Как учить ребенка составить предложение

Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения.

Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов.

Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения, как это делается при изучении иностранного языка в зрелом возрасте. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, иг ровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения. Тем не менее освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте. Оно продолжа ется и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения.

В работе над предложением надо учитывать, что в процессе обучения ребенок должен овладеть умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. Предло жение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это свойство подчер кивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Необ ходимо обращать внимание на распространение слов в предложении и приучать детей к различным схемам предложения.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, про граммы детского сада, контингента и возраста детей.

  1. Игра        в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные дейст вия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного дей ствия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

  1. «Составь предложение».

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

 Кабачок большой, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зеленый, а свекла…

Морковка в земле, а помидор…

  1. Добавить        слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

    Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, блестящее, красное, багровое, большое;….).

  1. Добавить        слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?».

     Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.

  1. «Составь предложение».

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

Оборудование. Окружающие предметы.

Описание игры. Педагог дает детям поочередно задания, они по действиям со ставляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».

«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».

«Маша принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу» и т.д.

Педагог следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.

  1. «Деформированный текст».

  Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло.

  По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.

  1. «А что если бы?»

Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если бы. Оборудование. Фишки.

Описание игры. Вариант 1. Педагог начинает игру с конкретных примеров:

«Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все оста лись бы голодными». Дети обычно возражают:

«А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы пере стали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» —

«Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» — «Хлеб, сыр, яблоки». — «А если пекари не будут печь хлеб?» — «Тогда бы мы поехали к бабушке», — находят выход дети. «А если бы поезда не шли?».

Вариант 2. Позднее дети сами начинают игру, например:

«Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого по окончании игры оказывается больше фишек.

  1. Кто у кого?

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей до машних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.

Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д. Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы».

*

  1. Игра        «Найди ошибку».

Логопед предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, если неправильно, то исправить ошибку.

а.        Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

б.        Цветы не поливали, потому что они засохли.

в.        Солнышко прячется, потому что ночью темно.

г.        У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

д.        Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

е.        Петя испачкался, потому что его поругала мама.

ж.        Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

з.        День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

и.        Пришла весна, потому что прилетели грачи, к. В комнате темно, потому что включили свет.

10. Игра «Придумай умные вопросы».

Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос « по чему? ». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки).                                                                           Например: «По чему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести или по тому что они сломались.)

11. Игра «Почемучкины вопросы».

  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?
  4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
  5. Почему летом жарко?

12. Игра «Закончи предложение» (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»),

Я надела теплую шубу, чтобы … …

чтобы было тепло. …

чтобы пойти гулять. … чтобы не замерзнуть.

Мы зажгли свет, чтобы … …

чтобы было светло. …

 чтобы писать буквы. …

чтобы читать книгу.

Мы полили цветы, чтобы… …

чтобы они не завяли. …

 чтобы они быстро росли. …

чтобы они были свежими.

13. Составление предложений с союзом «чтобы» по теме «Зимние забавы».

Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают пред ложения со словом чтобы. В случае затруднений логопед задает вопросы: «Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.) «Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.) «Для чего маль чик взял клюшку и шайбу? » (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.) «Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.

14. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы пред ложения.

а)        По теме «Транспорт»:

Машина, ехать, дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, корабль, волны, плывет.

Шоссе, по, автомобиль, мчится.

 Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

б)        По теме «Зима»:

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в)        По теме «Весна»:

 Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег. Капает, крыш, с, капель. Солнце, на, тают, сосульки.

  1. « Подумай и скажи».

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки.

Каковы по цвету: утоль и мел, василек и гвоздика, заяц зимой заяц летом?

Каковы на ощупь: вата и дерево, огурец и помидор? Когда идет снег и когда дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет?

  1. «Размытое письмо».        

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал. Игрушечный мишка.

Описание игры:

— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо от брата. Вот это письмо:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что… Я долго блуждал по лесу и… Выйдя на поляну, я попал… Я попал в яму, потому что… Там было так глубоко, что… Если бы у меня была лестница, то… Я так долго ревел в яме, что… Пришли охотники и… Теперь я живу в… У нас есть площадка для… На площадке для молодняка много… Мы играем с… За нами ухажива ют… Они нас любят, потому что… Скоро к нам придет дрессировщик из… Надеюсь попасть в… Как здорово уметь… Жди следующего письма из… До свидания. Топтыгин» Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.

  • 3 сентября 2009

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение – это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот, осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали…
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, …
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала…

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное – запастись терпением.

 Автор: Смирнова Маргарита Вячеславовна, логопед.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая является ведущей линией развития речи детей 3–4 лет.

Для развития артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков целесообразно использовать звукоподражание, в том числе звукам музыкальных инструментов и голосам животных. Например, ребенку дают дудочку и колокольчик, дудочка играет «ду-ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь-динь». Корова кричит: «му-у», кошечка мяукает: «мяу».

К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь.

Хорошей дикции можно добиться с помощью шуток-чистоговорок («Бы-бы-бы — идет дым из трубы») или потешек, поговорок, фраз, содержащих определенную группу звуков («У Сани сани едут сами»), поможет и произнесение слов, сходных по звучанию (мышка — мишка, мошка — мушка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, например, познакомив ребенка с картинкой «Еж и ежата», можно предложить ему четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж» («Жа-жа-жа — мы увидели ежа», «Жу-жу-жу — шишку мы дадим ежу», «Жи-жи-жи — шишки где берут ежи?», «Ша-ша-ша — мы купаем малыша», «Шу-шу-шу — дам игрушку малышу», «Ши-ши-ши — где играют малыши?»). Подобные упражнения не только помогают ребенку освоить вопросительную интонацию, но и развивают у него чувство ритма.

Акцентируя при четком произнесении слова, фразы внимание малыша на определенном звуке, легко подвести его к пониманию терминов «звук» и «слово».

Необходимо уделять внимание воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку эти элементы необходимы для дальнейшего всестороннего развития речи.

Ниже приведены некоторые игры, в которые можно играть с детьми младшего дошкольного возраста.

Чей это голос?

Цель: научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, а также соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Реквизит: фигурки мышки и мышонка, утки и утенка, лягушки и лягушонка, коровы и теленка, кошки и котенка. За неимением фигурок можно вылепить их вместе с ребенком из пластилина или использовать картинки.

Ход игры

К тебе в гости пришли зверушки, они хотят поиграть. Угадай, чей это голос:

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) Как он мяукает? (Мяу-мяу.)

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.

— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш лягушки? (Лягушонок.)

Аналогично ведется игра с остальными игрушками.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите слишком быстро.

В таких играх можно научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию (корова мычит громким низким голосом, а теленок тихим высоким; лягушка квакает громко, а лягушонок тихо и тоненько).

Подобные игры можно проводить с самыми разными животными. Например, ребенку показывают картинку в книжке.

— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: «ку-ку, ку-ку». Кто это? (Ку… — ребенку предлагают произнести слово самостоятельно.)

— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок.) Петя-Петушок кричит… (Ку-ка-ре-ку.)

— Послушай слова «куку-у-ушка», «пету-у-ух», «у-у-утка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».

Звуковое оформление определяет эмоциональность и выразительность высказывания, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию повествовательного предложения, вопроса или ответа.

Например, ребенку читают русскую народную песенку «Курочка-рябушечка», после чего предлагают ему ответить на вопросы:

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — пи-пи-пи!

Очень хороший результат дает использование чистоговорок, фраз из стихотворений, их полезно произносить с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Также можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе предметов и явлений из окружения ребенка, а также активизации употребления различных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

В процессе занятий необходимо демонстрировать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои названия. Для этого нужно научить его:

— различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?»;

— формулировать особенности каждого предмета, выделять его характерные признаки и качества («какой?»);

Встречая в играх и заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать увиденное словами. У него растет активный словарный запас, нормализуется грамматический строй речи, произношение.

— определять действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно сделать?»).

Такое обучение проводится в играх типа «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».

Поезд

Цель: помочь детям запомнить последовательность действий при перевозе кукол от одной станции к другой, побудить пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Ввести в лексикон такие новые слова, как «станция», «железная дорога», «путешествие».

Реквизит: большой игрушечный поезд, если есть — железная дорога; домики, которые будут выполнять роль станций; небольшие игрушки (медвежонок, зайчик, мышка, уточка и др.).

Ход игры

Домики расставляют недалеко друга от друга, одновременно объясняя, что это станции, на которых всегда останавливаются поезда. Во время игры желательно дать каждой из них название.

Затем детям предлагают покатать зайчика или мишку на поезде (при этом очень важно сделать так, чтобы игрушки не падали во время движения). Сначала просят одного из детей перевезти игрушку с одной станции на другую, а затем немного усложняют задачу, вводя новые элементы игры (на данном месте высадить мишку и повезти дальше только уточку).

В процессе игры детей спрашивают, видели ли они настоящие поезда, возможно, кто-то на них даже катался, понравилось ли это путешествие, куда они хотели бы съездить.

Угадай игрушку

Цель: сформировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Реквизит: 3–4 игрушки.

Ход занятия

Вначале нужно показать ребенку игрушки, называя каждую из них: «Это… (заяц, лиса, утенок)». После этого следует рассказать ему о каждой игрушке, называя ее внешние признаки: «Он серый. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». По этим признакам ребенок должен определить, какая это игрушка и правильно назвать ее. Аналогично описываются другие игрушки.

Про кого я говорю?

Цель: развитие наблюдательности, умения ориентироваться в основных признаках описываемого объекта.

Занятие проводится в группе.

Нужно описать одного из сидящих в комнате детей, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это мальчик, на нем синие штанишки и красная маечка, волосы у него светлые и кудрявые. Он любит играть с заводными машинами».

Скажи какой

Цель: научить выделять и называть признаки предмета.

Реквизит: коробка с различными игрушками, предметами или продуктами.

Ход занятия

Доставая из коробки тот или иной предмет, нужно назвать его («Это груша»). Ребенок называет признаки данного предмета («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).

Я умею одеваться

Цель: научить детей последовательно надевать и снимать вещи, аккуратно их складывать в шкафчик, пользоваться такими словами, как «снять», «надеть» и «одеть», «повесить», «поставить», «убрать на место». Игра помогает выработать аккуратность, терпение, любовь к порядку.

Реквизит: кукла, шкафчик с одеждой для нее (платье, колготки, обувь, кофта, шапка, пальто или комбинезон).

Ход игры

В данной игре участвуют 5–6 человек. Детям объясняют, что сегодня кукла Лена пойдет гулять, но для этого ей необходимо одеться. Что для этого нужно? (Дети перечисляют ту одежду, которую сами надевают на прогулку.) Затем руководитель открывает игрушечный шкафчик и показывает наряды куклы. Ребята выбирают из них те, которые необходимы в данное время года. Только потом следует попросить одеть Лену, которая еще не знает, с чего нужно начинать. Если у ребят возникают трудности с одеванием куклы из-за нарядов крохотного размера, им следует помочь словесно или действиями.

После небольшой прогулки по комнате ребята решают, что куклу пора раздевать. Здесь необходимо подсказать ребятам, что вещи нужно складывать аккуратно и на свое место.

Сделать игру более разнообразной и интересной можно, если попросить кого-нибудь из ребят разговаривать от имени куклы. Тогда остальная группа с удовольствием будет общаться с Леной и играть с ней.

Что бывает?

Цель: научить по тем или иным признакам называть соответствующие им предметы.

Реквизит: отсутствует.

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову (прилагательному) подбирают подходящие существительное. Например: зеленый — огурец, елочка, трава, забор и т. д.

Ход игры

Детям можно предложить назвать все (всех), что (кто) бывает:

— веселым или грустным;

— злым или добрым;

— тихим или громким;

— шершавым или гладким;

— горячим или холодным;

— пушистым или колючим;

— быстрым или медленным;

— скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.

При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком и взрослым одинаково.

Эта игра позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых различных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи и наблюдательности.

Назови предмет

Цель: ознакомить детей с назначением таких предметов, как игла, утюг, зубная и одежная щетки, нож и др. Научить составлять уменьшительно-ласкательные существительные по аналогии (щетка — щеточка, нитка — ниточка), а также правильно и четко произносить слова.

Реквизит: 2–3 большие пуговицы, нитки, детская зубная щетка, щетка для чистки одежды, картинки с изображением таких предметов, как игла, утюг, нож, ножницы, большая коробка.

Ход занятия

Собирают всех детей вместе и открывают коробку, в которой находятся разнообразные предметы и картинки. Затем просят ребят назвать то, что они увидели. Разложив все вещи на ровной поверхности, можно попросить определить, для чего они нужны.

Подводя итог сказанному детьми, обращают внимание малышей на то, что у каждого предмета есть свое назначение. Следует заметить, что бывают предметы, которые очень похожи, только имеют разный размер (щетка и щеточка), и предметы, которые сильно отличаются, несмотря на то что называются по-разному (ключ от двери и ключ — небольшой ручей), а иногда по одному названию можно определить размер (стул — стульчик, кукла — куколка и др.). После этого воспитатель может попросить ребят назвать слова по аналогии, например «нож» и «ножичек», «игла» и «иголочка», «утюг» и «утюжок» и т. д. Таким образом, дети в данной игре не только закрепляют имеющиеся знания, но и получают новые.

Узнавание

Цель: научить узнавать предмет, объект по группе определений (прилагательных) или по группе слов-действий (глаголов).

Реквизит: отсутствует.

Ход занятия

Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например:

— зеленая, стройная, белоствольная — береза;

— сверкает, землю согревает, тьму разгоняет — солнце.

Исправь ошибку

Цель: научить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.

Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы «Игрушки». Затем переходите к более сложным упражнениям.

Реквизит: бумага и цветные карандаши или набор заранее приготовленных картинок.

Ход занятия

Нужно нарисовать или показать картинку и предложить ребенку найти несоответствия:

— фиолетовый цыпленок клюет конфету;

— медвежонок с ушами зайца;

— лиса зеленая и без хвоста и т. п.

Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Кто как разговаривает

Цель: обратить внимание детей на то, что все животные общаются между собой по-разному; систематизировать уже имеющиеся знания ребят; учить воспринимать окружающую обстановку с помощью слуха.

Реквизит: рисунки или крупные фотографии различных животных — таких, как кошка, собака, медведь, корова, лягушка, утка, петух, ворона, мышь, — и магнитофонные записи голосов различных животных.

Ход занятия

Детей рассаживают по кругу, в центр которого кладут рисунки или фотографии картинкой вниз. Затем говорят ребятам, что сегодня все животные забыли, как они разговаривают, поэтому им нужно помочь.

Один из детей выходит в центр круга, берет картинку и показывает ее всем играющим. Ребята хором называют это животное. Потом водящий предлагает любому ребенку сказать, как оно разговаривает. Если тот называет правильно, он берет следующий рисунок.

Когда все картинки закончатся, воспитатель может предложить ребятам отгадать животное по его голосу. Для этого следует включить магнитофонные записи голосов зверей и птиц.

Что напутал Буратино?

Цель: научить находить ошибки в описании предметов и исправлять их.

Реквизит: кукла Буратино.

Ход игры

В гости к ребенку приходит Буратино. Описывая своих друзей, он делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и длинные лапы, он кричит: «мяу». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка, она боится мышей». Ребенок исправляет неточности.

Кто больше увидит и назовет

Цель: научить ребенка выделять и обозначать словами внешние признаки предмета.

Реквизит: несколько игрушек.

Ход занятия

Участники занятия рассматривают куклу, называют предметы ее одежды и говорят о внешнем виде (глазах, волосах). После этого берут игрушечного зайчика. «У него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она бело… лапая (белолапая)».

Построй домик

Цель: научить детей строить дом из кубиков; продолжить ознакомление с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник; закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом); вызвать у ребят желание играть вместе.

Реквизит: 4–5 комплектов конструктора, состоящего из деталей, разнообразных по форме (прямоугольных, квадратных, треугольных и др.) и цвету; небольшие игрушки (волк и 3 поросенка).

Ход игры

Детей делят на 3–4 группы по 5–6 человек. Каждой группе дают конструктор, необходимый для строительства домика.

Обращают внимание детей на то, что сегодня будет необычная игра, и рассказывают отрывок из сказки «Три поросенка», когда волк ломает домики, просто дунув на них трижды. Затем руководитель спрашивает: «Почему волк не сумел сломать домик старшего поросенка?». На это ребята отвечают, что он был сделан прочно, из камней.

После этого воспитатель предлагает построить такие же крепкие домики, используя конструктор. Каждое действие ребят необходимо комментировать, например: «Сначала возьмите прямоугольник красного цвета, на него ровно поставьте синий кубик», «… а крышу мы сделаем из треугольника…». При этом руководитель показывает все на примере.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети выполняли работу вместе, не ссорясь.

После окончания «строительства» следует похвалить ребят. Оценить домики можно при помощи волка и поросят, которые внимательно осматривают работы и приходят к единому решению, что все хорошо постарались и отлично справились с этим нелегким заданием.

Какая кукла?

Цель: научить называть различные признаки игрушки или любого другого знакомого ребенку объекта.

Ребенку говорят, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать, какая она хорошая и красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. «Наша Таня… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния внешних признаков (цвет, форма, величина) можно перейти к перечислению внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другим предметом.

Кто больше скажет слов о яблоке: какое оно, а какой апельсин?

Цель: научить называть признаки сходства и отличия предметов.

Реквизит: несколько пар фруктов или овощей.

Ход занятия

Сравнивают апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются? (Оба круглые и сладкие, апельсин оранжевый, а яблоко зеленое.)

Матрешки

Цель: научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький», распределять предметы по группам в зависимости от их размера; прививать любовь к комнатным растениям, а также развивать речь детей.

Реквизит: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, 1 большой домик, 3 комнатных растения разной величины и 1 небольшая игрушечная леечка.

Ход игры

Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам (большие, средние, маленькие). Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой — маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.

Можно предложить ребятам полить цветочки из леечки. При этом нужно обратить внимание на то, что большому цветку требуется больше воды, чем маленькому, поэтому поливать его нужно немного дольше.

Во время игры дети с удовольствием рассматривают и другие комнатные растения, имеющиеся в группе, рассказывают о том, какие цветы растут у них дома и как за ними ухаживать.

Сравни кукол

Не занимайтесь долго. Когда вы заметите, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дети начинают сначала произносить только звуки, затем появляются слова и предложения из одного-двух слов: «Не хочу», «хочу пить», «Хочу конфету» и так далее. Общение с малышом становится все интереснее, родители пытаются разнообразить речь крохи, расширить его словарный запас, но иногда этот процесс развития речи затягивается. Ребенок по-прежнему выражается краткими предложениями.

Почему ребенок не говорит предложениями?

Составлять слова в предложения не так просто для маленького человечка. Развитие речи включает в себя сложные правила и понимание грамматики, которые взрослые считают само собой разумеющимся. Но для крохи в 2-3 года составление предложений является реальным вызовом. Подумайте об этом на минуту. Посмотрите на любое предложение в этой статье и рассмотрите все способы, которыми могли бы быть объединены слова. Неудивительно, что изучение языка предполагает много проб и ошибок.

Начало составления предложений.

Как и в языке жестов, возраст, в котором ребенок начинает говорить предложениями, существенно отличается. Некоторые двухлетние дети употребляют предложения с глаголами и даже некоторыми прилагательными и наречиями. Другие знают какие-то слова, но еще не могут совместить два-три слова вместе. В этом возрасте сложно подбирать взаимосвязанные слова. «Пошли в магазин». «Красивое платье». «Я хочу это, оно хорошее». Какая самая длинная фраза/предложение вашего ребенка? По мере того, как ребенок растет, предложения становятся длиннее, речь развивается все больше. Чтение историй или совместный просмотр книг с картинками и обсуждение изображений улучшает языковые навыки вашего ребенка. Не удивляйтесь, когда ваш ребенок «читает» с вами, потому что он может запоминать знакомые истории. Попросите его рассказать о событиях своей жизни, помогите заполнить пробелы и сделать переходы. Сейчас важно выражать связанные идеи. Разговоры о прошлых и будущих событиях станут следующим шагом.

Как учить говорить предложениями?

Чтобы малыш употреблял в речи больше слов и связывал их в предложении, окружающие должны показать ему пример. Попробуйте в общении с малышом использовать больше прилагательных. Не просто «красивая кукла», «большая машинка», а «кукла с длинными волосами и голубыми глазами», «красная машинка», «машина с большими колесами».

Сейчас будем есть кашу -> Сейчас будем есть овсяную кашу с маслом.
Нужно вымыть руки -> пойдем помоем ручки с мылом, чтобы были чистые.
Хочешь порисовать -> Хочешь порисовать карандашами? Я дам тебе карандаши и бумагу.

То есть, с ребенком нужно говорить развернутыми предложениями, используя больше прилагательных, наречий и других частей речи. Тогда, копируя вас, малыш тоже станет использовать эти речевые формы. При этом старайтесь ребенка переспрашивать, добиваясь, чтобы он говорил предложениями:

Например, малыш тянет руку к бутылочке и произносит: «Пить»! Не давайте сразу питье, а переспросите: «Что ты хочешь пить, воду или чай?» «Ты хочешь пить из чашки или из бутылки?» и так далее. Если делать так несколько дней подряд, то в конце концов малыш попросит «Хочу воду из бутылочки».

Для вашей информации: если у вашего малыша очень ограниченный словарный запас и он не может совмещать слова к 4 годам, вы должны проконсультироваться с профессионалом.

Перейти к содержанию

Дидактическая игра «Составь предложение»

Игра «Составь предложение» для развития речи у дошкольников старшей группы

Дидактическая игра «Составь предложение» помогает детсадовцам получить навыки согласования слов в предложении, воспитывает интерес к грамотному общению. Пособия предназначены для работы педагогов и родителей с детьми старшей группы детсада в области «Речевое развитие». У ребенка совершенствуется грамматический строй речи, важный для дальнейшего успешного обучения в школе.

Цели и задачи

Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

  • расширение индивидуального словаря;
  • обучение навыку составления простых и предложных предложений;
  • формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
  • обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
  • развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
  • обогащение лексики;
  • развитие воображения.



Первый вариант игры – с кубиками

Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.

Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.

Помимо предметных, сделайте следующие кубики:

  • изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
  • обозначающий цифры от 1 до 6 в виде точек (либо обычным арабским начертанием);
  • цветовой – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
  • с геометрическими формами – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг;
  • с эмоциями в виде рожиц – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой.

Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.

Примеры заданий для дошкольников:

  1. Объект + действие. Нужен ответ на вопрос «Что делает?». Например, «папа» + «читать» = «папа читает», «лошадь» + «бежать» = «лошадь бежит». Иногда при соединении вариантов получается нелепица, тогда спросите у ребенка, может ли такое быть. Если выпадет «лягушка» + «летит», игрок должен объяснить, что такого не бывает. Спросите, что делает лягушка – прыгает. А если выпадет «лошадь» + «летит», объясните ребенку, что бывают слова с переносным значением. Про лошадь так говорят, когда она бежит очень быстро.
  2. Объект + числительное. Ответ на вопрос «Сколько?». Важно, чтобы игрок правильно произносил окончания существительных. Например, «кот» + «семь» = «семь котов», но «два кота», «один кот».
  3. Объект + геометрическая форма. Игрок отвечает на вопрос «Какой?»: «круглая тарелка», «квадратный стол», «овальное зеркало».
  4. Объект + колер. Тоже ответ на вопрос «Какой?»: «красное яблоко», «синий автомобиль», «желтая кружка». Помним про вероятность нелепиц и, как в игре «Исправь ошибку в предложении», каждый раз спрашиваем у игрока, возможно ли такое сочетание.
  5. Семья + эмоция. Игрок рассказывает, какое настроение у персонажа на выпавшем кубике: «Мама сердитая», «Сын веселый», «Дедушка печальный».

Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:

  • объект + числительное + фигура – «пять прямоугольных книг»;
  • объект + колер + фигура – «красный круглый помидор»;
  • объект + числительное + действие – «две собаки спят»;
  • объект + колер + действие – «синий автомобиль едет»;
  • семья + эмоция + действие – «удивленная бабушка сидит»;
  • объект + объект + действие – «мама и девочка читают».

Второй вариант игры – с картинками

Игра «Составь предложение из слов» делится на 4 этапа по возрастанию сложности:

  • по выбранным изображениям;
  • с неполным рядом картинок;
  • с начальной частью предложения, но отсутствием конца;
  • без вспомогательных картинок по заданной теме.

Для игры подготовьте ватман с ячейками в ряд для вставления картинок, прикрепите к стене. Вырежьте карточки соответствующего размера с изображениями для формирования предложений.

На первом этапе игры вложите картинки во все ячейки. Попросите игрока, составь предложение по картинкам. К примеру, в ячейках карточки «девочка», «санки», «ехать», «склон холма» – «девочка едет на санках с горки».

Игру можно сделать соревновательной, при правильном ответе давать участнику фишку. Победит тот, кто наберет большее количество фишек.

На втором этапе вставьте в ячейки не все карточки, затаите одну или две. Участники должны догадаться, каких картинок не хватает. К примеру, есть «мальчик» и «каша», но пропущено слово «ест». Если дети затрудняются с ответом, помогайте им направляющими вопросами.

Третий этап – вариация игры «Закончи предложение». Вставьте в ячейки карточки, изображающие начало предложения. Задача игрока – придумать конец. Каждый игрок предлагает свой вариант завершения, за правильно построенное предложение получает фишку.

На четвертом этапе игры нет картинок для помощи, дети пользуются только воображением и ранее полученными знаниями. Задайте тему или слово. Предложите составить предложение из двух, трех, четырех слов. Например, тема «Фрукты» или слово «яблоко». Игроки могут сказать: «Девочка ест яблоко» или «Дедушка срывает яблоко с дерева».

Играя с воспитанниками, педагог должен добиться от них умения формировать разные словоформы, простые и сложные предложения, корректно согласовывать слова и выделять из них вспомогательные. Ребенок должен пойти в школу, умея конструировать сюжетные, логически последовательные предложения, в том числе с однородными членами.

Добавить комментарий