Как составить звуковой состав слова

Звуковой состав слова — это состав слова из ЗВУКОВ. Чтобы проанализировать звуковой состав слова, пишем транскрипцию слова. А затем даем характеристику каждому звуку.

Например: слово “обаяние” звучит как [а б а й’ а н’ и й’ э].

а — гласный безударный;

б– согласный звонкий парный, твердый парный;

а — гласный безударный;

й’ — согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

а — гласный ударный;

н’ — согласный звонкий непарный, мягкий парный;

и — гласный безударный;

й’ — согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

э — гласный безударный.

В слове 7 букв, 9 звуков.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

12777­1
[272K]

3 года назад 

На самом деле звуковой разбор слова чаще называют фонетическим разбором слова или звуко-буквенным разбором словом. Фонетическим анализом является анализ строения слогов и звуковой системы слова.

В таком анализе необходимо будет выполнить следующие действия, для начала поставить ударение в слове, подсчитать количество звуков и букв, составить транскрипцию, провести анализ звуков.

Ниже в данном ответе приведу пример такого разбора:

Перед нами есть слово “шестнадцатого”, необходимо провести звуковой разбор, выглядеть он будет так:

В данном слове тринадцать букв и одиннадцать звуков,

Ниже представлено ударение и транскрипция слова:

Карин­а29
[267]

9 лет назад 

Гласные буквы обозначаются кружочком, гласные которые обозначают два звука, например буква я, обозначаются двумя чёрточками и кружочком. Твёрдые согласные обозначаются одной чёрточкой, а мягкие, например после которых стоит мягкий знак, обозначаются двумя чёрточками.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Звуковой состав слова школьники изучают в начальной школе, также такой состав называют фонетическим. Суть – разбираем слово по звукам и даем каждому звуку характеристику.

В слове может быть неравное количество звуков и букв.

Чтобы разобрать слово по звуковому составу, нам нужно расписать каждый звук.

Покажем пример на таком слове, как – юла.

Ю состоит из двух звуков: й – согласный, звонкий, мягкий и у – гласный.

Л – согласный, твердый, звонкий.

А – гласный, ударный.

В этом слове 3 буквы и 4 звука и два слога.

Таким же образом мы можем разобрать по составу и другие слова, сделать в принципе это совсем несложно, достаточно один раз понять тему.

-Irink­a-
[281K]

4 года назад 

Звуковой разбор слова называют так же звуко-буквенным или фонетическим.

В процессе обучения в школе школьники знакомятся с ним на начальной ступени обучения, в начальных классах.

Ниже приведена памятка, как правильно производить фонетический разбор слов.

Итак, записываем слово – язык.

Делим его на слоги: я-зык.

Выписываем буквы в столбик и записываем напротив каждой буквы её разбор.

я – состоит из 2 звуков:

  • [й] – гласный, звонкий, мягкий;
  • [а] – гласный, безударный;

з – [з] – согласный звонкий, твёрдый;

ы – [ы] – гласный, ударный;

к – [к] – согласный, глухой, твёрдый.

Получается, что слово состоится из 4 букв, но из 5 звуков.

Альфи­я1961
[124K]

9 лет назад 

Звуковой состав слова – это наличие в нем мягких, твердых, гласных и согласных. Когда Вы говорите “СЛОВО”, то невольно именно набор этого позволяет Вам сказать и твердые, и гласные и согласные. В русском языке в частности, довольно богатый запас различных слов, демонстрирующий эти возможности. Например : СОБАКА, – здесь три гласных и три согласных.С,Б,К – согласные,О,А – 2 раза. ЧАЩА – Ч- мягкая,Щ -мягкая. ТРУД – Т,Р,-мягкие,Д -твердая, У – гласная.

Leath­er-Radis­h
[65.1K]

8 лет назад 

“Звуковой состав слова” это такой анализ слова, когда его разбивают на звуки и анализируют каждый из них. Сначала пишем транскрипцию слова, затем уже анализируем. Например: “юла” запишем транскрипцию: { й у л а }.

й’ – согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

у – гласный безударный;

л – согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

а — гласный ударный

В слове 3 буквы, 4 звука.

Помощ­ни к
[56.9K]

6 лет назад 

Его еще называют звуко-буквенный разбор слова. Суть в том, что анализируют каждую отдельную букву, ее звучание, принадлежность к твердым, мягким буквам, гласным и согласным, ударным и безударным, парным и непарным, звонким и глухим, сонорным и шумным звукам.

Чтобы вы поняли о чем я говорю, вот пример звукового разбора слова “глухой”:

звуковой разбор слова пример

Верон­ика Уолс
[18.9K]

9 лет назад 

По-другому,фонетический разбор слова.1.Сперва на перво разбиваем слово на слоги.2.Затем пишем транскрипцию и ставим ударение в слове.3.После пишем всё слово в столбик.4.Согласные могут быть звонкими или глухими,твёрдыми или мягкими,а гласные:ударными или безударными.5.Подсчитываем сколько в слове звуков и букв.Вот и всё!

Красн­ое облак­о
[248K]

4 года назад 

Слово (любое) состоит не только из определенных букв, но так же те самые буквы состоят из звуков.

Вот набор тех самых звуков и есть звуковой состав слова.

К примеру слово “Як” (животное такое.

Состоит из букв “Я” и “К”.

Я гласная звук состоит из двух букв “й” и “А”, “К” это согласная глухая.

Знаете ответ?

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Предлагаю алгоритм по составлению звуковой схемы слова. Для начала разберемся в том, какие знаки мы будем использовать.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Внимание! Посмотрите на последние две схемы: именно слияние СОГЛАСНОГО и ГЛАСНОГО звуков, а не наоборот.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Иногда дети путают, какой схемой и какие звуки обозначать. Чаще всего это связано с выбором одиночного квадрата или раздвоенного прямоугольника, обозначающего два звука.

Для примера разберем слово ТРОПКИ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

1. Прочитаем слово: ТРОПКИ. Находим в слове все сочетания согласного и гласного. Внимание! Не гласного и согласного, а только СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ. Сначала их можно выделять простым карандашом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Также можно тренироваться взяв любой текст и попросить ребенка найти все сочетания согласный + гласный и выделить их дугой. Можно попросить ребенка выделить в тексте определенный слог, например, найди все слоги СА и выдели их.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

2. Рисуем схему. Для одиночного звука [ т ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ р ] [ о ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника. Для одиночного звука [ п ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ к ] [ и ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

3. Красным карандашом подчеркиваем все гласные буквы и определяем сколько слогов в слове. В нашем случае в слове ТРОПКИ 2 слога, т. к. в нем две гласные О и И. Разделим слово на слоги. Обозначим это в слове и на схеме.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Далее ставим ударение. Для этого слово нужно произнести слитно. Гласный, который произносится с особой силой и будет ударным. В слове ТРОПКИ первый слог ударный. Обозначаем ударение в слове и на схеме.

4. Анализируем каждый звук. Произнесите первый звук в слове: [ т ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [т] согласный. Твердый он или мягкий? В нашем случае звук [ т ] твердый, значит первый квадратик мы закрасим синим цветом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Произнесем второй звук: [ р ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [ р ] согласный. Он твердый.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Обращаем внимания на то, что рядом стоит гласная О. Она обозначает твердость предшествующего согласного звука. Так проводим весь анализ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

В слове ТРОПКИ встречается мягкий звук [ к’ ]. На схеме его мы обозначаем зеленым цветом. Рядом стоит гласная И. Она указывает на мягкость, смягчает предшествующий согласный звук [ к’ ].

Желаю успешной учебы!

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Термины и группы фонетики

Термины и группы фонетики

Наука далеко зашла в изучении русского языка. Отдельный упор был сделан на раздел фонетики — изучения письменного отображения звуков. Специалистами была собрана статистика звучности человеческого языка:

  • В среднем человек за одни сутки производит пару сотен звуков.
  • Чтобы выразить свои мысли, используют больше 50 звуков.
  • При этом на письме используется всего лишь 33 их обозначения.

Два главных инструмента фонетики — буквы и звуки. Важно знать особенности каждой группы и их отличия:

  • Элемент, который используют только для письменного отображения и чтения — буква.
  • Элемент, который только произносят и слушают — звук.

Сложность разбора состоит в том, что произношение слова может значительно отличаться от его написания. Например, количество одной из групп элементов (букв или звуков) может быть больше/меньше другой. В ином случае количество может оставаться одинаковым, но письменное отображение будет не совпадать со слышимым. Обусловливается это правилами орфографии и орфоэпии.

Однако, фонетика включает в себя только аспекты произношения. К ним относятся:

  • звук;
  • буква;
  • ударение;
  • слог.

Все вышеуказанные термины имеют индивидуальные свойства, но вместе они составляют характеристику звучания слова — фонетический анализ.

Особенности разбора

Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:

Звуковая схема слова

  • Точно установить все особенности звучания слова.
  • Для каждой буквы составить свою транскрипцию.
  • Ни при каких условиях не подгонять звуки и буквы под друг друга. Например, ши [ шы ] – машин.
  • После завершения ещё раз чётко и тщательно произнести слово вслух, проверяя каждую единицу речи.

Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:

Звуковой анализ слова

  • Звонкие согласные на конце слова становятся глухими. Например, дуб [п].
  • Твёрдые согласные становятся мягкими, если после них стоят мягкие согласные. Например, здесь [з’д’эс’]. В основном это происходит с буквами: з/с, д/т, н.
  • Звонкие согласные становятся глухими, если после них стоит глухой согласный. Например, редко [ р ‘ этк а] .
  • Глухие преображаются в звонкие, если стоят перед такими же звонкими. Например, сдать [ здат ‘] образец.

Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:

  • аккомодацию;
  • диссимиляцию;
  • редукцию.

Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.

Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

Особенности разбора

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — [ йа ] ;
  • е — [ йэ ] ;
  • ю — [ йу ] ;
  • ё — [ йо ] .

Гласные звуки

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

Классификация звуков

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

Схематическая модель

При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:

Разбор слова по слогам

  • Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук.

  • Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук.
  • Квадрат в красном цвете — гласный звук.
  • Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного.
  • Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.

Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.

Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.

Алгоритм фонетического разбора

Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

Как делят слово по слогам

  • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
  • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
  • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
  • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — [играт’].
  • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

Деление на слоги

Слоги в словах

Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

  • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
  • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
  • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

Фонетический разбор слова

  • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
  • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
  • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
  • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

  • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
  • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

звуковой анализ слова

звуковой анализ слова группа

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

звуковой анализ слова язык

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и “ъ” и “ь”) звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

звуковой анализ слова группа

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

звуковой анализ слова схема

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Добавить комментарий