Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это — получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?
Содержание
- Таксономия Блума — что это такое
- Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
- Три области обучения
- Когнитивная
- Аффективная
- Заключение
Таксономия Блума — что это такое
Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.
Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.
Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.
Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:
- знание;
- понимание;
- применение;
- анализ;
- синтез;
- оценка.
На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:
Уровень пирамиды | Определение | Действия педагога | Действия ученика | Глаголы |
---|---|---|---|---|
Знание | Выделение важной информации | Рассказать, показать, при необходимости направить | Принять, запомнить, распознать | Перечислить, запомнить, назвать |
Понимание | Понимание полученной информации, объяснение своими словами | Сравнить, противопоставить, продемонстрировать | Объяснить, преобразовать, продемонстрировать | Обсудить, определить, рассказать |
Применение | Применение новых знаний в конкретных ситуациях | Наблюдать, помогать, критиковать | Показать знания, решить поставленные задачи | Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать |
Анализ | Разделение информации на отдельные, связанные между собой части | Направить, исследовать, проинформировать | Разделить, обсудить, раскрыть | Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить |
Синтез | Обобщение информации | Обобщить, оценить, порассуждать | Обобщить, сформулировать, спланировать | Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить |
Оценка | Оценивание знания согласно определенным критериям | Уточнить, допустить, гармонизировать | Провести дискуссию, оценить, выбрать | Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить |
Каждый новый уровень пирамиды, согласно таксономии Блума, базируется на предыдущем. Основа — получение знаний, запоминание. А главная цель — независимая оценка.
Три области обучения
Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Когнитивная
Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:
Уровень | Примеры | Инструменты |
---|---|---|
Знание | Цитирование правил техники безопасности, котировки цен наизусть | Выделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек |
Понимание | Записать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понял | Аналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете |
Применение | Высчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистики | Практические занятия, обучение в группе |
Анализ | Выявить сделанные в рассуждениях логические ошибки | |
Синтез | Составить инструкцию | Пример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели |
Оценка | Выбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение |
Аффективная
Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:
Процесс | Описание | Пример | Ключевые слова |
---|---|---|---|
Восприятие | Готовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросах | Уважительно выслушать другого человека | Признание, внимательность, понимание |
Реагирование | Учащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечать | Участие в обсуждении, работа с презентациями | Ответить, помочь, исполнить, рассказать |
Усвоение ценностей | Человек придает ценность явлению или объекту | Проявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократии | Ценить, оберегать, инициировать, делиться, уважать |
Организация ценностей | Учащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликты | Ученик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять баланс | Связать, сравнить |
Интернализация ценностей | У учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемо | В самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они есть | Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать |
Заключение
Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.
виды
Содержание
Примерные вопросы,
которые можно задать обучающимся
Примерные задания (учебные цели)
Уровни познания и мышления
ЗНА
НИЕ
Направлены на проверку запоминания через повторение или узнавание информации; вспоминание информации и материала: выполнить тестовые задания, вставить пропущенные знаки, выучить наизусть, повторение правил и определений, привести порядок применения
– Когда началась Великая Отечественная война?
– Что такое подлежащее?
– Как пишутся простые дроби?
– Какой город является столицей Египта?
Определить, повторить, отметить, перечислить, вспомнить, назвать, соотнести, подчеркнуть
Низкий
П
О
Н
И
М
А
Н
И
Е
Перенос информации в другую, знакомую, систему, определение путей передачи другим запомненной информации. Описание сходств, различий и результата, сопоставление.
Делится на четыре группы:
1. Объяснение (интерпретация) – определение основной идеи и ее внутренней взаимосвязи; сюда можно отнести вопросы «Как?», «Почему?», задания «Сравните», «Укажите разницу» и др.
2. Перевод (трансформация) – перевод идей в знакомую знаковую систему или форму с сохранением смысла: прочесть график, объяснить рисунок, пояснить своими словами.
3. Примеры – показывают, что мысль, информация поняты правильно.
4. Определение – передача содержания термина или понятия своими словами, резюмирование определений знакомыми и понятными словами (не повторение приведенного определения).
1. Объяснение: Каковы различия между Х и У?
– Сравните рельеф Западного и Восточного Казахстана.
2. Перевод: Объясните собственными словами то, что поняли;
– Покажите исследование в форме таблицы и вкратце передайте содержание;
– Перескажите сюжет своими словами.
3. Примеры: Приведите примеры по теме (определению).
4. Определение: Дайте определение проблемы, понятное для ученика 3 класса;
– Объясните своими словами данный термин
Перевести, переформулировать, описать, распознать, объяснить, выразить, отличить, расставить, докладывать, рассказать, прочесть график, объяснить рисунок, пояснить своими словами, сравнить, указать разницу, сопоставить, привести пример
р
е
д
н
и
й
П
Р
И
Использование или применение информации для решения какой-либо проблемы. Ученик/студент должен без помощи учителя/ преподавателя самостоятельно решить незнакомую проблему. Учитель/преподаватель должен обратить внимание не только на правильность решения, но и на сам процесс решения; потому что пути решения могут быть важнее самого решения.
Ученики/студенты имеют по литературе представление о метафоре и сравнении (запоминание), они знают и их различие (понимание). Теперь они должны применить эти сведения и выяснить (рассказать), какие образы они конструируют в стихотворении Абая «Зима».
/Соответствует заданиям «Как можно применить? Попробуй сделать. Что вы хотите узнать? Сделайте таблицу, график»/.
Интерпретировать, применить, присоединить, использовать, показать (принципы и порядок работы), выполнить с соблюдениями правил (сыграть роль), попрактиковать, иллюстрировать, прибегнуть к идеям (использовать идеи), показать письменно, упорядочить, указать схематически
С
р
е
д
н
и
й
А
Н
А
Л
И
З
Деление исследуемого объекта на составляющие части с целью определения его структуры, а также выявление скрытых смыслов. Ученик/студент выясняет и понимает, как работают различные части и как они ведут к результату /Анализ отличается от понимания более глубокой переработкой и усвоением информации/.
Виды аналитических вопросов и заданий:
1. Выяснение сути;
2. Выявление подтекста;
3. Мотивация.
-
1. Выяснение сути – разделение на составные части (для того, чтобы показать связь между основными понятиями информации, ученики/ студенты должны выйти за ее пределы), развитие высказанной мысли.
-
2. Выявление подтекста – требует выявить связь между двумя заключениями /могут быть приведены решения, ассоциации, причины и следствия, не указанные прямо/.
-
3. Мотивация – выяснение причин. Ученик/студент выявляет прямые и скрытые смыслы и действия, защищает свои взгляды с помощью аргументов.
1. Выяснение сути
– Приведите различия элементов сюжета рассказа;
– Сравните две части теоремы.
2. Выявление подтекста
– В чем суть пенсионной реформы?
– Как вы понимаете суть поговорки «Нет пророка в своем Отечестве»?
3. Мотивация
– Каковы причины поездки Президента в Китай в мае месяце?
– Почему именно в эти дни обсуждается Закон о земле?
Выделить, анализировать, разделить, оценить, вычислить, проэксперименти-ровать, протестировать, сравнить, противопоставить, критиковать, диаграмми-ровать, проинспектировать, дебатировать, инвентаризо-вать, расспросить, соотнести части, решить, экзаменовать, категоризировать, разделить на части, выявить причины и следствия, аргументировать, выявить скрытый смысл
В
ы
с
о
к
и
й
С
И
Н
Т
Е
З
Творческое объединение элементов с целью создания нового содержания. Конструирование новой модели (структуры) на основе собственного опыта с использованием предположения, условностей, возможностей.
Виды работ и результаты:
1. Творческие жанры.
2. Составление плана или проведение опыта.
3. Результаты, основывающиеся на абстрактных понятиях.
1. Творческие жанры – эссе, сочинения, стихи, доклад, выступление, сценарий, проект, разработка компьютерной программы.
2. Сбор и конкретизация знаний по теме, приведение к единой системе, составление плана или схемы /планирование опыта, контроль за результатами/.
3. Конструирование и предложение научной гипотезы (предсказывания).
Составить, планировать, предложить, создать, сформулировать, расставить, собрать, подобрать, сконструировать, сотворить, установить, организовать, устроить, подготовить, написать
В
ы
с
о
к
и
й
О
Ц
Е
Н
К
А
Принятие решения и защита собственной точки зрения по спорной и полемичной теме. Ученики/студенты должны сформулировать и передать свои мысли, идеи, выводы и обосновать их. На этом уровне применяются конкретные, системные и обоснованные стандарты.
Осуществляется через постановку вопросов, вызывающих дискуссию и споры, например: «По вашему мнению это правильно
/неправильно, важно/неважно, Вы «за» или «против»?
Рассудить, взвесить, оценить, прорейтинговать, сравнить, пересмотреть, расставить, отобрать, выбрать, измерить, аргументировать «за» и «против»
Высокий
Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач.
Так, например, для уровня ЗНАНИЙ подойдут задачи, начинающиеся с глаголов: запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и т.д.
ПОНИМАНИЕ достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации.
Задачи, нацеленные на ПРИМЕНЕНИЕ знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, объяснять, изображать, экспериментировать, тренироваться, показывать, использовать, учить, демонстрировать и др.
АНАЛИЗ аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т.д.
В свою очередь способности к СИНТЕЗУ тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.
ОЦЕНКА Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы.
При этом каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке. Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.
Уровни таксономии Блума
Для каждого уровня таксономии опишем Навыки/ Примеры заданий / Типологию заданий / Достижение цели
Знание
Повторение или распознавание информации.
Примеры заданий: Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.
Типология заданий: Задания на воспроизведение нового материала
Достижение цели: Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.
Понимание
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов.
Примеры заданий: Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.
Типология заданий: Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.
Достижение цели: Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики.
На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.
Применение
Применение в сходной ситуации.
Примеры заданий: Применить, проиллюстрировать, решить.
Типология заданий: Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях.
Достижение цели: Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.
Анализ
Определить части и структуру.
Примеры заданий: Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.
Типология заданий: Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.
Достижение целиУченик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Синтез
Соединить части по-новому.
Примеры заданий: Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.
Типология заданий: Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.
Достижение цели: Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.
Это творческая переработка информации для создания нового целого.
Оценка
Оценить значимость на основе критериев.
Примеры заданий: Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Типология заданий: Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.
Достижение цели: Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия
Таксономия образовательных целей
Познавательные цели охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Таксономия Б. Блума представляет собой иерархию следующих мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество .
1. Уровень знания — нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формируются в терминах механического воспроизведения изученного материала. Например: «Знает признаки весны», «Запомнит название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20».
2. Чтобы продемонстрировать уровень понимания, учащиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что учащиеся ее усвоили. Например: «Расскажет о домашних животных», «Определит нечетные числа».
3. На уровне применения цели предполагают применение полученных знаний при выполнении стандартных и нестандартных заданий. Например, «Применяет простые методы вычислений».
4. На уровне анализа ученики в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие, определить их взаимосвязь. Например, «Ученики смогут разложить произведение числа на множители», «Опишут внешний вид одного из диких животных».
5. На уровне оценки ученики демонстрируют свое отношение к получаемой информации, делают содержательные оценочные суждения об изучаемом материале, о новых данных, относящихся к предмету изучения, При этом основываются на анализе, адекватных доводов и четких критериев. Например, «Может аргументировано объяснить эффективность выбранного метода решения».
6. На уровне творчества ученики, используя свои творческие возможности, представляют изученный материал в новой форме. Например, «Самостоятельно составляет задачу на применение простых методов вычисления».
Таксономия Блума — это теория, которая поможет проверить глубину знаний сотрудников по учебным материалам из электронных курсов, вебинаров и тренингов.
Оценка по таксономии Блума показывает, какие темы даются ученику с трудом и готов ли он применить полученные знания на практике.
В статье разберём, как работает таксономия Блума и как её использовать при создании онлайн-теста, чтобы детально просканировать знания сотрудников, увидеть их сильные стороны и зоны роста.
В чём польза таксономии Блума
Бенджамин Блум разработал свою теорию в 1956 году. Основная идея заключается в том, что обучение — это последовательный процесс. Состоит он из 6 уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Каждый из них опирается на предыдущий: без знания невозможно понимание, без понимания — применение и далее. Например, если человек не знает, что такое молоток, то не поймет как с его помощью вбить гвоздь.
По Блуму, проверка знаний тоже охватывает каждый из этих уровней от простого к сложному: от знания к оценке навыков. Например, на старте важно проверить насколько хорошо продавец освоил теорию по технике продаж. Если он путается в основных терминах, проверять навыки бесполезно.
Как правильно формулировать вопросы для теста
Блум пришёл к выводу, что двоякие и неточные формулировки вопросов вводят в заблуждение: ответ не очевиден, даже если студент вдумчиво изучил материал. В итоге, он путается, отвечает неверно и не справляется с тестом. Чтобы этого не происходило, учёный предложил использовать конкретные глаголы действия в заданиях для каждого из уровней в аттестации. Они помогают преподавателю оценить глубину знаний студента, а ему — понять, что от него ожидает услышать преподаватель.
Глаголы действия для создания вопросов по Блуму | |||
---|---|---|---|
Уровень |
Глаголы действия |
Польза |
Пример задания |
Запоминание |
Определите, опишите, назовите, выберите и покажите, дайте определение, укажите правильный ответ, перечислите, повторите. |
Показывает, кто запомнил новую информацию, а кто — нет. Находит слабые места в курсе, где не хватает информации и деталей. |
Дайте определение термина «Таксономия Блума». |
Понимание |
Повторите, найдите, определите, сравните, объясните, обощите, перефразируйте, приведите пример, выделите главное, расшифруйте. |
Проверяет, кто зазубрил информацию, а кто погрузился и разобрался в новой теме. Подсказывает, если в курсе не хватает пояснений и деталей. |
Объясните, за что отвечает когнитивная сфера в таксономии Б.Блума? |
Применение |
Примените, решите, рассчитайте, используйте, измените, преобразуйте, классифицируйте, расположите, составьте (например, отчёт), приготовьте, подскажите. |
Тестирует, кто из сотрудников сумеет применить новые знания на практике. Выявляет, если в курсе не хватает практической пользы. |
Придумайте вопрос на проверку знаний на уровне «применение». |
Анализ + синтез |
Сравните, сопоставьте, различите, выделите, отсортируйте, найдите, выведите, резюмируйте, сгруппируйте, соберите, обобщите, установите. |
Заставляет выйти за рамки инструкций и разобраться в ситуации самостоятельно. |
Найдите различия между уровнями «запоминание» и «понимание». |
Оценка |
Докажите, сделайте вывод, проанализируйте, обоснуйте, проверьте, оцените, порекомендуйте. |
Проверяет, кто сумеет на основе полученных знаний придумать новое решение, дать оценку ситуации и действовать самостоятельно. |
Дайте оценку эффективности теории Блума в проверке знаний сотрудников. |
Глаголы действия из таксономии Блума помогут правильно формулировать вопросы в тесте. Скачать таблицу →
Как использовать таксономию Блума в тестах
Чтобы детально просканировать знания учеников, Блум предлагает разделить тест на шесть групп вопросов. Каждая группа соответствует конкретному уровню таксономии. Например, сперва мы проверяем, насколько хорошо ученик запомнил материал. Затем — что он понял. После — какие знания ученик может применять на практике и так далее.
Если студент не допускает ошибок по первой группе заданий, он получает доступ к вопросам следующего уровня. Если ошибается, идёт на повторное обучение, а потом проходит тест заново.
Пример. Андрей проходит первую группу вопросов в тесте по тайм-менеджменту. Её главная задача — проверить, насколько хорошо он запомнил материал из курса. Андрей решил правильно 4 вопроса из 10. Тестировать его дальше и проверять практические навыки — бессмысленно. Сотрудник плавает в теории. Хорошо, если тест автоматически отправит Андрея на повторное обучение или покажет дополнительную информацию по проблемным вопросам.
Совет. В структуре презентации в iSpring Suite можно настроить ветвление. Если студент ответил неправильно — его можно автоматически перенаправить на блок с теорией. Статья в блоге iSpring «Как создать ветвление в тесте PowerPoint» →
Дальше мы разберем, как использовать таксономию Блума при создании онлайн-теста в iSpring Suite и правильно формулировать вопросы.
I уровень таксономии Блума покажет, насколько хорошо сотрудники запомнили материал
Что гласит теория Блума. На этапе «знание» важно проверить, насколько хорошо сотрудник запомнил новую информацию: конкретные факты, даты и термины. Если он прошёл курс для галочки и ничего не усвоил, тестировать дальше бессмысленно. В практических заданиях, например, диалоговом тренажёре, сотрудник не покажет достойных результатов, потому что не знает основ.
Как формулировать вопросы для проверки. Используем глаголы: «определите», «опишите», «назовите», «выберите», «покажите», «дайте определение» или «укажите правильный ответ». Их сила в том, что они конкретные. Сотруднику не придётся гадать, что от него требуется, чтобы получить заветный балл и ответить на вопрос.
Вопрос сформулирован верно: он исключает вероятность «двойного дна». Структура вопроса не оставляет места для сомнений: есть только один верный ответ
Студент дал верный ответ, но из-за некорректной формулировки вопроса, он оказался ошибочным. В такой ситуации опасно то, что обучающийся может потерять мотивацию продолжать обучение, потому что его старания не дали ожидаемого результата
II уровень таксономии найдёт, кто понял материал
Что гласит теория Блума. На уровне «понимание» тест определяет, кто зазубрил материал, а кто его осмыслил и уловил суть. Например, сотрудник выучил основные правила тайм-менеджмента, но не понял их и допустил ошибки в тесте. Надеяться на то, что он перестанет опаздывать и срывать сроки не стоит. Лучше отправить его на повторное обучение.
Как формулировать вопросы для проверки. Используем глаголы: «повторите», «найдите», «определите», «сравните», «объясните», «перефразируйте» или «обобщите». Правильно ответить на эти вопросы сможет только тот, кто разобрался в теме.
Правильная формулировка вопросов на «понимание» помогает проверить глубину знаний сотрудников. А глаголы из таксономии — объяснить студенту, что от него требуется
В вопросе непонятно, какая перед студентом стоит задача. Стоит сформулировать его иначе, например: «Найдите альтернативное название для “когнитивной сферы”»
III уровень таксономии проверит на практике
Что гласит теория Блума. Третья группа вопросов в онлайн-тесте должна базироваться уровне «применение». Здесь мы проверяем, сможет ли сотрудник использовать полученные знания на практике.
Как формулировать вопросы для проверки. Добавляем глаголы: «примените», «решите», «рассчитайте», «используйте», «преобразуйте», «измените» или «составьте». Они помогут сымитировать реальную ситуацию и подтолкнуть студента применить новые знания для решения задачи.
В данном примере глагол «расположите» обозначает конкретное действие, которое должен совершить сотрудник, чтобы набрать баллы
Задание сформулировано неверно. Непонятно, что именно ожидает увидеть проверяющий в ответе: одно слово или целое предложение
IV и V уровни таксономии Блума покажут, кто сможет действовать не по сценарию
Что гласит теория Блума. В работе не всегда удаётся работать по скрипту или инструкции. В таких случаях на первый план выходит умение сотрудника собирать и обрабатывать информацию для принятия решения. Этот навык проверяется на уровнях «анализ» и «синтез» в таксономии Блума.
Как формулировать вопросы для проверки. Нам помогут глаголы действия: «сравните», «сопоставьте», «выделите», «отсортируйте», «найдите», «резюмируйте» и «сгруппируйте». Они подталкивают сотрудника не искать готовый ответ, а придумать собственный на основе полученных знаний.
Вопрос сформулирован верно: он подталкивает к совершению понятных действий. На уровнях «анализа» и «синтеза» на первое место выходить способность студента вычленять из обучающих материалов нужную информацию и самостоятельно строить логические цепочки
Вопрос похож на предыдущий, но сотрудник с ним не справился. Возможная причина — некорректная формулировка. Она не объясняет, что именно нужно сделать, чтобы набрать баллы
VI уровень таксономии Блума покажет, кто умеет принимать решения
Что гласит теория Блума. На уровне «оценки» проверяем, кто погрузился в тему и умеет на основе новой информации принимать взвешенные решения. Если тест нацелен на обучение менеджеров или руководителей отделов, то этот блок вопросов станет решающим. Так как работа этих сотрудников требует самостоятельности.
Как формулировать вопросы для проверки. Используем глаголы: «сделайте вывод», «докажите», «проанализируйте», «обоснуйте», «проверьте», «оцените» и порекомендуйте». Для тестирования подойдут вопросы формата «Эссе». Так у студента перед глазами не будет никаких ориентиров и подсказок — только собственные знания и навыки.
Вопросы уровня «оценки», как правило, не имеют правильного или неправильного ответа. Однако по рассуждениям студентов легко понять, кому можно доверить крупный проект, а кому — нет. Задача вопросов на этом уровне — подтолкнуть человека к раскрытию своей точки зрения
Этот вопрос не подталкивает к рассуждению. Сотрудник может дать верный ответ, но он сам в нём не раскроется, потому что формулировка вопроса изначально этого не требует. С таким же успехом он мог бы ответить 1-2 словами
Что учитывать при создании тестов по таксономии Блума
- Вопросы тестирования должны охватывать все 6 уровней таксономии: от знания, понимания и применения до анализа, синтеза и оценки. Так вы сможете проверить знания и навыки сотрудника.
- В формулировке вопросов для каждого уровня используем глаголы-действия. Они помогут оценить глубину знаний сотрудника.
Если сотрудник не справляется с группой вопросов на одном из уровней, то не стоит продолжать тестирование.
Если он не запомнил новую информацию, то он не сможет её использовать в работе. Лучше перенаправить сотрудника на повтор материала и попросить пройти тест снова. Такую навигацию можно настроить с помощью ветвления слайдов.
Шаблон: как составлять вопросы по Блуму →
Как создать ветвление в тесте →
Таксономия – это…
- ( от греч. taxis – расположение, строй, порядок, и homos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
- иерархически взаимосвязанная система
Таксономия Блума (1956 г.)
- Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов и заданий обучающего характера;
- Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы и задания с определенной категорией;
- Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания.
Оценивание
Мышление высокого уровня
Мышление высокого уровня
Синтез
Анализ
Применение
Понимание
Знание
Таксономия Блума классифицирует учебные задания
на 6 уровней:
- Первый уровень «ЗНАНИЯ» – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию , т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ;
- Первый уровень «ЗНАНИЯ» – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию , т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ;
- Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ;
- Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ;
- Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»;
- Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»;
- Четвертый уровень «АНАЛИЗ» – научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
- Пятый уровень «СИНТЕЗ»- научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
- Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ» – научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА.
Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована:
- для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий;
- для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий;
- указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания;
- указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания;
- указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания.
- указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания.
Первый уровень « ЗНАНИЯ » – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию ,
т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ
в ЗНАНИЯ
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории.
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
«ФОТОГРАФИЯ на оперативную память»
1.10 ЗНАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ДАННЫХ
ПРИМЕРЫ:
1.Распознай в тексте учебника, что такое имя существительное, и запиши определение в рабочую тетрадь.
2.Усвой из текста учебника и запиши в тетради определения главных и второстепенных членов предложения.
3.Распознай в тексте процессы, которые произошли в первые послевоенный годы в политической и экономической жизни страны.
1.20 Знание средств, которые позволяют оперировать данными:
1.21 Практические знания
1.22 Знания тенденций и частностей
1.23 Знание классификаций и категорий
1.24 Знание критериев
1.25 Знание методов
ПРИМЕРЫ:
1.Найди в тексте учебника, чем согласные звуки отличаются от гласных, и вставь пропущенные слова в предложении:…
2.Распознай в тексте учебника информацию о действии озона на человека.
3.Идентифицируй в предложенном тексте классификацию микроэволюции.
1.30 Знание абстрактных представлений
1.31 Знание принципов и законов
1.32 Знание теорий
ПРИМЕРЫ:
1.Идентифицируй в предложенном тексте (или списке) полезные ископаемые, которые используются в строительстве, и подчеркни их.
2.Вспомни и запиши физический смысл 1-го закона термодинамики
3.Вспомни и опиши основные формы расселения населения на планете Земля
Второй уровень « ПОНИМАНИЕ » – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
«Закрепление вновь поступившего багажа в трюме корабля»
2.10 Переложение
ПРИМЕРЫ:
1.Установи, какие из предложенных согласных звуков звонкие, а какие глухие, и запиши их в таблицу из 2 столбиков: ф м т й х ц ж з.
2.Реорганизуй информацию из учебника на с.195-200 в виде схемы «Паучок»
3.Интерпретируй в виде ассоциативных моделей валентность элементов в указанных кислотах
2.20 Интерпретация
ПРИМЕРЫ:
1.Иллюстрируй помощь Джерри в составлении схемы-алгоритма.
2.Подпиши на рисунке названия частей цветкового растения
3.Иллюстрируй сущность «Стратегии Гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы» в виде схемы «Картография»
2.30 Экстраполирование
ПРИМЕРЫ:
1.Соотнеси попарно стрелками личные и притяжательные местоимения одного и того же лица, находящиеся в разных столбиках
2.Дифференцируй особенности приспособления представителей одноклеточных животных к неблагоприятным условиям и представь информацию в виде кластера
3.Дифференцируй сети по видам и представь свой ответ в виде схемы «Кластер »
Третий уровень « ПРИМЕНЕНИЕ » – научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»
- Третий уровень « ПРИМЕНЕНИЕ » – научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, использует понятия и принципы в новых ситуациях
«Делай как я, делай лучше меня»
ПРИМЕРЫ:
1.Используй толковый словарь и найди 3 устаревших и 3 новых слова, определив их лексическое значение.
2.Установи, как можно решить проблему получения металлических материалов с заданными свойствами.
3.Установи последовательность процесса индустриализации в Казахстане и представь её в виде презентации в программе PowerPoint .
Четвертый уровень « АНАЛИЗ » – научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных .
«Изобретение велосипеда»
4.10 Определение элементов
ПРИМЕРЫ:
1.Докажи, что произойдет, если лебедь, рак и щука будут тянуть не воз, а баржу.
2.Распознай, в какое из ведер емкостью 3л, 4 л, 5 л можно налить содержимое двух комнатных сферических аквариумов радиусом в 20 см и 50 см и решение представь в виде схемы «Рыбья кость»
3.Докажи, в какой сфере жизни человека в Республике Казахстан невозможно обойтись без женщин и без мужчин, используя метод SMART
4.20 Установление связей
ПРИМЕРЫ:
1.Констатируй причину сохранения внешнего вида комнатных растений в зимнее время и представь её в виде схемы «Паучок»
2.Сравни отношения между видами хозяйства в месте, где ты живешь, и в Золотой орде. представь их соответствие и различие в виде схемы «Генеалогическое древо»
3.Констатируй последствия микроэволюции и представь информацию в виде «Морфологической таблицы»
4.30 Определение принципов организации
ПРИМЕРЫ:
1.Анализируй, как определить периметр представленной сложной фигуры, и заполни таблицу
2.Анализируй, как увеличить скорость велосипеда «Школьник» вдвое за счет некоторых конструкторских изменений в его модели, и отобрази это на эскизе
3.Докажи причину увеличения температуры кипения и плавления представителей гомологического ряда алкинов и аргументируй свое заключение
Пятый уровень « СИНТЕЗ »
– научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной .
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.
«Все дороги ведут в Рим»
5.10 Создание собственного произведения
ПРИМЕРЫ:
1.Создай проект «Словарик вежливого человека», в котором не менее 10 слов
2.Создай модели личности специалистов-работников различных сфер профессиональной деятельности: торговли, земледелия и животноводства.
3.Создай банк вопросов к дискуссии на тему «Будущее человечества: город или деревня?»
5.20 Разработка плана действий
ПРИМЕРЫ:
1.Сформулируй модель алгоритма-схемы синтаксического разбора предложения.
2.Синтезируй известную тебе информацию о поэзии времён ВОВ в виде схемы «Содержательные картинки»
3.Сформулируй свой вариант развития экономики страны в виде схемы «Картография»
»: 2.Сформулируй и обобщи, используя метод графов,правила использования PresentSimpleTense , like + Ving на примере текста «Мое хобби и свободное время» 3.Сформулируй и агрументируй собственную гипотезу о перспективах развития экономики Казахстана в ближайшие 10 лет” width=”640″
5.30 Выделение абстрактных связей из целостного комплекса
ПРИМЕРЫ:
1.Сформулируй схему отношений «Возрастная цепочка моей семьи» , используя только знаки « »:
2.Сформулируй и обобщи, используя метод графов,правила использования PresentSimpleTense , like + Ving на примере текста «Мое хобби и свободное время»
3.Сформулируй и агрументируй собственную гипотезу о перспективах развития экономики Казахстана в ближайшие 10 лет
Шестой уровень « ОЦЕНИВАНИЕ »
– научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала в конкретной ситуации Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
«Спасение утопающего – дело рук самого утопающего»
6.10 Внутренняя критика
ПРИМЕРЫ:
1.Оцени точность алгоритма определения приставки в виде схемы последовательных действий
2.Оцени возможную погрешность во времени (+/-) при твоем передвижении в школу и из школы на велосипеде
3.Оцени роль фразеологизмов в твоей повседневной жизни, продемонстрировав её на конкретном примере и записав на карточках устного сообщения.
6.20 Внешняя критика
ПРИМЕРЫ:
1.Оцени пользу воды в повседневной жизни и предложи план-действие по экономии воды в твоей семье в виде схемы «Содержательные картинки»
2.Аргументируй свой выбор информации о полезностивредности эмоций во взаимоотношениях людей и предложи памятку по эффективному общению для своих одноклассников.
3.Оцени достоверность утверждения о присутствии живых организмов в повседневной пище, проанализировав дневное меню вашей семьи, и предложи путь их уменьшения
Ассоциативная модель
таксономии учебных заданий к современному уроку по Блуму:
- Комплект учебных заданий по Блуму – это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок.
- Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО уровней.
ВНИМАНИЕ!!!
Каждый ученик за урок должен выложить фундамент дома!!!
- Строительство Первого этажа завершается выполнением
- учебных заданий ЧЕТВЕРТОГО уровня.
- Строительство Второго этажа завершается выполнением
- учебных заданий ПЯТОГО уровня.
- Строительство Третьего этажа завершается выполнением
- учебных заданий ШЕСТОГО уровня.
ВНИМАНИЕ!!!
Каждый ученик строит столько этажей,
сколько позволит ему время, отведенное за один урок!!!
Условия для всех одинаковые!!!
Есть множество методов привести лошадь
к водопою, но не известно ни одного метода,
которым можно заставить ее пить воду.
Древняя восточная мудрость
Образование – вещь превосходная, но хорошо бы
иногда помнить, что ничему из того,
что следовало бы знать, научить нельзя.
Оскар Уайльд
Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать .
Иоганн Вольфганг Гете