В этой статье пойдет речь о том, как писать информационные заметки в газету, а также мы приведем примеры хороших и плохих текстов, чтобы было легче разбираться в этом нелегком деле.
Важно уметь излагать свои мысли в публицистике, ведь иногда всем приходится выступать перед публикой, составлять пресс-релиз или письмо. При этом обязательно нужно придерживаться определенной структуры, помнить, как правильно прорабатывать каждый пункт. И даже для ведения блога часто требуется владеть должными навыками. Давайте поговорим о том, как этим пользоваться, чтобы самому писать в подобном стиле.
Онлайн-курсы журналистики
Что такое заметка в журналистике
Так называют специальный информационный жанр, в котором предается короткое сообщение. Его содержание – определенный факт или конкретный вопрос, на который отвечают. Субъективной оценки здесь нет, все описывается максимально нейтрально.
В такой записи меньше подробностей и комментариев по сравнению с новостью. Никаких дополнительных данных не указывается. Все кратко, емко и по делу. Это произведение очень малого объема.
Цель текста – сжато рассказать о событии так, чтобы читатель с первых строк нашел, что искал.
Как определить, что перед вами именно заметка:
- Обычно составляет не более 2000 знаков.
- Информация приводится как ответы на подразумевающиеся, но не прописанные вопросы. Читая ее, нетрудно между строк увидеть три ключевых запроса – что, где и когда случилось. Об этом и следует говорить. Но стоит помнить, что тут не спрашивается, почему это случилось. И никто не ждет рассказа о последствиях. Советуем сосредоточиться на основной идее.
- В ней сообщается о произошедшем. Без оценочных суждений, выводов, мыслей автора.
- Если очень нужно осветить ситуацию более подробно, то необходимо выбрать иной жанр. Хорошо подходит статья или репортаж
Внешний вид и оформление у записки заметный, ее легко определить. Давайте рассмотрим ее скелет.
Как выглядит структура
К этой разновидности письма предъявляются жесткие требования. Последовательность следующая:
- название;
- подзаголовок – не всегда задействуется;
- лид или введение – так называют абзац, который начинает раскрывать историю;
- основная часть теста – подробности, факты.
Как написать информационную заметку
Конечно, первым идет заголовок. Это – важная составляющая, ведь пользователь смотрит на нее и принимает решение, читать остальной текст или нет. В нем обычно содержится до 8 слов, часто это вопрос, но в конце не ставится вопросительный знак. Ведь автор не спрашивает у людей, он дает им ответы, поэтому и символ не требуется.
Далее идет подзаголовок. Его используют не всегда. Но когда он есть, то более широко освещает проблему или идею. С ним становится проще понять, о чем будет идти речь. И если человеку интересна эта мысль либо его заинтересовали эмоциональным предложением, то он прочитает все.
Если в теме вписано что-то общее или глобальное, то лучше воспользоваться возможностью и вписать, о чем будет идти разговор – о личности, событии, происшествии или деятеле.
На то, что будет раскрываться дальше, тоже нужно обращать пристальное внимание. Лид нельзя игнорировать или писать, как попадется. Это первый абзац истории, по нему читатель принимает решение, изучать дальше или закрыть газету. Определяет, насколько ему близка идея, предложенная здесь. Важно давать конкретные ответы на все вопросы, которые поднимаются или предполагаются.
Крупные порталы типа Яндекса тоже публикуют свои заметки в поисковиках. Часто вписывают основное прямо в заголовок. При переходе на эту новость открывается полный, подробный текст вместе с источниками. Затем можно открыть любую, которая заинтересовала.
Дальнейший рассказ обязан ответить на главные вопросы: что, кто, где и когда. Сюда не вмешивают причины и последствия. Не нужно искать ответы на извечные почему и как.
Нет необходимости распылять внимание человека. Задача таких новостных известий – кратко довести информацию до читателя, который спешит. Он не станет читать длинные статьи, поэтому важно уложиться в минимальное количество слов.
Если удается поделить визуально работу на указанные блоки, то все получилось сделать правильно.
Разновидности
Авторы используют 3 вида:
- Информационный – стандартный тип, в котором задействованы только сведения и факты. Обычно применим в событийном жанре.
- Хроникальный – важен для описания разнообразных историй. Следует описывать все происходящее с соблюдением последовательности. Популярно в подвиде мини-историй.
- Расширенный – в нем подают больше данных, чем в предыдущих двух разновидностях. Например, просто разбавляют дополнительными фактами по ходу новости. В других могут добавить мини-вывод или маленькое интервью с экспертом.
А теперь давайте посмотрим, какие поджанры популярны и разберем примеры, как пишется заметка в газету. Для каждого приведем описания и объяснения.
Событийная
Это новость, предметом рассказа которой становится какое-то событие или определенное положение дел. Из нее обязательно вытекает строгий ответ на все стандартные вопросы.
Такая новостная записка больше всего походит на небольшое информационное сообщение. В рядовом случае объем редко превышает 4-5 предложений. Писать все это следует в официальном стиле.
Начальные строчки обязаны ответить, о чем пойдет повествование. Не нужно распространяться, вписывать терминологию или личное отношение. Не приветствуются и имена собственные. Допустимо применение не более 2-х цифр, но помните – если речь о жертвах, то их число нельзя округлять.
В самом конце можно кратко сказать о других прошедших или будущих событиях.
Заметка-анонс
Это небольшое сообщение о предстоящих концертах, выставках и прочих мероприятиях. Суть излагается сжато, без преувеличений и домыслов. Никаких сравнений с другими аналогичными процессами. Допускается немного рассказать о том, что будет происходить. Непременно указывается время, дата, место проведения.
Заметка-аннотация
Это первый главный и наиболее важный источник, который рассказывает об объекте. Предметом могут выступать уже состоявшиеся информационные события. Чаще других это книги, статьи и фильмы. Чем грамотнее это будет написано, тем выше шансы, что кто-то захочет изучить объект полностью. Необходимо как можно более интересно презентовать содержимое, чтобы привлечь читателей.
Можно потратить много времени на изучение описываемого и знать его идеально. Но существует риск того, что никто не будет читать текст, если вы оставите лишь общие предложения. Советуем писать так, чтобы вам захотелось заново ознакомиться с произведением. Для оповещения людей о существовании пьесы, стоит указать не только название, но и основные качества, характеристики, интересные моменты.
Обязательно вписывается, что нового есть у этого предмета по сравнению с другими. Структура примерно такая:
- заголовок;
- тема;
- проблемы;
- цели;
- методы достижения;
- результаты;
- выводы.
В случае с рассказом о художественном материале, не перепутайте краткую аннотацию с пересказом содержания. Объем редко превышает 250 слов, все должно быть оригинально, структурировано и компактно. Не используются ссылки, сокращения и аббревиатуры тоже не желательны. В крайнем случае, если обойтись не получается, их смысл обязательно раскрывается.
Стоит помнить, что этот жанр можно применять только к завершенным проектам. Нельзя писать заметку, если работа над книгой не завершена.
Мини-рецензия
Это скорее оценочная, а иногда и рекламная конструкция. В качестве предмета обсуждения оказывается пьеса, кинофильм или другое явление. В отличие от предыдущего поджанра здесь присутствует взгляд автора, на нем строится все повествование. Цель – рассказать о впечатлении, которое произвело увиденное, услышанное или прочитанное.
Нюанс – мнение не должно быть подкреплено какими-либо доказательствами, это просто изложенные эмоции для тех, кто хочет их увидеть. Не требуется анализ или другие сложные инструменты. Это лишь отношение и оценка писателя. Пишется от первого лица.
Блиц-портрет
Еще один пример написания текста в жанре краткой заметки. Здесь можно отыскать данные о герое. Говорится о впечатлении, которое производит личность.
Обычно это не какой-то отдельный вид, а часть от большого объема материала. Например, повествование о том, чем человек занимался и где родился.
Мини-обзор
Еще один небольшой поджанр, в котором ведется сравнение совокупности разных событий. В качестве критерия задействуется общий признак. Если несколько происшествий случились в одно время, то их могут изучать в комплексе. Например – класс написал контрольную работу, а полученные отметки являются предметом обзора. Сюда же относятся объекты, связанные одной темой.
Мини-история
Она основана на какой-то интриге. Часто так работают женские журналы, рассказывающие исторические и любовные короткие рассказы. В них ведется речь об отношениях, профессиональных или других приключениях.
Совет
Основная мысль – программная информация. Закладывается алгоритм, которому должен следовать человек, чтобы достигнуть желаемого результата. Если выполнять все по шагам, то сделать это будет легко.
Если вам необходимо научиться корректно составлять любой из видов текста, советуем начать проходить курсы на сайте Международной Школы Профессий. На занятиях можно узнать много самых разных сведений, легко изучить новые специальности и направления. А для тех, кто уже не новичок в этом деле, подготовлены программы по изучению углубленных курсов и повышению квалификации.
Правила написания хорошей заметки в газету: образец
Предлагаем рассмотреть, как это будет выглядеть, на конкретном примере.
- Заголовок. Коронавирусом заболело 145 790 человек.
- Подзаголовок. Вирус развивается в Италии и Франции. Страны закрывают границы.
- Лид. Из-за разрастающейся эпидемии продолжают болеть люди. По состоянию на 15 марта 2020 года это число превысило 145 790 граждан. Европейские государства закрывают границы на въезд и выезд с территории. У жителей есть 3 дня, чтобы покинуть иностранные города и вернуться домой.
- Основная часть. Коронавирус получил развитие не только в Китае, где он зародился. Инфицированные люди покинули китайские провинции и вернулись на родину, создав очаги и там. В данный момент границы закрывают: Франция, Италия, Беларусь, США, Польша, Украина, РФ. Для иностранцев въезд ограничен. Граждане, которые будут возвращаться в страну после введения карантина, будут проходить обсервацию.
В заголовке информация представлена максимально подробно. Указано, что происходит, где, и обозначено число пострадавших. В подзаголовке раскрывается мысль, что власти собираются сделать, какие страны ограничат въезд.
Лид дает краткие сведения, поясняет происходящее. Если читателю некогда, то он может пройти глазами первые два абзаца, ему все станет понятно.
В основной части более подробно рассказывается о происходящем, указываются конкретные страны, прописывается, что должны делать жители и нерезиденты.
Плохие примеры информационных заметок в журналистике
Теперь рассмотрим второй образец, на этот раз не самый удачный. Предлагаем поискать здесь ошибки.
- Заголовок. Жителя Сочи оштрафовали за дым.
- Подзаголовок. Каждый год от табакокурения в России умирают тысячи людей. В Сочи началась борьба с курильщиками.
- Лид. Жителя города оштрафовали на 500 рублей за курение на автобусной остановке. В работу вступил новый закон, который касается ограничения потребления табака в общественных местах. Сам нарушитель не считает, что делал что-то противоправное, вину он не признал.
- Основной текст. Прокомментировать произошедшее мы попросили врача-аллерголога Викторию Мошиян: «К сожалению, Россия находится среди стран-лидеров по употреблению табачных изделий. Но я надеюсь, что новое законодательство поможет нам контролировать это количество и заставит людей пересмотреть свое отношение к табакокурению, особенно в общественных местах. Давайте будем надеяться, что это послужит уроком всем нам».
В заголовке видна главная мысль всего повествования, но она не конкретизирована. Не понятно, за сигареты этот штраф, за пожар или костер во дворе. Подзаголовок вроде бы раскрывает идею, но остается абстрактным. Это не конкретная цифра, а банальное заявление. Если бы было написано, что каждый день умирают 2 715 человек, то это мог быть хороший пример, подкрепленный статистикой. Второе предложение более привязано к теме рассказа, но это не то, что заинтересует и заставит читать.
В лиде должна содержаться вся подробная информация, но она настолько обобщена, что не несет пользы. Не ясно, какой закон, когда он появился, и какие изменения с собой несет. Если читатель торопится, он может пробежать глазами первые два абзаца и ему ничего не будет понятно.
В основной части комментарий от якобы эксперта. Но он является совершенно неуместным. Более того – не ясно, какое отношение имеет аллерголог к герою или принятию закона. Если бы это был ответственное лицо, что будет заниматься контролем за исполнением изменений – другое дело. Также можно было бы включить сюда мнение главы Минздрава Краснодарского края. Но в данном случае это просто специалист, который имеет диплом врача.
Сам комментарий не несет смысловой нагрузки. Ничего нового аудитории он не дает.
Приемы, которые помогают компоновать информацию
Довольно сложно из объемного материала сделать короткую записку. Сначала напишите черновик, потом удалите из него все лишнее. Предлагаем несколько действий, которые позволят очистить текст от ненужного мусора:
- Вводные конструкции. Они не помогут читателю решить его проблему.
- Оценочные выражения. Если это не рецензия, то они ни к чему. Также убираются превосходные формы и сравнения – новейший, супер практичный и другие не нужны в заметке.
- Бытовые штампы. Все, что не несет полезной информации – не требуется в этом жанре. Поэтому всякие «волшебным образом», «как по маслу» и другие смело удаляйте.
- Иробюрократизм. Все, что слишком сложно для чтения, заменяется или убирается. Не следует писать «осуществление задач по высадке зеленых насаждений». Лучше сказать «будут посажены деревья и кустарники». Это облегчит чтение и понимание.
- Формализмы. Все должно быть с пользой для того, кто это прочитает. Поэтому убираются не только мешающие конструкции, но и те, которые не понятны. Вместо «будет отключено горячее водоснабжение» рекомендуется сообщить, что без регулярного ремонта трубы выйдут из строя и тогда ремонтные работы растянутся на неопределенный срок.
Мы привели образец корректного написания и неудачного и теперь вы знаете, как правильно писать заметки. Стоит различать газетный стиль и уметь корректировать сообщения в соответствии с ним, потому что в течение жизни всем приходится сталкиваться с публицистикой и необходимостью составлять письма или прошения. В этом нет ничего сложного, главное – правильно применить полученные знания.
В жизни нередко приходится излагать мысли на бумаге в публицистическом стиле. Это может понадобиться для выступлений перед аудиторией, для составления документов, писем и заявлений, пресс-релизов, интернет-сообщений и ведения блога. Самый быстрый способ приобрести этот навык – составление газетных заметок.
По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.
Публицистический стиль
Газетный стиль – не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты – сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы – политика, экономика, культура.
Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.
Как может выглядеть публицистическая заметка в газету. Пример сообщения об открытии новой библиотеки в школьной стенгазете:
- Около года ребятам была недоступна помощь библиотеки. И вот прошлое воскресенье ознаменовалось возрождением местного храма знаний. Помещение давно нуждалось в ремонте. Читатели помнят сквозняки и сырость, укутанных библиотекарей и слабый интернет. Все в прошлом! Новые окна, прекрасное современное освещение ЛЕД-лампами, беспроводной интернет высокой скорости – все это радует читателей. В десять часов началась церемония торжественного открытия: звучит гимн «Есть по соседству библиотека», повсюду воздушные шары и счастливые лица. С напутствием «Книга – лучший друг» к ребятам обратилась Анна Ивановна Петрова, которая выдавала книжки еще их бабушкам и дедушкам. Праздник продолжался весь день. Когда пришло время расходиться по домам, родители вместе с детьми исполнили песню «Как здорово, что мы здесь собрались». Побольше бы таких хороших новостей!
Информационная заметка
Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:
- Событие российского масштаба. Сегодня открылся «Центр семейного чтения». Это новая библиотека. По словам главы администрации, ее открытие – событие российского масштаба. На фоне закрытия читальных залов по всей стране появление нового, современного библиоцентра – это, несомненно, достижение.
- Открытие Ундоровской библиотеки. Вскоре состоится открытие библиотеки после ремонта и модернизации. Планируется это событие на 25 сентября. В настоящее время заканчиваются ремонтные работы, проводится телефонная связь и завершается благоустройство территории. Итогом станет образцовая библиотека, обеспеченная современной компьютерной системой.
Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.
Что такое газетный стиль
Заметка – это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише – устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.
Поэтому пришедшие позже телевидение и радио сформировали иной стиль сообщения. Сначала радиокорреспонденты, комментируя события в эфире, стали описывать то, что видят. Про хороших комментаторов спортивных соревнований говорят, что к такому репортажу картинка не нужна. Позже, с появлением телевидения, важной способностью ведущего стало умение видеть детали, обратить внимание зрителя на определенный момент. Призывы: «Слышите?», «Вглядитесь!» – отличительная черта этих выступлений.
Но стремление подать информацию кратко, сжато роднит все три типа сообщений. Текст заметки озвучивают по радио в новостях, пускают бегущей строкой под видеоизображением. Поэтому фундаментом журналистики считается газетная заметка.
Строение заметки
Термин «заметка» означает, что статья, которая так называется, малого объема. Она должна включать название события или постановку проблемы. Короче говоря, должна отвечать на вопрос:
- Что?
Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:
- Где?
Заметка – это почти юридический документ. На нее могут ссылаться при рассмотрении дел в суде. Хотя все новостные сообщения публикуются в текущий период времени, необходимо ответить на вопрос:
- Когда?
Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:
- Как?
Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:
- Каковы результаты и первоисточники?
Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:
Как спасали кота
26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.
Как писать заметку
Чтобы начать писать, хорошо ставить себе цели: ознакомиться с работами корреспондентов газет, выделить основные части в тексте, обобщить информацию и сделать выводы, как пишется заметка в газету. Пример плана интересной заметки для стенгазеты:
1. Описание обстановки.
2. Событие.
3. Оценка автора.
Заметка в газету. Пример
Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.
Как найти тему для заметки в стенгазету
Для начала нужно определиться с темой – о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:
- Школьная олимпиада по математике.
- Школьный концерт художественной самодеятельности.
- Субботник.
- Сбор металлолома.
Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:
- Вежливость в школе.
- Прогульщики.
- Дежурство.
- Работа школьных кружков.
Взяв тему, автор придумывает вступление, пишет тело статьи (так называется часть заметки, которая раскрывает тему), составляет эффективное заключение.
Слова и термины
В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:
- Работники бюджетной сферы.
- Коммерческие структуры.
- По данным из информированных источников.
- Силовые ведомства.
- Винтокрылая машина.
- В данный отрезок времени.
- Взято на контроль.
Существуют клише эмоциональной окраски:
- Энергичный старт.
- Твердая позиция.
- Все как один.
- Тяжелейший кризис.
С чего начать
Многих пугает начало. Есть даже такая поговорка – «лиха беда начало». Но если начинать с описания фактов, заметка напишется быстро. Сначала сформировать тело статьи, а уже потом подобрать интригующий заголовок и эффективное заключение – в этом ключ к успеху. Бывает, что начав издалека, автор так и не может повернуть текст на выбранную тему. Получается несоответствие заданию. Поэтому рекомендуют составлять план, по которому будет написан текст заметки в газете. Пример:
- Вступление.
- Описание выступления самодеятельных артистов.
- Награды и грамоты.
- Отзывы зрителей.
- Творческие планы победителей.
- Заключение.
Вступление и заключение в тело статьи не входят. План может быть максимально подробный, включающий цитаты и указания на источники информации. Но может и выражаться в двух-трех словах, намечающих абзацы. По каждому пункту пишется текст, отвечающий на вопросы плана.
Но вот тело заметки готово, осталось придумать интересное вступление. Если в первых словах читатель не находит для себя ничего интересного, вряд ли он захочет читать дальше. Речь не идет о преувеличении значения информации, представленной в заметке. Это может вызвать интерес, но скоро читатель поймет, что автор сделал из мухи слона и его репутация как корреспондента пострадает.
Лучше использовать во вступлении риторический вопрос, привести интересную цитату или впечатляющую статистику.
Как составить заключение
Психологи знают, что самое последнее слово запоминается лучше. Поэтому роль заключения велика: оно резюмирует сказанное прежде и побуждает к действию. В любом случае заключение должно ободрять, вселять надежду. Даже при отрицательной направленности материала можно дать читателю надежду.
Это будет нетрудно даже для учащихся 7 класса. Пример заметки в газету, имеющей положительное заключение:
- Несмотря на то что наша команда потерпела поражение в соревнованиях, дух ребят не сломлен. Тренер сказал, что не ошибается тот, кто бездействует. Подробный разбор допущенных ошибок поможет избежать их в будущем. Так что мы с нетерпением ждем дальнейших побед.
Как придумать заголовок
Легче всего придумать заголовок после того, как написана вся заметка. Тогда легче выразить ее суть одной фразой. Следуя советам из этой статьи, постепенно можно разобраться, как написать заметку в газету. Пример, помогающий подобрать эффективный заголовок, вызывающий интерес, закончит эту тему.
1. Число.
2. Область.
3. Новость.
По этой схеме легко подобрать заголовки почти на любую тему:
- 1000 + 1 способ запоминания информации: выбрасываем шпаргалки.
- 11 классов: кто сойдет с дистанции в 9-м.
- Бесконечные вопросы: когда будут получены ответы.
Писать в публицистическом стиле приходится всем. Чтобы научиться это делать хорошо, лучший способ – читать прессу. Ведь публицистика, можно сказать, родилась в газете.
Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике.
Разберем основные ее виды и правила написания.
Еще будет много подробных примеров и описаний.
Содержание:
- Определение жанра
- Структура
- Правила публикации
- Основные виды
- Поджанры:
- Новостной
- Анонс
- Аннотация
- Мини-рецензия
- Блиц-портрет
- Мини-обозрение
- Мини-история
- Мини-совет
- Пример публикации
- Разбор грубых ошибок
- Методы компоновки информации
Что такое заметка?
Заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.
В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации.
Признаки заметки:
- Небольшой объем (около 2 000 знаков)
- Материал подается в виде ответов на вопросы (что, где и когда произошло). Это 3 основных вопроса, на которые нужно ответить в заметке. Обратите внимание, здесь нет вопроса почему это произошло или какие будут последствия.
- Идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
- Более подробно то или иное событие освещается в других жанрах. Например, в репортаже, комментарии или статьи.
- Достаточно жесткая структура
Структура заметки
Вот как выглядит структура заметки:
- Заголовок
- Подзаголовок (не всегда может встречаться)
- Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
- Основной текст
Как написать заметку
Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.
Вы не спрашиваете у читателя!
Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.
Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.
Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.
На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.
Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.
На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.
Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.
В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.
Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.
Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.
Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.
Виды заметки
Давайте рассмотрим основные виды заметки:
- Информационная заметка — стандартный вид данного жанра, в котором излагаются только факты и сведения о событии. Часто используется в событийном поджанре.
- Хроникальная заметка — используется для описания различных историй. В определенной последовательности дается хронология всех событий. К примеру, в поджанре мини-история такой вид часто может использоваться автором.
- Расширенная заметка — здесь подается достаточно больше информации, чем в остальных видах. К примеру, если это событийный поджанр, то тут будет достаточно больше фактов и информации по данной новости. Если говорить о других поджанрах, то тут дополнительно может быть какое-то небольшое интервью или мини-вывод.
Поджанры
Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.
Событийная заметка
В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.
Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.
Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.
В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.
Анонс
Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.
Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.
Аннотация
Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.
Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.
Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.
Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.
Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.
Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.
Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.
Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.
В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.
Мини-рецензия
Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).
Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.
Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.
Блиц-портрет
Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.
Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.
Мини-обозрение
Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.
Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.
Мини-история
В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.
Мини-совет
Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.
Пример заметки в газете
Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.
В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.
Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.
Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.
В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.
Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.
Плохой пример заметки
Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.
Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.
Дальше идет введение (лид).
Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.
Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.
Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.
Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»
Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.
Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.
Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.
Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.
Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.
Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.
В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.
Мы всегда остаемся за кадром. Да, это обидно. Хочется все же проявить свои таланты и показать себя. Но пусть вас утешит то, что заметки, это очень популярный жанр, который очень часто находит свое применение в интернете. Например, новости на сайтах, посты в социальных сетях, ленты новостей и так далее.
Приемы компоновки информации
Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.
Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.
Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.
Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.
Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»
Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.
Какая польза от такого сообщения?
Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.
В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.
Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.
И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.
На этом все!
Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.
заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.
В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации
Признаки заметки:
- Небольшой объем (около 2 000 знаков)
- Материал подается в виде ответов на вопросы (что, где и когда произошло). Это 3 основных вопроса, на которые нужно ответить в заметке. Обратите внимание, здесь нет вопроса почему это произошло или какие будут последствия.
- Идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
- Более подробно то или иное событие освещается в других жанрах. Например, в репортаже, комментарии или статьи.
- Достаточно жесткая структура
Структура заметки
Вот как выглядит структура заметки:
- Заголовок
- Подзаголовок (не всегда может встречаться)
- Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
- Основной текст
Как написать заметку
Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.
Вы не спрашиваете у читателя!
Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.
Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.
Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.
На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.
Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.
Яндекс заметки на главной странице
На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.
Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.
Лента новостей Яндекса
В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.
Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.
Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.
Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.
Виды заметки
Давайте рассмотрим основные виды заметки:
- Информационная заметка — стандартный вид данного жанра, в котором излагаются только факты и сведения о событии. Часто используется в событийном поджанре.
- Хроникальная заметка — используется для описания различных историй. В определенной последовательности дается хронология всех событий. К примеру, в поджанре
мини-история такой вид часто может использоваться автором. - Расширенная заметка — здесь подается достаточно больше информации, чем в остальных видах. К примеру, если это событийный поджанр, то тут будет достаточно больше фактов и информации по данной новости. Если говорить о других поджанрах, то тут дополнительно может быть какое-то небольшое интервью или мини-вывод.
Поджанры заметок ,Жанровые виды заметки
Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована.
Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.
событийная заметка
Событийные заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображения. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.
В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.
Пример новостной заметки в газете
Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.
Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.
В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.
анонс
Анонс – образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере).
При всей близости к объявлению анонс является самостоятельным видом публикаций. Различие (хотя и незначительное) между анонсом и объявлением (как они существуют в современной российской прессе) заключается прежде всего в том, что объявления выполняют функцию извещения не только о том, что и где нечто произойдет, но и о том, что уже происходит или происходило
Пример анонса предстоящих концертов
Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.
аннотация
Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.
Название данного жанра «аннотация» переводится с английского «annotate» как «примечать». Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего – это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Аннотация является одним из основных жанров специализированных периодических изданий («Книжный мир» и т.п.), но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в периодических изданиях иного плана.
Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.
Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.
Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.
Пример заметки в виде аннотации
Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.
Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.
Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.
Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.
В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.
мини-рецензия
Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).
Мини-рецензия. представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.
Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.
Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.
Пример мини-рецензии на кинопоиске
Блиц-портрет
Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.
Блиц-портрет – жанр который может быть выделен из информационных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек. Наличие подобного названия заметки важно как для самого журналиста, так и для аудитории. Журналисту знание того, что ему необходимо подготовить информационный материал в жанре «блиц-портрет», помогает уяснить, что именно он должен написать. Аудитории же обозначение публикации именем «блиц-портрет» подсказывает то, о чем, собственно говоря, идет речь в расположенной под этой рубрикой публикации.
Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.
мини-обозрение
Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.
Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.
Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству (по теме). Могут быть найдены и какие-то иные основания для выбора совокупности обозреваемых феноменов.
Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель досконально выявить взаимосвязи, существующие между отобранными им для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых феноменов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель – сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.
Мини-история
В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чтения и готовящихся по «европейскому стандарту» (читателю предлагается получить основные сведения при минимальной затрате времени и усилий). Иначе говоря, такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.
Главной основой для выделения мини-истории в качестве самостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
Мини-совет
Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация.
Пример мини-совета
Пример заметки в газете
Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.
Событийная заметка в газете
В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.
Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.
Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.
В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.
Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.
Плохой пример заметки
Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.
Грубые ошибки в заметке
Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.
Дальше идет введение (лид).
Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.
Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.
Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.
Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»
Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.
Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.
Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.
Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.
Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.
Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.
В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.
Мы всегда остаемся за кадром. Да, это обидно. Хочется все же проявить свои таланты и показать себя. Но пусть вас утешит то, что заметки, это очень популярный жанр, который очень часто находит свое применение в интернете. Например, новости на сайтах, посты в социальных сетях, ленты новостей и так далее.
Приемы компоновки информации
Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.
Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.
Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.
Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.
Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»
Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.
Какая польза от такого сообщения?
Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.
В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.
Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.
И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.
Разновидности заметки (по А.А. Тертычному). Характерные черты каждого вида.
Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п. Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.
Типы информационного содержания заметки
Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация, которая бы помогала ему устанавливать факт существования каких-то явлений, их значимость, ценность и направления их развития, будущее их состояние, определять соответствующие нормы (рамки) их «использования» и возможные варианты собственных действий (в том числе, возможно, и со стороны других членов аудитории), связанных с такими явлениями.
Всесторонность информации возникает в результате комбинирования (то ли целенаправленного, то ли спонтанного) неких исходных типов этой информации. А именно: фактов (фактологической, дескриптивной информации), оценок (оценочной, валюативной информации), норм (нормативной предписательной информации), программ (программной, рекомендательной информации), предположений (прогностической, вероятностной, превентивной информации). В конкретной заметке может превалировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации. В результате возникает относительно большое содержательное разнообразие заметок.
На этом все!
Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.
См. также
- блиц-портрет ,
- новость
- мягкая новость , жесткая новость ,
- новость , новости ,
Информационные жанры
- Заметка
- Репортаж
- Интервью
- Информационная корреспонденция
- Информационный отчет
- Блиц-опрос
- Вопрос-ответ
Аналитические жанры
- Комментарий
- Корреспонденция
- Статья
- Журналистское расследование
- Аналитические отчеты
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- Беседа
- Социологическое резюме
- Анкета
- Мониторинг
- Рейтинг
- Рецензия
- Обозрение
- Обзор СМИ
- Прогноз
- Версия
- Эксперимент
- Письмо
- Исповедь
- Рекомендация ( совет )
- Аналитический пресс-релиз
- лонгрид , длинная журналистика , lsi лонгриды ,
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях,
мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.
Всем привет! В первом выпуске «Школы журналистики» мы начнём говорить о жанре, без которого не может существовать ни один сайт, который претендует на гордое звание средства массовой информации. Устраивайтесь поудобнее. Тема нашей сегодняшней беседы — классическая новостная заметка.
Начинающие авторы (а иногда и редакторы) относятся к новостям пренебрежительно. Дескать, что с них взять. Пишутся быстро, по содержанию короткие (4-6 абзацев — потолок) и не требуют особых талантов в публицистике. Поставленный слог, владение техниками письма, литературные приёмы — всё это история не про заметку. Между тем само по себе информационное сообщение — это одна из основ журналистики в целом.
Так уж исторически сложилось, что люди издревле делились информацией. Когда пещерный человек выбивал камнем на скале сцену охоты на мамонта, он не просто бахвалился перед своими соплеменниками — он рассказывал о событии, которое произошло, просто наш предок был стеснен в средствах выражения. Письменности-то нет.
Глашатаи на улицах средневековой Европы сообщали королевские указы (чем не предтеча пресс-релизов мэрии), пересказывали приметы опасных преступников (криминальная хроника), сообщали, где, когда и во сколько в город придёт караван заморских купцов (экономическая хроника).
Идея краткого информационного сообщения, простого и понятного среднестатистическому обывателю, тянется сквозь века. И жить она будет (смею предположить), пока человечество в полном составе не сгинет в вечности. Вот тогда и встанут печатные станки — веб-сервера из строя выйдут (электричества-то нэМа). Ну а пока, как бы того не хотелось некоторым редакторам, заметка — это один из ведущих жанров профессиональной прессы. Очень хитрый, несмотря на всю свою простоту.
Не стоит пугаться. Понять, где здесь собака зарыта, сможет совершенно любой человек — достаточно лишь включить голову и запомнить простые правила. Но прежде чем мы приступим к составлению схемы, позвольте рассказать в двух словах о том, как вообще устроена жанровая система в журналистике.
Перво-наперво — само определение слова «жанр». Говоря простым языком, жанр — это набор приёмов и клише, который позволяет отличить один текст от другого. Некая маркировка, понятная специалистам внутри отрасли. Для читателя ведь всё едино: есть заметка и статья (для продвинутых — ещё интервью и репортаж).
Если мы откроем интернет-сайт или печатный журнал, то увидим, что часть материалов представляют собой интервью, есть рецензии, хватает и информационных фичеров (корреспонденций). Для наглядности ВСЕ жанры делят на три большие группы (по целям):
1) Информационные — задача этой группы сообщить читателю о событии;
2) Аналитические — раскрыть суть события, проанализировать и сделать какие-то выводы;
3) Художественно-публицистические — по сути, задача этой группы состоит в том, чтобы развлечь или (что бывает нередко) заставить читателя задуматься. Из всех групп именно ХПЖ ближе всего находится к литературе, к направлению под названием нон-фикшн.
Несложно догадаться, что заметка находится в первой, информационной группе жанров. Её задача в ёмкой форме рассказать человеку о том, что произошло. А как это проще всего сделать? Придумать единую форму подачи информации, конечно же! И эта форма была придумана. И называется она «перевернутая пирамида».
Суть фокуса проста — сообщать в начале текста ключевую информацию о событии, и лишь потом дополнять её деталями, фактами и комментариями участников/экспертов. Движение информации по тексту в этом случае происходит по принципу «от наиболее важного к наименее».
Путём нехитрых умозаключений, получаем следующую схему, придерживаясь которой любой человек сможет написать заметку для своего сайта или блога.
Итак, новость состоит из:
1) Заголовок/подзаголовок — не более 5-7 слов, в идеале никаких знаков препинания. Глагол (действие) — обязательное условие.
2) Лидер-абзац. Состоит из двух-трех простых предложений и раскрывает основную суть события.
3) Тезис (основная часть) — дополняет лидер-абзац деталями.
4) Аргумент — он же комментарий очевидца или эксперт(а/ов).
5) Бэкграунд — рассказывает о том, что предшествовало событию, либо дает ссылку на похожие новости.
Иногда (опционально) в этой схеме появляется и шестой пункт — так называемое «обобщение». В качестве примера представьте себе, что вам дано задание написать про инсайдерский слив важных данных о новом смартфоне. По слухам, его должны показать на выставке электроники, которая пройдёт в марте этого года в Лос-Анджелесе. Вы работает над бэкграундом, и вот в тексте появляется примерно следующий абзац:
«Это уже не первый слив данных о новом телефоне от компании Apple. Ранее инсайдер под ником Тамагочи сообщил, что флагман будет поддерживать сети нового поколения 5G. Анонс аппарата ожидается на выставке такой-то».
Не замечаете, что здесь чего-то не хватает? Правильно. Раз есть информация о выставке, то хорошо бы сообщить о том, когда и где она пройдет. Вот тут-то в ход и вступает обобщающая часть.
Обычно (но не всегда) её отбивают отдельным абзацем. Получается примерно следующее:
«Напомним, выставка электроники НАЗВАНИЕ пройдёт в период с 15 по 23 марта в Лос-Анджелесе. Наш сайт будет вести прямую трансляцию с места событий».
Вот теперь новость выглядит максимально завершённой. Однако давайте перейдем от теории к практике. И для примера возьмем выдуманную историю о похождения маньяка где-нибудь в Москве.
Вводная истории выглядит так. Во второй половине дня в редакцию от читателя поступает сообщение, что недалеко от его дома было обнаружено обезглавленное тело молодой девушки. Полиция обступила местность и не даёт проходу даже местным жителям.
Момент сбора и подтверждения информации (так называемый фактчекинг) в этом уроке мы упустим. Важно в этой истории следующее — на окраине города было найдено тело обезглавленной девушки. Перед тем, как её убить, мужчина жесткой надругался над ней — изнасиловал. И (главное) — это уже не первый подобный труп: ранее в разных уголках города уже находили обезображенные тела девиц.
Пишем текст.
Заголовок: Неизвестный мужчина обезглавил девушку на окраине Москвы
Лидер-абзац: На окраине Москвы было найдено обезглавленное тело молодой девушки. По слухам, это дело рук маньяка, который несколько месяцев подряд держит в страхе жителей столицы.
Тезис: Труп был обнаружен местными жителями ранним утром, сообщили корреспонденту «Новых новостей» в пресс-службе МВД по Московской области.
Аргумент/комментарий: «Мужчина вышел погулять с собакой и выбросить мусор. В контейнере он нашёл обезглавленное тело. Вызвал полицию», — поясняют сотрудники ведомства.
Представители правоохранительных органов не спешат связывать происшествие с деятельностью маньяка, который несколько месяцев подряд держит в страхе жительниц столицы.
«Делать выводы ещё рано», — настаивает пресс-служба полиции. «Проводятся следственные действия. Позже будет ясно, относится ли этот эпизод к серии убийств, о которой вы спрашиваете. Предварительно могу сказать, что определенное сходство прослеживается, но, повторюсь, выводы делать рано».
Бэкграунд: Напомним, в начале декабря на окраине столицы было найдено обезглавленное тело 30-летней Анастасии М. Экспертиза показала, что неизвестный надругался над женщиной, задушил и отрезал голову. Спустя месяц в микрорайоне <НАЗВАНИЕ_МИКРОРАЙОНА> обнаружили останки студентки Валерии К. Девушка пропала по дороге с учёбы. После нескольких дней тщетных поисков волонтёры поискового отряда нашли Валерию в подвале одного из многоэтажных домов. Девушка была изнасилована и обезглавлена.
По неофициальным данным, на совести маньяка по меньшей мере пять жертв. Полицейские не хотят комментировать эту информацию, ссылаясь на тайну следствия.
Выше вы могли прочесть пример классического информационного сообщения о происшествии. Его структура в полной мере отражает основополагающий принцип «перевёрнутой пирамиды»: движение от важного к наименее важному.
Заголовок — прямой, информационный, содержит действие.
Лидер-абзац — сообщает о сути происшествия.
Тезис — раскрывает обстоятельства, при которых тело было обнаружено.
Аргумент/комментарий — дополняет тезис.
Бэкграунд — рассказывает о прошлых жертвах маньяка.
Разумеется, кто-то может возразить. Сказать, что предыдущие жертвы маньяка — это также важно, как и тело обезглавленной девушки в мусорном контейнере. Всё это верно с общечеловеческой точки зрения, но в контексте заметки о происшествии это — справочная информация, и она должна находится в хвосте текста.
Не пугайтесь. Схема выше лишь на первый взгляд может показаться сложной для понимания. В среде профессиональных журналистов существует упражнение, которое поможет раз и навсегда усвоить принцип «перевернутой пирамиды».
Суть упражнения состоит в следующем. Вспомните одно из известных литературных произведений и попытайтесь перенести его на бумагу в виде заметки.
Если текст не изобилует дополнительными сюжетными линиями, то темой заметки почти наверняка станет финал произведения. Например, в заметке об «Одиссеи капитана Блада» будет говорится о том, что беглый каторжник и известный пират занял пост губернатора.
История про Колобка расскажет криминальную историю про убийство хлебобулочного изделия. Сказка о «Красной шапочке» — о чудесном спасении из лап маньяка. И так далее.
Проделав это упражнение несколько раз, вы почти наверняка освоите базовые принципы написание простого информационного сообщения о свершившемся событии (классическое определение новости в журналистике). Однако раздел «Новости» на информационном сайте таит в себе ещё много интересного. Но об этом — в следующем уроке «Школы журналистики».