Жалоба на незаконные действия (бездействие) чиновника: порядок подачи
Виды должностных преступлений и уголовная ответственность за их совершение.
Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
Как указано в ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лица. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
По объему информации жалоба должна быть не более 1 – 2 страниц машинописного текста, никаких эмоций, лишней информации по поводу “несправедливости”, “безобразного поведения” и т.д. Мысли необходимо излагать по схеме: довод – ссылка на закон – судебная практика.
Можно отнести жалобу собственноручно в канцелярию, чтобы на экземпляре гражданина поставили штамп с входящим номером и датой как подтверждение факта подачи жалобы и ее сроков. По почте лучше отправить жалобу заказным письмом с уведомлением, которое сохранить.
Жаловаться нужно только на действия конкретных должностных лиц, не обвиняя систему в целом (государственный орган в целом, отдел в целом).
С жалобой можно обратиться лишь в том случае, если противоправные действия совершены должностными лицами в отношении лично гражданина. От имени и в интересах несовершеннолетних детей, лиц, признанных судом недееспособными, жалобу могут подавать его законные представители.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
В силу п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях” от 30.12.2001 нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.
В соответствии со ст. ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
– три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
– один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”, другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений). Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.
Виды должностных преступлений и уголовная ответственность за их совершение.
В статье 1 федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О противодействии коррупции” дано определение коррупции: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Санкции за должностные преступления указаны в статьях 285, 286, 288,289, 290, 291, 291.1, 292,292.1, 293, 327 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). В соответствии со ст. 285 УК РФ – «Злоупотребление должностными полномочиями» использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
В соответствии со ст. 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий» совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Те же деяния, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Согласно ст. 288 УК РФ – «Присвоение полномочий должностного лица» присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
Согласно ст. 288 УК РФ – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Согласно ст. 290 УК РФ – «Получение взятки» получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.
Статьей 291 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки – дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Те же деяния, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Те ж деяния, совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Согласно ст. 291.1 УК РФ – «Посредничество во взяточничестве» посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Обещание или предложение посредничества во взяточничестве – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
В соответствии со ст. 292 УК РФ – «Служебный подлог» служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, – наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” сказано, что предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля. Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа. Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Согласно ст. 292.1 – «Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ» незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ, – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В соответствии со ст. 293 УК РФ – «Халатность» халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным ущербом в данном случае признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.
В Волгоградской области существуют телефоны доверия по борьбе с коррупцией, на которые может позвонить каждый гражданин и сообщить о фактах коррупционных действий со стороны должностных лиц: приемная Прокуратуры Волгоградской области – (88442) 38-52-63; дежурный прокурор – 38-53-73; отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Волгоградской области – (88442) 38 52 78; главное управление внутренних дел по Волгоградской области (88442) дежурная часть: 33-24-20; 30-43-45. Круглосуточный «телефон доверия» Главного управления внутренних дел по Волгоградской области – (88442) 30-44-44.
Также в России функционирует немалое количество антикоррупционных общественных организаций: Общественная палата РФ (горячая линия “Стоп коррупция”: 8-800-700-8-800. звонок по России бесплатный), межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» (телефоны: (495) 692-07-01, (495) 517-53-15), общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет» (телефон: (495) 915-50-67), межрегиональная общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» (адрес: г. Москва, Лучников переулок, дом 2, телефоны: (495) 624-39-97, (495) 624-39-07), общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» (адрес: Москва, улица Щербаковская дом 50/52, 7 этаж), межрегиональное общественное движение «Против коррупции» (телефон: (495) 684-50-22), межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией» (телефоны: (495) 933-76-07, (495) 978-64-86), «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», Волгоградское региональное отделение общероссийской общественной организации (адрес: г. Волгоград, ул. 10-й Дивизии НКВД, 1 «А», телефон: +7 902 364-02-97, «Волгоградский антикоррупционный комитет» (адрес: г. Волгоград, 30 лет Победы бульвар, 31, телефон: (8442) 48-29-12 круглосуточный, (8442) 54-31-87).
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 25.12.2014 13:51
ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов
и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15
Что такое жалобы
Жалоба — это письменное требование (документ), обращенное к уполномоченному государственному органу об устранении нарушений прав и законных интересов.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность обратиться к представителям власти с целью защиты своих прав и интересов. Обычно составляются и подаются они в трудовые инспекции и органы прокуратуры, к примеру жалобы по шуму или торговле сигаретами, а также жалобы связанные с трудовыми спорам.
Справочно: услуга по составлению жалоб в Москве.
Как составить жалобу
В обычном понимании жалоба как юридический инструмент имеет особое содержание. Требования к содержанию жалобы, как и само понятие — жалоба, определяется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Что представляет собой жалоба
Жалоба представляет собой информацию о каком-либо действии (предмет жалобы) и определённое требование (чего добиваемся). Если вы считаете, что ваши права нарушены, пишите жалобу.
В жалобе должны быть указаны Ф.И.О. гражданина, который обращается с жалобой, и его почтовый адрес. Объясните в письме, чего вы ожидали и что получили в итоге. Не забудьте точно описать, какого результата вы хотите добиться, как должна разрешиться проблема. Может быть вам достаточно извинений – это как минимум. Вы хотите замены покупки, оборудования, чтобы вам возместили материальные убытки или цель жалобы – компенсация морального вреда.
Что такое жалоба и ее законность
Жалоба – это обращение лица по поводу восстановления прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов или должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления.
Куда писать жалобу – вот один из первых вопросов который возникает у гражданина. Что бы ответить на этот вопрос нужно понять характер правоотношений, связывающий вас с лицом на которого вы подаете жалобу. Для того что бы понять куда эффективнее всего писать жалобу нужно определить вид жалобы, к примеру гражданские жалобы (см. ниже) и кассационная жалоба.
- Гражданская жалоба – условное название жалоб, которые ставят перед собой целью освещения ситуации, так например жалобы в общественные организации общества союзы коллегии и пр. жалобы которые подаются на лицо которое принадлежит к определенной общности.
- Судебная жалоба — жалоба в рамка действующего законодательства на пересмотр вынесенного судебного решения или определения суда вынесенного в судебном процессе.
Примеры гражданских жалоб
- Жалобы на нотариальные действия / отказ в их совершении или жалоба на нотариуса подается в нотариальную палату или в министерство юстиции.
- Жалоба на адвоката подается в адвокатское образование, к которому принадлежит данный адвокат или в министерство юстиции.
- Жалоба на судью подается председателю суда или в квалификационную коллегию судей.
- Жалоба на действия сотрудников ЖЭК или ДЭЗ подается на имя начальника ЖЭКа / ДЭЗа или в администрацию района.
- Жалоба на воспитателя или учителя детского сада или школы, а также директора воспитательного или образовательного учреждения подается в РАНО.
- Жалоба на качество обслуживания или продавца подается в общество по защите прав потребителей.
- Жалоба на работодателя подается в инспекцию по труду (трудовую инспекцию ). В случае если есть профсоюз, то жалоба подается председателю профсоюза.
- Жалоба в прокуратуру и жалоба на бездействие прокуратуры.
- Жалоба на Фонд социального страхования, порядок жалоб в ФСС.
- Жалоба в налоговую инспекцию.
- Заявление в трудовую инспекцию.
- Жалоба в МТС, Билайн и т.д.
Состав жалобы
Им может быть государственный орган, а так же должностное лицо. Отправлять жалобу необходимо адресату, имеющему властные полномочия на рассмотрение действий, которые обжалуются.
В жалобе не должны проявляться эмоции её составителя, а содержаться конкретные факты и требования с приложением документов, подтверждающих доводы, если таковые имеются. Также желательно указать ссылки на нормативно-правовые акты, по которым нарушены права и интересы гражданина.
Жалобы по своему характеру подразделяются на индивидуальные и коллективные, эффект от воздействия последних, как правило, наиболее существенный.
Подача жалобы и сроки ее рассмотрения
Для подачи подготовленной жалобы, человек идет в приемную органа власти, куда жалоба предназначена, и регистрирует ее (получает входящий номер и дату регистрации), с этого момента начинается отчет срока рассмотрения жалобы.
При этом, делаете копию жалоба, и на своем экземпляре требуете поставить пометку о принятии, с указание входящий номер, ФИО принимающего, должности, даты и печать. Если это не удается, то направьте жалобу почтой, а именно ценным письмом (1 рубль) с описью.
Общий срок рассмотрения жалобы составляет 30 (тридцать) дней с момента регистрации органом, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующей жалобы, но он может быть продлён на более длительный срок при уведомлении об этом гражданина, обратившегося с жалобой, в обязательном порядке.
На практике гражданам достаточно сложно составить юридически грамотную жалобу. Соответственно, эффект от её подачи в государственный орган не всегда оправдывает ожидания. Грамотно составить жалобу, ссылаясь на нормативно-правовые акты, грамотно изложить факт нарушения прав и обозначить требования вам помогут юристы нашей фирмы.
Справочно:
- Образец жалобы в прокуратуру на клевету.
- Юридические документы.
Также у нас вы можете получить бесплатную консультацию по составлению жалобы, отправив заявку на бесплатную консультацию юриста по форме обратной связи у нас на сайте, либо позвонив по телефону.
Совет: Помните, незнание собственных прав делает людей беззащитными.
Правовые аспекты подачи жалобы.
Законодательная система Российской Федерации предусматривает процедуру отстаивания гражданами своих прав и интересов посредством подачи жалобы в суд, государственные и другие публичные органы и учреждения, которые уполномочены восстановить нарушенные конституционные права и свободы гражданина.
На любую поданную жалобу заявитель должен получить аргументированный и исчерпывающий ответ, отсутствие которого – прямое нарушение прав человека и дополнительный повод для вмешательства соответствующих органов.
Правовые нормы подачи и ответа на жалобу
Судебное заседание по вопросу рассмотрения жалобы на действия должностных лиц осуществляется при участии государственного исполнителя и заявителя, как вариант, в присутствии их представителей, если одна из сторон дела по уважительным причинам не может присутствовать на судебном заседании.
Если за материалами дела суд принимает решение в пользу заявителя, должностное лицо будет обязано устранить нарушенные права и свободы гражданина. В случае, когда жалоба заявителя на незаконные действия или бездействие должностного лица была отвергнута судом, гражданин имеет право обратиться в суд высшей инстанции.
Независимо от возможных вариантов разрешения сложившейся ситуации, перед написанием жалобы необходима консультация опытного и компетентного юриста. Такой специалист сможет объективно оценить сложившуюся ситуацию, порекомендовать наиболее оптимальный вариант содержания жалобы. Важно также помнить, что многие граждане путают, на первый взгляд, смежные понятия «жалоба» и «исковое заявление». В юриспруденции это абсолютно разные термины, в содержательных нюансах которых также поможет разобраться профессиональный юрист.
Правовые нюансы
Право оформить и подать жалобу на неправомерные действия органов государственной власти или, как вариант, должностного лица (независимо от условий и сроков его пребывания в данной должности), имеют все без исключения граждане страны.
Важно учитывать, чтобы правильно и грамотно составить текст обжалования, необходимо четко ориентироваться в содержании нормативно-правовых актов, положения которых были, по мнению заявителя, не учтены или нарушены государственными органами или должностными лицами.
Повод
В законодательстве четко регламентированы виды нормативно-правовых нарушений, которые могут служить поводом для оформления и подачи со стороны гражданина жалобы, в частности, непосредственные нарушения конституционных прав гражданина, незаконное возложение на него обязанностей или ответственности со стороны как государственных органов, так и должностных лиц.
Следует отметить, что в судебной практике достаточно распространенными документами являются жалобы именно на незаконные действия должностных лиц. Составление гражданами такого вида документов – это эффективное средство отстаивания своих законных прав и интересов; правовой инструмент контроля работы исполнительных органов власти и персонала; способ противодействия коррупции, должностным злоупотреблениям и бюрократизму.
Сроки подачи
Чтобы жалобы была принята к рассмотрению судом или другими вышестоящими инстанциями, необходимо соблюдать определенные законодательные требования к оформлению документа.
Следует отметить, что одним из основных требований к подаче жалобы на действия государственных органов или должностных лиц является срок, в который можно это сделать, – три месяца с момента выявления гражданином факта нарушения его прав или, как вариант, сразу после обжалования судебного решения.
Согласно действующему законодательству на поданную жалобу заявитель обязан в течение месяца получить письменный ответ о результатах рассмотрения документа. В случае, если ответ не был получен, или, как вариант, заявитель получил отказ в удовлетворении жалобы, он имеет право подать еще одну жалобу в срок одного месяца.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:
- жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
- жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
- жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
- жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
- жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
- жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..
Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
- наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
- ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
- изложение существа вопроса;
- личная подпись и дата подачи.
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
- описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
- суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
- описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
- при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
- требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Образец жалобы в прокуратуру
blank-zhaloba-v-prokuraturu.doc ≈ 46 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Образец жалобы в прокуратуру о невыплате заработной платы
blank-zhaloba-v-prokuraturu-o-nevyplate-zarabotnoj-platy.doc ≈ 44 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Образец жалобы в прокуратуру на работодателя
blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-rabotodatelya.doc ≈ 46 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Образец жалобы в прокуратуру на судебного пристава
blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sudebnyh-pristavov.doc ≈ 45 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Образец жалобы в прокуратуру на следователя
blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sledovatelya.docx ≈ 8 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
- либо обращение двух и более лиц;
- либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.
То есть, принципиальных отличий всего 2:
- Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
- Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:
- Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
- лично в подразделение прокуратуры;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- телеграфом;
- средствами факсимильной связи.
- Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
- По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:
- Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
- Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
- Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
- Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
- Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
- Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.
Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:
- отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
- отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
- невозможность определить суть жалобы;
- содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
- нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
- наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
- жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.
Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.
Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.
Интернет-приемная
Уважаемые посетители!
Портал «Официальный Татарстан» предоставляет вам возможность обратиться в интернет-приемную любого органа государственной власти в республике. Вы можете выбрать нужную вам интернет-приемную, нажав на соответствующую иконку в правой части страницы.
Работа по приему и рассмотрению обращений, направленных в электронном виде, ведется в соответствии с Федеральным законом РФ от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.
Пользование сервисом «Интернет-приемная» предусматривает соблюдение ряда правил.
1. Свой вопрос по возможности следует отправлять в тот государственный орган, в компетенции которого находится интересующая проблема. Это обеспечивает оперативность его рассмотрения.
2. Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством, направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в те органы исполнительной власти, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов, о чем автору направляется по электронной почте официальное уведомление.
3. Обращения в электронном виде, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе, не рассматриваются!
4. Органы государственной власти оставляют за собой право в установленном порядке уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, при необходимости, содержание запроса. Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Подача жалобы – это неотъемлемое право каждого человека. Документ представляет собой инструмент для защиты прав человека. Это практически универсальная бумага. Она может направляться в адрес госорганов, компаний. Предмет жалобы – нарушение прав лица в самых различных сферах.
Основная информация
Жалоба позволяет отстоять права и интересы лица. Она указывает на какое-либо нарушение. К примеру, это может быть ситуация, когда управляющая организация не выполняет свои функции. Это также может быть нарушение трудовых прав сотрудника со стороны работодателя.
Жалоба – это официальный документ, который рассматривается получателем в обязательном порядке. Претензии, изложенные в нем, или удовлетворяются, или признаются никчемными. Составить жалобу может любое лицо. Как правило, претензии направляются в адрес должностного лица или компании.
Жалоба традиционно считается инструментом для досудебного разрешения конфликтной ситуации. Она является этапом на пути к подготовке иска. Наличие жалобы позволит подтвердить, что истец пытался урегулировать конфликт на досудебной стадии. Если получатель откажет в удовлетворении претензии, копия документа прикладывается к иску. Бумага будет считаться одним из доказательств в судебном деле.
Иногда претензии подаются одновременно с обращением в суд. Все зависит от предмета спора.
Функции жалоб
Жалоба составляется со следующими целями:
- Быстрое урегулирование возникшего конфликта.
- Разрешение спора без обращения в суд.
- Подготовка к подаче искового заявления в суд.
- Применение мер воздействия по отношению к правонарушителю.
- Сбор доказательной базы для суда.
Жалобы помогают быстро решать возникшие споры. Письменное обращение и официальная форма документа гарантируют, что отправитель точно получит ответ.
Особенности составления
Не существует унифицированной формы жалобы. И это относится даже к претензиям, направляемым в госорганы. Однако есть стандартные требования:
- Исключен жаргон, нецензурные выражения. Письмо нужно составить в деловом стиле. Если в тексте будут, к примеру, нецензурные выражения, жалоба не получает юридическую силу.
- Письмо должно быть лаконичным. Текст не должен быть длинным. Однако в документе должны содержаться все сведения, являющиеся существенными в конкретной ситуации.
- Желательно исключить выражения, которые можно толковать двояко. Текст должен быть полностью однозначным. Его читатель должен полностью понять посыл, который закладывался отправителем.
- Вся точные данные нужно правильно указать. К примеру, к таким данным относятся даты, номера, адреса, ФИО.
- Нужно правильно указать получателя. От того, кто указан получателем, зависит скорость рассмотрения документа. Кому отправлять жалобу? При выборе получателя нужно учитывать принцип иерархии. Если, к примеру, человек жалуется на продавца, имеет смысл направить документ администратору или управляющему, а не директору. Направление документа в вышестоящий орган – это не всегда хорошее решение. Скорее всего, такая жалоба будет очень долго рассматриваться. Пострадает и качество ее рассмотрения.
Текст должен быть грамотным. Следует исключить помарки и поправки. Если допущена ошибка, лучше переписать текст жалобы. Стоит также помнить, что претензия должна быть обоснована. В документе рекомендуется ссылаться на нормативные акты/законы, которые были нарушены.
В целом, к жалобе предъявляются стандартные требования. Сначала идет «шапка» с обязательными реквизитами (ФИО отправителя, получателя, название компании). За ней следует название, а затем текст жалобы. Документ завершается указанием даты, росписью и ее расшифровкой.
СОВЕТ! Если рассмотрение жалобы принципиально для отправителя, имеет смысл обратиться к юристу. Он поможет составить документ правильно, сделает все ссылки на требуемые законы.
Особенности подачи жалобы
Для подачи жалобы не обязательно пользоваться почтой. Все можно сделать проще и быстрее. Большинство учреждений принимает жалобы в электронной форме.
К СВЕДЕНИЮ! Если получатель не рассмотрит претензию или рассмотрит ее с нарушением сроков, он может быть привлечен к административной ответственности.
ВАЖНО! Жалоба составляется в двух экземплярах. Один из экземпляров остается на руках у отправителя.