Как составить занятие по вокалу

Тема 1: Организационное занятие

Цель занятия: знакомство с детьми.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с образовательной программой “Вокал ”,
  • Узнать расписание занятий,

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение, умение слушать.

Развивающие:

  • Развивать умение общаться.

Тип занятия: урок-знакомство.

Структура урока:

  1. Запись детей, их домашних адресов, телефонов, дат рождения.
  2. Игра на знакомство “Снежный ком”.
  3. Знакомство с программой занятий, расписанием.
  4. Знакомство с увлечениями детей.
  5. Знакомство с приемом “Вокал ”
  6. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортопиано .
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Журнал
  2. Дневник

Тема 2:Дыхание.

Способы вдоха.

Цель занятия: знакомство с видами дыхания.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с видами дыхания,
  • Узнать, как правильно дышать во время пения.

Воспитательные:        

  • Воспитывать умение слушать
  • Воспитывать коллективизм при помощи ансамблевого пения.

Развивающие:

  • Развивать дыхание,
  • Развивать умение общаться.

Тип занятия: урок-знакомство.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Распевание.
  3. Рассказ о видах дыхания и важности правильно дышать.
  4. Упражнения на дыхание.
  5. Упражнения на дыхание со звуком.
  6. Игры на командное сплочение и знакомство (”Я иду в поход”,”Ассоциации”)
  7. “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая.

. Средства обучения:

  1. Фортопиано .
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты

Тема 3:Дыхание.

Тренировка последовательности вдох – задержка – медленный выдох.

Цель занятия: знакомство с видом дыхания вдох – задержка – медленный выдох.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с одним из видов дыхания,
  • Узнать, как правильно дышать во время пения.

Воспитательные:        

  • Воспитывать умение слушать
  • Воспитывать коллективизм при помощи ансамблевого пения.

Развивающие:

  • Развивать дыхание,
  • Развивать умение общаться.

Тип занятия: урок-знакомство.

Структура урока:

      1.   Оргмомент.

2.   Распевание.

  1. Рассказ о видах дыхания и важности правильно дышать.
  2. Упражнения на дыхание.
  3. Упражнения на дыхание со звуком.
  4. Игры на командное сплочение и знакомство (”Я иду в поход”,”Ассоциации”)
  5. “Вокал”
  6. Подведение итогов.

Формы работы: групповая.

Средства обучения:

  1. Фортопиано .
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты

Тема 4:Дыхание.

Постановка певческого дыхания.

Цель занятия: знакомство с постановкой певческого дыхания.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной постановкойпевческого дыхания,
  • Учиться правильновладеть дыханием при пении.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слышать.
  • Воспитывать терпение.

Развивающие:

  • Развивать дыхание.
  • Развивать умение работать в коллективе.

Тип занятия: урок-знакомство.

Структура урока:

      1.   Оргмомент.

2.   Распевание.

  1. Рассказ о певческом дыхании и важности правильно дышать.
  2. Упражнения на дыхание.
  3. Упражнения на дыхание со звуком.
  4. Игры на командное сплочение и знакомство (”Я иду в поход”,”Ассоциации”)
  5. “Вокал”
  6. Подведение итогов

Формы работы: групповая.

Средства обучения:

  1.  Фортопиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен.
  2.  Ноты.

Тема 5: Дыхание. Дыхательная гимнастика.

Цель занятия: знакомство с певческим дыханием.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с певческим дыханием,
  • Учиться правильно дышать во время пения,

Воспитательные:

  • Воспитывать умение правильно дышать.
  • Воспитывать терпение.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса.
  • Развивать навык правильного дыхания.

Тип занятия: урок-знакомство.

Структура урока:

      1.   Оргмомент.

2.   Распевание.

  1. Рассказ о певческом дыхании и важности правильно дышать.
  2. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
  3. Упражнения на дыхание со звуком.
  4. Игры на командное сплочение и знакомство (”Я иду в поход”,”Ассоциации”)
  5. “Вокал”
  6. Подведение итогов

Формы работы: групповая.

Средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Колонки.
  3. Фортепиано.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен.
  2. Ноты.

Тема 6 Дыхание. Цепное дыхание.

Цель занятия: знакомство с  цепным дыханием.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться сцепным дыханием.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать терпение.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса.
  • Развивать навык пения в ансамбле.

Тип занятия: урок-знакомство.

Структура урока:

      1.   Оргмомент.

2.   Распевание.

  1. Рассказ о певческом дыхании и важности правильно дышать.
  2. Упражнения на дыхание.цепное дыхание.
  3. Упражнения наудерживание одного звука на цепном дыхании.
  4. Игры на командное сплочение и знакомство (”Я иду в поход”,”Ассоциации”)
  5. “Вокал”
  6. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты

Тема 7 Как беречь голос

Цель занятия: знакомство с охраной голоса.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с охраной голоса,
  • Познакомиться с упражнениями на развитие голоса.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать терпение.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык совместногопения в  ансамбле.

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на охрану голоса.
  5. Упражнение на развитие голоса.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2.  Ноты

Тема 8 Звукообразование. Вокальные упражнения на закрытый рот.

Цель занятия: знакомство с звукообразованием

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с звукообразованием
  • Научиться вокальным пражнениям на закытый рот

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать терпение.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык совместного пения в  ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на звукообразование.
  5. Упражнение на закрытый рот.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки

Дидактический материал:

  1. Тексты песен.
  2. Ноты.

Тема 9 Звукообразование.

 Виды атаки звука.

Цель занятия: знакомство с видами атаки звука.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с звукообразованием
  • Научиться разным видам атаки звука

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать терпение.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на атаку звука.
  5. Упражнение на развитие голоса.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки

Дидактический материал:

  1. Ноты.
  2. Тексты песен

Тема 10 Звукообразование.

Проработка твердой атаки звука.

Цель занятия: проработка твердой атаки звука

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с твердой атакой звука
  • Научиться использовать твердую атаку звука во время пения

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на охрану голоса.
  5. Упражнение на развитие голоса.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки

Дидактический материал:

  1. Ноты.
  2. Тексты распевочных песен

Тема 11 Звукообразование.

Проработка мягкой атаки звука

Цель занятия: знакомство с мягкой атакой звука

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с мягкой атакой звука
  • Научиться использовать мягкую атаку звука при пении

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на мягкую атаку звука.
  5. Упражнение на развитие голоса.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 12 Звукообразование.

Знакомство с голосовыми регистрами

Цель занятия: знакомство с голосовыми регистрами

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с голосовыми регистрами
  • Научиться различать голосовые регистры

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на головной регистр.
  5. Упражнения на грудной регистр.
  6. Упражнение на развитие голоса.
  7. Упражнения на развития слуха.
  8.  “Вокал”
  9. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 13 Звукообразование.

Проработка головного регистра.

Цель занятия: знакомство с головным регистром

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с головным регистром
  • Научиться использовать головной регистр

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на головной регистр.
  5. Упражнение на развитие голоса.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 14 Звукообразование.

Проработка грудного регистра.

Цель занятия: знакомство с грудным регистром

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с грудным регистром
  • Научиться использовать грудной регистр

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнения на грудной регистр.
  5. Упражнение на развитие голоса.
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 27 Работа над репертуаром примерного диапазона

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 28 Знакомство с видами женских голосов.

Цель занятия: знакомство с видами женских голосов

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с видами женских голосов
  • Познакомиться с известными партиями для женских голосов

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Знакомство с видами женских голосов.
  5. Знакомство с диапазоном женского голоса
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 29 Знакомство с видами мужских голосов.

Цель занятия: знакомство с видами мужских голосов

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с видами мужских голосов
  • Познакомиться с известными партиями для мужских голосов

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Знакомство с видами мужских голосов.
  5. Знакомство с диапазоном мужского голоса
  6. Упражнения на развития слуха.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 30 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 31 Артикуляция . Объяснение основ правильной артикуляции при пении.

Цель занятия: знакомство с артикуляцией

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной артикуляцией.
  • Научиться основам правильной артикуляции.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Объяснение основ правильной артикуяции.
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнения на применение правильной артикуляции при пении.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 32 Артикуляция . Постановка правильного произношения гласной «У», комбинация с согласными.

Цель занятия: знакомство с правильным произношением гласной «У»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной артикуляцией гласной «У».
  • Научиться основам правильной артикуляции.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Объяснение основ правильной артикуяции гласной «У».
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнения на применение правильной артикуляции при пении.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 33 Артикуляция . Постановка правильного произношения гласной «О», комбинация с согласными.

Цель занятия: знакомство с правильным произношением гласной «О»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной артикуляцией гласной «О».
  • Научиться основам правильной артикуляции.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Объяснение основ правильной артикуяции гласной «О».
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнения на применение правильной артикуляции при пении.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 34  Новогодний вечер

Цель занятия: сплочение детей

Задачи:

Образовательные:

  • Научить применять приобретенные навыки вокала на практике.
  • Расширять кругозор посредством интеллектуальных игр.
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения и поведения,
  • Воспитывать аккуратность,
  • Воспитывать ответственность.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать артистические и  эмоциональные качества детей

Тип занятия: праздник.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Участие в игровой программе.
  3. Чаепитие
  4. Игры интеллектуальные (викторина про Новый год)
  5. Игры на общение (флирт, “крокодил”)
  6. “Гитара по кругу” при свечах
  7. Операция “Нас здесь не было”.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано
  2. Музыкальный центр
  3. Диски с записями
  4. Чайник, кружки, тарелки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты
  3. Сборник игр, викторин

Тема 35 Артикуляция . Постановка правильного произношения гласной «А», комбинация с согласными.

Цель занятия: знакомство с правильным произношением гласной «А»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной артикуляцией гласной «А».
  • Научиться основам правильной артикуляции.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Объяснение основ правильной артикуяции гласной «А».
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнения на применение правильной артикуляции при пении.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 36 Артикуляция . Постановка правильного произношения гласной «И», комбинация с согласными.

Цель занятия: знакомство с правильным произношением гласной «И»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной артикуляцией гласной «И».
  • Научиться основам правильной артикуляции.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Объяснение основ правильной артикуяции гласной «И».
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнения на применение правильной артикуляции при пении.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

Тема 37 Артикуляция . Постановка правильного произношения гласной «Е», комбинация с согласными.

Цель занятия: знакомство с правильным произношением гласной «Е»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомиться с правильной артикуляцией гласной «Е».
  • Научиться основам правильной артикуляции.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать.
  • Воспитывать коллективизм.

Развивающие:

  • Развивать координацию слуха и голоса
  • Развивать навык пения в ансамбле

Тип занятия: урок- практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Объяснение основ правильной артикуяции гласной «Е».
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнения на применение правильной артикуляции при пении.
  7.  “Вокал”
  8. Подведение итогов.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Тексты песен
  2. Ноты.

                         Тема 38 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 39 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 42 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 46 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 48 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 49 Подготовка к фестивалю 

Цель занятия: Подготовться к выступлеию

Образовательные:

  • Научиться выступать на сцене
  • Научиться пользоваться микрофонами

Воспитательные:

  • Воспитывать умение держаться на сцене
  • Воспитывать сосредоточенность
  • Познакомиться с другими коллективами

Развивающие:

  • Развивать артистизм
  • Развивать навык совместной ансамблевой игры и пения

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Распевка
  2. Поторение песни
  3. Подготовка к выступлению
  4. Репетиция выступления
  5. Исправлние ошибок
  6. Анализ репетиции.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Минусовка.
  2. Микрофоны
  3. Звукоусиливающая аппаратура

Дидактический материал:

  1. Тексты песен

Тема 50 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 51 Концерт для бабушек и мам 

Цель занятия: показать результаты обучения

Образовательные:

  • Научиться выступать на сцене
  • Научиться пользоваться микрофонами

Воспитательные:

  • Воспитывать умение держаться на сцене
  • Воспитывать сосредоточенность
  • Познакомиться с другими коллективами

Развивающие:

  • Развивать артистизм
  • Развивать навык совместной ансамблевой игры и пения

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Распевка
  2. Репетиция выступления
  3. Просмотр выступлений других участников
  4. Подготовка к выступлению
  5. Показ номера
  6. Просмотр выступлений других участников
  7. Анализ выступления.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Минусовка.
  2. Микрофоны
  3. Звукоусиливающая аппаратура

Дидактический материал:

  1. Тексты песен

Тема 52 Участие в прослушивании фестивале 

Цель занятия: показать результаты обучения. Подготовиться к участию в фестивале.

Образовательные:

  • Научиться выступать на сцене
  • Научиться пользоваться микрофонами

Воспитательные:

  • Воспитывать умение держаться на сцене
  • Воспитывать сосредоточенность
  • Познакомиться с другими коллективами

Развивающие:

  • Развивать артистизм
  • Развивать навык совместной ансамблевой игры и пения

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Распевка
  2. Репетиция выступления
  3. Просмотр выступлений других участников
  4. Подготовка к выступлению
  5. Показ номера
  6. Просмотр выступлений других участников
  7. Анализ выступления.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Минусовка.
  2. Микрофоны
  3. Звукоусиливающая аппаратура

Дидактический материал:

  1. Тексты песен

Тема 53 Участие в фестивале 

Цель занятия: показать результаты обучения

Образовательные:

  • Научиться выступать на сцене
  • Научиться пользоваться микрофонами

Воспитательные:

  • Воспитывать умение держаться на сцене
  • Воспитывать сосредоточенность
  • Познакомиться с другими коллективами

Развивающие:

  • Развивать артистизм
  • Развивать навык совместной ансамблевой игры и пения

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Распевка
  2. Репетиция выступления
  3. Просмотр выступлений других участников
  4. Подготовка к выступлению
  5. Показ номера
  6. Просмотр выступлений других участников
  7. Анализ выступления.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Минусовка.
  2. Микрофоны
  3. Звукоусиливающая аппаратура

Дидактический материал:

  1. Тексты песен

Тема 56 Участие в прослушивании фестивале «Поющие дворы»

Цель занятия: показать результаты обучения. Подготовиться к участию в фестивале.

Образовательные:

  • Научиться выступать на сцене
  • Научиться пользоваться микрофонами

Воспитательные:

  • Воспитывать умение держаться на сцене
  • Воспитывать сосредоточенность
  • Познакомиться с другими коллективами

Развивающие:

  • Развивать артистизм
  • Развивать навык совместной ансамблевой игры и пения

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Распевка
  2. Репетиция выступления
  3. Просмотр выступлений других участников
  4. Подготовка к выступлению
  5. Показ номера
  6. Просмотр выступлений других участников
  7. Анализ выступления.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Минусовка.
  2. Микрофоны
  3. Звукоусиливающая аппаратура

Дидактический материал:

  1. Тексты песен

Тема 57 Участие в фестивале «Поющие дворы»

Цель занятия: показать результаты обучения

Образовательные:

  • Научиться выступать на сцене
  • Научиться пользоваться микрофонами

Воспитательные:

  • Воспитывать умение держаться на сцене
  • Воспитывать сосредоточенность
  • Познакомиться с другими коллективами

Развивающие:

  • Развивать артистизм
  • Развивать навык совместной ансамблевой игры и пения

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Распевка
  2. Репетиция выступления
  3. Просмотр выступлений других участников
  4. Подготовка к выступлению
  5. Показ номера
  6. Просмотр выступлений других участников
  7. Анализ выступления.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Минусовка.
  2. Микрофоны
  3. Звукоусиливающая аппаратура

Дидактический материал:

1.Тексты песен

Тема 58 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 64 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Тема 66 Работа над репертуаром

Цель занятия: отработать разученные песни

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить мелодии
  • Повторить текст и мелодию ранее разученных песен
  • Закрепить полученные знания

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение
  • Воспитывать сосредоточенность

Развивающие:

  • Развивать голосовой аппарат
  • Развивать навык совместного пения.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать эмоциональные качества детей

Тип занятия: урок –практика.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Распевание.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Упражнение на развитие голоса.
  5. Упражнения на развития слуха.
  6. Повторение изученных песен
  7. Работа над песнями
  8. Подведение итогов

Формы работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения:

  1. Фортепиано.
  2. Компьютер.
  3. Колонки.

Дидактический материал:

  1. Ноты
  2. Тексты песен

Как построить урок вокала

Как говорила великая Полина Виардо  — лучше час позаниматься сконцентрировано и хорошо, чем несколько часов кое-как. Занятия «между делом» ни к какому значимому прогрессу не приведут. Поэтому важно уметь организовать себя и свои уроки пения, чтобы достичь максимального результата. Кстати, все нижесказанное применимо и к занятию с педагогом.

Подготовка к уроку пения

Первое, что вы должны сделать — успокоиться, расслабиться и отбросить все лишние мысли. Это может оказаться непросто, но это необходимо. Если вы совсем не в настроении, лучше отложите урок. Дело в том, что вокал, как никакая другая музыкальная специальность, связан с вашим физическим и психическим состоянием. Не стоит заниматься, если вы не спали всю ночь или чувствуете себя неважно, или сильно расстроены. Есть опасность наработать не те ощущения во время урока в таком состоянии. Итак, настройтесь на нужную волну, подумайте о том, чего хотите добиться в мире музыки, кем хотите стать, над чем должны работать, какие ближайшие творческие и технические планы имеете.

Помещение для занятия должно быть (и постарайтесь, чтобы это было так) тихим, хорошо проветренным, в идеале с увлажненным воздухом, без пыли, без эха, с инструментом, в общем — найдите приятную обстановку. Хорошо, если в помещении есть зеркало в полный рост и пюпитр.

Успокойтесь, сосредоточьтесь на дыхании. Спокойное, глубокое дыхание. Вдох через нос, выдох медленно через рот. Если вы чувствуете, что у вас зажато тело, сделайте несколько простых движений: потянитесь, покрутите руками, выполните круговые движения плечами.

Распевка перед уроком

Уроки вокала для начинающих обязательно должны начинаться с распевок. Попробуйте спеть сначала упражнения с вибрацией губ или языка (на звук»рррррр…») или с мычания, чтобы почувствовать область маски. Не используйте сразу весь диапазон голоса. Постепенно добирайтесь до более сложных и длинных упражнений. Помните, для чего предназначено каждое из них, и выполняйте стоящую перед вами задачу. Для распевки вполне достаточно 15-20 минут (у всех по-разному, если вы хорошо подготовлены, то можете укоротить распевку до 5 минут, и больше времени уделить произведениям).

Немного переведите дух. Прислушайтесь к себе, возможно, вы выпьете глоток воды (минеральной без газа) или съедите дольку яблока, попробуйте, это часто оказывается полезным.

уроки вокала для начинающих

Разучивание произведений

Теперь переходите к произведениям. Уроки пения с нуля предполагают, что у вас еще нет репертуара. Тогда нужно начинать его нарабатывать с простых произведений. В дальнейшем чередуйте старые и впетые произведения с новыми. Желательно, пока вы не выучили песню, положить ноты на пюпитр так, чтобы ваша голова не наклонялась вниз во время пения. Если у вас есть концертмейстер, то это замечательно, если нет, придется обходиться пока своими силами. Дайте себе тональность, настройтесь, спев трезвучие, попробуйте спеть без сопровождения, контролируя себя время от времени за инструментом. Что бы вы ни делали, не допускайте скованность движений! Плечи расслаблены, не забывайте об осанке. Походите по комнате, мягко поворачивайте голову, только не зажимайтесь!

Пара слов об использовании минусовок. Конечно, это хорошо и где-то удобно, но все же минус имеет значительный минус (именно так:)) — он уже записан. То есть никто не будет вас «подхватывать», и все темпы и затяжки уже установлены. А вы будете много думать о том, как попасть во вступление каждой фразы, если еще не приноровились так петь. Лучше, особенно на первых порах, пойте просто без сопровождения, иногда «тыкая» на фортепиано нужную ноту.

После урока вокала

А теперь о том, что знают не все и делают не все, но что является полезным для голоса. Это «warm down» — охлаждающие упражнения. Если вы только что пели на высокой тесситуре, нужно сбросить напряжение и давление. Спойте на звук «ррррррррр…» или губную трель развернутое трезвучие вниз, начиная со своей верхней ноты, заканчивая самой нижней. Уйдите в самые глубины, почувствовав при этом расслабление.

Уроки вокала для начинающих должны длиться не более 30-40 минут, в дальнейшем не более 1,5 часов, и те с перерывами!!! Итальянская сопрано Мирелла Френи рассказывала, что занималась по полчаса, но каждый день! Посмотрите, какой умный подход. Это как в еде: часто, но по чуть-чуть. Прислушивайтесь к своему организму, и усмиряйте свой пыл. Рвение — хорошо, но его нужно его распределять.

В конце пару слов о самостоятельных занятиях, как таковых. Не надо самодеятельности, посоветуйтесь у педагога, можно ли вам самому заниматься. На начальных порах лучше всего заниматься только с учителем. Самостоятельные занятия вокалом хороши для людей, которые уже довольно долго занимаются и понимают свои ошибки, знают, какой звук правильный, а какой нет. Главный минус самостоятельных уроков — отсутствие контроля со стороны. Убедитесь в том, что вы можете и умеете себя контролировать полностью самостоятельно.

ЭТАПЫ УРОКА ВОКАЛА
Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:

  • — теорией и методикой пения
  • — комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
  • — навыками певческого дыхания
  • — работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
  • — изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Содержание

  1. Главный этап работы урока вокала
  2. .

    Репертуар можно разделить на три категории: 

  3. Работа над характером и содержанием песни
  4. .

    Давайте разберем возникающие трудности 

Главный этап работы урока вокала

этапы урока вокал

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории: 

.
1 — песни высокой сложности  

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

.
2 категория

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

.

3 категория

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна: запомни правила
— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

.

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:

  • — сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
  • — скачки в мелодии
  • — неточности в интонировании
  • — не удобна для воспроизведения мелодическая линия
  • — сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания
  • — не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
  • — не удается передать характер песни
  • — песня не нравится

этапы урока вокал

.
Давайте разберем возникающие трудности 

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
Вот из таких этапов состоит урок вокала в музыкальной школе.
Если сообщение оказалось полезным, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки слева от текста.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

( 3 оценки, среднее 5 из 5 )

Как подготовиться к уроку по вокалу?

НАЧИНАЕМ ПОДГОТОВКУ! 💥

Вот Вы уже решились на первый урок, договорились с тренером по вокалу, а может Вы записались на курс и уже знаете дату ⏰и время. Настал период ожидания)

Что можно сделать за это время, пока Вы ждете? Как можно подготовиться?
Поехали! Сохраняйте себе чтобы не потерять!🔔

🎤Для начала можете обзавестись новым блокнотом, чтобы записывать туда все рекомендации, а также ДЗ.
Как в школе:)
🎤 Создать на рабочем столе в Вашем компьютере или смартфоне папку, куда Вы будете скидывать свои видео записи (процесса);
🎤 Почитайте теоретический материал о вокале, например, как устроен голос человека.
🎤 Продумайте одежду, в которой Вы будете заниматься. Да-да, иногда в вокале добавляются физические упражнения и необходима удобная одежда для движения.
🎤 Можете приобрести себе микрофон для домашних тренировок;
🎤 Найдите дома место, где есть зеркало, чтобы когда Вы поете следить за лицом;
🎤 Подберите 10 песен, которые Вам нравятся, без мысли “о, это сложно”
🎤 Подберите 5 песен, которые разные по эмоциям, т.е. 5 песен – 5 разных эмоций
🎤 Выпишите себе на листок всех исполнителей, которых знаете и любите;
🎤 Напишите в своем блокноте, какую цель Вы хотите достичь на уроках вокала.
🎤 Напишите, почему Вы хотите научиться хорошо петь?

Вот такую работу Вы сможете проделать еще перед началом уроков и курсов вокала! 🔥Сохраните себе!🔥

Исполнить песню — значит вдохнуть в неё жизнь.

Как вам изречение? Согласны с ним? Подумайте, прежде чем ответить, ведь это известное утверждение произнесла когда-то сама Эдит Пиаф!

Итак, пение стало важной частью вашей жизни, и вы не представляете себя без него? Хотите стать преподавателем по вокалу и давать частные уроки пения, чтобы делиться вашей страстью с другими людьми и зарабатывать этим на жизнь?

Перед тем, как приступить непосредственно к преподаванию, вам нужно будет кое-что подготовить: программу уроков. Она будет зависеть от уровня и профиля ваших учеников, а также от их целей. Иными словами, вам нужно разработать индивидуальный подход к каждому.

Давайте посмотрим, какие существуют техники преподавания вокала, и как они отличаются в зависимости от уровня учеников.

Superprof logo

Лучшие преподаватели по вокалу доступны для занятий

Мариам

5

5 (5 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Марина

5

5 (3 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Елена

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Алёна

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Мариам

5

5 (5 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Марина

5

5 (3 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Елена

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Алёна

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Как начать самый первый урок пения?

Самый первый этап при подготовке программы занятий по вокалу — это знакомство с вашими учениками. Постарайтесь хорошо узнать каждого из ваших подопечных!

Первый урок очень важен сам по себе. Именно во время первого урока устанавливаются отношения учитель-ученик. Эта встреча определит все дальнейшие.

Чтобы разработать действительно эффективную программу занятий по вокалу, вам нужно будет обратить внимание на несколько деталей. На первом уроке присмотритесь к ученику и выясните следующие моменты:

  • Его уровень сольфеджио, чтобы понимать, сможет ли он сам справиться с партитурой,
  • Его общий уровень вокала и имеющиеся знания в этой области,
  • Его ожидания от этих занятий,
  • Имеющиеся знания в музыке,
  • Предпочитаемые стили и направления в музыке,
  • Занимался ли он уже музыкой и какие впечатления от этих занятий у него остались.

Преподаватели вокала

Ваши ученики должны слышать себя, чтобы их голос звучал чище и увереннее
Источник: Unsplash

Во время этого урока вы и сами наверняка заметите, насколько хорошо поёт ваш ученик и над чем ему надо будет поработать. Сначала попросите его распеться, а дальше — пусть исполнит песню на свой выбор. Слушайте внимательно, это упражнение позволит вам выяснить:

  • Диапазон его голоса и тембр,
  • Чистоту пения,
  • Владение вокальными техниками,
  • Умение держать правильное положение тела и правильно дышать.

Первый урок позволит вам выяснить, есть ли у вашего ученика какие-либо плохие привычки, от которых неплохо было бы избавиться. Вы сможете дать ему первые советы и наметить цель, к которой будете стремиться. Далее вы можете высказать собственные предположения касательно задач ваших занятий и презентовать методы вашей работы.

Таким образом, у вас получится сделать полноценный аудит проделанной и предстоящий работы, вы определите цели учащегося и установите приоритеты, отталкиваясь, в том числе, и от его музыкальных вкусов.

Посмотрите также, как устанавливать тарифы на уроки пения!

Какая цель может быть у уроков по вокалу?

Урок пения должен состоять из нескольких этапов, каждый из которых преследует определенную цель. Цели зависят от того, что вы выяснили на вашем первом с учеником занятии. Программа должна быть всегда индивидуальной, только так вы добьётесь успеха и поможете прогрессу ученика.

Кроме того, не забывайте, что вы можете также проводить уроки пения онлайн — по той или иной причине.

Ваши ученики не обязаны становиться профессиональными артистами. Пение — это художественная дисциплина, которая способна принести немало пользы любому человеку, вне зависимости от его работы. Было бы глупо думать, что дополнительные занятия вокалом берут только певцы.

В действительности, владеть своим голосом хотят очень многие люди. Мотивация при этом может быть самой разной:

  • Выразить собственные эмоции,
  • Проработать стресс,
  • Повысить уверенность в себе,
  • Выпустить энергию,
  • Научиться владеть голосом для рабочих моментов,
  • Улучшить дикцию и так далее.

уроки вокала

У пения – ещё и терапевтический эффект
Источник: Unsplash

Положительные качества пения хорошо влияют не только на психическое состояние, но и на физическое. Кстати, совсем недавно британские учёные опубликовали статью, в которой утверждается, что пение может стать хорошим способом улучшить состояние сердечно-сосудистой системы. С помощью вокала можно тренировать сердце, а «польза от пения сравнима с положительным эффектом от тренировок в спортзале».

В публикации отмечается буквально следующее: «Пение в течение четырех минут может увеличить частоту сердечных сокращений до скорости сжигания жира — 139 ударов в минуту. Во время группового пения, как и во время караоке, частота сердечных сокращений может достигать 153 ударов в минуту, что эквивалентно кардиозоне высокой интенсивности».

Но нельзя забывать и психологический эффект: многие люди, которые по той или иной причине решили заняться пением, отмечают, что уроки вокала стали настоящей терапией: они начали чувствовать согласие с собой. Это происходит потому, что пение активизирует синтез дофамина. Следствие: человек лучше спит, и его психологический настрой заметно улучшается. В той же статье британских учёных подчёркивается, что «во время исполнения любимых композиций формируется эффект устойчивого удовольствия, который схож с ощущениями занимающихся медитацией людей». Короче говоря, вокальные занятия благотворно влияют и на разум, и на тело.

Вашими учениками могут стать и взрослые, и дети — вокалу все возрасты покорны. Нет ограничений и в уровне: уроки могут брать и совсем начинающие певцы, и уже опытные артисты. Последние могут готовиться к какому-либо конкурсу либо совершенствовать освоенные техники. В общем, у каждого — своя цель. Ваша задача — адаптироваться к задачам ученика.

Как подготовиться к уроку пения: пять этапов

Независимо от целей ученика, каждый урок пения будет состоять из нескольких важных этапов.

1. Разминка для голоса и разогрев голосовых связок

Это важный этап, который нельзя пропускать, если хотите сохранить голосовые связки в целости. Каждого ученика необходимо первым делом научить распеваться. Это также важно и для того, чтобы петь чисто. Несколько простых упражнений позволят расслабить губы и язык. Кроме того, распевка позволяет не только разогреть голос, но и потренировать собственный слух, что очень важно для совершенствования вокала.

2. Упражнения на дыхание

Это также необходимый этап для любого певца. Дыхание и осанка — то, что нужно отрабатывать на каждом уроке вокала. В зависимости от уровня ученика будет варьироваться длительность этих упражнений. В самом начале пути важно научиться чувствовать собственное тело и сознательно расслабляться. Кроме того, необходимо укреплять диафрагму и дышать животом.

Как только ваш подопечный научится правильно дышать, прогресс неминуем. В то же время, не забывайте поправлять его осанку — это не менее важно для пения. Держать спину ровно, расслабить плечи, слегка опустить подбородок. Необходимо сразу вырабатывать правильные привычки.

3. Учимся вокальным техникам

Существует огромное количество вокальных техник и приёмов. Обучение им будет занимать большую часть занятий. Вы будете объяснять ученикам, как ставить голос, почему так важно работать над дикцией, как произносить гласные и как правильно интонировать. Для каждого пункта существуют специальные упражнения — уделите им внимание. И не забывайте терпеливо объяснять ученикам всё, что происходит — они должны внимательно следить за процессом. Вам предстоит одолеть довольно насыщенную программу!

Пение гамм — одно из самых популярных и в то же время полезных упражнений. Оно поможет постановке голоса и развитию голосового диапазона. Постепенно ученик сможет расширить свой диапазон, не вредя при этом связкам.

4. Учим новую песню

И, так как люди чаще всего учатся петь, чтобы получать удовольствие от пения, то было бы неплохо иногда об этом вспоминать. Отрепетируйте и выучите какую-нибудь новую песню на уроке. Для начала вам надо подготовиться: вне зависимости от выбранного стиля (джаз, госпел, поп, рок, блюз, романс), вы должны хорошо знать песню. Это позволит вам рассказать ученику о партитуре и, возможно, сделать первое погружение в теорию музыки. Иногда полезно разбить песню на части, чтобы работать над нею поэтапно.

Подобное упражнение может хорошо прокачать чувство ритма и научит попадать в тональность. И, конечно, это большой шаг в работе над слухом ученика.

5. Исполнение песни — применяем на практике все выученные техники

И, наконец, наступает время перейти от теории к практике — непосредственному исполнению песни. Долгожданный момент: теперь ученик может попробовать себя в деле. Важный момент: даже если он очень хорошо знает песню и отрепетировал её сто раз, в момент исполнения всё изменится. Волнение, эмоции, стресс, страх публики — над всем этим придётся поработать.

Ученик должен быть спокоен и уверен в себе, держать правильную позу, уметь себя слушать и слышать, если фальшивит. Ваша роль в этом процессе — наметить путь для совершенствования и дать необходимые советы для прогресса.

Посмотрите также, где нужно учиться, чтобы стать преподавателем пения.

Какие инструменты понадобятся на уроке пения?

Чтобы давать уроки пения, вам понадобятся некоторые инструменты.

Прежде всего, вам нужен будет какой-либо музыкальный инструмент, например, фоно или гитара, чтобы аккомпанировать вашим ученикам. Ведь петь под музыку всегда приятнее, чем а капелла. Кроме того, это поможет им развивать слух и чувствовать музыку. Всё это очень важно для того, чтобы петь чисто, без фальшивых нот.

обучение вокалу

Вам может понадобиться какой-либо музыкальный инструмент, чтобы аккомпанировать ученикам
Источник: Unsplash

Чтобы быть полностью экипированным, подумайте над тем, чтобы приобрести:

  • Метроном, чтобы помочь ученикам чувствовать ритм,
  • Микрофон, чтобы учить петь в реальных условиях,
  • Камера, чтобы записывать ваши занятия. Это поможет работе над ошибками — ученик посмотрит на себя со стороны, увидит, что у него получается хорошо, а над чем надо работать. В конце концов, это поможет ему быстрее прогрессировать,
  • Инструмент для записи голоса (как минимум, компьютер), чтобы была возможность прослушать спетое. Примерно так же, как и с камерой, это поможет ученику взглянуть на себя со стороны, только в данном случае акцент делается именно на голос,
  • Нотные тетради и тексты песен, а также пюпитр, чтобы не держать листы на весу — это будет мешать пению,
  • Фоно или диски с аккомпанементом, чтобы ваш ученик не пел совсем без музыки.

Не менее важно обсудить с учеником и отобрать список песен, над которыми вы будете работать. Это могут быть песни его собственного сочинения или уже существующие композиции. Будучи преподавателем, вы можете давать советы и предлагать какие-то песни по вашему усмотрению. Вы можете сознательно выбрать сложную композицию, чтобы потренировать голос ученика. Так он будет совершенствовать свои вокальные компетенции и работать над конкретными техниками.

Готовы к вашему первому занятию? Не забывайте, что пение должно приносить удовольствие. Если приступать к урокам в хорошем настроении, то на выходе вы получите великолепный результат. И, к тому же, ученик будет всегда мотивирован и готов к новым свершениям.

Подробнее об инструментах, которые вам понадобятся в рамках ваших занятий по вокалу, читайте в этой статье.

Добавить комментарий