Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате описан в седьмой главе поэмы Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.
Удачно завершив деловую поездку к окрестным помещикам, Чичиков в приподнятом настроении приступает к оформлению документов на совершенную покупку. Отправившись в гражданскую палату для совершения купчих крепостей – так назывались документы, подтверждающие покупку крестьян, – Чичиков прежде всего встречается с Маниловым. Так вместе, поддерживая друг друга, они и отправляются в палату.
Там Чичиков сталкивается с так хорошо, как выяснилось, знакомой ему волокитой, цель которой в том, чтобы выудить у посетителя за любую полагающуюся ему услугу некую денежную мзду, то есть взятку. После долгих расспросов Чичиков узнаёт, что делами “по крепостям” занимается некий Иван Антонович.
“Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.
Иван Антонович уже запустил один глаз назад и оглянул их искоса, но в ту же минуту погрузился еще внимательнее в писание.
– Позвольте узнать, – сказал Чичиков с поклоном, – здесь крепостной стол?
Иван Антонович как будто бы и не слыхал и углубился совершенно в бумаги, не отвечая ничего. Видно было вдруг, что это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс. Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем был черный, густой; вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, – словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом.
– Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция? – сказал Чичиков.
– Здесь, – сказал Иван Антонович, поворотил свое кувшинное рыло и приложился опять писать.
– А у меня дело вот какое: куплены мною у разных владельцев здешнего уезда крестьяне на вывод: купчая есть, остается совершить.
– А продавцы налицо?
– Некоторые здесь, а от других доверенность.
– А просьбу принесли?
– Принес и просьбу. Я бы хотел… мне нужно поторопиться… так нельзя ли, например, кончить дело сегодня!
– Да, сегодня! сегодня нельзя, – сказал Иван Антонович. – Нужно навести еще справки, нет ли еще запрещений…”
Почувствовав, что волокита усиливается, Чичиков надеется ускорить дело и избежать лишних расходов ссылкой на доброе знакомство с председателем палаты: “…Иван Григорьевич, председатель, мне большой друг…”
“- Да ведь Иван Григорьевич не один; бывают и другие, – сказал сурово Иван Антонович.
Чичиков понял закавыку, которую завернул Иван Антонович, и сказал:
– Другие тоже не будут в обиде, я сам служил, дело знаю…
– Идите к Ивану Григорьевичу, – сказал Иван Антонович голосом несколько поласковее, – пусть он даст приказ, кому следует, а за нами дело не постоит.
Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.
– Вот он вас проведет в присутствие! – сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую, как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером”.
В кабинете у председателя оказывается и Собакевич, которым Иван Григорьевич уже уведомлен о приходе Чичикова. “Председатель принял Чичикова в объятья”, и дело пошло как по маслу. Поздравив его с покупкой, председатель обещает оформить всё в один день. Купчие крепости совершаются очень быстро и с минимальными для Чичикова расходами. “Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая, неизвестно каким образом, отнесена была на счет какого-то другого просителя”.
Так знание канцелярских порядков помогло Чичикову без особых хлопот устроить свои дела.
Глоссарий:
- диалог чичикова с иваном антоновичем в гражданской палате тема чиновничества
- иван антонович мертвые души
- диалог чичикова и манилова
- диалог чичикова с маниловы
- диалог из мертвых душ
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА В одной из бесед с начинающим прозаиком и драматургом Николаем Васильевичем Гоголем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин поведал историю о неком предприимчивом…
- По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” является одним из гениальных произведений русской литературы девятнадцатого века. Это произведение создано…
- Система художественных образов в поэме Н В Гоголя “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” – одно из лучших творений Н. В. Гоголя, вершина его творчества и…
(Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» показала все достоинства и недостатки русской жизни. В целом, это произведение сатирическое, потому что хорошего, конечно, гораздо меньше, чем плохого. Поэма раскрывает массу проблем.
Так, эпизод «Оформление купчей в гражданской палате» освещает нам актуальную до сих пор тему бюрократии в России.
Чичиков почти стал «херсонским помещиком». Осталось зафиксировать документально тот факт, что герой – хозяин многих и многих крепостных душ.
Вместе с Чичиковым мы попадаем внутрь большого трехэтажного каменного дома, белого «как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей». Внешность обманчива, она часто противостоит сути – намекает Гоголь. Так и здесь. Большим и светлым здание было только снаружи, а, попав внутрь, человек, вероятно, думал, что ошибся адресом. Автор показывает просто разительный контраст: «Фемида… в неглиже и халате принимала гостей»; «… ни в коридорах, ни в комнатах взор героев не был поражен чистотою». Вот она, суть русского государства: красиво только снаружи, величественно, пафосно, а внутрь заглянуть – упаси, Боже! Увидишь грязь и беспорядок.
чиновников, перегруженных работой. Это «маленькие люди», которых вышестоящие всячески унижают: «На, перепиши! А не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши».
Хождение Чичикова по инстанциям начинается сразу же, как только герой переступает порог этого учреждения. Только пообщавшись с несколькими чиновниками разного возраста, звания и характера, Павел Иванович добирается до крепостной экспедиции, которую представляет Иван Антонович. Между героями происходит интересный диалог, сплошь состоящий из намеков. Оба собеседника прекрасно понимают друг друга, поэтому им удается договориться. Чичиков, как мы видим, человек опытный в «бумажных» делах. Он знает одно: чтобы быстро оформить что-либо документально, нужны связи и деньги. Чичиков находит себе покровителя в лице председателя, Ивана Григорьевича, и уверяет Ивана Антоновича в своих связях, а также в том, что его денег, проще говоря, «взяток» хватит на всех чиновников, участвующих в оформлении купчей. Свои слова Павел Иванович подтверждает материально, то есть, «вынув из кармана бумажку», кладет «ее перед Иваном Антоновичем». Блюститель закона «мудро» накрывает деньги книгой и не дает Чичикову прямо указать на них. Все шито-крыто. Закон «как бы» не нарушен. Мы понимаем, что искушенный в подобных вещах Иван Антонович продумал все до мелочей.
Председатель гражданской палаты «сидит в своем кабинете как солнце». Его величие «вызвало у коллежского регистратора такое благоговение», что он даже не осмелился войти.
Гоголь высмеивает чинопочитание героя, называя его «священнодействующим».
«работе» прокурора: «Пошлите же теперь к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире». Прямолинейный Собакевич не ищет деликатных слов, корректных выражений. Он называет вещи своими именами: «Инспектор врачебной управы… так же человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты, да еще тут много есть, кто поближе, – Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю!»
Интересно, что резкая оценка Собакевича никого не удивляет. Председатель охотно поддакивает ему. «Если сливки плохи, что же молоко?» – вспоминается пословица. Но все привыкли к подобной ситуации, более того, каждый старается извлечь выгоду из своего положения. Так, нижестоящие чиновники стремятся к тому, чтоб им хотя бы чуть-чуть приплачивали за расторопность и услужливость, более крупные – просят больше, но иногда, следя за репутацией, проявляют широту души. Дружелюбный председатель, например, говорит Чичикову: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Приятели мои не должны платить».
С оформлением покупки мертвых душ Чичиков управился в целом довольно быстро, заплатив при этом «самую малость». Каким образом? Я думаю, чиновники старались для него ради «перспективы», потому что сотрудничество, дружба с богатым помещиком, владельцем душ на сто тысяч рублей всегда выгодны. Поэтому-то и старались задержать дорогого гостя в городе, угостить его как следует, устроили пир (из различной конфискованной продукции – подумать только). Мошеннику Чичикову все удалось. Пока.
корыстолюбивый, властный, глупый и равнодушный. Высмеивая своих героев, автор прежде всего призывал людей измениться, исправиться, потому что только тогда можно будет преобразовать все вокруг.
Урок литературы в 9 классе «Губернский Олимп» – страница №1/1
МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева
Урок литературы в 9 классе
«Губернский Олимп». Изображение чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Подготовила:Волкова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
2013 год
Цели:
Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»;
Формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы;
Воспитывать негативное отношение к бюрократизму и коррупции.
Оборудование
:
портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.
Никто и никогда до него
не написал такого полного курса
патологической анатомии
русского чиновника.
А. И. Герцен
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности
Беседа
♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?
♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?
♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?
III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока
1. Вступительная беседа
♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)
♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)
2. Анализ беседы Чичикова с чиновником Иваном Антоновичем «кувшинное рыло»
♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?
♦ Как отреагировал Иван Антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?
♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана Антоновича?
♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?
Вывод.
Иван Антонович – многоопытный специалист, своего ремесла, «поэт» круговой системы взяточничества. Чичиков – не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка – норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.
♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?
♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)
♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?
♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?
♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?
Вывод.
В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие – перед высшим начальством. Чиновники – бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они – люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».
4. Анализ сцены толков чиновников относительно переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию
О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?
Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?
Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?
Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?
5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»
6. Анализ сцены совета у полицмейстера
Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?
Что больше всего волнует чиновников?
Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)
Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?
Вывод.
Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх – пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.
7. Обобщение
Учитель.
По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города – основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. Таким образом, чиновничий мир поэмы – это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.
IV. Подведение итогов урока
и рефлексия
Вопросы для рефлексии
♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?
♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?
V. Домашнее задание
2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:
I вариант: «Происхождение, детство и годы учёбы Чичикова»;
II вариант: «Служебная карьера Чичикова»;
III вариант: «Служба Чичикова на таможне».
*** Индивидуальное задание: подготовить краткое сообщение о содержании и роли в поэме «Повести о капитане Копейкине» (глава 10).
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» показала все достоинства и недостатки русской жизни. В целом, это произведение сатирическое, потому что хорошего, конечно, гораздо меньше, чем плохого. Поэма раскрывает массу проблем.
Так, эпизод «Оформление купчей в гражданской палате» освещает нам актуальную до сих пор тему бюрократии в России.
Чичиков почти стал «херсонским помещиком». Осталось зафиксировать документально тот факт, что герой – хозяин многих и многих крепостных душ.
Вместе с Чичиковым мы попадаем внутрь большого трехэтажного каменного дома, белого «как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей». Внешность обманчива, она часто противостоит сути – намекает Гоголь. Так и здесь. Большим и светлым здание было только снаружи, а, попав внутрь, человек, вероятно, думал, что ошибся адресом. Автор показывает просто разительный контраст: «Фемида… в неглиже и халате принимала гостей»; «… ни в коридорах, ни в комнатах взор героев не был поражен чистотою». Вот она, суть русского государства: красиво только снаружи, величественно, пафосно, а внутрь заглянуть – упаси, Боже! Увидишь грязь и беспорядок.
Представители закона в гражданской палате творят беззаконие. Служащие, находясь на рабочем месте, бездельничают. Здесь царит суета, много лишних людей, которые просто мешают. В то же время мы наблюдаем чиновников, перегруженных работой. Это «маленькие люди», которых вышестоящие всячески унижают: «На, перепиши! А не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши».
Хождение Чичикова по инстанциям начинается сразу же, как только герой переступает порог этого учреждения. Только пообщавшись с несколькими чиновниками разного возраста, звания и характера, Павел Иванович добирается до крепостной экспедиции, которую представляет Иван Антонович. Между героями происходит интересный диалог, сплошь состоящий из намеков. Оба собеседника прекрасно понимают друг друга, поэтому им удается договориться. Чичиков, как мы видим, человек опытный в «бумажных» делах. Он знает одно: чтобы быстро оформить что-либо документально, нужны связи и деньги. Чичиков находит себе покровителя в лице председателя, Ивана Григорьевича, и уверяет Ивана Антоновича в своих связях, а также в том, что его денег, проще говоря, «взяток» хватит на всех чиновников, участвующих в оформлении купчей. Свои слова Павел Иванович подтверждает материально, то есть, «вынув из кармана бумажку», кладет «ее перед Иваном Антоновичем». Блюститель закона «мудро» накрывает деньги книгой и не дает Чичикову прямо указать на них. Все шито-крыто. Закон «как бы» не нарушен. Мы понимаем, что искушенный в подобных вещах Иван Антонович продумал все до мелочей.
Председатель гражданской палаты «сидит в своем кабинете как солнце». Его величие «вызвало у коллежского регистратора такое благоговение», что он даже не осмелился войти.
Гоголь высмеивает чинопочитание героя, называя его «священнодействующим».
Автор характеризует нам не только председателя и его подчиненных, но и вышестоящих чиновников. Так, со слов Собакевича мы узнаем о «работе» прокурора: «Пошлите же теперь к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире». Прямолинейный Собакевич не ищет деликатных слов, корректных выражений. Он называет вещи своими именами: «Инспектор врачебной управы… так же человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты, да еще тут много есть, кто поближе, – Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю!»
Интересно, что резкая оценка Собакевича никого не удивляет. Председатель охотно поддакивает ему. «Если сливки плохи, что же молоко?» – вспоминается пословица. Но все привыкли к подобной ситуации, более того, каждый старается извлечь выгоду из своего положения. Так, нижестоящие чиновники стремятся к тому, чтоб им хотя бы чуть-чуть приплачивали за расторопность и услужливость, более крупные – просят больше, но иногда, следя за репутацией, проявляют широту души. Дружелюбный председатель, например, говорит Чичикову: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Приятели мои не должны платить».
С оформлением покупки мертвых душ Чичиков управился в целом довольно быстро, заплатив при этом «самую малость». Каким образом? Я думаю, чиновники старались для него ради «перспективы», потому что сотрудничество, дружба с богатым помещиком, владельцем душ на сто тысяч рублей всегда выгодны. Поэтому-то и старались задержать дорогого гостя в городе, угостить его как следует, устроили пир (из различной конфискованной продукции – подумать только). Мошеннику Чичикову все удалось. Пока.
Проблемы бюрократии, взяточничества, волокиты в оформлении каких бы то ни было документов Гоголь раскрывает не только как болезни общественные, но и отмечает, что во многом здесь виноват человек, ленивый, корыстолюбивый, властный, глупый и равнодушный. Высмеивая своих героев, автор прежде всего призывал людей измениться, исправиться, потому что только тогда можно будет преобразовать все вокруг.
Задачи и тесты по теме “Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».).”
- Орфография – Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку
Уроков:
5
Заданий:
7
- Личные окончания глаголов первого и второго спряжений – Глагол как часть речи 4 класс
Н.В.Гоголь. «Мертвые души».
Глава 6.
Тестовая работа.
1.Глава 6 открывается лирическим отступлением о:
А). красоте русского языка; Б). о путешествиях; В). о жадности;
Г). о здоровом образе жизни.
2. За кого вначале Чичиков принимает Плюшкина?
А). за ключницу; Б) за крестьянина; В). за священника; Г). за каторжника.
3. О ком говорится:
«Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты»?
А) о Манилове; Б). о Павле Ивановиче; В). о Плюшкине; Г). О Собакевиче.
4. Назовите имя Плюшкина:
А). Богдан; Б). Селифан; В). Степан; Г). Павел.
5. Когда-то у Плюшкина была семья:
А).жена, две дочери и сын; Б). жена, два сына, дочь; В). жена, сын и дочь.
6.Вставьте пропущенные слова:
У Плюшкина было______________ детей.
А). двое; Б). семеро; В). трое; Г). четверо.
7. Что случилось с женой Плюшкина?
А). Она сбежала с любовником; Б). умерла; В). ушла к своим родителям;
Г). ушла в монастырь.
8. Как звали служанку Плюшкина?
А). Марфа; Б). Мавра; В). Матрена; Г). Матильда.
9. Сколько лет было Плюшкину?
А). четвертый десяток; Б). седьмой десяток; В). пятый десяток.
10. Вставьте пропущенные слова: «..маленькие глазки [у Плюшкина] еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как____________».
А). Блохи; Б). зайцы; В). тараканы; Г). мыши.
11. О ком Гоголь говорит: «..обратился наконец в какую-то прореху на человечестве»?
А). О Прошке; Б). О Чичикове; В). о Плюшкине; Г). о Селифане.
12. Узнав о цели визита Чичикова, Плюшкин:
А). возмущается;
Б). преисполняется радости, поскольку Чичиков обещает заплатить за мертвые души;
В). отказывается, так как боится божьей кары;
13. Во что был обут Прошка, явившись в барские покои?
А). в лапти; Б). в ботинки; В). в сапоги; Г). в тапочки.
14. Чем Плюшкин хотел угостить Чичикова?
А). Чаем с сухарем; Б). лепёшкой с бараньим боком; В). блинами.
15. Знает ли Плюшкин точное число умерших крестьян?
А). Нет, поэтому послал за приказчиком; Б). все внесены в особую бумажку;
В). да, но долго и мучительно вспоминал.
16. Сколько мертвых душ насчитал Плюшкин со дня последней ревизии?
А). 80; Б) 120; В). 200; Г). 50.
17. Сколько мертвых душ и беглых крестьян приобрел Чичиков у Плюшкина?
А). 120; Б). 700; В). 200; Г). 50.
18. Что решил подарить Чичикову Плюшкин, оставшись один?
А). мертвые души; Б). часы; В). беглых крестьян; Г). сухарь.
19. В каком настроении Чичиков покинул имение Плюшкина?
А). в самом веселом расположении духа; Б). обозлен скупостью Плюшкина;
В). расстроен деградацией человека.
20. Куда поехал Чичиков, распрощавшись с Плюшкиным?
А). В гостиницу; Б). к Собакевичу; В). к Ноздрёву; Г). к губернатору.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души».
Глава 7.
Тестовая работа.
1. Сколько душ приобрел Чичиков у помещиков?
А) 100. Б). 300. В). 400 Г). 700.
2. О чём размышлял Чичиков, читая списки, составленные помещиками?
А). о русском языке; Б). о русском народе; В). о скупости помещиков.
3. Кто из помещиков обманул Чичикова, продав ему женщину – Елизавету Воробей?
А). Плюшкин; Б). Собакевич; В). Ноздрев; Г). Коробочка.
4. Почему Чичиков решил сам написать списки, которые надо было предоставить в крепостную экспедицию?
А). чтобы не платить ничего подьячим; Б). чтобы выглядело все красиво;
В). списки, написанные помещиками составлены небрежно.
5. Вставьте пропущенное слово: «Из окон второго и третьего этажа высовывались неподкупные головы жрецов _____________ и в ту же минуту прятались опять».
А). Фортуны; Б). Фемиды; В). Судьбы; Г). Святилища.
6. О каком помещике говорится: «Господин вскрикнул, это был_____________.
… У ___________ от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. С четверть часа держал он обеими руками руку Чичикова и нагрел ее страшно»?
А). Собакевич; Б). Чичиков; В). Ноздрев; Г). Манилов.
7. На что было похоже лицо у Ивана Антоновича, чиновника в крепостной экспедиции?
А). Кувшинное рыло; Б). Перезрелая тыква; В). Иссохший лист.
8. Кто из помещиков приехал в город для оформления купли-продажи мертвых душ?
А). Плюшкин; Б). Собакевич; В). Манилов; Г). Коробочка.
9. Кого встретил Чичиков на улице: «Не успел он выйти на улицу, размышляя обо всем этом…, как на самом повороте в переулке столкнулся тоже с господином в медведях, крытых коричневым сукном, и в теплом картузе с ушами» ?
А). губернатора; Б). Манилова; В). Собакевича; Г). прокурора.
10. Почему Чичиков так спешил в гражданскую палату?
А). боялся опоздать; Б). хотел как можно скорее довести дело до конца;
В). был записан на определенное время к председателю.
11. Кто вызвался сопровождать Чичикова в гражданскую палату?
А). председатель; Б). губернатор; В). Манилов; Г). Собакевич.
12. Кто, глядя на списки крестьян, «вздохнувши, произнес: «Батюшки, мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались»?
А). Манилов; Б). Плюшкин; В). Чичиков; Г). Коробочка.
13. Вставьте пропущенные слова: «Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает_____________
ко всем присутственным местам».
А) сильную робость; Б). мерзкое отвращение; В). мистическую богобоязнь.
14. Вставьте пропущенное слово: «…за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как______________, председатель..».
А). луна; Б). солнце; В). перст; Г). столб.
15. Что предпринял Чичиков, чтобы ускорить дело в крепостной экспедиции по оформлению купчей?
А). попросил посодействовать губернатора; Б). дал взятку чиновнику;
В). уговорил председателя канцелярии, сославшись на занятость.
Гоголь Н.В. Мёртвые души.
8 глава.
Тест.
1. О чём спорили в городе, узнав о покупке Чичикова?
А). выгодно ли покупать на вывод крестьян; Б). Дорого ли стала ему покупка;
В). Добропорядочный ли гражданин Чичиков
2. О ком говорится: «Что____________лгун отъявленный, это было известно всем, и вовсе не было в диковинку слышать от него решительную бессмыслицу»?
А). о Чичикове; Б). О председателе; В). о Ноздреве; Г). о дяде Митяе.
3. С кем познакомила Чичикова губернаторша?
А). с компаньонкой; Б). с дочерью; В). с сестрой; Г). с бабушкой.
4. Кому принадлежат слова: «Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы. Ну, чему сдуру обрадовались? В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы!»
А). Собакевичу; Б). Ноздреву; В) Чичикову; Г). губернатору?
5.Какое произведение Жуковского председатель палаты знал наизусть?
А). поэму «Светлана», Б). поэму «Людмила», В). «Кубок».
6. Что ответил Чичиков на предложение воспользоваться конвоем, чтобы препроводить крестьян, которых он купил, по месту жительства?
А) отказался решительно; Б). попросил оказать содействие;
В). поблагодарил, сказав, что у него нет на это средств.
7. Какое слово (в отношении Чичикова) произвело на дам города N особенное впечатление?
А). миллионщик; Б). самогонщик; В). надувальщик; Г). алиментщик.
8. Вставьте пропущенное слово: «Пренебрежение, оказанное_________________
почти неумышенное, восстановило между дамами даже согласие, бывшее было на краю погибели по случаю завладения стулом».
А) Ноздревым; Б). Чичиковым; В). почтмейтером; Г). прокурором.
9. Кто заявил на балу, что Чичиков купил мертвые души?
А). Собакевич; Б). Коробочка; В). Манилов; Г). Ноздрев.
10. Кому принадлежат следующие слова: «А, херсонскиай помещик, херсонский помещик. Что? Много наторговал мертвых? Ведь вы не знаете, ваше превосходительство, он торгует мертвыми душами!».
А). Собакевичу; Б). прокурору; В). Ноздреву; Г). Коробочке.
11. О ком говорится: «.. …(его) давно уже вывели; ибо сами даже дамы наконец заметили, что поведение его чересчур становилось скандалезно. Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих»?
А). о Собакевиче; Б) о Чичикове; В). о Ноздреве; Г). о губернаторе.
12. Какая дама особенно заинтересовала Чичикова на балу у губернатора?
А). дочь прокурора; Б). дочь губернатора; В) жена губернатора;
Г). дочь почтмейстера.
13. Что своим видом напоминал экипаж, въехавший в город в конце 8 главы?
А). тарантас; Б). на коляску; В). толстощекий выпуклый арбуз;
Г). сморщенную тыкву.
14. Кто приехал в город в конце 8 главы?
А). Ноздрев. Б). Собакевич; В). Коробочка; Г). Чичиков;
15. Зачем Коробочка приехала в город?
А). решила вернуть себе мертвые души;
Б). решила продать еще несколько мертвых душ;
В). решила проверить, уж не промахнулась ли она, продав их втридешева.
Г). Чичиков забыл у нее список, на котором были записаны крестьяне.
Гоголь Н.В. Мёртвые души.
9 глава.
Тест.
1. К кому спешила поутру просто приятная дама?
А). к Коробочке; Б). к Чичикову; В). к даме приятной во всех отношениях;
Г). к протопопше.
2. Кого имели в виду, говоря: «Словом, скандальозу наделал ужасного: вся деревня сбежалась, ребёнки плачут, всё кричит, никто никого не понимает, ну просто оррёр, оррер, оррёр!»
А). Ноздрева; Б). Собакевича; В). Чичикова; Г). дядю Миняя.
3. Вставьте пропущенные слова: «Мертвые души!…Это прото выдумано только для прикрытия, а дело вот в чем:__________».
А). он хочет заложить их в ломабард; Б). он Сатана; В). он Наполеон;
Г). он хочет увезти губернаторскую дочку.
4. У кого в городе остановилась Коробочка?
А). У протопопши; Б). у губернатора; В). у приятной дамы; Г). у сына.
5. Что рассказал о Чичикове Петрушка?
А). его господин – чиновник тайной канцелярии; Б). ничего не рассказал;
В). его хозяин – фальшивомонетчик; Г). его хозяин – ревизор.
6. Вставьте пропущенное слово: «В то время, когда обе дамы так удачно и остроумно решили такое запутанное обстоятельство, вошел в гостиную_____»:
А). губернатор; Б). прокурор; В). Чичиков; Г). Ноздрев.
7. О ком говорится: «_________вдруг побледнел; ему представилось Бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальной горячки?»
А). О председателе гражданской палаты;
Б). об инспекторе врачебной управы;
В). о чиновнике из канцелярии генерал-губернатора.
8. Как отреагировала дочь губернатора, услышав сплетни о ее связи с Чичиковым?
А). бросилась в слёзы, рыдала и не могла понять ни одного слова;
Б). испытала сильное волнение, так как ее рейтинг повысился;
В). пожалела Чичикова, ведь он очень порядочный человек;
Г). рассмеялась, так как это была совершенная чепуха.
9). Сколько денег, по словам Коробочки, Чичиков заплатил ей за мертвые души?
А). 2 рубля; Б). 15 рублей; В). 100 рублей; Г). 50 рублей.
10). Кто из помещиков объяснил чиновникам, «что Чичиков, по его мнению, человек хороший, а что крестьян он ему продал на выбор и народ во всех отношениях живой; но что он не ручается за то, что случится вперед»?
А). Манилов; Б). Собакевич; В). Плюшкин; Г). Ноздрев.
11). Вставьте пропущенное слово: в доме губернатора «швейцару дан был строжайший приказ не принимать ни в какое время и ни под каким видом_________»:
А). Ноздрева, Б). Плюшкина; В). помещика Завалишина; Г). Чичикова.
12). Вставьте пропущенное слово: «Дамы умели напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались ошеломленными. Положение их в первую минуту было похоже на положение_____, которому… засунули в нос бумажку, наполненную табаком».
А). пьяного дьячка; Б). школьника; В). лакея; Г). протопопа.
13. Кто отвечал чиновникам: 2…за Павла Ивановича всегда [я] готов ручаться, как за самого себя, что [ я ] пожертвовал бы всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича…»?
А). Ноздрев; Б). Собакевич; В). губернатор; Г). Манилов.
14. У кого решили собраться чиновники, чтобы решить, «что и как им делать и какие меры предпринять» в отношении Чичикова и «что он именно: такой ли человек, которого нужно задержать и схватить, как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех, как неблагонамеренных»?
А). у губернатора; Б). у председателя гражданской палаты; В). у Чичикова;
Г). у полицейместера.
15. Вставьте пропущенное слово: «Конечно, нельзя думать, чтобы он [ Чичиков ]
мог делать фальшивые бумажки, а тем более быть_________»:
А). разбойником; Б). Сатаной; В). агентом национальной безопасности; Г). дураком.
Гоголь Н.В. Мертвые души.
10 глава.
Тест.
1.Кто не испугался новых забот и тревог, сказав: «Знаем мы вас, генерал-губернаторов! Вас, может быть, три-четыре переменится, а я вот уже тридцать лет, сударь мой, сижу на одном месте»?
А). губернатор; Б). прокурор; В). почтмейстер; Г). полицеймейстер.
2. Вставьте пропущенное слово: «Во всех наших собраниях, начиная от крестьянской мирской сходки до всяких возможных ученых и прочих комитетов, если в них нет одной главы, управляющей всем, присутствует препорядочная _____________».
А). бестолковщина; Б). путаница; В). суматоха; Г). суета.
3. Кто предположил, что Чичиков – это капитан Копейкин?
А). полицеймейстер; Б). губернатор; В). почтмейстер;
Г). инспектор врачебной палаты.
4.Как называется повесть, которую рассказал почтмейстер?
А). Повесть о полковнике Рублеве; Б). Повесть о солдате Червонце;
В). Повесть о капитане Копейкине;
Г). Повесть о прапорщике Сторублеве.
5.Что потерял в кампанию двенадцатого года капитал Копейкин?
А). семью; Б). руку и ногу; В). глаз; Г). имение.
6. В какой город отправился капитан Копейкин, чтобы попросить государя о монаршей милости?
А). в Москву; Б). в Саратов; В). в Петербург; Г). в Париж.
7.Что сказал капитану Копейкину, когда он возвратился с войны домой, отец?
А). «Мне нечем тебя кормить, я, сам едва достаю хлеб».
Б). «Ты уже не маленький, ищи ветра в поле»
В). «Раз ты дослужился только до капитана, так поди же еще послужи»,
Г). «Родители должны всегда заботиться о своих детях. Я не исключение».
8.Сколько чиновников собралось для обсуждения причин присутствия в их городе Чичикова?
А). Пятеро; Б). шестеро; В). трое; Г). десять.
9. Вставьте пропущенное слово: «Один швейцар уже смотрит___________:
вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство!»
А). волком; Б). генералиссимусом; В). генералом; Г). царем.
10. Что сказал министр Копейкину, когда тот был удостоен аудиенции?
А). «Поди вон, не суйся ко мне со своими глупыми просьбами».
Б). «Хорошо, понаведайтесь на днях».
В). «Можете ехать домой, пенсию мы вам уже назначили».
Г). «Наше государство никогда не оставляет своих героев».
11. Как отнеслись чиновники к предположению, что Чичиков и Копейкин – одно лицо?
А). все очень усомнились; Б). единодушно согласились; В). рассмеялись;
12. Вставьте пропущенное слово: «..чиновники…призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет_______________».
А). Наполеона; Б), Копейкина; В). государя; В). генерала.
13. Кого чиновники решили расспросить хорошенько о Чичикове?
А). Собакевича; Б). Ноздрева; В). Манилова; Г). Плюшкина.
14. Кто рассказал, что в школе Чичикова называли фискалом?
А) Ноздрев; Б). почтмейстер; В). Петрушка; Г). Селифан.
15. Что сказал Ноздрев, когда ему задали вопрос, «точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочку»?
А). Глупости всё это, Чичиков только души скупает и делает фальшивые ассигнации.
Б). Да, правда, «что он сам взялся помогать и участвовать в этом деле».
В). Нет, Чичиков – честнейший человек.
16 На кого из чиновников все слухи и мнения о Чичикове подействовали больше всего, «что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого умер»?
А). губернатор; б). прокурор; в). почтмейстер; г). полицеймейстер.
17. Почему Чичиков три дня не выходил из комнаты?
А). Он получил легкую простуду и решил посидеть денька три в комнате.
Б). Он думал о том, где выгоднее будет заложить купленные души?
В). Решил выдержать паузу, посчитав, что посещение балов не для него.
Г). Он играл с Ноздревым в карты и не мог оторваться от игры.
18. К кому первому Чичиков решил нанести визит, просидев три для в комнате?
А). к Ноздреву; Б). к губернатору; В). к прокурору; Г) к полицейместеру.
19. Кто пришел к Чичикову в комнату, когда он в «каком-то бессмысленном рассуждении о странности положения своего стал разливать чай»?
А). прокурор; Б) Собакевич; В). Ноздрев; Г). губернатор.
20. Что Чичиков решил сделать после того, как ему удалось «сбыть поскорее Ноздрева»?
А). Мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорее.
Б). Завтра пойду и всем покаюсь.
В). Непременно уеду из этого города, но, хотелось бы, с губернаторской дочкой.
Г). Убью этого подлеца, но завтра.
Гоголь Н.В. Мертвые души.
Глава 11.
Тест.
1. Какие неприятности случились у Чичикова в начале 11 главы?
А). первая – проснулся поздно, вторая – Петрушка был в стельку пьян.
Б). первая – украли купчую, вторая – бричка была еще не заложена.
В). первая – проснулся поздно, вторая – бричка была еще не заложена.
Г). первая – Селифан перечит барину, вторая – завтрак не подают в комнату.
2. Сколько времени Чичиков жил в городе NN?
А). месяц; Б). три недели; В). неделю; Г). год.
3. Кого Селифан предложил продать Чичикову, так как он «просто не приведи бог, только помеха»?
А). Петрушку; Б). борзого щенка; В) чубарого коня; Г).кузнеца.
4. Что Чичиков возил с собой в дороге «для внушения надлежащего страха кому следует»?
А). пистолет; Б). кнут; В). саблю; Г).бомбу.
5. Почему бричка Чичикова при повороте в одну из улиц должна была остановиться, едва отъехав от гостиницы?
А). Чичикова задержал дорожный патруль;
Б). На бричку напали грабители;
В). По улице проходила погребальная процессия.
Г) Чичиков забыл в комнате гостиницы купчую, поэтому решил вернуться.
6. Почему никто из сопровождающих погребальную процессию не заметил экипажа, в котором сидел Чичиков?
А). Все мысли их были сосредоточены на размышлениях о тленности мира.
Б). они думали, каков-то будет новый генерал-губернатор.
В). Заметить-то заметили, но никто не пожелал этого показать, так как
Все презирали Чичикова.
7. Какую примету вспомнил Чичиков, когда погребальная процессия миновала улицу?
А). Говорят, значит счастие, если встретить покойника;
Б). Говорят, надо плюнуть через плечо, если встретились похороны;
В). Однако ж, хорошо, коли похороны в солнечный день.
Г). Если похоронная процессия большая, значит покойник был хорошим человеком.
А). с собакой; Б). с лошадью; В). с мухой; Г). с медведем.
9. Как Гоголь характеризует в начале 11 главы Чичикова, взятого им в герои поэмы?
А). подлец; Б). добродетельный человек; В). ни то ни сё;
Г). Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
10. Что воскликнула родственница, бывшая при рождении Чичикова?
А). Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Б). Родился ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца
В). Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу.
Г). Право, свинтус ты, скотовод эдакой!
11. Зачем, взявши сына, отец Чичикова выехал с ним на тележке в город?
А). Определить сына в городское училище.
Б). Определить сына на работу.
В). Продать в рабство;
Г). Закупить товара на ярмарке.
12. Какой самый главный совет, данный отцом, запомнил Чичиков на всю жизнь?
А). Люби каждый день, подаренный тебе Богом.
Б). Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.
В). Не дури и не повесничай.
Г). Дорога ложка к обеду.
13. Что сделали бывшие одноклассники Чичикова, когда узнали, что учитель, любитель тишины и похвального поведения, который нещадно наказывал провинившихся учащихся, был выгнан из училища и влачил жалкое существование?
А). Закидали бывшего учителя тухлыми яйцами.
Б). Определили его в дом призрения.
В). Собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное.
Г). Оформили над ним опеку.
14. Кому принадлежат слова, обращенные к Чичикову? «Эх, Павлуша! Вот как переменяется человек! Ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…».
А). Отец; Б). губернатор; В). конторщик; Г). учитель.
15. Как Чичиков сумел заполучить первое повышение по службе?
А). Намекает начальнику, что не прочь жениться на его некрасивой дочери.
Б). Умеет принять единственно верное решение в сложных ситуациях, а это оценила производственная комиссия.
В). Выдержал испытание на замещение вакантной должности,
Г). Дал взятку важному чиновнику.
16. Почему Чичикову пришлось покинуть службу в комиссии для построения какого-то казенного строения?
А). Это строение было успешно построено, поэтому комиссия по его строительству распалась.
Б). Чичиков не понравился новому начальнику.
В). Место службы находилось далеко от квартиры Чичикова, а это его не устраивало.
Г). Комиссия была распущена за неимением средств для строительства.
17. Кому принадлежат слова: «Ну, что ж! Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»?
А). Чичикову; Б). Ноздреву; В). Петрушке; Г). Селифану.
18. Какая служба «давно составляла тайный предмет его помышлений»?
А). в училище; Б). на таможне; В). в полицейском участке; Г). в армии.
19. В чем у Чичикова, по выражение товарищей по службе на таможне, «просто было собачье чутье»?
А). в учении; Б). в обысках; В). в предчувствии опасности.
20. Почему всем становится известен сговор Чичикова с контрабандистами?
А) Контрабандистам не понравился новый неподкупный чиновник, и они его
Подставили.
Б). Чичикова уличили в получении взятки прямо во время ее передачи.
В). Чичиков ссорится с товарищем, который участвовал в его сговоре с контрабандистами, и бывший приятель послал на него тайный донос.
21. Какая мысль особенно заботила Чичикова, когда «он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость людей»?
А). Что скажет мой отец?
Б). Что подумают обо мне окружающие?
В). Как же жить на белом свете без денег?
Г). Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что скажут потом мои дети?
22. Как характеризует Гоголь Чичикова в конце 11 главы?
А). узурпатор; Б). хозяин, приобретатель; В). подлец; Г). простофиля.
23. Какую притчу приводит Гоголь в 11 главе?
А) о Кифе Мокиевиче и о Мокии Кифовиче; Б). о капитане Копейкине;
В).О царе Соломоне.
Ответы:
№ вопроса |
6-я глава |
7-я глава |
8-я глава |
9-я глава |
10-я глава |
11-я глава |
Обновлено: 23.05.2023
Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы; воспитывать негативное отношение к бюрократизму.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.
Никто и никогда до него
Не написал такого полного курса
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности
♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской Ро ссии занимает это сословие?
♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?
♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?
III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока
1. Вступительная беседа
♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)
♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)
2. анализ беседы Чичикова с чиновником
Иваном антоновичем «кувшинное рыло»
♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?
♦ Как отреагировал Иван антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?
♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана антоновича?
♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?
Вывод. Иван антонович — многоопытный специалист, своего ремесла, « поэт » круговой системы взяточничества. Чичиков — не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка — норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.
3. определение авторской характеристики чиновников
♦ Как характеризует полицме йстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)
♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?
♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?
♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?
Вывод. В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие — перед высшим начальством. Чиновники — бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они — люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».
4. анализ сцены толков чиновников относительно
Переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию
Š О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?
Š Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?
Š Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?
Š Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?
5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»
6. анализ сцены совета у полицмейстера
Š Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?
Š Что больше всего волнует чиновников?
Š Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)
Š Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?
Вывод. Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх — пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.
Учитель. По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города — основной административно-территориальной единицы царской россии. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. таким образом, чиновничий мир поэмы — это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.
IV. Подведение итогов урока и рефлексия
Вопросы для рефлексии
♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?
♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?
Следующая цитата
Когда в город приезжает мошенник Чичиков, Иван Григорьевич и другие чиновники с удовольствием общаются с ним. В конце концов Чичиков легко обманывает всех их, скупив “мертвые души” у местных помещиков. Председатель палаты не подозревает об афере Чичикова и даже сам помогает оформить документы на “мертвые души”.
Внезапно в губернии назначают нового генерал-губернатора. Иван Григорьевич худеет от переживаний, так как боится, что новый начальник накажет его за аферу Чичикова:
“. Председатель. вдруг побледнел сам, задав себе вопрос, а что, если души, купленные Чичиковым, в самом деле мертвые? а он допустил совершить на них крепость да еще сам сыграл роль поверенного Плюшкина, и дойдет это до сведения генерал-губернатора, что тогда? Он об этом больше ничего, как только сказал тому и другому, и вдруг побледнели и тот и другой; страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг. Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было. “
О дальнейшей судьбе героя ничего не известно.
Это был цитатный образ и характеристика председателя палаты Ивана Григорьевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера героя в цитатах.
Чиновники в поэме “Мертвые души”: образы, характеристики, описание в таблице
Губернатор
Вице-губернатор
Прокурор
Читать подробнее >>
Почтмейстер
Председатель палаты
Полицеймейстер
Читать подробнее >>
Инспектор врачебной управы
Городской глава
Жандармский полковник
Управляющий казенными фабриками
Городской архитектор
Это были образы и характеристики чиновников города N в поэме “Мертвые души”: таблица с кратким описанием в цитатах.
Следующая цитата
Ниже представлены образы и характеристики чиновников из поэмы “Мертвые души” в таблице: краткое описание героев в цитатах.
Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы по поэме “Мертвые души”
Следующая цитата
– воспитывать толерантное отношение к мнениям и чувствам окружающих , негативное отношение к бюрократизму и коррупции.
Тип урока: урок освоения новых знаний..
Оборудование: презентация, портрет Н. В. Гоголя, тексты поэмы “Мертвые души”, иллюстрации О. Агина к ней.
«Идея города — возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».
«Гоголь приподнял одну сторону занавеса и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его . »
А.И. Герцен
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания
(Желающие зачитывают написанное дома эссе ” Чичиков-герой нашего времени?”.)
2. Интерактивный прием «Одно слово о герое»
• Выскажите «одно слово о герое»: Чичиков — … ; Манилов — . ; Коробочка — . ; Ноздрев — . ; Собакевич — . ; Плюшкин — . .
III. РАБОТА С ЭПИГРАФОМ.
– Как вы понимаете эпиграф к уроку?
– Задумались ли вы, когда читали поэму, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновников губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?
– В каком ранее изученном произведении этого автора так же были представлены образы чиновников?
IV. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вступительное слово учителя
— В поэме «Мертвые души» образы помещиков тесно связаны с образами тех, кто приближен к власти. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников. Удивительно, как легко и непринужденно автор описывает отвратительные по сути портреты, к тому же столь искусно, что ни на миг не сомневаешься в реальности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мертвые души» показаны актуальные проблемы Российской империи середины XIX века. Кроме крепостного права, которое тормозило общественное развитие, настоящей проблемой был большой чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные средства. Люди, в руках которых сосредоточена власть, работали только для накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и государство, и его народ.
2. Анализ образов героев литературного произведения
– Зачитайте цитаты, содержащие описание чиновников города N.
– Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов?
(Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)
– Как характеризует Гоголь остальных чиновников?
– Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?
– В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?
– Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?
– Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников?
(Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)
– Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)
1-й ученик. В поэме нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города N. появляются с первых страниц произведения. Чичиков посещает каждого из них: постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, благодаря чему привлек к себе внимание каждого. В чиновничьем мире царили неоправданная великолепие, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещен как для бала, отделка ослепляла, а дамы были одеты в лучшие платья.
Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.
Характеризуя прокурора, Гоголь соединяет высокое и низкое: «Был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю. “.
Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду (орденом Святой Анны награждали за «правду, благочестие и верность» и за военные заслуги). Но ни в битвах, ни об эпизодах выявления благочестия и преданности речь не идет совсем. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, мол, человек пустой, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Здесь и говорить не стоит о каком-либо порядке, если важные решения принимает человек, который совсем не разбирается в деле, пока уполномоченное лицо «вышивает по тюлю».
Похожий прием использован в описании почтмейстера, серьезного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только здесь разные характеристики объединены в один ряд «низенький», но «философ”. То есть рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.
Реакцию на реформы тоже показано довольно иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют, но кое-кто сохранил прежние формы. А на совещания, по словам Гоголя, собирались только тогда, когда можно погулять или пообедать, но в этом, конечно, не чиновники виноваты, а менталитет народа.
Гоголь в «Мертвых душах» изображает чиновников только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что без взятки не пойдут, а уж про скорое решение любого вопроса без определенной суммы и говорить нечего. Ни одной просьбы не рассматривают без взятки. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина.
2-й ученик. Наиболее жестокой является повесть о капитана Копейкина. Инвалид войны в поисках правды и помощи отправляется из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и деревни бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царем каждый раз откладывают. Совершенно отчаявшись, капитан Копейкин пробирается в приемную чиновника, требуя, чтобы его вопрос рассмотрели немедленно, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдет. Чиновник уверяет, что сейчас ветерана отвезут до самого императора, и на мгновение читатель верит в счастливый исход — радуется и надеется вместе с Копейкиным из, что едет в бричке. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкину больше никто не видел. этот эпизод на самом деле пугает, ведь человеческая жизнь оказывается мелочью, потерей, от которой нисколько не пострадает вся система.
Когда аферу Чичикова раскрыли, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять, то ли его нужно задержать, то ли он сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мертвых душах» могут быть слова автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в стороне, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счет других. Расточительность, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость — вот что характеризовало власть в России XIX века.
В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие — перед высшим начальством. Чиновники — бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они — люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».
4. Слово учителя
— Повествователь в поэме — это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ рассказчика раскрыт в отношении к окружающей действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни. И хотя образ рассказчика близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от имени идеальной личности, которую представляет ее автор. через образ рассказчика в поэме происходит все то, что близко и дорого автору, что он любит и воспринимает душой. Рассказчик, как и автор,— одинокий путешественник, ищущий счастья. Это человек, который много видел и пережил. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и мещанства и ищет новые формы человеческого общения и существования. Рассказчик свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи, раскрывает пороки и болезни общества.
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
1. Творчески-аналитическая работа
• Что мы называем лирическим отступлением в произведении?
• Приведите примеры лирического отступления в поэме «Мертвые души».
• С какой целью автор использует лирические отступления?
• Назовите важнейшие темы авторских отступлений в произведении. (Две важнейшие темы авторских размышлений — тема России и тема дороги — сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы.)
2. Завершающее слово учителя
— Главные герои «Мертвых душ» должны были воплощать три главные российские прослойки: помещиков, крестьян и чиновников. Особое внимание уделено помещикам, в которых Чичиков скупает Мертвые души: Манилову, коробочке, Ноздреву, Плюшкину и Собакевичу. чиновники в этой поэме довольно похожи на помещиков. Очень выразительным персонажем является губернский прокурор, который умирает от потрясения, узнав об афере Чичикова. Так выясняется, что он тоже умел чувствовать. Но вообще, по мнению Гоголя, чиновники умеют только брать взятки.
Крестьяне являются эпизодическими персонажами, их в поэме совсем мало: крепостные помещиков, случайные встречные. Крестьяне — это загадка. Чичиков долго размышляет о русском народе, фантазирует, глядя на длинный список мертвых душ.
Читайте также:
- Онемение онемелости онемевшей пустотелости цитата на английском
- Лесоповал не умею с девушкой я дымить цитатами
- Прощание с матерью остапа и андрия цитаты
- Помни прошлое живи настоящим думай о будущем чья цитата
- Хороший ты человек цитата из фильма
01.09.2019, 13:09 | |
УРОК № 56. Н. В. ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ Комментарий учителя. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает данный им в поэме коллективный портрет чиновника. Равнодушие, |
|
Категория: Литература | Добавил: (01.09.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Русская литература . 9 класс. Система образов . Чиновники в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.
Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы “Мёртвые души”; формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы; воспитывать негативное отношение к бюрократизму.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.
Никто и никогда до него
Не написал такого полного курса
Патологической анатомии
Русского чиновника.
А. И. Герцен
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности
Беседа
Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?
В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?
Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме “Мёртвые души”?
III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока
1. Вступительная беседа
Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)
Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)
2. анализ беседы Чичикова с чиновником
Иваном антоновичем “кувшинное рыло”
Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Эпизод «Чичиков в судебной палате».
Эпизод «Чичиков в судебной палате».
Задание 8. Какова главная тема приведенного фрагмента, какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.
ТЕКСТ.
— Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?
— А что вам нужно? — сказали оба чиновника, оборотившись.
— А мне нужно подать просьбу.
— А вы что купили такое?
— Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?
— Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.
Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.
— Послушайте, любезные, — сказал он, — я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.
Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.
— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям?
— Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:
— Здесь нет дел по крепостям.
— А где же?
— Это в крепостной экспедиции.
— А где же крепостная экспедиция?
— Это у Ивана Антоновича.
— А где же Иван Антонович?
— Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.
Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.
«Вот, он вас проведет в присутствие!», — сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла, и в них перед столом за зерцалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.
Н.B. Гоголь «Мертвые души», глава 7.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.
Обратите внимание, что вопрос одержит ДВА подвопроса: какова ТЕМА данного отрывка и какие художественные средства использует автор для её ракрытия.
2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.
3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-10 предложений.
Тема данного отрывка — бюрократизм в учреждениях в период царской России. Автор высмеивает обилие чиновников, невозможность быстро решить какой-то вопрос, постоянное отправление посетителей от одного к другому чиновнику. В канцелярии царит атмосфера полного равнодушия к посетителям. Чиновники даже не удосуживаются посмотреть им в глаза, а лишь «тычат» «пальцем в другой угол комнаты». Взяточничество в подобных учреждениях – привычное дело. Так, один из чиновников- Антон Иванович- «совершенно не заметил и накрыл тотчас ее («бумажку», то есть денежную купюру) книгою».
Многие художественные средства помогают автору раскрыть тему. Назову некоторые из них.
Обратите внимание! Желательно привести не менее ТРЁХ средств, тогда ответ будет более глубоким и полным.
Художественные средства.
- Сравнение.
«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями». (Чиновники занимались бумажной работой, что создавало видимость действий, хотя обилие бумаг только замедляло процесс решения вопроса).
«…сидел один, как солнце, председатель». Сравнение председателя с солнцем содержит одновременно в себе иронию, так как деятельность его отнюдь не приносит положительные плоды, он лишь выделяется среди чиновников своим положением, ОДИН сидит в своём кабинете.
- Удачно автор использует синекдоху, когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера). Так, герой видел «наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку» и т.д . То есть чиновники не имели своего лица, это были просто канцелярские служащие, далёкие от желания решать какие-от дела.
Таким образом, сравнение, ирония, синекдоха помогают автору ярче раскрыть тему бюрократизма в России.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.