Справка по системе |
|||||||||||
|
|||||||||||
|
Зоны ответственности
Зоны ответственности определяют, кто из участников процесса является исполнителем задач на данном этапе процесса. Размещение События или Операции в зоне ответственности, относящейся к определенному элементу оргструктуры (отделу или сотруднику) означает, что данный сотрудник или отдел являются ответственными за выполнение данного этапа бизнес-процесса.
Таким образом, у каждой зоны ответственности есть исполнитель – пользователь, выполняющий операции в зоне ответственности. Исполнитель выбирается в настройках зоны ответственности. Исполнитель может соответствовать должности в оргструктуре или бизнес-роли.
Зона ответственности как графический элемент может представлять собой любого участника процесса. Например, сотрудника организации, покупателя, производителя, а также представителя внешней организации. Таким образом, зоны ответственности могут использоваться не только для распределения обязанностей среди исполнителей задач в рамках данного бизнес-процесса, но и для придания графической модели большей наглядности и информативности.
Рис. 1. “Бухгалтер”, “Менеджер проекта” – зоны ответственности процесса
Типы зон ответственности
Зоны ответственности бывают четырех типов, на графической модели их можно определить по цветовому обозначению заголовков (рис. 2):
-
статическая – должность ответственного в зоне постоянна, не меняется в течение всего процесса. На графической модели обозначается серым цветом;
-
динамическая – должность ответственного определяется в ходе процесса. На графической модели обозначается зеленым цветом;
-
бизнес-роль – динамическая зона ответственности, используемая в процессах-маршрутах документов, в которой можно размещать только соответствующие ее типу задачи документооборота. На графической модели обозначается бирюзовым цветом.
Рис. 1. Типы зон ответственности процесса, цветовое обозначение заголовков
Зону ответственности можно расположить на графической модели вертикально или горизонтально. На одной модели могут размещаться как горизонтальные, так и вертикальные зоны ответственности.
Создание зоны ответственности
Создать зону ответственности можно двумя способами:
-
путём перетаскивания зоны ответственности на графическую модель процесса с боковой панели инструментов.
Доступ к настройкам зоны ответственности
Окно настроек зоны ответственности можно вызвать, дважды кликнув мышью по заголовку или границе зоны ответственности, или через контекстное меню зоны ответственности.
См. также:
Прежде всего важно различать понятия ролей и зон ответственности каждого из партнеров. Роль — функция партнера в компании. Существует три уровня ролей:
- Владелец. Решает вопросы, связанные со стратегическим развитием компании: анализ рынка, создание новых продуктов, привлечение инвестиций.
- Руководитель (менеджер, управленец). Ставит задачи, контролирует их выполнение, нанимает и увольняет сотрудников, работает с командой. Владелец «добывает» деньги, а управленец должен грамотно их потратить — реализовать бюджет.
- Эксперт (исполнитель). Отвечает за непосредственное выполнение задач, участвует в переговорах.
Об этой градации стоит помнить, так как, когда партнеры высказывают друг другу претензии, скажем, о недостаточной включенности одного в работу, то важно определить, в какой роли, на каком уровне каждый из них находится.
Например, в начинающей дизайн-студии один партнер отвечает за выпуск рекламы, а второй — за дизайн. Тот, кто выпускает рекламу, говорит дизайнеру: «Мы до сих пор не сдали макеты, ты нарушил срок сдачи на месяц. Я жду их от тебя». В этом случае партнер в роли эксперта предъявляет претензию партнеру с такой же ролью, на том же уровне.
Единственное решение такого конфликта — переговоры о смене роли. Если же один партнер (эксперт) подчиняется другому (управленцу), то второй вправе уволить партнера с исполнительской роли.
Зоны ответственности — более широкое понятие, которое обозначает все те области, за результаты которых отвечает один из партнеров. Например, привлекает инвестиции, руководит отделом маркетинга и участвует в ключевых продажах. Зоны ответственности меняются редко, а вот роли — довольно часто. А еще есть зоны внимания: они предполагают участие в решении задач, но исключают ответственность за результат.
Когда нужно определить зоны ответственности и как это сделать
Если у партнеров нет совместного опыта работы, необходимо дать друг другу тестовый период, — несколько месяцев, например, — чтобы понять, комфортно ли работать в тандеме. Важно договориться, что каждый может в любой момент выйти из этого союза. Необязательно сразу планировать что-то крупное, достаточно создать модель проекта, организовать что-то совместно или же поработать над одной конкретной задачей.
Если все довольны работой и хотят продолжать, то нужно перейти к переговорам о зонах ответственности. Их нужно обговаривать и прописывать в начале бизнес-партнерства, а потом регулярно актуализировать список.
Многие это делают интуитивно, например, решают, что один отвечает за продажи, другой — за продукт, и начинают работать. Однако это не совсем точное распределение, так как есть пересекающиеся области, которые выходят за рамки «продаж» и «продукта». И на этих пограничных зонах будут возникать конфликты из-за путаницы зон ответственности и зон внимания.
Читайте по теме:
It’s a match: как вести бизнес с партнерами
Бизнес-тиндер: где предпринимателю найти возможности для нетворкинга
Есть хорошее упражнение, чтобы определить зоны ответственности и убрать расхождения в их понимании: партнеры засекают одну минуту, за это время один из них пишет свои зоны ответственности в проекте. Остальные тоже пишут зоны ответственности первого, а затем результаты сравниваются. И это нужно проделать с каждым партнером.
Таким образом вырисовывается общая картина понимания зон ответственности в партнерстве. На ее основе необходимо скорректировать или актуализировать перечень.
При этом важно начинать формулировку с глагола или отглагольного существительного. Неверно: «бюджет расходов и доходов». Верно: «утверждение/контроль/подготовка отчета бюджета расходов и доходов». Как только в списке появляется глагол, сразу понятен желаемый результат работы каждого.
Соответственно, партнеры лучше понимают распределение обязанностей между друг другом. В процессе сотрудничества будет возникать гораздо меньше недопониманий и конфликтов.
Сколько должно быть партнеров
Есть мнение, что три партнера лучше, чем два — при решении спорного вопроса третий поможет рассудить. На самом деле, добавление каждого нового человека увеличивает хаос и затрудняет принятие решений. Если действует правило, что «решает большинство» (оно губительное, на мой взгляд), то рано или поздно партнерство из трех человек может превратиться в политические игры по переманиванию третьего на свою сторону.
Как тогда действовать? Например, финальное решение будет принимать человек, в чьей зоне ответственности лежит проблема. Если зоны компетенций пересекаются, то последнее слово за генеральным директором — тем, кто отвечает за финансовый результат. Очень небольшое число вопросов (продажа доли, привлечение нового партнера) должно решаться партнерами вместе, при этом 100% голосов должно быть на одной стороне.
Пример неудачного расширения команды: есть два партнера, которые часто не могут договориться. Они решают подключить к бизнес-процессам третьего, но в итоге начинают проецировать свои недопонимания на новенького, пытаясь решить проблемы через посредника.
Это явление в психологической терминологии называется триангуляция — когда двое не решают проблему друг друга, а пытаются найти третьего, на которого начинают опираться. В случаях, когда два совладельца понимают, что их компетенций не хватает для развития компании, добавление третьего действительно может пойти на пользу. Но чаще всего третьему необязательно становится партнером, а можно быть наемным сотрудником.
Фиксируем зоны ответственности
Договоренности на словах — это отсутствие договоренностей. Любое незаписанное соглашение имеет две особенности: оно со временем забывается и интерпретируется по-другому. Для того чтобы зоны ответственности соблюдались, а роли выполнялись, необходимо письменно отражать их в документе.
Название не так важно, это может быть «партнерское соглашение», «партнерский кодекс». Главное, чтобы все зоны ответственности были описаны конкретно и поставлены подписи каждого партнера. Подписывая документ, человек чувствует ответственность за свою часть работы. К нему следует возвращаться в случае разногласия.
Читайте также: 5 ошибок при создании бизнеса с партнерами
Как только зоны ответственности или роли в союзе поменялись, не забудьте обновить документ и подписать еще раз.
Чек-лист идеального бизнес-партнерства
1. Все зоны ответственности распределены между партнерами
Не должно оставаться «серой», никем не занятой зоны. При расширении деятельности компании необходимо распределить новые зоны между собой и записать их в документ.
2. Все пункты из партнерского соглашения выполняются
Если хотя бы один пункт не соблюдается, то создается ощущение их необязательности. Какие-то задачи стали не актуальны? Вычеркните их из соглашения и добавьте другие.
3. Прописаны ценности работы компании
Один результат можно получить разными методами. Для каждого партнера этические границы сильно разнятся. Важно заранее обговорить основные ценности компании.
4. Одно явление означает одно и то же для всех партнеров
Часто конфликт происходит тогда, когда люди называют одно явление разными словами. Или наоборот, одним словом называют разные явления.
Например, один под «коммуникацией» может иметь в виду развитие социальных сетей, другой — работу над корпоративным стилем компании, брендбуком, айдентикой, третий — контроль за общением в коллективе, поддержанием команды. Такие недопонимания могут возникать даже у опытных партнеров, поэтому в процессе работы важно всегда переспрашивать и убеждаться, что понятийный аппарат у всех один.
5. Прозрачная мотивация
Никакие штрафы, санкции не работают. Партнеры должны договориться, что конкретно будет их мотивировать, какая у бизнеса цель.
6. Обратная связь
Иногда партнеры договариваются о том, что они не дают друг другу обратную связь, и им это подходит. Однако в большинстве случаев без конструктивной критики крайне тяжело развиваться. Главное — давать обратную связь в процессе работы, а не после результата.
Чтобы эффект от бизнес-партнерства был положительным и приносил финансовый успех, важно выделять время на разговоры о текущих зонах ответственности и ролях, так как они могут меняться. Такие переговоры можно проводить самостоятельно или с помощью посредника, который не занимает ничью сторону.
Фото на обложке сгенерировано нейросетью Midjourney
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Автор материала Горяная Екатерина руководитель группы консультантов,
Как составить эффективную матрицу зон ответственности
15 декабря 2016 г.
Время чтения: 5 минут
Комментариев нет
Чем вам поможет матрица зон ответственности, в чем ее суть, каков алгоритм построения и почему точки контроля не должны быть расположены слишком близко, порталу HR-tv.ru рассказала
Екатерина Горяная
, старший консультант международного кадрового холдинга.
Матрица зон ответственности – важный, крайне необходимый в современных организациях системный подход распределения обязанностей. Его используют при формировании и постановке задач перед подчиненными или группой сотрудников. Он достаточно затратный и требует много времени на подготовку. Поэтому не все компании используют его в полной мере.
Если говорить об алгоритме построения и формирования матрицы зон ответственности и его этапах, то здесь могут быть применимы различные подходы. Более эффективен будет
процессный подход
, подразумевающий участие каждого члена команды в рамках поставленной задачи. Другими словами, распределение ответственности внутри сформировавшегося коллектива, группы или команды.
Читайте также:
Эффективная матрица зон ответственности: возьмите на заметку!
Также будет эффективна
модель RACI
, на основании которой распределяются роли и зоны ответственности между участниками. Подход RACI состоит из четырех основных ролей:
Responsible (Исполнитель) – ответственен за определённый участок работы, он доверен только ему. Как правило, в зависимости от задачи, таких ролей может быть несколько.
Accountable (Ответственный) – управляет процессом, является его владельцем. Отвечает за ключевые показатели – качество, результаты и сроки. Характеризуется высокой вовлеченностью, он управляет процессом стратегически, дает качественную и своевременную обратную связь. Такая роль должна быть единственная в рамках одной задачи.
Consulted (Эксперт) – обладает экспертизой в том или ином вопросе. Рекомендуется привлекать одного, не более двух экспертов, так как большое количество экспертов в рамках одной задачи может значительно затруднить коммуникацию и чревато профессиональными спорами.
Informed (Информирующий) – обладает всей информацией по процессу, может косвенно влиять на результат.
Первым шагом
после выбора подхода необходимо определить,
что станет основанием будущей матрицы
. Лучше и эффективнее всего отталкиваться от стратегии компании, её политик и глобальных целей. Это могут быть коммерческая, маркетинговая, финансовая или другие стратегии и политики, в зависимости от задачи. Например, если необходимо повысить коммерческую привлекательность продукта или услуги, то за основу следует взять коммерческую и маркетинговую/продуктовую политику.
Вторым шагом является написание самой задачи или функции
. Здесь можно начать с упрощенной модели «Задача – Функция» с постепенным добавлением точек контроля и KPIs. Введение KPIs должно быть постепенным, безболезненным и понятным для всех участников процесса. Рекомендую не планировать точки контроля слишком часто – промежуточные цели не должны быть легко достижимы.
Следующий шаг – определение участников и распределение ролей в рабочей группе.
Для общего понимания идти следует сверху вниз, от глобальной цели до деталей. Более эффективно составлять матрицу вместе с ключевыми ролями в процессе. Матрица должна быть структурной, системной и понятной всем участникам процесса. Здесь также важно описать конкретные рабочие ситуаций и пути выхода из них.
Следующий шаг – введение KPIs
. Эффективны будут качественные и количественные показатели, а также финансовые (прибыль, маржинальность, вознаграждение и другие), они тоже имею значение.
Итак, матрица зон ответственности создана, разработана и понятна всем участникам. Пора приступать к исполнению. В процессе реализации правильно составленная матрица зон ответственности может являться отличным подспорьем или даже некой шпаргалкой, в которой всегда можно посмотреть, кто именно отвечает за тот или иной подпроцесс. Матрица зон ответственности не должна вызывать негатив и непонимание со стороны участников.
И напоследок хотелось бы затронуть еще один аспект, являющийся ключевым во всем взаимодействии, а именно –
правильно выстроенная коммуникация
. Грамотное взаимодействие на основе доверия, открытости и вовлеченности является одним из составляющих успеха проекта. Безусловно, это оказывает огромный положительный эффект, направленный на сплоченность и достижение командного успеха компании в целом.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
#HR- технологии
#Матрица_зон_ответственности
#Команднаяработа
#коллеги
#Сотрудники
#Персонал
Что Вы думаете об этом?
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала TheHRD
обязательна