Как составить задания по тексту русскому языку

Медведева Людмила Ивановна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» (МОУ СОШ
№31), Г.о Подольск, Московская обл.

Система
заданий по работе с текстом на уроках русского языка как средство подготовки к
ЕГЭ

Аннотация

В статье
рассматриваются вопросы, касающиеся работы с текстом на уроках русского языка. Рассматривается
система заданий по тексту Е.Б. Тагера, взятого из Сборника тренировочных
материалов: определение стиля и типа речи текста; определение композиционных и содержательных
особенностей текста; анализ текста со стороны орфографии; определение
разновидности типов предложений в тексте и другие задания. Приводятся некоторые
аспекты анализа данного текста. Даются рекомендации по использованию различных
технологий обучения. В заключении работы с текстом ученикам даётся возможность
доказать, что анализируемый текст принадлежит к публицистическому стилю речи.
Его назначение – эмоциональное воздействие на читателя.

Ключевые
слова
: нестандартный подход, виды текста, орфографические
ошибки,  стиль текста, жанровая принадлежность, средства художественной
выразительности, микро тема, эмоциональное воздействие, «противоречивая
Цветаева».

Системное
использование разнообразных заданий по работе с текстом на уроках русского
языка способствует соединению нестандартного подхода в преподнесении учебного
базового материала, совершенствованию лингвистической компетентности и
подготовке учащихся к ЕГЭ.

Учащиеся
должны уметь анализировать разные виды текстов в соответствии с содержанием,
стилем, типом, выразительными средствами, соблюдать нормы литературного языка.

По
орфографии – находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические
ошибки.

По
пунктуации – находить и видеть смысловые отрезки предложений, которые
необходимо выделить знаками препинания, расставив их в соответствии с
пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По
связной речи – определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и
типов речи, писать сочинения публицистического характера на основе
литературного произведения, личного жизненного опыта, совершенствовать
содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные
языковые ошибки в своём тексте.

Решению
этих задач во многом способствуют задания, посвящённые разноаспектному анализу
текста. Это сложная комплексная работа, т.к. текст не просто совокупность,
сумма предложений, а сложное целостное образование, тематически и функционально
законченное целое.

В
качестве примера рассмотрим систему заданий по тексту Е.Б. Тагера, взятого из
Сборника И.П. Цыбулько «Учебно-тренировочные материалы к единому
государственному экзамену» (может быть взят любой текст) [2, с.137-138].

Задание
1.
Определите стиль и тип речи текста, его
жанровую принадлежность, выполнив для этого следующие действия:

·                  
определите ведущий стиль текста, исходя из
его признаков     (назначение   текста, сфера употребления, языковые приметы);

·                  
определите ведущий тип речи или сочетание
типов речи в тексте (повествование, описание, рассуждение);

·                  
определите жанровые особенности текста
(документальная основа высказывания, общественное звучание темы, установка на
эмоциональное воздействие).

Задание
2.
Определите композиционные и
содержательные особенности текста. Озаглавьте текст. Определите тип связи
предложений в тексте, выполнив для этого следующие действия:

·       
определите основную тему и идею текста;

·       
определите структурные части текста и микро
темы каждой части;

·       
озаглавьте текст, учитывая, что название
текста и его основная мысль должны совпадать;

·       
подтвердите примерами тип связи
предложений в тексте (цепная, параллельная).

Задание
3.
Проанализируйте текст со стороны
орфографии, подберите материал для словарного диктанта, выполнив для этого
следующие действия:

·       
найдите в тексте слова, которые могут
вызвать затруднения при написании;

·       
объедините в «гнёзда» слова с одинаковыми
орфограммами, объясните их;

·       
составьте словарный диктант, дополнив его
другими словами и словосочетаниями.

Задание
4.
Определите разновидности типов
предложений в тексте; объясните расстановку знаков препинания. Объясните,
почему тире называют «цветаевским знаком». Подберите 3-4 предложения для
синтаксического разбора.

Задание
5.
Найдите в тексте лексические средства
художественной выразительности, объясните их значение, выполнив для этого
следующие действия:

·       
среди большого разнообразия средств
художественной выразительности обратите внимание на  риторические фигуры и
тропы;

·       
объясните их значение и подберите
синонимы.

Таким
образом, перечисленные выше задания позволяют наметить несколько аспектов
анализа данного текста: стилистический, композиционный, содержательный,
орфографический, синтаксический и пунктуационный, анализ средств художественной
выразительности, творческий аспект.

Стилистический
аспект
анализа текста состоит в том, чтобы
определить стиль текста с учетом его назначения, сферы употребления и языковых
примет, выделить тип речи или сочетание типов речи в тексте; объяснить жанровую
принадлежность текста.

Композиционно
– содержательный аспект
анализа текста
предполагает определение темы и идеи текста, основных структурных частей, микро
тем каждой части, а также типа связи предложений в тексте.

Орфографический
аспект
анализа текста определяет следующие
задания: найти в тексте слова, которые могут вызвать затруднения при написании;
объединить слова с одинаковыми орфограммами в «гнёзда», объяснить их; подобрать
материал для словарного диктанта.

Синтаксический
и пунктуационный аспекты
  взаимосвязаны и
направляют работу на определение разновидностей типов предложений в тексте,
объяснение расстановки знаков препинания, подбор предложений для
синтаксического разбора.

Лексические
средства художественной выразительности

в данном тексте анализируются в двух аспектах: риторические вопросы и тропы.
При подготовке ответа учащимся рекомендуется пользоваться таблицей «Лексические
средства художественной выразительности»  

При
работе над данным текстом целесообразно использовать технологию
дифференцированного обучения, сочетать индивидуальные и групповые формы работы.
Поэтому некоторые учащиеся получают карточки с индивидуальными образовательными
маршрутами, другие работают в группах, выполняя задания и ориентируясь на
указания и рекомендации к ним. В помощь учащимся предлагаются различные словари,
справочники, иллюстративные и дидактические материалы. Анализируя текст с
учётом различных аспектов языка, ученики представляют данные своего
исследования классу, а краткую запись на контрольном листе размещают на доске.
В итоге все учащиеся имеют наглядное представление о результатах их
самостоятельного исследования и творческой работы по различным аспектам
анализируемого текста.

В
результате работы над текстом ученики доказали, что анализируемый текст принадлежит
к публицистическому стилю речи. Его назначение – эмоциональное воздействие
авторского впечатления от поэзии Цветаевой и её облика. По тексту видно, что
автор хорошо знал и любил стихи Цветаевой, восхищался её личностью. Этим
чувством проникнут весь текст. Жанр текста – биографический очерк. Он мог быть
отрывком из воспоминаний, частью стати или публичного выступления. К языковым
приметам, определяющим стиль текста, относятся цитирование, восклицательные и
вопросительные предложения, ряды однородных членов, сложные предложения,
эмоциональная лексика, авторские определения, слова в переносном значении. В
тексте нет преобладающего типа речи, в нём сочетаются рассуждение и описание.

Идея
текста заключается в том, что автор предлагает посмотреть на Цветаеву его
глазами, увидеть исключительность, неординарность и её творчества, и её
внешности. Основная тема текста – сложность и противоречивость Марины
Цветаевой. Текст делится на две смысловые части: творчество и внешность. Каждая
часть включает четыре микро темы:

– 1 часть.
Творчество: стихи Цветаевой трудны, ритмы ни с чем не сравнимы, синтаксическая
сложность, противоречивость творчества.

– 2 часть.
Внешность: воображаемый образ Цветаевой; простота и строгость облика;
несхожесть с фотографиями; главная черта Цветаевой.

В
целом текст можно озаглавить «Противоречивая Цветаева». В качестве обобщения
учащимся предлагается подобрать по тексту примеры противопоставлений и
заполнить таблицу.

В
ходе работы учащимися были выдвинуты интересные аргументы, подтверждающие
утверждение о том, что тире является  «цветаевским знаком: тире – это знак
противопоставления, антитезы, контраста, он передаёт экспрессию, движение.
Ничего округлого, плавного, напротив –  стремительность, порыв, резкость. Все
эти свойства тире выделяются в стихах Цветаевой. Это её любимый авторский знак.

Таким
образом, использование на уроках русского языка различных форм работы по
анализу текста предоставляет учащимся широкие возможности для самостоятельной,
творческой деятельности, получения навыков лингвистического исследования.

Использованная
литература:

1. Бузина Е.В.
Анализ средств художественной выразительности в текстовых заданиях ЕГЭ (русский
язык, литература). Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОМГПУ, 2015.

2. Капинос В.И.,
Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Просвещение, 2015.

Работа с текстом является важнейшей составной частью процесса обучения языку.

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Психолого-педагогические исследования показали, что именно формирование и совершенствование у школьников эффективных и рациональных приемов восприятия и понимания текстовой информации позволит решить проблему познавательной самостоятельности в процессе усвоения знаний.

Начиная с 5 класса, уже вводится понятие текста через его основные признаки: тематическое, смысловое, структурное и стилевое единство. Понятие о теме, об основной мысли, цели высказывания, о структурном единстве текста научит школьников оценивать текст с точки зрения этих его основных признаков.

Систематически проводимый анализ текста на уроке способствует:

  • более глубокому пониманию содержания, структуры, идеи текста и техники его создания;
  • скорости в понимании текста, то есть воспитанию высокой культуры слушания и чтения;
  • развитию логического мышления;
  • практическому освоению языка в различных условиях его применения, в том числе и анализа ученического текста, нуждающегося в редактировании.

Мы живем в мире текстов. Мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем. Тексты – это наша речь. Необходимо научить ребенка постигать текст.

Формирование коммуникативной компетенции является обязательным требованием, выдвигаемым в принятых образовательных стандартах. Именно планомерная систематическая работа с текстом формирует грамотную, всесторонне развитую, творческую личность.

Психологи доказали, что показателем активности учащихся на уроках русского языка является их речевая деятельность (речь, письмо, чтение), связанная с мышлением.

Следовательно, главные усилия необходимо сосредоточить на формировании у учащихся интеллектуально-речевых умений, связанных с овладением приемами анализа и понимания текста. Обобщенное умение анализировать текст объединяет следующие группы умений:

  • умение анализировать содержание текста ( умение определять тему текста, отличать главное от второстепенного, видеть в тексте ключевые слова, определять основную мысль);
  • умение видеть логику рассуждения (умение видеть в тексте логические операции, осуществлять логические операции вслед за автором);
  • умение видеть связь содержания со строением текста (умение выделять в тексте смысловые части, составлять план текста, объяснять связь частей текста и их последовательность);
  • умение анализировать язык произведения (умение видеть непонятные слова и устанавливать их значение, пользуясь дополнительной литературой, выделять языковые средства, важные для понимания текста, определять стиль и тип текста).

Правильно выстроенная учителем работа с текстом на уроках русского языка будет способствовать формированию вышеперечисленных умений.

В школьной программе в достаточно стройной логической системе даются теоретические сведения о строении и функциях текста. Теоретическая подготовка должна быть подкреплена практическими навыками работы с текстом. Для организации работы с текстом на уроке учителю недостаточно использовать только материал учебника. Учебник не всегда обеспечивает разнообразие приемов работы с текстом, их постепенное усложнение. Опыт показывает, что однообразие заданий (типа «прочитайте текст выразительно»; «перескажите»; «ответьте на вопросы»), их ежедневная повторяемость снижает интерес учащихся к работе с текстом. Работая с учебником, учитель может несколько изменить задание, дополнить, придав ему творческий характер.

Красота и богатство русского языка раскрываются в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Неисчерпаемые возможности в этом плане дает каждый раздел школьного курса, каждая тема и даже каждый текст, анализируемый на уроке. Работа со связным текстом не ограничивает учителя в выборе форм и методов работы на уроке. Творческая, исследовательская работа с текстом на уроке может включать самые разнообразные задания:

  • подготовьтесь к выразительному чтению текста;
  • определите тему, основную мысль текста, выпишите ключевые слова;
  • озаглавьте текст, объясните смысл названия;
  • определите стиль текста, докажите свое мнение;
  • докажите, что перед вами текст (роль первого и последнего предложения);
  • определите, каким типом речи является данный текст;
  • назовите средства связи между предложениями, определите способ связи;
  • объясните, пользуясь словарями, значение непонятных или выделенных слов;
  • подберите к выделенным словам синонимы (антонимы);
  • найдите в тексте синонимы (антонимы), слова в переносном значении;
  • составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному);
  • проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.

Эти вопросы и задания примерные и могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от особенностей текста, также целей и задач, поставленных учителем на уроке при изучении конкретной темы.

Элементы комплексного анализа текста можно использовать на различных видах уроков русского языка.

Различные приемы работы с текстом находят широкое применение при изучении традиционных тем по русскому языку.

Цель данной работы – проиллюстрировать возможность изучения грамматической темы, используя элементы анализа текста.

Обращение к связному тексту позволяет продемонстрировать грамматический факт в его функционировании, роль того или иного грамматического явления в речи, его смысловую специфику и выразительные возможности.

В данной работе приводим пример урока по объяснению нового материала в 6 классе основной общеобразовательной школы.

Тема урока: «Грамматическое значение имени прилагательного». (1 час).

Цели урока:

  1. Выявить общее грамматическое значение имени прилагательного как части речи.
  2. Помочь учащимся осознать различие между лексическим значением прилагательного и его общим грамматическим значением.
  3. Совершенствовать навык анализа связного текста, подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное.
  4. Развивать умение пользоваться приемом сопоставления при анализе языкового материала.
  5. Научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации.
  6. Совершенствовать умение рационально использовать дополнительные материалы, наглядные пособия.
  7. Формирование нравственных, эстетических норм отношения к миру природы.

Ход урока

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над широкой темой «Имя прилагательное», сегодня мы вновь будем говорить о словах со значением «признак предмета». В этой работе нам поможет рассказ Николая Ивановича Сладкова.

Н. И. Сладков – автор многих книг о природе. Он поворачивает человека лицом к ней, призывает не просто любоваться красотой лесов, гор, полей, а хранить, ценить и беречь их. С детства Сладков интересовался природой, был членом кружка юных натуралистов, которым руководил знаменитый Виталий Бианки. Сладков усвоил его уроки, но выбрал свой путь в литературе. Он показывает читателю тайны природы, открывает двери в ее укромные уголки. И мы из читателей превращаемся в участников удивительных событий и необычных встреч.

2. Чтение рассказа учителем.

Чтение рассказа учителем необходимо, так как в тексте встретятся незнакомые детям слова, произнесение которых может быть для шестиклассников затруднительным. При чтении текста учитель поможет найти верную интонацию, логические ударения, паузы.

На столах у вас текст одного из красивейших рассказов Николая Ивановича Сладкова.

Раннее утро на отмели у реки. Перед восходом над горизонтом висело большое, длинное, лиловое облако с огненным ободком. Разгорелась заря: красная, ветреная, тревожная. Потом вплыло нестерпимо красное солнце и все вокруг: землю и небо – окрасило в красный цвет. И сразу гнусаво и громко закричали в тростниковых зарослях фазаны, и раздались птичьи голоса.

Стою под развесистой ивой с красными листьями. Над головой пронеслись утки с красными брюшками. На песчаной косе дремлют розовые цапли. Над тростниками пролетают сороки – черные с розовым. Через реку летит огромная стая черных грачей с красными от зари носами. Промельтешил гурток багряных стрепетов. И я записал об этом на порозовевшем листке блокнота.

Красная река текла в розовых берегах. Из воды прыгали черные рыбки, а их хватали против солнца чайки.

Потом все стало желтеть, тускнеть, и вот стало привычным, обыкновенным. Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки – черными.

3. Беседа по вопросам:

– Понравился ли вам рассказ?

– Лексическое значение каких слов, по вашему мнению, требует объяснения?

(Ребята находят непонятные слова: гурток, стрепеты, промельтешил).

– К какому словарю следует обратиться за помощью при объяснении лексического значения слов? (К толковому словарю).

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова находим толкование неизвестных слов.

Гурток – гурт – большая группа животных, перегоняемых с одного места на другое (гурт коров, овец, гусей и т.д.)

Стрепет – степная птица семейства дроф.

Промельтешил – промельтешить (от мельтешить) – надоедливо мелькать перед глазами, виднеться.

– Какие картины можно представить, слушая этот рассказ?

– В какой форме – монологической или диалогической – написан рассказ? (Монолог)

– Какова тема этого текста? (Утро на реке).

– Какова основная мысль этого текста? (Автор хочет показать, как необычно может выглядеть ранним утром привычный пейзаж).

– Как можно озаглавить этот рассказ? (Учащиеся предлагают название – «Необыкновенное утро»).

4. Орфографическая работа.

Учитель предлагает найти в тексте орфограммы, назвать их опознавательные признаки, виды орфограмм и условия выбора написания. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Образец записи в тетради: непроизносимый согласный в корне слова: солнце, тростниковых.

5. Стилистический анализ текста. Беседа по вопросам.

– Мы знаем, что первое и последнее предложения очень важны для понимания текста.

Прочитайте первое предложение. Почему оно очень важно?

Раннее утро на отмели у реки. – Это экспозиция, которая сообщает о месте и времени.

Прочитайте последнее предложение. Какова его роль в тексте?

Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки – черными. – Оно выражает авторскую позицию.

– Какие микротемы можно выделить в этом рассказе?

Составьте план текста. (Ребята записывают план в тетрадь).

  • Начало зари.
  • Птицы на заре.
  • Все стало обычным.
  • Утро было необыкновенным.

– Что же объединяет эти микротемы?

(Они последовательно ведут к исполнению авторского замысла и связаны между собой по смыслу. Они являются частями одной большой темы).

– В каком стиле написан текст? Аргументируйте свой вывод.

(Это художественный текст, так как основная цель автора – вызвать у читателя сопереживание, увлечь его своими впечатлениями. В тексте используются средства речевой выразительности).

– Почему автор так часто повторяет слово красный? Он не может подобрать синонимы? Ведь у слова красный их очень много. Давайте обратимся к словарю синонимов.

(Учащиеся находят в словаре синонимов словарную статью с заголовочным словом красный).

Красный – алый, багряный, пунцовый, багровый, пурпуровый, червленый, малиновый, румяный, красивый (перен.).

– Почему же Сладков не старался разнообразить свою речь синонимами?

(Писатель хотел показать, что везде господствует красный цвет. Повторение одного и того же слова здесь не от бедности словаря, а для того, чтобы показать, как много было в картине утра одного и того же цвета.)

Необходимо подвести шестиклассников к выводу: повтор одного и того же слова – это тоже изобразительно-выразительное средство, называющееся лексическим повтором.

6. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со знаменательной частью речи – именем прилагательным. Тема сегодняшнего урока «Грамматическое значение имени прилагательного». Давайте вспомним, что называется лексическим значением слова? В какой морфеме заключено это значение?

Выпишите из рассказа Н. И. Сладкова прилагательные, сгруппировав их по лексическому значению.

Ученики вспоминают материал прошлого урока, (работа над отрывком повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Литература. 6 класс) на котором речь шла о лексическом значении прилагательного, и распределяют прилагательные на тематические группы, которые им известны. Работа выполняется на доске и в тетрадях.

Учащиеся выполняют следующую запись:

Признак по

времени

форме

размеру

принадлежности

цвету

раннее

длинное

большое

птичьи

лиловый

развесистой

огромный

огненный

красный

розовый

багряный

черный

– Каково лексическое значение этих прилагательных?

(Учащиеся комментируют, обращаясь при необходимости к толковому словарю.)

– Встретились ли вам прилагательные, которые вы не отнесли ни к одной из известных вам групп?

(Ветреная, тревожная, тростниковые, привычный, обыкновенный.)

– Значит, существуют и другие группы прилагательных, кроме уже рассмотренных нами.

Как вы думаете, все ли группы прилагательных, выделяемые по лексическому значению, встретились нам в этом тексте? Почему?

(Нет, далеко не все. В русском языке много различных групп прилагательных, выделяемых по признаку лексического значения, так как прилагательные отображают все разнообразие мира.)

– Какова роль прилагательных в данном тексте?

(Прилагательные «расцвечивают» текст, а так как встретилось много прилагательных с самым разнообразным лексическим значением, то все они делают картину более выразительной.)

– Какими общими признаками обладают все прилагательные? Что их объединяет при таком лексическом многообразии?

(Все прилагательные имеют общее грамматическое значение – «признак предмета», отвечают на вопросы какой? и чей?)

– Выпишем из второго предложения прилагательные с существительными, к которым они относятся.

(Работа выполняется на доске и в тетрадях одновременно.

Большое, длинное, лиловое облако, с огненным ободком.)

Определим непостоянные морфологические признаки прилагательных: род, число, падеж.

Как вы определили род, число, падеж у этих прилагательных?

(Учащиеся указывают на то, что аналогичные значения существительных помогают установить и грамматические значения прилагательных.)

– Давайте изменим у одного прилагательного род, а у другого – падеж.

(Большой, большая; у огненного, огненному)

Какая морфема при этом изменилась? Выделим ее графически.

(Учащиеся выделяют окончания прилагательных).

– Сделайте вывод – что же является показателем грамматической формы у имени прилагательного?

(Окончание, которое выражает грамматическое значение рода, числа и падежа.)

– Изменилось ли лексическое значение слова, когда мы изменили его форму?

(Осталось неизменным. Лексическое значение заключено в основе слова.)

7. Закрепление сведений, полученных на уроке.

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите графически окончания имен прилагательных. Определите род, число и падеж имен прилагательных.

(Учащиеся выписывают словосочетания по заданной схеме, графически обозначают связь слов в словосочетании, наблюдают за изменениями грамматических форм имен прилагательных).

2. Выполним одно интересное задание. Для его выполнения мы должны вспомнить все, что мы знаем об имени прилагательном. Определите «лишнее» слово в каждой группе, обоснуйте свое решение.

А) Белая, беловатая, беленькая, белизна.

Б) Твердый, твердого, твердые, твердокаменный.

В) Стальной, золотой, медный, веселый.

Составьте с «лишними» словами словосочетания. Графически обозначьте окончания. На какие признаки окончание указывает у прилагательных и существительных? Докажите правильность написания окончаний прилагательных. (Повторение правила).

3. Попробуйте согласовать данные прилагательные и существительные.

(Задание целесообразно выполнять в группах.)

1-я группа. Дождевой – дождливый (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).

2-я группа. Особенный – особый (внимание, голос, доверие, значение, интерес, красота).

3-я группа. Короткий – краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ).

8. Подведение итогов урока.

Каковы ключевые слова сегодняшнего урока? Запишите их.

(Лексическое значение, грамматическое значение, формы прилагательного, показатель формы прилагательного).

9. Задание на дом.

Параграф 47. Упражнение 272.

Составьте небольшое описание пейзажа за окном дома. Используйте прилагательные с лексическим значением размера, цвета, материала, формы. Определите грамматические значения прилагательных и обозначьте их показатели.

Завершая работу, хотелось бы подчеркнуть, что использование текста на уроке объяснения нового материала позволяет не только знакомить учащихся с новыми категориями, но и развивать у них способность самостоятельно анализировать материал, опираясь на ранее полученные знания.

В приведенном примере текст дает незаменимую возможность проиллюстрировать употребление прилагательных в речи, без чего невозможно полно раскрыть семантику этой части речи.

Кроме того, запись предложений и словосочетаний, графическое выделение окончаний, нахождение смысловой зависимости между словами внутри предложения и словосочетания способствуют закреплению навыков грамотного письма.

Работа с текстом, включающим описание природы, может стать для шестиклассников одним из этапов работы над темой: «Описание природы» (Развитие речи, параграф 48. Русский язык. 6 класс).

Библиография.

  1. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений / Под ред. М. Т. Баранова. Москва. Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. Москва.1998
  3. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Москва. Просвещение. 2005.
  4. Сладков Н. И. Собрание сочинений в 3 т. – Москва. Детская литература.1988. – т.2.
  5. Словарь синонимов русского языка.
  6. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. Москва. Вербум-М, 2005.

Как привить чаду любовь к русскому языку и показать, что задания могут быть не такими уж скучными? Как превратить монотонные занятия в увлекательную игру? Конечно, это не так уж просто, особенно если в голове ребенка правописание и грамматика четко ассоциируются с чем-то нудным и неинтересным. Но подобрав интересное задание по русскому языку, вы сможете увлечь дошкольника и помочь ему по-настоящему полюбить этот предмет.

Приемы для развития интереса к русскому языку

В помощь родителям и начинающим учителям методисты разработали множество приемов и упражнений. Они помогут развить способности ребенка к русскому языку, научиться грамотной письменной речи и получить при этом истинное удовольствие от занятий. Но и вам самим придется искренне заинтересоваться совместной работой. Если вам будет интересно, значит, вы сможете увлечь и ребенка, а тогда урок русского языка окажется максимально успешным.

интересное задание по русскому языку

Многие упражнения можно использовать не только на школьных занятиях, но и во внеурочное время и даже во время каникул. Тем самым вы сможете провести время нескучно и с огромной пользой.

Занимательные вопросы

Каверзные вопросы, над которыми придется поломать голову. А вы сразу сможете ответить на них?

  • Их у коровы две. У кошки и у собаки – по одной. А сколько их у носорога? (Ответ – 3, речь идет о буквах «О»).
  • Какую букву можно убрать из слова, чтобы получилось новое слово? Беда (еда), слон (сон), овраг (враг), пруд (пуд), экран (кран) и другие. Включив фантазию, вы сможете придумать множество подобных слов.
  • Сможешь ли ты придумать предложение, в котором встречались бы все имеющиеся части речи? (всего частей речи 10, то есть предложение должно быть как минимум из десяти слов)
  • Какими словами из одного и того же количества букв можно заменить следующие слова: работа, солдат, шагать, приятель, противник? (Это слова из четырех букв: труд, воин, идти, друг, враг).

урок русского языка

Упражнения на развитие сообразительности

Хотя, в принципе, любое интересное задание по русскому языку способствует развитию смекалки и нестандартного мышления, но эти упражнения действительно помогают расширить границы детской сообразительности.

  • Какие сходства и различия между существительным и прилагательным?
  • Расположите последовательно эти слова в порядке возрастания: абзац, текст, буква, предложение, слово, слог.
  • Род, падеж, число, корень. Какое слово в ряду лишнее?
  • Каким названием можно объединить следующие слова: точка, восклицательный знак, запятая, двоеточие, точка с запятой?

Где ошибка?

Эти занимательные задания по русскому языку предназначены для детей постарше, которые уже знакомы с основными грамматическими правилами и исключениями из них. Нужно выявить закравшуюся ошибку и объяснить, почему мы пишем так, а не иначе.

  • Вчера на прогулку Катя одела платье в горошек (Платье надевают, а не одевают).
  • У реки стоял одинокий пожилой дуб (Дуб может быть старым, а не пожилым, поскольку это неодушевленное существительное).
  • Столяр смастерил добротный табурет из ясеня с четырьмя ножками (Непонятно, у кого было четыре ножки – у табурета или у ясеня? В этом случае лучше написать «Столяр смастерил из ясеня добротный табурет с четырьмя ножками»).

занимательные задания по русскому языку

Кто больше?

Эти интересные задания по русскому языку для дошкольников и младших школьников предназначены для проведения в группах.

  • Кто вспомнит больше слов, в которых все согласные – звонкие? А глухие?
  • Кто назовет больше всего слов, заканчивающихся и начинающихся на одну и ту же букву?
  • Кто первый сможет составить список слов строго в алфавитном порядке? (Акварель, бабушка и так далее). Пропускать буквы нельзя!
  • Кто вспомнит больше слов, заканчивающихся на –чонок? (Зайчонок, галчонок и т.п.)
  • Кто вспомнит больше пословиц, в которых были бы использованы числительные?
  • Кто подберет больше прилагательных к существительному «платье»?

Интересная идея сочинения за 10 минут

Можно ли написать сочинение всего за 10 минут? Вряд ли. Но если подойти к делу творчески, даже за такое короткое время можно развить у ребенка фантазию, смекалку и навыки письменной речи. Вот интересное задание по русскому языку, которое заключается в составлении списков.

Попробуйте вместе с детьми составить списки такого плана:

  • 10 вещей, которые я бы взял с собой на необитаемый остров;
  • 10 дел, которые я делаю каждый день;
  • 10 продуктов, которые мы покупаем в магазине каждую неделю;
  • 10 вещей, которые я бы купил, если бы стал миллионером;
  • 10 моих любимых блюд и так далее.

интересные задания по русскому языку для дошкольников

Любое интересное задание по русскому языку – это еще один повод полюбить предмет. Такие задачи учат детей мыслить образами, отходя от стандартных ситуаций, находить сходства и различия, мысленно «превращать» одно слово в другое. Способствуют они развитию спонтанного мышления, выработке внимания к структуре и составу слова.

Проводя урок русского языка, не заостряйте внимание на ошибках, которые в работе обязательно возникнут. Важно так направить мыслительный процесс, чтобы устранить ошибки не составило труда. Учите размышлять, думать, спорить – ведь, как известно, именно в споре рождается истина!

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

9 КЛАСС

АННОТАЦИЯ

Данное пособие разработано для использования на уроках текстоведения в 9 классе. Содержит задания для комплексного анализа текста. Способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Может применяться во время подготовки к олимпиаде по русскому языку, контрольной работе по теме «Анализ текста», как текст контрольной работы, для организации индивидуальной работы с учащимися.

Ключевые слова: текстоведение, текст, 9 класс, комплексный анализ текста, ответы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Текстоцентрический подход к изучению русского языка – один из ведущих в современном образовании ввиду его универсальности в формировании основных компетентностей. Именно он позволяет одновременно работать над развитием языковой, речевой и правописной компетенции, способствует формированию культуры речи.

Основными видами деятельности на уроках русского языка, предполагающими использование текста, являются аудирование, говорение, письмо и чтение. Уместно использование текста не только на уроках развития речи, а также при изучении языковых тем и выполнении контрольных видов деятельности.

Данное пособие разработано с целью обеспечения текстоцетрического подхода к изучению русского языка, формирования коммуникативной и поликультурной компетенции учащихся, а также для облегчения работы учителя. Объём текстов, использованных в пособии, соответствует стандартам текстов для контрольных диктантов, а потому они могут использоваться при выполнении данного вида работ.

К каждому тексту, предложенному в пособии, предполагается наличие 10 заданий, которые могут касаться вопросов изученных разделов языкознания, а также ответов к ним.

Тематика текстов соответствует возрастным психологическим особенностям детей, способствует формированию речевой и читательской культуры обучающихся, формированию поликультурной компетентности.

Тексты имеют универсальный характер.

Текст №1

УЛЫБАТЬСЯ

Судьба слова в развитом литературном языке резко отлична от судьбы слова в узком, ограниченном диалекте. Широта связей, разнообразие взаимодействий литературного языка, его интенсивный смысловой рост способствуют непрекращающемуся движению и перемещению разных звеньев его семантической системы. Процессы притяжения к литературному слову разнообразных и разносторонних значений особенно выпукло и резко дают себя знать в семантической истории глагола «улыбаться-улыбнуться».

Слово «улыбаться — улыбнуться» в своем основном значении «мимикой лица, губ или глаз, показывающей расположение к смеху или выражающей удовольствие, благосклонность, привет либо иронию, издёвку, насмешку, проявлять свое отношение к кому-либо или чему-либо» вошло в литературный язык из народных диалектов. 

Народное значение, чаще всего соединявшееся с представлением об игре лица ребенка, о ясной улыбке младенца, еще очень рельефно обнаруживается в употреблении слова улыбаться в русском литературном языке XVIII в. 

Гораздо позднее, чем «улыбаться—улыбнуться»  укореняется в русском литературном языке народное, тоже собственно русское слово «ухмыляться—ухмыльнуться».

Этот глагол и до сих пор носит на себе отпечаток разговорности и имеет экспрессивную окраску фамильярного пренебрежения. Он, в сущности, является далеко не синонимичным глаголу «улыбаться», так как с ним связан оттенок «усмехаться, иронически, слегка пренебрежительно, как бы себе на уме улыбаться».

(180 слов) По В.В. Виноградову

Задания для комплексного анализа текста:

  1. Объясните целесообразность использования данного заголовка к тексту.

  2. Словарная работа. Дайте определение слова «диалект». Сравните с определением, поданном в словаре.

  3. Выполните сравнительный морфологический разбор слов «улыбаться-улыбнуться», «усмехаться-усмехнуться».

  4. Напишите сообщение об авторе текста (50 слов).

  5. Выпишите из текста термины. Определите сферу их использования. Как она связана с тематикой текста?

  6. Выпишите из текста слова, образованные постфиксальным способом.

  7. Определите, к какой лексической группе слов относятся пары «улыбаться-улыбнуться», «усмехаться-усмехнуться». Дополните ряд 5 примерами.

  8. Дайте определение понятия «русский литературный язык».

  9. Подберите из словаря синонимов русские соответствия к слову «процесс».

  10. Докажите, что данный текст – словарная статья.

Текст №2

А.П. ЧЕХОВ

В юности пошлость кажется только забавной и ничтожной, понемногу она окружает человека своим серым туманом, пропитывает мозг и кровь его, как яд и угар, и человек становится похож на старую вывеску, изъеденную ржавчиной: как будто что-то изображено на ней, а что? – не разберешь.

   Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически-мрачные шутки: стоит только внимательно прочитать его “юмористические” рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.

   Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы… порядочнее!» – тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, а за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрека их внутренний смысл.

        Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрашным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где, с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском…

(185 слов) Максим Горький

Задания для комплексного анализа текста

  1. Подберите свой заголовок к тексту.

  2. Определите жанр текста.

  3. Письменно объясните использование знаков препинания в первом предложении.

  4. Объясните написание слова «юмористические» в тексте.

  5. Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных между собой понятий в тексте. Можно ли говорить о том, что в данном тексте имеет место параллелизм?

  6. О чём свидетельствует использование троеточия в прямой речи? Какой оттенок приобретает данное выражение с данным знаком препинания?

  7. Составьте простой план к тексту.

  8. Назовите синтаксические средства выразительности в тексте.

  9. Проиллюстрируйте правописание приставок на –з (-с) примерами из текста.

  10. По информации, содержащейся в тексте, составьте хайку «А.П. Чехов».

Текст №3

ВОТ ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА!

Ах, вот оно что! Теперь понятно,

где собака зарыта.

Существует рассказ о том, что австрийский воин Сигизмунд Алътенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. Однажды во время путешествия собака даже спасла от гибели своего хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий – до начала XIX века.

  Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».

  Но есть более древний источник дошедшей до нас поговорки. Рассказывают, что собака, принадлежавшая Ксантиппу, отцу Перикла, не пожелала расстаться со своим хозяином, прыгнула в море и вплавь, вслед за судном, добралась до острова Саламин. Изнемогшая, она тут же издохла.

  По свидетельству историка древности Плутарха, этой собаке поставили на берегу моря киносему – собачий памятник.

  Некоторые немецкие лингвисты полагают, что это выражение создано кладоискателями, которые из страха перед нечистой силой, якобы сторожащей каждый клад, условно стали говорить о черной собаке, подразумевая под этим чёрта и клад.

  Согласно этой версии, выражение «вот где собака зарыта» означало: «вот где клад зарыт».

 179 слов Из Интернет

Задания для комплексного анализа текста

  1. Определите жанр.

  2. Определите тип речи.

  3. Проанализируйте эпиграф к тексту. Согласны ли вы с таким оформлением? Докажите правильность своих мыслей.

  4. Подберите однокоренные слова к слову «киносема».

  5. Трансформируйте предложения, содержащие имена собственные, таким образом, чтобы последние в них не употреблялись. Изменился ли смысл предложений?

  6. Дайте определение понятия «поговорка». Докажите, что в тексте речь идёт именно о ней.

  7. Выпишите из текста слова, образованные путём сложения.

  8. Выпишите предложения, осложнённые вводными конструкциями.

  9. Составьте сложный план к тексту.

  10. Составьте сенкан к тексту с первой строкой «Вот где собака зарыта».

Текст №4

ДВА РУЧЕЙКА

На вершине горы, в снегах поднебесья, родился ручеёк. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная тайна: напоить мир. Ручеёк с лепетом младенца устремился вниз. На пути споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо, другая — налево.

Та, которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они облагородили её и превратили в целебный источник. Люди с благоговением приникали к нему, пили, исцелялись и благословляли его. Ручеёк был рад и счастлив. Его счастье длится до сих пор.

Та часть ручейка, которая потекла налево, прошла через другие породы минералов и тоже слизнула их. Они отравили и озлобили её, сделали её источником смерти и болезней. Люди, поняв, что источник несёт отраву, проклинали его, избегали и предупреждали других не прикасаться к нему. Так сокровенная тайна его превратилась в смертельный яд, и жизнь источника наполнилась злорадством.

И так — до сегодняшнего дня.

Источник, что направо, и источник, что налево, не знают, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы.
(163сл.)

Ш. Амонашвили

Задания для комплексного анализа текста

  1. Определите тип речи.

  2. Определите тему текста.

  3. Определите идею текста.

  4. Докажите, что жанр данного текста – притча.

  5. Проанализируйте синтаксические средства выразительности в тексте.

  6. Определите характер связи предложений в тексте.

  7. Проиллюстрируйте примерами из текста понятие «приставочно-суффиксальный способ словообразования».

  8. Проанализируйте лексические средства выразительности в данном тексте.

  9. Выполните фонетический разбор слова «поднебесье».

  10. Составьте диаманду к данному тексту

Текст №5

Ах, как он молод был – Пушкин – во время своей первой южной ссылки, как пылок, честолюбив, встревожен, но и горд своей судьбой! Как он был застенчив и горестно одинок! Хорошо ещё, что вместе с ним ехал “дядька”, Никита Козлов, преданно его любивший, и потому, скорее, близкий друг, чем слуга.

Юного поэта томила неясность, обида родных, собственная неопытность в делах житейских и эта внезапная оторванность от привычной среды, от прежних друзей, от всего того, чем он так искренне дорожил.

А был ему в ту пору 21 год, но он уже имел достаточную известность в литературных кругах и обществе – своими вольнолюбивыми стихами, своей поэмой-сказкой “Руслан и Людмила”, посланиями к друзьям и эпиграммами. Он уже понимал, что просто обречён быть поэтом.

Он уже знаменит среди друзей, в том числе и военных. Одой “Вольность”, стихами “Деревня”, “К Чаадаеву”, где были удивительно смелые, будоражащие строки: “Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна!”

И вот в мае 1820 года он направлен из Петербурга в Екатеринослав к генералу Инзову под предлогом перевода по службе. Но все понимали, что это ссылка…(179сл.) По Г. Григоренко

Задания для комплексного анализа текста

  1. Определите тип речи.

  2. Определите жанр текста.

  3. Проанализируйте заголовок к тексту.

  4. Определите способ словообразования слова поэма-сказка».

  5. Дайте определение понятия «эпиграмма».

  6. Объясните использование тире в первом предложении.

  7. Выпишите из текста топонимы, подберите к ним синонимы.

  8. Определите характер связи предложений в тексте.

  9. Прочитайте первый абзац. Каким образом автор передаёт атмосферу времени, когда происходят описанные события, эмоциональное состояние Пушкина?

  10. Составьте сообщение о ссылке А.С. Пушкина, о которой идёт речь в данном тексте.

В третьем задании надо составить 10 фраз-предложений. Предлагаю Вам продумать заранее часть текста для собеседования. А что, так можно было? Наш мастер-класс по составлению своего текста. Задания 3 и4. Делаем вместе?

Добрый день! Такие фотографии будут у 9 класса на собеседовании
Добрый день! Такие фотографии будут у 9 класса на собеседовании

Приветствую Вас на канале “Русский язык и литература. Клуб знатоков”!

Сегодня мы говорим об итоговом собеседовании.

Предлагаю Вам разбор заданий.

В первой части были задания 1-2. Они связаны одним текстом.

А в этой публикации – задание 3 и 4. Они не связаны с заданиями 1-2. И тоже связаны одной темой.

Предлагаю Вам посмотреть, как правильно описать фотографию. Это самое простое задание. Что нужно сделать? Как сделать?

К каждому снимку дано задание: “Опишите фотографию.” Еще даются дополнительные вопросы. Например, такие:

пример фотографии для собеседования в 9 классе
пример фотографии для собеседования в 9 классе

Предлагаю Вам посмотреть шаблоны. Их на просторах Интернета огромное множество. Например, такие:

шаблоны Каждый шаблон нуждается в доработке.
шаблоны Каждый шаблон нуждается в доработке.

Вы думаете, что шаблоны – только для троечников? У отличников и так всё хорошо? Но отличники тоже волнуются. Начинаются речевые ошибки, грамматические… А это сразу баллы в минус. Еще иногда бывает, что мысли есть, но они закончились на шестом предложении…

Именно поэтому мы разбираем шаблоны, чтобы было 10 (!!!) предложений и разнообразие конструкций.

Чтобы составлять связный текст, нам нужны, конечно, синонимы.

Например, такие:

синонимы
синонимы

На основе шаблонов составили мы сегодня примерные тексты. 10 предложений. Почти соблюдены правила.

Фотография "Лыжная гонка". Реальный текст для итогового собеседования.
Фотография “Лыжная гонка”. Реальный текст для итогового собеседования.

Фотография “Рождество”. Пример реального текста по этой фотографии.

реальный пример описания
реальный пример описания

Задание 4. Диалог с учителем-собеседником.

По этой же фотографии Вам задаст вопросы собеседник.

Например, по фотографии где заснеженный храм, вопросы такие:

_Какие праздники Вы любите больше всего?

_Вы любите сами праздники или подготовку к нем?

_В Вашей семье есть традиции?

А по фотографии с лыжней вопросы собеседника будут такими:

_Вы любите посещать спортивные соревнования?

_Интересно ли Вам наблюдать за игроками с трибуны?

_Каким настроением наполнены эти соревнования?

Как нельзя отвечать на вопросы? Одним словом нельзя.

Вы любите…..? Ответ: “НЕТ”

Правильно отвечать развернуто.

Я люблю, не люблю, потому что…. Ведь…

И будет нам зачет!

Благодарю Вас за чтение статей!

Хорошего дня!

Подписаться

С Вами Алёна, автор каналаРусский язык и литература. Клуб знатоков”!

Спасибо за лайки и комментарии! Дзену это нравится

Добавить комментарий