КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС УМК ГАРМОНИЯ
Тема: Учимся сочинять загадки.
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить со структурой составления загадок;
Учить составлять загадки;
Повторить написание ранее изученных словарных слов.
Формирование УУД: познавательные логические (классификация), коммуникативные (умение работать в команде: высказывать свою точку зрения; прислушиваться к мнению одноклассников).
Развивающие:
– развивать орфографическую зоркость, через запись слов с «окошками»;
– развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, через работу с загадками;
– развивать творческое мышление, через составление загадок.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к изучаемому предмету; доброту.
Ход урока
I этап Организационный момент.
1 Учебное задание.
УЗ для учителя: создание эмоционального настроя.
Организация: ученики, проговаривая, выполняют действия.
Содержание:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2 Учебное задание.
УЗ для учителя: создание положительной мотивации.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?
– Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, желтая – хорошее, синяя – так себе.
И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель показывает фишку).
– Ребята, я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
Организация: ученики сидят правильно, в тетрадях записана дата, вид работы (классная работа) и отмечено настроение в виде значка.
II этап Подготовка к восприятию нового материала.
1 учебное задание.
Вид работы: работа над словарными словами.
Организация: Учитель загадывает загадку. Вызванный ученик выбирает отгадку (словарное слово) из разложенных на столе учителя карточек и прикрепляет на доску. Если картинка выбрана правильно, дети хлопают в ладоши и записывают словарное слово в тетрадь, не правильный выбор класс реагирует молчанием. Затем отгадки произносятся хором.
Содержание:
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдает. Он и чертит и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. (карандаш) |
На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь, Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я … (пенал) |
Новый дом несу в руке, Двери дома на замке, А живут в доме том Книжки, ручки и альбом. (портфель) |
Что копали из земли, жарили, варили, Что в золе мы испекли, ели да хвалили. (картошка) |
На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (огурец) |
Растут на грядке: Зеленые ветки, А на ветках – Красные детки. (помидор) |
2 Учебное задание.
Вид работы: классификация слов по группам.
Учитель: ребята, на какие группы можно распределить эти слова?
Ученик: в первую группу войдут слова – овощи (картошка, огурец, помидор), во вторую группу – школьные принадлежности (карандаш, портфель, альбом).
Ученик: Можно разбить слова и по – другому. Первая группа – слова, которые начинаются с согласной буквы (карандаш, портфель, пенал, помидор), вторая группа – слово огурец, начинается с гласной буквы.
Ученик: по количеству букв в слове;
Ученик: по количеству слогов в слове.
Учитель: ребята, какие вы молодцы, запишите любую классификацию в тетрадь.
К-О компонент: взаимопроверка.
3 Учебное задание.
Вид работы: беседа.
Учитель: Что общего у всех этих слов?
Ученик: это словарные слова.
Учитель: Правильно. Значит, написание этих слов мы должны запомнить. Есть еще сходные признаки у всех этих слов?
Ученик: все эти слова – отгадки, ответы на загадки (можно ученикам предложить загадать загадки, а остальные ребята – отгадывают их).
Учитель: Может, кто-нибудь назовет тему нашего урока?
Ученик: Загадки! Мы будем загадывать их друг другу и отгадывать!
Учитель: Правильно! А еще мы будем сами их придумывать. Итак, тема урока: Учимся сочинять загадки. (запись на доске).
III. Восприятие нового материала.
Учитель: Спасибо. Теперь посмотрите, пожалуйста, на доску.
На доске:
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(циркуль)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(капуста)
Как вы думаете, собака – это друг человека?
Учитель: Понравились вам ребята загадки?
Ученик: А разве про собаку это тоже загадка?
Учитель: А вы как думаете? Какие отличительные особенности есть у загадки?
Ученик: Так здесь и не нужно находить отгадку. Ведь предмет уже назван – собака. Надо только высказать свое мнение, считаем мы собаку другом или нет. Это просто вопрос.
Учитель: Ребята, мы согласны с таким мнением? (Дети сигналят согласие).
Ученик: А еще должна быть рифма.
Учитель: Какие вы у меня молодцы, не попались в ловушку, а показали свою эрудицию и умения мыслить. Действительно, у загадок есть свои особенности. Давайте наши ответы сравним с правилами составления загадок. А для этого откроем учебник на стр.78.
– Ребята, давайте ответим на вопросы учебника и сделаем общий вывод.
Ученик: Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка?
Учитель: давайте ответим на этот вопрос.
Ученик: В загадке не называется предмет, т.к. мы его должны отгадать. Это и будет отгадка.
Учитель: хорошо, читаем следующий вопрос и отвечаем на него.
Ученик: Назван ли другой предмет на него похожий.
Учитель: верно. Следующий вопрос и сразу отвечаем.
Ученик: Указаны ли в загадке признаки. По которым можно догадаться. О чем идет речь?
Ученик: я считаю, что в загадке должны быть названы отличительные признаки предмета, по которым мы и сможем догадаться, о каком предмете идет речь?
Учитель: Умница! И последний вопрос.
Учитель: Как вы думаете, какой речью мы пользуемся в загадках?
Ученик: Я думаю, что деловой, так как мы называем новое слово.
Ученик: Я не соглашусь с этим мнением. Мы пользуемся картинной речью. Так как называем отличительные признаки предмета, который мы загадали.
Учитель: Просигнальте! Хорошо! Вот так. Ребята, и устроены загадки.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.
Предлагаю вам объединиться в группы по 4-5 человек.
(Ученики делятся на несколько групп по 4-5человек и выбирают себе карточку с заданием. В задании загадка, которую они должны в группе обсудить, выразительно прочитать и представить в действии).
Содержание:
Муравей. Живет в лесу малыш изящный, Пусть ростом мал. Но работящий. Весь день без устали снует – То прут, то бревнышко несет. |
Паук. Из тонких нитей Сплел ловушку. Сидит и поджидает Мушку. |
Ежик. Колючий клубочек Под елкой лежит. Взять пожелаешь – Вмиг убежит. |
Кукушка. Всего две буквы знает, В лесу их повторяет. |
Кошка. Острые ушки, На лапках подушки, Усы – как щетинка Дугою спинка.Днем спит, на солнышке лежит.Ночью бродит, на охоту ходит. |
Зайка. Друг пушистый умывается, Видно в гости собирается, Вымыл хвостик, вымыл ухо. Вытер сухо. |
IV.Закрепление нового материала.
Цель: Закрепить умение записывать загадки по правилам.
1 учебное задание.
Вид работы: работа в тетради на печатной основе.
Организация: (дети открывают тетрадь на печатной основе, стр.49).
Содержание:
Учитель: ребята, перед нами два текста. Нужно определить являются ли эти тексты загадками.
У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны. (С. Маршак)
Ученик: это не загадка, а стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак.
Учитель: Докажи свое мнение.
Ученик: В этом стихотворении называется предмет, о котором идет речь, а значит не выполнено первое требование составления загадок.
Учитель: Ребята, вы согласны?
(Дети сигналят карточками)
Учитель: Молодцы! Давайте прочитаем второй текст.
Эти яблочки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берез,
Невзирая на мороз. (В. Мусатов)
Ученик: Снегири! Перед нами загадка. Все требования выполнены.
Учитель: какие вы молодцы, не попались в «Ловушку». Вам интересна такая работа?
Дети: Да!
Учитель: Давайте сами поработаем над составлением загадок.
2 учебное задание.
Учитель: а для выполнения следующего задания, предлагаю вам, ребята, объединиться в две группы. Группу нужно найти: каждый выбирает кусочек пазла. Так и собирается группа. В первой группе – картинка лопаты. Во второй – картинка ножниц.
Задание для первой группы:
Что это за предмет? Зачем он нужен? Из какого материала сделан? На что похож? Может быть на ладошку? Если тебе понравилось это сравнение назови признаки этой « ладошки», подбери рифму и постарайся сочинить загадку. Запиши ее (по памятке 4, записываем с окошками, чтобы работу не испортить ошибками!).
Задание для второй группы:
Об этом предмете ты знаешь загадки, но попробуй придумать свою. Можно сказать, что он из половинок? Если да, то какие они? Что могут делать? Получится загадка – запиши ее (по памятке 4, записываем с окошками, чтобы работу не испортить ошибками!)
V. Домашняя работа.
Учитель: Ребята, дома вы можете потренироваться составлять загадки о других предметах. Запишите их (по памятке 4). Захотите – можно красиво оформить на отдельном листе. И на следующем уроке мы создадим свою книжку загадок.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель:
– Ну что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!
– Как вы думаете, урок прошел успешно?
– Что нового узнали?
– Всем спасибо за работу на уроке.
Памятка «Как создать загадку».
1.Подумай о том предмете, о котором будешь составлять загадку.
2.Сравни этот предмет с другим предметом, очень похожим на него.
3.Назови основные признаки предмета, по которым можно его узнать.
4.Подбери рифмующиеся слова.
5.Составь загадку и проверь.
Примеры составленных загадок:
1)Кристально чистая,
Кружевная, белая,
Легка, как пушинка,
Быстро тает от тепла,
А зовут её… (снежинка).
2)Лист бумаги,
Как из книги,
Только пёстрый и большой,
Прочитаем и узнаем
Все мы новости с тобой.
(Газета.)
3)Круглый, как мячик,
Сладкий, как мёд,
Внутри алый, сахарный,
Так и просится в рот.
(Арбуз.)
4)Схвачу за хвостик
Зелёный ловко,
Из земли я вытащу
Рыжую… (морковку).
А дальше… сочиняйте сами! Удачи!
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык
УМК «Планета Знаний»
3 класс
Тема «Учимся сочинять загадки»Завьялова Е.М.
-
2 слайд
Учимся
сочинять
загадки. -
3 слайд
Задачи:
Что такое загадка?
Вспомнить правила построения загадки.
Научиться сочинять загадки. -
4 слайд
Алгоритм
1.Выбрать предмет.
2.Представить его.
3.Найти основные признаки предмета(цвет, размер,…) -
5 слайд
1. Не—————— , а ————- .
Не кузнец , а с клещами.2. Загадка – вопрос.
Что выше крыши , ловчее мыши?3. Загадка – описание предмета.
Длинноногий , длинношеий. -
6 слайд
Белые душистые горошки
Висят на зеленой ножке.
(белый , зеленый)
( душистый , мелкие цветочки на одном стебельке)
( на горошки)
(ниточка, ножка)
( горошки – на ножке) -
7 слайд
МОДЕЛЬ 1.
(КАК, НО НЕ)
белый
быстрый
трусливый
снег
молния
мышь -
8 слайд
МОДЕЛЬ 2
(КАК, НО НЕ)Что делает?
КТО (ЧТО)
ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ?
летает
стрекочет
скачет
самолёт
кузнечик
мяч -
9 слайд
Модель 3
(но не)
КОЛОБОК
СОЛНЦЕ
ТЕСТО
СВЕТИТ -
Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.
Как придумать загадку? Дадим несколько советов.
Изучаем
Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
- Медный бес на стол залез. (Самовар).
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).
Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.
- И рать, и воеводу – всех повалил.
- Что слаще всего на свете?
- Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.
Как придумать загадку-сравнение?
Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.
Солнце |
|
Какое? |
На что похоже? |
жаркое |
на печку |
золотое |
на яблоко, одуванчик |
круглое |
на мяч, колесо, камешек, клубок, голову |
яркое |
на огонь |
Объединить полученные данные можно так:
Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.
Попробуйте – это увлекательный процесс!
Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»
Ветер |
|
Что делает? |
На что (кого) похож? |
воет |
на волка |
летит |
на птицу |
гнёт деревья |
на великана |
свищет |
на Соловья Разбойника |
Вот что получилось:
Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.
Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:
Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.
Как придумать загадку «наоборот»?
Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.
Жук |
|||
Какой? |
На что (кого) похож? |
Что умеет делать? |
Чем отличается? |
крылатый |
на птицу |
да без хвоста |
|
рогатый |
на барана |
да не забодает |
|
на самолёт |
летает |
да садится на листья деревьев |
|
на пчелу |
жужжит |
да не укусит |
Возможный вариант:
Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.
Рассмотрим части и целое
Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?
Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.
А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.
Велосипед |
||
Названия частей |
Сколько их? |
На что похожи? Что такое же? |
колесо |
2 |
кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце |
руль |
1 |
вилы, ухват, рога |
седло |
1 |
горб верблюда, стул |
педаль |
2 |
подножка, стремя, ступенька |
Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.
Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.
Загадки, придуманные детьми, выполняющими школьное задание «Придумать загадку»
Придумать загадку — задание, которое часто приходится выполнять школьникам 1, 2, 3 и 4 классов. Придумывание загадок — очень полезно. Так как в процессе дети развиваются творчески, учатся замечать свойства предметов, явлений, животных и т.п. и противопоставлять, сравнивать и анализировать их. Загадки очень часто пишутся в стихах. Готовя такое домашнее задание, дети развивают свой литературный талант.
Для вдохновения, мы подготовили уникальные загадки, придуманные детьми — учениками начальной школы. Можете взять их за основу для придумывания своих загадок!
Загадки, придуманные детьми
- Загадки о животных
- Загадки про овощи
- Загадки о фруктах
- Загадки о временах года
Загадки про осень
Как придумать загадку?
Изучаем
Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.
Читайте также: «Все о сказках и не только. » Библиотечное мероприятие для 1-2-х классов, посвященное открытию Недели детской книги
Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.
- И рать, и воеводу — всех повалил.
- Что слаще всего на свете?
- Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.
Загадки про овощи
- Сто одежд — и все без застежек. ( Ответ: Капуста)
- А что это за лошади в роще: продолговатые, игольчатые, зеленой масти, никого не возят, только соли просят. ( Ответ: Огурец)
- Что это за голова, что лишь зубы и борода? ( Ответ: Чеснок)
- Девка в кладовке, а коса на дворе. (Морковь)
- Без рук, без ног, а вьется, как плеть. ( Ответ: Фасоль)
- Пекут меня, жарят и варят, едят меня и очень хвалят. ( Ответ: Картофель)
- Едет пан в золотом кафтане, хоть кафтан тот латка на латке, но его принимают в каждой хатке ( Ответ: Луковица)
- На огороде выросла сильная, круглая, желтая и красивая, хоть и осенью в праздник всех пугает. ( Ответ: Тыква)
- Хвост показывает, а сладкий красный корень прячет. ( Ответ: Свекла)
Загадка про воздух придумать самому
Метафорические головоломки могут быть с ответом в рифму и без нее. Первый вариант придумать сложнее, но запоминается и звучит он лучше.
Что это? Он такой огромный, что заполнит целый мир, но в тоже время очень маленький, что зайдет в наименьшую щель. (воздух)
Невидимка поселился в доме у меня, без него не сможет жить наша вся семья. (воздух)
Его ты не сможешь увидеть, обнять, но с ним человеку легче дышать. (воздух)
Окружает постоянно нас, злого звука не издаст. Нас он сделает моложе, на лице он и на коже. (воздух)
Он врывается в окошко, забирается в лукошко. Легкий он, совсем не пахнет, Без него мы все зачахнем. (воздух)
Загадки про фрукты
- Дерево не цветет, однако урожай дает. ( Ответ: Инжир)
- Красный цвет, а винный вкус. Каменное сердце. ( Ответ: Вишня)
- Оранжевый, кругленький, сладенький и вкусненький. Не здешний он, а гость. Из Африки привет привез ( Ответ: Апельсин)
- Рождается из цветка, его все любят дети, железа в нем много, румяное и хрустящее. ( Ответ: Яблоко)
- Лампочка вверху висела, стала вкусная, пожелтела. Дети лампочку сорвали, с аппетитом поедали. ( Ответ: Груша)
- Желтая, синяя, красная. Весной цветет, летом поспевает, в компот и варенье попадает. ( Ответ: Слива)
- Словно на одной ноге, он растет на лозе ( Ответ: Виноград)
- Он на цвет золотистый, и как персик, бархатистый, косточку вынимаем, с радостью употребляем. ( Ответ: Абрикос)
- На кустах растет низко эта ягодка кислая, когда рвешь — береги ручки, так как на кустах колючки ( Ответ: Крыжовник)
Как придумать загадку-сравнение?
Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.
Объединить полученные данные можно так:
Жаркое, как печка. Золотое, как одуванчик. Круглое, как колесо. Яркое, как огонь.
Попробуйте — это увлекательный процесс!
Как если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»
Читайте также: Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе
Вот что получилось:
Летит, словно птица. Воет, будто волк. Свищет, как Соловей Разбойник. Гнёт деревья, как великан.
Другой вариант — используем и отрицания:
Летит, да не птица. Воет, да не волк. Свищет, да не Соловей Разбойник. Гнёт деревья, да не великан.
Загадки о временах года
Что такое: четыре цвета имеют, раз в три месяца краски меняют? (Ответ: Времена года)
Загадки про осень
В Южный край земли Улетают журавли. Снова звучный школьный звонок Нас позвал на урок. Как этот месяц зовут?
В садах, рощах бродит, Желтые одеяния одевает Золотистую постель стелет – Ждет сестрицу Белую в гости.
Когда она заглянет в сад, Нальется соком виноград, И поздние яблоки ранет Сладкие станут, словно мёд. Как попутешествует по рощам С волшебной кистью в руках, — Все разрисует на пути, Березки станут золотые! — Заходи в гости, щедрая …
Пришла девушка в дом, Взялась хозяйничать: Ловко открыла сундук, В желтую одежду лес нарядила.
Волшебник пришел в лес, Краски, кисточки принес. В дубраве и садике Стали желтыми листочки.
Читайте также: Дидактические игры для средней группы детского сада
Загадки о зиме
Много снега и льда, наступили холода. (Зима)
Ой, нету им цены! По льду бегут они – Быстроногие…
Я падаю на ваши дома. Я белый-белый, пушистый. Я прилипаю вам к ногам И называюсь просто…
Что это за телега, Без колес, Летом отдыхает Зимой детей катает
Он рисует на окне Красивые цветы ледяные, На детских щечках — красные круги, С ним зимой дружит всякий.
Кто рисунок на окне ночью сделал мне? (Мороз)
У нас зимой белым цветом сад зацвел, как будто летом. (Иней)
Загадки о весне
Три брата идут по свету – От зимы Навстречу лету. Первый пройдет — Тает лед, Второй пройдет — все Цветет, Третий пройдет – уроет Землю шелковая трава! Неразлучные три брата. Не встречался с ними ты? (Март, апрель май)
Приветствием журавля я пробуждаю поля, небо и ручьи и цветущие рощи. (Весна)
Где она проходит – Там травка всходит, Цветы расцветают, Соловьи поют.
Только вчера теплый ветер Весть принес нам от весны, А сегодня цветы Сквозь сугробы проросли.
Когда это бывает и как он зовется: Тучка плачет, а поле смеется?
Меня просят и ждут, я как покажусь – убегают. (Дождь)
Загадки о лете
Клубнички в сметанке, Соловей щебечет, Дождь словно сквозь сито, Наступило…
Теплый длинный-длинный день, В миске много спелых слив, Созревает желтый колос, Подает конёк голос, И Земляничка созревает. Так когда это все бывает?
Читайте также: В гостях у бабушки Маланьи (Знакомство с тюменским ковром)
В небе ласточка летит, С ветром листья шелестят, Воду пьет аист. Солнце палит. Жара. Созревает рожь. Какая пора?
Солнце печет, и липа цветет, Вишня поспевает, когда это бывает?
Малина, Крыжовник, яблоки, ежевика. Фрукты и овощи сочные – это вкусные подарки…(Лето)
Загадки о школе и школьных принадлежностях
Загадки про День Знаний
Первокласснику семь лет. За плечами ранец, А в руках большой букет, На щеках румянец.
Что за праздничная дата? Отвечайте-ка, ребята!
Ответ: 1 сентября, День Знаний
*** Город в бантиках, букетах. До свиданья, слышишь, лето! В этот день гурьбой весёлой Дружно мы шагаем в школу.
Ответ: 1 сентября
*** Открыла двери школа, Впустила новосёлов. Кто, ребята, знает, Как их называют?
Загадки про школу
Загадки о школе
*** Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают.
- Ответ: школа
- *** Дети ходят в этот дом За умом и за трудом.
- Ответ: школа
- *** Стоит дом — Кто в него войдёт, Тот знания приобретёт.
- Ответ: школа
Загадки про школьный звонок
- *** Шел урок, а он молчал — Перемену, видно, ждал. Только кончился урок, Громко зазвенел…
- Ответ: звонок
- *** Он звонит, звонит, звонит, Очень многим он велит: То сядь да учись, То встань, разойдись.
- Ответ: звонок
Загадки про уроки
- *** Меж двумя звонками срок Называется…
- Ответ: урок
- *** Загадка про школу, Про тот самый срок, Который ребятам Прозвонит звонок.
- Ответ: урок
Загадка про перемену
*** Веселятся Коля, Лена Значит в школе …
Загадка про школьный класс
*** Что за комната такая — Очень светлая, большая, Парты ровными рядами, А за партами мы сами?
Загадка про ученика
*** Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или…
Загадка про знания
*** Школы – не простые здания, В школах получают …
Загадка про каникулы
*** В эти дни мы отдыхаем, Мы не учимся, гуляем. Осенью, зимой, весной Есть они у нас с тобой.
Да и летом, не скрываю, Я от школы отдыхаю. Период вас назвать прошу, Когда я в школу не хожу.
Загадка про режим дня
*** Распорядок этот дня Был написан для меня. Никуда не опоздаю, Ведь его я соблюдаю.
Ответ: режим дня
Загадки про опоздание
*** Придти я вовремя не смог– Давно уж начался урок. Учитель строгим сразу стал– За что меня он наказал?
- Ответ: опоздание
- *** После срока ваш приход Как учитель назовёт? Будет наказание Вам за …
- Ответ: опоздание
Загадки про сказочных героев
Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.
В этом разделе размещены не только загадки про героев сказок, но и просто загадки про сказки. Раздел постоянно обновляется!
Загадки, составленные совместно с детьми
В своей работе я часто использую загадки. Отгадывание загадок – это своего рода игра, которая, развивает способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять наиболее характерные особенности предмета или явления. Но не менее важно научить детей не только отгадывать загадки, но и придумывать их самим. Это очень интересный и увлекательный процесс, который обогащает речь детей, развивает мыслительные способности, уточняет знания детей о предметах и явлениях. Советую попробовать эту работу с детьми старшего дошкольного возраста, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.Вот что у нас получилось:
1. Что стоит на новый год
У каждого в квартире?
Она радость в дом несёт,
Приносит счастье в мире.
2. Где лежат на Новый год
Она веселье в дом несёт:
Куклы, игры, марки.
3. Какая розовая спинка,
Нос пятачком и хвост крючком.
Ну а на мордочке щетинка,
Маруськой или Васькой их зовём.
4. Что за комочек лежит на диване?
Такая пушистая, зовут её Маня.
Правой лапкой умывается.
И мурлычет: к нам ласкается.
5. Как только постучат к нам дверь,
Она бежит и лает.
Ну, угадайте же теперь
6. Кто такой живёт в земле,
Ей же и питается.
После дождичка в четверг
Нам он улыбается.
(дождевой червь)
Только крылышки мелькают.
8. Хоть и маленького роста,
А работы не боятся.
Строят дом все вместе дружно,
Чтоб зимой в нём укрываться.
9. Эта птица, как цыганка,
Любит всё блестящее и яркое.
10. Чешуя блестит на солнце,
Как увидит червячка,
Так за ним бросается.
11. Красным летом зеленели,
Пришла осень – пожелтели,
И сейчас лежат ковром
И шуршат под сапогом.
12. Такой могучий властелин
Стоит сто лет у нас в лесу.
Сорву с него я желудей
13. На Новый год на ёлку
Мы вешаем игрушку.
И светится игрушка
На самой высоте.
А в море есть зверюшка,
Похожа на игрушку.
А где живёт зверюшка?
Живёт в морской воде.
(морская звезда)
14. Средь морских дорожек
Много разных ножек,
В шляпках разноцветных
15. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Похож на рака, но не рак,
Передвигаюсь я не так.
16. Эти животные в море живут,
А ноги у них от головы растут.
17. На кустике Крепыш в шубке висит,
Когда шубка треснет он упадёт вниз.
18. Летает, как самолёт.
Поёт, как пластинка.
Клюёт, но не курица.
С крыльями, но не бабочка.
19. Жёлтое, но не сыр.
Светит, но не лампочка.
Ласковое, как мама.
20. Красивая, но не цветок,
Лёгкая, но не пух.
Порхает, но не птица.
21. Жёлтый, но не подсолнух.
Пушистый, но не цыпленок.
Хорошо пахнет, но не духи.
Красивый, но не мама.
22. Похож на зонт,
но от дождя не спрячешься.
Собирают в лукошко, но не ягоды.
23. Зелёная, но не ёлка.
Жжётся, но не уголёк.
24. Сладкая, но не мёд,
Похожа на лампочку,
25. Скачет, но не заяц,
Катится, но не машинка.
26. Похожа на зонт,
Но от дождя не поможет,
Похожа на гриб, но не съешь,
Кружится, как балерина,
27. Зелёная, но не лягушка,
Колючая, но не ёж,
Пушистая, но не мех.
28. Зелёная, как трава,
Колючая, как кактус,
стройная, как балерина.
Публикации по теме:
Коллекция открыток нашей группы В детях всегда заложена страсть к собирательству. Коллекционирование несет в себе возможности для развития,развивает познавательную активность.
Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки – зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.
Загадки придуманные детьми с прилагательными
Придумать загадку – это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.
Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.
Загадки придуманные детьми
Хрусталь лежит или висит, а вот под солнцем моросит. (Лед).
Серебряное одеяло речку напрочь сковало (лед).
Белый и пушистый, но не вата. (Снег)
Мягкая перина весь свет завалила (снег).
Желтый ковер шуршит под ногами (листья).
Весной появляются, летом тень дают, осенью осыпаются, а зимой не увидишь (листья).
Зеленый висит, желтый летит (лист).
Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
(Кошка)
Без рук, без ног по подоконнику стучит (дождь).
С неба падает вода, то каплет, то как из ведра. (Дождь).
Миллион черных братьев бок о бок живут, масло дают (подсолнух).
На полях растёт,
В корзинке семена даёт.
Масла много в семенах.
Речь здесь о каких цветах? (Подсолнух)
В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)
И летом весело,
И осенью сытно,
И зимой тепло. (Лес)
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
(Часы)
Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
(Дождь)
С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
(Дождь)
На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
(Вилка)
Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
(Пылесос)
Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёжик)
Что всё время ходит без оглядки
(Часы)
У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души. (Книги)
Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
(Мухомор)
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петух)
Дым пускает и тепло даёт.
(Печь)
Его бьют, а он летает.
(Волан)
Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
(Телевизор)
Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
(Шторы)
Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
(Телевизор)
Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
(Пенал)
Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
(Арбуз)
У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
(Заяц)
Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
(Школа)
Она сама немая,
Но учит всех она.
(Доска)
Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
(Арбуз)
Лохматый дружок
Дом стережёт.
(Собака)
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)
Сидит на ложке,
Длинные ножки.
(Лапша)
Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
(Воздушный шар)
Говоришь тихо-слышно громко.
(Микрофон)
Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
(Зимой)
После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)
Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
(Телевизор)
По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
(Часы)
У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
(Лопата)
С ним – тепло,
Без него – холодно.
(Сорлнце)
Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
(Кошка)
Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
(Кукла)
А это – любят все,
Особенно в жару.
(Мороженое)
Что за яркий свет в темноте?
(Лампочка)
Маленький, колючий.
(ЁЖ)
Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
(Лампочка)
Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
(Колодец)
Утром распускается,
Ночью закрывается.
(Цветок)
Круглый шарик
По полю катается.
(Мяч)
У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит. (Чайник)
На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)
Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?
Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна
[spoiler title=”источники:”]
https://tiflist.ru/zanyatiya/pridumat-zagadki.html
https://www.maam.ru/detskijsad/zagadki-sostavlenye-sovmestno-s-detmi.html
https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/268-pridumat-zagadku
[/spoiler]