Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Экспертное заключение – оценка качества законопроекта Expert opinion – assessment of the quality of the draft law
Королева Юлия Владимировна
Студентка 4 курса Института истории и права кафедры Юриспруденция ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского» Россия, Калуга e-mail: korolevayulia@bk.ru
Korolkova Yulia Vladimirovna
4th year student Institute of history and law Department of Law Of the “Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky» Russia, Kaluga e-mail: korolevayulia@bk.ru
Научный руководитель Короткова Ольга Анатольевна
к.ю.н., доцент кафедры Юриспруденции Института истории и права ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского Россия, Калуга e-mail: ol-korotkova@mail. ru
Scientific adviser Korotkova Olga
K. Yu.N., associate Professor of Law Institute of history and law Of the “Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga e-mail: ol-korotkova@mail.ru
Аннотация.
Данная статья посвящена вопросам экспертного заключения как оценке качества законопроекта. В статье освещается понятие и сущность заключения, выносимого экспертом по результатам проведения экспертизы законопроектов, а также роли данного заключения в системе мониторинга законодательства.
Annotation.
This article is devoted to the expert opinion as an assessment of the quality of the bill. The article highlights the concept and essence of the conclusion made by the expert on the results of the examination of bills, as well as the role of this conclusion in the monitoring system of legislation.
Ключевые слова: мониторинг, экспертиза законодательства, экспертное заключение, законопроект.
Key words: monitoring, expertise of legislation, expert opinion, draft law.
В современной России существует потребность в повышении уровня издаваемых актов, а также эффективности их реализации. Необходимость постоянного, систематического мониторинга правового поля настоящей государственно-правовой действительности связана с существующими проблемами в сфере правотворчества и правоприменения.
Мониторинг правотворчества и правоприменения представляется объемным направлением, которое нацелено н а выявление проблем и пробелов в законодательстве, а также оценить его эффективность. В целом правовой мониторинг – систематическая деятельность органов государственной власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства [1].
Одной из важнейших составляющих мониторинга правового пространства РФ признается экспертиза законодательства. В обобщенном виде экспертизу законодательства можно определить как правовую оценку нормативно-правового акта (его целей, задач, предмета правового регулирования данного акта, порядка принятия и т.д.) и содержащихся в нем правовых норм на соответствие положениям Конституции РФ и законодательства РФ, а также на соответствие предъявляемым к актам данного типа требованиям юридической техники.
Экспертиза законодательства проводится в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, совершенствования механизма правового регулирования, а также контроля законности издаваемых актов. Роль экспертизы при осуществлении мониторинга в главном заключается в повышении его глубины, всесторонности и объективности. Также следует отметить, что проведение юридической экспертизы целесообразно и на этапе принятия законов, то есть экспертиза законопроектов. Такой вид экспертизы проводится в аналогичных целях, что и экспертиза уже принятых актов, но следует учесть, что на этапе принятия законопроекта правовая экспертиза предотвращает возникновения правоприменительных проблем.
Овеществленным показателем оценки качества законопроектов, подвергнутых экспертизе, является экспертное заключение, поскольку именно этот документ содержит результаты проведенной проверки, на основании которого можно судить о том, является ли акт правовым. Экспертное заключение является обязательным документом при проведении юридической экспертизы и играет первостепенную роль в принятии качественного правового акта.
Итак, под экспертным заключением понимается официальный документ, включающий в себя результаты проведенного экспертом исследования в соответствующей области, а также ответы на поставленные вопросы.
Экспертиза законодательства признается оконченной, если исследование содержания нормативно акта проведено полностью и выявлены недостатки данного акта, либо замечания отсутствуют, а результаты официально отражены в заключении. В доктрине права существует мнение о том, что экспертное заключение должно состоять из трех частей: вступительной, основной (описательной) и заключительной (резолютивной). Вступительная часть заключения должна содержать информацию о самом эксперте, виде экспертизы, дате, времени и месте ее проведения, общие положения о соответствии или несоответствии акта действующему законодательству; в основном части эксперт отражает выявленные недостатки, противоречия, а также замечания и предложения по тексту акта, либо же указывает на полное соответствие исследуемого акта предъявляемым требованиям; заключительная часть должна содержать информацию о возможности или невозможности принятие законопроекта [2].
Законодательство РФ определяет требования к содержанию экспертного заключения, которые закреплены в Рекомендациях по подготовке экспертного заключения по юридической экспертизе нормативных правовых актов, указанных в Приказе Министерства юстиции РФ от 29.10.2003г. № 278. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
1) реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу;
2) повод рассмотрения акта;
3) предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
4) состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений;
5) оценка компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
6) соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
7) соответствие формы и текста акта правилам юридической техники [3].
Исходя из экспертизы конкретного законопроекта, с учетом требований, предъявляемых к содержанию заключения, эксперту могут быть выдвинуты следующие вопросы:
• Существует ли потребность в правовом регулировании рассматриваемого вида общественных отношений?
• Верно ли определен предмет правового регулирования?
• Верно ли соблюдён порядок внесения законопроекта в уполномоченный орган?
• Существуют ли на момент принятия законопроекта нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере? Противоречит ли законопроект существующим нормативно-правовым актам в данной сфере правового регулирования? Дублирует ли законопроект содержание существующих нормативно-правовых актов в данной сфере правового регулирования?
• Нет ли в законопроекте положений ненормативного характера?
• Соответствуют ли положения законопроекта нормативным актам большей юридической силы?
• Предусмотрен ли в законопроекте механизм его реализации? [4]
• И т.д.
Так, экспертное заключение является объективной оценкой качества исследуемого законопроекта, поскольку содержит в себе ответы на поставленные вопросы и дает четкое понимание о содержании правовых норм конкретного законопроекта.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что заключение, будучи показателем проведенной экспертизы законопроекта и содержащее в себе полную информацию об исследуемом законопроекте, решает одну из главнейших задач современной государственно-правовой действительности -исключает возможность принятия неправового закона. Своевременное обнаружение и исправление ошибок, допущенных при конструировании законопроекта, предотвращает возникновение правоприменительных проблем в связи с действием такого закона.
Список используемой литературы:
1. Приказ Минюста РФ от 29.10.2003 N 278 (ред. от 26.08.2008) “Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации” // СПС «КосультантПлюс» (Дата обращения: 05.04.2019)
2. Короткова Ольга Анатольевна Экспертиза законодательства как составляющая правового мониторинга // Вестник ТГУ. 2015. № 8.
3. Мамитова Н. В. Правовая экспертиза как фактор эффективности законодательства Российской Федерации // Царскосельские чтения. 2010. № XIV.
4. Оныщук Игорь Игоревич Мониторинг использования экспертных заключений в рамках юридической экспертизы законопроектов // Юридическая техника. 2015. № 9.
Документ подчеркивает – далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.
Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.
Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют “на соответствие установленным требованиям”. Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.
Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений “по совершенствованию инициативы”, проведет парламентские слушания, “круглые столы”. Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.
Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.
Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.
При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет “для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки”. После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.
Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.
Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.
Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно
Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.
Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.