Как в анализе тексте найти предложения

Порядок проведения синтаксического анализа слова, произведения, текста с примерами

Синтаксический анализ — это действие, которое направлено на выявление связей между словами в словосочетании, между членами одного предложения. Получается, что термин синтаксический анализ слова не применим в принципе. Действительно, в языкознании, лингвистике такого термина нет, что логично.

В случае, если вам необходима помощь при написании дипломной или научно-исследовательской работы, но вы не можете найти на это время, то тогда предлагаем воспользоваться услугами компании ОЦ DissHelp, предлагающих качественные услуги по оптимальным ценам.

Синтаксический анализ может включать в себя изучение лишь трех конструкций:

  • Словосочетаний. Таких, в которых имеется лишь один главный член предложения. Например, красивый цветок. Или читать книгу, читать газету. В словосочетаниях анализу подлежит тип связи, способ построения сочетания.
  • Предложений. Будь они простыми, сложносочиненными или сложноподчиненными. Как раз для выявления главных членов, определения способов построения предложений и требуется синтаксический анализ.
  • Полноценных текстов. Полноценных статей, художественных произведений и прочих. В этом случае задача стоит более глобальная. Например, определить авторскую позицию через лексические средства. А если провести еще и стилистический анализ, то и через средства выразительности. Как правило, их проводят вместе.

Далее мы разберемся, как именно проводится синтаксический анализ. Что он в конечном итоге дает.

Зачем проводить синтаксический анализ

Синтаксический анализ проводится для решения нескольких задач. Среди них можно назвать:

  • Определение сущности словосочетания. Благодаря точному синтаксическому анализу можно понять смысл словосочетания, отталкиваясь от конкретной формы изложения информации. Например, если сочетание звучит как «читать книгу», речь идет об инфинитиве, описании действия. Само словосочетание имеет тип управления.
  • Изучение способов построения предложений. Это важно, поскольку позволяет с одной стороны досконально понимать высказывания. А с другой самому точно их строить. Без понимания предложений нет возможности узнать язык во всем его многообразии. Базовые знания в области синтаксиса нужны и чтобы грамотно говорить, доносить свои мысли до собеседников. Как устно, так и письменно.
  • Изучение способов построения текста. Влияния синтаксиса, грамотного выбора лексических средств для создания письменного послания. Особенно важно это для писателей, людей, которые имеют дело со словом. Для авторов художественной литературы, публицистов, журналистов. Но также и для тех, кто имеет дело с наукой. Поскольку от точности изложения материала, информации зависит характер исследования, его достоверность и логика повествования.

Базовые задачи решаются с помощью стандартных средств и инструментов. Синтаксическим анализом как словосочетаний, так и предложений занимаются школьники, начиная с 3-4 классов. В меньшей мере — изучением текстов.

Работают с синтаксисом и старшеклассники, студенты лингвистических направлений, факультетов словесности. Также и ученые, которые имеют дело с языкознанием, литературой, русским языком. Это обширная категория деятельности. Но далеко не единственная. Для полноты картины специалисты прибегают сразу к нескольким видам аналитики. Синтаксические исследования играют большую роль. Но ими все не ограничивается.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды синтаксического анализа

Синтаксический анализ — это обобщенное название целой группы работ. На самом деле, как можно уже понять из сказанного выше, существуют четыре основные формы исследования.

Первая и наименее обширная — это анализ словосочетания. Он проводится, чтобы определить способ связи между словами, оценить точный смысл высказывания. Поскольку словосочетание считается одно из наименьших информационных единиц в русском языке, ему уделяют много внимания. Словосочетания в чистом виде не имеют большого значения. Их анализ проводится в системе с другими.

Виды синтаксического анализа

Виды синтаксического анализа

Вторая и наиболее многочисленная категория — это анализ предложения. Он делится еще на два подвида. Исследования простых предложений. Тех, которые состоят из двух главных членов, подлежащего и сказуемого (реже — только сказуемого). Проводятся для понимания общей логики построения высказываний. С этого начинается как знакомство иностранца с русским языком, так и изучение русского в школе, в университете (курс повторяют с нуля, обращая внимание на существенные моменты).

Анализ сложного предложения предназначен для препарирования высказываний, где не одна пара главных членов, а больше. В этом случае имеет значение не только порядок слов, а также дополнительные члены, но и связь между главным и придаточными предложениями. Поскольку при неправильно выбранном способе связи смысл предложения может полностью или частично потеряться. Или, по крайней мере, высказывание будет выглядеть откровенно безграмотным. Точную мысль человек таким способом донести не сможет.

Наконец, анализ текста. Анализ проводится на базе целого текста. Художественного или же публицистического, научного или какого-либо иного. Не имеет большого значения. Как бы то ни было, синтаксический анализ текста позволяет определить логику повествования, обозначить авторскую позицию и добиться максимально точного понимания смысла.

Эти виды различаются по размерам, объему проводимой аналитической работы. Но суть всегда остается прежней. Понимание текста, понимание правил русского языка и логики построения предложений любого характера. Учитывая, что русский язык не имеет строгого порядка слов и все зиждется на верном выборе слов, окончаний, это крайне важный раздел и очень значимое дело. В том числе и для носителей языка, которые считают себя грамотными и умелыми.

Синтаксический анализ словосочетания

Синтаксическое исследование словосочетания проводится для определения сущности высказывания на первичном уровне.

Синтаксический анализ словосочетания

Синтаксический анализ словосочетания

Немного об анализе

С синтаксическим анализом словосочетаний школьники знакомятся одним из первых. Наравне с разбором слова, определением структурных частей отдельных лексических единиц. Исследование позволяет изучить характер высказывания, оценить способы соединения слов в предложении.

Как именно его проводить: алгоритм и особенности

Анализ словосочетания проводится сразу же. Вычленять отдельные структурные единицы в этом случае не приходится. Достаточно найти в каких отношениях находятся составные компоненты словосочетания. Алгоритм простой:

Для начала следует определить главное слово в сочетании. Это такое слово, от которого можно задать вопрос к другому. Например, синее небо. От слова «синее» вопрос задать невозможно. А вот к нему — более чем. Значит главным словом будет небо. Небо (какое?) синее. Сделать это несложно.

После оценки главного слова нужно определить способ связи. Существует три способа связи в словосочетании:

  • Согласование. Такая ситуация, когда главное и зависимое слово стоит в одной форме. Например заброшенный дом. Большой лес. Темная комната и тому подобное. Согласование используется для описания конкретных вещей и явлений. Выступает своего рода статичной картинкой.
  • Управление. Второй способ связи, который выражается в том, что зависимое слово ставится в определенном падеже, в зависимости от главного. Например: Пошли (куда?) домой. Увидели (что?) звезду. Управление встречается особенно часто. Управление отвечает за динамику. То есть за описание определенных действий в тексте. Развитие ситуации, экспрессию высказываний.
  • Примыкание. Последний способ связи в словосочетании. Суть его заключается в том, что зависимое слово связано с главным по смыслу. Никакой другой связи кроме смысловой нет. Например: сразу увидел или быстро побежал. Примыкание выполняет сразу обе функции: описывает, придает динамику и позволяет добавить экспрессии явлению, высказыванию.

Определение словосочетаний без учета особенностей построения предложений не имеет большого смысла. Поэтому, как правило, после понимания базовых правил, студенты и школьники учатся определять способы связи главного слова и подчиненных слов в предложениях.

Пример: мужчина неспешно побрел в бревенчатый дом.

Главным словом, которое определяет второстепенные члены тут выступает сказуемое «побрел». От него и можно задать вопросы к зависимым словам:

  1. Побрел (куда?) в дом. Глагол+существительное. Способ связи — управление.
  2. Побрел (как?) неспешно. Они связаны по смыслу. Способ связи — примыкание.

Также можно задать вопрос в словосочетании «бревенчатый дом. Дом (какой?) бревенчатый. Это согласование.

Вот еще один пример: маленький мальчик открыл дверь.

Разбор проводится по тому же принципу.

  • Мальчик (какой?) маленький. Поскольку и главное, и зависимое слова стоят в одной форме, это согласование.
  • Открыл (что?) дверь. Зависимое слово ставится в определенном падеже. Значит, речь идет об управлении.

Так можно продолжать и далее.

Это базовые правила исследования словосочетаний. Прежде чем браться за анализ полноценных предложений и исследование лексической структуры высказываний, публицистических, художественных или научных текстов, нужно выучить все три способа связи и особенности их использования на практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты

В результате исследования словосочетаний можно определить две вещи:

  • Способ связи отдельных слов в словосочетании.
  • Способ связи в самом предложении.

Словосочетание в рамках синтаксического анализа выступает основной и наиболее мелкой частицей информации.

Исследование связей в предложении

Синтаксический анализ предложения во многом похож на разбор словосочетаний. Только в большем масштабе.

Подробнее об анализе

Исследование структуры предложений позволяет добиться полного понимания высказывания. А также правил русского языка, которые в некоторых частях не всегда понятны даже носителям. Например, не всегда ясно, уместно ли использовать деепричастный оборот в том или ином месте. И таких ситуаций много.

Анализ предложения позволяет выявить главные члены и определить остальные значимые моменты. Анализ простого предложения нужно отграничивать от подробного исследования структуры сложного предложения.

Как его проводить

Синтаксическое исследование предложений проводится по четкому алгоритму. Для начала стоит рассмотреть изучение простого предложения, в котором имеется ровно одна пара главных членов (а то и один). Порядок будет таким:

Определение главных членов. Первый из них — это подлежащее. Оно отвечает на вопрос (кто?) или (что?) и описывает действующее «лицо», субъекте предложения. Хотя это может быть и неодушевленный предмет. Затем нужно найти сказуемое. Оно отвечает на вопрос (что делать?) и его производные. Сказуемое описывает действие, которое совершает предмет, субъект. Это может быть как реальное действие, так и бездействие, ментальная операция и т.д.

После определения главных членов нужно определить все второстепенные. Оценить их по типу. Выделяют несколько видов:

  • Определение. Оно выступает описательной категорией и чаще всего отвечает на вопросы (какой?) или (чей?). Чаще всего выражается прилагательным. Например, большой дом, черный материал, моя книга.
  • Обстоятельство. Разделяются на несколько категорий: времени, места и т.д. В зависимости от формы отвечает на вопросы (когда?), (где?), (почему?) и пр. Мы встретились в час дня (когда?). Я видел тебя в офисе (где?).
  • Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей (кому?), (чему?), (о ком?) и многие другие. Определяет дополнительную важную информацию, которая играет роль в высказывании. Например, я слышал о нем (о ком?). Я хотел сказать два слова (что?).

Второстепенные члены предложения играют большую роль в определении сути высказывания. Придают ему информативности и дополнительной окраски.

Затем проводится изучение связей в предложении. Анализ по словосочетаниям.

Сложные предложения состоят из двух и более пар главных членов. Из анализировать сложнее. Сложные предложения включают в себя главную и придаточную части. Они отвечают на определенные вопросы, а также позволяют получить информацию. Придаточные предложения зависимы от главного. Делятся на три категории: обстоятельственные, определительные и изъяснительные.

Придаточные предложения связаны с главным несколькими типами связей. Сочинительной и подчинительной.

Сочинительные предложения описываются как равноправные главному. Они стоят с ним в одной форме, перечисляют последовательность действий. Чаще всего соединяются через союз «и», но не только.

Пример: закончилась зима, и весна наступила.

В этом случае обе части представлены простыми предложениями, равными по смыслу. Показывающими последовательность равнозначных событий во времени.

Другой тип связи — подчинение. Сложноподчиненные предложения неравноправны. Одна часть ставится в зависимое положение, что видно по синтаксису. Вот несколько примеров:

  • Я понял, что он хотел сказать.
  • Он хочет, чтобы ты сказал правду.
  • Когда приходит весна, трава зеленеет.

Практически всегда в сложноподчиненном предложении можно найти слово-маркер. Они помечены в примерах выше. Выступают той самой составной частью, которая и оформляет подчинение. Зависимость придаточного и главного предложений.

Результаты

В результаты исследования становятся понятны высказывания, мысли, выраженные в предложении.

Проведение синтаксического анализа текста

Синтаксический анализ текста считается наиболее сложным в отношении работы, ее сложности и длительности.

Об анализе

Исследование текста представляет собой наиболее комплексную работу, которая проводится для точного понимания сути высказываний автора. Как показывает практика, синтаксический анализ текстового материала редко проводится изолированно. Это всего лишь один из инструментов качественного понимания сути материала.

Как проводится

Как и в предыдущих случаях, анализ текста, будь то произведение художественной литературы, публицистическая статья или научный материал, проводятся по определенному алгоритму. Представить его можно простой последовательностью действий.

  • Выделение главной мысли текста. Найти ее можно после тщательного прочтения материала.
  • Определение второстепенных мыслей. Тех, которые подтверждают мнение или позицию автора, дополняют ее деталями, позволяют лучше понять.
  • Определить способы связи между частями текста. Их роль в повествовании. Какую именно функцию они выполняют.
  • Вычленить позицию автора.

Вполне может быть, что придется сидеть над текстом дольше обычного. Без достаточного опыта провести аналитический разбор целого текста очень непросто.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты исследования

После проведения полного и системного анализа текстового материала можно понять суть. Однако в случае с художественной литературой методы синтаксического анализа не дают полной картины. Кроме того, это намного сложнее. Поскольку там работают правила не столько синтаксиса, сколько классической драматургии (трехактная структура и пр.). Поэтому для изучения литературных текстов нужно иметь солидный багаж знаний в нескольких областях. В том числе в области искусства, словесности.

Все три виды синтаксического анализа рассматриваются в комплексе. Они дополняют друг друга и дают больше информации.

Основные сложности

Сложности, с которыми сталкиваются аналитики, школьники и студенты довольно типичны:

  • Сложности с определением главного слова. Это вопрос неопытности. Все решается тренировками.
  • Сложности с определением связи в предложении. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, вообще придаточные предложения заслуженно считаются одними из самых сложных. Как и те, в которых присутствует только один член. Для изучения он трудны. Но как и в прошлом случае, чтобы понять тему, требуется много практики. Другого выхода из ситуации нет.
  • Недостаточность инструментария. В особенности это касается текстовых материалов, художественной литературы. Определить позицию автора (как вариант) может быть крайне непросто. Синтаксический анализ направлен на получение информации. А для определения эмоционального и волевого компонента, понимания мыслей автора, требуется нечто большее. Потому для исследования текстов нужен широкий инструментарий.
  • Сложности с определением главной мысли. Подобное встречается разве что на первых этапах текстового анализа. Или в сложных и запутанных текстах, где непросто определить, где и что располагается.

Действительно большие сложности с синтаксическим исследованием наблюдаются у школьников и, реже, у студентов. Поскольку им не хватает практических навыков и знаний, опыта. Но это дело более чем поправимое.

Часто совершаемые ошибки

Ошибки, которые допускают студенты и учащиеся встречаются куда чаще. Опытные специалисты при проведении синтаксического исследования их практически не совершают. Вот основные недочеты:

  • Непонимание способа связи в словосочетании. Отсюда ошибки. Как правило, эта проблема наблюдается на начальном этапе. Когда нет точного понимания правила. Но это очень легко решается опытным путем, тренировками.
  • Ошибки в определении способа связи в предложении. Где главные, а где второстепенные члены. Есть ли они в полном составе вообще. Какого типа то или иное обстоятельство и какая это вообще часть речи. И прочие трудности подобного плана.
  • Ошибки в определении главного и придаточного предложений. Где и какое находится.
  • Ошибки в определении типа связи между главным и придаточным предложениями. Как было сказано выше, это одна из наиболее сложных тем в русском языке.
  • Ошибки в определении главной мысли. Также и в формулировании авторской позиции.

Часто совершаемые ошибки решаются только опытом. Требуется многократная практика. Как минимум под контролем ответов на готовые вопросы. А еще лучше под наблюдением преподавателя. Тем более, что сложности в синтаксическом анализе возникают даже на базовом уровне. Это не такое простое дело даже для носителей языка.

Если вдруг у вас имеется необходимость в написании дипломных или научно-исследовательских работ, то тогда можете воспользоваться услугами ОЦ DissHelp.

В №25 нужно найти одно или несколько предложений, которые как-либо связаны с предыдущим. По большей части, это задание на внимательность и знание некоторых принципиальных теоретических моментов. Например: чем отличается лексический повтор от формы слова? Почему форма слова и однокоренные слова – это совсем не одно и то же? Или какие разряды местоимений существуют в русском языке? Ответы на все эти вопросы и алгоритм решения вы найдёте в этом материале.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Как искать? Какое предложение выписывать?

Это два самых популярных вопроса, которые задают мне ученики. Отвечаю:

1. Выписывать нужно только то предложение, которое содержит требуемое в задании средство связи. Не два, чтобы показать, с чем оно связано, а ОДНО!

Объясняю на пальцах: (1) Я очень спешил домой. (2) Там меня ждал сюрприз. Предложение 2 связано с первым при помощи указательного наречия, подменяющего слово «дом» и формы слова: «я» – «меня». Следовательно, ответ, который мы выписываем: 2, а не 1, 2.

2. Ответов в задании может быть несколько! Если вы быстро обнаружили одно предложение, не расслабляйтесь – их может быть 2 или 3. Обязательно проверяйте все до конца. Лучше несколько раз, вдруг что-то упустили.

3. Задание желательно делать с карандашом в руке в тренировочных КИМах. На экзамене можно подчеркивать требуемое ручкой прямо в итоговом КИМе. Не полагайтесь на память, в стрессовой ситуации она может подвести.

Алгоритм выполнения

1. Читаем задание. Обращаем повышенное внимание на указанные в нём средства связи. Самыми популярными являются: местоимения разных видов, союзы, однокоренные слова, формы слов, лексический повтор. Реже встречаются указательные наречия, вводные слова, частицы, синонимы.

2. Подчёркиваем средства связи. Помним о том, что они должны соединять предложение с предыдущим, а не связывать части одного предложения. Следовательно, их место в начале, а не в конце. Средство связи может «заехать» в середину или конец предложения: так бывает с формами слов или повторами, но встречается подобное не часто.

3. Выписываем только номер того предложения, которое содержит средство связи.

Необходимая теория

Лексический повтор– это намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Важно понять, что повторяющееся слово НЕИЗМЕННО! Этим повтор принципиально отличается от формы слова.

Существуют разные виды повтора: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис. Первые два используются в качестве приёмов в №26. Но в №25 определять вид повтора не нужно, главное его заметить.

Пример: «Парус! Порвали парус!/ Каюсь! Каюсь! Каюсь!» (В.С. Высоцкий). «Влюбиться? Влюбляться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя». (Ф.М. Достоевский).

Форма слова– это вариант одного и того же слова, имеющий одно лексическое значение, но различающийся своим грамматическим значением. Если предложения связаны формой слова, то слово не повторяется, а изменяется в зависимости от случая употребления. Существительные и местоимения могут изменяться по падежам и числам, прилагательные и причастия – по падежам, числам и родам, глаголы – по временам, лицам и числам.

Пример: Она долго гуляла по парку. Затем её позвали в беседку пить чай (она – её). На небе бушевал красный закат. Красным отсвечивали и стёкла домов (красный – красным). Хотелось петь, кричать, бегать, эмоции переполняли меня. Соловьи тоже пели в тот памятный день (петь, пели).

Однокоренные слова – это слова разных частей речи с общим смысловым корнем или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. Если предложения связаны однокоренными словами, нужно искать общие корни, а не одинаковые части речи.

Пример: Вот что такое счастье! Ничем не омрачённый, тихий, счастливый день (счастье – счастливый).

Местоимения

Местоимения делятся на 9 разрядов: личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределённые.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Их необходимо различать, чтобы поиск не занимал много времени, и помнить, что они, как и существительные, изменяются по падежам и числам. В связи с этим не надо путать падежные формы личных местоимений и притяжательные местоимения.

Пример: Его плащ развевался на ветру (вопрос «чей?» – притяжательное). Я попросил его об услуге (вопрос «кого?» – личное).

Для связи чаще всего используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Союзы

По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные и подчинительные. В каждой из групп есть подвиды. Знать их полезно не только для быстрого выполнения задания №25, но и для №2, где иногда требуется подобрать союз.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Всё о вводных словах рассказано здесь:

Удачной подготовки!

Анна Терехова

Все статьи канала собраны здесь:

{{ word.morphem }}
{{ word.word }}

Характеристика

По цели высказывания: {{ purpose[syn.purpose] }}

По интонации: {{ emotionalColoring[syn.emotionalColoring] }}

Простое

Сложное

По наличию главных членов: {{ mainMembers[syn.mainMembers] }}

По наличию второстепенных членов: {{ minorMembers[syn.minorMembers] }}

Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами

Осложнено однородными членами

Осложнено вводными словами

Осложнено обращениями

Сложносочинённое предложение. Количество простых предложений: {{ syn.countRoot }}.

Cложноподчиненное предложение.

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Как сделать синтаксический разбор предложения в режиме онлайн?

С нашим сервисом легко и просто.

*Обратите внимание, что в русском алфавите «е» и «ё» – разные буквы. Старайтесь вводить в поисковую строку текст без орфографических и пунктуационных ошибок, так как они негативно влияют на результат разбора.

Пользователям с разными статусами открыто различное количество знаков для разбора:

  1. Юзерам, пользующимся сервисом без регистрации – 10 000 символов,

  2. Пользователям, прошедшим регистрацию – 15 000 символов,

  3. Людям, оформившим PRO версию – 100 000 символов. Также, в эту опцию включены отключение рекламных показов и выделенная очередь, позволяющие осуществлять разбор намного быстрее.

Сервис Текстовод Синтаксис предназначен, в большей степени, для учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов высших учебных заведений.

Также, наша программа может помочь повысить качество текста в работе копирайтера или текстового редактора. Любой специалист, работающий с текстами, знает, что разбор предложения по частям речи способствует уменьшению и стилистических ошибок тоже.

Для чего нужен синтаксический разбор предложения?

Исходя из определения, синтаксис необходим для характеристики предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Как происходит синтаксический разбор предложения в нашей программе?

Последовательность выполнения разбора на Текстоводе абсолютно идентична синтаксическому разбору, производимому по школьной программе России.

Ниже предоставлен алгоритм разбора предложения.

*Имейте ввиду, что некоторые действия можно выполнять устно.

Этап I. Прочитайте и, при необходимости, спишите предложение.

Этап II. Определите цель высказывания предложения.

Выберите подходящий вариант:

  • Повествование (например, «Мама работает.»)

  • Вопрос (к примеру, «Мама работает?»)

  • Побуждение (образец, «Мама, работай!»)

Этап III. Уточните эмоциональную окраску, исходя из знаков препинания в конце предложения.

Тут 2 варианта:

  • Восклицательное.

  • Не восклицательное.

Этап IV. Выясните, простое предложение или сложное.

Подсказка: простое содержит одну-единственную грамматическую основу, а сложное две и более.

В зависимости от IV-го этапа, синтаксический разбор делится на 2 направления.

1. Произведите разбор простого предложения.

Этап V. Определите, односоставное или двусоставное предложение.

В первом случае, предложение имеет один главный член (подлежащее или сказуемое), во втором варианте, и подлежащее, и сказуемое являются главными членами.

Этап VI. Уточните, каким является ваше предложение: распространённым или нераспространённым.

В распространённом предложении есть главные и второстепенные члены.

В нераспространённом же содержится лишь одна грамматическая основа (состоящая из подлежащего и сказуемого).

Этап VII. Отнесите предложение к осложнённому или неосложнённому.

Осложнённое, когда есть:

  • обращения,

  • вводные слова,

  • прямая речь,

  • дополнения,

  • причастные или деепричастные обороты, однородные члены.

Неосложнённое предложение не содержит осложнений.

Этап VIII. Определите какое предложение: полное или неполное.

Неполное имеет недостающие члены. В противоположном случае, когда все члены, необходимые для полноты построения предложения на месте, предложение считается полным.

Этап IX. Выделяются (подчеркиваются) члены предложения

Этап X. Уточните все части речи.

  • В нашем сервисе части речи находятся над словами. Они указаны в сокращенном виде. Расшифровку вы найдете по ссылке, которая находится под разбором.

Этап XI. Изобразите графическую схему предложения.

2. Далее необходимо выполнить разбор сложного предложения.

Этап XII. Найдите средство связи в предложении (интонация, подчинительные или сочинительные союзы).

Этап XIII. Подумайте над способом соединения простых предложений в составе сложного.

Бывают союзная связь (с помощью союзов) и бессоюзная (соединение только интонацией).

Этап XIV. Определите тип вашего предложения.

Выделают следующие типы: сложносочинённое (в составе сочинительные союзы), сложноподчинённое (в предложении есть подчинительные союзы), бессоюзное, с комбинированными видами связи (соответственно, присутствуют оба вида союзов).

Этап XV. Далее, каждую часть сложного предложения разберите отдельно как простое (этапы IX – XII).

Бесплатный сервис поиска слов Адвего покажет онлайн все вхождения ключевых слов, стоп-слов и слов по заданному образцу. Поиск фраз и наборов символов на любом языке.

Как работает поиск слов и фраз в тексте

Скопируйте в первое поле проверяемый текст, а во втором поле укажите все слова и фразы по одной на строку, после чего нажмите кнопку “Найти”. Чтобы найти слова в документе или на странице сайта, скопируйте весь текст в поле для проверки.

По умолчанию система ищет только точные совпадения с указанной строкой (с учетом знаков препинания).

Например, по строке “номер” будет найдено слово “номер”, но не будут найдены слова “номерной” или “госномер”. Аналогично, при поиске по фразе “легкий завтрак” будет найдена только фраза “легкий завтрак”, но не будут найдены фразы “легким завтраком” или “легкий, завтрак”.

Чтобы задать поиск по маске, используйте символ звездочки * в начале, в конце или с обеих сторон каждого слова:

  • ра* — будут найдены все слова, начинающиеся на “ра”, в том числе слово “ра”: работа, разный, рад.
  • *ет — будут найдены все слова, заканчивающиеся на “ет”, в том числе слово “ет”: работает, полет, нет.
  • *ой* — будут найдены все слова, содержащие буквосочетание “ой” в любом месте: ойкнул, водопой, спокойствие.

Маску можно указать для одного или нескольких слов во фразе, правила будут применяться последовательно:

  • ра* *ет — будут найдены фразы только из двух рядом стоящих слов, первое из которых начинается на “ра”, а второе заканчивается на “ет”: рабочий совет, но не будут найдены фразы “свет комет” или “равная опора”.

Также можно найти все вхождения любой заданной последовательности символов в тексте — для этого необходимо добавить символ ! в начале и конце строки.

Например, по запросу !дом! будут найдены вхождения этого буквосочетания в словах “дом”, “домашний”, “одомашненный” и т. д., но выделены будут именно вхождения, а не слова целиком, в отличие от режима поиска по маске с символом *.

Чтобы выделить все вхождения конкретного слова или фразы в тексте, нажмите на строку с ними в таблице совпадений. Чтобы выделить все совпадения, нажмите на строку с общим количеством совпадений.

Проверять текст можно неограниченное количество раз — после его редактирования или изменения списка слов нажмите повторно кнопку “Найти” и система покажет результаты новой проверки.

Возможности сервиса:

  • поиск заданных слов и фраз (ключевых, стоп-слов);
  • поиск по фразе целиком или по ее части;
  • поиск необходимого слова или фразы в документе;
  • поиск одинаковых и повторяющихся слов;
  • поиск однокоренных слов по маске;
  • поиск любых последовательностей символов;
  • поиск в английском тексте и на любом языке.

Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.

Узнаем, что такое текст в русском языке, в какой последовательности следует выполнить анализ текста. Приведем примеры.

Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.

Что такое текст?

Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст»,  они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.

С этой точки зрения дадим следующее определение:

Определение

Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.

Текст это

Тема и идея текста

У каждого текста существует тема, которой он посвящается.

Определение

Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.

Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».

Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.

Пример

Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.

Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок  «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».

Признаки текста

Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:

  • тематическое единство;
  • раскрытие главной идеи;
  • последовательность (от известного к новому);
  • грамматическая и смысловая связность;
  • членимость (на смысловые отрезки, абзацы, главы, параграфы и пр.);
  • цельность;
  • законченность (композиционная завершенность);
  • стилистическое единство.

Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.

В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).

Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.

Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).

Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).

Как выполнить анализ текста?

Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:

Алгоритм анализа текста

  1. Прочитать текст.
  2. Дать заглавие, если его нет.
  3. Указать тему текста.
  4. Определить идею текста.
  5. Выявить стиль и тип речи.
  6. Указать композицию.
  7. Проанализировать средства выразительности.
  8. Указать средства связи между предложениями.

Примеры

Нежданный гость.

Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь  укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.

Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.

«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»

Анализ текста

  • тема — нежданный гость;
  • идея — находчивость Фёдора;
  • художественный стиль речи;
  • тип речи — повествование;
  • композиция  — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
  • образные средства: эпитеты (неугомонный ручей, ночное небо, удушливый дым), олицетворения (ночь укутала, звезды смотрят, спрашивают), метафора (любопытные звёзды), перифраз (хозяин тайги);
  • средства связи: лексический повтор (ночь, ручей, костер), частица (только), местоимения (в него, мы, они, на нас), наречия, союз (скоро, тут, а затем)

Что такое ментальная арифметика?

— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.

Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.

Анализ текста

  • тема — ментальная арифметика;
  • идея — развитие интеллекта ребенка;
  • публицистический стиль речи с элементами научного стиля (математические термины);
  • тип речи — описание;
  • композиция — общие сведения, признаки описываемого способа обучения, вывод;
  • средства связи: повторы (ментальная арифметика, развитие, счётах, счётов, своего воображения, в своем воображении), союз «то есть», синонимы (ребята — дети), перифраз (развитие интеллекта — развитие умственных способностей).

Видео «Текст. Анализ текста»

Добавить комментарий