Я, как гражданин Российской Федерации, хочу участвовать в управлении делами государства и быть субъектом законодательной инициативы. Почему я не могу писать законопроекты и вносить их в Государственную Думу как депутаты и сенаторы?
Перечень субъектов права законодательной инициативы, к которому отнесены Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения, определен частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Отмечаем, что наделение вышеуказанных субъектов правом законодательной инициативы не носит произвольный характер и направлено на достижение определенных целей, стоящих в ходе организации законодательного процесса. Так, предполагается, что используя указанное право, данные субъекты выражают интересы всего многонационального народа Российской Федерации или его значительной части. Кроме того, осуществление законотворческой деятельности указанными субъектами на профессиональной основе обеспечивает приемлемый уровень подготовки вносимой законотворческой инициативы с точки зрения права, юридической техники и соответствующего документального оформления, а также позволяет эффективно координировать законотворческую работу с целью ее оптимизации. В связи с этим наделение граждан Российской Федерации (в большинстве не обладающих вышеуказанными возможностями) правом законодательной инициативы напрямую не представляется целесообразным.
При этом отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации создан альтернативный механизм выдвижения гражданами общественных инициатив, которым гражданин вправе воспользоваться для выдвижения предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Так, согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Указ) общественные инициативы могут быть направлены гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – интернет-ресурс).
Указом утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Правила), регламентирующие требования к заявителям и их общественным инициативам, порядок и сроки исполнения процедур, связанных с рассмотрением таких инициатив, а также правовые последствия их рассмотрения.
Отмечаем, что в соответствии с пунктами 2, 3 Правил направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». При этом размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, срок проведения которой не должен превышать два месяца.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктами 7, 13 Правил общественная инициатива не должна противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а также должна содержать описание проблемы и обоснованные варианты ее решения. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Указа и пунктом 4 Правил функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная организация – Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии».
Ознакомиться с уже опубликованными общественными инициативами, а также направить свою общественную инициативу для опубликования можно на официальной странице интернет-ресурса www.roi.ru.
Кроме того, выражение гражданской инициативы возможно в рамках проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, конституционное право на участие в управлении делами государства, в частности на участие в законотворческой деятельности, может быть реализовано гражданином посредством использования одного из вышеуказанных механизмов.
Другие вопросы по теме
- Куда сообщить о преступлении?
- Что делать, если правоохранительные органы отказываются возбуждать уголовное дело?
- Подлежат ли государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации?
- Что такое портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации»? И как можно осуществлять поиск нормативных правовых актов на нем?
- О порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов
- Подлежит ли применению постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку нарушена процедура его принятия и вступления в силу, в том числе процедура опубликования
- О разъяснениях положений законодательства Российской Федерации, касающихся использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» в фирменных наименованиях юридических лиц
- О разъяснениях положений законодательства Российской Федерации, касающихся использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» в наименованиях некоммерческих организаций
- Подлежит ли применению постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку нарушена процедура его принятия и вступления в силу, в том числе процедура опубликования
- Считаю, что действующая Конституция Российской Федерации принята неправомерно, да и вообще на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. голосовали за какой-то «проект», а не за Конституцию. Так ли это?
- Должна ли проставляться печать с изображением Государственного герба Российской Федерации на официальных документах государственных органов, удостоверениях сотрудников государственных органов? Должна ли она соответствовать требованиям ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования»?
- Как получить копию Конституции Российской Федерации. Куда обратиться?
- Кто может разъяснить федеральный закон, иной нормативный правовой акт, а также подтвердить их юридическую силу?
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательному органу субъекта Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
2. Право законодательной инициативы осуществляется законодательным органом субъекта Российской Федерации посредством внесения проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов (далее – законопроекты) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) и поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении Государственной Думы.
3. Право законодательной инициативы реализуется законодательным органом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Регламент Государственной Думы), законами субъекта Российской Федерации, регламентом или иным актом, принятым законодательным органом субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности.
4. Субъекты права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона, вправе вносить в законодательный орган субъекта Российской Федерации предложение о законодательной инициативе в Государственной Думе. К указанному предложению прилагаются законопроект либо поправки к законопроекту, оформленные в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
5. В случае нарушения субъектом права законодательной инициативы порядка ее внесения, предусмотренного настоящей статьей, данная законодательная инициатива не рассматривается законодательным органом субъекта Российской Федерации.
Документ подчеркивает – далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.
Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.
Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют “на соответствие установленным требованиям”. Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.
Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений “по совершенствованию инициативы”, проведет парламентские слушания, “круглые столы”. Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.
Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.
Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.
При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет “для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки”. После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.
Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.
Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.
Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно
Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.
Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.
Как я могу инициировать законопроект? Куда обращаться и какие шаги предпринимать?
ПолитологияЮриспруденция+3
Анастасия Щ.
29 июля 2019 · 8,8 K
Заслуженный врач России, педиатр с 34-летним стажем. Эксперт в области медицины, нутрициол… · 5 июл 2021
В настоящее время в России создан альтернативный механизм выдвижения гражданами общественных инициатив. Благодаря ему, человек вправе воспользоваться для выдвижения предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Общественные инициативы могут быть направлены гражданами России, достигшими 18 лет, с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».
Там прописаны все требования, порядок и сроки исполнения, а также правовые последствия рассмотрения общественных инициатив.
Ознакомиться с имеющимися общественными инициативами, а также направить свою для опубликования, можно на официальной странице интернет-ресурса www.roi.ru
1,2 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Снимаю ролики на ютубе, в прошлом IT-журналист. · 29 июл 2019
Вы как обычный смертный гражданин России – никак, таков закон. Статья 104 Конституции России чётко устанавливает список лиц и органов, которые могут являться инициаторами законопроектов:
* Президент Российской Федерации.
* Совет Федерации (целиком как орган власти).
* Члены Совета Федерации.
* Депутаты Государственной думы.
* Правительство Российской Федерации.
* За… Читать далее
4,7 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Антикризисное управление. Экономика. История. Автомобили. · 29 июл 2019
Анастасия, есть единственная возможность.
Существует сайт – www.roi.ru «Российская общественная инициатива».
На нем можно подать законодательную инициативу и голосовать за уже поданные.
Правда, для этого надо быть зарегистрированным на сайте Госуслуг.
Поданная инициатива перед размещением проходит экспертизу.
Если после размещения, инициатива набрала 100 000 «ЗА», то… Читать далее
776
Вы не совсем правы, так как возможность не единственная ( с оговоркой, что другие варианты будут реализовываться… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
директор Нижегородская областная общественная организация общественного контроля НООООК… · 14 февр 2021
В Нижегородской области действует Нижегородская областная общественная организация общественного контроля НООООК, которая разрабатывает социальные и иные социально значимые проекты, реализует и генерирует на своей плащадке общественные инициативы. Основной деятельностью НООООК является контроль деятельности органов государственной, муниципальной власти иных организаций… Читать далее
331
Комментировать ответ…Комментировать…
– У меня есть предложения по совершенствованию российской экологической политики. Как мне добиться, чтобы их рассмотрели и приняли? Может ли обычный гражданин предложить свой законопроект на рассмотрение? Что для этого нужно сделать?
– Потенциально рядовые российские граждане могут выступать с законодательными инициативами, и если их предложения посчитают конструктивным и целесообразными, то они приобретут статус законопроекта.
СодержаниеПоказать
- 💡 Может ли обычный гражданин предложить свой законопроект на рассмотрение
- Основные пути
- Обращение в РОИ
- 🖌 Российское законотворчество
- Схема принятия нового закона
- Внесение законопроекта
- Рассмотрение Госдумой
- Принятие законопроекта
- Одобрение Советом Федерации
- Подписание Президентом
- ❓ Часто задаваемые вопросы
💡 Может ли обычный гражданин предложить свой законопроект на рассмотрение
Право законодательной инициативы закреплено в Конституции. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, такими полномочиями в России наделены:
- Президент.
- Совет Федерации и члены Совета Федерации.
- Депутаты Госдумы.
- Правительство.
- Региональные законодательные органы.
- Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды.
Таким образом, рядовой гражданин не перечислен в числе субъектов, которые наделены правом прямой законодательной инициативы. Но он вправе выдвинуть свои предложения опосредованно: через лиц, которые таким правом обладают.
Основные пути
Самый простой путь заявить о своей инициативе – это направить предложение депутату, который представляет интересы лица в Государственной думе. Либо действовать через члена Совета Федерации, который представляет губернатора или законодательное собрание региона.
Для передачи инициативы надо записаться на прием к данному лицу либо изложить свои предложения в письменном виде. В дальнейшем депутат или член Совета Федерации уже как субъект законодательной инициативы сможет представлять интересы гражданина в соответствующей инстанции.
Также можно обратиться в Законодательное собрание (областную думу) региона, которое вправе выступить с инициативой. Но в любом случае процесс принятия законопроекта длительный и потребует от инициатора терпения и настойчивости.
Гражданин может направить предложения и в Администрацию Президента. Если доводы инициатора внесения поправок будут убедительными, то высок шанс того, что его предложения будут воплощены в жизнь. Президент может направить соответствующее поручение в профильный орган по разработке изменений в законодательство.
Обращение в РОИ
Есть еще один вариант заявить о своих предложениях по изменениям социально-экономической сферы – воспользоваться ресурсом «Российская общественная инициатива» (РОИ). Этот проект специально разработан на основании Указа Президента, чтобы упростить возможность размещения общественных инициатив простым россиянам.
Перейти на интернет-портал РОИ
Через РОИ граждане могут подать любые предложения по совершенствованию экономической политики и государственного управления. Инициатива может предполагать изменения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Процедура подачи инициативы через РОИ состоит из следующих этапов:
- После того как инициатива гражданина проходит предварительную модерацию на соответствие правилам (процесс может занимать до 2 месяцев), ее размещают на сайте. К голосованию допускают любые предложения, которые не противоречат конституционным нормам и не содержат призыва к экстремизму.
- Предложение появляется в открытом доступе, и любой гражданин вправе проголосовать за его принятие. Сбор голосов проводится в течение года после размещения.
- Чтобы инициативу рассмотрели, она должна собрать определенное количество голосов: для федерального уровня – не менее 100 тысяч человек, для регионального – от 100 тысяч человек при населении в регионе свыше 2 миллионов человек и от 5% населения – для остальных.
- Следующий этап – рассмотрение предложения экспертной группой.
- По результатам рассмотрения экспертная группа принимает решение о реализации инициативы или о ее отклонении.
В России также рассматривался законопроект о возможности передачи инициатив гражданами через Общественную палату, но он не нашел поддержки.
Есть ли у вас законодательная инициатива, которую стоит принять в России?
ДаНетНе задумывался(лась) об этом
🖌 Российское законотворчество
Перечень тех, кто вправе обратиться с законодательной инициативой, а также общий порядок внесения законопроектов для рассмотрения содержится в ст. 104 Конституции.
Законодательная инициатива является стадией законодательного процесса, которая предполагает рассмотрение, изменение и принятие закона. В процессе разработки законодательной инициативы выделяются несколько этапов:
- Анализируются действующие отношения и области их регулирования, формулируются проблематика и предмет поправок.
- Приводится сравнительный анализ регулирования аналогичных отношений в мировой практике.
- Выбираются механизмы и нормы, которые планируется включить в действующее законодательство.
- Разрабатывается текст законопроекта.
- Прорабатывается сопровождающая документация к нему.
Большая часть законопроектов разрабатывается органами исполнительной власти. В Правительстве существуют ежегодные планы по законопроектным работам и программам деятельности органов исполнительной власти, где фиксируются даты проработки федеральных проектов. Также законопроекты прорабатываются вне плана по поручению аппарата Президента или Правительства, по собственной инициативе профильных ведомств.
Часто авторами инициатив выступают депутаты Государственной думы, профильные ведомства и пр.
Не все законодательные инициативы получают статус закона.
Схема принятия нового закона
До своего принятия закон проходит несколько этапов:
- Превращается из законодательной инициативы в готовый для обсуждения законопроект.
- Вносится и рассматривается в Госдуме.
- После принятия в нижней палате Парламента перенаправляется в верхнюю.
- Получает одобрение со стороны Совета Федерации.
- Подписывается действующим Президентом.
- Публикуется в СМИ для открытого ознакомления.
Внесение законопроекта
Подготовленный для обсуждения законопроект направляется на имя Председателя Госдумы. Ему присваивается уникальный регистрационный номер, который будет действовать весь тот период, пока проект находится в Госдуме.
Также на проект заводят регистрационную карту, которая содержит полный перечень информации о том, кто его внес, какие этапы прохождения он прошел и пр.
Рассмотрение Госдумой
Поступивший законопроект Председатель Госдумы перенаправляет в профильный комитет, который проверяет его на соответствие установленным требованиям. Если документ соответствует всем нормативам, то он перенаправляется в Совет Госдумы.
В работе над обсуждением законопроекта могут участвовать эксперты, представители профессиональных групп, научных сообществ, могут собираться круглые столы и организовываться парламентские слушания и пр. За рассмотрение документа назначают ответственным один или несколько комитетов и включают его в программу работы Госдумы для предстоящего обсуждения.
Законопроект могут вернуть инициатору уже на этом предварительном этапе из-за грубых недоработок.
Принятие законопроекта
В Госдуме законопроект проходит три чтения:
- В рамках первого чтения рассматривается концепция законопроекта, актуальность и практическая значимость, анализируется соответствие предложений конституционным нормам. С докладом выступает лицо, которое внесло законопроект на рассмотрение. По результатам первого чтения законопроект могут одобрить или отклонить (при отклонении документ не подлежит дальнейшему рассмотрению). Ко второму чтению инициаторов могут обязать подготовить поправки: например, изменить формулировки закона, дополнить закон определенными статьями, исключить из закона некоторые пункты и пр. Но поправки не должны вступать в противоречие с концепцией проекта.
- В рамках второго чтения законопроект подлежит более детальному постатейному обсуждению с несколькими вариантами правок. Если законопроект проходит второе чтение, то он перенаправляется в профильный комитет для устранения возможных противоречий и для получения заключения от Правового управления аппарата Госдумы. Второе чтение является основным и во многом решающим: именно здесь законопроект приобретает окончательный вид и становится понятно, примут ли его или нет.
- В третьем чтении законопроект принимают целиком. Допустимы только отдельные уточняющие поправки. В рамках третьего чтения депутаты заслушивают доклад представителя ответственного комитета, возможно выступление со стороны представителей фракций. В исключительных случаях законопроект могут вернуть на этап второго чтения.
Принимают законопроект простым большинством голосов (50% +1 голос).
Могут ли законы противоречить друг другу
Читать
Что такое неприкосновенность депутата
Подробнее
Петиции. Работают ли они в России
Смотреть
Одобрение Советом Федерации
Одобренные Госдумой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:
- федеральные и конституционные законы;
- конституционные поправки;
- финансовые инициативы;
- законы по вопросам войны и мира, защиты госграницы;
- законы о ратификации международных договоренностей.
Некоторые законы Совет Федерации вправе не рассматривать, что приравнивается к согласию по поводу их принятия.
Законопроекты принимаются Советом Федерации простым большинством голосов. Совет Федерации не всегда принимает все законы, одобренные Госдумой. В ряде случаев между сенаторами и депутатами возникают разногласия. Тогда по нормам ч. 4 ст. 105 Конституции члены Совета Федерации организуют работу согласительной комиссии, и это орган призван разрешить имеющиеся разногласия.
Подписание Президентом
После того как федеральный закон принят, в течение пяти дней он перенаправляется Президенту для подписания и обнародования. На это Главе государства отводится 14 дней.
Если Президент не уложится в двухнедельные сроки, Госдума и Совет Федерации приступят к повторному рассмотрению закона, после чего у Президента будет 7 дней на его подписание и обнародование.
Также на данном этапе Президент наделен правом наложить вето, что заблокирует дальнейшее принятие законопроекта. Вето может быть наложено на отдельные статьи или на весь проект поправок.
Федеральные законы должны быть опубликованы в течение 7 дней после подписания Президентом. По умолчанию они вступают в силу через 10 дней, но сам закон может содержать указание на иной срок.
Срок годности дипломов вузов. Изучаем последствия такой инициативы
Читать
Новый закон о снижении платы за некачественные услуги ЖКХ
Подробнее
Цифровая база данных по злостным нарушителям ПДД с 2021 года
Смотреть
❓ Часто задаваемые вопросы
А может ли гражданин предложить внести поправки в уже существующий закон?
Может – аналогичным образом, описанным в нашем статье, – обратившись к лицу, который наделен правом законодательной инициативы.
Почему законы пишутся таким сложным для обычного человека языком?
Сложно сказать. Возможно, чтобы избежать двояких формулировок, законодатели вынуждены пользоваться длинными предложениями. По сложности восприятия российские законы на ранг выше многих философских трудов. В некоторых странах пытаются бороться с этим явлением и требуют, чтобы законы выпускали на понятном всем языке – например, в Германии, Швейцарии и Англии. В России стоит пользоваться комментариями к основному закону, которые обычно проще для понимания.