Специфика олимпиадных заданий по биологии для 10-11 класса
Все остальные же блоки заданий для 10 и 11 класса не очень сильно дифференцированы, за исключением только муниципального этапа. Там не даются развернутые и полноформатные вопросы генетики, молекулярной биологии и биохимии, микробиологии и биотехнологии. А вот одиннадцатиклассникам обязательно требуется предоставить, по возможности, весь спектр этих заданий, которые охватывают все эти блоки. Если мы ответственно к этому отнесемся, то мы имеем больше шансов В перспективе, что школьники на региональном этапе успешно выступят, наберут необходимое количество баллов и естественно попадут на заключительный этап.
Поиск и анализ олимпиадных заданий из различных источников
Уважаемые учителя, пользуясь представленным выше списком тем, вы можете провести анализ заданий того этапа, на который вы хотите вывести своих индивидуальных учеников, и вы увидите, что там присутствуют именно эти перечисленные содержательные блоки. Преподаватели задаются вопросом, где взять эти самые задания.
Во-первых, за последние годы достаточно много опубликовано олимпиадных заданий в разных печатных изданий, которые вышли при непосредственном участии Центральной предметно методической комиссии. Хотелось бы порекомендовать такой источник, как книга «Биология. Всероссийские олимпиады.» в серии пяти колец от издательства «Просвещение». Два выпуска этой книги посвящены именно Всероссийской олимпиаде. Они вышли примерно в 2006 и 2010 годах. Также была ещё выпущена издательством «Просвещение» книга по международным биологическим олимпиадам, где предложено достаточно большое количество продвинутых в плане подходов к подаче материала заданий, взятых из финалов Всероссийской и Международной олимпиады школьников, которые с успехом можно использовать для тренировки. Эти книги также можно найти в открытом доступе в электронном виде.
Помимо печатных материалов существуют и различные сайты в сети интернет, дублирующие варианты заданий, а иногда и хранящие намного большее количество полезной информации. Вы можете с успехом использовать задания, вывешенные в открытом доступе на официальном методическом сайте Всероссийской олимпиады школьников, который был создан и поддерживается на платформе Академии повышения квалификации и переподготовки учителей. Именно эта организация на сегодняшний день обеспечивает поддержку Всероссийской олимпиады и поддержку сборов национального резерва Международной олимпиады. На своём сайте они открыли этот раздел, посвященный методической поддержки именно Всероссийской олимпиады школьников. Там есть материалы прошлого года и материалы уже текущего учебного года в открытом доступе.
Только правильно проанализировав примеры заданий и поставив перед собой планку уровня знаний, мы можем правильно организовать дальнейшую работу по подготовке подопечных у участию в соревнованиях по биологии.
Система заданий олимпиады по биологии
Вопросы для разных этапов олимпиады школьного и муниципального регионального и заключительного немножко отличаются по своей структуре и форме. Особенно неуверенно мы можем говорить в отношении школьного и муниципального этапов, потому что на местах эти два этапа проводятся по материалам, разработка которых лежит в целом на плечах методических комиссий. Естественно, эти комиссии работают творчески и самостоятельно. В идеале, они должны работать с ориентацией на те методические рекомендации по проведению и примеры заданий, которые ежегодно вывешиваются от лица Центральной предметно-методической комиссия. Если делается всё по правилам, то мы имеем дело с комплектами этих самых заданий, которые по формату имеют, в общем-то, достаточно стандартизированный вид. Если же мы говорим об Олимпиадах уже регионального и заключительного этапа, то там есть небольшие отличия, но в целом формат близкий.
О чём идёт речь? Задания теоретического тура обязательно представлены в виде тестовых задание в нескольких формах.
Задания с одним верным вариантом ответа
Первая форма – это тестовые задания с одним верным вариантом ответа. На что обязательно надо обратить внимание? Многие достаточно пренебрежительно относится к заданиям такого рода, считая, что-то в этих самых вопросах с одним вариантом ответа из четырех заложена слабая дифференцирующая сила и достаточно высокая степень угадываемости ответа. В какой-то степени это действительно так, и это достаточно сильно повлияло на руководителей методических объединений, создающих контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой государственной аттестации биологии, ЕГЭ, ОГЭ. От такого рода заданий они в последние годы практически отказались. Но все здесь зависит от самого вопроса. Задание можно преподнести таким образом, что без достаточного знания и размышлений однозначно сложно на него ответить. Мало того, во всём мире сейчас стало модным в процессе создания такого рода заданий использовать не вопросы «в лоб», требующие демонстрации однозначного фактического какого-то знания, а заданий, в которых необходимо провести предварительную работу с входной информацией, представленной либо в тексте самого вопроса, либо в виде каких-то иллюстраций, рисунков, диаграмм, графиков. Анализ вводного блока информации дает возможность верно ответить на данный вопрос компетентностного характера.
Задания с множественным вариантом ответа
Ко второму типу мы относим задания с множественным вариантом ответа. В задании 0 от 5 верных ответов из 5 представленных деструкторов. Здесь есть некоторые нюансы, касающиеся структуры такого рода вопросов. Всё дело в том, что данный тип характерен для школьного и муниципального этапа, но они немного видоизменены. Предложив школьникам 5 возможных вариантов выбора для ответа на этот вопрос, мы потом эти варианты ответа кодируем, и из 5 возможных вариантов ответа мы предлагаем выбрать один или несколько уже с какой-то определенной последовательностью, характеризующей верный ответ. Это немножко упрощает ситуацию, но самое главное, она облегчает задачу на местах школе и муниципальным комиссиям в плане однозначного оценивания ответов школьников.
Вопросы в виде суждений
Третий тип заданий предлагает вопрос в виде суждений, некое высказывание, которое по своей сути может быть верным или неверным с точки зрения биологии. Специалисты рекомендуют использовать эти задания для того, чтобы школьники имели представление о таких вопросах, ведь они могут встречаться в системе олимпиадных заданий на региональном и заключительном этапе.
Задания повышенного уровня сложности
Четвертый тип включает в себя задания повышенного уровня сложности, они не вписываются в формат с одним и множественным вариантом ответа или ответ с суждениями и предполагают сопоставление двух массивов данных, текстовых данных и данных, взятых из иллюстраций.
Задания практического тура олимпиады по биологии для 9 класса
Начиная с регионального этапа олимпиады, у нас появляется тур практический, до которого дойдут, мягко говоря, не все. На сегодняшний день правила таковы, что во всех регионах нашей необъятной Родины олимпиада по биологии для 9 класса должна пройти в два дня. Первый день отводится на проведение теоретического тура, другой день отводится на проведение практического тура. Все регионы разные и по особенностям участников, и по размерам и количеству обучающихся, а задания везде одинаковые.
В региональном этапе принимают участие школьники трёх классов – это 9, 10 и 11 класс. За три часа школьники должны пройти через 3 кабинета, соответственно, всего организуется работа в 9 кабинетах. Девятиклассники сначала должны пройти через кабинет «Ботаники», второй кабинет у них «Зоология», и третий кабинет – это «Человек». Три группы, двигаясь по графику, должны за 45 минут в каждом из них выполнить соответствующую практическую работу.
В кабинете «Ботаника» предполагает выполнение работ по морфологическому описанию растения. Для того чтобы с успехом школьники могли справиться с этим заданием, им надо таскать обладать соответствующими умениями, связанные с выполнением именно морфологического описания растения. Школьник описывает жизненную форму растения, описывает подземные органы, все его строение и функции, листья, тип соцветия и т.д. Они должны уметь работать с определителем для того, чтобы описать свой ход мысли и назвать само растение.
В кабинете «Зоология» для работы предлагается какой-то объект. Школьники работают с этим объектом, описывают его внешнее строение, систематику и анатомию, заполняют соответствующую таблицу по предложенному объекту. Объект, как правило, подбирается на местах Методической комиссией самостоятельно. Это задание достаточно универсальное, но вполне стандартизированное.
Третий кабинет в девятом классе – это кабинет «Человек». Последние несколько лет здесь девятиклассникам предлагается достаточно обширная система заданий, включающая в себя несколько частей. Нужно обязательно отработать умение определять слепые гистологические микропрепараты с использованием микроскопа. Школьники должны уметь работать с микроскопом и уметь определить предложенный без подписи препарат, описав его особенности, зарисовать его, назвать объект и описать его характерные черты. Задание также охватывает различные разделы биологических знаний по здоровью человека и носит ярко выраженный компетентностный характер.
Задания практического тура олимпиады по биологии для 10 класса
В десятом классе мы также условно можем выделить три кабинета – «Ботаника», «Зоология» и «Человек». Что касается ботаники, там возможны варианты: это может быть анатомия растений, это может быть физиология растений. В течение последних нескольких лет основной акцент был сделан на физиологии растений, но это не значит, что анатомия не будет востребована никогда, ни при каких условиях. Школьникам предлагают какой-то объект, который нужно описать, охарактеризовать его с точки зрения морфологии растения, с точки зрения анатомии и с точки зрения физиологии.
Для десятиклассников в кабинете «Зоология» предлагаются задания, в основном, для проверки соответствующих знаний и умений у школьников в области зоологии позвоночных. Объект подбирает методическая комиссия и жюри на местах. Школьники должны выполнить несколько довольно стандартизированных работ. Им, например, предлагается череп млекопитающего, и они определяют зубную формулу, а также определяют систематическое положение представленных объектов и их значение в природе и в жизни человека.
Если в девятом классе в кабинете «Человек» основное умение – это, всё-таки, умение определить слепые микропрепараты с использованием микроскопа, то в десятом классе, учитывая некоторую ограниченность на местах в ресурсах, ребятам могут быть предложены задания по микро-фотографиям и работе с муляжами.
Задания практического тура олимпиады по биологии для 11 класса
Для 11 класса кабинеты подготовлены немного другие. Каждый год не обходится без кабинета «Биохимия» или «Молекулярная биология».
Основные умения, которые востребованы школьниками на этом этапе, крутятся вокруг владения знаниями в отношении качественного определения основных групп органических веществ, входящих в состав живых организмов, соответствующих им химических реакций, химизма этих реакций и владение основами проведение эксперимента с учётом количества вещества.
Основной акцент, конечно, может быть смещен в какую сторону для создания условий подготовки к международной биологической олимпиаде. Сама методика проведения экспериментальной работы, естественно описана, но нужно быть готовым сделать всё быстро, четко и не забыть основные методы проведения опытов.
Второй кабинет можно назвать также «Ботаника». Направление тем вопросов находится на стыке анатомии, физиологии и морфологии систематики растений. Здесь требуется от учащихся умение приготовить тонкий срез соответствующего органа, который будет предложен к рассмотрению. Это может быть либо корень, либо стебель, либо лист.
Третье направление появляется исходя из того, что ожидается на Международной биологической олимпиаде, какие основные направления будут востребованы. Третьим может стать кабинет «Микробиология» или «Экология». Также возможен вариант кабинета «Зоология» или «Генетика».
Заключение
В этой статье мы охарактеризовали всю систему олимпиадных заданий по биологии и еще раз хотим напомнить, что в процессе подготовки учащихся одну из самых важных ролей играет анализ заданий и вопросов прошлых лет. Для успешное выступления на соревнованиях разного уровня обладать глубокими системными и осознанными знаниями только в нескольких заявленных заранее направлениях не достаточно. Системные знания должны быть по биологии практически во всех областях, и мы показали вам тот примерный круг вопросов, который эти области охватывает.
В. В. Пасечник ;
А. М. Рубцов ;
Г. Г. Швецов
Методические рекомендации по разработке олимпиадных заданий
Методические рекомендации (МР) подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по биологии для оказания помощи методическим комиссиям и жюри при составлении заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии в субъектах Российской Федерации в 2009/2010 г. Рекомендации составлены в соответствии с действующим Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России № 286 от 22 октября 2007 г.
Мы публикуем лишь некоторые разделы Методических рекомендаций.
Полностью работу можно просмотреть на сайте http://bio.rusolymp.ru/default.asp?trID=1478
Общие положения
• Согласно Положению, основными целями и задачами Всероссийской олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.
• Организаторами Олимпиады на школьном этапе являются образовательные организации, а на муниципальном этапе – органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования. Методическое обеспечение проведения Олимпиады осуществляют предметно-методические комиссии, создаваемые организаторами соответствующих этапов.
• Школьный и муниципальный этапы Олимпиады проводятся по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом настоящих методических рекомендаций.
• При составлении заданий важно помнить, что в школьном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 5–11-х классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде, а в муниципальном этапе – обучающиеся 7–11-х классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.
• Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии являются соревнованием учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Содержание заданий проверяет знания школьников и их умение решать биологические проблемы, проводить простейшие научные эксперименты.
В основе содержания заданий должны лежать нормативные документы, регламентирующие обязательный минимум содержания общего среднего и среднего полного образования – Государственный образовательный стандарт и программно-методические материалы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Для подготовки заданий повышенной сложности могут быть использованы и другие учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе компетентными органами управления образованием Российской Федерации. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников олимпиады на содержание заданий последующих этапов Всероссийской олимпиады. Постепенное усложнение заданий регионального и заключительного этапов Олимпиады обусловлено необходимостью постепенного отбора наиболее сильных школьников для резерва национальной команды на международную олимпиаду текущего года. Минимум содержания заданий Международной биологической олимпиады (МБО) отражен в Положении о данном соревновании (http://www.ibo-info.org/pdf/IBO_Guide16_ru.pdf).
• Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады. Победители и призеры всех этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу результатов, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.
Подготовка методической базы Олимпиады
Подготовка Олимпиады включает два направления деятельности – создание материальной базы Олимпиады и создание методической базы Олимпиады.
За подготовку методической базы отвечает методическая комиссия Олимпиады в лице специалистов рабочей группы, которая начинает работу после закрытия предыдущей Олимпиады до объявления новой, очередной, Олимпиады.
Подготовка к новой Олимпиаде ведется с учетом опыта предыдущей, а содержание отчета является отправной точкой для перспективного планирования деятельности рабочей группы, которая осуществляется в виде последовательности взаимосвязанных этапов.
На первом этапе уточняются принципы и подходы к построению содержания конкурсных мероприятий олимпиады. Затем начинается формирование содержания конкурсных заданий Олимпиады и в первую очередь устанавливается объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Для этого используются программно-методические материалы, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. Далее анализируется содержание предметной области «Биология» с целью определения полного объема биологической информации, которая будет использована для составления заданий.
Только после такой предварительной процедуры специалисты методической комиссии приступают к разработке конкурсных заданий.
Председатель методической комиссии раздает поручения по разработке заданий специалистам методической комиссии и назначает сроки их выполнения. После этого осуществляется взаимное (внутреннее – специалистами методической комиссии) рецензирование разработанных заданий, после которого они дорабатываются авторами. При необходимости председатель методической комиссии отдает все задания или их часть на внешнюю рецензию независимым специалистам, не связанным с Олимпиадой, замечания и предложения которых рассматриваются на очередном заседании комиссии.
Для каждой новой Олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания. В число конкурсных включают отдельные задания предыдущей олимпиады, решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.
Обращаем внимание, что Всероссийская олимпиада школьников по биологии на региональном и заключительном этапе проводится в два тура: теоретический и практический. Поэтому при проведении школьных и муниципальных этапов олимпиады также следует стремиться к организации и проведению обоих туров, а не ограничиваться одним теоретическим!
Требования к заданиям теоретического тура
– Задания для проведения теоретического тура школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии необходимо готовить в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний;
– задания следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;
– форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил минимальное время;
– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);
– в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология»;
– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке желательно группировать по типам;
– в заданиях следует использовать фактологический материал местного, регионального, национального и глобального уровней.
Требования к заданиям практического тура
– Задания практического тура, с одной стороны, следует ориентировать на уровень практических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, а с другой стороны, ориентировать на потенциальное содержание регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады;
– уровень сложности заданий должен быть таким, чтобы на их решение в каждом из кабинетов (при наличии минимального опыта) участник тратил не более одного академического часа (45 мин);
– в целях экономии времени в процессе проверки результатов выполнения работ в кабинетах следует продумать формы фиксации результатов конкурсантами на бланках ответов, т.е. желательно использовать задания с закрытыми формами фиксации результатов.
Разработка заданий
Цель первого тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Однако такая цель не совсем точно отражает содержание тура, особенности которого в первую очередь определяются спецификой применения тестовых заданий. Использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников олимпиады.
Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, т.е. дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала. Многие учителя считают, что тестовый контроль недостаточно объективен, так как существует вероятность угадывания учеником правильного ответа. Действительно, ученик может угадать правильный ответ в тесте, но вероятность угадывания можно свести к минимуму, если тестовые задания будут корректно составлены.
Во-первых, важно, чтобы в тесте было как минимум четыре варианта ответов. В этом случае вероятность угадывания будет составлять не более 25% и, следовательно, с каждым новым тестом процент вероятности угадывания будет уменьшаться.
Во-вторых, вопрос теста должен быть четко сформулирован и предусматривать однозначный и конкретный ответ.
В-третьих, все варианты ответов должны быть сформулированы в одном стиле, были корректными и правдоподобными по содержанию.
Очень важен обсчет результатов тестирования. Методика обсчета должна учитывать сложность теста (задания) и нацеливать учащихся на поиск правильного ответа, а не на попытку угадать его.
Основная цель второго, практического, тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии.
Этот тур позволяет более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. Учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура разрабатываются методическими комиссиями исходя из имеющейся материальной базы.
Учитывая, что уровень подготовки учащихся разных классов отличается, организаторы могут провести участников разных возрастных групп через разное количество этапов практического тура.
Так, девятиклассники соревнуются в умении проводить исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных», «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза».
Учащиеся 10-х и 11-х классов обязательно демонстрируют умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Кроме того, в зависимости от материальной базы им могут быть предложены задания в кабинетах: «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а также «Генетика» могут быть предложены учащимся 11-х классов.
После создания массива конкурсных заданий методическая комиссия приступает к корректировке и уточнению критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должна быть проведена не менее чем тремя специалистами.
В итоге методической комиссией создается пакет методических материалов для проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии, содержащий:
– комплекты заданий теоретического тура;
– пустые бланки ответов на задания теоретического тура (матрицы);
– ответы на задания теоретического тура;
– примерные задания для поведения практического тура;
– методические рекомендации для проведения соответствующего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии;
– примерный перечень оборудования для проведения практического тура.
Рекомендуемое количество заданий и их оценивание
Примерное количество заданий теоретического тура для школьного этапа представлено в таблице 1 исходя из длительности тура в 2 часа (120 мин).
Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа представлено в таблице 2 исходя из длительности тура в 3 часа (180 мин).
Таблица 1. Количество заданий теоретического тура для школьного этапа
Комплект |
Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
6-й класс |
10 |
5 |
5 |
1 |
7-й класс |
15 |
5 |
10 |
1 |
8-й класс |
20 |
5 |
10 |
2 |
9-й класс |
25 |
10 |
15 |
2 |
10-й класс |
30 |
10 |
15 |
3 |
11-й класс |
35 |
10 |
20 |
5 |
Таблица 2. Количество заданий теоретического тура для муниципального этапа
Комплект |
Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
7-й класс |
20 |
5 |
5 |
1 |
8-й класс |
30 |
5 |
10 |
2 |
9-й класс |
40 |
10 |
15 |
3 |
10-й класс |
50 |
10 |
20 |
4 |
11-й класс |
60 |
15 |
25 |
5 |
Задания части I. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 1 балл за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным, должен быть указан в матрице ответов.
Задания части II. Участникам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за данную часть, определяется из расчета 2 балла за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным, должен быть указан в матрице ответов.
Задания части III. Участникам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо не согласиться. В матрице ответов конкурсанты должны указать вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 1 балл за правильный ответ на каждое суждение.
Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, указано для каждого задания индивидуально. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Матрица ответов
на задания теоретического тура ________________ этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009/2010 уч. год
___________ класс (максимально 68 баллов)
Часть I. (макс. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ) ________ баллов
Часть II. (макс. 20 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ) ______ баллов
Часть III. (макс. 15 баллов) ___________ баллов
Часть IV. (макс. 8 баллов) ___________ баллов
1. (макс. 4 балла)
2. (макс. 4 балла)
Проверил Ф.И.О. _________________
Перепроверил Ф.И.О. _________________ Итого ______________ баллов
Оценивание заданий практического тура
На практическом туре учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.
Уровень сложности заданий должен быть таким, что на их выполнение в каждом из кабинетов участник затрачивал бы не более одного академического часа (45 мин). Работа в каждой лаборатории оценивается максимум в 20 баллов.
Оценивание работы в целом. Определение итогового рейтинга
По результатам конкурсных работ по каждой параллели (7–11-е классы) выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, определяемый по сумме равновзвешенных баллов, набранных участниками во время теоретического и практического туров.
Равновзвешенные баллы за каждый из двух туров определяются путем пересчета набранных абсолютных баллов к 100% от максимально возможного количества баллов, которое можно было набрать за соответствующий тур.
Для этого вводятся коэффициенты, которые рассчитываются путем деления максимального количества баллов, которое можно набрать за тур (отдельно за теоретический и практический), на 100%. Например, пусть по итогам теоретического тура максимально можно набрать 159 баллов, тогда коэффициент для пересчета будет равен 1,59, а для практического тура (при максимально возможных 80 баллах) коэффициент составит 0,80.
Разделите абсолютные баллы, набранные участником в соответствующих турах, на рассчитанные коэффициенты – вы получите равновзвешенные результаты отдельно для теоретического и практического туров. Сложите равновзвешенные результаты обоих туров – вы получите результат по каждому участнику и сможете составить итоговый рейтинг. При такой методике подсчета результатов максимальное количество баллов, которое могут набрать участники по всем параллелям, всегда будет составлять не более 200 баллов.
Определение итогового рейтинга на основе равновзвешенных баллов по итогам теоретического и практического тура позволяет выровнять значимость обоих туров, выявить наиболее подготовленных конкурсантов и сформировать соответствующий контингент участников для следующего этапа олимпиады!
Дополнительная информация
Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
Региональный сайт Всероссийской олимпиады школьников (Московская обл.) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.
Центральная предметно-методическая комиссия по биологии – glebec13@mail.ru.
Рекомендации по поготовке
Дорогие ребята!
В этой статье мы собрали материалы, которые помогут вам лучше подготовиться к муниципальному этапу ВсОШ по биологи.
Примеры заданий вы можете найти здесь. А здесь собраны варианты муниципального этапа из разных регионов.
Для удобства наши рекомендации разбиты по классам. Желаем удачи!
- 7-8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
7-8 класс
Курс ЦПМ по подготовке к МЭ
- Состав и строение клеток. Прокариоты и эукариоты
- Митоз и мейоз. Основные характеристики простейших
- Ткани растений
- Жизненные циклы и систематика растений
- Морфология растений
- Царство Животные. Систематика
- Ткани и органы животных
- Иглокожие и моллюски
- Царство Животные
- Хордовые
- Позвоночные
- Грибы, водоросли, лишайники
- Экология
Цитология
Строение клетки и основные органеллы
Низшие растения
- Знакомство с грибами
- Знакомство с миксомицетами
- Знакомство с лишайниками
- Грибы в парках
- Жизненные циклы грибов и водорослей (схемы из группы Биология)
Жизненные циклы и размножение водорослей, грибов и лишайников
- Часть 1
- Часть 2
Ботаника
- Жизненные циклы высших растений
- Вегетативные органы растений
- Семейства покрытосемянных
- Соцветия
- Плоды
- Морфология и анатомия плодов
- Семязачаток и семя
- Ткани высших растений
- Анатомия растений: корень, стебель, лист
Зоология беспозвоночных
- Как устроено животное
- Жизненные циклы
- Паразитические круглые черви
- Паразитические плоские черви
- Паразитические простейшие
- Разнообразие скелетов беспозвоночных
Микробиология
- Строение бактериальной клетки
- Сходство и различие эукариот, архей, бактерий
Зоологию позвоночных вы можете повторить по материалам для 9 класса, но вопросов по этой теме в заданиях 7-8 класса обычно мало.
9 класс
Часть тем вы можете повторить по материалам для 7-8 класса, а еще в 9 классе появляются обычно задания по систематике, зоологии позвоночных и анатомии человека.
Курс ЦПМ по подготовке к МЭ
- Ткани растений
- Анатомия растений
- Водоросли
- Споровые растения
- Семенные растения
- Двойное оплодотворение у покрытосеменных
- Семейства цветковых
- Фотосинтез и дыхание
- Жизненные циклы
- Грибы и лишайники
- Взаимодействие растений с другими организмами
- Экология растений
Зоология позвоночных
- Разнообразие птиц
- Разнообразие млекопитающих
- Выход животных на сушу
- Палеонтологическая летопись Земли
- Эволюция позвоночных
Анатомия человека
- Ткани человека
- Как работают гормоны (из группы Олимпиады по биологии)
Обзор основных систем органов
- нервная система
- выделительная система
- сердечно-сосудистая система. ЭКГ
- эндокринная система
- дыхательная система
- пищеварительная система
10 класс
Часть тем вы можете повторить по материалам для 9 класса. В 10 классе обычно появляются задания по физиологии человека и животных, эмбриологии, основам биохимии и молекулярной биологии
Курс ЦПМ по подготовке к МЭ
- Жизненные циклы и систематика высших растений
- Анатомия высших растений
- Протисты, черви, моллюски
- Членистоногие и вторичноротые
- Позвоночные
- Сердечно-сосудистая система
- Нервно-гуморальная регуляция организма
- Цитология и жизненный цикл клетки
- Биополимеры клетки. Энергетический обмен
- Пластический обмен. Фотосинтез
Физиология человека и животных
- Методы исследования в физиологии и медицине
- Потенциал покоя и потенциал действия. Работа нейронов
- Работа мышц
- Иммунитет и гистосовместимость
- Группы крови. Резус-фактор
Эмбриология
- Развитие зародышей
- Разнообразие зародышей
Биохимия и молекулярная биология
- Основы биохимии и молекулярной биологии
- ПЦР (из группы Биология)
11 класс
Задания для 11 класса часто похожи на задания для 10 класса. Чтобы чувствовать себя увереннее, повторите генетику и основы физиологии растений. И обратите внимание на часть лекций по подготовке к МЭ, посвященную биохимии и молекулярной биологии!
Курс ЦПМ по подготовке к МЭ
- Цитология и жизненный цикл клетки
- Биополимеры клетки. Энергетический обмен
- Пластический обмен. Фотосинтез
Генетика
- Введение
- Строение и функции хромосом
- Хи-квадрат для чайников
Решение задач по генетике (Асеев В. В.)
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Физиология растений
- В. В. Чуб. Пигменты, отвечающие за окраску цветов (из группы Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова)
Фотосинтез:
- световая фаза
- темновая фаза