Как составить жалобу на следственный комитет

Разъяснения о пределах компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности уголовных дел

I. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» одной из основных задач Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

К подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся* такие преступления, как убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 111 ч. 4 УК РФ); похищение человека (ст. 126 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (ст. 135 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и другие.

* исчерпывающий постатейный перечень преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, приведен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

II. Наряду с этим к подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся:

1. Преступления, совершенные лицами,  перечисленными в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; Председатель Следственного комитета Российской Федерации; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

2. Преступления, совершенные в отношении перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

3. Преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации.

4. Преступления, совершенные в отношении указанных должностных лиц в связи с их служебной деятельностью.

5. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

III. При обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации необходимо учитывать следующее:

Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, следственных и судебных органов при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Не требуют проверки следственными органами в порядке ст. 144, 145 УПК РФ (т.е. как сообщение о преступлении) обращения граждан, в которых ставится вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с несогласием заявителей с решениями, принятыми должностными лицами различных правоохранительных органов (судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов), а также с полученными от указанных должностных лиц ответами на ранее направленные обращения граждан.

По обращениям о несогласии с судебными решениями (в частности, с приговорами) следственные органы могут лишь разъяснить заявителям право на обжалование таких решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные обращения в таких случаях возвращаются гражданам, их направившим (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Надзор за органами, наделенными полномочиями по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором. Поэтому рассмотрение обращений, в которых сообщается о нарушениях при привлечении к административной ответственности, допущенных сотрудниками органов внутренних дел или иными должностными лицами, наделёнными соответствующими полномочиями, относится к компетенции органов прокуратуры.

Обращения, в которых выражается несогласие с какими-либо действиями, решениями должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других сферах деятельности, повлекшими нарушения трудовых, жилищных и иных прав граждан, при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, не рассматриваются в качестве сообщений о преступлении и не проверяются следственными органами в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ.

В таком случае обращение пересылается в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органов и подразделений Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве

Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин

В соответствии со статьей 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Указанное правило в полной мере распространяется на следователей, руководителей следственных органов и иных должностных лиц ГСУ СК России по г. Москве.

Статья 124 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения жалобы прокурором и руководителем следственного органа, статья 125 УПК РФ – судом.

Исходя из части 1 статьи 12 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в ГСУ СК России по г. Москве, так же как и в большинстве других правоохранительных органов и судах Российской Федерации действует принцип инстанционности. Это означает подчинение нижестоящих органов вышестоящим.

В системе ГСУ СК России по г. Москве в настоящее время действует трёхзвенная или трёхуровневая инстанционность, а именно:

1. Следственные подразделения районного звена – межрайонные следственные отделы, а также следственные отделы по районам. Следственные подразделения такого уровня действуют во всех административных округах города Москвы, за исключением Зеленоградского, Новомосковского и Троицкого. Следственные подразделения районного звена подчиняются следственным управлениям по административным округам. Надзор за их деятельностью осуществляется межрайонными прокурорами города Москвы. Действия (бездействие) и решения следователей указанных следственных подразделений могут быть обжалованы руководителям межрайонных следственных отделов (следственных отделов по районам) и межрайонным прокурорам. Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителей следственных отделов, то жалобы могут быть поданы как межрайонным прокурорам, так и руководителям следственных управлений по административным округам.

2. Следственные подразделения окружного звена – следственные управления по административным округам, которые руководят деятельностью следственных подразделений районного звена и подчиняются ГСУ СК России по г. Москве. В Зеленоградском административном округе функционирует следственный отдел по Зеленоградскому административному округу; в Новомосковском и Троицком административных округах – следственный отдел по Троицкому и Новмосковскому административным округам (как следует из названия, единый на два округа). Указанные следственные отделы фактически выполняют функции следственных подразделений районного звена, хотя и подчиняются ГСУ СК России по г. Москве. Надзор за деятельностью следственных подразделений окружного звена осуществляется прокурорами административных округов. Действия (бездействие) и решения следователей указанных следственных подразделений могут быть обжалованы руководителям следственных управлений или, в зависимости от территориальности, руководителям следственного отдела по Зеленоградскому административному округу, следственного отдела по Троицкому и Новомосковскому административным округам. Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителей следственных управлений (следственных отделов по Зеленоградскому административному округу, по Троицкому и Новомосковскому административным округам), то жалобы могут быть поданы как прокурорам административных округов, так и в ГСУ СК России по г. Москве.

3. ГСУ СК России по г. Москве, которое в лице руководителя Главного следственного управления и его заместителей руководит следственными подразделениями окружного звена и подчинёнными им следственными подразделениями районного звена. ГСУ СК России по г. Москве подчиняется центральному аппарату Следственного комитета Российской Федерации. В состав ГСУ СК России по г. Москве входят несколько управлений и отделов, а также помощники (старшие помощники) руководителя Главного следственного управления – аппарат ГСУ СК России по г. Москве. Надзор за деятельностью ГСУ СК России по г. Москве осуществляется прокурором г. Москвы. Действия (бездействие) и решения должностных лиц аппарата ГСУ СК России по г. Москве могут быть обжалованы как руководителю Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, так и прокурору г. Москвы. Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, то жалобы могут быть поданы как прокурору г. Москвы, так и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Кроме того, в системе ГСУ СК России по г. Москве отдельно функционирует следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере города Москвы (далее – специализированный отдел). Указанный следственный орган подчиняется ГСУ СК России по г. Москве. Надзор за его деятельностью осуществляется, в зависимости от компетенции, тремя прокурорами –Московского метрополитена, Московским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и Межрайонным природоохранным прокурором города Москвы. Действия (бездействие) и решения следователей специализированного отдела могут быть обжалованы как руководителю следственного отдела, так и вышеуказанным прокурорам (в зависимости от компетенции их надзора). Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителя специализированного отдела, то жалобы могут быть поданы как вышеуказанным прокурорам, так ив ГСУ СК России по г. Москве.

Исходя из установленного порядка инстанционности, должностные лица и руководители вышестоящих следственных органов рассматривают жалобы только после того, как по ним принял решение руководитель нижестоящего следственного органа, которое обжалуется заявителем. Аналогичный принцип действует и в органах прокуратуры г. Москвы.

В качестве первой инстанции ГСУ СК России по г. Москве и прокуратура г. Москвы рассматривает по существу только жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц аппарата ГСУ СК России по г. Москве, в том числе следователей и руководителей управления по расследованию особо важных дел и отдела по расследованию преступлений, совершённых должностными лицами правоохранительных органов.

Расследование преступлений, совершённых военнослужащими либо в войсковых частях, дислоцированных на территории города Москвы, таможенных органах, аэропортах и железных дорогах не входит в компетенцию ГСУ СК России по г. Москве, надзор за расследованием преступлений указанной категории прокуратурой г. Москвы не осуществляется. Исключение составляют преступления, совершённые на территории, относящейся к Московскому метрополитену (в том числе Московской монорельсовой транспортной системе) – их расследование в системе ГСУ СК России по г. Москве закреплено за специализированным отделом, надзор за деятельностью которого осуществляется прокурором Московского метрополитена.

Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов ГСУ СК России по г. Москве могут быть также принесены в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления или по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Районный суд города Москвы в качестве первой судебной инстанции рассматривает жалобы независимо от уровня следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело. Поэтому для правильного определения территориальной подсудности заявителю необходимо выяснить официальный адрес, на который зарегистрирован следственный орган.

В каждом конкретном случае заявитель сам должен определить, к кому именно – прокурору, руководителю следственного органа или в суд ему целесообразно обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов ГСУ СК России по г. Москве.

Должностные лица следственных органов ГСУ СК России по г. Москве не имеют полномочий рассматривать в порядке статьи 124 УПК РФ жалобы на действия (бездействие) и решения работников прокуратуры.

На личном приёме в прокуратуре или следственном органе ГСУ СК России по г. Москве гражданину могут помочь определиться с территориальностью органа, в который заявитель намерен подать жалобу, а также разъяснить компетенцию соответствующего правоохранительного органа или суда.

Жалоба в порядке статей 124, 125 УПК РФ может быть принесена не только на процессуальное решение должностного лица любого органа ГСУ СК России по г. Москве, оформленное в виде письменного акта (как правило, это ответ на жалобу или постановление), но и на бездействие (в обиходе – «ничегонеделание»).

Жалобы (заявления, обращения и т.п.) в прокуратуре и органах Следственного комитета Российской Федерации рассматриваются и ответы направляются бесплатно.

Подача жалобы в суд в порядке статьи 125 УПК РФ и её рассмотрение судом государственной пошлиной не облагаются.

В соответствии с частью 7 статьи 125 УПК РФ подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение судебного решения, если это не найдёт нужным сделать следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

В порядке статьи 125 УПК РФ суд рассматривает жалобы, связанные с уголовным судопроизводством. Жалобы на иные действия (бездействие) и решения должностных лиц органов ГСУ СК России по г. Москве (например, использование парковочного пространства, прилагающего к административным зданиям ГСУ СК России по г. Москве; обеспечение пропускного и внутриобъектового режима; работа предприятий общественного питания, размещённых в зданиях ГСУ СК России по г. Москве; правила набора студентов и приёма вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, и т.п. и т.д.) в порядке статьи 125 УПК РФ судом рассмотрены быть не могут, поскольку не относятся к уголовно-процессуальной сфере. В случае если заявитель сочтёт необходимым обратиться за защитой этой категории своих прав в суд, подача соответствующих заявлений и их рассмотрение судом производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ).

Если заявитель посчитает необходимым, он может обратиться за юридической помощью к адвокату, который поможет составить жалобу в соответствии с требованиями УПК РФ или ГПК РФ, а затем обосновать её доводы в ходе участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судом. Порядок и размер оплаты юридической помощи адвокатов регламентируется законодательством об адвокатуре Российской Федерации и изданными органами исполнительной власти ведомственными нормативными актами.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органов и подразделений Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве

Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин

В соответствии со статьей 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Указанное правило в полной мере распространяется на следователей, руководителей следственных органов и иных должностных лиц ГСУ СК России по г. Москве.

Статья 124 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения жалобы прокурором и руководителем следственного органа, статья 125 УПК РФ – судом.

Исходя из части 1 статьи 12 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в ГСУ СК России по г. Москве, так же как и в большинстве других правоохранительных органов и судах Российской Федерации действует принцип инстанционности. Это означает подчинение нижестоящих органов вышестоящим.

В системе ГСУ СК России по г. Москве в настоящее время действует трёхзвенная или трёхуровневая инстанционность, а именно:

1. Следственные подразделения районного звена – межрайонные следственные отделы, а также следственные отделы по районам. Следственные подразделения такого уровня действуют во всех административных округах города Москвы, за исключением Зеленоградского, Новомосковского и Троицкого. Следственные подразделения районного звена подчиняются следственным управлениям по административным округам. Надзор за их деятельностью осуществляется межрайонными прокурорами города Москвы. Действия (бездействие) и решения следователей указанных следственных подразделений могут быть обжалованы руководителям межрайонных следственных отделов (следственных отделов по районам) и межрайонным прокурорам. Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителей следственных отделов, то жалобы могут быть поданы как межрайонным прокурорам, так и руководителям следственных управлений по административным округам.

2. Следственные подразделения окружного звена – следственные управления по административным округам, которые руководят деятельностью следственных подразделений районного звена и подчиняются ГСУ СК России по г. Москве. В Зеленоградском административном округе функционирует следственный отдел по Зеленоградскому административному округу; в Новомосковском и Троицком административных округах – следственный отдел по Троицкому и Новмосковскому административным округам (как следует из названия, единый на два округа). Указанные следственные отделы фактически выполняют функции следственных подразделений районного звена, хотя и подчиняются ГСУ СК России по г. Москве. Надзор за деятельностью следственных подразделений окружного звена осуществляется прокурорами административных округов. Действия (бездействие) и решения следователей указанных следственных подразделений могут быть обжалованы руководителям следственных управлений или, в зависимости от территориальности, руководителям следственного отдела по Зеленоградскому административному округу, следственного отдела по Троицкому и Новомосковскому административным округам. Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителей следственных управлений (следственных отделов по Зеленоградскому административному округу, по Троицкому и Новомосковскому административным округам), то жалобы могут быть поданы как прокурорам административных округов, так и в ГСУ СК России по г. Москве.

3. ГСУ СК России по г. Москве, которое в лице руководителя Главного следственного управления и его заместителей руководит следственными подразделениями окружного звена и подчинёнными им следственными подразделениями районного звена. ГСУ СК России по г. Москве подчиняется центральному аппарату Следственного комитета Российской Федерации. В состав ГСУ СК России по г. Москве входят несколько управлений и отделов, а также помощники (старшие помощники) руководителя Главного следственного управления – аппарат ГСУ СК России по г. Москве. Надзор за деятельностью ГСУ СК России по г. Москве осуществляется прокурором г. Москвы. Действия (бездействие) и решения должностных лиц аппарата ГСУ СК России по г. Москве могут быть обжалованы как руководителю Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, так и прокурору г. Москвы. Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, то жалобы могут быть поданы как прокурору г. Москвы, так и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Кроме того, в системе ГСУ СК России по г. Москве отдельно функционирует следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере города Москвы (далее – специализированный отдел). Указанный следственный орган подчиняется ГСУ СК России по г. Москве. Надзор за его деятельностью осуществляется, в зависимости от компетенции, тремя прокурорами –Московского метрополитена, Московским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и Межрайонным природоохранным прокурором города Москвы. Действия (бездействие) и решения следователей специализированного отдела могут быть обжалованы как руководителю следственного отдела, так и вышеуказанным прокурорам (в зависимости от компетенции их надзора). Если возникает необходимость обжалования действий (бездействия) и решений руководителя специализированного отдела, то жалобы могут быть поданы как вышеуказанным прокурорам, так ив ГСУ СК России по г. Москве.

Исходя из установленного порядка инстанционности, должностные лица и руководители вышестоящих следственных органов рассматривают жалобы только после того, как по ним принял решение руководитель нижестоящего следственного органа, которое обжалуется заявителем. Аналогичный принцип действует и в органах прокуратуры г. Москвы.

В качестве первой инстанции ГСУ СК России по г. Москве и прокуратура г. Москвы рассматривает по существу только жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц аппарата ГСУ СК России по г. Москве, в том числе следователей и руководителей управления по расследованию особо важных дел и отдела по расследованию преступлений, совершённых должностными лицами правоохранительных органов.

Расследование преступлений, совершённых военнослужащими либо в войсковых частях, дислоцированных на территории города Москвы, таможенных органах, аэропортах и железных дорогах не входит в компетенцию ГСУ СК России по г. Москве, надзор за расследованием преступлений указанной категории прокуратурой г. Москвы не осуществляется. Исключение составляют преступления, совершённые на территории, относящейся к Московскому метрополитену (в том числе Московской монорельсовой транспортной системе) – их расследование в системе ГСУ СК России по г. Москве закреплено за специализированным отделом, надзор за деятельностью которого осуществляется прокурором Московского метрополитена.

Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов ГСУ СК России по г. Москве могут быть также принесены в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления или по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Районный суд города Москвы в качестве первой судебной инстанции рассматривает жалобы независимо от уровня следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело. Поэтому для правильного определения территориальной подсудности заявителю необходимо выяснить официальный адрес, на который зарегистрирован следственный орган.

В каждом конкретном случае заявитель сам должен определить, к кому именно – прокурору, руководителю следственного органа или в суд ему целесообразно обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов ГСУ СК России по г. Москве.

Должностные лица следственных органов ГСУ СК России по г. Москве не имеют полномочий рассматривать в порядке статьи 124 УПК РФ жалобы на действия (бездействие) и решения работников прокуратуры.

На личном приёме в прокуратуре или следственном органе ГСУ СК России по г. Москве гражданину могут помочь определиться с территориальностью органа, в который заявитель намерен подать жалобу, а также разъяснить компетенцию соответствующего правоохранительного органа или суда.

Жалоба в порядке статей 124, 125 УПК РФ может быть принесена не только на процессуальное решение должностного лица любого органа ГСУ СК России по г. Москве, оформленное в виде письменного акта (как правило, это ответ на жалобу или постановление), но и на бездействие (в обиходе – «ничегонеделание»).

Жалобы (заявления, обращения и т.п.) в прокуратуре и органах Следственного комитета Российской Федерации рассматриваются и ответы направляются бесплатно.

Подача жалобы в суд в порядке статьи 125 УПК РФ и её рассмотрение судом государственной пошлиной не облагаются.

В соответствии с частью 7 статьи 125 УПК РФ подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение судебного решения, если это не найдёт нужным сделать следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

В порядке статьи 125 УПК РФ суд рассматривает жалобы, связанные с уголовным судопроизводством. Жалобы на иные действия (бездействие) и решения должностных лиц органов ГСУ СК России по г. Москве (например, использование парковочного пространства, прилагающего к административным зданиям ГСУ СК России по г. Москве; обеспечение пропускного и внутриобъектового режима; работа предприятий общественного питания, размещённых в зданиях ГСУ СК России по г. Москве; правила набора студентов и приёма вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, и т.п. и т.д.) в порядке статьи 125 УПК РФ судом рассмотрены быть не могут, поскольку не относятся к уголовно-процессуальной сфере. В случае если заявитель сочтёт необходимым обратиться за защитой этой категории своих прав в суд, подача соответствующих заявлений и их рассмотрение судом производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ).

Если заявитель посчитает необходимым, он может обратиться за юридической помощью к адвокату, который поможет составить жалобу в соответствии с требованиями УПК РФ или ГПК РФ, а затем обосновать её доводы в ходе участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судом. Порядок и размер оплаты юридической помощи адвокатов регламентируется законодательством об адвокатуре Российской Федерации и изданными органами исполнительной власти ведомственными нормативными актами.

Напишите жалобу на нарушения допущенные следственным комитетом РФ. В ходе расследования уголовных дел сотрудники следственного комитета (СК) не всегда действуют объективно и профессионально, что нарушает права и законные интересы других участников процесса. В случае неправомерных действий со стороны следователя граждане могут обжаловать их в порядке ст. 123 УПК РФ.

Причины обращения

Самые распространенные поводы обжалования действий представителей СК:

  • незаконная конфискация имущества;
  • искажение фактов по делу;
  • незаконное задержание или нарушение установленных законом требований в процессе задержания;
  • незаконное проведение обыска либо выполнение процедуры с нарушениями;
  • нарушение порядка осуществления следственных действий;
  • отказ в возбуждении уголовного дела по факту совершения противоправных действий в отношении потерпевшего;
  • разглашение персональных данных участников досудебного процесса и нарушение тайны следствия.

Жалобы можно писать и в других случаях, если потерпевший считает, что его права были ущемлены.

Если гражданин пишет заведомо ложный донос о совершении преступления должностным или иным лицом, он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ.

Кто может подавать жалобы

  • Подозреваемый, обвиняемый и их представители.
  • Потерпевший и его представитель.
  • Представители несовершеннолетних, участвующих в процессе
  • Свидетели, понятые, переводчики, эксперты и другие участники досудебного расследования.

Если лицо не является участником процесса, то он не вправе писать заявления на следователей и других представителей СК.

Куда можно жаловаться на следственный комитет

Заявления граждан может рассматривать вышестоящее руководство, Центральный аппарат СК РФ в лице председателя Бастрыкина Александра Ивановича и его заместителей, а также прокуратура и суд.

Как написать жалобу руководству следственного комитета

Предусмотрены следующие способы обращения:

  • Личный визит к руководителю органа, в котором проводится досудебное расследование.
  • Посещение приемной председателя Центрального аппарата СК по адр.: Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3-а. График: 2-я и 4-я среда месяца. Приемные дни заместителей размещены на официальном сайте ведомства.
  • Через интернет-приемную на сайте: moscow.sledcom.ru – пользователю необходимо заполнить электронную форму, с указанием анкетных и контактных данных, а также подробно описать обстоятельства правонарушения. Общий объем текста не должен превышать 5000 символов; размер прикрепляемых файлов – не более 5 Мб.
  • Через прямую линию председателя: 8-800-100-12-70 – работает каждую 1-ю и 3-ю среду с 14:00 до 19:00 или по номеру телефона горячей линии СК: 8-800-100-12-60 (работает круглосуточно).
  • Письменное обращение по адр.: 105005, г. Москва, пер. Технический, д. 2.

Скачать образец

Скачать образец жалобы на следственный комитет руководству

Универсального образца не существует, но документ пишется с соблюдением делового стиля, а его содержание должно быть информативным.

Стандартная структура:

  1. Шапка – заполняется в правом верхнем углу. В ней пишется наименование органа, анкетные и контактные данные заявителя.
  2. Название документа.
  3. Содержание – указывается причина обращения, и расписываются обстоятельства нарушения закона или прав потерпевшего. Желательно указать ссылки на статьи УПК, УК и других законов, нормы которых были нарушены.
  4. Прошение – просьба о рассмотрении заявления и принятии соответствующих мер.
  5. Список прилагаемых документов – все факты, отраженные в заявлении, должны подкрепляться документально.
  6. Дата и подпись.

В Приказе ведомства № 17 закреплен единый срок рассмотрения претензий – 30 дней. Ответ оформляется в письменном или в электронном варианте. Согласно ст.124 УПК РФ, начальник следственного органа рассматривает обращение в течение 3 дней, с возможностью продления до 10 суток. По результатам проверки подготавливается решение о полном, частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее рассмотрении.

Как написать жалобу в прокуратуру

Прокуратура – орган, осуществляющий надзор за деятельностью других правоохранительных структур, в том числе и за следственным комитетом. Право обращения в ведомство отражено в ст. 10 ФЗ-2202-1.

Обратиться можно несколькими способами:

  • Личное посещение ведомства по месту досудебного расследования.
  • Отправка жалобы заказным письмом. Адрес для жителей Москвы: 109992, пл. Крестьянская Застава, дом 1. Тел.: +7 (495) 683-68-74.
  • Через онлайн-приемную на сайте: mosproc.ru.

Рекомендуем почитать: Как правильно написать жалобу в Прокуратуру

Скачать образец

Скачать образец жалобы в прокуратуру на следственный комитет

Жалоба пишется в двух экземплярах. Правила составления документа идентичны обращению к руководству СК. Особое внимание следует уделить доказательственной базе. Если факты, указанные в письме, не подкреплены документально, то у потерпевшего мало шансов защитить свои права. Речь идет о копиях бумаг, чеках и квитанциях, показаниях других участников процесса и т.д.

Первичное рассмотрение обращения осуществляется в течение трех суток. При необходимости срок продлевается до 10 дней. Ответ предоставляется в письменном или в электронном виде, исходя из способа обращения.

Как написать жалобу в суд

Суд имеет право рассматривать жалобы граждан в форме исковых заявлений. Направлять документ нужно в районный суд, на территории работы которого проводится досудебное расследование. Иски подаются через канцелярию, заказным письмом по почте или передаются с помощью законного представителя.

Правильно оформленное исковое заявление должно содержать следующую информацию:

  • Наименование суда.
  • Анкетные и контактные данные истца.
  • Подробное изложение обстоятельств дела.
  • Перечень требований.
  • Дату и подпись.

Если иск будет оформлен неправильно, то в его рассмотрении откажут. При отсутствии достаточных навыков в составлении документа желательно обратиться за помощью к юристу.

Решение суда может полностью или частично удовлетворить требования, изложенные в иске. Действия должностного лица признаются неправомерными при наличии для этого достаточных оснований. Обжаловать вердикт районного суда можно в апелляционном порядке.

Профессия – следователь

Укоренившиеся на практике проблемные аспекты получения стороной защиты доказательств в полной мере проявляются при назначении и производстве судебных экспертиз. Реализация защитой права представления доказательств осложнена усмотрением следователя, который может произвольно отказать в приобщении доказательств защиты и тем более отказать в собирании таковых. Обжалование таких действий следователя руководителю следственного органа и прокурору малоэффективно. Что касается назначения судебных экспертиз, то на практике наблюдается тесная взаимосвязь органов расследования и экспертных учреждений вне зависимости от их статуса государственных или негосударственных экспертных учреждений. Тексты экспертных заключений зачастую «подгоняются» под обвинение, и таким образом эксперты создают видимость безошибочности версии следователя. Последнее подтверждается допросами экспертов в суде, где эксперты стараются подтвердить обвинение даже теми доводами, которые отсутствуют в тексте экспертизы и которые не были получены в ходе экспертных исследований. Оспорить заключение эксперта защита пытается предоставлением заключений специалистов. Выводы специалистов прямо противоположны выводам экспертов, но судебная практика идёт по пути непризнания выводов специалистов, если эти выводы специалистов идут вразрез с результатами экспертизы или иным образом порождают сомнения в правильности выводов экспертов. Разъяснения Пленума ВС РФ в постановлении «О судебной экспертизе по уголовным делам» на практике «не работают». Во многом это объясняется тем, что судьи не обладают специальными познаниями, и им намного проще формально согласиться с выводами экспертов, чем пытаться эти выводы проверять или тем более опровергать. Нам неизвестны приговоры, в которых судьи приходили к выводу о наличии экспертных ошибок и исключали экспертизу из числа доказательств. Верховный суд ориентирует суды на то, чтобы в судебном заседании назначалась дополнительная или повторная экспертиза, целью которой является исправление экспертных ошибок, если таковые были всё-таки допущены на досудебной стадии производства по уголовному делу. В отличие от стадии предварительного расследования, в суде первой инстанции ходатайства защиты о назначении экспертизы иногда удовлетворяют. Но при формулировании вопросов экспертам суды занимают сторону обвинения, что проявляется в редактировании судами вопросов защиты в интересах обвинения. Вместе с тем объективности ради надо признать, что ходатайства защиты о назначении экспертизы, о постановке перед экспертами дополнительных вопросов и направлении экспертам дополнительных объектов для экспертных исследований не всегда правильно сформулированы. Хотя экспертиза связана с применением специальных познаний, сторона защиты не всегда обращается к специалистам соответствующего профиля, что значительно ослабляет позицию защиты при оспаривании заключения экспертов. Это видят и следователи, и прокуроры, и судьи. В такой ситуации «проигрыш защиты» вполне предсказуем. Что касается обжалования действий следователя при назначении экспертизы, то вряд ли имеет смысл обжалование ради обжалования. Если нет обоснованного ожидания положительного результата, то мы не рекомендуем заниматься бесполезным обжалованием отказных решений следователя, правильных по сути. Накопление отказов не идёт на пользу защите, поскольку вызывает у следователя уверенность в правильности своих действий и решений. После десятка отказов намного сложнее получить положительное решение. Которое, соответственно, не всегда можно получить. Особенно по уголовным делам, по которым виновность обвиняемого действительно доказана. В том числе выводами экспертов.

Прокурору _______________ района

города _____________________________

от адвоката _____________________

адрес: __________________________

тел ____________________________

в защиту обвиняемого ____________

по уголовному делу__________________

в производстве следователя_____________

_________________________________

ЖАЛОБА

на незаконные действия следователя

(в порядке ст. ст. 19; 124 УПК РФ)

В производстве следователя ____________ находится уголовное дело ________, возбужденное в отношении ____________ по ч.5, ст.264 УК РФ.

«____» _________ 20___ г следователь ознакомил обвиняемого ____________ с постановлением о назначении комплексной автотехнической и трассологической экспертизы. В протоколе ознакомления обвиняемым___________ сделана запись о том, что ходатайство защиты о постановке перед экспертами дополнительных вопросов будет заявлено после консультаций со специалистом со стороны защиты.

«____» _________ 20___г мной подано следователю ходатайство о постановке дополнительных вопросов эксперту автотехнику и эксперту трасологу.

Постановлением следователя от «___» _________20___г в удовлетворении ходатайства защиты отказано в полном объёме. При этом, в нарушение требований ч.4, ст.7 УПК РФ, в постановлении следователя отсутствует и обоснование, и мотивировка решения следователя об отказе в удовлетворении ходатайства защиты. В описательно-мотивировочной части постановления содержатся только три предложения: «Ходатайство защитника изучено. Оснований для его удовлетворения не имеется, поскольку все необходимые вопросы перед экспертами поставлены. Если в заключении экспертов будет выявлена неполнота исследований, то, сторона защиты вправе заявить ходатайство о назначении дополнительной экспертизы».

Очевидно, что следователь уклонился от разрешения ходатайства защиты по существу и ограничил сторону защиты в выяснении информации, опровергающей обвинение.

Так, защитником были поставлены следующие дополнительные вопросы перед экспертами:

  1. Почему (по какой причине) на дорожном покрытии отобразились только три следа торможения двух транспортных средств, хотя у двух столкнувшихся автомобилей в процессе экстренного торможения участвуют не менее 4-х колёс?
  2. Влияет ли на длину тормозного пути применение водителем манёвра вправо?
  3. Влияет ли на длину тормозного пути расположение транспортного средства под углом 30% к направлению вектора движения тормозящего транспортного средства после его столкновения с другим транспортным средством?
  4. Имелась ли у водителя _______ реальная возможность избежать столкновения при манёвре влево, а не вправо? Если столкновения всё же бы произошло, то, каковы могли быть его последствия?
  5. Имелась ли у водителя________ реальная возможность избежать столкновения, если бы он не начал движение вперёд и влево на жёлтом сигнале светофора?

Полный перечень вопросов изложен в прилагаемом ходатайстве защиты, но, приведённые выше 5 вопросов имели существенное значение для правовой оценки действий водителя__________ и обвиняемого водителя___________.

Отказывая в постановке перед экспертами вопросов защиты, следователь лишил обвиняемого __________ права представлять доказательства, требующие специальных познаний, хотя такое право обвиняемого прямо предусмотрено в п.4, ч.4, ст.47 УПК РФ. При этом, даже если сторона защиты воспользуется своим правом обратиться за помощью к специалисту, то, специалист объективно не сможет исследовать те материалы уголовного дела, которые доступны экспертам. Соответственно, заключение специалиста не может заменить выводы экспертов.

Утверждение следователя о том, что все необходимые вопросы экспертами уже поставлены опровергается текстом ходатайства защиты, в котором приведены вопросы, которые не были заданы экспертам и на которые эксперты не дадут ответа, необходимого стороне защиты для опровержения обвинения.

Ссылка следователя на то, что сторона защиты не лишена возможности заявить ходатайство о назначении дополнительной экспертизы неосновательна, так как зачем заявлять такое ходатайство, если вопросы защиты могли быть заданы экспертам при производстве первичной экспертизы.

При таких обстоятельствах, постановление следователя об отказе в постановке перед экспертами вопросов защиты не может быть признано обоснованным и соответствующим уголовно-процессуальному закону.

Руководствуясь ст. ст. 37; 19; 124 УПК РФ, —

ПРОШУ:

Признать постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства защиты незаконным и необоснованным.

Направить руководителю следственного органа представление прокурора об устранении допущенных следователем нарушений законности и необходимости обеспечить право обвиняемого __________ на защиту и право на представление доказательств.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Ходатайство адвоката;
  2. Постановление следователя;

«___» ___________20_____г                                         Адвокат ________________

Дата актуальности материала: 30.10.2018

Следователь или дознаватель – это те лица, с которыми подозреваемые или обвиняемые по уголовным делам чаще всего контактируют в ходе предварительного расследования. Именно следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело, формирует его, проводит различные следственные действия, оформляет процессуальные документы, реагирует на ходатайства адвоката и его подзащитного. К сожалению, далеко не всегда сотрудники правоохранительных органов действуют в соответствии с законом. Для того, чтобы вернуть их в правовое поле, можно использовать несколько способов. Один из них – жалобы в порядке ст.125 УПК РФ.

Чем регулируется

  • Статья 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст.125 УПК РФ»;
  • Постановления и определения Конституционного Суда РФ по отдельным вопросам применения ст.125 УПК РФ, практика Верховного Суда РФ и региональных судов.

Что обжалуется

По ст.125 УПК РФ обжалуются предпринятые на досудебных стадиях уголовного процесса действия, бездействия и решения, которые причиняют либо способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

При этом не могут быть обжалованы в порядке ст.125 УПК РФ действия, бездействия и решения, проверка которых связана с предрешением вопросов, затрагивающих существо уголовного дела. Иными словами, не имеет смысла оспаривать в порядке ст.125 УПК РФ конкретные доказательства по делу (показания свидетелей, заключении экспертов и т.п.). В отдельных случаях обжаловать можно проведение конкретного следственного действия (например, обыска), но это редкие исключения из общего правила.

Важно понимать, что по ст.125 УПК РФ обжалуются далеко не все действия, бездействия и решения следователей и дознавателей. Сфера применения ст.125 УПК РФ ограничена и определяется во многом судебной практикой Конституционного Суда РФ, которую следует изучить прежде, чем подавать жалобу. К сожалению, подозреваемые или обвиняемые, не владея необходимыми знаниями, часто подают плохие или несвоевременные жалобы. В результате спорная ситуация «засиливается» судом при рассмотрении жалобы по ст.125 УПК РФ и в последующем суд, который рассматривает уже дело по существу, просто принимает «отказное» постановление суда по жалобе в порядке ст.125 УПК РФ как свершившийся факт.

Зачем подавать жалобу в порядке ст.125 УПК РФ

Может быть несколько целей для подачи такой жалобы.

Во-первых, она может помочь преодолеть процессуальный тупик (например, когда обжалуется отказ в возбуждении уголовного дела).

Во-вторых, она может повлечь признание следственного действия незаконным (например, когда обжалуется проведение обыска).

В-третьих, за счёт жалобы в порядке ст.125 УПК РФ можно попробовать снять процессуальные ограничения (например, наложение ареста на имущество).

В-четвёртых, судебное обжалование иногда используется для того, чтобы достичь косвенного результата – получить заранее доступ к некоторым материалам дела, с которыми следователь не обязан знакомить сторону до окончания производства по делу.

Когда можно подавать жалобу в порядке ст.125 УПК РФ

Жалоба в порядке ст.125 УПК РФ может подаваться на досудебных стадиях – по результатам доследственной проверки (например, на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) и в ходе предварительного расследования.

После того, как уголовное дело передаётся в суд для рассмотрения по существу, – жалобы в порядке ст.125 УПК РФ не подлежат рассмотрению.

Не будут рассматриваться в порядке ст.125 УПК РФ и жалобы на допущенные в ходе предварительного расследования нарушения, если такие жалобы поданы уже после вынесения приговора. Такое обжалование рассматривается судами как скрытая форма обжалования приговора. Если допущенные нарушения влияют на существо приговора (например, связаны с получением доказательств по делу) – на них (при определённых условиях) можно ссылаться в апелляционных и кассационных жалобах.

Для того, чтобы подавать жалобу на следователя или дознавателя в суд, необязательно до этого подавать жалобу прокурору или руководителю следственного органа в порядке ст.124 УПК РФ. Ответ на вопрос, стоит ли сначала подавать жалобу по ст.124 УПК РФ и только потом – по ст.125 УПК РФ, зависит от тактики по делу, располагаемого времени, отношения прокуроров «на местах» к таким жалобам и прочих факторов, существующих в конкретной ситуации.

Важно помнить: если после подачи жалобы по ст.124 УПК РФ подаётся жалоба по ст.125 УПК РФ – предметом обжалования будет не «отказное» постановление прокурора или руководителя следственного органа, а то первичное нарушение, на которое уже подавалась жалоба в порядке ст.124 УПК РФ.

Куда подавать жалобу

Жалоба в порядке ст.125 УПК РФ подаётся в районный суд по месту нахождения правоохранительного органа, в производстве которого находится уголовное дело. Например, если уголовное дело находится в производстве отдела полиции №1 УМВД России по г.Владимиру (территориальная подследственность – Ленинский район г.Владимира), то жалоба в порядке ст.125 УПК РФ должна подаваться в Ленинский районный суд г.Владимира.

Что указывать в жалобе

  1. Наименование суда, в который подаётся жалоба;
  2. Сведения о правоохранительном органе, в производстве которого находится уголовное дело;
  3. Сведения о должностном лице, чьи действия, бездействия, решения обжалуются;
  4. Сведения о заявителе;
  5. Предмет обжалования, доводы жалобы и просительная часть;
  6. Ходатайства и приложения;
  7. Дата и подпись.

Напоминаю, что заявитель не обязан прилагать к жалобе в порядке ст.125 УПК РФ копию обжалуемого процессуального акта (например, постановления следователя). Попытки районных судов возвращать заявителям такие жалобы по мотиву отсутствия приложений неоднократно признавались незаконными в вышестоящих судах.

Чтобы понимать, что именно может быть предметом обжалования по ст.125 УПК РФ, а что – нет, привожу несколько примеров ниже (перечни не исчерпывающие).

Краткий перечень того, что можно обжаловать в порядке ст.125 УПК РФ:

  • Постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела (постановление Конституционного Суда РФ №5-П от 23.03.1999 года, определения Конституционного Суда РФ №300-О от 27.12.2002 года и №385-О от 22.10.2003 года);
  • Проведение обыска (определение Конституционного Суда РФ №70-О от 10.03.2005 года), в том числе отказ допустить адвоката на место производства обыска (определение Конституционного Суда РФ №4-О от 14.01.2020 года);
  • Непредоставление свиданий с близкими родственниками (определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 года №256-О);
  • Продление сроков расследования (определение Конституционного Суда РФ №667-О-О от 26.05.2011 года);
  • Определение подследственности (определение Конституционного Суда РФ №295-О-О от 19.04.2007 года).

Краткий перечень того, что нельзя обжаловать в порядке ст.125 УПК РФ:

  • Вызов к следователю – например, повесткой (определение Конституционного Суда РФ №258-О от 30.01.2020 года);
  • Постановление о привлечении в качестве обвиняемого (определение Конституционного Суда РФ №1636-О-О от 17.12.2009 года);
  • Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о признании доказательств недопустимыми (определение Конституционного Суда РФ №84-О от 17.02.2000 года);
  • Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела с назначением судебного штрафа (п.3.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 10.02.2009 года);
  • Действия сотрудников СИЗО (п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 10.02.2009 года);
  • Сам по себе возврат уголовного дела прокурором для проведения дополнительного расследования (п.3.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 10.02.2009 года).

Изложенная здесь информация актуальна по состоянию на 03.05.2020 года, не является юридической консультацией, а приведена исключительно в ознакомительных целях.

Добавить комментарий