Как составить заочную экскурсию

Заочная экскурсия

Как подготовиться и провести заочную экскурсию? Объясняем, что значит заочная экскурсия. Практическое использование заочной экскурсии.

Что такое заочная экскурсия?

Заочная экскурсия — это путешествие, при условии, что люди не отправляются действительно на экскурсию, а слушают рассказ и смотрят предложенный материал.

Готовясь к экскурсии, учащиеся самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, эстетические, нравственные позиции. А познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер. В этом особенная ценность «экскурсий», которые готовятся и проводятся при максимальной самостоятельности учащихся.

Как подготовиться и провести заочную экскурсию?

Подготовка к заочной экскурсии

Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

  • Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя.
  • Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся.
  • Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

  • заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете.
  • учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода.

zaochnaya-ekskursiya

Проведение заочной экскурсии

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех ее элементов:

  • речи,
  • зрительного ряда,
  • звукового оформления.

Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Всё, о чём идёт речь в заочной экскурсии, должно предстать перед учениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.

Вопрос об источниках заочной экскурсии – урока по биографии писателя – тесно связан с отбором, организацией материала. Для заочной экскурсии опасна излишняя детализация, она может утомить учащихся.

Практическое использование заочной экскурсии

Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Урок изучения рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» является уроком изучения нового материала.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Конкурс педагогического мастерства

Власова
Ангелина Игоревна

Заочная
экскурсия

Что такое заочная экскурсия? Чтобы
ответить на этот вопрос нужно разобрать два понятия «экскурсия» и «заочная».

Экску́рсия (от
лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных
мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.

Зао́чный
– в русском словаре это происходящий в отсутствие лица, имеющего отношение к
делу, к действию, явлению.

Отсюда следует, что заочная экскурсия –
это экскурсия в которой мы лично не присутствуем, но мы можем наблюдать, что
происходит. Если углубиться в педагогическую деятельность, тогда станет
понятно, что заочная экскурсия – это необычный тип урока, который можно
организовать с детьми. Изучив литературу по этой теме, я пришла к выводу, что
заочные экскурсии подразумевают, что учитель будет демонстрировать классу
наглядные пособия и возьмет на себя роль гида. Так же я узнала, что по-своему
содержанию литературные наглядные пособия могут быть условно разделены на три
группы: натуральные, изобразительные и графические.

Натуральные пособия.
К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и
объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе или искусству: письма
или рисунки писателя, художника, поэта, мемориальные вещи, первые издания
произведений, рукописи, документальные фотографии. Важно отметить, когда и при
каких обстоятельствах был найден данный документ, и что он значил при жизни
этого человека.

Изобразительные пособия.
К изобразительной наглядности относятся такие краеведческие пособия, как
портреты писателей, картины живописи, репродукции и иллюстрации, макеты
исторических мест и др. С помощью подобного материала учащиеся обогатят свои
представления об эпохе, жизни и творчестве писателя.

Графические пособия.
К графическим наглядным пособиям мы можем отнести литературные карты края с
условными обозначениями мест, интересных для историко-литературного
исследования; сюда же относятся маршрутные карты писателя или героя художественного
произведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, фильмы о
месте жительства героя или о других интересных фактах.

Так же, мне стало известно, что виртуальная (заочная) экскурсия может быть тематической
или обзорной. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной
темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-
просветительской деятельности. Обзорные экскурсии многоплановые. В них
используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на
показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и
сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий). В обзорных экскурсиях
дается общее представление о городе или творчестве писателя в целом.

Есть очень много форм проведения
такой экскурсии: экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом),
экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль.

При проведении этой экскурсии очень
важна кропотливая и длительная подготовка, работа с дополнительной литературой,
мемуарами, различным наглядным материалом, составление сценария заочной
экскурсии. Важен и звуковой фон экскурсии. Речь учителя-экскурсовода должна
быть эмоциональной, вовлекающей в действие «здесь и сейчас». В современном
мире, с появлением технологий, у учителя появилась возможность использовать
Интернет-ресурсы, видео, изображение музейных экспонатов. С появлением
технологий заочную экскурсию правильнее будет называть виртуальной, что для
современных детей является еще более интересным

Исходя из изученного материала, я
сделала вывод, что такой вид работы можно провести на уроке литературы и
окружающего мира. Отсюда у меня появилась цель, так как я педагог начальных
классов, нужно создать такую виртуальную экскурсию, чтобы в ней присутствовали
и игровые моменты, чтобы детям было понятно и при этом они получили много новых
знаний. Так как у меня первый класс, я взяла тему «Как путешествует письмо?»,
для современных детей это сложная тема, и я бы хотела призвать детей к живому
общению с помощью виртуальной экскурсии.

Цель моей работы: создать виртуальную экскурсию по теме «Как
путешествует письмо?» для 1го класса, выявить какие этапы необходимо соблюдать
в экскурсии и добавить свои новшества в это нетрадиционный вид урока.

Задачи:

 – изучить материал, который
представлен детям в учебниках и добавить новый;

–  изучить экскурсии, представленные
другими педагогами, для этого использую Интернет-ресурсы;

 –  изучить мнения современных
психологов о современных детях и что для них интересно, а также затронуть
психологию, кризисные моменты детей в возрасте 7 лет, это мне позволит более
четко представить картину об интересах детей и трудностях, которые могут
возникнуть.

При правилах проведения экскурсии
должны соблюдаться этапы: организационный момент, вводная беседа, актуализация
знаний, получение новых знаний, обобщение изученного материала и подведение
итогов.

Чтобы детям было интересно, я решила
сделать экскурсию, спрятанную в путешествии.

На первом этапе, который проходит без
детей, из кабинета был сделан небольшой городок со своей почтой, с помощью
натуральных и графических наглядных пособий (письма, марки, полочки, посылки и
бандероль, разные фотографии почты и т.д.)

Попав в необычный мир, дети,
прослушав сказку, столкнулись с проблемой, что новый год в опасности и нужно
отправить сообщение Деду Морозу. Мы выявили много способов, как это можно
сделать, но у Деда Мороза нет телефонов и интернета, тогда мы решаем написать
письмо, между детьми мы разделили роли: отправитель, получатель, 2 почтальона,
работники почты, работники самолета и поезда. Конечно же, для
воспитательного момента, мы повторили, как нужно вести себя в общественных
местах

В первую очередь у нас возникла
проблема, как написать письмо, в какой конверт положить, с помощью небольшой
игры-пазл, мы собрали картинку и узнали, как выглядит конверт, кто такой
отправитель, получатель и что должно быть на конверте.

После этого дети начинают играть свои
роли и узнавать с помощью презентации новую информацию. Письмо положили в
почтовый ящик, почтальон забрал его (узнали о задачах почтальона, о его форме,
одежде и т.д.) и несёт это письмо на почту.

В этот момент начинается настоящая
виртуальная экскурсия с помощью Гугл карт, в которых можно пройтись по улицам
города, с помощью этих карт мы прошлись виртуально в родном городе от дома
отправителя на почту, с помощью фотографий и интересного видео узнали, что
происходит на почте, чем занимаются работники и как отправляются письма,
проделали тоже самое в своём маленьком городке. Письмо отправилось получателю.

С детьми подвели итог в виде
составления плана путешествия письма.

Таким образом, получилось создать
необычный нетрадиционный урок. Моими новшествами является то, что я связала три
разные деятельности: заочная экскурсия, театральное представление, путешествие.
При этом дети получили новые знания и стали более лучше общаться друг с другом,
с помощью коллективной работы.

Можно сделать вывод, что заочная
экскурсия – это интересный вид деятельности, который можно провести не только в
начальной школе, но и в других классах. А в современном мире, так же любой
человек может сделать свою виртуальную экскурсию с помощью Интернет-ресурсов и
побывать в новых местах зочно.

Цели работы: обобщить методические материалы, посвящённые целесообразности, подготовке и проведению заочных экскурсий; показать пример проведения заочной экскурсии перед изучением рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

Биография писателя – один из существенных разделов науки о литературе. Необходимость работы над биографией писателя обусловлена спецификой художественной литературы. Познать художника слова, его жизнь – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени.

Биография важна не только потому, что способствует уяснению истории литературы с её сложностями. Она не в меньшей мере нужна для того, чтобы подготовить учащихся к уяснению конкретных художественных произведений. Биографические факты являются одним из источников художественного образа. «В творениях поэта всегда, нередко даже без его на то согласия, отражается он сам, отсвечиваются его собственный образ мыслей, его чувства, опыты, наклонности, любимые занятия», – писал В. К. Кюхельбекер [9: 238]. Конечно, значение и смысл образа всегда шире и глубже биографического факта, который использован в произведении. Тем не менее мы не можем не учитывать того, что события личной жизни писателя определяют содержание художественного образа.

Осмысление биографии писателя неразрывно связано с теми методами, которые используются при её изучении. Необходимо для каждого писателя найти свой биографический «ключ», выбрать свой методический приём. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Но в практике преподавания литературы широко используются и следующие приёмы: 1) самостоятельная работа (это могут быть самостоятельно подготовленные выступления учащихся на уроке или же полностью самостоятельное изучение материала); 2) уроки-концерты; 3) уроки по письмам и воспоминаниям; 4) киноуроки.

Интересным приёмом изучения биографии является заочная экскурсия. Методика подготовки и проведения заочной экскурсии давно и широко разрабатывается методистами.

Из числа изученных нами работ большая часть носит характер обобщения практического опыта. Но и этот материал позволяет сделать определённые выводы о ходе подготовки, проведения заочных экскурсий, их целесообразности. У. И. Тельчарова первой описала проведение «воображаемых путешествий». Работа проводилась учителем и учащимися во внеурочное время, тогда, когда у учащихся уже были определённые знания о писателе (например, на этапе повторения). Она включала большую самостоятельную исследовательскую работу учащихся по изучению жизни и творчества писателей. У. И. Тельчарова проводила «путешествия» в младших классах, сочетая их с занятиями по русскому языку.

С У. И. Тельчаровой соглашается. Н. В. Мирецкая, которая считает, что «юный человек легко становится потребителем, если его ограждать от преодоления трудностей во имя важной цели. Подготовка к любой литературной поездке у школьников, которые к ней духовно подготовлены, неизмеримо выше, чем у тех, кто всё слышит впервые» [8: 55-57].

Обе учительницы подчёркивают важность работы, которая продолжается и после «путешествий» (оформление альбомов, написание сценариев, постановка спектаклей).

Готовясь к экскурсии, учащиеся самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, эстетические, нравственные позиции. А познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер. В этом особенная ценность «экскурсий», которые готовятся и проводятся при максимальной самостоятельности учащихся.

Такие выводы вытекают из опыта, описанного в статьях У. И. Тельчаровой и Н. В. Мирецкой.

Каковы же основные требования, предъявляемые к заочной экскурсии?

Обратимся для ответа на этот вопрос к учебнику под редакцией З. Я. Рез, где глава, посвящённая изучению биографии писателя в школе, содержит важнейшие положения работы В. Г. Маранцмана. Если в учебнике 1977 года издания содержится практический материал (заочная экскурсия «Тургенев в Спасском-Лутовинове»; этот материал воспроизводится и в кн.: Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994), то уже в издании 1985 года исследователь сосредоточил своё внимание на теоретических положениях.

Заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринуждённо знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углублённая работа по её подготовке.

Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое, длительное. Для того чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при заочном путешествии, необходимо иметь разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатлений при заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала.

В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний – ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её развития возникает беседа, даётся простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех её элементов (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Всё, о чём идёт речь в заочной экскурсии, должно предстать перед учениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.

Облик писателя, его судьба вызывают у учащихся наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы создаём на уроке атмосферу непосредственного контакта с художником, когда обстоятельства его жизни предстают в конкретных картинах.

В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей и дома, за письменным столом, наедине с рукописью и книгами).

Перемены в душевном складе и мировоззрении писателей могут быть замечены при рассказе о том, как по-разному в разные годы воспринимались ими места, связанные с юностью (Тургенев в Спасском-Лутовинове; «Отечество нам – Царское Село»). Своеобразие облика писателя можно выявить, показав, как различно ведут себя люди в сходных ситуациях («Узники Петропавловской крепости (декабристы, Чернышевский, Горький)», «Чернышевский и Достоевский на каторге»). Увлекательны и заочные экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают возможность увидеть, как разнообразные впечатления связываются с творчеством, творческими замыслами, как писатель вторгается в жизнь не только своими произведениями, но и непосредственными действиями («С Пушкиным по следам Пугачёва»).

Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Ещё одно положительное качество заочной экскурсии – работа творческого воображения учеников. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не всецело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: ученик видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.

Все эти соображения позволяют думать, что заочная экскурсия может стать одной из постоянных форм работы при изучении биографии писателя.

Заочную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.

Вопрос об источниках заочной экскурсии – урока по биографии писателя – тесно связан с отбором, организацией материала. Для заочной экскурсии опасна излишняя детализация, она может утомить учащихся. Важно не попасть в плен быта. Когда мелочи доминируют, получается экскурсия такого типа, которую высмеял В. В. Маяковский в стихотворении «Версаль»:

Вот тут

Помпадуршу

водили под душ,

вот тут

помпадуршины спаленки.

Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен ощущаться подтекст.

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

Во-первых, заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете.

Во-вторых, учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода. Заочная экскурсия даёт возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности, позволяет вовлечь ученика в мир писателя, приобщить его исторически, эмоционально к давнему времени. При чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным. Нельзя разрушать эмоциональный настрой после экскурсии. Но ведь материал должен закрепляться. Как же добиться этого? Учащимся предлагается к следующему занятию прочитать материал по учебнику и сравнить с тем, что они узнали на уроке. Возможно на следующем уроке задание по составлению плана ответа по данному материалу.

Важно, чтобы вопросы и задания требовали осмысления биографии писателя в целом. Ответы учеников при этом оцениваются.

Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Урок изучения рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» является уроком изучения нового материала.

Структурными элементами данного урока являются вступительное занятие и работа над текстом (его чтение). Этот выбор целесообразен, т. к. даёт возможность реализовать поставленные задачи.

Работе с текстом предшествует слово учителя, готовящее первоначальное правильное и глубокое восприятие произведения.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Произведение сравнительно небольшое, чтение его проходит в классе. Учащиеся могут следить за чтением по книге или же просто слушать. Подготовленные ранее учащиеся читают диалоги мальчиков по ролям. Чтение учителя, учащихся эмоционально.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Цели урока:

1) в области знаний: дать новые сведения о биографии писателя; познакомить с содержанием произведения;

2) в области умений (навыков): развивать творческое воображение, навыки выразительного чтения эпического произведения; формировать умение высказывать своё мнение, активно слушать других учеников, работать коллективно;

3) в области ценностей: воспитывать патриотизм; пробуждать восхищение красотой русской природы.

Оборудование: презентация (репродукция портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина; фотографии с изображением мест, связанных с именем И. С. Тургенева); выставка книг И. С. Тургенева и книг, посвящённых И. С. Тургеневу; творческие работы учащихся (рисунки, сообщения, рефераты).

На доске сделана запись:

И. С. Тургенев «Бежин луг».

Домашнее задание: прочитать рассказ;

ответить на вопросы учебника после текста рассказа.

Ход урока:

I. Организационный момент.

ΙΙ. Изучение нового материала.

1) Вступительное занятие.

Объявление темы урока и запись её в тетради.

– Назовите произведение И. С. Тургенева, изученное в пятом классе.

– Против чего выступает И. С. Тургенев в этом рассказе?

– И. С. Тургенев тесно связан с Орлом.

Учитель читает стихотворение об Орле.

– Давайте вспомним места, связанные с именем И. С. Тургенева. Экскурсоводы, вам слово!

И. С. Тургенев. Портрет кисти И. Е. Репина

Ученица. В памятной книжке, куда Варвара Петровна Тургенева собственноручно заносила важнейшие сведения своей жизни, есть запись: «1818 года 28 октября в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября…».

Зиму Тургеневы прожили в своей орловской городской усадьбе. С первыми жаворонками собирались в Спасское-Лутовиново. А весна не задалась. Была она недружная: снега не вдруг сходили, и дороги не сразу налаживались. Многие помещики тогда из-за бездорожья из Орла в деревню перебираться не отважились. Тургеневы – в том числе. Куда, право, тащиться – за 60 вёрст, по распутице да ещё вдобавок с младенцем на руках, которому ещё и полугода-то не минуло!

Позаботилась, однако, Варвара Петровна, чтобы дитя крепким вырастало. И в городе не захотела лишать его «красных дней».

Мамка и француженка «для присмотра», что в колыбельке сына Варвары Петровны в городской сад привозили погреться на солнышке и подышать мартовским ветерком, облюбовали последнюю дорожку на берегу, над самой Окою. Здесь и стояла подвижная тургеневская зыбка… Поэтическое воспоминание о первой весне великого писателя из уст орловских старожилов записал Н. С. Лесков. «Отсюда,– писал Николай Семёнович, – знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю, и, может быть, здесь же было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия и прославивший свою родину доброю славою во всём образованном мире».

В нынешнем орловском парке культуры и отдыха на «Тургеневском бережку» беседка в старинном духе поставлена. Смотреть отсюда хорошо. Перед тобою Орёл – город Тургенева, созидающий новую жизнь.

Дворянское гнездо. Орёл

Ученик. На перекрёстке когда-то тихих Борисоглебской и Садовой, а ныне улиц Тургенева и Горького, в старинном дворянском особняке располагается Государственный музей И. С. Тургенева. Впервые его двери открылись в ноябре 1918 года, когда торжественно отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-орловца.

В конце 1905 года владелица тургеневской усадьбы перевезла в Орёл вещи и книги писателя. А в глухую ночь на 19 января 1906 года большой усадебный дом в Спасском сгорел дотла…

Государственный музей И. С. Тургенева

Ученица (рассказывает о Спасском-Лутовинове, обращаясь при этом к изображению дома в Спасском.)

Спасско-Лутовиновский парк, словно песня – могучая, тысячеголосая, сложенная по замыслу неведомого нам художника. Кто он – этот человек, что строго и неуклонно прочертил прямые, как полёт стрелы, аллеи? По чьей задумке породы деревьев подобраны так, что в осеннюю пору их вершины, вспыхнувшие головокружительным разноцветьем, всё же воспринимаются как дерзко сочинённая гармония золотых берёз, зорево-багряных осин и малахитового бархата елей?

Не дошло до нас имя и звание этого мастера. Не знаем, как звались те крестьяне, что в самом начале XIX столетия в быль превращали задуманное ради украшения родной земли.

Тяжка была эта работа. Липы выбирали двадцатилетние. Выкапывали осторожно – не поранить бы корни. Везли липки в Лутовиново аж за 30 вёрст. Лошади надрывались…

Так начинался Спасско-Лутовиновский парк, что напоминает тысячеголосый хор. Есть в нём и «песенка» Ивана Сергеевича Тургенева. Зовётся она «аллеей ссыльного».

Ученик. О спасских липах, пахнущих мёдом, солнцем пронизанных, окутанных пчелиным гудом, помнил Тургенев на чужбине. Вспоминал, наверное, и названия аллей, что дерзко, стремительно рассекают зелёную громаду парка. «Центральная», «Поперечная»… Припоминал безымянные дорожки и тропки, по которым легко можно пробраться к облюбованным в детстве «фаворитным местечкам».

Милые тургеневские липы!

На них плясали отблески потешных огней, что сверкали в парке, когда веселила своих гостей хлебосольная Варвара Петровна. Под ними вышагивал вёрсты Иван Сергеевич, раздумывая над судьбами России и своих современников. Ходили здесь Лев Толстой, Фет, Щепкин, Савина, Некрасов, Григорович, Иван Аксаков, Полонский, Гаршин, Гиляровский… Багровым заревом осветились аллеи, когда январской ночью 1906 года заполыхал и дотла сгорел Большой усадебный дом. Падали и по-солдатски умирали деревья – ровесники XIX столетия под топорами гитлеровцев в горькую осень 1941 года .

По-прежнему неувядаемо могуч и великолепен Спасский парк.

Видением Родины вставал он перед писателем на чужой земле, заставляя сильнее трепетать тоскующее сердце.

Липовая аллея в Спасском

Учитель. Отправляясь учиться в чужие края, юноша Тургенев прощался с милым Спасским. И чтобы память по себе оставить, принёс из ближнего леса облюбованный дубок и посадил его в парке, на поляне, что недалеко от центральной аллеи.

Рос тургеневский любимец неторопливо.

А в сознании самого Тургенева входившее в рост дерево сливалось с образом родины, возникало символом её великой, нерастраченной силы. Недаром смертельно больной писатель, посылая последний привет родному краю, просил Полонского: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Сколько бурь пронеслось над Россией с тех пор, как одиноко и тяжко умиравший Тургенев хладеющей рукой выводил эти необыкновенные, пронзительные строки! Но по-прежнему несгибаемо, неколебимо стоит тургеневский дуб – величественный и могучий. Взглянешь на его непомерной силы мускулистые ветви, – и кажется, что на них, как на плечах Атланта, держится свод небесный.

Дуб, посаженный И. С. Тургеневым

Ученик. Есть на нашей земле места великой славы народной – Красная площадь, Бородинское поле, Мамаев курган… Вступаешь сюда с замирающим сердцем, обнажив голову. С нами здесь говорит сама История. Разве можно сравнить эти величавые святыни с тем лужком, что зеленеет на берегу речушки Снежеди, ничем внешне не примечательный, ничем не отличный от таких же луговых долинок, которых по всей России тьма-тьмущая?

Тут судьбы государства не решались. Не звенели мечи. Не раскатывались артиллерийские залпы. Не ликовали народные толпы.

Всего-навсего на это травке крестьянские ребятишки ночью пасли коней, грелись у костра, рассказывали друг другу занятные и жуткие бывальщины да небылицы… Мальчиков видел Тургенев, слышал их разговоры, на клочке бумаги заметил для себя: «Описать, как мальчики гоняли лошадей на пустыри ночью. – Огни… Бежин луг».

И описал… Пропел невиданной красоты песню будущему России – смышлёным и талантливым детям народа её, природе русской.

Бежин луг

Сохранился Бежин луг почти таким же, каким описал его Иван Сергеевич. Сталью поблёскивает Снежедь. Тяжёлые росы клонят высокую траву. Безлунные ночи так же хороши, как и в тургеневские времена.

И сегодня приходят люди к берегам Снежеди, на Бежин луг, без которого трудно представить себе Россию.

2) Чтение рассказа учителем и заранее подготовленными учениками, которые читают по ролям слова Павлуши, Илюши, Кости, Феди и Вани.

Словарная работа (сноски учебника).

3) Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Объяснение и запись домашнего задания.

Библиография

  1. Духан С. Е. Эстетическое воспитание в школе. – М., 1962.

  2. Изучение литературы в вечерней школе. Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. – С. 98–106.

  3. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. – Пособие для учителя. – М., 1969.

  4. Качурин М. Г. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом. – В кн.: Искусство анализа художественной литературы. – М., 1971.

  5. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1965.

  6. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. – С. 215 – 227.

  7. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

  8. Мирецкая Н. В. Путешествие в литературу // Литература в школе. – 1977. – № 1. – С. 55 – 57.

  9. Русские писатели о литературном труде. – Л., 1954.

  10. Тельчарова У. И. Воображаемые путешествия // Литература в школе. – 1959. – № 4. – С. 72 – 73.

  11. Тимерманис Н. В. Урок по письмам И. С. Тургенева // Литература в школе. – 1970. – № 4.

  12. Чирковская Т. В. Один из приёмов изучения биографии писателя в 7 классе // Литература в школе. – 1959. – № 5. – С. 23 – 27.

  13. Эстетическое воспитание в восьмилетней школе. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 70 – 78.

***

  1. Афонин Л. Н., Мищенко А. И. На родине Тургенева. Предисл. Громова В. А. – 2-е изд., исправл. и доп. – Тула.: Приок. кн. изд-во, 1983.

  2. Винникова Г. Тургенев и Россия. – М., 1971.

  3. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1983.

  4. Тургенев в школе / Сост. Т. Ф. Курдюмова. – М., 1981.

Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна. «Силуэт к рассказу «Бежин луг»»

из книги «Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах» 1883 г.

На этой странице вы познакомитесь с примерами заочных экскурсий по литературным местам, прочтёте о том, как они создаются, узнаете, как можно с ними работать на уроке. Все фильмы можно
скачать.

Сейчас на уроках литературы не обойтись без путешествий по литературным местам. Но не всегда Пушкинские горы и Спасское-Лутовиново можно посетить реально. Тогда нам помогают виртуальные и
заочные экскурсии. Прекрасные виртуальные экскурсии по литературе можно увидеть на сайте “Сеть творческих учителей”. Но здесь я хочу вас познакомить со своими материалами, которые я чаще
всего создаю как фильмы, видео-ролики.

Многие, наверное, знают, как создавать фильмы в программе MOVIE MAKER. Подбираем текстовый материал, записываем его с помощью микрофона, входим в программу, импортируем нужные нам
материалы: звук, иллюстрации, если есть, видео. На звук я накладываю картинки и видео. Так делать гораздо легче. Потом публикую фильм. Если же вы хотите сделать музыкальный фон, то надо
ещё раз импортировать уже опубликованный фильм и наложить на него подходящую музыку. Её, конечно, придётся приглушить. Ещё раз публикуете, и фильм готов.

Методика работы с заочными экскурсиями

Конечно, можно и просто посмотреть на уроке созданный вами фильм. Но ещё лучше озадачить ребят чем-то.

1. Раздать листочки с заранее напечатанными вопросами по фильму и попросить записать ответы на них на этот листок. Эту работу проверить или выборочно, или у всех.

2. Устроить викторину на лучшего слушателя после просмотра.

3. Написать вопросы заранее на доске или спроецировать с помощью проектора, а после просмотра предложить ответить на эти вопросы.

4. Рассказать ребятам, как вы делаете эти фильмы, и попросить попробовать самим сделать что-то подобное.

Афанасьева Елена Анатольевна – учитель русского языка и литературы,

 ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Александровка

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ  НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ

Цель работы:

Углубление  интереса учащихся к личности, биографии и творческой лаборатории писателя.

Задача:

Воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой                              творил изучаемый автор.

Актуальность:

Я  считаю свою работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике литературы, но еще не до конца разработана методистами, так как существует недостаточное количество уроков-образцов, представляющих эту концепцию; а я, в свою очередь, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки.

Своеобразие системы работы:

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Воссоздаваемая  в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, поможет учащимся лучше понять произведение писателя и его позицию.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены  игровые моменты, оригинальная подача материала,  занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Творческие принципы, используемые при подготовке нетрадиционного урока:

  1.  Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2.  Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  3.  Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4.  Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5.  Развитие функции общения на уроке как условие обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6.  «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
  7.  Использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Оборудование:

  1. Портрет изучаемого писателя, желательно выполненный в то время, когда он создавал свои произведения.
  2. Книги, написанные автором, его статьи. Оформить их можно в виде стенда с заглавием из произведений данного писателя.
  3. Стенд с использованием комплекта открыток, иллюстраций к произведениям автора, рисунков самих учащихся, фотографий и других материалов.

Форма работы:

  1. Коллективная.
  1. Групповая.
  2. Парная.
  3. Индивидуальная.

Формы контроля:

  1. Устный опрос.
  2. Тестирование.
  3. Сочинение по творчеству писателя.
  4. Викторина.

Вывод:

Результатом данного урока-экскурсии является не количественные показатели, а создание творческого продукта.

План.

Введение.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе

1.1 Специфика нетрадиционных уроков.

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Глава 2. Урок – заочная экскурсия.

2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.

2.2 Примерный план урока – экскурсии.

Глава 3. Путешествие на родину И.С. Тургенева.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современная система образования развивается очень быстро. В первую очередь это обусловлено изменением отношения к ученику как к объекту образования. Современные программы придают большое значение деятельностному обучению. Соответственно, необходимо изменение в формах проведения самого образовательного процесса. Программы требуют нового подхода не только к характеру отношений учитель-ученик, но и к характеру урока, на котором взаимодействуют учащиеся и учителя. Поэтому традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые в современной методике преподавания литературы принято называть «нетрадиционными».

Я  считаю свою работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике литературы, но еще не до конца разработана методистами, так как существует недостаточное количество уроков-образцов, представляющих эту концепцию; а я, в свою очередь, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки. Я склонна утверждать, что нетрадиционные уроки являются лишь одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, но они – требование времени, и отказаться от них невозможно.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе

1.1 Специфика нетрадиционных уроков

Человек, живущий в современном мире, вынужден воспринимать и перерабатывать огромный объем информации. Большую часть представлений о мире каждый из нас получает в школе, вот почему задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы найти эффективные средства преподавания, способные не только количественно увеличить объем предложенного учебного материала, но и обеспечить его качественное запоминание и усвоение.

Одним из наиболее продуктивных путей обучения в связи с обозначенной проблемой может быть использование межпредметных связей, эффективной формой реализации которых являются интегрированные уроки, для проведения которых привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Важно не прекращать поиск необычных форм деятельности учащихся на занятии, внедрение в процесс преподавания новых технологий. Современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).

Современный урок должен обладать следующими характеристиками:

– адекватность современному уровню научных представлений о мире;

– возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;

– высокий уровень самостоятельности, деятельности;

– совершенствовать коммуникативные возможности учащихся;

– расширения «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;

– стимул к поиску новых методических форм взаимодействия учителя и ученика;

– объединение усилий различных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;

– стремление избежать перегрузки в учебном процессе.

Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны. По моему мнению, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:

1. нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;

2. не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;

3. данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;

4. все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы;

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков

Выделяются три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

Подготовительный.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

Собственно урок.

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выявляется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволить решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

 Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

 Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а растворяется в каждом из предшествующих этапов.

Анализ.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные в частности – это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые точки опоры.

Можно нетрадиционно освещать не весь материал на уроке, а только его часть.

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме

Классификация, то есть распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходится выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества материала, информации.

Предложенные мною основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах. Это не исчерпывающая и окончательная информация.

По моему мнению, даже простое представление таких сложных понятий, как основания и цели, при сравнении с тем, где они проявляются – с формами, проясняет основное: зачем выделять это самое главное. Для этого необходимо обратить внимание на две особенности классификации. Первая – все цели направлены на учеников, но помогают учителю организовать непривычную учебную деятельность; вторая – некоторые формы как бы повторяют друг друга, но все они – разные, поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.

Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:

1. отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

3. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. развитие функции общения на уроке как условие обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

7. использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного, поэтому могут быть использованы при анализе нетрадиционных уроков.

Глава 2. Урок – заочная экскурсия

2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия

Поиск нетрадиционных форм урока ведется уже не первое десятилетие.

Урок в форме заочной экскурсии был предложен в 1966 году В. Г. Маранцманом (это урок, знакомящий учеников с жизнью и личностью А. П. Чехова). Позднее этим же методистом был предложен этот тип урока на другом материале.

С течением лет изменилась не столько форма урока, сколько степень самостоятельности учащихся.

Такая форма урока как заочная экскурсия изучена в методике преподавания литературы не до конца. Каждый методист, занимающийся этой проблемой, вносит свои элементы в замысел урока.

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Задача учителя на уроке – заочной экскурсии – воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор. Это поможет учащимся лучше понять произведение писателя, его позицию.

Урок типа заочной экскурсии может быть проведен с разными целями:

– заочные экскурсии по местам жизни писателя можно использовать для углубления интереса к фактической стороне биографии;

– углубления интереса к личности писателя;

– углубление интереса к творческой лаборатории писателя (как в творчестве преображается природа родного для писателя края, какие реалии способствовали появлению определенных художественных образов).

Как реализуется замысел урока? Совместная деятельность учащихся и учителя осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап.

Учитель создает мотивацию учащихся; просит их разбиться на группы для выполнения домашнего задания.

Одна часть класса готовит устное сообщение об истории того периода: какие процессы происходили в политике, в социальной среде, в культурной жизни общества.

Вторую группу можно попросить найти в тексте и выразительно прочитать описание мест, где жил автор и герои его произведений.

Можно дать задание ученикам нарисовать, как они представляют себе героев произведений, их дома и место действия.

Другим группам можно заранее предложить выписать на карточки имена героев, названия улиц, площадей, церквей, рек, дорог, связанных с темой урока – экскурсии; составить карту маршрута по местам произведений изучаемого автора, подготовить литературную страничку в школьной стенгазете и т. д. Ясно, что для активизации творческого воображения нужен материал. С этой целью надо внимательно прочитать произведения, указанные учителем; основательно изучить биографию автора; подготовить выразительное чтение фрагментов произведений изучаемого автора.

Учащиеся знакомятся с программой; определяются с той сферой деятельности, в которой хотели бы себя развивать, реализовать.

Деятельный этап.

Учитель осуществляет при необходимости корректировку деятельности групп, организационное сопровождение.

Учащиеся осуществляют деятельность по определенному, разработанному ими плану.

Оценочно-прогностический этап.

Учитель в совместной с учащимися деятельности осуществляет представление результата деятельности.

Что дает данный урок-экскурсия педагогу?

1. Появляется возможность по-новому увидеть учащегося.

2. Иметь более широкую возможность оценивания учащихся, выйдя за рамки привычного стереотипа оценивания.

3. Возможность эмоционального удовлетворения; стимула к дальнейшей деятельности.

Результатом данного урока-экскурсии является не количественные показатели, а создание творческого продукта.

2.2 Примерный план урока-экскурсии.

При организации урока необходимо использовать следующее оборудование:

1. Портрет изучаемого писателя, желательно выполненный в то время, когда он создавал свои произведения.

2. Книги, написанные автором, его статьи. Оформить их можно в виде стенда с заглавием из произведений данного писателя.

3. Стенд с использованием комплекта открыток, иллюстраций к произведениям автора, рисунков самих учащихся, фотографий и других материалов.

По ходу урока зачитываются доклады с описанием политической обстановки того времени, ярких исторических событий, сообщения о культурной жизни эпохи.

Можно попросить ребят закрыть глаза и представлять экскурсию молча. Учащиеся слушают голос учителя и в их сознании возникают образы тех мест, про которые им рассказывает учитель. Необходимо спросить, что им представляется в первую очередь, что им открывается потом.

Свой рассказ учитель должен начать с общей панорамы. У учащихся должно создаться ощущение, как будто они сами видят то место, о котором идет речь. Далее необходимо остановиться на вещах и предметах, вдохновлявших писателя при создании произведений. Объяснить историю возникновения такой тесной связи. Это может быть Нева, как у Ф. М. Достоевского, или старый дуб в парке, как у И. С. Тургенева.

Вслед за осмотром окрестностей следует описание дома писателя с подробным рассказом о предметах мебели и интерьера. Мы проходимся по всем комнатам, заглядываем в рабочий кабинет, именно он может многое рассказать о личности своего хозяина. Учитель говорит о знаменитых людях, посещавших этот дом, собраниях и кружках, имевших место быть в его стенах. Необходимо рассказать о нравах других жильцов, объяснить, как они повлияли на характер и мировоззрение писателя.

Важно отметить все этапы становления писателя как личности: описать его детство, рассказать о том учебном заведении, где он обучался. Нужно сообщить ученикам о порядках, царивших там, о людях, посещавших занятия вместе с изучаемым автором.

Глава 3. Путешествие на родину И.С. Тургенева

В Мценском районе Орловской области, в 65 км от города Орла и в 15 км от города Мценска, находится усадьба великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – ныне Государственный заповедник Спасское – Лутовиново.

Спасское – Лутовиново принадлежит к числу замечательных культурных памятников России. На протяжении долгих лет оно было тесно связано с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.Здесь он полюбил русскую природу, русский народ и возненавидел крепостнический гнет. Те глубокие впечатления, которые писатель получил в Спасском, послужили ему богатейшим материалом для творчества. В произведениях писателя художественно отразились окружавшие его реальные лица, реальная обстановка.

На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди.

С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце XVI века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову. С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.

Устроителем спасской усадьбы, связанной в нашем сознании с памятью об Иване Сергеевиче Тургеневе, стал его двоюродный дед Иван Иванович Лутовинов. Центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом,  украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонам. Перед фасадом дома были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Даже в сухом перечне строений, оставшихся после смерти И. И. Лутовинова, можно почувствовать своеобразие быта обширной барской усадьбы XVII века, того быта, который еще застал в детстве писатель.

Одной из самых трудоемких работ было устройство парка. Границу усадьбы обозначил глубокий ров, выкопанный по всей ее окружности. Работы по благоустройству парка были начаты на самом рубеже XVIII и XIX столетий. Временем окончания можно считать дату освящения вновь построенной каменной церкви – 1809-й год.

Организация и успешное завершение этих огромных, необычайно трудоемких работ свидетельствуют не только о незаурядной натуреИ. И. Лутовинове, но и о том, что он принадлежал к высшему кругу просвещенного братства XVIII века, легенды о причудах и самодурстве которого дошли до наших дней.

Наряду с роскошной павловской мебелью карельской березы, залом для представлений крепостного театра и хорами для музыкантов в доме почетное место занимали книги. В библиотеке, собранной И. И. Лутовиновым, в массивных кожаных переплетах с тиснеными инициалами «И. Л.» хранились сочинения Монтескье, Руссо, Дидро, Даламбера, тома знаменитой Французской энциклопедии.

После смерти И. И. Лутовинова, в 1813 году, Спасскую усадьбу и поместья в Орловской и соседних губерниях унаследовала его племянница Варвара Петровна Лутовинова, которая стала одной из самых богатых помещиц губернии. Она вышла замуж уже не молодой за гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева. В автобиографической повести «Первая любовь» Иван Сергеевич рассказывает о своих родителях: «Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала, серилась – но не в присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно… Я не видел человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного».

Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в городе Орле. В 1821 году семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново.

Широкая аллея ведет от въезда к месту, где стоял дом Тургеневых. Клумбу с лиственницей огибал большой усадебный дом в форме отлогой подковы.

Рядом с фундаментом бывшего дома стоял под сенью вековых лип небольшой деревянный флигель, построенный в начале XIX века. Позже его прозвали «флигелем изгнанника» в память о годах, прожитых в нем Тургеневым в период ссылки (1852-1853). История ссылки такова: Книга «Записки охотника», изданная в 1852 году, вызвала большое негодование в правительственных кругах. Цензор, пропустивший ее, был отстранен от должности, и правительство искало повода, чтобы наказать автора за его «зажигательную» книгу и запретить писать. В том же году Тургенев написал некролог на смерть Гоголя. Петербургская цензура запретила его печатать. Иван Сергеевич переслал некролог в Москву своим друзьям, которым удалось напечатать его в «Московских ведомостях» под заголовком «Письмо из Петербурга». Якобы за нарушение цензурных правил, было создано целое «дело». Автор «Записок охотника» по распоряжению Николая I был подвергнут месячному заключению на съезжей и затем выслан в Спасское под надзор полицейских агентов.

Там Тургенев продолжал работать над новыми произведениями. В свободное время писатель охотился в окрестностях Спасского, много читал, посещал крестьян и записывал фольклор. Тургенев признавался, что безвылазное пребывание в деревне имело для него свою положительную сторону: «…пребывание под арестом, а потом в деревне принесло мне несомненную пользу: оно сблизило меня с такими сторонами русского быта, которые при обыкновенном ходе вещей, вероятно, ускользнули бы от моего внимания».

За «флигелем изгнанника» расположен хозяйственный двор.

У въезда на двор, со стороны села, И. С. Тургеневым была построена богадельни, в которой доживали свой век престарелые дворовые его матери.

При Варваре Петровне весь двор заполняли различные хозяйственные постройки: кладовые, ледники, винные подвалы, кухни, псарни, кучерский флигелек.

Заднее крыльцо «флигеля изгнанника» выходило в парк, на старую, когда-то сплошь березовую аллею, ведущую к заглохшему пруду. С течением времени погибавшие березы заменялись молодыми липами, только ниже поперечной аллеи сохранившиеся березы да посадки молодого березняка напоминают об этой белоствольной аллее парка.

Природа Спасского и его окрестностей вдохновляла Тургенева на создание произведений, которые вошли в золотой фонд русской классической литературы.

На страницах многих его произведений мы встречаем изумительные по богатству красок и тонкому лиризму изображения картин русской природы.

Описание старых «дворянских гнезд» в романах писателя во многом напоминают тургеневскую усадьбу с ее тенистым парком.

В романе «Новь», по признанию самого автора, описан парк Спасской усадьбы. В 7-ой главе читаем: «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по эту сторону Москвы. Расположенный по длинному скату пологого холма, он состоял из четырех ясно обозначенных отделений. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми клумбами; налево, минуя скотный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырехугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслоненной двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берез виднелась крутая крыша оранжереи».

С нескрываемой нежностью и восторгом описывал свой парк Тургенев и в письмах к друзьям: «…я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов, и нигде на свете нет такого запаха… под чуть-чуть лепечущими липами, в этих узких и длинных аллеях, заросших шелковистою травкой и земляникой».

«Сад мой великолепен, зелень ослепительно яркая, – такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить. Перед моими окнами тянется аллея больших берез. Листья их еще слегка свернуты; они еще хранят форму тех почек, в которых они находились несколько дней тому назад; это придает им такой вид, точно они в праздник надели новые платья, на которых заметны еще все складки материи. В моем саду множество соловьев, иволг, кукушек и дроздов – прямо благодать».

Вправо от березовой аллеи пролегает липовая аллея посаженная самим Тургеневым во время ссылки. В память об этом она стала называться «аллеей ссыльного».

Свернув с «аллеи ссыльного» вправо, легко пройти к липовой беседке.Она представляет собой небольшой круг из лип, внутри которого, вероятно, была устроена деревянная беседка. В тени старых лип проводил Иван Сергеевич много времени за шахматами, чтением и литературной работой.

В юго-восточном углу парка, возле церкви, есть еще она беседка, в которой летом 1855 года И. С. Тургенев написал роман «Рудин». Благодаря этому за ней сохранилось издавна название «беседка Рудина».

Беседку с центральным местом парка соединяет короткая аллея. Сюда сходится несколько аллей, которые взаимно пересекаются, образуя римскую цифру XIX, означавшую время основания усадьбы. Длинная липовая аллея (единица в цифре XIX) пересекает центр парка и упирается в берег высохшего пруда. Поэт Я. П. Полонский, подолгу живший здесь, подробно описал в своих воспоминаниях парк: «Одна из аллей, самая длинная и прямая, как стрела, вела к пруду. Крутые берега высохшего пруда заросли орешником, дно поросло ежевикой и высокой травой. В густых зарослях обитает многоголосый пернатый мир, знатоком которого был Тургенев – охотник».

Чтобы пройти к пруду, следует повернуть вправо по береговой аллее. Пруд этот назван Тургеневым Савинским в честь пребывания в 1881 году вСпасском знаменитой русской актрисы М. Г. Савиной.

«Пруд был тоже длинный, – вспоминает Я. П. Полонский, – хотя и не очень широкий: он был глубок и от изобилия ключей очень холоден. Только около берега на мелких местах, в жаркие летние, вода его, несколько подогретая солнцем, давала возможность купаться не без удовольствия».

К самой воде с береговой аллеи спускаются две короткие дорожки. Пруд устроен искусственно, посредством земляной плотины, перегородившей широкую лощину.

От пруда к центру парка ведет извилистая «аллея – змейка». Пройдя по ней вверх, потом повернув вправо, попадаете на еловую аллею.

Старых елей сохранилось немного: большая часть их погибла еще в дореволюционные годы. Справа от аллеи находились две каменные оранжереи. Кроме цветов, в них выращивались абрикосы, ананасы и персики.

По другую сторону еловой аллеи лежит большая поляна, разделенная надвое березовой аллеей.

Узкая дорожка пересекает поляну, на которой росли до самого «молодого» сада кусты смородины, крыжовника, малины разных сортов. Отдельно росли сливы и вишни. Большую площадь занимали парники.

К правому концу березовой аллеи примыкает поперечная тенистая липовая аллея. Она пересечена несколькими аллеями, идущими из центра парка.

Если мы пройдем вверх по центральной аллее до поворота, то увидим могучий дуб в три обхвата. В настоящее время дереву насчитывается свыше сто лет. Тургенев, вероятно, об этом дубе писал в повести «Фауст»: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на нем лежал золотой свет, тусклый и мягкий; даже в тень проникал он… а что слышалось птиц!».

После смерти писателя его наследники вывезли из Спасского мебель, библиотеку, вещи. В январе 1906-го года опустевший дом сгорел, усадьба была заброшена. В октябре 1918 года все принадлежавшее писателю стало национальным достоянием. По инициативе поэта В. Я. Брюсова в ноябре в ознаменование столетия со дня рождения И. С. Тургенева в Орле был открыт музей, куда передали все сохранившееся после смерти писателя. Спасское – Лутовиново объявили государственным заповедником, тургеневский парк стал доступен для посещения.

Важнейшим этапом в истории тургеневских мест стало воссоздание главного дома усадьбы. На основе подлинных вещей и мебели, принадлежавших И. С. Тургеневу, в нем была воспроизведена обстановка, которая была в 1881 году, когда писатель в последний раз приехал на родину.

Прямо у входа в усадьбу высятся могучие ясени с замшелой корой у корней и грачиными гнездами в переплетениях ветвей. Сквозь них, в отдалении, просматривается светло-лиловый деревянный дом.

Осмотр его начинается с галереи. Раньше здесь размешалась кухня кладовые, чуланы. Сейчас это – вводный зал музея, с мраморным бюстом И. С. Тургенева работы скульптора В. Н. Домогацкого в центре.

Несколько ступенек из галереи ведут в мемориальную часть дома, где каждая комната имела свое предназначение и наименование. Открываем дверь в столовую, и сразу же нас охватывает атмосфера старинного, по тем временам богатого барского дома. По стенам – потемневшие от времени фамильные портреты. По мнению специалистов, они принадлежат кисти знаменитого художника XVIII века Ф. С. Рокотова. В углу столовой стоят большие английские часы в форме башни.

Многие помнят эти стены. В воспоминаниях Я. П. Полонского есть интересный рассказ о последнем приезде в гости к Тургеневу Л. Н. Толстого в 1881 году.

Беседуя с хозяином, Лев Николаевич утверждал, что если сохранятся неизменными существующие порядки, то в России через 25 лет будет революция. Непосредственно к столовой примыкает небольшая комната, которую вСпасском называли малой гостиной. Это первая комната дома, куда через стеклянную дверь веранды попадали гости. Их встречал широкий и просторный диван в «турецком вкусе», который с давних лет получил прозвище «самосон». Его помнили многие гости, о нем не раз вспоминал и сам Иван Сергеевич.

Над диваном висит выполненный пастелью портрет Николая Сергеевича Тургенева, старшего брата писателя.

Непосредственно к малой гостиной примыкает большая открытая веранда. В летние месяцы она служила как бы продолжением комнат дома. Большая гостиная,так же как и столовая, принадлежала к парадным комнатам дома. Она обставлена мебелью красного дерева: овальный стол с резной тумбой, оканчивающийся звериными лапами; диван, обтянутый зеленым плюшем, с подлокотниками в виде грифонов и фризом на античный сюжет на спинке; мягкие кресла с позолоченными спинками. Обстановку гостиной дополняют старинное трюмо и бюро-секретерс откидной доской и множеством маленьких ящичков внутри.

Из угловой гостиной входим в кабинет Ивана Сергеевича.Эта комната является центром, который как бы объединяет вест дом. Здесь писатель оставался наедине со своими творческими раздумьями, здесь создавались важнейшие творения.

Напротив письменного стола в «красном углу», по обычаю того времени, висит старинная икона в серебряном окладе. Это фамильная реликвия Спасского дома. По семейному преданию, образ Спаса Нерукотворного был пожалован чуть ли не самим Иваном Грозным одному из предков писателя.

Аккуратный во всем, Иван Сергеевич лишь по отношению к творческой работе не мог соблюдать определенного режима. ВСпасском зачастую он работал запоем; писал, не разгибая спины, по восемь часов подряд, зачастую засиживался за работой до третьего часа ночи. Поэтому рабочая комната служила писателю одновременно и спальней.

Угол кабинета отгорожен деревянными ширмами. За ними находится кровать Тургенева, возле нее бельевой шкаф и ночной столик.

Кабинетом оканчивается та часть лутовиновского дома, которая уцелела после пожара 1839-го года. Следующая за ним комната расположена в одной из сделанных позже пристроек. В. П. Тургенева дала ей название «казино», то есть комната для свободных занятий, где можно уединиться от остального общества, поиграть в карты и чувствовать себя более свободным от строгого регламента, соблюдавшегося в остальных комнатах дома.

Сейчас, как и прежде, центральное место в «казино» занимает массивный овальный стол карельской березы, предназначенный для игры в карты.

Тургенев никогда не относился серьезно к карточным играм. Его любимым занятием были шахматы. Об увлечении писателя и сражениях, происходивших в Спасском, напоминает прекрасной работы столик с доской, набранной различными породами дерева.

У Тургенева было незаурядное шахматное дарование. Если не считать профессиональных мастеров, он был сильнейшим игроком своего времени.

Библиотека Тургенева занимает самую большую комнату дома. Она расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты – тяжелый домодельный биллиярд, крытый зеленым сукном.

Библиотека, включающая книги на нескольких языках и принадлежавшая И. С. Тургеневу, представляет собой исключительную научную ценность. В ее составе сохранились многие уникальные издания, книги с автографами В.Г. Белинского, А. И. Герцена, самого И. С. Тургенева, «Немецко-французские ежегодники», изданные в 1844-ом году в Париже Карлом Маркса, а также сотни других томов, каждый из которых мог бы составить гордость любого книжного собрания.

Каждый год тысячи людей приезжают в Спасское-Лутовиново, чтобы прикоснуться к истории, проникнуться атмосферой творчества, царящей там.

Заключение

В своей работе я пришла к выводу, что в современной системе образования проведение уроков в нетрадиционной системе должно иметь место.

Я предоставила возможную классификацию нетрадиционных уроков и вариант урока в подобной форме, возможный для проведения в рамках программы.

Я считаю, что проведенное  исследование актуально и имеет ценность для дальнейшего развития данной темы.

Список использованной литературы

1. Афонин Л., Мищенко А. На родине Тургенева.-Приокское книжное издательство.-Тула.-1983.

2. Богданов Б.В. Государственный литературно-мемориальный музей И.С.Тургенева.-Орловское книжное издательство.-Орел.-1900.

3. Божко Н.М., Кирсанова М.И. Литература. Нестандартные уроки.-Учитель.-Волгоград.-2009.

4. Внеклассная и внешкольная работа по литературе/ под ред. Ротковича Я. А.- М.- 1970.

5. Еремина Т.К. Когда вы будете в Спасском…-Лев Толстой.-Тула.-1993.

6. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современные уроки. Часть 5./ Инновационные уроки.- Учитель.- Ростов.- 2007.

7.Липеровская С. На родине И.С.Тургенева.-М.,-1961.

8. Лукьянова М.И., Разина Н.А. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.- 2006.

9. Кондратьева Л.А. Урок-экскурсия в Спасске-Лутовиново.// Литература в школе.- М. -2006.-№ 3

10. Понятовский А., Калиновская Н. Государственный заповедник усадьба И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново.-Орловская правда.-Орел.-1954

11. Современный урок русского языка и литературы/ под ред. Смелковой З.С.- Л.- 1990.

Добавить комментарий