Как составить заклички

Сочинить закличку предлагается детям в 3 классе на уроке чтения.  Это творческое задание для развития детей в начальной школе. Работая над развитием речи младшего школьника , нельзя забывать  о детском фольклоре, который имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей и несет художественные и педагогические функции в которых  преобладают игровые начала.

Сочинять заклички самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать заклички  про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже закличкики придуманные учениками к одному из таких уроков.

В качестве домашнего задания детям  было предложено сочинить закличку со слов весна – красна… или на любую тему.

Весна – красна! Весна – прекрасна!
Приди к нам весна!
Приди с теплом,
С ветром тёплым,
С частым дождём, урожайным!

 (Сосновских Максим)

Весна – красна, приди к нам!
Обогрей землю русскую!
Согрей стариков, да детишек малых,
Теплом своим, ясным солнышком,
Пробуди природу русскую!

(Рубцов Леонид)

Тучка, тучка, приходи!
Нашу землю намочи!
Чтоб  росли цветочки,
И в лесу грибочки!

 (Тарасенко Ксения)

Солнышко красное, посвети, посвети!
Лето красное нам скорее принеси!
Чтоб ты грело пригревало,
Нашу землю согревало!

(Сидорова Екатерина)

Весна – красна !
Принеси ты лето красное,
Принеси ты нам лето жаркое!
Унеси ты зиму лютую и морозы холодные!

 (Птицын Сергей)

Дождик, дождик, кап – кап!
Замочи дорожки!
Всё равно гулять пойдём!
Мама дай сапожки!

 (Черепанов Егор)

Радуга – дуга!
Выходи за облака!
Ты красивая , цветная,
Дай дождя и солнышка!

 (Прямоносов Станислав)

Радуга – дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке!
А на лешего в бору
Лей по целому ведру!

Лето красное, приди к нам!
Угости нас грибами да ягодами,
Напои поля, дождями тёплыми,
Пусть взойдёт пшеница пушистая,
Пусть проснётся Земля Русская!

(Ершова Анастасия)

Весна приди зиму прогони!
Весна приди и солнце пригласи!
Весна приди и землю обогрей!
Весна приди, природу разбуди!

 (Мурзин Ярослав) 

Детям в другом классе предложили в качестве домашнего задания сочинить заклички со слов весна – красна или дополнить текст заклички “бабочка,  бабочка…” Вот что у них получилось.

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку –
Дам тебе лепёшку.
Сядь на цветок –
Дам пирожок!

Весна-красна!
Приходи скорей,
Согрей детей.
Приходи к нам с радостью,
С великой милостью

сочинить закличку

(АВЕРКИЕВ ИЛЬЯ)

Весна–красна,
Приходи скорей!
Солнышко свети,
Берёзоньку расти! 

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку –
Крылья красивые ты покажи.
Сядь на цветок, отдохни немножко,
Про дальние страны нам расскажи!

заклички придуманные детьми

(БУГОВА  САМИРА)

Весна-красна, приходи быстрей!
Тёплым ранним солнышком
Побыстрей нас согрей

придумать закличку самостоятельно

(АРИСТАРХОВА  КАТЯ)

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку –
Спляши нам под гармошку.
Сядь на цветок –
Поешь “нектарок”.

 ***

Весна – красна, приходи скорей,
Дай тёплых дней,
Cолнышком землю залей.
Красным девицам – красоты,
А мне – доброты!

(ПРОКОФЬЕВА  МАША)

Бабочка, бабочка сядь на ладошку
Потанцуй немножко.
Сядь на цветок
Отдохни чуток

Еще заклички придуманные детьми про зиму, дождь, времена года

Медведя солнышко буди,
Весна скорее приходи

(ФЁДОРОВА  СОНЯ)

Зимушка-зима!
Приходи скорей.
Приноси свои снежинки и сугробы.
А осень уноси дождинки и слёзы.

(БУРЛАКОВА  АЛЁНА)

Льются из берёзы прозрачные слёзы.
Берёза высока, налей мне сока!

(ЖУРАВЕЛЬ  АННА)

Берёза кудрявая,
Как ты красива!
Радость и счастье
Ты принеси нам.

Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам:
Богатый урожай,
Талую водицу,
Весёлые лица!

(Лозова Настя)

Дождик лей, поливай!
Всем ребятам лужи дай,
Свежий воздух, мокрых трав,
Детских уличных забав.
Море счастья и тепла.
Поскорей иди сюда!

(ОЛЕЙНИК  АНЯ)

Солнце, солнышко – нас грей!
Уходи весна скорей,
Чтоб росли цветочки,
Ягодки в садочке!

 (Карчкова Карина)

В древние времена были популярны так называемые заклички. Они существовали и тогда, когда люди не умели писать, то есть в дописьменную эпоху. Передавались заклички устно. Кто как запоминал их, тот так и предавал другому.

Ждали-любили на Руси весну. Когда она, душевная, придёт, всё вокруг зацветёт, ароматом душистым наполнит.

Явится Весна-красна, растопит холодные снега, разбудит ручьи, сделает день длиннее и теплее, позовёт на родину перелётных птиц.

«Сочиняем заклички на весну»
Весна-красна,
Не ходи грустна,
Приди с радостью,
С отрадою, да веселием.
Проводи, весна,
Снежну зимушку домой.
Нам зима наскучила,
Стужами намучила.
Хотим жарко солнышка,
Солнышка-колоколнышка.

Весна-весна,
Приходи красна,
Пусть птицы лётные,
Быстрокрылые, перелётные,
Поторопят тепло,
Лето жаркое,
Унесут от нас
Зиму лютую.

Люди радуются весне: распашут, приготовят поля к севу, разбросают золотые семена. Пусть к осени вырастают рожь, овёс, пшеница. В закличках на весну частыми персонажами выступают птицы. Почему именно они? Потому что на Руси считалось, что птицы – это вестники весны. Вот и «хлопочут» в закличках жаворонки, тётки-чечётки, синички-молодички.

Весна-красна,
Приди с милостью,
С ярким солнышком,
С светлым небушком.
С длинным деньком,
От зимы тайком
С цветиками красными,
С травушкой зелёною.

Нередко упоминаются в закличках и пчёлки, также ассоциирующиеся с весной.

Ярка пчёлынька,
Мила друженька,
Полети за три моря,
Добудь ключики.
Запри зимоньку,
Холодную, студёную.
Отопри летечко,
Лето тёплое,
Да отрадное,
Богатое да ладное!

Кто обычно закликал весну? Детишки, красны девицы. Для чего они это делали? Считалась, что если толком не позовёшь, так и не придёт весна щедрая, или придёт, да попозже. Вот и выкрикивали, выкликивали со рвением самобытный речитатив, да с определённым ритмом.

Речитатив к весне – особое прошение. Для того, чтобы его произнести, в вечернюю пору забирался народ повыше, на высокую гору или на крыши хозяйственных строений —  сараев да амбаров. Чтоб получше слышала красавица-весна людские призывы.

Заклички-песенки языческого происхождения отражают интересы, запросы крестьян о быте, хозяйстве, семейных делах. О каких только чаяниях заклички не расскажут нам — о богатом урожае, хорошей солнечной погоде, или, наоборот, о желании дождливых дней.

В последнее время закличкам уделяется пристальное внимание. Их изучают (в разных регионах они разнятся) и пробуют сочинить сами.

Автор текста: Ирис Ревю

Как сочинить закличку

СОВЕТЫ МАЛЕНЬКИМ ШКОЛЬНИКАМ

  • Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
    бабочке, зиме, солнцу, дождю, берёзе, весне, медведю

Весна-красна! Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе — зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю — мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!

  • Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.
  • Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»

Весна-красна!
Приходи быстрей!
Веди весенний хоровод,
Красну девицу — в огород.
Красно солнышко, взойди!
Красно солнышко, свети,
На поле нам помоги!
Дождик лей, не жалей!
С радостью, урожай, зрей!

  • Собери пословицы на с. 53 учебника. Запиши их.

Кончил дело — гуляй смело.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал — навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

  • Восстанови загадки на с. 54 учебника. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит,          Шёл долговяз —
В воде не тонет.          В земле увяз.
(Лёд)                    (Дождь)

Стоит Антошка           Лежал, лежал,
На одной ножке.        Да и в речку побежал.
    (Подсолнух)                            (Снег)

Летом вырастают,         В шубе летом,
Осенью облетают         А зимой раздетый.
              (Листья)                         (Лес)

  • Придумай свои загадки к словам:
    лёд, листья, снег, дождь, лес, весна, подсолнух.
  • Сначала реши, на кого или на что похож выбранный тобой предмет. Например, подсолнух похож на солнышко. Подумай, что делает похожим выбранный тобой предмет, с которым ты его сравниваешь.

Все бегут, а он идёт
Но от нас не отстаёт.
По окошку — ручейки,
А по лужам — пузырьки.
(Дождь)

Открытый дом со всех сторон,
А наверху — шатры.
И в доме множество колонн,
Ну а внизу — ковры.
И в нём живут и на коврах,
И на колоннах, и в шатрах.
(Лес)

Он растёт на длинной ножке
И похож на солнышко.
Как дозреет, будет горстка
Его чёрных зёрнышек.
(Подсолнух)

Он прозрачный и холодный,
А в тепле вдруг слёзы льёт.
Ну, конечно, это… (Лёд)

Белое одеяло всю землю объяло.
Вдруг растаяло оно, когда солнце припекло.
(Снег)

Где был снег и лёд —
Трава цветёт.
Ручеёк убегает.
Когда это бывает?
(Весной)

Пока зелёные — растут
Станут жёлтыми — упадут,
В речку попадут,
Но не тонут, а плывут.
(Листья)

  • Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать: надоедать, приставать, размышлять, грустить.

Докучать — надоедать.

  • Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошёл свататься. Вот идёт он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку…
Повторяющиеся слова, выражения: хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет…
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Сегодня я провожу мастер-класс по народному творчеству.

Как известно, ещё наши далёкие предки очень много внимания уделяли устному творчеству. Песни, присказки передавались из поколения в поколение, как говорится “из уст в уста”.

Я много внимания уделял изучению закличек. Что это такое? Можно посмотреть в википедии, но я объясню своими словами.

В природе всегда происходили разные изменения, а человек одушевлял все эти явления. Поэтому придумывались особые песни-заклички, призывающие (или прогоняющие) эти явления.

Немного непонятно?

Хорошо, давайте составим “закличку для дождя”.

Для начала разберем состав заклички.

Она должна быть ритмическая, но в то же время мелодичная.
Должен быть такой набор звуков, чтобы можно было и петь, и говорить речетативом.
Рифмы в закличках нет.
Ударные и безударные слоги строго чередуются..
| _ | _ | _ |       | _ | _ _
Теперь включаем фантазию и творим, не забывая вставлять “народные словечки”

“В небе облако летит одинокое.

Ветер листья шевелит еле елечко.

И никак они вдвоем, да не встретятся,

Не обнимет ветерок в небе облачко.

Тает, тает от тоски наше облачко,

Разлетается вокруг по кусочеку.

Не судьба, видать, тому белу облачку

В поле землю оросить летним дождичком.

Ветер-ветер, да приди! Дунь, да выдунься!

Принеси к нам поскорей это облачко!

Пусть прольется поскорей теплым дождичком

Бело облачко с небес, да на землюшку… “

Ну то, что закличка удалась подтвердила сама природа. Только что прогремел гром. Чувствую, сейчас начнётся дождь…

Предлагаю Вам попробовать свои силы в составлении закличек для других явлений природы.

СОВЕТЫ МАЛЕНЬКИМ ШКОЛЬНИКАМ

Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае.

бабочке (теплые дни)        солнцу (хороший урожай)   

весне (снег растопи)

зиме (снег приноси)          дождю (поле со всходами
полей)

березе(радость)                  медведю (разгони тучи)

Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, веселые лица, набухшие почки, первые цветочки.

Попробуй сам сочинить закличку. Начни ее со слов: «Весна-красна!..»

Приходи быстрей, солнышко свети, дождик лей, красна девица, веди хоровод, красно солнышко, с радостью, хоровод весенний

Пример заклички про весну:

Весна-красна!
Красно-солнышко!

Приходи
быстрей, после зимушки согрей!

Солнышко
свети, тепла не жалей!

Дождик
лей, огород полей!

Весна-красна
— красна девица!

Путь
растет наша пшеница!

С
радостью, с весельем

Заведи
нас поскорей

в
хоровод весенний!

  • Собери пословицы на с. 36 учебника (часть 1). Запиши их.

Труд
человека кормит, а лень портит.

Раз
соврал — навек лгуном стал.

Кто
других не любит, сам себя губит.

Кончил
дело — гуляй смело.

Человек
от лени болеет, а от труда здоровеет.

Была бы охота — будет ладиться работа.

Пометка для родителей: В изданиях учебника до 2018 года пословицы, которые  нужно собрать, приведены на стр. 53

  • Восстанови загадки на с. 36 учебника (1 часть). Проверь себя по рифмам.

В
огне не горит, а в воде не тонет. (лед)

Шел
долговяз в сыру землю увяз. (дождь)

Стоит
Антошка на одной ножке. (подсолнух)

Лежал,
лежал, а весной в речку побежал. (снег)

Весной
вырастают, а осенью облетают. (листья)

В шубе летом, зимой раздетый. (лес)

Пометка для родителей:  В изданиях учебника до 2018 года, загадки, которые нужно восстановить, приведены на стр. 54

  • Придумай свои загадки к словам:

лед снег весна листья дождь лес подсолнух

Сначала реши, на кого или на что похож
выбранный тобой предмет. Например, подсолнух похож на солнышко. Подумай, что
делает похожим выбранный тобой предмет, с которым ты его сравниваешь.

Твердый
как стекло, а возьмешь в руки – потечет. (лед)

Землю
укрыло пушистое покрывало. (снег)

Пришла
красавица, тепло принесла, зиму прогнала (весна)

Зимой
их нет, весной они малы, летом зелены. (листья)

Стучит
по крышам, шлепает по лужам. (дождь)

Стоит
шатер для зверей и птиц, шумит и трещит. (лес).

Стоит солнышко на ножке и на ветру качается. (подсолнух)

  • Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать: надоедать, приставать, размышлять, грустить.
  • Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

***

Слушайте, послушайте! Расскажу я вам
сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на
прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги
вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги
увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги
вытащит – хвост увязнет…

Хороша ли моя сказочка?

Докучная
сказка про журавля начинается с присказки (Слушайте, послушайте!…), далее идет
зачин (Жил-был журавль), а вот концовка у докучной сказки неожиданная (Хороша
ли моя сказочка?), ведь по сути она опять приводит к началу, у сказки нет конца,
именно поэтому она и называется докучная (надоедливая, бесконечная), и она
может продолжаться дальше после этой концовки.

Повторяющиеся слова присутствуют и в зачине (слушайте, послушайте, хорошую-прехорошую…), и в самой сказке (ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут).

Назад к содержанию

Добавить комментарий