Как писать интересные статьи? Дадим практические советы, используя правила написания журналистских текстов и рекомендации профессионалов.
Краткое содержание
- Что такое статья и как ее писать
- С чего начать и чем закончить
- Как правильно построить статью
- Что такое хороший стиль в журналистике
- Советы начинающим журналистам от профессионалов
Статья — это…
Один из основных жанров журналистики предполагает описание важного события или явления, обязательно с его осмыслением и анализом, обобщениями и выводами. Статья – это аналитика.
Основные виды статей:
- Общеисследовательская — здесь идет речь о направлениях политического и экономического развития страны, нравственных проблемах общества.
- Полемическая представляет собой ответ на статью оппонента.
- Тактико-аналитическая раскрывает узкую проблемную тему в определенной сфере жизнедеятельности.
В интернете часто встречается определение «информационная статья». При этом представленный в качестве примера материал можно назвать заметкой, информацией, рассказом – чем угодно, но не статьей. Потому что в этих публикациях нет главного – аналитики. Кроме того, в статьях должна прослеживаться позиция автора, присутствовать его предложения по решению проблемы.
С чего начать и чем закончить
Работа над статьей состоит из нескольких этапов.
Отбор темы
Ее может подсказать сама жизнь (случившееся неординарное событие, нуждающееся в осмыслении). Либо сознательное обращение к вопросу, интересующему аудиторию, но пока не освещенному другими. В век интернета для этой цели можно анализировать запросы поисковых систем и следить за тематикой блогов. Главное требование: тема должна быть новой, важной, захватывающей.
Накопление фактов
Основы журналистики диктуют правило – не ограничиваться одним источником в поиске фактов, цифр, сведений по выбранной теме. Использовать и собственный опыт. Не все факты войдут в итоговый материал, но тема должна быть изучена максимально полно.
Анализ собранного материала
Не надо втискивать в статью все найденные факты. Их разбивают на те, что обязательно войдут в статью, и те, что нужны для полного изучения вопроса. Не надо разбрасывать добытые факты по всему материалу. Лучше сгруппировать однотипные и подавать блоками.
Составление плана
Можно записать разделы на бумаге, можно набросать тезисы или держать логику построения в уме, но план должен быть обязательно. Это полдела при написании статьи. Грамотный, подробный план поможет написать дельную статью. А пункты нетрудно трансформировать в подзаголовки.
Автору следует ответить на вопросы: о чем будет статья, в чем ее суть, для кого пишется, что нового и важного будет сообщено читателям? План отражает существующие мнения, суждение пишущего на этот счет, аргументы и вывод. Хорошо, если напоминает «перевернутую пирамиду», когда наиболее значимые факты и суждения подаются уже во вступлении, а дальше идет аргументация. Либо, напротив, прежде обнародуются факты, наблюдения, основная мысль, а потом на их основе делается вывод.
Написание черновика
Без этого не обходится ни один начинающий журналист. Черновиков может оказаться несколько. Не беда. Набирая текст на компьютере, не удаляйте не понравившиеся абзацы. Случается, что к ним вновь возвращаются. Бумажные черновики тоже не рвите. Выбросите все ненужное после окончательного написания статьи.
Отделка написанного
Требуется время, чтобы увидеть недочеты в работе и сделать правки. Проверяйте грамматику, орфографию, пунктуацию, логику изложения, связь между предложениями, цитаты, фамилии.
Как правильно построить статью
Структура статьи — это заголовок, лид, подзаголовки, основной текст, заключение. Работу над статьей начинают с основной части, а уже по ее завершении пишут вступление, заключение и заголовок. Впрочем, эта рекомендация может быть нарушена в части заголовка.
Заголовок
Важнейшее звено в структуре публикации. Все люди начинают чтение с заголовка. И если он их не зацепил, переводят взгляд на другой материал. Заголовок – это реклама текста.
Он должен содержать ответ на вопрос, интересующий читателя («Как выйти на пенсию досрочно?»). Чтобы привлечь внимание, надо использовать интересные речевые обороты («Канули в лето» – о проблемах туроператоров). Хороши вопросительные заголовки.
Лид
Первый абзац статьи отвечает на вопросы: что полезного в этом материале и кому он предназначен. Должен быть коротким (2-3 предложения), информативным и «липким», чтобы притянуть читателя и заставить прочесть весь материал. Пример из «Аргументов и фактов»: «Россия входит в топ-10 стран с наибольшим количеством смертей от болезней сердца, хотя в развитых странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращается». Понятно, о чем пойдет речь, кому и зачем надо читать.
Подзаголовки
Они тоже должны интриговать: намекать, о чем будет разговор, но не рассказывать всего. Если пишете для серьезных изданий, а не желтой прессы, не выносите в подзаголовки голословные и заведомо ложные сведения.
- Используйте глаголы.
- Соблюдайте единый стиль подзаголовков.
- Избегайте фраз со знаками препинания.
- Точки в заголовках и подзаголовках не ставьте.
Основная часть
Это самая объемная часть статьи, содержит несколько разделов, отмеченных подзаголовками.
Автор описывает проблему, объясняет, чем она опасна, дает статистические данные, приводит мнения экспертов, обязательно обращается к чувствам читателя, осознавая и поддерживая связь с ним. Читатель должен понять, что написанное важно лично для него.
Далее переходит к решению проблемы. Перечисляет источники. Сравнивает их, рассказывает, почему не все работают.
Приводит примеры из личной жизни, комментарии экспертов, цитаты, полезные советы. Это оживляет текст.
Предлагает свой (или предпочтительный) путь решения, доказывая его преимущества причинно-следственным способом.
Заключение
В этой части статьи подводится итог рассуждений или дается вывод. Автор выделяет и повторяет для читателя самые важные моменты статьи. Это позволит читателю самому сделать вывод из прочитанного и, возможно, продолжить изучение темы.
Хороший стиль – это…
Чтобы понять, как научиться писать статьи, стоит ознакомиться с признаками добротного журналистского текста. Вот основные.
- В тексте преобладает энергичный действительный залог. Страдательный используется минимально или вовсе отсутствует. (Сравните: Садовник уничтожил вредителей. – Вредители уничтожены садовником).
- Акцент – на глаголах и существительных. Другие части речи, включая прилагательные, присутствуют в меньшем количестве, но должны рисовать картинку (Сравните: Автомобиль повалил забор – Массивный Ленд Крузер снес кирпичный забор.)
- Слова короткие, простые, лексика нормативная, без штампов, неблагозвучных слов, неологизмов.
- Предложения простые повествовательные; если сложные, то предпочтение отдано сложносочиненным, а не сложноподчиненным. Не более 18 слов. Чередуются короткие и длинные предложения – так создается динамика текста.
- Есть предыстория, вводящая читателя в курс дела.
- Непонятные термины объяснены.
- На все поставленные вопросы даны ответы.
- Нет голословных утверждений.
- Отсутствуют несущественные детали.
- Материал не затянут («Краткость – сестра таланта»).
Научившись этому, отточите свой стиль. Многословные, тяжеловесные и запутанные фразы превратятся в краткие и точные.
Советы начинающим журналистам от профессионалов
Если понял, что журналистика – призвание, главное – не бояться чистого листа. Писать хоть что-то, пока не остановился на одной теме. Писать, повинуясь вдохновению, пусть с ошибками, без плана и структуры, без заголовков и точных сведений. Писать, чтобы учиться. И всегда помнить слова Стивена Кинга, обращенные к начинающим журналистам и писателям: «Главное правило успешного автора: много писать и много читать». Чтение расширяет кругозор и располагает к размышлениям. А письмо совершенствует мастерство. Не стоит переживать, если написанное далеко от шедевров кумира. Все придет со временем. Начинайте с простых историй, серьезные аналитические статьи будут написаны позднее.
Несколько коротких советов:
- Удаляйте информацию в скобках – она не важна.
- Не злоупотребляйте словом «можно»: оно показывает неуверенность автора.
- Избегайте однокоренных слов в одном или соседних предложениях.
- Не используйте вводные слова и превосходную степень.
- Пишите преимущественно в третьем лице.
- Ссылайтесь на источники, когда приводите не общеизвестные факты.
- Значимые слова помещайте в начало и конец предложения.
- Делайте абзацы не длиннее 6-8 строчек.
- Обходитесь без причастных и деепричастных оборотов.
Когда статья будет закончена, прочитайте ее вслух – так легче понять, что надо исправить.
Итак, как написать хорошую статью? Выберите актуальную проблемную тему, определите, для какой аудитории будете писать, придумайте забойный заголовок, составьте цепляющий лид, найдите яркие сведения, опишите суть проблемы и пути ее решения, выскажите свою точку зрения, подкрепите ее цитатами экспертов, подведите итог разговору. Такой текст заинтересует читателя и привлечет внимание к его автору.
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации
Есть, что обсудить в комментариях
Основной задачей журналистского текста является передача информации. Ею может быть описание какой-либо проблемы, события, конфликтной ситуации. Главное, что стоит при этом учесть – подлинная и проверенная реальность события. Также всем известна необходимость информационного повода написания текста, так как журналистский текст, как правило, связан с событиями, затрагивающими интересы читателей. Без причины статья редко является стоящей внимания.
Итак, 10 правил написания журналистских текстов.
1. Одно предложение должно содержать одну мысль. При этом оно должно быть как можно короче. В информационном агентстве UPI выявили такую зависимость между читабельностью текста и средней длиной предложений в нем:
- до 8 слов – очень легко читается;
- 8–11 слов – легко читается;
- 12–14 слов – сравнительно легко;
- 15–17 слов – средне;
- 18–21 слово – сравнительно тяжело;
- 22–25 слов – тяжело;
- более 25 слов – очень тяжело.
Впрочем, это не означает, что длинные предложения нельзя использовать вообще. Наоборот, из соображений ритма короткие предложения следует чередовать с длинными.
2. Один абзац должен содержать один аспект события. Если этот аспект изложен полностью, абзац надо завершать. Не следует обрывать изложение одного аспекта, равно как и не следует втискивать два аспекта события в один абзац. Лучше разделить этот абзац на два либо вообще отказаться от изложения того аспекта события, который отдельного абзаца недостоин. Также следует чередовать разные по длине абзацы.
3. Начинать нужно с главного, а не с деталей. Следует, как можно раньше делать понятной суть события, оставляя его подробности на потом. Равным образом не рекомендуется начинать текст с причин и последствий события, так как в этом случае второстепенное также может оказаться впереди главного.
4. Факт предпочтительнее комментария. Это означает, что вначале следует сообщать факты и лишь потом приводить суждения и оценки. При сокращении же, наоборот, следует начать с вычеркивания комментариев и лишь затем удалять факты.
5. Активный залог предпочтительнее пассивного. Напомним, что при активном залоге подлежащее – это субъект действия, тот, кто что-то сделал. Например, “журналист написал статью”. В пассивном же залоге подлежащее – это, наоборот, объект действия, то, с чем что-то сделали. Например, “статья написана журналистом”. Пассивный залог следует использовать только в тех случаях, когда журналист целенаправленно хочет привлечь внимание к объекту действия.
6. Используйте больше глаголов действия. Они хороши тем, что обозначают движение, развитие темы. При помощи 10–15 глаголов в один абзац можно вместить огромное количество событий. Существительные, напротив, повествование замедляют, и поэтому их нужно использовать как можно меньше.
7. Незнакомые ситуации лучше описывать через известные и понятные картины. Это прием достижения наглядности. Например, журналист, находящийся в химической лаборатории, может сравнить происходящее с приготовлением какого-то блюда хозяйкой на кухне. Тогда читателям сразу станет понятно, что имеет в виду автор. Однако сравнение должно быть придумано журналистом именно для данного случая.
8. Яркость языка должна быть обратно пропорциональна яркости темы. Иными словами, чем более шокирующее событие описывает журналист, тем более простым и сухим должен быть язык. Наоборот, если в статье описывается нечто заурядное, например какая-нибудь церемония с заранее подготовленным сценарием, журналисту следует по полной программе использовать свои стилистические таланты.
9. Правильно определяйте количество однородных членов предложения. Американский медиаконсультант Рой Питер Кларк подметил, что различные количества однородных членов предложения имеют совершенно разное значение. Так, одно слово просто обозначает, например, “девочка умная”. Единичная характеристика воспринимается читателями как абсолютная правда. Два слова сопоставляют, например, “девочка умная и симпатичная”. При этом обе характеристики существуют параллельно и независимо друг от друга в одно и то же время. Три слова обобщают, как бы замыкают круг, например, “девочка умная, симпатичная и решительная”. Если же к трем добавить еще одну характеристику, она разрушит это единство, например, “Девочка умная, симпатичная, решительная и больная анорексией”. Поэтому если ряды из трех однородных членов желательны, то четыре однородных члена лучше не использовать, кроме случаев, когда журналист целенаправленно хочет сосредоточить внимание на противоречивости описываемого им объекта.
10. Нужно использовать архетипы, но не позволять им использовать вас. Архетипы – это базовые сюжеты, которые существуют в коллективной памяти людей. Эти сюжеты присутствуют в священных книгах, народных сказках и современных фильмах. Опора на архетип позволяет журналисту не только рассказать о событиях, но и связать их с “вечными” темами. Читатель же через эти “вечные” темы узнает в тексте события своей жизни, что повышает ценность статьи в его глазах. Кроме того, потребность в переживании архетипических ситуаций – один из мотивов обращения к СМИ.
Вот некоторые архетипические сюжеты:
• путешествие за чем-то и возвращение назад (например, путешествие за золотым руном);
• обретение и потеря любимого;
• благословение, ставшее проклятием;
• восстание из пепла;
• гадкий утенок.
Однако чрезмерное увлечение архетипами может привести к тому, что журналист вместо того, чтобы исследовать реальные события, будет лишь искать в них зацепки, позволяющие втиснуть эти события в какой-либо из архетипов. Поэтому если событие не укладывается в архетип, то нужно отказываться от архетипа, а не от правдивости.
Василиса Чикунова
1. ПРАВИЛА ХЕМИНГУЭЯ
Когда молодой Эрнест Хемингуэй работал журналистом в Kansas City Star, ему вручили руководство по стилю, что включало четыре основных правила, которые он запомнил. Судя по всему, эти правила хорошо служили ему всю оставшуюся жизнь. Вот они:
• Используйте короткие предложения;
• Первые абзацы должны быть короткими;
• Используйте «сильные» слова;
• Будьте позитивными, а не негативными.
Каждый из этих пунктов вполне актуален.
2. НАЧАЛО
Первые одно-два предложения вступительного абзаца либо пролога, введения (если оно есть) — самая важная часть статьи. Они должны заинтересовать читателя и убедить его продолжить чтение. Если вы дочитали до этого места, значит, принцип сработал, и вы не против читать дальше. Спасибо вам за это.
3. СУТЬ ИСТОРИИ
Итак, вы написали заголовок и отличный первый абзац, что дальше? Пора написать саму статью. Сейчас не время утомлять читателей — а когда оно вообще бывает? — так что давайте перейдём к сути вопроса, используем структурирование. И лучший способ сделать это — …
4. КТО, ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМУ, КОГДА И КАК
О ком вы пишете,
что произошло,
где это произошло,
почему это произошло,
когда это случилось,
как закончилось?
Это — важные вопросы, на которые ваш читатель захочет получить ответы. Такая достаточно простая структура — отличный способ избежать писательского тупика, она поможет вам в следующем пункте.
5. ПОТОК
Статьи, в которых переход от одной логической точки к другой плавный, без скачков, легко читаются и вызывают интерес. Создавайте плавный поток и удерживайте в нём читателя.
6. ПОКАЗЫВАЙТЕ, НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ
Нет лучшего способа привлечь читателя, чем цитирование (имеются в виду как письменные цитаты, так и ролики, и аудиотреки etc. — прим. перев.). Цитаты придают материалу авторитетность и подлинность, не дают ему превратиться в лекцию. Люди хотят быть в курсе, и лучший способ — это давать цитаты. Они также отлично подходят для вставок и концовок.
7. СТИЛЬ
Стиль приходит с опытом, так что продолжайте писать, чтобы стиль развивался. Не старайтесь чересчур усердно, потому что получится вымученно; не пытайтесь выглядеть изысканным или ужасно образованным в надежде, что читатели станут уважать вас; нет — они решат, что вы смотрите на них свысока.
8. СОКРАЩАЙТЕ
Если слово или предложение не работает, избавьтесь от него. Можете ли вы сказать одним предложением то, что уже сказали двумя? Абзац, который, кажется, выпадает или не подходит — сокращайте. Пишите «активным» голосом (используя активный залог для русского языка — прим. перев.). Вы можете решить, что лучше писать «пассивным» голосом, поскольку он больше подходит вам, вашему стилю и тому, о чём вы пишете. Нет, обязательно пишите только «активным» голосом.
9. КОНЕЦ
Если статья подошла к концу, завершите её, не пытайтесь продолжать. Наступил момент, когда всё сказано и сделано, и пора уходить. Найдите хорошую цитату, которая связывает всё написанное воедино, или самостоятельно сделайте вывод из сказанного.
10. РЕДАКТИРУЙТЕ
Редактируйте, снова редактируйте, а затем отредактируйте ещё раз. Удивительно, что можно найти при повторном редактировании. Прочтите вслух написанное, проверьте, как это «звучит». Если это звучит правильно, то всё в порядке. Хороший трюк — сделать небольшой перерыв после завершения черновика, затем вернуться и устранить очевидные ляпы. Затем, если это возможно, оставить текст на день или два в покое, взглянуть на него свежим взглядом и сделать коррекцию.
Сначала вы можете обнаружить, что у вас получилось ужасно много исправлений. Со временем вы научитесь писать чётко уже в первом черновике, но помните, что редактирование текста полезно всегда. Но и не попадайтесь в ловушку редактирования. На каком-то этапе вы должны отправить статью в публикацию. Трёх заходов вычитки обычно достаточно.
ВАЖНО
Редактирование статьи по мере её написания останавливает поток (см. п.5). Продолжайте писать и игнорируйте подчёркивание слов с орфографическими ошибками и грамматически неправильных предложений. Отключите эти функции в настройках, если умеете, по крайней мере, пока пишете черновик. Продолжайте писать — побеспокоитесь о вычитке потом. Или, как вариант, пишите черновик на машинке. Пишущая машинка — очень полезный инструмент, поскольку заставляет думать, прежде чем писать, и не даёт редактировать по ходу дела.
ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ:
• Используйте глаголы вместо прилагательных и наречий;
• Используйте обычные слова; не отталкивайте читателей;
• Пишите как можно меньше слов;
• Избегайте жаргона, клише, модных словечек и банальных выражений.
© Matthew Smeal, Journalism 101: Introduction to Writing for a Publication
Переводил Тим Яланский специально для Синего Сайта
Любой человек, имеющий хотя бы общее представление о журналистике, понимает, что в первую очередь эта деятельность связана с поиском информации. И его можно назвать основополагающим в работе журналиста как автора материалов: статей, эссе, отчетов и т.д.
Содержание:
- Как искать информацию (общие рекомендации)
- Как написать эссе
- Как написать статью
- Как написать журналистский отчет
- Проверочный тест
Как и следует полагать, начнем мы с информационного поиска.
Информационный поиск (общие рекомендации)
Информационный поиск – это выявление в текстовых массивах сведений, касающихся определенной темы и удовлетворяющих заданным условиям. Эти сведения содержат в себе самые значимые факты.
Поиск информации предполагает прохождение нескольких стадий:
- Определение информационной потребности
- Формулировка запроса
- Определение источников, содержащих информацию по запросу
- Извлечение информации из источников
- Ознакомление и анализ полученной информации
Четкое понимание того, что нужно найти, очень важно, но максимального внимания заслуживает вопрос об источниках искомого материала. Интересующая информация может находиться в библиотеках, архивах, картотеках, журналах, газетах и прочих СМИ и, конечно же, в интернете. Сейчас, естественно, наиболее востребован последний, но прочими источниками пренебрегать не нужно, т.к. в них тоже можно найти массу полезного (например, в архивах могут быть данные, которые никто и никогда не загружал и, вполне вероятно, даже не загрузит в интернет, а они могут быть очень ценными).
Источники, из которых берется информация, должны быть достоверными. С большой долей вероятности достоверность определяется по их стилистике. Самые распространенные – это:
- Научно-популярные размышления
- Научные исследования
- Философская литература
- Художественная литература
- Публицистические произведения
- СМИ
Ни один из источников нельзя назвать достоверным на 100%, но максимальная достоверность присуща научным исследованиям и научно-популярным размышлениям. Сведения, найденные в любом другом источнике, нужно тщательно проверять, чтобы использовать в работе только актуальные и правдивые данные.
Непосредственно процесс информационного поиска основывается на ряде принципов:
1 | Принцип наглядности |
2 | Принцип научности |
3 | Принцип актуальности |
4 | Принцип систематичности |
5 | Принцип доступности |
6 | Принцип избыточности |
А если говорить о поиске данных в интернете, то он бывает простым и расширенным. В первом случае в поле поисковой системы вводится сформулированный запрос, а во втором поиск осуществляется по заданным параметрам, которые устанавливаются при помощи специальных фильтров в поисковой системе.
Освещенные моменты – это основное, на что требуется обратить внимание при поиске информации. Подробное описание всех принципов и правил вы найдете вот здесь (обязательно перейдите по ссылке, чтобы избавиться от затруднений). Мы же переходим к основным разделам.
Как написать эссе
Как мы знаем, эссе называется небольшое сочинение свободной композиции, где выражается индивидуальное мнение, соображения и умозаключения автора на волнующую его тему. Эссе никогда не стремятся сделать исчерпывающим, т.к. его целью является не столько предоставление абсолютно всей информации по теме или ответы на вопросы, сколько развитие творческого мышления и навыка грамотного изложения мыслей.
Эссе могут различаться по нескольким признакам:
- По содержанию (исторические, художественные, философские и т.п.)
- По литературной форме (заметки, письма, рецензии и т.п.)
- По стилистике (критика, аналитика, описание и т.п.)
- По форме описания (субъективные и объективные)
Чтобы правильно писать эссе, нужно руководствоваться его признаками. К таковым относятся:
- Небольшой объем (рамок нет, но рекомендованный объем – 3-7 страниц печатного текста).
- Конкретная тема и субъективная трактовка (эссе всегда пишется на одну конкретную тему, выражает одно мнение или отвечает на один вопрос).
- Свободная композиция (нет никаких формальных границ).
- Непринужденное повествование (манера общения с читателем должна быть доверительной; сложных конструкций, строгих и размытых трактовок следует избегать; автор должен свободно владеть темой).
- Парадоксы (эссе может вызывать у читателя удивление; некоторые авторы считают это условие обязательным).
- Смысловая целостность (эссе отличается внутренней согласованностью и непротиворечивостью).
- Разговорная речь (смысл должен быть доступен каждому человеку, но в то же время нельзя применять шаблоны, клише, избитые фразы, а также жаргон и сленг).
Что касается структуры, то нужно учитывать два условия:
- Все мысли нужно выражать кратко и в тезисной форме
- Все тезисы нужно аргументировать
На этих условиях основывается и план эссе:
1 |
Введение |
2 |
Тезис + аргументы |
3 |
Тезис + аргументы |
4 |
Тезис + аргументы |
5 |
Заключение |
При написании эссе обязательно нужно учитывать и несколько важных нюансов:
- Главная тема эссе и темы его разделов должны быть четко определены
- Внимание читателя можно захватывать посредством интересных фактов, аллегорий, парадоксов или ярких фраз
- Вступление и заключение должны фокусировать внимание читателя на основной проблеме
- Обязательно выделение абзацев, разделов и красных строк
- Обязательно наличие логической связи между отдельными разделами
- Информация должна преподноситься экспрессивно, эмоционально и в художественной форме
К более формальным правилам относятся:
- Наличие заголовка
- Произвольная структура (не обязательна, но допускается)
- Факты могут предшествовать аргументам и наоборот
- Формулировка может быть тождественна итоговому заключению
- Отсутствие лексических загромождений из служебных деталей («я расскажу», «я пришел к выводу», «я понял» и т.п.)
И последнее, на что мы обратим внимание, говоря об эссе, – это самые распространенные ошибки. Перечислим их:
- Дефицит деталей (любые доводы нужно подкреплять фактами).
- Затянутые вступления (предисловие нужно делать кратким и четким).
- Длинные фразы (предложения нужно делать короткими и емкими).
- Многословие (не нужно «лить воду» и использовать слова, без которых можно легко обойтись).
- Перегруженность официальными данными и научными понятиями (даже если они есть, они должны быть только по делу; основные мысли должны принадлежать автору).
- Некачественная проверка (при проверке нужно устранять ошибки, неудачные речевые обороты и т.п.; проверку нужно делать минимум 2-3 раза).
Этой информации должно быть достаточно, чтобы понять, как правильно пишется эссе. Но если у вас остались какие-то вопросы по его написанию, ответы на них вы можете найти по этой ссылке.
Как написать статью
Статья представляет собой такой жанр журналистики, где автор анализирует какие-либо явления, общественные ситуации, процессы и т.д. с позиции лежащих в их основе закономерностей. Также в статье автор предлагает решение проблемы.
При написании статьи следует уделить особое внимание ее структуре. Составляющими статьи являются:
1 | Заголовок. Чаще всего это фраза, которая обозначает предлагаемую автором для анализа проблему. Он должен быть ясным, емким, вызывать интерес и привлекать внимание. Очень эффективны заголовки, содержащие вопрос. |
2 | Вступительная часть. В большинстве случаев таковой служит один или два абзаца, подробно раскрывающие проблему, которую поставил автор, и обозначающие ее важность для читателя. Цель вступления – побудить читателя к прочтению статьи. |
3 | Основная часть. В ней автор анализирует проблему, рассматривает ее с разных точек зрения и определяет наиболее подходящее на его взгляд решение. |
4 | Заключительная часть. Как и введение, она не должна быть громоздкой. Одного-двух абзацев вполне хватит, чтобы предложить свое резюме и сделать определенные выводы. Смысл заключения – подвести к общему знаменателю все рассуждения основной части и ответить на вопросы, поставленные по вступлении. |
Если же разбить процесс написания статьи на этапы, можем увидеть следующую пошаговую инструкцию:
- 1-й шаг. Выбор темы или постановка проблемы.
- 2-й шаг. Составление плана статьи. План может быть кратким (с указанием основных пунктов статьи) или более подробным – тезисным (идеи представляются в виде кратких предложений, задавая направление при написании материала). Также в плане нужно отразить необходимые выводы и аргументацию своей позиции. Именно на этом этапе удобно составлять заголовок, но некоторые авторы составляют заголовки уже после написания статьи.
- 3-й шаг. Написание вступления, где отражается актуальность проблемы для читателя.
- 4-й шаг. Написание основной части. Необходимо руководствоваться составленным на 2-м шаге планом, использовать списки, диаграммы, графики, таблицы, картинки и т.п.
- 5-й шаг. Написание заключения, в котором делаются выводы.
- 6-й шаг. Небольшой перерыв. Он может составлять 10-15 минут. Это нужно, чтобы немного разгрузить мозг, отвлечься и «обновить» внимание, т.к. по мере написания статьи оно будет притупляться, из-за чего велика вероятность не заметить ошибки, неудачные фразы и предложения и т.п.
- 7-й шаг. Перечитка статьи, исправление ошибок и формулировок, исключение избыточных слов и т.д. При желании этап правок можно пройти повторно.
- 8-й шаг. Создание заголовка (если он не был составлен на 2-м шаге).
И еще несколько рекомендаций, которые помогут вам в написании статей:
- Старайтесь использовать преимущественно короткие предложения. Избегайте вводных слов, слов-паразитов, причастных и деепричастных оборотов.
- Старайтесь преподносить материал простыми словами.
- Для удержания внимания читателя используйте графические материалы.
А в качестве дополнения советуем вам почитать несколько статей нашего ресурса: «Как научиться писать грамотно», «Логичность и структура текста» и «Как написать текст на любую тему». Пусть на это потребуется потратить чуть больше времени, но тем самым вы сэкономите массу времени в будущем, т.к. научитесь эффективным приемам и не будете совершать распространенных ошибок, в том числе и стилистических.
Как написать отчет
Естественно, речь идет о журналистском отчете. Журналистским отчетом называется официальный рассказ о каком-то событии (главным образом это события кабинетного (протокольного) характера). Вообще отчет как жанр пришел в журналистику из области экономики и политики. Изначально отчеты представляли собой «сухие» документы, но сегодня они должны не просто излагать факты, но и быть интересными для читателя и учитывать его потребности.
Основные признаки отчета таковы:
- Факты представляются как художественные слепки каких-то событий.
- Внимание сосредоточено на участниках событий, высказываниях, выступлениях, поступках, действиях людей и мотивации их поведения.
- Основой отчета служит событие, выраженное в словесной форме.
- Цель отчета состоит в точном отображении «информационного события» (доклада, выступления, конференции, семинара, симпозиума, собрания и т.п.) с изложением происходившего в хронологическом порядке.
- Ограниченность повествования пространственно-временными рамками.
- Детализация информации посредством реплик лиц, участвовавших в событии.
- Информация преподносится по большей части нейтрально – с позиции пассивного наблюдателя.
- Учитывая то, что читатель, знакомясь с отчетом, желает быстро понять суть дела, отчет должен быть невелик по объему и выполнен в энергичном стиле.
Отчеты ко всему прочему бывают и нескольких видов:
A | Прямой отчет. Это банальный краткий пересказ, в котором авторская позиция никак не выражается. |
B | Тематический отчет. Отчет с акцентом на главном аспекте описываемого события. Допускается эмоциональное описание, но авторская позиция чаще остается нейтральной. |
C | Аналитический отчет. Служит для отображения внутренней связи речей, докладов и выступлений; внутреннего содержания событий. Считается самым сложным видом отчетов, и подразделяется на три подвида: отчет-объяснение, отчет-оценку и отчет-программу, что зависит от специфики интересов автора. Присутствует авторская позиция. |
Также отчеты могут отличаться по форме подачи:
- Прямой отчет – информация передается непосредственно с места событий без лишних комментариев.
- Отчет-коммюнике – рассказ об уже прошедшей встрече (именно политической).
- Отчет-размышление – отчет, включающий элементы комментирования.
- Пространный отчет – информация, сопровождающаяся расширенными комментариями.
Писать отчеты нужно уметь каждому начинающему журналисту, т.к., во-первых, это позволяет «набить руку», а во-вторых, опыт помогает научиться делать из обычных отчетов качественные репортажи.
В написании отчета нужно ориентироваться на несколько важных моментов:
- Язык подачи должен быть формальным и безличным
- Выражения должны быть предельно точными
- Подробности должны быть только те, что неизвестны читателю (изначально нужно определить, что ему известно или может быть известно)
- Информация должна доноситься понятно
- Структура текста должна быть простой
- Материал должен быть организован и по возможности проиллюстрирован
- Один абзац отчета может состоять из 2-4 предложений
- Приветствуется использование цитирования
Что касается структуры отчета, то она предельно банальна:
- Новостное ядро (краткое выражение сути описываемого события)
- Речи участников события, столкновение их мнений, ход обсуждения проблемы
- Выводы и результаты события
Создавая отчет, нужно стремиться к оживлению пересказа события, применяя для этого средства привлечения и удержания внимания. Нужно приводить описания реальных ситуаций и диалогов, воссоздавать эффект присутствия, добавлять свои умозаключения и комментарии, анализировать (если это допускает форма отчета). Для описания событий следует использовать максимум журналистских средств – только так читатель может быть заинтересован и замотивирован к изучению материала.
Нельзя упускать из вида подробности, которые придают описываемому событию и самому отчету особенный характер и неповторимость. Нужно указывать, что именно происходило в таком-то месте, в такое-то время и таким-то образом. Если необходимо выделить авторское отношение, то делать это требуется грамотно: сначала автор предлагает читателю «прочувствовать» событие, а затем поясняет его; открытые комментарии, если они есть, даются только в конце.
Автор любого отчета, если он говорит о людях, принимавших участие в событиях, в обязательном порядке должен предварительно установить и проверить, а потом – назвать их имена и фамилии, занимаемые должности. Если публикация включает в себя формулировки поставленных задач или принятых решений, их надлежит указывать предельно точно и дословно, а не в пересказе.
И еще немного о требованиях к отчетам:
- Суть передаваемых высказываний должна соответствовать реальному положению дел.
- Предложения и абзацы нужно выстраивать так, чтобы как можно точнее передавались связи информации и идей, причин и следствий.
- Цитаты должны быть уместными и содержать логически законченные мысли.
- Факты и официальные данные (если делать упор на них не требует задание) не должны отягощать текстовый материал, иначе внимание читателя может быстро притупиться.
- Даже самые скучные данные желательно излагать в необычной форме, используя образные и яркие языковые средства.
- В отчете не должно содержаться длинных перечислений фамилий.
- В отчете не должны содержаться малоизвестные термины и понятия, цифровые нагромождения (если изначально присутствуют специфические слова, их нужно заменять более простыми, а профессионализмы следует сопровождать комментариями).
- Фрагменты выступлений желательно не комментировать, а цитировать (это же относится и к тезисам итоговых документов, если таковые имеются), но чрезмерного цитирования лучше избегать, иначе есть риск затруднить читателю чтение и оттолкнуть его.
Если есть возможность пообщаться непосредственно с докладчиками, очень удобно брать у них тексты выступлений, т.к. это позволяет избежать ошибок в именах, фактах и цифрах.
Берите на заметку эту информацию, и написать эссе, статью или отчет у вас не составит никаких проблем. Также мы надеемся, что и поиск информации станет для вас не только полезным, но и приятным занятием. На первоначальном этапе, конечно, придется потрудиться подольше, но с практикой навыки отточатся, и работа пойдет, как по маслу.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В следующем уроке мы продолжим практику, и расскажем о том, как написать пресс релиз, как представить репортаж, как взять интервью и как вести свою колонку.
← 2 Жанры и типология4 Репортажи и интервью →
-
1
Краткие предложения -
2
Абзац = Мысль -
3
Сначала главное -
4
Активный залог лучше -
5
Глаголы = Волшебники -
6
Помощь однородных членов -
7
Приём наглядности -
8
Отбросить НЕоригинальность
Журналистские текст — это профессиональные публикации, с которых можно брать пример. И безусловно, для написания хороших тестов, журналисты используют определённые правила. Оставим лишние предисловия и перейдём сразу к сути.
Краткие предложения
Читателем легче воспринимаются краткие предложения. Меньше воды: не используйте неинформативных слов.
Агентством UPI была установлена взаимосвязь между читабельностью материала и количеством слов в предложении:
до 8 слов очень легко читается,
от 8 до 11 слов легко читается,
от 12 до 14 слов сравнительно легко,
15–17 слов средне,
18–21 слово относительно тяжело,
22–25 слов тяжело,
больше 25 слов очень тяжело.
Но, параллельно с этим текст не может содержать исключительно короткие предложения. Точку в тексте можно сравнить с сигналом «стоп» на светофоре: частые остановки быстро утомляют. Уравняйте содержание длинных предложений и коротких, чередуя их в тексте.
Абзац = Мысль
Каждый абзац это полноценно законченная мысль. Не перегружайте один абзац двумя мыслями и не растягивайте одну мысль на два абзаца.
Сначала главное
Опишите суть события, а лишь потом детали. Не рекомендуется описывать сначала причины и следствия, поскольку второстепенное вытеснит главное. Прежде всего, сообщите читателю факты и только после этого проводите оценку событий и объектов
Активный залог лучше
Между активным и пассивным залогом выбирайте первый вариант. Активный залог подразумевает субъект действия, выраженный подлежащим. К примеру, «садовник вырастил розу». В пассивном залоге подлежащее называет объект, испытывающий действие. Например, «роза выращена садовником». Пассивный залог целесообразнее использовать, когда нужно привлечь внимание к самому объекту действия.
Глаголы = Волшебники
Оживляйте свой рассказ при помощи глаголов действия. Всего 10-15 глаголов в абзаце помогают максимально развить тему и сделать рассказ более ярким. Существительные же, наоборот, замедляют ход повествования. Старайтесь минимизировать их употребление в текстах. Слишком длинные официальные названия рекомендуется сокращать. Вместо статичных описаний используйте динамические, описывающие какое-либо действие.
Помощь однородных членов
Наличие разного количества однородных членов предложения воспринимается читателем по-разному. Одним словом мы обозначаем: «девочка умная». Единичная характеристика принимается за неоспоримую правду. Использование двух слов в характеристике сопоставляет два качества: «девочка умная и красивая». В этом случае две характеристики идут параллельно, но при этом не зависят друг от друга. Три слова в характеристике связывают и замыкают смысловой круг: «девочка умная, красивая и общительная». Так читатель может сделать выводы о характере девочки. Если вы хотите заострить внимание на противоречивости объекта, то используйте в описании четыре однородных члена.
Приём наглядности
Применяйте прием наглядности, то есть незнакомые, новые ситуации описывайте с помощью известных и понятных примеров. К примеру, журналист, журналист пишет статью о химической лаборатории и сравнивает происходящее в ней с приготовлением обеда для большой семьи.
Отбросить НЕоригинальность
Не используйте приевшихся слуху метафор и крылатых выражений: «хитрый, как лиса», «мудрый, как филин» и т. д. Читатель понимает эти выражения по-своему. Таким образом, передача информации будет искажаться. Старайтесь употреблять в текстах точные слова для описания или создайте авторские метафоры и литературные обороты.