Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Так гласит общепринятая народная мудрость, но, по нашему мнению, самый лучший вариант – это учиться на чужих ошибках и стараться их не повторять.
Бюрократическая основа конкурентных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ не прощает ошибок, а сразу же отклоняет заявку на участие в закупке. Поэтому, мы решили рассказать о том, как правильно подготовить заявку на примере пяти самых частых ошибок на этом поприще.
Ошибка 1. Самоидентификация в первой части заявки
Одна из самых частых ошибок новичков. Далеко не у всех с ходу получается разобраться в правилах подготовки заявки, поэтому в первой, открытой части, зачастую прописывают название компании или иные идентификационные сведения.
Чтобы избежать этой ошибки, стоит четко уяснить:
- Первая часть заявки содержит только конкурентное предложение. Характеристики товара, его чертежи или фотографии, страну происхождения и прочие интересующие заказчика достоинства. Любые идентификационные сведения указывать запрещено.
- Вторая часть заявки – закрытая. Заказчик увидит её только в том случае, если Вы примете участие в процедуре. В этой части, как раз таки, и должны находиться сведения о поставщике. Название организации, бренда, контактная информация, опыт поставок и прочие данные.
Примеры:
- В первой части заявки есть пункт, в котором необходимо прописать, что компания согласна провести поставку на тех условиях, которые установятся в результате проведения электронного аукциона. Из-за неоднозначной формулировки, многие участники прописывают название компании, от лица которой соглашается с условиями. В таких случаях заявку точно отклонят, а начинающему тендерному специалисту придется искать причину и устранять её.
- Заказчик не всегда кристально точно прописывает инструкцию к оформлению заявки. Порой встречаются рекомендации об указании сведений о компании в тех пунктах, где их быть не должно. Соответственно, из-за невнимательности заказчика, можно нарушить анонимность поставщика, что приведёт к неминуемому отклонению заявки на участие.
Совет:
Чтобы не было указано в инструкциях, какими бы не были формулировки, во главе угла всегда находятся базовые принципы федерального закона по которому проходит закупка. Пожелания заказчика не могут перекрыть действующее законодательство, так что в случае возникновения подобных нестыковок лучше всего обратиться за разъяснениями.
Ошибка 2. Неправильное указание сведений о стране происхождения товара
Ещё одна распространенная ошибка среди новичков. Именно этот пункт достаточно часто пропускают при подготовки заявки, что так же, как и в первом случае, приводит к отклонению.
К такому же исходу может привести и ситуация, когда страна происхождения товара указана некорректно. Вместо “Российская Федерация”, например, написали “РФ”, или допустили орфографическую ошибку.
Следует запомнить:
- При поставке товаров практически в 100% случаев требуются сведения о стране его происхождения. Национальный режим действует не просто так. Поэтому указание сведений является обязательным пунктом в первой части заявки.
Напоминаем, что в условиях нацрежима предпочтение при проведении закупок отдаётся тем поставщикам, которые предлагают продукт российского происхождения или стран ЕАЭС.
- Существуют “правильные” и “неправильные” варианты обозначения той или иной страны. Если указанный вариант окажется “неправильным”, то это будет причиной отклонения Вашей заявки.
Совет:
При указании страны происхождения, пользуйтесь Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). Прописанные в нём названия стран безоговорочно будут котироваться в документе, так что лучше всегда сверяться с этим списком.
Также, если есть возможность выбора, то лучше планировать к поставке именно те товары, которые были произведены на территории РФ или Евразийского экономического союза. И, конечно же, не забывайте указывать об этом в соответствующем пункте заявки.
Ошибка 3. Некорректное оформление технической части заявки
Пожалуй, самый трудный для освоения момент. Технических показателей достаточно много, а инструкции к их заполнению разнятся от заказчика к заказчику.
Кроме того, играет фактор внимательности. Нередки случаи, когда при сопоставлении требуемых параметров с теми, что присущи имеющемуся продукту, поставщик упускает из внимания один или несколько пунктов. Итогом такой промашки становится отклонение из-за несоответствия товара запросам заказчика.
Взять на усиленный контроль:
- Инструкцию на предмет разности толкований тех или иных терминов/параметров.
- Оформление показателей продукта, который планируется к поставке.
- Соответствие тех самых показателей всем требованиям заказчика.
- Проверку существования товара с требуемыми характеристиками в принципе.
Примеры:
- В инструкции заказчик указывает свой взгляд на толкование разных требований. Таким образом, требование о количестве пассажирских мест в автобусе «не менее 25», может означать как «начиная от 25», так и «26 и более». Что именно подразумевается под понятием «не менее» и находится в инструкции.
- Заказчик – это, прежде всего, человек. Соответственно человеческий фактор никто не отменял. По разным причинам, в требуемых технических показателях может быть допущена ошибка, из-за которой подходящего товара возможно и не существует вовсе. Поэтому, если не заметить этой ошибки и выиграть контракт, то горе-поставщика будут ждать вполне реальные проблемы из-за нереального продукта.
Совет:
Самым лучшим вариантом будет предварительное создание документа с техническими показателями для каждого поставляемого товара. Этот файл можно прикреплять отдельно и не тратить время на проверку всех пунктов, ведь по опыту прошедших закупок будет понятно, что всё в порядке.
Ошибка 4. Отсутствие сведений о компании в реестре СМП при участии в тендере среди СМП
Распространенная ошибка среди компаний, начинающих участвовать в закупках для малых предприятий. Для участия в таких торгах, необходимо чтобы в соответствующем реестре уже были внесены данные о компании.
Проблема заключается в том, что многие предприятия сразу же после открытия подают заявку на участие, продекларировав свою принадлежность к СМП. Вот только их, скорее всего, ждет отклонение, ведь информацию о компании еще не внесли в тот самый реестр.
Важно отметить:
- Сведения появляются после ближайшего 10-го числа любого месяца. Соответственно, до этого момента организация не сможет принять участие в закупке для СМП просто заявив о данном статусе.
- Даже по наступлению 11-го числа ближайшего месяца, не стоит бросаться на каждую закупку для СМП. Предварительно проверьте, действительно ли Вас внесли в реестр. Практика показывает, что появление сведений может растянуться на несколько дней после оговоренной даты.
Совет:
Если есть необходимость всё таки принять участие в закупке для СМП, но по каким-то причинам нет возможности ждать внесения сведений в реестр, то можно самостоятельно получить письменное подтверждение от ИФНС о своём статусе. При подготовке заявки понадобится подгрузить документ, чтобы её приняли и к Вам не было вопросов.
Ошибка 5. Отсутствие полного набора сведений во второй части заявки
Последняя ошибка хоть и встречается не так часто, но также имеет место быть в данном списке. Некоторые поставщики, руководствуясь тем, что в ЕИС и на ЭТП уже есть карточка организации, не прикрепляют её или часть сведений во второй части заявки.
Обратите внимание:
- Ошибки во второй части допускать чревато. За трёхкратное отклонение в течении трёх месяцев на одной площадке, поставщику не возвращается обеспечение заявки.
Пример:
Получив отклонение второй части заявки, как уже говорили, три раза за квартал на одной площадке, замороженные средства со спецсчета будут списаны, скажем так, в пользу государства. И неважно, стоило обеспечение пять тысяч рублей или пять миллионов рублей.
Совет:
Всегда прикрепляйте карточку организации во второй части заявки. Наличие полного перечня данных – обязательное требование, которое не перекрывает наличие карточки на торговой площадке или в единой информационной системе.
Также, если Вы не уверены в своих силах и уже получили два отклонения на одной площадке в описанный выше срок, то стоит воздержаться от участий в госзакупках на этой ЭТП. Так и Вам будет спокойнее, и баланс счета целее.
Итоги
Надеемся, данный материал поможет Вам не допускать упомянутых ошибок. Безусловно, это далеко не полный список моментов, в которых можно что-то упустить, но мы постарались собрать самые распространенные трудности начинающих участников закупок, не заостряя внимания на частных, редко встречающихся случаях.
Чтобы полностью разобраться во всех тонкостях и нюансах, можно воспользоваться услугами тендерного сопровождения от Тендерплан! Опытные юристы помогут в подготовке и подаче заявки, консультируя по каждому шагу!
Эксперты Тендерплана на связи!
Консультации, сопровождение, подготовка заявок и многофункциональная система поиска закупок!
О составлении инструкции по заполнению заявки
Инструкция по заполнению заявки является обязательным документом при публикации извещения о закупке в силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Ее отсутствие свидетельствует о нарушении указанной нормы и грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью. К сожалению, нередко заказчики либо вовсе не готовят инструкцию, либо делают это формально[1]. При этом инструкция по заполнению заявки — один из важнейших инструментов, позволяющих повысить эффективность и результативность проводимой закупки. В данной статье покажем, как именно следует пользоваться этим инструментом.
Однако вначале следует обратить внимание на письмо ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, в котором изложена позиция службы по надлежащему составу инструкции по заполнению заявки. Антимонопольный орган рекомендует:
1) указать на раздел и/или пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и/или минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться и, соответственно, подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (далее — Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Поскольку с 1 января 2022 г. описание объекта закупки — отдельный электронный документ, публикуемый в ЕИС вместе с извещением о закупке, первый из перечисленных выше пунктов можно не рассматривать. Очевидно, что минимальные, максимальные и конкретные показатели содержатся в таком документе.
А вот п. 2 и 3 сохраняют свою актуальность: заказчик должен определить в инструкции по заполнению заявки, какие показатели являются конкретными, а какие — диапазонными. Отсутствие таких сведений может ввести участника закупки в заблуждение и, как следствие, повлечь отклонение его заявки.
При этом следует помнить, что не могут быть конкретными изначально диапазонные показатели. К примеру, невозможно указать конкретное время рассасывания шовного материала[2] или конкретную температуру, при которой возможно эксплуатировать медицинское изделие[3]. И наоборот, не могут быть диапазонными изначально конкретные показатели.
Пример
Материал трубки (консоли кислородной) латунь или медь. Инструкция указывала на неизменность показателя.
Антимонопольный орган признал действия заказчика неправомерными[4], поскольку трубка может быть сделана либо из латуни, либо из меди. Инструкция ввела участников закупки в заблуждение, вследствие чего одна из поступивших заявок была отклонена.
Представляется, что приведенные выше факты являются общеизвестными, поэтому любые попытки заказчика изменить установленный порядок вещей могут привести к административной ответственности.
Однако отнесение показателя к конкретным или диапазонным не всегда столь очевидно. Нередко показатель, который заказчик считает конкретным, согласно эксплуатационной документации производителя медицинского изделия оказывается диапазонным.
Пример 1
Заказчик объявил аукцион на поставку пластины кровоостанавливающей. Участник закупки указал в заявке размер пластины следующим образом: (50,0 ± 5,0) × (50,0 ± 5,0) × (7,0 ± 2,0) мм. Поскольку инструкция по заполнению заявки требовала указать конкретный размер, комиссия заказчика отклонила заявку.
Участник закупки приложил к своей жалобе инструкцию по применению медицинского изделия «губка гемостатическая коллагеновая» (по ТУ 9393-001-16794798-2013), согласно которой губку изготавливают следующих размеров (Д × Ш × В): (50,0 ± 5,0) × (50,0 ± 5,0) × (7,0 ± 2,0) мм.
Жалоба была признана обоснованной[5].
Пример 2
Заказчик при закупке пипетки стеклянной к СОЭ-метру установил требования:
- внешний диаметр: 5 ± 1 мм;
- внутренний диаметр: от 1,4 до 1,6 мм.
Инструкция требовала указания конкретного значения по каждому параметру. Участник закупки указал значения без изменения, пояснив фразой «согласно паспорту производителя». Комиссия заказчика отклонила заявку.
Антимонопольный орган признал отклонение незаконным[6], указав на представленную заявителем эксплуатационную документацию.
Следовательно, заказчик не может быть уверен, что любой показатель, определенный им в инструкции по заполнению заявки как конкретный, не указан как диапазонный в эксплуатационной документации изделия, предлагаемого к поставке.
Каким образом решить данную проблему? В инструкции по заполнению заявки заказчик может включить фразу «согласно документации производителя» (или аналогичную по смыслу).
Рекомендуемая формулировка
В своей заявке участник закупки обязан указать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара. В указанных ниже случаях участник закупки обязан указать диапазонное значение показателя. В случае если согласно эксплуатационной документации производителя значение показателя является диапазонным или конкретным в противоречие с установленными заказчиком требованиями, участник закупки указывает такое диапазонное или конкретное значение, сопроводив его формулировкой «согласно документации производителя». Отсутствие такой формулировки будет истолковано комиссией заказчика как несоответствие требованиям извещения о закупке, что может повлечь отклонение заявки участника закупки.
За счет использования приведенной выше (или аналогичной по смыслу) формулировки у комиссии заказчика появляется определенность при рассмотрении заявок, что исключает нарушение прав и законных интересов участников закупки.
Однако при определении показателей как конкретных или диапазонных следует учитывать и п. 4 рекомендаций ФАС России, предписывающий использовать документы национальной системы стандартизации (прежде всего ГОСТы). К примеру, не могут быть конкретными такие показатели, как линейность реактивов (п. 3.11 ГОСТ Р 51352-2013), твердость медицинских инструментов по Роквеллу (ГОСТ 19126-2007) и т. д.
Также следует учитывать допуски при формулировании требований к диапазону значений (разумеется, конкретным такой показатель быть не может).
Пример
При закупке отрезов марлевых заказчик установил требование к плотности марли «не менее 36 г/м2» и одновременно с этим требование о соответствии ГОСТ 9412-93. Поскольку участник закупки предложил продукцию плотностью 34,2 г/м2, его заявка была отклонена.
При этом в соответствии с п. 3.2.5 ГОСТ 9412-93 поверхностная плотность отбеленной марли должна быть не менее 36 г/м2, а допустимый диапазон отклонения от данного показателя — не более –5 %. Таким образом, показатель плотности марли согласно ГОСТ 9412-93 является диапазонным и устанавливается как неизменный показатель «36 г/м2 – 5 %» или «не менее 34,2 г/м2».
На основании изложенного контрольный орган признал заявку полностью отвечающей требованиям ГОСТ 9412-93, а ее отклонение — неправомерным[7].
Антимонопольная практика указывает, что при формулировании требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным ГОСТом, так и значениям, содержащимся в описании объекта закупки, последние не должны противоречить требованиям ГОСТа, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке показатели и/или их значения, противоречащие положениям ГОСТа.
Пример 1
Согласно требованиям ТЗ объем мертвого пространства шприца — не более 0,2 мл, тогда как в ГОСТ ИСО 7886-1-2011 объем мертвого пространства — 0,075 мл. Антимонопольный орган признал, что такое требование вводит участников закупки в заблуждение[8].
Пример 2
В описании объекта закупки заказчик установил следующие требования:
- характеристики инструмента для прокалывания должны соответствовать требованиям ГОСТ 19126-2007 «Межгосударственный стандарт. Инструменты медицинские металлические. Общие технические условия»;
- материал изделия: нержавеющая сталь марки 30Х13/12Х13 класса мартенситно-ферритного или мартенситного;
- твердость по Роквеллу: не менее 30 HRC в соответствии с ГОСТ 19126-2007.
Участник закупки указал в заявке следующее:
- материал изделия — нержавеющая сталь марки 30Х13 класса мартенситно-ферритного;
- твердость по Роквеллу 30 HRC.
В соответствии с таблицей № 2 ГОСТ 19126-2007 твердость по Роквеллу для марки 12Х13 составляет 30–35 HRC, а для марки 30Х13 составляет 43–53 HRC.
Поскольку указанные в заявке сведения противоречили ГОСТ 19126-2007, она была отклонена.
Антимонопольный орган хотя и признал отклонение правомерным, в ходе проведения внеплановой проверки пришел к выводу, что указанные заказчиком требования к твердости по Роквеллу заведомо не соответствуют ГОСТ 19126-2007, согласно которому твердость для марки 12Х13 составляет 30–35 HRC, а для марки 30Х13 — 43–53 HRC. При этом заказчик установил минимальное значение, которое соответствует марке 12Х13, что ввело участника закупки в заблуждение и привело к отклонению его заявки.
Контрольный орган усмотрел в действиях заказчика признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ[9].
Отметим, что в судебной практике такие действия заказчика не всегда влекут признание их незаконными.
Пример
Заказчик объявил закупку медицинских кассет с размерами не более 269,5 × 329,5 мм. При этом согласно ГОСТ ISO 4090-2011 размеры должны быть не более 268,5 × 328,5 мм. Участник закупки указал в заявке значения размеров, соответствующие требованиям описания объекта закупки, но не соответствующие фактическим значениям (т. е. недостоверные).
Антимонопольный орган, а затем и суд[10] признали действия комиссии заказчика правомерными. Доводы участника закупки о том, что заказчик ввел его в заблуждение, поскольку описание объекта закупки позволяло указать значения, не соответствующие ГОСТу, не были приняты во внимание, т. к. заявка была отклонена за недостоверные сведения. Также суд учел, что участник закупки не обращался с запросами на разъяснение документов закупки.
В приведенном выше примере суд отказался рассматривать доводы участника закупки о несоответствии ТЗ и ГОСТа ввиду того, что отклонение заявки не было связано с таким несоответствием. Более того, указав недостоверные сведения в заявке, участник закупки проявил недобросовестность. А согласно ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимуществ из своего недобросовестного поведения.
Однако во избежание штрафов логично соизмерять свои требования с требованиями ГОСТов и иных документов национальной системы стандартизации.
Также требования заказчика не должны провоцировать указание недостоверных сведений в заявках участников закупки.
Пример
Заказчик объявил закупку лезвий для аутопсии, совместимых с имеющимся микротомом. Лезвия должны быть совместимы с рукояткой F-130P. Длина лезвия — не менее 125 мм.
При рассмотрении поступившей жалобы антимонопольный орган установил, что маркировка «F-130P» означает, что совместимыми с рукояткой будут исключительно лезвия длиной 130 мм. Пояснить, почему было использовано значение 125 мм, заказчик не смог. Следовательно, описание объекта закупки допускает указание участниками закупки значений, не отвечающих требованиям заказчика, что нарушает положения Закона № 44-ФЗ.
Суды подтвердили неправомерность таких требований[11].
После того как заказчик определил каждый показатель как конкретный или диапазонный, соотнес свои требования с ГОСТами, необходимо установить порядок подтверждения участником закупки соответствия таким требованиям. А именно как читать указанный заказчиком диапазон, как понимать использованные заказчиком символы, можно ли указывать эти символы в заявке и т. д.
Отсутствие таких сведений может привести к признанию антимонопольным органом и судами отклонения заявки участника закупки незаконным.
Пример
В описании объекта закупки было указано: «от –30 до +50 градусов Цельсия», в заявке — «от –20 до + 50 градусов Цельсия». Комиссия заказчика отклонила заявку. Однако такие действия были признаны судами незаконными[12], поскольку в инструкции по заполнению заявки отсутствовала информация о том, что данный показатель должен быть указан в заявке в неизменном виде (на чем настаивал заказчик).
Например, если заказчик использует в описании объекта закупки фразы «не уже чем от … до …», необходимо пояснить в инструкции по заполнению заявки смысл такого требования и порядок подтверждения соответствия ему. В противном случае возникает двусмысленность. Заключается ли потребность заказчика в границах диапазона (от 40 до 60, например) или в единицах интервала (20 единиц)? Если диапазон «не должен быть уже чем от 40 до 60», то как быть с заявкой участника закупки, предложившего диапазон от 45 до 80? (35 единиц — это больше 20, следовательно, диапазон не уже требуемого).
Если значение показателя выражено в диапазоне: «от 40 до 60 (или более широкий диапазон)», в инструкции по заполнению заявки следует указать: под более широким диапазоном понимается диапазон, в котором минимальная граница менее установленной заказчиком, а максимальная граница — более установленной, поэтому значение «от 40 до 70» соответствует требованию заказчика, а значение «от 42 до 65» не соответствует.
Также необходимо следить, чтобы пересечением границ закрытого диапазона не оказалось пустое множество. Так, должностное лицо заказчика было привлечено к административной ответственности, поскольку по одному из требований ТЗ был сформулирован диапазон значений «не более 5 и не менее 60»[13]. Пересечением указанного диапазона как раз и является пустое множество: ни один товар не будет соответствовать подобному значению.
При использовании в качестве границ диапазона отрицательных чисел следует помнить, что большим является число, меньшее по модулю. К примеру, –45 больше –90, и если в описании объекта закупки установлен открытый диапазон «не более –45», то значение «–90» входит в него. Эти школьные знания кажутся банальностью, однако практика показывает, что далеко не все помнят об этом.
Пример
При закупке морозильника медицинского заказчик установил требования к диапазону рабочих температур: от –40 до –20 градусов Цельсия. В заявке участника закупки был указан диапазон от –40 до –18 градусов Цельсия. За несоответствие требованиям ТЗ заявка была отклонена.
Антимонопольный орган признал жалобу на отклонение обоснованной[14], т. к. диапазон от –40 до –18 включает в себя диапазон от –40 до –20, т. е. предложение участника закупки полностью соответствовало требованиям ТЗ.
Если для обозначения диапазонов применяются специальные символы, в инструкции по заполнению заявки следует прояснить их смысл. Лишь в этом случае можно будет отклонять заявки со ссылкой на несоответствие информации, представленной участником закупки, требованиям описания объекта закупки.
Пример
В ТЗ содержалось требование к влагозащите «не менее IP22». В заявке участника было предложено «IPX4». Поскольку «4» меньше, чем «22», заявка участника закупки была отклонена. Однако участник закупки в своей жалобе пояснил, что согласно ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)» IPX4 означает, что корпус не пропускает частицы диаметром до 2,5 мм, а требование заказчика (IP22) предполагает влагозащиту от частиц диаметром до 12,5 мм. Иными словами, предлагаемое в заявке значение параметра лучше, чем в ТЗ. Жалоба была признана обоснованной[15].
При этом особое внимание следует уделить использованию математических символов, разделительных и соединительных союзов.
Пример
Отсутствие в инструкции описания значений применительно к союзу и, в т. ч. в совокупности со знаками ≥ и ≤, создает трудности при формировании заявки и вводит участников закупки в заблуждение, влечет отказ в допуске участникам закупки[16].
В инструкции надлежит предусмотреть, включает или не включает диапазон, описанный с использованием математических символов или выражений, крайние значения; допускается или не допускается указывать такие символы или выражения в заявке; если не допускается — как нужно указывать диапазон (здесь можно привести примеры); если в разных случаях один и тот же символ должен трактоваться по-разному, инструкция должна содержать исчерпывающий перечень таких случаев с пояснением, как участник закупки может отличить один случай от другого и как именно он должен указать значение показателя в своей заявке в каждом таком случае.
При этом следует помнить, что чем сложнее инструкция, тем вероятнее, что заказчик сам ее нарушит.
Пример № 1
В инструкции указывалось, что при наличии в названии показателя слов «должен быть» значение показателя остается неизменным; а в случае наличия в ТЗ слова «или» участник выбирает одно из предложенных значений.
В описании объекта закупки было указано значение одного из требований: «должен быть изготовлен из поликарбоната или пропилена».
Поскольку невозможно продекларировать соответствие такому требованию и одновременно не нарушить инструкцию, заказчик был привлечен к административной ответственности[17].
Пример № 2
В инструкции по заполнению заявки указано:
- «при описании диапазона значений предлогами „от“ и „до“ необходимо указать конкретное значение из данного диапазона, не включая крайние значения»;
- «в случае установления значения показателей со словом „диапазон“, „в диапазоне“ участник аукциона должен указать в заявке диапазон с неизменными начальным и конечным показателями диапазона».
В описании объекта закупки установлено следующее требование: «Не менее 3 вариантов в диапазоне от 3 до 8». Поскольку инструкция содержит противоречивые указания, которые вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, антимонопольный орган признал действия заказчика неправомерными[18].
Автор категорически не рекомендует присваивать какой-либо дополнительный смысл знакам препинания, поскольку это может привести к неблагоприятным для заказчика последствиям.
Пример
Заказчик объявил аукцион на поставку лабораторных реагентов. В требованиях в формату наборов было указано: «лиофилизированные сыворотки, содержащие антитела к ВИЧ-1». Согласно инструкции по заполнению заявок в случае если наименование показателя заканчивается знаком двоеточия, а значения перечислены через запятую, то участнику необходимо выбрать одно значение из перечисленных.
Участник закупки подал заявку, предложив к поставке набор в формате «лиофилизированные сыворотки, содержащие антитела к ВИЧ-1». Комиссия заказчика отклонила заявку в соответствии с инструкцией. Участник закупки обратился с жалобой, указав, что согласно РУ на предложенное им изделие формат набора указывается полностью: «лиофилизированные сыворотки, содержащие антитела к ВИЧ-1». Выбрать одну часть фразы он никак не мог. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной[19].
Также следует весьма осторожно устанавливать запреты на использование тех или иных символов, слов и выражений. Если окажется, что без использования таких запрещенных слов и символов подготовить заявку на участие в закупке невозможно, заказчик может быть привлечен к административной ответственности.
Пример
Заказчик запретил слово «или» в заявке. При этом установил требование: «кронштейн для инфузионной стойки или манипуляционного стола» (т. е. такой, который можно использовать как для инфузионной стойки, так и для манипуляционного стола). Участник закупки продекларировал соответствие требованию без изменений, за что и был отклонен. Антимонопольный орган признал отклонение незаконным[20].
Отметим, что перечень запрещенных инструкцией слов должен быть исчерпывающим. Формулировка типа «запрещено указывать слова „должен“, „будет“[21] и т. п.» противоречит ст. 7 Закона № 44-ФЗ, поскольку не позволяет понять, какие слова нельзя указывать, а какие можно[22].
Нередко заказчики пытаются сделать из инструкции по заполнению заявки сложный квест для участников закупки, пройти который можно, лишь заранее зная, где расставлены ловушки. Иными словами, инструкция целенаправленно превращается заказчиком в инструмент манипулирования результатами процедуры определения поставщика. Наиболее простым вариантом ловушек является изменение общеупотребительного смысла слов и выражений.
Пример
Заказчик установил требование к размерам: более 200 × 300. Участник закупки указал в заявке: размер 300 × 400. Комиссия заказчика отклонила заявку.
Согласно инструкции по заполнению если требование к размерам указано со словами «более», «менее» и размеры представлены в виде А × В, А × В × С, то «более», «менее» касаются одного первого значения, тогда как последующие должны указываться без изменения.
Отклонение заявки было признано правомерным[23].
Отметим, что антимонопольные органы[24] уже пресекают использование такого варианта ловушек[25].
Является ли использование подобных ловушек эффективным? В краткосрочной перспективе, несомненно: с помощью подобных манипуляций заказчик может добиться победы нужного ему хозяйствующего субъекта и поставки нужного товара.
Однако подобные действия напрямую нарушают ст. 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку создают преимущественные условия конкретным хозяйствующим субъектам, которые знают, как подать заявку, чтобы ее не отклонили. В случае жалоб участников закупки, заявки которых отклонили по формальным основаниям, в прокуратуру или следственные органы сотрудники заказчика могут быть привлечены к уголовной ответственности (в зависимости от фабулы дела).
В связи с чем автор рекомендует никогда не использовать ловушки в своей практике: в долгосрочной перспективе они всегда ведут к негативным последствиям.
Жестко пресекают подобные злоупотребления как антимонопольные органы, так и суды.
Пример 1
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документов о закупке должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах.
Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок.
При этом оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в составе заявки[26].
Пример 2
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае если заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием словосочетаний, символов: «свыше… не более…», «свыше… до…», «>… не более…», то участнику необходимо указать конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара с указанием нижней и верхней границы интервала. Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.
Отклоняя заявку участника закупки, заказчик пояснил, что в отношении спорного показателя указано не слово «свыше», а «св.», что относится к иным формам слов, словосочетаний и символов, используемых при определении требований к показателям (характеристикам) товара. Следовательно, исходя из положений указанной инструкции словосочетание «св…. до…» применяется заказчиком для указания на значения показателей, которые не могут быть изменены.
Антимонопольный орган и суды признали такое отклонение незаконным[27]. Суд пояснил, что при описании требований с использованием сокращения «св.» заказчиком имелось в виду именно слово «свыше» («остаточная пористость должна быть свыше 2,5 до 5 %»); иного смысла в сокращение «св.», кроме как «свыше», заказчик не вкладывал.
Использованная заказчиком трактовка инструкции по заполнению заявки, по сути, провоцирует добросовестных участников торгов к ошибкам, обусловленным неоправданным двояким смыслом изложения требований к товарным позициям, отраженным в техническом задании, созданием формальных ловушек.
В связи с чем представляется верным вывод о том, что формулировки инструкции по заполнению заявки и описания объекта закупки должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству. Заказчик должен быть заинтересован в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений извещения о закупке и описания объекта закупки, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок[28]. При подготовке инструкции по заполнению заявки надлежит руководствоваться именно такими принципами.
Итак, выше были рассмотрены сведения, которые должны содержаться в инструкциях по заполнению заявки по мнению ФАС России. Однако такие сведения — лишь обязательный минимум, чтобы заказчика не привлекли к ответственности за нарушение ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Гораздо более интересным для заказчика представляется использование инструкции для заполнения белых пятен законодательства о контрактной системе.
Формулировка инструкции № 1
Если предлагаемый к поставке товар зарегистрирован в качестве медицинского изделия, участник закупки в своей заявке указывает наименования предлагаемых к поставке товаров в строгом соответствии с регистрационными удостоверениями на такие изделия. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявки.
Указанная выше формулировка позволяет однозначно решить вопрос с тем, как соотнести приложенные копии РУ с позициями товаров в заявке участника закупки, а также помогает при поставке. Правомерность таких действий заказчика подтверждена как антимонопольной[29], так и судебной практикой[30].
Формулировка инструкции № 2
Если участником закупки прилагаются документы, копии документов, подтверждающие факт регистрации (копии регистрационных удостоверений, свидетельств о государственной регистрации), страну происхождения (копии сертификатов СТ-1, заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ), процентную долю стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции [акт ТПП РФ или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза], такие документы, копии документов предоставляются в полном объеме со всеми страницами[31]. Неисполнение данного требования является основанием для отклонения заявки.
Указанная формулировка позволяет добиться определенности в вопросе допуска или отклонения заявки, в которой приложена, например, копия РУ без приложений. В данном случае участники закупки понимают, каким образом должны быть представлены документы в составе заявки и каковы последствия несоблюдения таких требований. Правоприменительная практика также подтверждает правомерность такого требования заказчика[32].
Формулировка инструкции № 3
Подтверждение соответствия требованиям, установленным в описании объекта закупки, иным способом, кроме текста, не допускается. Приложение в заявке инструкции, паспорта, руководства по эксплуатации, технических условий, фотографии товара не отменяет необходимости подтвердить соответствие установленным заказчиком требованиям в текстовой форме.
Данная формулировка устраняет проблемы при рассмотрении заявок, в составе которых приложены фото упаковки, инструкция, скан этикетки и т. д. Комиссии не нужно тратить часы на сопоставление сведений и выяснение, что подразумевается под теми или иными формулировками. Подавая заявку, участник закупки соглашается с условиями извещения о закупке. Поэтому несоблюдение требований инструкции, однозначно указывающих, что должно и чего не должно быть в заявке, влечет абсолютно законный отказ в допуске.
Пример
Заказчик объявил аукцион на поставку расходных материалов для дыхательной терапии. На участие в закупке поступило несколько заявок. Одна из них содержала неконкретный показатель (не менее 0,8 м), за что и была отклонена. При этом заявка содержала рисунок, на котором данный показатель был указан конкретно: 80 см. Участник закупки обратился с жалобой.
Антимонопольный орган признал данный довод жалобы необоснованным[33]. Ссылка заявителя жалобы на то, что в составе заявки была представлена схема дыхательного контура, из которой следует, что длина лимба составляет 80 см, не может быть признана состоятельной, поскольку заявка должна содержать достоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре, не допускающие двойного толкования. Вместе с тем, исходя из содержания первой части заявки ООО «Спироника», однозначно невозможно установить, в какой части заявки (текстовой или графической) содержится достоверная информация в отношении длины лимба.
Во избежание подобных разбирательств логично предусмотреть указанную выше формулировку в инструкции по заполнению заявки, что обеспечит заказчику защиту от таких хитростей участников закупки.
Формулировка инструкции № 4
В случае предложения к поставке медицинского изделия значения показателей должны быть указаны в строгом соответствии с технической (эксплуатационной) документацией производителя. Округления значений недопустимы.
Медицинские изделия производятся в строгом соответствии с параметрами и требованиями, указанными в регистрационном досье. Производство медицинских изделий с иными характеристиками, чем указаны в регистрационном досье, недопустимо. Такие изделия могут быть признаны незарегистрированными или недоброкачественными и в любом случае не могут быть использованы медицинской организацией по назначению.
При этом некоторые недобросовестные участники закупки сообщают недостоверные сведения в заявках, а после их отклонения указывают, что округлили значение до того или иного знака после запятой, ссылаясь на отсутствие запрета на округление в инструкции по заполнению заявки.
Пример
Заказчик объявил аукцион на поставку компьютерного томографа. В ТЗ было установлено требование «минимальная толщина среза, мм: не более 0,6». Участник закупки продекларировал соответствие данному требованию. Комиссия заказчика обратилась с запросом к производителю. В его ответе было указано, что толщина среза у предлагаемого к поставке КТ составляет 0,625 мм. Заявка была отклонена за недостоверные сведения.
Участник не согласился с действиями комиссии заказчика и обратился с жалобой, в которой указал, что округлил значение до десятых долей согласно правилам округления.
Заказчик обосновал наличие недостоверных сведений в заявке заявителя, а также указал на особый характер объекта закупки (медицинского изделия), из чего следует недопустимость округления значений параметров. Антимонопольный орган признал жалобу необоснованной[34].
Однако в антимонопольной практике встречаются и противоположные позиции[35]. В связи с чем логично отразить запрет на округления в инструкции по заполнению заявки.
Формулировка инструкции № 5
Неуказание всех показателей товара, неуказание показателей в отношении каждого наименования товара, неуказание значений показателей товара, неуказание значений показателей товара в тех единицах измерения, в которых заказчиком установлены требования к товару в описании объекта закупки, будут расцениваться как несоответствие информации, представленной в составе заявки, требованиям извещения о закупке, что повлечет отклонение заявки[36].
Пример
Заказчик объявил закупку рентгеновской трубки для компьютерного томографа Brightspeed16. В описании объекта закупки были указаны требования к напряжению, количеству фокальных пятен, мощности, комплектации и т. д. Один из участников закупки указал в заявке каталожный номер рентгеновской трубки, ее модель, страну происхождения, номер РУ томографа и приложение к руководству по использованию КТ Brightspeed16, в соответствии с которым предлагаемая им рентгеновская трубка является запасной частью КТ. Иных характеристик в заявке указано не было.
Контрольный орган признал жалобу на отклонение заявки необоснованной. Однако суды посчитали[37], что наличие товарного знака у рентгеновской трубки, совпадающего с указанным в руководстве по использованию КТ, указывает на соответствие предлагаемого товара требованиям заказчика, в связи с чем отклонение заявки является незаконным.
Обоснованность позиции судов вызывает у автора сомнения. В связи с чем для защиты от участников закупки, которые не указывают конкретные показатели в своих заявках, логично использовать приведенную выше формулировку. Безусловно, она не дает 100%-ную гарантию от признания действий комиссии заказчика неправомерными, но придает больше веса аргументам о правомерности отклонения.
Формулировка инструкции № 6
В случае предложения к поставке нескольких товаров по одной позиции описания объекта закупки участник закупки указывает количество каждого предлагаемого к поставке товара. Неисполнение данного требования может служить основанием для отклонения заявки.
Данная формулировка призвана разрешить ситуацию, когда в заявке участника закупки приложено, к примеру, 20–30 документов различных товаров по одной позиции ТЗ. Фактически участники прилагают в составе заявки весь свой ассортимент в рамках позиции ТЗ и таким образом «покупают» себе дополнительное время на переговоры с производителями, чтобы при заключении контракта уже точно знать, какой товар они будут поставлять заказчику. К сожалению, такая стратегия приводит к немыслимым временным издержкам для сотрудников заказчика и уполномоченного органа (учреждения).
Чтобы не терять драгоценное время на рутину, логично предусмотреть в инструкции по заполнению заявки фразу, аналогичную приведенной выше. Если участник закупки все же не станет исполнять требование инструкции, комиссия заказчика вправе отклонить заявку, что подтверждается антимонопольной практикой[38].
Формулировки, подобные приведенным выше, как представляется, позволят внести определенность во взаимодействие заказчика, комиссии заказчика и участников закупки, что снизит риски успешного обжалования.
- См., например, решение Пермского УФАС России от 02.03.2022 по закупке № 0356500006122000010. ↑
- См. решение Владимирского УФАС России от 24.01.2020 по закупке № 0128200000119009398. ↑
- См. решение Московского УФАС России от 27.01.2021 по закупке № 0373100023820000292. ↑
- См. решение Челябинского УФАС России от 11.06.2021 по закупке № 0869200000221001499. ↑
- См. решение Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.2019 по закупке № 0372100033819000242. ↑
- См. решение Владимирского УФАС России от 03.12.2021 по закупке № 0128200000121007096. ↑
- См. решение Башкортостанского УФАС России от 14.02.2022 по закупке № 0301300024022000018. ↑
- См. решение Новосибирского УФАС России от 30.08.2019 по закупке № 0351300062619000087. ↑
- См. решение Пермского УФАС России от 05.11.2020 по закупке № 0356300028720000020. ↑
- См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2019 по делу № А51-16128/2018. ↑
- См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2019 по делу № А51-5337/2019. ↑
- См. определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 по делу № А11-270/2018. ↑
- Решение Ивановского УФАС России от 27.04.2018 № 07-15/2018-077. ↑
- См. решение Смоленского УФАС России от 22.09.2021 по закупке № 0163200000321005597. Аналогично решение Башкортостанского УФАС России от 23.07.2018 по делу № ГЗ-798/18. ↑
- Решение Краснодарского УФАС России от 01.08.2019 по закупке № 0318200063919002719. ↑
- См. решение Астраханского УФАС России от 27.09.2021 по закупке № 0325100016021000304. ↑
- См. решение Санкт-Петербургского УФАС России от 24.03.2021 по закупке № 0372200004521000020. ↑
- См. решение Московского УФАС России от 14.03.2022 по закупке № 0373200052722000101. ↑
- См. решение Пермского УФАС России от 26.03.2020 по закупке № 0356500005619000091. ↑
- См. решение Смоленского УФАС России от 31.01.2020 по закупке № 0163200000319009942. Аналогично решение Красноярского УФАС России от 06.09.2019 по закупке № 0119200000119007396. ↑
- Однако если заказчик не запретит указание той или иной фразы, слова, отклонить заявку за неконкретные показатели будет проблематично (см. решение Курганского УФАС России от 20.02.2020 по закупке № 0343300003720000002). ↑
- Аналогичный вывод в постановлении АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2019 по делу № А56-79922/2019. ↑
- См. решение Московского УФАС России от 17.05.2016 по закупке № 0373200557916000094. ↑
- См. решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.07.2017 по закупке № 0172200004917000064. ↑
- Также указанные действия противоречат позициям судов (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49). ↑
- См. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу № А53-19097/2016. ↑
- См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2018 по делу № А56-20070/2017. Аналогичная позиция в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2018 по делу № А56-55217/2017. ↑
- См. решение Пермского УФАС России от 19.11.2021 по закупке № 0356100010221000220. ↑
- См. решения Краснодарского УФАС России от 21.08.2020 по закупке № 0318200028120000845, Омского УФАС России от 21.12.2020 по закупке № 0852500000120002404, от 09.11.2020 по закупке № 0852500000120001926. ↑
- См. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2021 по делу № А63-1322/2020. ↑
- Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Правила оформления документов в электронной форме установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». ↑
- См. постановление АС Уральского округа от 15.12.2021 по делу № А76-49554/2020 (в отношении РУ), решение Ярославского УФАС России от 30.12.2019 по закупке № 0371300071619000158 (акты ТПП РФ). ↑
- См. решение Новосибирского УФАС России от 23.07.2021 по закупке № 0351300060721000275. ↑
- См. решение Ростовского УФАС России от 08.07.2021 по закупке № 0358300049321000245. ↑
- См. решение Омского УФАС России от 10.03.2017 № 03-10.1/49-2017. ↑
- См. решение Ханты-Мансийского УФАС России от 17.06.2020 № 0387200009120002238. ↑
- См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2019 по делу № А19-5155/2019. ↑
- См. решения Волгоградского УФАС России от 06.08.2019 по закупке № 0829100002119000082, Санкт-Петербургского УФАС России от 24.12.2021 по закупке № 0172200000621000452, Московского УФАС России от 17.12.2021 по закупке № 0373200018121000140. ↑
Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2023, № 1.
На чтение 10 мин Просмотров 3.4к. Обновлено 21.04.2022
Если компания планирует участвовать в госзакупках, то она должна подготовиться к ним заранее. Разберем форму подачи заявки на участие, обязательные сведения участника, сроки. Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки (ч. 2 ст. 64 № 44-ФЗ). Означает ли это, что каждый поставщик может придумать свою форму заявки? Заявка на участие: уложиться точно в срок! При подаче […]
Если компания планирует участвовать в госзакупках, то она должна подготовиться к ним заранее.
Разберем форму подачи заявки на участие, обязательные сведения участника, сроки.
Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки (ч. 2 ст. 64 № 44-ФЗ). Означает ли это, что каждый поставщик может придумать свою форму заявки?
Содержание
- Заявка на участие: уложиться точно в срок!
- Заявка на участие в тендере
- Подготовка заявки на участие в аукционе
- Срок подачи заявки на участие в аукцион е
- Образец заявки на участие в тендере
- Как подать заявку на участие в торгах
- Как подать заявку на электронный аукцион
- Помощь в подготовке заявки на участие в торгах
- Форма заявки на участие и рекомендации заказчик
- Форма подачи заявки может быть произвольной
- Шесть обязательных сведений в заявке участника
- Необходимые документы участника
Заявка на участие: уложиться точно в срок!
При подаче заявки на участие в выбранной закупочной процедуре важно соблюдать установленные сроки. Для разных способов закупки сроки подачи заявок могут отличаться. А кроме того, сроки могут быть изменены в отдельных случаях, регламентированных законодательством.
Если заказчик внес изменения в документацию, нужно успеть проверить соответствие своей заявки новым требованиям. А при необходимости — отозвать заявку и подать новую. На все эти действия участнику отводится совсем немного времени, даже с учетом измененного срока подачи заявок.
Помимо непосредственного срока, отведенного для подачи заявки, участник должен учитывать и фактические затраты времени на подготовку документов для участия в выбранной закупочной процедуре.
А если закупка предполагает внесение обеспечения заявки — нужно заранее позаботиться о том, чтобы необходимая сумма вовремя была переведена заказчику или на электронную площадку. (Обеспечение заявки на участие в конкурсе теперь может быть представлено и в виде банковской гарантии).
Планирование участия в госзакупках должно начинаться задолго до того, как состоится сама закупочная процедура. Именно грамотное планирование и ответственный подход к заполнению документов позволят вам получать выгодные государственные и муниципальные контракты.
Заявка на участие в тендере
После публикации извещения о проведении тендера, каждый поставщик, желающий поучаствовать в закупке, должен подать заявку на участие в торгах. В зависимости от вида закупки она может быть, например, котировочной или состоящей из двух частей, как в случае проведения электронного аукциона. У каждой из них есть свои особенности заполнения, пример заявки на тендер мы рассмотрим ниже.
Подготовка заявки на участие в аукционе
- Первая — представляется из себя согласие участника на данный тендер, а также техническое предложение, в котором идет подробное описание товаров, работ или услуг, которые необходимы заказчику. В этой части заявки необходимо очень внимательно заполнять характеристики товара (работ или услуг), т.к. малейшая ошибка или несоответствие требованиям повлечет за собой отклонение и прекращение участия.
- Во второй части содержится информация непосредственно о компании, необходимые реквизиты и подписанные решения. Часть необходимых документов находится на электронной торговой площадке, которая является оператором закупки и их передают заказчику, поэтому повторно, после прохождения аккредитации, их не надо прикреплять при отправке 2 части.
В самом начале рассматривается 1 часть заявки и только у пятерки участников, предложивших самую выгодную цену на аукционе, тендерная комиссия вместе с заказчиком будут рассматривать вторые части заявок.
Срок подачи заявки на участие в аукционе
Срок подачи заявки включает в себя подготовку и предоставление на площадку необходимой для тендера документации. Так же в этот период возможно исправить или вовсе ее отозвать.
-
При НМЦК менее 300 млн руб или, если аукцион на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а НМЦК не превышает 2 млрд руб — не менее, чем за 7 дней;
- Внесение изменений в тендерную документацию возможно только в том случае, если до окончания приема заявок осталось более 2-х дней. Тогда заказчик может внести правки и продлить (при необходимости) время подачи заявок до 7 или до 15 дней, в зависимости от суммы НМЦК.
Что касается поставщика, то отозвать заявку или внести в нее изменения он может на протяжении всего срока приема. Если подрядчик не успеет за это время внести правки, то он будет обязан участвовать на указанных в его предложении условиях.
Исходя из представленных данных в рамках 223-ФЗ, можно сделать вывод о том, что при осуществлении закупок, участниками которых могли быть только субъекты МСП, прослеживаются следующие взаимосвязи:
- чем ниже НМЦ договора, тем закупка более привлекательна для лиц, являющихся субъектами МСП;
- чем больше заявок и чем ниже НМЦ договора, тем на закупках, участниками которых могли быть только субъекты МСП, выше ценовая конкуренция.
Образец заявки на участие в тендере
Строго регламентированного федеральным законом образца заполнения заявки на участие в тендере нет. Но существует нормативные правила по ее подготовке.
Что касается формы 2, необходимо вписывать точные характеристики товара (работ или услуг), которые заказчик указывает объектом торгов. От точности и корректности указанных вами данных зависит пройдет ли заявка отбор.
Как подать заявку на участие в торгах
Заявка подается в письменном виде на участие в тендере в том случае, если он проходит в форме конкурса, запроса котировок или аукциона не в электронном формате. Для письменной подачи также существуют определенные правила.
На конверте указывается такая информация как:
- название компании, подавшей заявку;
- ее адрес;
- номер лота;
- предмет тендера.
На конверте указывается, какого числа и в какое время его можно вскрыть. Естественно, обязательно пишется адрес компании-заказчика и его контактное лицо.
Как подать заявку на электронный аукцион
Если подрядчик впервые решил поучаствовать в торгах, то перед подачей заявки на электронный аукцион необходимо получить ЭЦП и пройти аккредитацию на ЭТП.
При первичном прохождении аккредитации на ЭТП часть документов, необходимых для участия, отправляется оператору площадки и повторного предоставления заказчику, при непосредственной подаче заявки, не требуется.
Главными отличиями и особенностями подачи заявки на электронный аукцион являются следующие моменты:
- если до конца срока аккредитации у участника осталось менее 3х месяцев, то он не имеет право подавать заявки на аукцион;
- все документы должны быть в правильном электронном формате, корректно ориентированы на странице и быть не больше указанного размера;
- заявка на электронный аукцион состоит из 2-х частей, подавать их необходимо одновременно;
- сроки подачи зависят от цены самого тендера. Порогом является сумма в 3 млн. рублей: если сумма меньше, то время на подачу отводится не менее 7 дней со дня подачи извещения; если же сумма больше — то срок должен составлять не менее 20 дней;
- обязательным условием является обеспечение заявки, для электронной формы тендера оно принимается только в виде денежного обеспечения, вносимого на специальный счет в банке.
Когда аккредитация пройдена и обе части заявки составлены, их необходимо подать на площадку оператора. Подписав все документы ЭЦП и соблюдая все требования ЭТП, вам необходимо прикрепить документы на площадку. После этого начинается процесс их рассмотрения и выбора победителя.
Помощь в подготовке заявки на участие в торгах
Все-таки, как подготовить заявку на тендер и подать ее? Если в вашей компании нет специального тендерного отдела, который занимается всеми вопросами участия организации в закупках, то лучше всего обратиться к специалистам. Сотрудники компании «СтарТендер» безошибочно смогут заполнить форму 2 даже по сложному техническому заданию и в срок подадут все документы на площадку.
Форма заявки на участие и рекомендации заказчик
Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.
Форма подачи заявки может быть произвольной
Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. А к заявке на электронный аукцион предъявляются свои, особые требования (ст. 66 № 44-ФЗ).
Заказчик указывает формулировку согласия участника на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и способ оформления информации о конкретных характеристиках товара и товарном знаке. Также заказчик может рекомендовать способ оформления информации об участнике закупки (наименование, место нахождения, ИНН и др.).
В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.
Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:
- использовать общепринятые обозначения и наименования;
- избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
- уделить особое внимание заполнению всех документов, которые представляются в составе заявки.
Шесть обязательных сведений в заявке участника
При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:
- согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке;
- наименование поставляемого товара (в случае, если поставляется товар или выполняются работы, оказываются услуги, для выполнения, оказания которых используется товар);
- товарный знак (при наличии);
- количество;
- конкретные показатели поставляемого товара, которые соответствуют значениям, установленным в документации заказчика (при этом участник размещения заказа может предложить товар с улучшенными характеристиками);
- документы, подтверждающие соответствие дополнительно установленным требованиям заказчика (например, к гарантии, условиям поставки, новизне товара, году выпуска, описанию выполняемых работ, оказываемых услуг и др.).
Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.
Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.
Необходимые документы участника
В заявке на участие в закупочной процедуре участник обязательно указывает информацию о себе:
- наименование, фирменное наименование (при наличии);
- место нахождения, почтовый адрес;
- номер контактного телефона;
ИНН участника, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Проследите, чтобы данные в заявке строго соответствовали вашим учредительным и регистрационным документам.
К заявке нужно обязательно прикрепить документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства, например, правомочность участника закупки заключить контракт. А вот соответствие следующим требованиям подтверждаем лишь декларацией, составленной в свободной форме:
- непроведение ликвидации;
- неприостановление деятельности;
- отсутствие недоимки по налогам, сборам;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков;
- отсутствие судимости у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа.
Только не надо думать, что декларация — это ваше сочинение на свободную тему. Все, что вы там напишете, должно соответствовать действительности. Плата за фантазии — упущенный контракт, а в худшем случае — РНП и финансовые потери.
Как вам статья?
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Содержание
- Четко следуйте рекомендациям заказчика в оформлении заявки
- Изучите требования законодательства и заказчика
- Не забывайте о сроках и возможных изменениях
- Распространенные ошибки
Ошибки в заявках на участие могут послужить причиной отклонения заявок и расторжению выигранных контрактов. Важно знать, какими бывают ошибки, и иметь ввиду самые распространенные.
Четко следуйте рекомендациям заказчика в оформлении заявки
Заказчики не могут устанавливать обязательные правила оформления заявок, но имеют право включать рекомендации по ее заполнению. Выполнения этих требований снимает часть вопросов при подготовке документов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Следует обратить внимание на формулировку согласия участника на поставку товара, а также на оформление информации о характеристиках товара и товарном знаке.
Чаще всего заявки отклоняют из-за неправильной подачи согласия и ошибок в описании конкретных характеристик.
Изучите требования законодательства и заказчика
В 44-ФЗ прописаны требования к заявке, но заказчик может указывать собственные, естественно, в рамках законодательства. Право менять требования остается за ним, поэтому не забывайте следить за изменениями в документации.
- В заявке на участие укажите:
- наименование, фирменное наименование (если есть)
- ИНН
- место нахождения, почтовый адрес
- контактный телефон
- Если в качестве обеспечения заявки в конкурсе вы выбираете банковскую гарантию, прикрепите ее или платежное поручение к заявке. Проверьте наличие вашей банковской гарантии в реестре.
- Прикрепите копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, доверенности и др. Отдельно декларируется:
-
- компания не находится в процессе ликвидации и не приостановила деятельность
- компания не находится в реестре недобросовестных поставщиков (если заказчик указал такое требование в своей закупочной документации)
- у компании нет недоимок по налогам и сборам
- у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа нет судимостей по экономическим преступлениям
- документы, подтверждающие принадлежность к СМП
- ИНН учредителей, коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки
Но не забывайте, что написанное должно быть правдой. Ложь и приукрашенные факты могут послужить упущению контракта, или еще хуже – попаданию в реестр недобросовестных поставщиков и финансовым потерям.
Заказчик вправе отклонять заявки, если считает, что они не соответствуют правилам законодательства или, что в них предоставлена ложная информация. Отклоненные заявки можно оспорить в ФАС.
Не забывайте о сроках и возможных изменениях
Для получения госконтрактов, очень важно грамотно распланировать действия.
- Оставьте время на подготовку документов: сроки подачи заявок для разных способов закупки отличаются
- Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку
- Если решили участвовать в электронной процедуре, получите сертификат электронной подписи
Заказчик имеет право менять условия закупки в конкурсной документации. Столкнувшись с этим, проверьте подходит ли ваша заявка новым требованиям или отзовите ее, подав новую.
Позаботьтесь о том, чтобы нужная сумма была переведена заказчику или на ЭТП, если закупка предполагает обеспечение заявки.
Обеспечение заявки можно представить банковской гарантией. Банковскую гарантию проще получить через интернет, чем в бумажном виде. Для ее оформления нужен квалифицированный сертификат электронной подписи.
Распространенные ошибки
Нарушение порядка предоставления документов в заявке. Документы нужно предоставлять в том же порядке, в каком вы указывали их перечень в форме «Опись документов». Дополнительные приложения представляются после всех обязательных документов, перечисленных в конкурсной документации. В первой части заявки на участие важно прикрепить все документы, относящееся к товарам, работам и услугам, а документы организации поставщика – во второй.
Подано «пустое» согласие. Поставщик подписывает согласие на выполнение поставки работ в первой части. При заключении контракта на услуги и работы, стоит просто согласиться на прописанные в контракте условия. В случае с товарами, необходимо прописать все его характеристики: параметры, материалы, торговые марки (если есть) и т.п. Особое внимание уделите им, если поставляете эквивалент товара.
В заявке цена контракта указана без НДС. В запросах котировок и электронных аукционах побеждает участник, предложивший минимальную цену. Все налоги, пошлины, затраты на страхование, которые заказчик должен будет оплатить в соответствии с условиями госконтракта, участник должен включить в общую цену заявки. Если поставщик не плательщик НДС, он должен представить документы, освобождающие его от уплаты налога.
Противоречия в заявке. Даже если в выписке из ЕГРЮЛ данные расходятся со сведениями в учредительных документах ( изменился состав учредителей участника или была допущена ошибка), это может не послужить причиной отклонения заявки. Если злой умысел не установлен, заказчик может принять такую заявку.
Неполная информация в выписке из ЕГРЮЛ. Выписка из ЕГРЮЛ является лишь подтверждением того, что участник является юридическим лицом, поэтому необязательно подтверждение в ней всех прикрепленных к заявке копий лицензий. Соответствие участник требованиям законодательства подтверждается копиями лицензий, а не сведениями из справки из ЕГРЮЛ.
Техническая ошибка в ИНН. Если участник при заполнении заявки случайно допустил ошибку в номере ИНН, это не является причиной отклонения заявки заказчиком. Наименование участника и информацию об ИНН можно увидеть и в других документах, представленных в заявке.
Не имея опыта в подаче заявок, проконсультируйтесь с профессионалами или попросите прочесть ее более опытного участника.
Зачастую подготовительный этап участия в торгах становится самым трудоемким. Причиной тому – непростая процедура оформления заявки, отклонение которой становится преградой для заключения выгодного контракта. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо соблюдать несколько правил.
Следуйте рекомендациям по оформлению заявок
Несмотря на то, что заказчик не вправе устанавливать требования по оформлению заявки, он, как правило, все же имеет определенные ожидания, выраженные в форме рекомендаций.
Поставщику следует обратить внимание, в каком виде оформляется согласие на поставку товаров и сведения о товарах. Неправильные формулировки чаще всего ведут к отклонению заявок.
Внимательно отнеситесь к требованиям закона и заказчика
Обязательные требования к заявке обозначены в 44-ФЗ, однако в рамках данного закона заказчик имеет право включить свои собственные. Требования могут изменяться, поэтому важно следить за изменениями в сопроводительной документации.
- заявка на участие должна содержать наименование, место нахождения и почтовый адрес, контактный телефон, ИНН;
- если в качестве обеспечения заявки вы выбрали банковскую гарантию, прикрепите ее вместе с платежным поручением;
- необходимыми также могут являться выписка из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов, доверенности и прочее.
· Кроме того, в свободной форме декларируется:
- компания не находится в процессе ликвидации или приостановки деятельности;
- у компании отсутствуют задолженности и недоимки по налогам;
- у представителей исполнительного органа, руководителя и главного бухгалтера нет судимостей по экономическим преступлениям;
- ИНН учредителей и исполнительного органа;
- принадлежность организации к субъектам малого предпринимательства.
Искажение или подмена информации является неоправданным для участника риском, поскольку может привести к отклонению заявки, в крайних случаях –попаданию в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому предоставить достоверную информацию – в интересах самих участников.
Соблюдайте сроки и условия извещения
Участникам следует помнить, что заказчик вправе вносить изменения в условия закупки, а потому поданная заявка может перестать соответствовать требованиям. Во избежание ошибок планирования, потенциальным поставщикам следует:
- учесть время на подготовку документов с учетом того, что сроки приема заявок для разных видов торгов отличаются;
- учесть время на доставку, если в качестве способа отправки документов выбрана почта;
- получить сертификат ЭЦП, если процедура – в электронном виде;
- убедиться, что финансовое обеспечение было вовремя перечислено на счет ЭТП (если закупка это предполагает).
Своевременно получите банковскую гарантию
В том случае, если в требованиях заказчик указал обеспечение заявки на участие или исполнения контракта, следует позаботиться о том, чтобы требуемая сумма была перечислена заказчику или на электронную площадку в срок.
Одним из наиболее популярных способов финансового обеспечения в сфере госзакупок является банковская гарантия
В зависимости от того, для чего участник торгов по 44-ФЗ получает банковскую гарантию, условия получения отличаются.
1. Для обеспечения заявки на участие.
- Размер обеспечения может находиться в переделах 5% от начальной цены контракта; точная сумма прописывается в сопроводительной документации;
- банковская гарантия нужна для того, чтобы в случае уклонения поставщика от заключения контракта, банк выплатил заказчику требуемую сумму;
- получение гарантии возможно только для обеспечения участия в закрытых аукционах конкурсах;
- срок действия гарантии – не менее двух месяцев с даты окончания подачи заявок;
- за получение банковской гарантии поставщик выплачивает банку комиссию, которая по завершении торгов не возвращается;
2. При обеспечении исполнения контракта.
- Размер обеспечения исполнения контракта – 30% от итоговой цены;
- гарантия нужна в случае, когда поставщик не выполняет свои обязательства по контракту: банк выплачивает заказчику гарантийную сумму;
- банковская гарантия такого типа предоставляется только участникам электронных аукционов или конкурсов;
- срок действия банковской гарантии – один месяц с даты исполнения контракта;
- если условиями конкурса предусмотрен аванс, его возврат должен быть обеспечен поставщиком: величина увеличивается на размер аванса.
Поставщикам важно знать, что срок предоставления гарантии – от нескольких дней до 3 недель.
В деле получения банковской гарантии ключевым моментом является не только своевременность, но и честность. Участник, пропустивший срок подписания контракта, не желая попасть в реестр недобросовестных поставщиков, может воспользоваться «серыми схемами» получения гарантии за одни сутки. Заказчик может проверить ее подлинность в реестре банковских гарантий или на портале госзакупок, и в случае обнаружения подделки поставщика ждет расторгнутый контракт, попадание в реестр недобросовестных поставщиков, штраф и неустойка.