Составление формул бинарных соединений
Запомнить!
Формула бинарного соединения |
Название |
ЭxHy |
гидриды |
ЭxOy |
оксиды |
ЭxSy |
сульфиды |
ЭxCly |
хлориды |
ЭxBry |
бромиды |
ЭxFy |
фториды |
ЭxPy |
фосфиды |
ЭxNy |
нитриды |
ЭxIy |
йодиды |
ЭxCy |
карбиды |
ЭxSiy |
силициды |
На первом месте в формуле бинарного соединения элемент с положительной степенью окисления.
На втором месте в формуле бинарного соединения элемент с отрицательной степенью окисления.
Отрицательная степень окисления определяется по формуле – (8 – № группы)
ЭxHy-1 |
ЭxCly-1 |
ЭxBry-1 |
ЭxFy-1 |
ЭxIy-1 |
ЭxOy -2 |
ЭxSy-2 |
ЭxPy-3 |
ЭxNy-3 |
ЭxCy-4 |
ЭxSiy-4 |
Алгоритм составления формулы бинарного соединения.
Последовательность действий |
Составление формулы ОКСИДА БОРА |
1. Написать символы элементов |
В О |
2. Определить степени окисления элементов (у первого элемента- по номеру группы, у второго элемента –(8-№группы )) |
+3 -2 |
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений степеней окисления |
3•2 = 6 |
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие степени элементов |
6 : 3 = 2, 6 : 2 = 3; |
5. Записать индексы при символах элементов |
В2 О3 |
6. Формула соединения (оксида бора ) |
В2О3 |
Алгоритм составления формулы бинарного соединения.
Последовательность действий |
Составление формулы ФТОРИДА ХРОМА (III) |
1. Написать символы элементов |
CrF |
2. Определить степени окисления элементов (у первого элемента- число из скобок в названии, у второго элемента – (8-№группы )) |
+3 -1 |
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений степеней окисления |
3•1 = 3 |
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие степени элементов |
3 : 3 = 1, 3 : 1 = 3; |
5. Записать индексы при символах элементов. (Индекс 1 не записываем) |
CrF 3 |
6. Формула соединения (оксида бора ) |
CrF 3 |
Составьте формулы бинарных соединений.
Силицид магния |
Mg2+2Si-4 |
Mg2Si |
Сульфид серебра(I) |
Ag2+1S-2 |
Ag2S |
Бромид бария |
Ba+2Br2-1 |
BaBr2 |
Оксид азота (I) |
N2+1O-2 |
N2O |
Фосфид магния |
||
Фторид кремния (IV) |
||
Оксид стронция |
||
Фосфид натрия |
||
Оксид азота (III) |
||
Хлорид бора |
||
Сульфид железа (II) |
||
Хлорид ртути(II) |
||
Сульфид натрия |
||
Оксид хрома (VI) |
||
Бромид фосфора (V) |
||
Оксид марганца(VII) |
||
Гидрид калия |
||
Бромид меди (II) |
||
Фосфид кальция |
||
Нитрид алюминия |
Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Сайт репетитора Богуновой В.Г.
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Ютуб-канал репетитора Богуновой В.Г.
Полный каталог статей – на авторском сайте в разделе “Статьи репетитора Богуновой В.Г.”
Знаете, в чем ошибка большинства преподавателей химии и репетиторов? Желая продемонстрировать степень собственного образования и никчемность знаний абитуриента, они, практически с первых занятий, начинают решать трудные задачи “уровня Белавина” и задания олимпиад. Кстати, профильные лицеи при ведущих медицинских ВУЗах – не исключение (у каждого ученика есть репетиторы). Как результат, у ребенка формируется страх перед сложным и объемным учебным материалом, который необходимо освоить. Нервная система включает защитный механизм – блокирование негативно воспринимаемой информации. И все … у абитуриента развивается стойкое отвращение к предмету! Теперь, чтобы инициировать ребенка на изучение химии, необходим опытный Преподаватель и много-много времени для работы. И нет никакой гарантии, что ученик раскроется и позволит Учителю выстроить у себя в голове стройную систему предмета. Поэтому, в преподавании, как и во врачевании, важны принципы: “Не навреди!”, “Пироги должен печь пирожник, а не сапожник”! Это я к тому, что репетиторов в последнее время развелось, как тараканов, очень много, а преподавателей среди них – днем с огнем не найдешь!
Не будем спотыкаться о чужие ошибки (своих не допустить бы, тьфу-тьфу), начнем изучение химии с нуля и сделаем первый шаг – составление, название и понимание формул веществ.
Конспект репетитора
Химическая формула – это запись состава вещества с помощью символов элементов и подстрочных индексов.
Индекс (подстрочный) обозначает число атомов данного элемента в молекуле вещества.
Коэффициент – число, стоящее перед химической формулой, обозначает число молекул вещества.
Например, запись 7H2SO4 означает: семь молекул серной кислоты, каждая из которых состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырех атомов кислорода.
Познакомимся с алгоритмом составления формул веществ на примере бинарных соединений.
Бинарные соединения – вещества, образованные двумя химическими элементами (H2O, Al2S3, PCl5, NH3 и др.). Поучимся составлять формулы бинарных соединений по конкретному заданию.
Задание
Написать одну из формул и назвать соединение, молекула которого содержит атомы серы и фосфора
Алгоритм составления формул:
1. Выписать символы химических элементов в порядке увеличения их электроотрицательности.
Электроотрицательность (ЭО на схеме) – способность атома притягивать к себе электроны (и свои, и чужие).
2. Определить валентность элементов
Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей.
Высшая валентность (в) равна номеру группы. У первого элемента, стоящего левее, валентность либо определена, либо высшая. В нашем случае валентность фосфора не озвучена, поэтому берем высшую.
Низшая валентность (н) равна “восемь минус номер группы” (определяется только для элементов IVA-VIIA групп). У второго элемента, стоящего правее, валентность всегда низшая. В нашем случае сера – элемент VIA-группы, ее низшая валентность равна 8-6=2.
Запомнить: у кислорода валентность всегда 2, у фтора – всегда 1!
3. Определить число атомов каждого элемента (нижние индексы).
Для этого находим наименьшее общее кратное значений валентностей и делим его на каждое из них.
Для справки
Наименьшее общее кратное двух целых чисел m и n есть наименьшее натуральное число, которое делится на m и n без остатка.
4. Назвать вещество
Название бинарного соединения состоит из двух слов.
Первое слово – название второго элемента, стоящего правее (с низшей валентностью) с добавлением суффикса -ИД. В нашем случае – сульфид. Таким образом, суффикс -ИД указывает на то, что этот элемент имеет низшую валентность “восемь минус номер группы”.
Второе слово – название первого элемента, стоящего левее (с более низкой электроотрицательностью) – в родительном падеже. В нашем случае – фосфора (кого? чего?).
Если первый элемент может иметь несколько значений валентности, то в конце названия указывается конкретное значение валентности в скобках римскими цифрами. В нашем случае фосфор может иметь валентности 3 и 5, поэтому название вещества – сульфид фосфора (V).
Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Правила работы с презентацией:
Просмотри все слайды
Запиши основные правила в тетрадь, если у тебя их нет (по причине отсутствия)
Начиная «7» слайда идёт повторение темы «Составление формул по валентности
Все примеры обязательно записываются в рабочую тетрадь
Новая тема с «10» слайда -
2 слайд
25/08/21
Составление формул бинарных соединений
Правило нахождения валентности по П.С.:
2). У элемента, стоящего в формуле первым, валентность равна номеру группы.
1). На первое место в формуле ставится элемент, у которого номер группы меньше
3). У элемента, стоящего на втором месте в формуле, валентность равна 8 ─ № группы
Бинарными называют соединения, состоящие из двух элементов -
3 слайд
25/08/21
Составление формул по валентности:
Дано: кислород и натрий
Na O
Пример:
Порядок действий:
4. Находим индексы.
I
2
2. Находим валентность химических элементов.
3. Находим наименьшее общее кратное.
II
1. Определяем по ПСХЭ какой элемент писать первым.
2:I = 2
2
2:II = 1
1 -
4 слайд
25/08/21
Составление формул по валентности:
Дано: сера и алюминий
Al S
Пример:
Порядок действий:
4. Находим индексы.
III
6
2. Находим валентность химических элементов.
3. Находим наименьшее общее кратное.
II
1. Определяем по ПСХЭ какой элемент писать первым.
6:III = 2
2
6:II = 3
3 -
5 слайд
25/08/21
Составление формул по валентности:
Дано: цинк и фтор
Zn F
Пример:
Порядок действий:
4. Находим индексы.
II
2
2. Находим валентность химических элементов.
3. Находим наименьшее общее кратное.
I
1. Определяем по ПСХЭ какой элемент писать первым.
2:II = 1
1
2:I = 2
2 -
6 слайд
25/08/21
Составление формул по валентности:
Дано: фосфор и кислород
P O
Пример:
Порядок действий:
4. Находим индексы.
V
10
2. Находим валентность химических элементов.
3. Находим наименьшее общее кратное.
II
1. Определяем по ПСХЭ какой элемент писать первым.
10:V = 2
2
10:II = 5
5 -
7 слайд
25/08/21
Составить формулы по валентности:
Азот и барий:
Ba N
II III
3
2
фтор и фосфор:
PF
V I
5
Цинк и кислород:
ZnО
II II
6
5
2 -
8 слайд
25/08/21
Составить формулы по валентности:
фосфор и кальций:
Сa Р
II III
3
2
хлор и углерод:
CCl
IV I
4
Сера и углерод:
C S
IV II
6
4
4
2 -
9 слайд
25/08/21
Закрепление:
водород и натрий:
NaH
I I
фтор и магний:
Mg F
II I
2
Кремний и бром:
Si Br
IV I
1
2
4
4 -
10 слайд
Номенклатура бинарных соединений
Слово «Номенклатура»
обозначает «название» -
11 слайд
25/08/21
Правило составления названия вещества:
2). К его латинскому названию добавляют суффикс «ид»
1). Называют вещество по второму элементу
3). Затем добавляют русское название первого элемента
Этот значок, напоминает, что конспект необходимо записать в тетрадь -
12 слайд
25/08/21
S – сульфид
O – оксид
F – фторид
Cl – хлорид
I – иодид
Br – бромид
P – фосфид
N – нитрид
C – карбид
Si – силицид
H – гидридОбязательно списать таблицу в тетрадь!!!
-
13 слайд
Как эти правила работают:
Назвать вещество Li3N
Второй элемент в формуле по таблице (смотри предыдущий слайд)
Называется: «нитрид»
Первый элемент в формуле называем по-русски: «литий», в нужном падеже
Итак, вещество …. называется
Li3N – нитрид лития -
14 слайд
Как эти правила работают:
Назвать вещество BaS
Второй элемент в формуле по таблице (смотри таблицу)
Называется: «cульфид»
Первый элемент в формуле называем по-русски: «барий», в нужном падеже
Итак, вещество …. называется
BaS – сульфид бария -
15 слайд
Как эти правила работают:
Назвать вещество Na3P
Второй элемент в формуле по таблице (смотри таблицу)
Называется: «фосфид»
Первый элемент в формуле называем по-русски: «натрий», в нужном падеже
Итак, вещество …. называется
Na3P – фосфид натрия -
16 слайд
Как эти правила работают:
Назвать вещество Al4C3
Второй элемент в формуле по таблице (смотри таблицу)
Называется: «карбид»
Первый элемент в формуле называем по-русски: «алюминий», в нужном падеже
Итак, вещество …. называется
Al4C3 – карбид алюминия -
17 слайд
Назовите следующие вещества
MgO
ZnCl2
Al2S3
Li3P
Ag2O
H4C
Na4SiЗакрепление!
Опрос по новой теме будет проводиться по видеозвонку, начиная с понедельника
До встречи!
Тема урока. Составление химических
формул бинарных соединений по степени окисления
химических элементов.
Место данного урока в теме: второй
урок в данной теме.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить у учащихся понятие степени окисления,
бинарные соединения, химическая формула; - научить правильно составлять химические
формулы бинарных соединений по степени
окисления химических элементов. (Через
письменные задания в тетради)
- закрепить у учащихся понятие степени окисления,
- Развивающие:
- научить приемам сравнения и обобщения
изучаемых понятий (при работе со слайдами); - отработать умения и навыки в определении
степени окисления по химическим формулам; - продолжить развитие навыков самостоятельной
работы (через работу с учебником); - умения работать в парах (при проверке домашнего
задания) ; - способствовать развитию логического мышления
(через вопросы заставляющие логически
мыслить)
- научить приемам сравнения и обобщения
- Воспитательные:
- формировать чувство толерантности (терпимости
и уважения к чужому мнению), взаимопомощи. (При
работе в парах) - осуществлять эстетическое воспитание (через
оформление доски и тетрадей, при применении
презентации) - развивать уважение к мыслителям прошлого
(при помощи высказываний великих людей).
- формировать чувство толерантности (терпимости
Практическая направленность: умение
составлять формулы веществ при решении
практических задач
Оценочная деятельность: бланки для
выставления баллов, суммарная оценка всего урока
Планируемый результат: умение
составлять формулы бинарных соединений.
Технические средства обучения:
- ПК, проектор, экран
- Периодическая система Д.И. Менделеева
- Презентация (авторская разработка)
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Учебник. Химия
8 класс. - И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Сборник для
самостоятельных работ».
Раздаточный материал:
- Сводная таблица для выставления оценки
- Игра «Крестики-нолики»
- Таблица для рефлексии
- Алгоритм для составления формул бинарного
соединения.
Тип урока: комбинированный
Методы и технологии:
- Словесно-наглядно-практический метод
- «Урок – упражнение»
- Использование информационных технологий
- Практический метод
- Коммуникативный метод
- Игровой метод
Этапы урока:
- Организационный момент. (Приветствие,
готовность, мотивация) - Проверка домашнего задания
- Практическая значимость.(Видео фрагмент)
- Постановка темы урока и ее целей. Активизация
мыслительных действий.(через высказывания
великий людей). - Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой
момент) - Постановка проблемы. (Логические задачи)
- Обобщение. Выведение алгоритма составления
формулы бинарного соединения. (Раздаточный
материал) - Закрепление.
- Итоговое обобщение.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический
материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке
присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.
Оценивание за сегодняшний урок произойдет
в самом конце, в течение всего урока вы будете
зарабатывать баллы и заносить их в таблицу,
которая у каждого на столе. На доске перевод
баллов в оценку. Т.е., чтобы получить «5» вы должны
быть активны и набрать 14-16 баллов. «4» – 11-13 баллов,
«3» – 8-10 баллов. А оценки «2» я уверена, у нас не
будет.
Итак, оцените свою готовность к уроку в
пятибалльной системе.
Фамилия, имя | Баллы |
Готовность к уроку | |
Погружение в тему урока | |
Итоговый результат |
2. Проверка домашнего задания
- Работа в парах. У каждого набор из 5карточек.
(приготовленных дома по 20 параграфу). По
очереди задают вопросы друг другу. Если ответ
правильный, то карточка отдается тому, кто
отвечал, если не правильный, то карточка остается
у того, кто задал вопрос.
По количеству приобретенных карточек
выставляется балл в сводную таблицу урока.
- Фронтальная проверка письменного домашнего
задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В
таблицу баллы. - Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1,
слайд 2.)
За правильный ответ балл в сводную ведомость.
3. Практическая значимость. Видеофильм
4. Сегодня на уроке мы научимся составлять
химические формулы бинарных соединений по
степени окисления химических элементов. (Презентация, слайд 3)
За каждый правильный ответ ставим баллы в
колонку «Дополнительные баллы по новой теме»
5. А теперь в таблице готовности
оцените на сколько баллов вы готовы к восприятию
новых знаний.
- Что такое бинарные соединения?
- Игра «Крестики-нолики». Найдите бинарные
соединения.
Cl2 O7 | K2 O | KCl |
H2 O2 | KClO | KClO3 |
KOH | HCl | HClO3 |
H2 O2 | SO2 | H2 S2 O3 |
H2 SO4 | H2 S | H2 SO3 |
H2 O | SO3 | H2 CO3 |
Fe(OH)3 | HNO3 | KCl |
NF3 | KOH | N2 O3 |
KF | KNO3 | Na2 O |
- Что такое степень окисления?
- Какие значения может принимать степень
окисления? - От чего это зависит? (Презентация,
слайд 4) - Какая бывает степень окисления?
Вот теперь я вижу, что вы готовы к восприятию
новых знаний.
- Активизация мыслительных действий (Презентация,
слайд 5)
«Если действовать не будешь, ни к чему ума
палата ». Шота Руставели
«Свои способности человек может узнать, только
попытавшись приложить их». Сенека Младший
Так давайте и мы с вами попробуем приложить
свои способности.
6. Постановка проблемно-логического
задания.
Посмотрите на образец правильно составленных
формул. Попробуйте найти закономерность и по
образцу самостоятельно составить формулу. (Презентация, слайд 7)
- Сделайте вывод:
1 способ:
- Найти наименьшее общее кратное для степеней
окисления. - Разделить наименьшее кратное на значение
степени окисления и получить индексы - Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу
справа после символа соответствующего элемента. - Определить суммарное значение степеней
окисления атомов в соединении. Оно должно быть
равно нулю.
2 способ:
- Индекс элемента соответствует численному
значению степени окисления соседнего атома.
Закрепление:
1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?
А. На первом месте пишется элемент с меньшей
электроотрицательностью.
Б. У элемента стоящего на первом месте
положительная степень окисления, на втором
отрицательная
2. Кто помнит как найти минимальную степень
окисления? ( № группы-8)
3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P+5O;
K S
Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 8)
- Сделайте вывод:
- Если степени окисления одинаковы, то индексы не
ставятся.
Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 9)
- Сделайте вывод:
- Если степени окисления четные числа, то сначала
их надо сократить. - Итак, давайте обобщим. Какие действия
необходимо выполнить, чтобы составить формулу
бинарного соединения?
А сейчас вы получите алгоритм как составлять
формулу бинарного соединения, который вклейте в
тетрадь. Раздать раздаточный материал
«Алгоритм составления формулы бинарного
соединения»
8. Закрепление
Тетрадь для самостоятельных работ стр. 36-37
Вариант 20, 21, 22 №2.
9. Итоговое обобщение
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Что необходимо знать, чтобы составить формулу
бинарного соединения?
Алгоритм:
Алгоритм составления формулы
бинарного соединения.
Способ 1
- На первом месте пишется элемент с меньшей
электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И.
Менделеева). - Элемент написанный на первом месте имеет
положительный заряд, а на втором отрицательный. - Указать для каждого элемента степень окисления.
- Найти наименьшее общее кратное для значений
степеней окисления. - Разделить наименьшее общее кратное на значение
степени окисления и полученные индексы
приписать внизу справа после символа
соответствующего элемента. - Проверка. Суммарное значение степеней
окисления равно 0.
Способ 2
См. п. 1, 2, 3 первого способа.
- Если степени окисления четное-нечетное,
то они ставятся рядом с символом справа внизу
крест-накрест без знака «+» и «–». - Если степени окисления имеют четные
значения, то их сначала надо сократить, и
поставить крест-накрест. - Оценки за урок.
- Домашнее задание. Параграф 21, №1, 2
- Рефлексия. В таблицу готовности поставьте на
сколько баллов Вы поняли новый материал. - Оценки за урок.
- Домашнее задание: параграф 21, упр.1, 2, 3
Сводная ведомость урока.
Фамилия | Домашние карточки | Блиц опрос | Проверка дз | Дополнительные баллы по новой теме |
Закрепление | Общий балл | Оценка |
Анализ урока
I. Введение в урок | ||||
1 | Создание психологического настроя | 0 | 1 | 2 |
2 | Постановка целей | 0 | 1 | 2 |
3 | Формирование мотивов учения | 0 | 1 | 2 |
II. Оснащенность урока | ||||
1 | Доска, дидактический материал, ТСО, раздаточный материал |
0 | 1 | 2 |
2 | Целесообразность использования средств наглядности |
0 | 1 | 2 |
III. Содержание урока, формы реализации |
||||
1 | Соответствие методической структуры урока целям |
0 | 1 | 2 |
2 | Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала |
0 | 1 | 2 |
3 | Дифференциация заданий | 0 | 1 | 2 |
4 | Научность содержания | 0 | 1 | 2 |
5 | Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи |
0 | 1 | 2 |
6 | Нравственная и мировоззренческая направленность урока |
0 | 1 | 2 |
7 | Эстетическое воздействие урока | 0 | 1 | 2 |
8 | Использование эффективных методов обучения, их вариативность |
0 | 1 | 2 |
9 | Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроля |
0 | 1 | 2 |
10 | Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм |
0 | 1 | 2 |
11 | Наличие практической деятельности учащихся | 0 | 1 | 2 |
12 | Работа по развитию речи учащихся | 0 | 1 | 2 |
13 | Привитие навыков самообразовательной деятельности: составление алгоритма |
0 | 1 | 2 |
IV. Психологически аспекты урока | ||||
1 | Смена видов деятельности на уроке | 0 | 1 | 2 |
2 | Учет времени активного внимания | 0 | 1 | 2 |
3 | Учет объема оперативной памяти на слух и при письме |
0 | 1 | 2 |
4 | Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной) |
0 | 1 | 2 |
V. Оценка деятельности учащихся | ||||
1 | Степень активности учащихся | 0 | 1 | 2 |
2 | Организованность и дисциплина | 0 | 1 | 2 |
3 | Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументировано доказывать |
0 | 1 | 2 |
4 | Умение работать у доски, в парах | 0 | 1 | 2 |
5 | Навыки самостоятельной деятельности | 0 | 1 | 2 |
VI. Охрана труда на уроке | ||||
1 | Готовность помещения | 0 | 1 | 2 |
2 | Наблюдение за посадкой учащихся | 0 | 1 | 2 |
VII. Взаимодействие ученика и учителя | ||||
1 | Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность) |
0 | 1 | 2 |
2 | Наличие обратной связи с учащимися | 0 | 1 | 2 |
3 | Наличие индивидуальной работы с учащимися | 0 | 1 | 2 |
4 | Организация коллективной деятельности | 0 | 1 | 2 |
5 | Обеспечение доброжелательного психологического климата |
0 | 1 | 2 |
VIII. Итоги урока | ||||
1 | Выполнение намеченного плана, степень достижения цели |
0 | 1 | 2 |
2 | Домашнее задание: объем, посильность, вариантность |
0 | 1 | 2 |
3 | Использование воспитательных возможностей оценки |
0 | 1 | 2 |
4 | Эффект последействия | 0 | 1 | 2 |
5. | Рефлексия | 0 | 1 | 2 |
Сумма баллов: ________________________
Процент от максимального:______________
Оценка урока__________________________
Урок “Составление формул бинарных соединений по степени окисления”. 8-й класс
Разделы: Химия
Класс: 8
Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов.
Место данного урока в теме: второй урок в данной теме.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула;
- научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов. (Через письменные задания в тетради)
- Развивающие:
- научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий (при работе со слайдами);
- отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы (через работу с учебником);
- умения работать в парах (при проверке домашнего задания) ;
- способствовать развитию логического мышления (через вопросы заставляющие логически мыслить)
- Воспитательные:
- формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи. (При работе в парах)
- осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)
- развивать уважение к мыслителям прошлого (при помощи высказываний великих людей).
Практическая направленность: умение составлять формулы веществ при решении практических задач
Оценочная деятельность: бланки для выставления баллов, суммарная оценка всего урока
Планируемый результат: умение составлять формулы бинарных соединений.
Технические средства обучения:
- ПК, проектор, экран
- Периодическая система Д.И. Менделеева
- Презентация (авторская разработка)
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Учебник. Химия 8 класс.
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Сборник для самостоятельных работ».
Раздаточный материал:
- Сводная таблица для выставления оценки
- Игра «Крестики-нолики»
- Таблица для рефлексии
- Алгоритм для составления формул бинарного соединения.
Тип урока: комбинированный
Методы и технологии:
- Словесно-наглядно-практический метод
- «Урок – упражнение»
- Использование информационных технологий
- Практический метод
- Коммуникативный метод
- Игровой метод
Этапы урока:
- Организационный момент. (Приветствие, готовность, мотивация)
- Проверка домашнего задания
- Практическая значимость.(Видео фрагмент)
- Постановка темы урока и ее целей. Активизация мыслительных действий.(через высказывания великий людей).
- Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой момент)
- Постановка проблемы. (Логические задачи)
- Обобщение. Выведение алгоритма составления формулы бинарного соединения. (Раздаточный материал)
- Закрепление.
- Итоговое обобщение.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
1. Организационный момент (1 мин.)
(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их. Оценивание за сегодняшний урок произойдет в самом конце, в течение всего урока вы будете зарабатывать баллы и заносить их в таблицу, которая у каждого на столе. На доске перевод баллов в оценку. Т.е., чтобы получить «5» вы должны быть активны и набрать 14-16 баллов. «4» – 11-13 баллов, «3» – 8-10 баллов. А оценки «2» я уверена, у нас не будет.
Итак, оцените свою готовность к уроку в пятибалльной системе.
Фамилия, имя | Баллы |
Готовность к уроку | |
Погружение в тему урока | |
Итоговый результат |
2. Проверка домашнего задания
- Работа в парах. У каждого набор из 5карточек. (приготовленных дома по 20 параграфу). По очереди задают вопросы друг другу. Если ответ правильный, то карточка отдается тому, кто отвечал, если не правильный, то карточка остается у того, кто задал вопрос.
По количеству приобретенных карточек выставляется балл в сводную таблицу урока.
- Фронтальная проверка письменного домашнего задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В таблицу баллы.
- Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1, слайд 2.)
За правильный ответ балл в сводную ведомость.
3. Практическая значимость. Видеофильм
4. Сегодня на уроке мы научимся составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов. (Презентация, слайд 3)
За каждый правильный ответ ставим баллы в колонку «Дополнительные баллы по новой теме»
5. А теперь в таблице готовности оцените на сколько баллов вы готовы к восприятию новых знаний.
- Что такое бинарные соединения?
- Игра «Крестики-нолики». Найдите бинарные соединения.
Cl2 O7 | K2 O | KCl |
H2 O2 | KClO | KClO3 |
KOH | HCl | HClO3 |
H2 O2 | SO2 | H2 S2 O3 |
H2 SO4 | H2 S | H2 SO3 |
H2 O | SO3 | H2 CO3 |
Fe(OH)3 | HNO3 | KCl |
NF3 | KOH | N2 O3 |
KF | KNO3 | Na2 O |
- Что такое степень окисления?
- Какие значения может принимать степень окисления?
- От чего это зависит? (Презентация, слайд 4)
- Какая бывает степень окисления?
Вот теперь я вижу, что вы готовы к восприятию новых знаний.
- Активизация мыслительных действий (Презентация, слайд 5)
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата ». Шота Руставели
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Сенека Младший
Так давайте и мы с вами попробуем приложить свои способности.
6. Постановка проблемно-логического задания.
Посмотрите на образец правильно составленных формул. Попробуйте найти закономерность и по образцу самостоятельно составить формулу. (Презентация, слайд 7)
- Сделайте вывод:
1 способ:
- Найти наименьшее общее кратное для степеней окисления.
- Разделить наименьшее кратное на значение степени окисления и получить индексы
- Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
- Определить суммарное значение степеней окисления атомов в соединении. Оно должно быть равно нулю.
2 способ:
- Индекс элемента соответствует численному значению степени окисления соседнего атома.
1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?
А. На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью.
Б. У элемента стоящего на первом месте положительная степень окисления, на втором отрицательная
2. Кто помнит как найти минимальную степень окисления? ( № группы-8)
3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P +5 O; K S
Посмотрите на следующий пример, выполните такое же задание. (Презентация, слайд 8)
- Сделайте вывод:
- Если степени окисления одинаковы, то индексы не ставятся.
Посмотрите на следующий пример, выполните такое же задание. (Презентация, слайд 9)
- Сделайте вывод:
- Если степени окисления четные числа, то сначала их надо сократить.
- Итак, давайте обобщим. Какие действия необходимо выполнить, чтобы составить формулу бинарного соединения?
А сейчас вы получите алгоритм как составлять формулу бинарного соединения, который вклейте в тетрадь. Раздать раздаточный материал «Алгоритм составления формулы бинарного соединения»
8. Закрепление
Тетрадь для самостоятельных работ стр. 36-37 Вариант 20, 21, 22 №2.
9. Итоговое обобщение
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Что необходимо знать, чтобы составить формулу бинарного соединения?
Алгоритм:
Алгоритм составления формулы бинарного соединения.
Способ 1
- На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И. Менделеева).
- Элемент написанный на первом месте имеет положительный заряд, а на втором отрицательный.
- Указать для каждого элемента степень окисления.
- Найти наименьшее общее кратное для значений степеней окисления.
- Разделить наименьшее общее кратное на значение степени окисления и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
- Проверка. Суммарное значение степеней окисления равно 0.
Способ 2
См. п. 1, 2, 3 первого способа.
- Если степени окисления четное-нечетное, то они ставятся рядом с символом справа внизу крест-накрест без знака «+» и «–».
- Если степени окисления имеют четные значения, то их сначала надо сократить, и поставить крест-накрест.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание. Параграф 21, №1, 2
- Рефлексия. В таблицу готовности поставьте на сколько баллов Вы поняли новый материал.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание: параграф 21, упр.1, 2, 3
Составление формул бинарных соединений
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
В разработке содержится алгоритм действий при составления формул бинарных соединений, примеры составления формул оксида бора и фторида хрома (III), а также задание для самостоятельного закрепления учащимися данной темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_formul_binarnih_soedinenii.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление формул бинарных соединений
Формула бинарного соединения
На первом месте в формуле бинарного соединения элемент с положительной степенью окисления.
На втором месте в формуле бинарного соединения элемент с отрицательной степенью окисления.
Отрицательная степень окисления определяется по формуле – (8 – № группы)
Алгоритм составления формулы бинарного соединения.
1. Написать символы элементов
2. Определить степени окисления элементов
( у первого элемента- по номеру группы, у второго элемента –(8-№группы ))
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений степеней окисления
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие степени элементов
6 : 3 = 2, 6 : 2 = 3;
В : О = 2 : 3
5. Записать индексы при символах элементов
6. Формула соединения (оксида бора )
Алгоритм составления формулы бинарного соединения.
ФТОРИДА ХРОМА (III)
1. Написать символы элементов
2. Определить степени окисления элементов
( у первого элемента- число из скобок в названии , у второго элемента – (8-№группы ))
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений степеней окисления
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие степени элементов
3 : 3 = 1, 3 : 1 = 3;
Cr :F = 1 : 3
5. Записать индексы при символах элементов. ( Индекс 1 не записываем)
6. Формула соединения (оксида бора )
Составьте формулы бинарных соединений .
Фторид кремния (IV)
Оксид азота (III)
Сульфид железа (II)
Бромид фосфора (V)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии на тему:«Составление формул бинарных соединений» для 8х классов!
Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности. В материале присутствуют все этапы урока от организационной части до заключения и.
Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления атомов
Презентация к уроку по теме: “Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления атомов” разработана для учащихся 8 класса. Цели данного урока: обучить составлять химические формул.
урок “Степень окисления. составление формул бинарных соединений” 8 класс
составление формул по степени окисления, название бинарных соединений.
Видеоурок в 8 классе на тему “Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности”.
Валентность атомов химических элементов. Номенклатура бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений.
Валентность атомов химических элементов.Номенклатура бинарных соединений.Составление формул бинарных соединений.
Названия бинарных соединений. Алгоритм составления формулы бинарного соединения. (8 класс)
Названия бинарных соединений. Алгоритм составления формулы бинарного соединения. (8 класс).
Урок по химии “Составление формул бинарных соединений”.
Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу – получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос.
Методическая разработка по химии “Алгоритм составления названий и формул бинарных соединений”
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ АЛГОРИТМ БИНАР.docx
«Алгоритм составления названий и формул бинарных соединений»
При изучении химии в 8 классе учащиеся сталкиваются с затруднениями в названии химических веществ и составления формул химических соединений . Для лучшего усвоения данного материала им помогут «Алгоритмы» – краткая запись последовательности действий. В данной разработке также указаны латинские названия некоторых химических элементов, для лучшего понимания при составлении названий бинарных соединений
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ НАЗВАНИЙ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ .
Бинарные соединения – сложные химические вещества, состоящие из двух химических элементов. При составлении названия бинарного соединения следует соблюдать следующую последовательность:
Называется химический элемент (корень латинского названия), который записан вторым в химической формуле.
Добавляется суффикс –ид.
Называется химический элемент, который записан первым в формуле бинарного соединения, в родительном падеже на русском языке.
Если у первого хим. элемента в бинарном соединении переменная валентность, указывается валентность в скобках.
Латинские названия некоторых хим. элементов:
Азот Nitr ogenium
Водород Hydr ogtnium
Кислород Ox ygenium
Кремний Silic iurf
Углерод Carb oneum
Фосфор Phosph orus
В латинских названиях выделен корень слова, который составляет основу первой части названия бинарного соединения. К нему добавляется суффикс –ид.
О кислород Ox ygenium О кислород Ox ygenium
Na натрий Al алюминий
S c ера Sulf ur Cl Хлор Clor um
СУЛЬФИД СЕРЫ ХЛОРИД АЛЮМИНИЯ
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ.
При составлении формул бинарных соединений соблюдается следующая последовательность действий:
Записываются символы хим. элементов. Первым записывается хим. элемент, который в названии указан в конце. Затем записывается хим. элемент, который в названии бинарного соединения стоит первым.
Проставляются над символами валентности каждого хим. элемента.
Находится Наименьшее Общее Кратное (НОК).
НОК делится на валентность каждого хим. элемента.
Записываются индексы к знакам хим. элементов. Единица в химических формулах не записывается.
10 : V = 2 , 10 : II = 5
2 : II = 1 , 2 : I = 2
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 925 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Курс добавлен 23.11.2021
- Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционные курсы для педагогов
«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 578 625 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Другие материалы
- 14.04.2016
- 842
- 1
- 14.04.2016
- 1214
- 0
- 14.04.2016
- 500
- 0
- 14.04.2016
- 2153
- 1
- 14.04.2016
- 434
- 0
- 14.04.2016
- 432
- 0
- 14.04.2016
- 2219
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 14.04.2016 3837
- RAR 17.1 кбайт
- 12 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Вьюнова Лариса Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 5 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 24195
- Всего материалов: 13
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Приемная кампания в вузах начнется 20 июня
Время чтения: 1 минута
В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов
Время чтения: 1 минута
Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга
Время чтения: 1 минута
Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
[spoiler title=”источники:”]
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2017/11/06/sostavlenie-formul-binarnyh-soedineniy
http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-himii-algoritm-sostavleniya-nazvaniy-i-formul-binarnih-soedineniy-1031340.html
[/spoiler]