Нужен адвокат в Москве для подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ и представления интересов при ее рассмотрении? Обращайтесь!
I. Образец жалобы в ФАС по 44-ФЗ (с сайта ФАС).
II. Статья 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Статья 105. Порядок подачи жалобы
1. Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки таких действий (бездействия) в судебном порядке.
3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи.
6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.
7. Участник закупки подает жалобу в письменной форме.
8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также – жалоба) должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок;
5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки – юридического лица, включена в соответствии с настоящим Федеральным законом в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.
13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.
15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.
17. Жалоба подается в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;
2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;
3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.
III. Статья 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу
1. После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.
2. Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
3. Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки указанные информацию и документы.
4. Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
5.1. Представление информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
6. Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
7. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
8. По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
9. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
10. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Нужен адвокат (юрист) в Москве для подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ и представления интересов при ее рассмотрении? Обращайтесь!
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Что изменится в 2021 и 2022 годах
02.07.2021 принят оптимизационный пакет изменений в рамках 360-ФЗ об изменении 44-ФЗ, в том числе в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Изменения вступят в силу с 01.01.2022. Собрали в таблицу основные поправки.
Суть изменений | Почему меняют |
---|---|
Урегулируют подачу обращений в ФАС по 44-ФЗ через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Участники закупок смогут электронно направить жалобу в ФАС по 44-ФЗ после регистрации в ЕИС с 01.01.2022, если тендер проводится в электронном виде. |
Исключают:
|
Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС. |
Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе. |
Установят срок подачи электронной жалобы: не позднее пяти дней со дня публикации протокола. |
Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур. |
Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке. | Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных обращений от одного лица. |
Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки. |
Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки. |
Содержание жалобы
Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:
- некорректные положения планов и закупочной документации;
- незаконные причины отклонения заявок;
- противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
- действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.
Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (если есть такая информация);
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
- реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
- указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
- документы, которые подтверждают, что жалоба обоснована;
- список прилагаемых документов.
Как подать жалобу в ФАС
Участникам тендеров доступна подача заявления в антимонопольную службу несколькими способами:
- лично или через представителя;
- по почте;
- в электронном виде.
В 2022 году пошаговая инструкция по жалобе в ФАС через Госуслуги неактуальна. Для обжалования доступны только эти три способа.
С 05.07.2021 стала доступна подача жалоб в ФАС онлайн с помощью функционала ЕИС. Обязательные условия:
- Участник зарегистрирован в ЕРУЗ.
- Закупка проводится в электронном виде.
Также можно подать жалобу в ФАС на электронную почту антимонопольной службы, который указан на официальном сайте ведомства в разделе «Обратиться в ФАС», подразделе «Написать в ФАС России». Статус заявления проверяют в личном кабинете физического лица в ФАС на сайте службы после прохождения авторизации.
С 01.01.2022 обжалование в ФАС электронных закупок станет доступно только с помощью функционала ЕИС.
Инструкция, как правильно подать жалобу в ФАС на аукцион на почту ведомства:
- Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть обращения.
- Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
- Отправьте на электронный адрес delo@fas.gov.ru или на почту регионального управления УФАС.
Подведомственность подачи определена [P=14859; T=п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС], который утвержден приказом № [P=45583; T=727/14] от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.
Пошаговая инструкция, как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ через ЕИС для участника тендера:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.
Шаг 2. Выбрать функцию «Подать жалобу».
Шаг 3. Выбрать:
- основание для обращения;
- субъект обращения;
- закупочную процедуру.
Шаг 4. Заполнить сведения о жалобе.
Шаг 5. Добавить вложенные файлы — доказательства наличия оснований.
Шаг 6. Нажать на кнопку «Сохранить и проверить на нарушения» и разместить в системе.
Сроки для обжалования
Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.
Что обжалуете | Кто обжалует | Сроки |
---|---|---|
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. | Любой участник, общественное объединение. | До окончания срока подачи заявок. |
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. | ||
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. | Участник, с которым заключается контракт. | До совершения сделки. |
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. | Заявитель. | 30 дней от даты отказа. |
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. | Участник торгов. | 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона. |
С 01.01.2021 поправки в контрактное законодательство (360-ФЗ от 02.07.2021) установят срок подачи электронной жалобы: не позднее пяти дней со дня публикации протокола.
Как рассматривается
За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 12 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.
Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.
По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:
- Необоснованной.
- Частично обоснованной.
- Обоснованной.
В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.
Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).
Нередко заказчик ущемляет права поставщиков и участников закупки. Иногда это происходит случайно, а иногда намеренно, с целью выбить лишних участников с торгов – коррупцию, к сожалению, никто не отменял. В любом случае нужно уметь правильно защитить свои законные права и отстоять интересы в том или ином тендере.
Содержание
1. Причиной для подачи жалобы в ФАС
Причиной может послужить:
- Какие-либо действия конкурентов, способные ограничить ваши права.
- Неправомерное действие государственного заказчика, которое нарушает действующее законодательство.
- Неправомерные действия гос. органов и сертификационных центров.
- Иное нарушение, которое имеет отношение к процедуре проведения торгов.
Возникли сложности с заполнением документов?
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
Обратиться к специалистам
2. Пример подготовки жалобы в ФАС
Чтобы помочь вам в этом непростом деле, мы подготовили для вас образец жалобы в ФАС, который прошел проверку нашими юристами и будет гарантированно принят контролирующим органом.
Подать составленный документ в Федеральную антимонопольную службу можно как в письменном, так и в электронном виде.
3.Видео-инструкция как подготовить документы для тендера
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Скачать «Образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 44 ФЗ и 223 ФЗ»
Обратно к списку
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов
КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ НА ЗАКАЗЧИКОВ
Жалоба в ФАС на заказчика — это не единственная возможность поставщика защитить свои права.
По Закону о контрактной системе, основным органом, осуществляющим контроль в сфере закупок, является ФАС России.
Но существуют и альтернативные инстанции.
Кто защищает интересы поставщиков в сфере госзакупок
Чаще всего при нарушениях в госзакупках поставщики обращаются в ФАС.
Но есть и другие инстанции, которые защищают интересы участников тендеров: уполномоченные по правам предпринимателей; органы государственного финансового контроля; прокуратура.
Обращение в любую из инстанций не ограничивает право поставщика подать также заявление в арбитражный суд.
Образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции
Примерный образец заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Руководителю Московского УФАС России
г. Москва, Мясницкий проезд, дом 4, стр. 1 (вход со стороны Боярского переулка) 107078
от_______________________________
(сведения о заявителе: для юридического лица в случае, если заявление подается не на фирменном бланке организации, указать организационно-правовую форму,
наименование, юридический и почтовый адреса.
Для физических лиц: Ф.И.О., адрес места жительства. По желанию лица, подающего заявление, для оперативной связи может быть указана иная контактная информация: телефон, адрес электронной почты)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о нарушении антимонопольного законодательства
Заявление оформляется в произвольной форме, описательная часть заявления должна содержать:
– сведения о лице, в отношении которого подано заявление (для юридических лиц: организационно-правовая форма, наименование, юридический, почтовый адреса, Ф.И.О. руководителя; для физических лиц: Ф.И.О., адрес);
– описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты;
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий.
Документы и сведения, составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну необходимо пометить грифом «ДСП», «конфиденциально» или «коммерческая тайна».
В заключительной части необходимо указать:
– существо требований.
К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.
Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей заявление должно быть подписано лицом, подавшим заявление с указанием Ф.И.О.
Для юридических лиц заявление должно быть подписано руководителем (с указанием Ф.И.О. и должности) и заверено печатью организации.
Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей
Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Система уполномоченных состоит из:
уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;
уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.
Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).
Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная».
В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.
Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.
Уполномоченные имеют право:
разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;
передавать жалобу в соответствующий госорган для решения по существу (ФАС, прокуратура, следственные органы);
обращаться в суд;
направлять в госорганы обращения о привлечении виновных лиц к ответственности; направлять заказчикам рекомендации по восстановлению нарушенных прав.
Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля
Структуры финконтроля функционируют в исполнительных органах власти субъектов (муниципалитетов).
Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.
Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств:
расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.
Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная».
Текст жалобы должен содержать Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации. На основании поступивших жалоб контролеры:
проводят внеплановые проверки; выдают предписания об устранении нарушений;
составляют протоколы об административных правонарушениях;
обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.
По Москве
Контактная информация «Горячая линия» Единой справочной службы Москвы +7 (495) 777-77-77
Фактический адрес:
ул. Новый Арбат, д. 36, 121099, г. Москва
Единый телефон:
+7 (495) 633-63-99
Телефон приемной руководителя:
+7 (495) 957-75-48
Факс:
+7 (495) 633-66-27
Пресс-служба (только для обращений СМИ):
+7 (495) 633-64-83
Порядок приема документов:
На главном входе позвонить по телефонам 7380, 5024 в экспедицию АО «Олимп» или по тел. 8-495-690-73-80. Прием осуществляется с 9:00 до 16:30 (пятница с 9:00 до 15:00) обед с 12:00 до 13:00. Прием электронных обращений от граждан и организаций осуществляется только через интернет-сервис «Электронная приемная».
Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к финансово-бюджетной сфере:
В соответствии с п.6 (1) постановления Правительства Москвы от 11.03.2014 № 112-ПП «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфере» (в радакции постановления Правительства Москвы от 13.03.2018 N 185-ПП) обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Главное контрольное управление города Москвы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в финансово-бюджетной сфере только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
На официальном портале Мэра и Правительства Москвы (далее – Портал) реализован дополнительный функционал по входу на Портал при помощи единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) пользователей, ранее зарегистрированных на федеральном ресурсе «Госуслуги».
Для авторизации необходимо нажать «Войти» в верхней правой части Портала Мэра и Правительства Москвы, далее нажать «Другие способы входа» и выбрать «Госуслуги». В обращении, направленном в Главконтроль, будет отображена информация об аутентификации пользователя через ЕСИА.
Прием осуществляется с 8:00 до 16:30 (пятница с 8:00 до 15:00) обед с 12:30 до 13:15. На главном входе позвонить по телефону: 53-047 и пригласить сотрудника отдела.
Как обратиться в прокуратуру
В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.
Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:
ограничения конкуренции;
коррупционной составляющей;
нарушений при расходовании бюджетных средств;
других случаях нарушения закона.
Обращения можно направить устно и письменно.
Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан.
Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45.
Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.
По результатам работы с жалобой прокурор может:
возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
выдать заказчику представление об устранении нарушений;
направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
составить протест на правовой акт.
Эти инструкции отвечают и на вопрос, куда жаловаться на прокуратуру. Но в рамках 44-ФЗ это можно сделать, только если прокуратура выступает госзаказчиком.
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Общую информацию о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ
- Кто имеет право подавать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
- Сроки подачи и виды жалоб в ФАС по 44-ФЗ
- В чем заключается подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ
- Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
- Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ
- В каком случае могут отказать в рассмотрении жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Перспектива подачи жалобы в ФАС по 44-ФЗ многих расстраивает и пугает. Это ведь сколько нужно документов пересмотреть, положений изучить, чтобы все было правильно и жалобу приняли. Большинство бросают эти попытки, оставляя безнаказанными незаконные действия участников торгов.
На самом деле, в процессе подготовки и подачи жалобы в ФАС нет ничего сложного. Нужно ознакомиться лишь с некоторыми нюансами: правилами оформлениями жалобы и порядком подачи в уполномоченный орган. Всю необходимую информацию вы найдете ниже.
Общая информация о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Глава 6 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок обжалования действий организатора торгов, уполномоченного органа, учреждения, специализированной организации, комиссии по проведению торгов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора ЭТП. Далее для краткости мы будем называть данный документ Законом о контрактной системе.
Практика показывает, что иногда заказчик игнорирует нормы Закона во время торгов. Тогда все их участники и лица, отвечающие за проверку общественных объединений, объединений юридических лиц, могут направить заявление в суд либо орган, занимающийся контролем проведения тендеров. Это делается для того, чтобы защититься от любых неправомочных поступков, которые мешают соблюдению прав, законных интересов потенциального исполнителя.
По закону возможна одновременная подача жалобы в контрольный орган в сфере закупок и в суд.
Порядок рассмотрения жалоб в ФАС устанавливается не только статьей 105 закона № 44-ФЗ, но и административным регламентом ФАС №727/14 от 19.11.2014 г.
Законодательством РФ в сфере госзакупок зафиксированы общие требования к содержанию, срокам предоставления обращений. Нужно понимать, что в данном случае не предусмотрены жесткие нормы по содержанию и списку необходимых бумаг, характерные для процессуального законодательства, определяющего правила подачи иска в суд.
Кто имеет право подавать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
ФАС отвечает за вопросы:
- по содержанию документации и правомерности установленных в ней требований;
- касающиеся действий/бездействий комиссии;
- относящиеся к действиям оператора ЭТП, в том числе имеющим отношение к получению аккредитации.
В первом случае обращение может исходить от любого юридического или физического лица, даже если оно не участвует в тендере. Вторая и третья ситуация распространяются только непосредственно на участников торгов, пострадавших от действий организаторов. Например, заявки отклонили без законных оснований на это, претенденты были лишены возможности подать ценовые предложение во время аукциона из-за сбоев в работе ЭТП, пр.
Перед тем как направить жалобу в ФАС по 44-ФЗ, вы должны понять, что именно вы собираетесь обжаловать. То есть выбрать определенные действия заказчика, пункт документации.
Когда у вас сложилось четкое представление, обратитесь к практике по данному вопросу – всю необходимую информацию вы найдете на сайте www.zakupki.gov.ru.
Всегда есть вероятность, что антимонопольная служба неоднократно рассматривала аналогичные проблемы по 44-ФЗ, вынося решение в пользу организатора тендера. Если вы нашли подтверждение этому, ваши шансы на победу будут очень низкими. Поэтому стоит подумать, нужно ли тратить время на подачу такого обращения.
Когда вы ознакомились со всеми доступными сведениями и сохранили уверенность, что ваши права нарушили, переходите к подготовке жалобы в ФАС по 44-ФЗ. На данном этапе важно выполнить требования по составлению данного документа, иначе бумагу могут вернуть.
Сроки подачи и виды жалоб в ФАС по 44-ФЗ
По 44-ФЗ для подачи разных видов жалоб в ФАС установлены такие сроки:
- на документы по аукциону – до завершения приема заявок на участие в закупках;
- на действия организатора – до 10 дней с момента публикации результатов торгов;
- если закон был нарушен в процессе рассмотрения вторых частей заявок/подписания контракта – до подписания госконтракта;
- на действия, имеющие отношение к заключению договора с победителем тендера – не позднее подписания госконтракта;
- на оператора ЭТП – 30 календарных дней со дня незаконных, по мнению участника, действий.
В первую группу входят обращения, связанные с несоблюдением норм закона положениями документации по закупке. Так, это может быть дополнение требований или перечня документов пунктами, не предусмотренными 44-ФЗ. Либо сюда относится отсутствие в тексте госконтракта конкретных сроков перечисления средств за выполнение работ, пр.
Под вторым видом обычно понимают обращения в ФАС по 44-ФЗ, связанные с неправомерными действиями во время распечатывания конвертов с заявками, котировочных заявок. А также жалобы могут иметь отношение к итогам тендера, когда победителем становится лицо, чья заявка не должна быть принята, согласно нормам закупочной документации. Либо речь может идти об отказе от допуска к торгам, признание заявки, не отвечающей уставленным нормам. Нужно понимать, что перечисленные виды можно включить и в третью группу обращений.
В четвертой группе встречаются жалобы на отказ от рассмотрения протокола разногласий к договору, от подписания соглашения по причинам, не имеющим под собой оснований, пр.
Последний вид – это обращения по 44-ФЗ, вызванные отказом в регистрации на торговой площадке, требованием документов, не названных в законе, пр.
Подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Часть 8 ст. 105 44-ФЗ устанавливает, какая информация должна быть в обращении в ФАС. Это сведения:
- об организации, чьи действия считаются незаконными – название, контактные данные;
- об организации/физическом лице, подающем обращение по 44-ФЗ, – наименование, контактные данные;
- о закупке: реестровый номер на сайте www.zakupki.dov.ru либо информация об ЭТП, если закон нарушен в вопросах, имеющих отношение к получению аккредитации;
- о действиях/бездействиях, подлежащих обжалованию, – необходимо подробно перечислить пункты, реквизиты протокола и прочие нюансы в зависимости от вопроса.
Не стоит забывать, что обращение в ФАС по 44-ФЗ должно содержать информацию только по одним торгам. Если вам необходимо обжаловать действия заказчиков в нескольких торгах, документы подготавливаются отдельно для каждого случая нарушений.
Под жалобой должна стоять подпись уполномоченного лица, также необходимо прикрепить в качестве приложения бумаги, подтверждающие его права. Роль таких документов могут играть устав организации и приказ о назначении директора/генерального директора.
В процессе доказательства своей правоты участник тендера имеет право ссылаться как на положения 44-ФЗ, так и на другие документы. При этом необходимо указывать полные данные.
Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:
- выбрать основания для обжалования;
- собрать доказательства нарушения норм закона;
- подготовить обращение;
- передать бумаги в ФАС.
Шаг 1. Определите основания для обжалования.
В первую очередь вам нужно понять:
- какие ваши права нарушены в процессе торгов;
- какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
- не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.
Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.
Шаг 2. Соберите доказательную базу.
Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:
- закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
- подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
- разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
- судебной практики: решений и постановлений;
- опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.
Шаг № 3. Составьте обращение.
Форма жалобы в ФАС по 44-ФЗ имеет жесткую структуру:
- Вводная часть содержит формальную информацию, а именно наименование УФАС, куда подается обращение, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется. Также необходимо указать все сведения сторон: адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер, предмет закупки и ресурс, на котором она опубликована.
- Основная часть включает в себя аргументацию. То есть заявитель подробно описывает, какими действиями организатор нарушил его права, подкрепляя все сказанное доказательствами.
- Заключительная часть позволяет сделать вывод и перечислить претензии заявителя. Это могут быть требования провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении обнаруженных нарушений.
Заявитель направляет в ФАС жалобу, указывая конкретные действия организатора тендера. Однако любое полученное УФАС обращение приводит к полной внеплановой проверке документации. А значит, даже если претензии не обоснованы, госзаказчик не может быть защищен от приостановления торгов или начала процедуры по выявлению нарушений.
Для скачивания есть Образец жалобы в ФАС по 44-ФЗ.
Шаг № 4. Подайте обращение в ФАС.
Жалоба направляется:
- в канцелярию УФАС, если заявитель лично приносит документ;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронном виде.
Под обращением ставится подпись ответственного лица, прилагаются бумаги для подтверждения его полномочий.
Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Обращение, поданное в федеральную антимонопольную службу по 44-ФЗ, принимается либо отклоняется в течение двух рабочих дней с момента его поступления.
После этого заявитель и лицо, действия которого привели к составлению обращения по 44-ФЗ, получают уведомления о месте и времени проведения заседания. Также от них могут потребовать подать дополнительные документы, если проверяющие посчитают это нужным. Жалоба рассматривается максимум через 5 дней после ее принятия в присутствии сторон конфликта либо уполномоченных лиц. На заседании стороны могут приводить доводы, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.
После заседания комиссии дается три рабочих дня, чтобы принять решение по вопросу. Далее последнее будет направлено представителям обеих сторон по электронной или обычной почте. Все решения ФАС по жалобам 44-ФЗ обжалуются только через арбитражный суд.
В каких случаях могут отказать в рассмотрении жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Обращение не рассматривается, если:
- в нем не выполняются установленные законом требования;
- под документами нет подписи либо стоит подпись лица, чьи полномочия не были подтверждены;
- истекло время, отведенное на подачу обращения;
- ФАС либо суд уже принял решение по указанным действиям.
На решение о возврате жалобы антимонопольной службе дается два рабочих дня после поступления бумаги. ФАС сообщает заявителю в письменной форме о своем решении в день его принятия. Также обязательно указываются причины для данного действия. Решение ФАС можно обжаловать в суде.
Заявитель имеет право отозвать жалобу до принятия решения ФАС, но тогда он лишается возможности повторно подать обращение по поводу тех же действий. В течение двух рабочих дней после отзыва ФАС уведомляет всех заинтересованных лиц и размещает соответствующую информацию в ЕИС.