Как составить задания к английскому тексту

Учителя — люди креативные, отходят от УМК, подбирают и создают задания под нужды и интересы ученика. Как часто вы ищете интересный текст и долго создаете упражнения к нему? Порой планы урока пишутся часами, а глаз замыливается. Именно поэтому мы решили помочь и написать инструкцию о том, как создать 10 упражнений к одному тексту, и отработать, при этом, не только навык чтения.

В качестве основы давайте возьмем текст 

«An English wedding»:

There are a number of traditions for weddings that have survived into the 21st century. It is still traditional for the bride and groom to have their own parties the night before getting married. The groom’s party is called a ‘Stag party’, while the bride’s is known as a ‘Hen party’.

On the morning of the wedding, the groom should not see the bride. If he does, this is bad luck. The bride puts on her special wedding dress, which is usually white. She also needs to wear ‘something old, something new, something borrowed and something blue’.

At the church, or registry office, the bride and groom exchange rings before walking together back down the aisle. When they get outside, the bride throws her bouquet in the air. Tradition says that whoever catches it will be the next person to get married.

But it’s not only the bride who throws something. All the people at the wedding throw confetti and rice over the happy couple.

Finally, after the reception, the bride and groom drive off to have their honeymoon.

Текст предназначен для чтения, а значит начнем мы с упражнения из блока Reading. Помним, что существуют три основных вида чтения (подробнее читайте в статье Разные виды чтения и как им обучать) и всегда надо начинать с задания полегче, на понимание общего смысла текста. Основные задания на reading for gist или specific information:  

— Summarize: студенты одним предложениям рассказывают о чем текст. 

— Choose Main Idea: выдаем несколько вариантов предложений о чем текст и студенты выбирают подходящий. 

— Design title and/or sub-title: студенты придумывают заголовок или подзаголовок к тексту, абзацам. 

— Check-list: студенты выбирают из списка, что было указано в тексте. 

— Image Association: студенты выбирают картинку, которая лучше всего отражает главную мысль текста.  

— Match Question with Answer: студенты соединяют параграфы и вопросы, ответы на которые есть в данных параграфах. Если в тексте было интервью, то студенты соединяют вопросы с ответами.

— Headings: студенты соединяют заголовки и параграфы.

— Ordering Chronologically: студенты расставляют события в хронологическом последовательности. 

— Guess Who/what/where/how: студенты читают текст и догадываются о ком он, что будет дальше и так далее.

— True/False: к нашему тексту именно этот тип упражнения и создадим. 

Task 1 — True/False

Опираясь на текст, вы составляете несколько предложений, часть из которых правда, а часть не соответствует действительности. Если уровень студента средний и выше, можно также добавить третью опцию not stated, то есть, в тексте об этом не упоминается, например, «Couples usually spend their honeymoon in warm countries». По факту, это может быть правдой, но в тексте об этом нет ни слова, поэтому правильный вариант здесь not stated.

Какие еще упражнения можно делать на reading comprehension

Об этапах Reading lesson читайте здесь

Мы сторонники коммуникативной методики, и считаем, что говорение должно занимать на уроке не менее 70%. Давайте подумаем, какие упражнения на Speaking можно составить, опираясь на исходный текст. Очень полезный навык умение пересказать текст. Этому и посвятим второе задание.

Task 2 — Paraphrase what you’ve read

Попросите ученика обобщить прочитанное, выделив лишь главное, сделать обобщение.  

После детального разбора текста, переходите к работе над лексикой. 

Task 3 — New words

Попросите ученика выписать новые слова из текста и составить с ними предложения. Самым креативным можно предложить придумать историю, в которой будут фигурировать все слова из списка. Перед занятием вы можете создать словарные карточки, используя сервис Quizlet, и отправить его ученику в качестве vocabulary list подготовки к уроку.

После того, как вы обсудили текст, разобрали лексику и узнали мнение ученика, самое время выполнить задание на сравнение. Информацию из любого текста можно сравнить с тем, как обстоят дела в родной стране студента. 

Task 4 — Compare British wedding with one in your country

  1. Name similarities
  2. Name differences

Task 5 — Movies about weddings

Это задание является логическим продолжением предыдущего, ведь большинство фильмов, которые мы смотрим американские, а значит сравнивать то, о чем мы прочитали, будем с тем, что видим на экранах. 

Задайте ученику несколько вопросов, например:

  1. Have you ever watched movies about weddings? Name them
  2. What typical wedding traditions do these movies show?
  3. Are they different from those we’ve read about?

Task 6 — Debates

Идея организовать дебаты особенно актуальна, если вы работаете с группой, но даже если нет, вы всегда можете выступить оппонентом на индивидуальном уроке с вашим студентом. Спорное высказывание, которое станет предметом обсуждения, стоит выделить из текста.

Например, It’s bad luck if a groom sees his bride on the morning of the wedding.

Yes, I’m sure it’s bad luck, because…

It’s just a superstition and…

Вы также можете выйти за рамки текста и выбрать актуальный для современности вопрос. Например, обсудить, стоит ли вообще тратить деньги на свадебную церемонию, менять фамилию и регистрировать отношения официально. 

Не стоит ограничиваться одним текстом  Почитали, поговорили, можно и послушать! Перейдем к listening activity.

Task 7 — Listening for details

Мы уже неоднократно говорили о таком полезном ресурсе для прокачки аудирования как Listen A Minute.com. Там вы можете найти аудио на многие темы, в том числе и weddings. Удобно, что вы можете скачать аудиофайл с сайта. Включите аудио ученику, предварительно ознакомив с вопросами, которые будете обсуждать после, например:

  1. Does the author like visiting weddings? Why?
  2. What kind of wedding is his favorite? What do you think about these weddings?
  3. Who is the best man? What does the author want him to do?
  4. How does his ideal honeymoon look like? Do you think the same way?

Task 8 — Watching a video

Подберите видео по уровню студента. Сделать это просто вбейте ключевые слова (в нашем случае, british wedding) в поисковик на YouTube. Мы нашли хорошее видео для начинающих. Составьте вопросы по нему. Не забудьте связать их с исходным текстом ученик должен понимать, что все, что вы обсуждаете во время урока логически связано между собой:

  1. What British wedding traditions were mentioned in the video?  
  2. Were they mentioned in our text?

Наш исходный текст может также стать поводом порассуждать на письме. Итак, writing exercise

Task 9 — Writing

То, какое задание на развитие навыка письма дать студенту, выбирайте сами. Вариантов здесь множество: дружеское письмо-приглашение на свадьбу, эссе-рассуждение о том, стоит ли приглашать 100 родственников на торжество и устраивать венчание (здесь темы для эссе будут схожи с темами для дебатов) или простое сочинение о том, как ученик представляет себе идеальную свадьбу выбирайте исходя из целей и интересов студента. Важно, чтобы в тексте, который напишет студент, присутствовали отсылки на материалы, которые вы прочитали/просмотрели/прослушали в ходе урока. Например, рассуждая о венчании, ученик упоминает, что в Великобритании это обязательный ритуал для верующих англичан и т. д. Такое задание подойдет в качестве закрепления пройденного материала, поэтому можете задать его на дом.

Переходим к завершающему этапу. В финале урока стоит вспомнить все новые слова, которые прозвучали в ходе урока, и провести практику речи с обсуждением. Итак, разговорное задание:

Task 10 — Discussion

В вопросах постарайтесь проверить, насколько усвоен текст, а также поинтересоваться мнением ученика, например:

  1. What a Stag/Hen party is? Are they popular in your country? Did you have it? or Would you like to organize it?
  2. The groom should not see the bride on the morning of the wedding. Why is it supposed to be bad luck? Is it the same in your country? Do you believe it?
  3. What’s the traditional dress color? What does it symbolize? 
  4. Why do some guests try to catch a bride’s bouquet? What if someone catches it? Have you ever caught it?
  5. What do other guests throw? Why?
  6. What a honeymoon is? What are popular honeymoon destinations?
  7. What new information have you learnt today?

Таким образом, мы продемонстрировали вам, как выстроить полноценный урок вокруг небольшого текста. Надеемся, что наш шаблон поможет вам даже в том случае, когда изобретательность уже на исходе. 

Если вы готовите к ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, то вы точно столкнулись с проблемой. Название ей – нет учебника, по которому бери и готовься.

Я – Наталья, преподаватель английского. Рассказываю, как эффективно учить язык.

Если по английскому языку еще можно найти неплохие пособия (например, я беру за основу пару учебников издательства Macmillan и онлайн ресурсы), то по другим языкам материалов нет.

Фото автора за работой
Фото автора за работой

При подготовке к экзаменам я также использую тренировочные упражнения и выжимаю из них по максимуму. На их основе можно составить упражнения на грамматику, отработать лексику и набрать идей для говорения и письма.

Какие задания составить на лексику и грамматику на базе аудирования

– послушать и выписать все слова на тему праздники/отношения/окружающая среда и так далее;

– составить с выписанными словами предложения, затем использовать в письме, эссе и говорении;

– дать скрипты, выписать выражения, которые ученики могли бы использовать для написания эссе и письма. Определить их уровень по словарю (например, здесь) + определить их стиль – формальный, неформальный, нейтральный.

Какие использовать аудирование для поиска идей для эссе:

– после прослушивания спросить, согласны с говорящим или нет, почему;

– записать идеи говорящего на тему, о которой говорилось в аудиотексте.

Какие задания дать для отработки навыка говорения на основе аудирования

– дать скрипт – послушать говорящего, повторить за ним, затем подготовить свое чтение;

– подчеркнуть слова, сложные для чтения, разобрать правило или исключение из правила;

– работать над интонацией и произношением с помощью аудио. Сначала можно на уроке, затем давать как домашнее задание. Обязательно просим учеников записывать себя на диктофон.

наглядная таблица, что можно отработать на базе аудиотекстов и заданий на чтение
наглядная таблица, что можно отработать на базе аудиотекстов и заданий на чтение

Какие задания составить на лексику и грамматику на базе текстов:

– найти и подчеркнуть в 1,2,3 абзаце – глаголы (определить грамматическую структуру – герундий, какое время, условный тип предложения, причастие и т.д.), имя существительное – если оно во множественном числе, дать форму единственного, и наоборот, отработать исчисляемые и неисчисляемые существительные, имя прилагательное – степени сравнения;

– найти слова, которые образованы при помощи суффиксов; по суффиксу определить часть речи;

– подчеркнуть слова, которые не знают, найти их значение в словаре, записать, составить предложение с ними.

Какие задания дать для отработки навыка говорения на основе текстов:

– взять абзац и подготовить его чтение;

– найти слова из абзаца, которые читаются по определенным правилам (например, найти слова, в которых С читается, как [k], ea = [i:], [e], [ei] и т.д.)

Как видите, упражнений получается довольно много. Если еще периодически использовать онлайн источники, то проблему нехватки материалов и вдохновения вы точно испытывать не будете.

Ставьте лайк, если статья оказалась полезной. Подписывайтесь на мой канал, будет интересно.

Статья

Технология работы с текстом на уроках английского языка

Бурыгина Виктория Викторовна

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В основе его лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков – говорения, и письма. Навыки восприятия письменной речи важны еще и потому, что в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами – чтение книг, периодических изданий, работа в Интернете и т.д. Кроме того, чтение повышает культуру человека, развивает личность.

Чтение на уроках английского языка очень важно.

Оно способствует:

v расширению лексического словарного запаса

v умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)

v закреплению различных разделов

грамматики

v совершенствованию речевых навыков

В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Существует три этапа работы с текстом:
1.Предтекстовый (Pre-reading)

2.Текстовый (While-reading)

3.Послетекстовый (Post-reading)

Цели предтекстового этапа:

–        определить/ сформулировать речевую задачу для первого   прочтения.

–        создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

–         по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Возможные упражнения:

1. По заголовку можно попросить учащихся определить:

–        тематику текста;

–        перечень поднимаемых в нем проблем;

–        ключевые слова и выражения, ассоциации.

2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.

3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.

4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.

5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

  1. Использование ассоциаций, связанных с именем автора

–        К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

–        Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)?

–         Где и в какое время может происходить действие?

8. Написать возможные вопросы по теме текста

Цели текстового этапа:

–    Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

–         Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Возможные упражнения:

1. Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.

3. Составить предложения по порядку

4.Найти соответствия.

5.Выполнить задание на множественный выбор

6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .

8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.

9.Прочесть описание внешности, места события,  иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

10. Догадаться о значении слова или слов по контексту,  какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.

12. Прочитать отрывок и пересказать его.

13. Восполнить недостающую информацию.

Цели послетекстового этапа:

–         Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Возможные упражнения:

  1. Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
  2. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  3. Доказать или охарактеризовать что-то
  4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
  5. Составить план текста, выделив его основные мысли.
  6. Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно
  7. Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно
  8. Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
  9. Придумать новое название.
  10. Драматизация целого текста или его отрывков

Далее приводится пример возможных вариантов заданий для разных этапов работы с текстом «Чай» на уроке английского языка в 4 классе.

Дотекстовый этап и задания (Prereading tasks)

Answer the questions:

  1. Do you like tea?
  2. Is tea hot or cold ?
  3. When do you/your parents/friends drink tea?
  4. What do you/your parents/friends usually drink tea with?
  5. What kinds of tea do you know?

Vocabulary:

Match the words with definitions:

1.people

2.teatime

3.call

4.a glass

5.a lemon

a. we drink tea from it (not a cup)

b. a yellow fruit

c. children, men, women

d. drinking of tea

e. to give a name

Текстовый этап  и задания(Whilereading tasks)

Answer the questions:

1. Who likes tea?

2. How many cups of tea do English families have?

3.Do English people drink tea from glasses?

4. What tea is “Russian tea”?

Choose the right variant:

1.English people drink tea from…

a)glasses

b)cups

c)bottles

2.They like to have tea with…

3.They call tea with lemon…

a)Russian

b)English

c)African

Say true or false:

1.English people don’t drink tea.

2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.

3.English people drink tea from cups.

4.They call tea with lemon “English tea”.

Complete the sentences:

tea   lemon   glasses   call    people       teatime

1.Russian_________like tea.

2.They have ________for breakfast.

3.Some families have two cups of tea at _________.

4. English people don’t drink tea from ________.

5.They like to have tea with milk, not with ________.

6.They ______it “Russian tea”.

Послетекстовый этап и задания (Postreading tasks)

1. What tea do you like – “English tea” or “Russian tea”?

2. What is new for you about tea? /What do you think is interesting about tea?

3. Retell the text

Answer the questions in written form:

  1. Do you like tea?
  2. Is tea hot or cold ?
  3. When do you/your parents/friends drink tea?
  4. What do you/your parents/friends usually drink tea with?
  5. What kinds of tea do you know?

Основные этапы работы с текстом и примеры заданий.

Работа с текстом на уроке одна из главных составляющих урока. Очень часто именно текст будет ядром урока, от которого начинается и подготовка к нему.

Текст для чтения не обязательно должен быть аутентичным, но он должен быть лексически насыщенным и соответствовать уровню учащихся. Важно, чтобы текст был не слишком длинным и подталкивал к высказыванию своего мнения.

Работа с текстом подразумевает несколько этапов.

1. Lead in.

2. Pre – reading activities.

3. While – reading activities.

4. Post – reading activities.

5. Freer practice.

Хочу поделиться таким небольшим конструктором для проработки материала текста. Заданий может быть намного больше. Их можно варьировать, заменять. Главное этапы работы с текстом идут пошагово.

Итак

1. Lead in. Введение в тему.

Здесь лучше привлекать личный опыт учеников и этим подогреть их интерес к уроку.

Например, 5 – 10 пунктов и просим учеников найти собеседников с кем эти пункты совпадают.

Показать фотографии людей со схожей ситуацией из текста и попросить высказать отношение. Нравится или нет и почему.

Задать вопросы в условном наклонении по теме текста.

What would you do if …

2. Pre – reading activities

Здесь уже больше рассуждаем не о личном, а о самом тексте.

Brainstorming

Написать название текста и попросить в течение 2 минут записать все ассоциации.

Прочитать только первое и последнее предложение и предположить, о чём может быть текст.

Дать заголовок и попросить написать 3 вопроса, на которые могут быть даны ответы в тексте.

While reading activities.

1. Подчеркнуть 10 collocations по теме текста.

2. Дать 5 вопросов по общему содержанию текста и попросить найти в тексте ответы.

3. Найти что совпало, а что нет в предложенных предположениях на стадии pre-reading activities.

Post – reading activities.

1. Написать 7 – 10 ключевых фраз из текста и из них составить summary. Кратко рассказать, о чём текст.

2. Выписать цифры, названия и имена, которые даны в тексте. Рассказать как информация об этих данных связана с текстом.

3. Даны ответы на вопросы.

Нужно задать вопрос к готовому ответу. Такое интервью наоборот.

Freer practice

1. Нарисовать пустую голову одного из персонажей (символически конечно). Нужно вписать мысли героя истории, когда происходило то или иное действие).

Как вариант можно попросить написать страничку дневника из жизни персонажа.

2. What might have happened if …

или перепиши историю. Попробуй предугадать что бы произошло, если бы события развивались иначе.

Здесь супер хорошо тренируется грамматика и условное наклонение.

3. Найти проблемные ситуации в истории. И разыграть такой психологический role play.

Дать опоры functional language и фразы по теме из текста.

И ещё одна активити, которую я обожаю.

Пишем 5 фраз из текста, подбираем картинку из интернета и задаём вопрос.

Why this has happened? Ограничиваем по времени по желанию.

Конечно их намного больше.

И для меня каждый раз это интересная головоломка. Как так покрутить мой “кубик – рубик” ( читай урок), чтобы стороны сложились и было и интересно и полезно и разнообразно.

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Чтение, то есть понимание письменного текста на английском языке – самое полезное дело. Рассмотреть этапы работы с текстом.        

При работе с текстами на уроке преподаватель должен учитывать  виды чтения, их классификацию, особенности и задачи, которые они выполняют. Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно».

Классификация видов чтения

1. Просмотровое чтение

Этот вид чтения предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

2. Ознакомительное чтение

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию

3. Изучающее чтение.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста

Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

4. Поисковое чтение.

Поисковое чтение (в программе за курс средней школы не предусмотрено) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации и предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье.

Каждый из перечисленных видов чтения играет большую роль в процессе обучения иностранному языку. Учителю необходимо использовать эти виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места конкретного урока в теме. Стоит так же учитывать и уровень детей.

При данной работе с текстом возможны следующие варианты заданий:  

1) Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

2) Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

3) Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нём.

4) Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

5) Прочтите текст, с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.

6) Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.

7) Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

8) Составьте список вопросов к тексту.

9) Подготовьте план пересказа текста.

10) Поясните главную мысль текста своими словами.

11) Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

12) Назовите основные проблемы затронутые в тексте.

Кроме того, к прочитанному тексту могут быть составлены дополнительные задания на понимание и запоминание текста:

  1. Расположите слова в предложениях в правильном порядке.

  2. Ответьте «правда» или «неправда»

  3. Вставьте в предложения пропущенные слова

  4. Составте предложения из предложенных слов

  5. Поставьте фразы диалога в правильном порядке

  6. Переставьте буквы так, чтобы получились слова, вставьте их по смыслу в предложения

  7. Поставьте глаголы в предложениях в правильную форму

  8. Найдите синонимы к предложенным словам в тексте

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечени

Этапы работы с текстом на уроках английского языка.

Введение

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.

Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д.

Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.

Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:

– умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

– умение найти в тексте необходимую информацию;

– умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;

– умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всемвидам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом – создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; f-fontсоздать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы:«мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1.Работа с заголовкомопределить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

2.Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

– К какому жанру можно отнести текст?

 Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

 Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Работа с  новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.

Текстовый этап

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1.Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

– ответы на предложенные вопросы;

– подтверждение правильности /логичности утверждений;

– подходящий заголовок к каждому из абзацев;

– подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

– предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

– описание внешности /места /события /отношение.

2.Догадайся:

– о значении слова по контексту;

– какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

– как будут развиваться события во 2 главе /части текста.

Послетекстовый этап

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

2.Докажи что…

3.Охарактеризуй…

4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.

6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.

7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.

8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.

9.Придумай новый конец текста.

Безусловно, задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.

Использованная литература

1. Горчилина Е.Е. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку. М., Дрофа, 2001.

2. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М., Дрофа, 2008.

3. Цветкова И.В., Клепальченко И.А., Мыльцева Н.А. Английский язык для школьников и поступающих в вузы. М., Глосса, 2000.

Технология работы с текстом на уроках английского языка

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В основе его лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков – говорения, и письма. Навыки восприятия письменной речи важны еще и потому, что в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами – чтение книг, периодических изданий, работа в Интернете и т.д. Кроме того, чтение повышает культуру человека, развивает личность.

Чтение на уроках английского языка очень важно.

Оно способствует:

v расширению лексического словарного запаса

v умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)

v закреплению различных разделов

грамматики

v совершенствованию речевых навыков

В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Существует три этапа работы с текстом:
1.Предтекстовый (Pre-reading)

2.Текстовый (While-reading)

3.Послетекстовый (Post-reading)

Цели предтекстового этапа:

–        определить/ сформулировать речевую задачу для первого   прочтения.

–        создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

–         по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Возможные упражнения:

1. По заголовку можно попросить учащихся определить:

–        тематику текста;

–        перечень поднимаемых в нем проблем;

–        ключевые слова и выражения, ассоциации.

2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.

3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.

4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.

5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

  1. Использование ассоциаций, связанных с именем автора

–        К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

–        Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)?

–         Где и в какое время может происходить действие?

8. Написать возможные вопросы по теме текста

Цели текстового этапа:

–    Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

–         Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Возможные упражнения:

1. Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.

3. Составить предложения по порядку

4.Найти соответствия.

5.Выполнить задание на множественный выбор

6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .

8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.

9.Прочесть описание внешности, места события,  иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

10. Догадаться о значении слова или слов по контексту,  какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.

12. Прочитать отрывок и пересказать его.

13. Восполнить недостающую информацию.

Цели послетекстового этапа:

–         Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Возможные упражнения:

  1. Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.

  2. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

  3. Доказать или охарактеризовать что-то

  4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

  5. Составить план текста, выделив его основные мысли.

  6. Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно

  7. Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно

  8. Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.

  9. Придумать новое название.

  10. Драматизация целого текста или его отрывков

Далее приводится пример возможных вариантов заданий для разных этапов работы с текстом «Чай» на уроке английского языка в 4 классе.

Дотекстовый этап и задания (Pre-reading tasks)

Answer the questions:

  1. Do you like tea?

  2. Is tea hot or cold ?

  3. When do you/your parents/friends drink tea?

  4. What do you/your parents/friends usually drink tea with?

  5. What kinds of tea do you know?

Vocabulary:

Match the words with definitions:

1.people

2.teatime

3.call

4.a glass

5.a lemon

a. we drink tea from it (not a cup)

b. a yellow fruit

c. children, men, women

d. drinking of tea

e. to give a name

Текстовый этап  и задания(While-reading tasks)

Answer the questions:

1. Who likes tea?

2. How many cups of tea do English families have?

3.Do English people drink tea from glasses?

4. What tea is “Russian tea”?

Choose the right variant:

1.English people drink tea from…

a)glasses

b)cups

c)bottles

2.They like to have tea with…

a)milk

b)sweets

c)lemon

3.They call tea with lemon…

a)Russian

b)English

c)African

Say true or false:

1.English people don’t drink tea.

2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.

3.English people drink tea from cups.

4.They call tea with lemon “English tea”.

Complete the sentences:

Добавить комментарий