6. Составь и запиши заметку в детский журнал или газету
1) Выбери тему.
《Когда я был в музее…》
《Картинная галерея удивила меня тем, что…》
《На концерте происходило…》
Предположи свою тему.
2) Напиши заметку в детскую газету.
(в газету не надо писать)
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
В жизни нередко приходится излагать мысли на бумаге в публицистическом стиле. Это может понадобиться для выступлений перед аудиторией, для составления документов, писем и заявлений, пресс-релизов, интернет-сообщений и ведения блога. Самый быстрый способ приобрести этот навык – составление газетных заметок.
По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.
Публицистический стиль
Газетный стиль – не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты – сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы – политика, экономика, культура.
Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.
Как может выглядеть публицистическая заметка в газету. Пример сообщения об открытии новой библиотеки в школьной стенгазете:
- Около года ребятам была недоступна помощь библиотеки. И вот прошлое воскресенье ознаменовалось возрождением местного храма знаний. Помещение давно нуждалось в ремонте. Читатели помнят сквозняки и сырость, укутанных библиотекарей и слабый интернет. Все в прошлом! Новые окна, прекрасное современное освещение ЛЕД-лампами, беспроводной интернет высокой скорости – все это радует читателей. В десять часов началась церемония торжественного открытия: звучит гимн «Есть по соседству библиотека», повсюду воздушные шары и счастливые лица. С напутствием «Книга – лучший друг» к ребятам обратилась Анна Ивановна Петрова, которая выдавала книжки еще их бабушкам и дедушкам. Праздник продолжался весь день. Когда пришло время расходиться по домам, родители вместе с детьми исполнили песню «Как здорово, что мы здесь собрались». Побольше бы таких хороших новостей!
Информационная заметка
Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:
- Событие российского масштаба. Сегодня открылся «Центр семейного чтения». Это новая библиотека. По словам главы администрации, ее открытие – событие российского масштаба. На фоне закрытия читальных залов по всей стране появление нового, современного библиоцентра – это, несомненно, достижение.
- Открытие Ундоровской библиотеки. Вскоре состоится открытие библиотеки после ремонта и модернизации. Планируется это событие на 25 сентября. В настоящее время заканчиваются ремонтные работы, проводится телефонная связь и завершается благоустройство территории. Итогом станет образцовая библиотека, обеспеченная современной компьютерной системой.
Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.
Что такое газетный стиль
Заметка – это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише – устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.
Поэтому пришедшие позже телевидение и радио сформировали иной стиль сообщения. Сначала радиокорреспонденты, комментируя события в эфире, стали описывать то, что видят. Про хороших комментаторов спортивных соревнований говорят, что к такому репортажу картинка не нужна. Позже, с появлением телевидения, важной способностью ведущего стало умение видеть детали, обратить внимание зрителя на определенный момент. Призывы: «Слышите?», «Вглядитесь!» – отличительная черта этих выступлений.
Но стремление подать информацию кратко, сжато роднит все три типа сообщений. Текст заметки озвучивают по радио в новостях, пускают бегущей строкой под видеоизображением. Поэтому фундаментом журналистики считается газетная заметка.
Строение заметки
Термин «заметка» означает, что статья, которая так называется, малого объема. Она должна включать название события или постановку проблемы. Короче говоря, должна отвечать на вопрос:
- Что?
Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:
- Где?
Заметка – это почти юридический документ. На нее могут ссылаться при рассмотрении дел в суде. Хотя все новостные сообщения публикуются в текущий период времени, необходимо ответить на вопрос:
- Когда?
Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:
- Как?
Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:
- Каковы результаты и первоисточники?
Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:
Как спасали кота
26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.
Как писать заметку
Чтобы начать писать, хорошо ставить себе цели: ознакомиться с работами корреспондентов газет, выделить основные части в тексте, обобщить информацию и сделать выводы, как пишется заметка в газету. Пример плана интересной заметки для стенгазеты:
1. Описание обстановки.
2. Событие.
3. Оценка автора.
Заметка в газету. Пример
Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.
Как найти тему для заметки в стенгазету
Для начала нужно определиться с темой – о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:
- Школьная олимпиада по математике.
- Школьный концерт художественной самодеятельности.
- Субботник.
- Сбор металлолома.
Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:
- Вежливость в школе.
- Прогульщики.
- Дежурство.
- Работа школьных кружков.
Взяв тему, автор придумывает вступление, пишет тело статьи (так называется часть заметки, которая раскрывает тему), составляет эффективное заключение.
Слова и термины
В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:
- Работники бюджетной сферы.
- Коммерческие структуры.
- По данным из информированных источников.
- Силовые ведомства.
- Винтокрылая машина.
- В данный отрезок времени.
- Взято на контроль.
Существуют клише эмоциональной окраски:
- Энергичный старт.
- Твердая позиция.
- Все как один.
- Тяжелейший кризис.
С чего начать
Многих пугает начало. Есть даже такая поговорка – «лиха беда начало». Но если начинать с описания фактов, заметка напишется быстро. Сначала сформировать тело статьи, а уже потом подобрать интригующий заголовок и эффективное заключение – в этом ключ к успеху. Бывает, что начав издалека, автор так и не может повернуть текст на выбранную тему. Получается несоответствие заданию. Поэтому рекомендуют составлять план, по которому будет написан текст заметки в газете. Пример:
- Вступление.
- Описание выступления самодеятельных артистов.
- Награды и грамоты.
- Отзывы зрителей.
- Творческие планы победителей.
- Заключение.
Вступление и заключение в тело статьи не входят. План может быть максимально подробный, включающий цитаты и указания на источники информации. Но может и выражаться в двух-трех словах, намечающих абзацы. По каждому пункту пишется текст, отвечающий на вопросы плана.
Но вот тело заметки готово, осталось придумать интересное вступление. Если в первых словах читатель не находит для себя ничего интересного, вряд ли он захочет читать дальше. Речь не идет о преувеличении значения информации, представленной в заметке. Это может вызвать интерес, но скоро читатель поймет, что автор сделал из мухи слона и его репутация как корреспондента пострадает.
Лучше использовать во вступлении риторический вопрос, привести интересную цитату или впечатляющую статистику.
Как составить заключение
Психологи знают, что самое последнее слово запоминается лучше. Поэтому роль заключения велика: оно резюмирует сказанное прежде и побуждает к действию. В любом случае заключение должно ободрять, вселять надежду. Даже при отрицательной направленности материала можно дать читателю надежду.
Это будет нетрудно даже для учащихся 7 класса. Пример заметки в газету, имеющей положительное заключение:
- Несмотря на то что наша команда потерпела поражение в соревнованиях, дух ребят не сломлен. Тренер сказал, что не ошибается тот, кто бездействует. Подробный разбор допущенных ошибок поможет избежать их в будущем. Так что мы с нетерпением ждем дальнейших побед.
Как придумать заголовок
Легче всего придумать заголовок после того, как написана вся заметка. Тогда легче выразить ее суть одной фразой. Следуя советам из этой статьи, постепенно можно разобраться, как написать заметку в газету. Пример, помогающий подобрать эффективный заголовок, вызывающий интерес, закончит эту тему.
1. Число.
2. Область.
3. Новость.
По этой схеме легко подобрать заголовки почти на любую тему:
- 1000 + 1 способ запоминания информации: выбрасываем шпаргалки.
- 11 классов: кто сойдет с дистанции в 9-м.
- Бесконечные вопросы: когда будут получены ответы.
Писать в публицистическом стиле приходится всем. Чтобы научиться это делать хорошо, лучший способ – читать прессу. Ведь публицистика, можно сказать, родилась в газете.
Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике.
Разберем основные ее виды и правила написания.
Еще будет много подробных примеров и описаний.
Содержание:
- Определение жанра
- Структура
- Правила публикации
- Основные виды
- Поджанры:
- Новостной
- Анонс
- Аннотация
- Мини-рецензия
- Блиц-портрет
- Мини-обозрение
- Мини-история
- Мини-совет
- Пример публикации
- Разбор грубых ошибок
- Методы компоновки информации
Что такое заметка?
Заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.
В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации.
Признаки заметки:
- Небольшой объем (около 2 000 знаков)
- Материал подается в виде ответов на вопросы (что, где и когда произошло). Это 3 основных вопроса, на которые нужно ответить в заметке. Обратите внимание, здесь нет вопроса почему это произошло или какие будут последствия.
- Идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
- Более подробно то или иное событие освещается в других жанрах. Например, в репортаже, комментарии или статьи.
- Достаточно жесткая структура
Структура заметки
Вот как выглядит структура заметки:
- Заголовок
- Подзаголовок (не всегда может встречаться)
- Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
- Основной текст
Как написать заметку
Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.
Вы не спрашиваете у читателя!
Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.
Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.
Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.
На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.
Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.
На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.
Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.
В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.
Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.
Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.
Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.
Виды заметки
Давайте рассмотрим основные виды заметки:
- Информационная заметка — стандартный вид данного жанра, в котором излагаются только факты и сведения о событии. Часто используется в событийном поджанре.
- Хроникальная заметка — используется для описания различных историй. В определенной последовательности дается хронология всех событий. К примеру, в поджанре мини-история такой вид часто может использоваться автором.
- Расширенная заметка — здесь подается достаточно больше информации, чем в остальных видах. К примеру, если это событийный поджанр, то тут будет достаточно больше фактов и информации по данной новости. Если говорить о других поджанрах, то тут дополнительно может быть какое-то небольшое интервью или мини-вывод.
Поджанры
Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.
Событийная заметка
В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.
Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.
Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.
В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.
Анонс
Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.
Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.
Аннотация
Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.
Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.
Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.
Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.
Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.
Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.
Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.
Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.
В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.
Мини-рецензия
Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).
Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.
Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.
Блиц-портрет
Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.
Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.
Мини-обозрение
Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.
Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.
Мини-история
В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.
Мини-совет
Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.
Пример заметки в газете
Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.
В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.
Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.
Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.
В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.
Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.
Плохой пример заметки
Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.
Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.
Дальше идет введение (лид).
Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.
Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.
Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.
Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»
Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.
Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.
Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.
Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.
Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.
Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.
В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.
Мы всегда остаемся за кадром. Да, это обидно. Хочется все же проявить свои таланты и показать себя. Но пусть вас утешит то, что заметки, это очень популярный жанр, который очень часто находит свое применение в интернете. Например, новости на сайтах, посты в социальных сетях, ленты новостей и так далее.
Приемы компоновки информации
Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.
Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.
Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.
Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.
Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»
Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.
Какая польза от такого сообщения?
Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.
В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.
Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.
И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.
На этом все!
Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.
Светило науки – 7 ответов – 0 раз оказано помощи
Ответ:
думаю правильно)
давайте лучший❤
Объяснение:
Мы с моими друзьями и родителями пошли в музей. Я был в музее первый раз и мне все понравилось.
В музее все было так красиво, я был просто восхищен. Стены отделаны в архитектурном стиле, люстра, изготовленная в старом стиле. В музее стояла своя обстановка. Первый раз я все это увидел своими глазами. Я буквально все рассматривал. Мне было все там интересно.
Потом подошел к нам гид, и она стала нам все показывать. Она описывала и поясняла историю отдельного предмета, где и как он применялся и когда возник. Мы все внимательно слушали, и нам было очень интересно. Я узнавал для себя много нового. Но после этого нам дали возможность лично пройтись и все как следует разглядеть. С ребятами мы восхищенно осматривали все вокруг.
Я был сильно радостный, что посетил музей. Весь день ходил с улыбкой на лице. Я еще много раз буду вспоминать то время, когда я посетил это прекрасное место. Теперь я буду часто посещать такие места. В следующий раз мы пойдем с родителями в художественный музей, там будет проходить интересная выставка картин.
Урок развития речи в 4 классе.
Тема: «Детская газета. Заметка в газету».
Учитель: Омельяненко Вера Павловна
КГУ «Средняя школа № 36»
акимата г. Усть-Каменогорска
Задачи:
1.Познакомить учащихся с
детской газетой «Дружные ребята». Способствовать формированию информационной
культуры учащихся. Умения развивать слушать, понимать и добывать информацию,
размышлять и делать выводы.
2.Развивать письменную и
устную речь учащихся.
3.Способствовать
развитию интереса к чтению газет, удовлетворению потребности читать и
узнавать больше.
I
Организационный
момент.
– Отгадайте загадку:
Языка не имеет,
А у кого
побывает,
Тот многое знает.
II
Сообщение
темы урока. Вступительная беседа.
– Сегодня на уроке речь
пойдет о газете.
– Для чего людям нужны
газеты?
– Какие газеты читают в
вашей семье?
– Как вы думаете, какой
предмет в стародавние времена носил название «гадзетте»?
Об истории возникновения
газеты расскажет один из учеников.
Выставка газет.
– Вот так выглядят
современные газеты. Есть газеты, которые издаются в стране, есть свои газеты и
в маленьких городах, на предприятиях и даже в университетах и школах.
– Сколько газет издается
в нашем городе?
III
Знакомство
с детской газетой «Дружные ребята».
– Вы назвали газеты,
издаваемые для взрослых. Но существуют и специальные газеты для детей – детские
газеты. Одна из них лежит сегодня у вас на парте. Как она называется?
– Сегодня на уроке мы
познакомимся с нею, и я надеюсь, что газета вас заинтересует, и вы станете ее
постоянными читателями.
– Какие еще
дополнительные сведения вы почерпнули, знакомясь с названием газеты? (Узнали,
какой номер газеты по порядку, день и число ее выпуска).
– А можно, не читая
заглавия газеты, узнать, что это газета для детей? (Там, где помещено
название, изображены фигурки детей).
– По каким признакам еще
можно определить, что это детская газета? (Много рисунков, фотографий, которые
изображают детей, их занятия. И вообще газета выполнена в цвете).
– Полистайте газету.
Прочитайте заголовки статей и заметок. Дома, на перемене вы уже знакомились с
газетой. Какой материал больше всего привлек ваше внимание?
– Чтобы помочь вам
ориентироваться в газете, её авторы позаботились не только об ярких и
интересных заголовках. По страницам газет вас ведут и рисунки-символы.
Полистайте странички газеты. Какие символические рисунки вы нашли на ее
страницах? Что они нам сообщают? (Фотозарисовки, волшебные подмостки).
– Есть надписи, которые
путешествуют из номера в номер, озаглавливая определенные разделы газеты. Это
так называемые рубрики. Рубрика возглавляет все материалы, объединяет их
общей темой.
– Найдите на страницах
газеты названия.
– В газете существуют
такие рубрики: «Комната новостей», «Читалка Дружные ребята», «Перекличка школ»,
«Стадион Дружные ребята» и др.
– Таким образом, в газете
каждый из вас может получить информацию по своим интересам и увлечениям.
IV
Проведение
игры.
– А сейчас поиграем в
игру «Верите ли вы»?
1 Верите ли вы, что
талисманом 7-х Азиатских зимних игр 2011 года а г. Астане и г. Алматы снежный
барс получил прозвище Ирбис?
2 Верите ли вы, что
жительница г. Павлодар Маша Мудряк вошла в Книгу рекордов Гиннеса, как самая
юная оперная певица?
3 Верите ли вы, что
есть «Желтый кот», который больше всего на свете любит… учиться?
4 Верите ли вы, что
вместо красок можно использовать кофе?
5 Верите ли вы, что
Наталья Черкашина из г. Усть-Каменогорск заняла первое место в Республиканском
конкурсе юных художников?
– Ответы на эти и другие
вопросы вы получите в газете «Дружные ребята»!
– Вы познакомились с
материалами газет, прочитали некоторые из них. Кто пишет все заметки, статьи,
письма в газете? Кто является ее главными авторами?
– Это и взрослые
корреспонденты, и настоящие писатели, актеры, спортсмены. Это и ребята, – юнкоры.
– Если вас заинтересовала
газета, вернее, какая-то помещенная в ней статья и вы решили сами написать
заметку, куда вы пошлете свое письмо? (В редакцию).
– На последней страничке
внизу дан адрес и телефон редакции, а также, у кого есть компьютер, указан
электронный адрес.
V
Письмо
заметки
– Сегодня на уроке вы
напишите заметку в газету. Заметка – это краткий рассказ, небольшое
сообщение.
– О чем вы можете
написать в газету?
– Как называется то, что
сообщается в тексте? (Тема). Вы должны выбрать тему и не отступать от
темы.
– Заметка – это текст.
Вспомните составные части текста, рассказа.
– Как можете назвать свою
заметку?
– Подумайте, о чем вы
будете писать. Не забудьте, вашу заметку будут читать другие ребята.
Постарайтесь написать самое главное.
– Лучшие работы пошлем в
газету.
VI
Письмо
заметок. Работа учащихся.
VII
Чтение
заметок.
VIII
Итог
урока.
– Верите ли вы, что
газету «Дружные ребята» читали ваши бабушки, папы, мамы, учителя? С какого года
издается? (с 1933 г.).
– А где можно приобрести
газету?
– Сегодня убедились в
том, что в газете можно узнать много интересного и полезного. Надо только иметь
привычку читать, читать не только учебники, но и справочники, энциклопедии,
журналы, газеты.
¯ Для любознательных.
Стенные газеты. Как
называется наша школьная газета?