ПОИСК В СЛОВАРЯХ:
Морфемный разбор слова «стоит»
стоит
сто | — корень |
ит | — окончание |
сто | — основа слова |
Разбор по составу слова: «стоит» — форма глагола «стоить» [3 л., ед.ч., действ. залог, наст. вр., изъявит. накл.] —
стоит
|
||||||
Морфемно-орфографический словарь сайта udarenieru.ru, 2014-2023. |
---|
См. тж.: стоить, стоив, стоивши, стоил, стоила, стоили, стоило, стоим, стоите, стоишь, стой, стойте, стою, стоя, стоят.
Стоит — разбор слова по составу (морфемный разбор)
стои́т
сто – корень,
ит – окончание,
сто – основа
Оцените разбор: 👍 53 👎 1
Смотрите также фонетический разбор «стоит» (буквы, звуки, ударение).
Морфемный разбор — это то же самое, что и разбор слова по составу — выделение частей, из которых состоит слово. Является разбором под цифрой 2.
С тем же началом: стоите, стоить
С таким же окончанием: обстоит, предстоит, противостоит, удостоит, постоит, простоит
Случайные слова
шпаклевание
нетто–вес
Искали другие
подошел – разбор слова по составу
морфемный разбор слова темный
Морфемный разбор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я.
Предложить свой разбор
Наверх ↑
Разбор слова по составу | Словарь синонимов | Словарь ассоциаций | Фонетический разбор слова онлайн | Антонимы | Толковый словарь | Составить слово из заданных букв
Поделиться
- Поиск занял 0.008 сек. Вспомните, как часто вы ищете разбор слова по составу, приставку, корень, суффикс слова? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать морфемные, фонетические разборы с помощью нашей мощной системы поиска, а также синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Пишите, мы рады комментариям
Содержание
- Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
- Как найти окончание слова
- Помните про [j]
- Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
- Что такое нулевое окончание
- У каких слов нет окончания
- Окончания в русском языке
- Грамматические признаки окончания
- Как определить окончание в слове?
- Нулевое окончание
- Слова, не имеющие окончаний
- Вывод
- Видеоурок
- Русский язык. 3 класс
- Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
- Окончание
- Основа
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Постфикс
- Самая важная рекомендация
- Полезные материалы по теме
- Заключение
- Как разбирать слова по составу
- Как научить ребенка разбирать слова по составу?
- Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Окончание
- Основа слова
- Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
- Проверь свои знания
- Тест «Состав слова»
- Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
- Схема морфемного разбора слова
- Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
- покупка
- пришкольный
- расцветают
- Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
- Самые распространённые приставки русского языка:
- Самые распространённые с уффиксы имен существительных
- Суффиксы прилагательных
- Суффиксы глаголов
- Пятое — обязательная тренировка.
- Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
- Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
- Тропа — …………………………………………………………………………
- Тепло — …………………………………………………………………………
- качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
- Сырой — ………………………………………………………………………….
- Стекло — …………………………………………………………………………
- Стена — …………………………………………………………………………..
- Заходите также в Книжную лавкуза полезными книгами!
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это изменяемая часть слова.
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
Источник
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
3. наречия
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
5. деепричастия
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
Видеоурок
Источник
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Источник
Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.
Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).
Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.
Окончание
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основа
Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.
Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.
Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
Приставка
Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».
Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».
Суффикс
Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.
Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».
«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.
«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».
Постфикс
Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:
Самая важная рекомендация
Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.
И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Заключение
Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.
Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.
Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.
Источник
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
пришкольный
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Суффиксы прилагательных
Суффиксы глаголов
Полезно помнить:
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Источник
Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся вычленить морфему путем изменения формы и подбора родственных слов.
Меняем форму: стоит – стоял – будет стоять. Подбираем однокоренные слова: стоит – постоянство– выстоит – стойкий.
При первом и втором опыте во всех формах и однокоренных словах неизменной остается одна часть – «сто». Это то, что мы искали – морфема, выражающая лексическое значение.
Значит, корень в слове стоит – «сто».
- Основа – та же;
- окончание – «-ит»;
- приставок нет;
- суффиксов тоже нет.
Наверное, непривычно видеть корень, который оканчивается на гласную – «о».
Но на самом деле, морфема заканчивается на [й’] – «стой», но буква «й» в ней не пишется, а только произносится, и показать звук можно в транскрипции (звукописи) – [стой’ит].
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
«Ся» – это не окончание!
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
- Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
- Междометия (ах, ой, блин, ура).
- Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык). (вверх, громко, сразу, утром, весной). (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая). (холодно, тепло, одиноко, страшно).
- Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
Окончания в русском языке
Title: Что такое окончания в русском языке?
Description: Окончания, флексии, имеются у изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения и служат для связи слов в словосочетании и предложении.
- Грамматические признаки окончания
- Как определить окончание в слове?
- Нулевое окончание
- Слова, не имеющие окончаний
- Вывод
- Видеоурок
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Окончание
Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником —
Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.
Например:
Катя читала книгу с красивыми картинками.
Крисивые картинки у Кати в книге.
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).
При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книга И. п. — книги Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.
В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).
Пример:стол — столы, кровать — кровати.
Нулевое окончание в словах следует отличать от слов, совсем не имеющих окончания — сокол — тихо. Слова, не имеющие окончаний, называют неизменяемыми.
Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.
В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
- дорога;
- длинная;
- твоя;
- первый;
- приписываю;
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
- хороший (м. р.), хорошая (ж. р.), хорошее (ср. р.), хорошие (мн. ч.);
- дерево (и. п.), мимо дерева (р. п.), к дереву (д. п.) и т. д.;
- двадцатый (им. п. ед.ч.), двадцатого (р. п. ед. ч.), о двадцатом (п. п. ед. ч.);
- твой — твоего, твоему, твоим, о твоём;
- прыгаю (1 лицо ед. ч.), прыгаешь (2 лицо ед. ч.), прыгаете (2 л. мн. ч.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
- красный флаг;
- красная полоска;
- красное зарево;
- красные огоньки.
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.Окончания — это словоизменительные морфемы, находящиеся после корня или суффикса, выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
- р. п. нет (чего?) красоты;
- д. п. стремлюсь (к чему?) к красоте;
- в. п. вижу (что?) красоту и т. п.
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
- счет -фактура — чего? счёта — фактуры, чему? счёту-фактуре, о чём? о счёте-фактуре;
- триста — трёхсот , трёмстам, тремястами, о трёхстах.
Как выделить окончание?
Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова: именные части речи – просклонять, глагол – проспрягать. Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
- мальчик ;
- речь ;
- мой ;
- тёмен ;
- окружён .
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
- лицо (кого?) мальчика;
- иду (к кому?) к мальчику;
- наши мальчики.
В падежных формах нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.Смотрите ещё примеры слов с нулевым окончанием.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
- пальто — корень;
- драже — корень;
- алиби — корень;
- такси — корень;
2. несклоняемые прилагательные
- рукава реглан;
- цвет хаки;
- час пик;
- юбка макси;
3. наречия
- когда — корень;
- ответить быстро — корень/суффикс;
- бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
- одеться по—зимнему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
- книга (какова?) интереснее фильма (интереснее — корень/суффикс/суффикс);
- мёд (каков?) слаще сахара (слаще — корень/суффикс);
- сделать громче — корень/суффикс;
- выглядеть веселее — корень/суффикс;
5. деепричастия
- убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс;
- прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс.
Таблица окончаний падежей
Падеж | На какой вопроса отвечает? | Изменение окончания |
Именительный | Кто? Что? | Степлер_/ Трава |
Родительный | Кого? Чего? | Степлера/ Травы |
Дательный | Кому? Чему? | Степлеру/ Траве |
Винительный | Кого? Что? | Степлер_/ Траву |
Творительный | Кем? Чем? | Степлером/ Травой |
Предложный | О ком? О чем? | О степлере/ О траве |
Расположение окончания внутри слова
Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.
Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.
Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.
Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.
Двойное окончание в слове
Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.
И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.
Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!
Два окончания в слове.
В сложных словах возможно выделение двух окончаний:
- у существительных: кресл(о)-кровать() — кресл(а)-кроват(и);
- у числительных: пять()десят() — пят(и)десят(и).
Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о-лет(), красн-о-кож(ий).
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи исследуемого слова;
- выясним, изменяется слово или нет;
- изменим слово по падежам, родам, числам или лицам;
- сравнив формы слова, выделим в нем окончание.
Видеоурок
[spoiler title=”источники:”]
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/okonchanie-chto-eto-takoe
https://russkii-po-tablicam.ru/okonchanija-v-russkom-jazyke/
[/spoiler]