Как составить жалобу в прокуратуру на решение суда

Работа органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

В органах прокуратуры рассматриваются обращения, полученные в письменной форме, по почте, телеграфу, факсимильной связью, информационным системам общего пользования, направленные средствами массовой информации. Устные обращения подлежат рассмотрению в случаях, если получены на личном приёме сотрудником прокуратуры.

При составлении обращения в прокуратуру следует учитывать общие требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к обращениям граждан в государственные органы. Так, обращение должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес для получения корреспонденции, ответ на обращение не дается.

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

При наличии в таком обращении достаточных данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном УПК РФ. В соответствии с пп. 2.4. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Зачастую в обращениях заявители ставят вопрос о необходимости дать указание государственному обвинителю, участвующему в рассмотрении дела, заявить ходатайство о вызове свидетелей, назначении судебной экспертизы, затребовании документов и прочие, изменить тактику поддержания государственного обвинения, определённым образом оценить те или иные доказательства. Следует отметить, что предоставление государственным обвинителем в состязательном процессе доказательств в обоснование своей позиции является его обязанностью. Наряду с этим государственный обвинитель сам определяет объём доказательств, которые он должен представить суду, тактику поддержания государственного обвинения, руководствуясь законом, т.к. является процессуально самостоятельным лицом.

Значительную часть обращений, поступающих в органы прокуратуры, составляют жалобы о несогласии с судебными решениями по уголовным делам, вступившими в законную силу. Заявителями являются осуждённые, потерпевшие, их защитники, представители, родственники, иные лица. В обращениях ставятся вопросы о необходимости отмены или изменения приговоров, определений, постановлений судов различных инстанций.

Заявителям необходимо знать, что, согласно ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации, правосудие осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица, в том числе и органы прокуратуры, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Обжалование действий и решений суда в рамках уголовного судопроизводства производится в строгом соответствии с положениями уголовно-процессуального закона.

Согласно ст. 401.2 УПК РФ, прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с кассационным представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.

Решение об обжаловании вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда может быть принято прокурором в случае выявления существенного нарушения судами уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона, что повлияло или могло повлиять на исход дела.

Такие нарушения выявляются после тщательного изучения судебных постановлений, протоколов судебных заседаний, материалов дела, на которых заявитель основывает свои доводы. В связи с тем, что органы прокуратуры не наделены правом истребования уголовных дел из судов, то к обращению заявителю целесообразно прилагать копии судебных решений, принятых по уголовному делу, а в случае необходимости – и иные документы (копии протоколов судебных заседаний, заключений экспертов, протоколов следственных и процессуальных действий и прочие, на которые ссылается заявитель).

При несогласии с решением, принятым по результатам рассмотрения обращения, заявитель вправе обжаловать его только вышестоящему прокурору в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Следует учитывать, что отказ прокурора в удовлетворении обращения о принесении кассационного представления на судебное решение по уголовному делу не препятствует лицам, указанным в ч.1 ст.401.2 УПК РФ, обратиться в кассационный суд самостоятельно. Правом обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений наравне с прокурорами наделены осуждённые, оправданные, их защитники и законные представители, потерпевшие, частные обвинители их представители, а также иные лица, в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции И.А. Снеткова

Порядок обращения в органы прокуратуры с жалобой на судебные решения по уголовным делам (УСО)

Работа органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

В органах прокуратуры рассматриваются обращения, полученные в письменной форме, по почте, телеграфу, факсимильной связью, информационным системам общего пользования, направленные средствами массовой информации. Устные обращения подлежат рассмотрению в случаях, если получены на личном приёме сотрудником прокуратуры.

При составлении обращения в прокуратуру следует учитывать общие требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к обращениям граждан в государственные органы. Так, обращение должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес для получения корреспонденции, ответ на обращение не дается.

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

При наличии в таком обращении достаточных данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном УПК РФ. В соответствии с пп. 2.4. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Зачастую в обращениях заявители ставят вопрос о необходимости дать указание государственному обвинителю, участвующему в рассмотрении дела, заявить ходатайство о вызове свидетелей, назначении судебной экспертизы, затребовании документов и прочие, изменить тактику поддержания государственного обвинения, определённым образом оценить те или иные доказательства. Следует отметить, что предоставление государственным обвинителем в состязательном процессе доказательств в обоснование своей позиции является его обязанностью. Наряду с этим государственный обвинитель сам определяет объём доказательств, которые он должен представить суду, тактику поддержания государственного обвинения, руководствуясь законом, т.к. является процессуально самостоятельным лицом.

Значительную часть обращений, поступающих в органы прокуратуры, составляют жалобы о несогласии с судебными решениями по уголовным делам, вступившими в законную силу. Заявителями являются осуждённые, потерпевшие, их защитники, представители, родственники, иные лица. В обращениях ставятся вопросы о необходимости отмены или изменения приговоров, определений, постановлений судов различных инстанций.

Заявителям необходимо знать, что, согласно ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации, правосудие осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица, в том числе и органы прокуратуры, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Обжалование действий и решений суда в рамках уголовного судопроизводства производится в строгом соответствии с положениями уголовно-процессуального закона.

Согласно ст. 401.2 УПК РФ, прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с кассационным представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.

Решение об обжаловании вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда может быть принято прокурором в случае выявления существенного нарушения судами уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона, что повлияло или могло повлиять на исход дела.

Такие нарушения выявляются после тщательного изучения судебных постановлений, протоколов судебных заседаний, материалов дела, на которых заявитель основывает свои доводы. В связи с тем, что органы прокуратуры не наделены правом истребования уголовных дел из судов, то к обращению заявителю целесообразно прилагать копии судебных решений, принятых по уголовному делу, а в случае необходимости – и иные документы (копии протоколов судебных заседаний, заключений экспертов, протоколов следственных и процессуальных действий и прочие, на которые ссылается заявитель).

При несогласии с решением, принятым по результатам рассмотрения обращения, заявитель вправе обжаловать его только вышестоящему прокурору в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Следует учитывать, что отказ прокурора в удовлетворении обращения о принесении кассационного представления на судебное решение по уголовному делу не препятствует лицам, указанным в ч.1 ст.401.2 УПК РФ, обратиться в кассационный суд самостоятельно. Правом обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений наравне с прокурорами наделены осуждённые, оправданные, их защитники и законные представители, потерпевшие, частные обвинители их представители, а также иные лица, в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции И.А. Снеткова

Сразу скажем, что действенность жалобы в прокуратуру на действия судьи, в том числе и мирового судьи, будет зависеть от оснований, по которым эта жалоба подана.

Файлы в .DOC:Бланк жалобы в прокуратуру на действия судьиОбразец жалобы в прокуратуру на действия судьи

Если доводы жалобы будут связаны с действиями судьи по рассмотрению дел, то пользы от жалобы практически не будет. Эффективной жалоба в прокуратуру будет в случаях, когда в действиях судьи по рассмотрению дел можно усмотреть состав уголовного преступления.

Целесообразность жалобы

Судебное разбирательство — это в большинстве случаев выраженное противостояние двух сторон — истца и ответчика, обвиняемого и обвинения, государства и правонарушителя.

Естественно, что при подобном противостоянии любое действие судьи, которое одна из сторон расценит, как благоволение другой стороне, способно вызвать недовольство и стать предметом жалобы.

Более того, судебное решение в пользу одной стороны расценивается другой стороной как несправедливое. Это не означает, что недовольство судьей всегда беспочвенно и субъективно. Это означает, что жаловаться на судью, рассматривающего дело — практически бессмысленная затея.

Кроме того, прокуратура не имеет никаких рычагов воздействия на судей в процессе рассмотрения ими гражданских и уголовных дел.

Так, прокуратура не вправе направлять судье требования по устранению нарушений закона или привлекать судей к административной ответственности.

Однозначным показанием к обращению в прокуратуру с жалобой на судью будет только совершение судьей преступления в процессе рассмотрения дела. К подобным преступлениям могут относиться получение взятки, вымогательство взятки, пособничество в передаче взятки, злоупотребление служебным положением и т.д.

Что касается действий судей в рамках ГПК, УПК и КоАП, то для обжалования этих действий закон предусматривает следующие возможности:

  • апелляционная жалоба;
  • частная жалоба;
  • кассационная жалоба;
  • жалоба в порядке надзора;
  • жалоба в ЕСПЧ.

Бесполезной будет жалоба в прокуратуру и в случае, если у стороны имеются основания сомневаться в объективности судьи. Дело в том, что для подобных случаев ГПК и УПК предусматривают возможность заявления судье отвода (подробнее об этом можно прочитать здесь).

Основания и мотивировка жалобы

Система работы прокуратуры такова, что она принимает любые обращения граждан, в том числе и жалобы на действия судей, и рассматривает их.

Другое дело, что по результатам проверок жалоб на судей никаких действий предпринято не будет. Заявитель может рассчитывать разве что на информативный ответ, содержащий совет, что именно ему следует делать.

Скорее всего, ответ прокуратуры будет звучать примерно следующим образом «Оснований для прокурорского реагирования не имеется. Разъясняем вам, что определение суда, с которым вы не согласны, вы сможете обжаловать в апелляционном порядке одновременно с решением (либо посредством частной жалобы)».

Тем не менее, если на то есть желание, жалобу в прокуратуру написать можно. Как показывает практика, наиболее частыми основаниями для жалоб на действия судей становятся:

  • волокита в рассмотрении дела;
  • отказ суда в удовлетворении того или иного ходатайства;
  • грубость судьи в судебном заседании.

Что касается мотивировки жалобы, то обращения в прокуратуру тем и хороши, что их практически не нужно мотивировать и доказывать обоснованность жалобы.

Прокуратура в любом случае пригласит заявителя на собеседование и выяснит все, что нужно выяснить.

Составление жалобы

Мы предлагаем нашим читателям воспользоваться представленным в рамках данной статьи типовым шаблоном жалобы в прокуратуру на судью и ознакомиться с образцом его заполнения. С целью индивидуализации шаблона в отведенные для заполнения строки потребуется внести следующие сведения:

  1. наименование территориальной прокуратуры. Вообще заявления и жалобы можно направлять в прокуратуру любого уровня, в том числе и Генеральную прокуратуру. Поскольку прокуратура — это строгая иерархическая структура, жалоба в любом случае попадет по назначению;
  2. ФИО, адрес, контактные данные заявителя;
  3. ФИО и место работы судьи, на которого подается жалоба;
  4. сведения о деле, находящемся в производстве судьи, в связи с которым подается жалоба;
  5. описание причины, по которой подается жалоба;
  6. объяснение относительно того, в какой мере действия судьи задели законные права заявителя;
  7. перечисление доказательств события (при наличии). Можно будет приложить к жалобе любые документы, справки, видео- и аудиозаписи, фотографии, объяснение свидетелей и очевидцев и т.д.;
  8. просьбу относительно того, что хотел бы получить заявитель по результатам рассмотрения жалобы;
  9. подпись и дату подачи жалобы.

Составленную жалобу можно либо лично отнести в прокуратуру, либо отправить ее по почте заказным письмом с обратным уведомлением о вручении.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Вопрос: Как можно обратиться к прокурору, если гражданин не согласен с решением суда по гражданскому или административному делу. 

Ответ: Обратиться можно на личный прием, письменно, в т.ч. через Интернет-приемную,  в  орган прокуратуры города  по месту вынесения решения суда. 

Принимая решение об обращении к прокурору следует знать  следующее. 

Прокурор вправе обжаловать решение суда только в случае, если он участвовал в деле (ч. 2 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 295 Кодекса административного судопроизводства) либо исковое заявление предъявлено непосредственно прокурором. 

Категории дел, подлежащих рассмотрению с обязательным участием прокурора, предусмотрены ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных названным кодексом и другими федеральными законами). 

Кодексом административного судопроизводства определен ряд оснований для дачи заключения прокурором по административным делам, например, по вопросу, связанному с административным надзором, о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении ему срока госпитализации, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке и т.д. 

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано прокурором района в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. 

Прокуратура субъекта вправе обжаловать судебные постановления в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу. 

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..

Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Образец жалобы в прокуратуру

blank-zhaloba-v-prokuraturu.doc ≈ 46 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру о невыплате заработной платы

blank-zhaloba-v-prokuraturu-o-nevyplate-zarabotnoj-platy.doc ≈ 44 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на работодателя

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-rabotodatelya.doc ≈ 46 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на судебного пристава

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sudebnyh-pristavov.doc ≈ 45 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на следователя

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sledovatelya.docx ≈ 8 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Можно ли направить жалобу анонимно?

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?

Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
    • лично в подразделение прокуратуры;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • телеграфом;
    • средствами факсимильной связи.
  2. Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  3. По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.

Порядок и сроки рассмотрения

В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

  1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
  2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
  3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
  4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
  5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
  6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

Когда жалоба остается без ответа?

По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

  • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
  • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
  • невозможность определить суть жалобы;
  • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
  • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
  • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
  • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.

Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 1 ст. 36 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.07.2002 N 13-П).

1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2 ст. 36 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.07.2002 N 13-П).

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Добавить комментарий