Меню
В этом уроке вы научитесь играть арпеджио для гитары . Вы узнаете, как использовать арпеджио для импровизации при смене аккордов и в джазовых стандартов, а также познакомитесь с теорией музыки. Арпеджио являются важным строительным блоком словаря джазового исполнителя и придают вашим соло мгновенный «джазовый» оттенок. Понимание, практика и овладение арпеджио необходимы всем джазовым гитаристам. Изучение арпеджио мгновенно улучшит ваши гитарные соло, сделав их более интересными для прослушивания.
Обзор того, что вы узнаете
- Что такое арпеджио?
- Для чего используются арпеджио?
- Основные формы арпеджио
- Минорные арпеджио
- Доминантные арпеджио
- Основные арпеджио
- Арпеджио на 2 5 1 аккордовой последовательности
- Таблицы арпеджио
- Таблица основных арпеджио
- Таблица минорных арпеджио
- Таблица доминантных арпеджио
- Полууменьшенные арпеджио
- Уменьшенные арпеджио
- Арпеджио до мажор
- Этюд Blue Bossa Arpeggio Study
- Практика арпеджио
- Уменьшенные арпеджио над доминантными аккордами
- Арпеджио минор II V I аккордовые последовательности
- Арпеджио и проходящие ноты
- Осенние листья арпеджио
Что такое гитарное арпеджио?
Вот определение слова арпеджио :
Арпе́джио (от итал. arpa — арфа, буквально означает как на арфе) — способ исполнения аккордов, при котором звуки аккорда исполняются не одновременно, а следуют один за другим отдельно.
Арпеджио используются во всех жанрах музыки, таких как джаз, блюз, рок, металл, классическая музыка, поп и т. Д. В джазе (и металле) арпеджио используются иначе, чем в других музыкальных жанрах.
В поп – музыке , например, арпеджио на гитаре, как правило , используется для аккомпанемента . Отдельные ноты аккорда воспроизводятся последовательно, играя рисунок пальцами, обычно на акустической гитаре.
Вот пример того, как арпеджио Am можно использовать в поп-музыке. Основа этого арпеджио – это форма аккорда Am, а ноты аккорда не приглушаются после исполнения, а звучат вместе.
В джазе (а также в блюзе, металле и т. Д.) Арпеджио используются как техника импровизации для исполнения соло вместо аккомпанемента. В отличие от арпеджио, используемых в других музыкальных жанрах, ноты арпеджио для джазовой гитары обычно воспроизводятся с помощью медиатора и заглушаются после того, как они сыграны, поэтому они не звучат вместе. Другой контраст состоит в том, что эти арпеджио не основаны на форме аккорда.
Вот пример того, как арпеджио Am будет играться в джазе:
В этом уроке мы сосредоточимся на арпеджио джазового типа .
Для чего используются арпеджио?
Зачем изучать гитару и практиковать гитарные арпеджио? Потому что арпеджио – отличный инструмент для импровизации последовательностей аккордов и джазовых стандартов:
- Соло тона аккорда: исполнение арпеджио в гитарном соло подчеркнет гармонию мелодии (в отличие от гамм). Такое расположение аккордов придает вашей импровизации чувство направления и делает ее более интересной для прослушивания.
- Арпеджио облегчает импровизацию красивого ведущего голоса, делая ваши соло более мелодичными .
- Вы можете использовать арпеджио, чтобы добавить цвета и сложности своим соло, используя замены.
Как начать использовать арпеджио
Каждый джазовый гитарист должен уметь играть арпеджио всех типов аккордов во всех положениях грифа гитары.
Это может показаться непростой задачей, но при хорошей практике вы сможете играть все арпеджио, не задумываясь, за относительно короткий промежуток времени. Итак, прежде чем научиться использовать арпеджио в гитарных соло, давайте начнем с изучения основных позиций .
Основные формы арпеджио: минор, доминанта и мажор
Мы собираемся изучить основные формы арпеджио, рассматривая наиболее распространенную последовательность аккордов в джазе – 2 5 1 (II V I). В этом примере мы будем работать с прогрессией 2 5 1 в тональности соль мажор :
Чтобы воспроизвести такую последовательность аккордов, вам понадобится 3 типа арпеджио: минор, доминанта и мажор.
Минорное арпеджио
А вот форма гитарного арпеджио для аккорда Am7 : красные точки обозначают основной тон или 1-ю ступень аккорда. Черные точки представляют другие ноты аккорда. Буквы – это названия нот.
Вот то же самое арпеджио по отношению к его гамме (A дорийский лад) и аккорду (Am7):
Арпеджио Am7 гаммы Дорийского лада
Арпеджио Am7
Упражнение № 1: практикуйте арпеджио ля минор, как указано на вкладках ниже (пока оно не будет исполняться естественным образом):
Упражнение # 2: вы также можете попрактиковаться, играя аккорд перед арпеджио, это хорошее упражнение для ваших ушей.
Паттерны арпеджио для гитары
Вот 2 паттерна арпеджио, которые являются немного более технически продвинутыми, это хорошее упражнение, чтобы изучить формы арпеджио. Эти паттерны только для Am7, но вы можете использовать один и тот же паттерн для всех арпеджио, включая доминантные и мажорные арпеджио.
Am7 арпеджио Паттерн # 1 : этот первый образец арпеджио в 5-м и 4-м интервалах, что достигается путем пропуска нот:
Паттерн # 2 : этот паттерн делит арпеджио на группы по 3 ноты:
Доминантное арпеджио
Переходим к нотам и формуле аккорда D7 :
Вот то же самое арпеджио в отношении гаммы (D Миксолидийский) и аккорда (D7):
D7 Арпеджио Упражнение № 1: Используйте это доминантное арпеджио, практикуясь, так же, как вы делали это с аккордом Am7:
Упражнение № 2: Подобно примерам минорного арпеджио, вы также можете сыграть аккорд перед арпеджио:
Основное тоническое арпеджио
И теперь мы подходим к последнему аккорду прогрессии, аккорду Gmaj7 :
Вот то же самое арпеджио в отношении его гаммы (G Major Ионийской гаммы G) и аккорда (Gmaj7):
Gmaj7 арпеджио Пример # 1: Практикуйте это мажорное арпеджио так же, как мы делали это для минорного и доминантного арпеджио:
Gmaj7 Арпеджио Упражнение № 2: И с аккордом Gmaj7 перед арпеджио:
Подвижные формы
Вам нужно знать одну вещь : все формы арпеджио подвижны. Если вы знаете арпеджио для Am7, вы можете использовать ту же «форму» арпеджио для других минорных аккордов.
Например : предположим, вы хотите найти арпеджио для Gm7. Все, что нам нужно сделать, это сдвинуть позицию арпеджио Am7 на 2 лада вниз. Вместо того, чтобы начинать с 5-го лада (в случае Am7), мы начинаем с 3-го лада для Gm7. Например:
Арпеджио на основе аккордовой последовательности II V I
Мы знаем основные позиции арпеджио, теперь мы объединим их, чтобы арпеджио следовали последовательности из 2 5 1 аккорда.
Упражнение № 1 – По возрастанию
Первое, что мы будем практиковать, – это играть арпеджио по возрастанию , начиная с основного тона. Это упражнение не очень музыкальное, и вы никогда не будете использовать его в таком виде для импровизации, но это необходимый шаг в обучении игре арпеджио.
Упражнение 2 – По убыванию
Упражнение № 3 – Чередование
Следующий шаг – чередование арпеджио . Играем первое арпеджио (Am7) в 1-ом такте, а затем переключаемся на ближайшую ноту второго арпеджио (D7) во втором такте. То же самое происходит, когда мы переключаемся на третье арпеджио (Gmaj7).
Упражнение № 4 – Чередование вариаций
Давайте посмотрим на другой альтернативный пример, начиная с другого места грифа гитары. Вместо того, чтобы исполнять арпеджио Am7 на 6-ой струне E, мы начнем его с 1-ой струны E:
Когда у вас под пальцами есть эти базовые формы арпеджио, следующим (важным) шагом будет начать импровизировать, используя эти формы. Практика арпеджио, начиная с тоники восьмыми длительностями – важный шаг в процессе обучения, но не очень музыкальный. Как только этот шаг будет пройден и вы уверенно начнете играть все эти упражнения, важно проявить творческий подход, чтобы в итоге не быть похожим на робота на сцене…
Арпеджио можно начинать с любой ноты и играть в любом порядке. Вы можете смешивать ноты, пропускать ноты и использовать любой ритм, который только можете придумать. Будь креативным!
Арпеджио для гитары Lick # 1
Вот более музыкальный пример , использующий те же формы арпеджио в той же последовательности из 251 аккорда, но с различными ритмами и порядком нот:
Теперь начните импровизировать , используя только основные формы, которые вы изучили до сих пор. Используйте минусовку, чтобы убедиться, что арпеджио меняется в нужный момент.
Таблицы арпеджио
До сих пор в этом уроке мы работали с формами арпеджио, тоника которых находится на струне E (Am7 и Gmaj7) или на струне A (D7) . Конечно, есть много других позиций, в которых можно играть эти арпеджио.
Следующие таблицы в списке ниже представляют собой обзор позиций арпеджио для наиболее распространенных типов аккордов. На большой диаграмме показаны все ноты арпеджио по всему грифу, меньшие диаграммы показывают отдельные части арпеджио.
Таблица мажорных арпеджио (Gmaj7)
Те из вас, кто знаком с системой CAGED, поймут, что 5 форм арпеджио Gmaj7 выше соответствуют 5 основным формам аккордов (CAGED):
Таблица минорных арпеджио (Am7)
Таблица доминантных арпеджио (D7)
Таблица полууменьшенных арпеджио (Bm7b5)
Таблица уменьшенного арпеджио (B ° 7 = D ° 7 = F ° 7 = Ab ° 7)
Арпеджио до мажор
Хорошим упражнением для отработки форм арпеджио, представленных выше, является игра арпеджио аккордов до мажорной гаммы в 1 позиции .
Вот диатонические аккорды в тональности C:
Арпеджио – Упражнение №1
В этом упражнении мы играем все аккордовые арпеджио на протяжении 1 такта, оставаясь на 7-й позиции
Упражнение №2
Это то же самое упражнение, что и выше, но на этот раз начиная со 2 позиции :
Выполняйте это упражнение во всех положениях грифа гитары.
Этюд Blue Bossa Arpeggio
В этом разделе вы узнаете, как использовать формы арпеджио, которые вы выучили ранее, по джазовому стандарту, в данном случае Blue Bossa .
При изучении мелодии важно уметь играть арпеджио любого аккорда, с которым вы столкнетесь, в любом месте грифа гитары.
Начните с игры арпеджио на протяжении всей песни, используя только четвертные ноты, и придерживайтесь использования только одной формы арпеджио на аккорд.
После тренировки Blue Bossa четвертными нотами попробуйте сыграть фразу ниже. В фразе используются те же ноты, что и в арпеджио из предыдущего примера, но изменяется порядок нот и ритм.
Для дополнительной практики и сольных идей играйте только восьмые ноты при смене аккорда:
Практика арпеджио для гитары
При отработке новых гамм, арпеджио или аккордов рекомендуется практиковаться в музыкальном контексте. Часто, когда я пытаюсь включить новую концепцию или аппликатуру в свою игру, я исполняю небольшую мелодию из нового материала.
Вот пример такой мелодии. Это упражнение научит вас играть 9 и 13 арпеджио, а также соответствующие аккорды.
F9 арпеджио
Первый аккорд и арпеджио – это F9, то есть F7 + надстройка 9:
В упражнении я использую вариации арпеджио, чтобы было интереснее:
Bb13 арпеджио
Второй тип аккорда и арпеджио – это Bb13, то есть Bb7 + надстройка 13:
В конце мелодии я использую блюзовую гамму фа минор (такт 15).
Минусовка для тренировки арпеджио для гитары
Слушайте и играйте вместе с аудио
Как использовать уменьшенные арпеджио вместо доминирующих аккордов
Уменьшенные арпеджио часто используются для игры на доминантных аккордах (7b9) . Вот практическое правило:
Вы можете сыграть арпеджио dim7 из b9, 3, 5 или b7 любого доминант септ аккорда. Это приведет к звучанию 7b9.
Например : через G7 вы можете сыграть арпеджио Abdim7, Bdim7, Ddim7 или Fdim7:
В этом упражнении по технике арпеджио вы научитесь играть уменьшенные арпеджио вместо доминант септ аккордов. Упражнение исполняется на последовательности аккордов II VI VI7 до мажор .
Dm7 (ii): поверх первого аккорда играется обычное арпеджио Dm7:
G7b9 (V): здесь играет уменьшенное арпеджио (Bdim7), начиная с 3-го (b) доминирующего аккорда. Существует небольшая разница между формой арпеджио, воспроизводимой по возрастанию, и формой, воспроизводимой по убыванию, чтобы упростить переход к следующей форме арпеджио.
Обратите внимание, что Bdim7 очерчивает ноты 3, 5, b7 и b9 аккорда G7b9. Это арпеджио без тоники (нет 1), которое мы часто называем арпеджио 3-b9 .
Уменьшенные аккорды (и арпеджио) симметричны, потому что они построены путем наложения минорных терций. Это означает, что вы можете рассматривать любую ноту арпеджио dim7 в качестве основной ноты: вы можете думать об арпеджио Bdim7 как о Bdim7, Ddim7, Fdim7 или Abdim7, все они одинаковы.
Cmaj9 (I): здесь я играю аккорд Em7 поверх Cmaj7. Em7 – это первый наложенный аккорд Cmaj7, а форма арпеджио такая же, как у Dm7, который вы использовали ранее, но на 2 лада выше.
A7b9 (VI7): здесь исполняется уменьшенное арпеджио (C # dim7), начиная с 3-го (C #) аккорда A7. Во второй форме снова есть небольшое изменение, чтобы облегчить переход к следующему арпеджио.
Минусовка и ноты
Другой пример. Обратите внимание, что все ноты взяты из арпеджио Bdim7 ( арпеджио 3-b9 вместо G7b9), но я обозначил формы арпеджио Ddim7 и Bdim7, чтобы вы могли видеть, как вы можете использовать любую ноту первой ступени из Bdim7 для построения других форм dim7.
Использование арпеджио над минором II V I прогрессии
Теперь, когда вы знаете, как связать арпеджио dim7 с аккордом V7b9 , давайте посмотрим на две аппликатуры для этих арпеджио и то, как вы можете применить их для импровизации в миноре II V I.
Любую нота в dim7 арпеджио можно считать 1-ой ступенью, если взять Bdim7 и начать со второй ноты в том , что арпеджио (D), вы теперь делить тонику с iim7b5 аккорд.
Это означает, что теперь вы можете играть iim7b5-iidim7 поверх iim7b5-V7b9 прогрессии, что позволяет вам солировать без изменения основной ноты и без перемещения руки на грифе между аккордами.
Вот четыре арпеджио для минорной прогрессии в C с арпеджио Dm7b5, начинающимся на 6-й струне .
Вот образец фразы, в которой используются все четыре формы:
Двигаясь дальше, вот все четыре арпеджио в обороте минорной тональности до 5-й струны :
Вот пример, чтобы услышать эти формы в действии:
Чтобы помочь вам применить эти минорные арпеджио II VI в музыкальной ситуации, вот соло, записанное поверх смены аккордов мелодии, которая является версией из трека Майлза Дэвиса Tune Up.
Арпеджио и проходящие ноты
Арпеджио напрямую связаны с аккордом, на который вы играете соло, но они могут звучать немного просто, поскольку не предлагают ничего нового для этого аккорда. Чтобы избежать этого в ваших соло, можно использовать хроматические техники вместе с арпеджио.
Первая концепция арпеджио называется нотами подхода, когда вы приближаетесь к любой ноте в арпеджио на один лад ниже. При этом вы создаете напряжение и отпускаете звук в своих фразах.
Единственное правило – нельзя разрешать хроматические ноты . Итак, если вы играете подходящую ноту, вам нужно будет сыграть аккордовый тон позже.
Вот пример этой техники в действии, когда вы приближаетесь к каждой ноте в арпеджио Am7 с лада ниже. Примечания к подходу выделены синим цветом, поэтому вы можете легко увидеть их на грифе. После того, как вы поработали это упражнение на Am7, примените его к другим нотам и типам арпеджио в своих соло:
Это обратное предыдущему упражнению, так как теперь вы играете арпеджио Am7 вниз с проходящими нотами.
Вот фраза, в которой используются арпеджио и проходящие ноты, когда вы воплощаете эту концепцию в музыкальной ситуации. Изучите эту фразу в данном ключе, а затем примените его к другим позициям, если сможете. Затем напишите несколько собственных фраз по этой прогрессии.
Следующая техника бибопа использует две хроматические ноты для каждой ноты арпеджио. Вы играете на один лад сверху, затем на лад снизу, а затем исполняете аккордовый тон.
Вот пример фразы, примененной к арпеджио Am7 , восходящего к двухоктавной версии этого арпеджио. Выполните это упражнение с метрономом в максимально возможном количестве позиций, а затем примените его к другим формам арпеджио.
Следующее упражнение полностью изменяет предыдущее, так как теперь вы опускаете арпеджио Am7 с проходящими нотами.
Вот фраза, в которой используются фразы арпеджио на фоне прогрессии II V I VI соль мажор. После того, как вы выучите эту фразу, напишите 2-3 своих, в которых используются арпеджио и проходящие ноты.
Осенние листья арпеджио
Чтобы завершить наш урок по арпеджио, мы узнаем, как использовать арпеджио в песне. Чтобы вы начали применять арпеджио вместо смены аккордов, вот соло на основе «Осенних листьев», в котором используются арпеджио и концепции из этого раздела.
Работайте над соло по одной фразе, пока вы не сможете собрать все вместе, чтобы сформировать соло как единое целое. Вы можете играть его вместе с примером аудио, а также под минусовку, создавая свои собственные соло арпеджио на эту мелодию.
Теперь вы изучили основы арпеджио для гитары. Если вы хотите шаг за шагом научиться играть джаз на гитаре, ознакомьтесь с другими уроками нашей школы. Приятного обучения!
Если вы учитесь играть на гитаре, рано или поздно вы непременно столкнетесь с понятием «арпеджио«.
Это просто незаменимый прием, придающий вашей игре разнообразие и особый характер. Из арпеджио можно строить целые риффы, можно использовать их в соло и даже создавать мелодические линии благодаря его плавному звучанию.
Практически все великие гитаристы имеют этот прием в своем арсенале. Но есть также и те, кто избегает арпеджио. Почему? Да потому что боятся заблудиться в лабиринтах теории и техники его исполнения. Вы же не относитесь к таким «музыкантам»? Если вы уже знакомы с тем, как работают аккорды, самое время приступить к арпеджио.
Вот восемь важных моментов, которые помогут вам одолеть этот непростой прием.
Что же такое арпеджио
Слово «арпеджио» происходит от итальянского «arpeggiare», означающего «играть на арфе». (Логично, ведь арфисты часто акцентируют ноты, играя их не в унисон, а одну за другой.) Арпеджио иногда называют «ломаными аккордами». По сути, это ноты аккорда, играемые по одиночке.
Как арпеджио могут пригодиться гитаристу
Арпеджио создают эффект быстрой, плавной игры. Кроме того, с их помощью вы выведете свой навык импровизации на новый уровень. В арпеджио входят все ноты аккорда. Они легко свяжут ваше соло с аккордовой структурой и станут основой для отличных фраз.
На фоне соответствующего аккорда арпеджио всегда звучит хорошо, поэтому можно сказать, что это своего рода ключевые моменты мелодии. Вы можете смело импровизировать в рамках нот, входящих в арпеджио.
Гаммы vs. арпеджио
Давайте посмотрим, в чем разница между гаммами и арпеджио. Гаммы — это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенную тональность (например, в гамму G мажор входят ноты G, A, B, C, D, E, F#).
Арпеджио — это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенный аккорд (например, в арпеджио аккорда G мажор входят ноты G, B, D). И гаммы, и арпеджио линейны: в обоих случаях ноты извлекаются одна за другой. Но в отличие от гамм, которые содержат как аккордовые, так и неаккордовые ноты, арпеджио строятся исключительно из нот, образующих тот или иной аккорд. Как гаммы, так и арпеджио можно играть в восходящем, нисходящем направлении или же так, как хочется исполнителю.
Аппликатуры арпеджио
Как и в случае гамм, для арпеджио существует несколько аппликатур. Для каждого арпеджио можно насчитать пять аппликатур CAGED. (Исключение — уменьшенный септаккорд. Для него существует всего одна аппликатура.)
Выучите арпеджио в разных позициях на грифе — так вы запомните именно его форму, а не просто порядок ладов, которые нужно зажимать. Учите аппликатуры постепенно, одна за другой. Конечно, будет замечательно, если вы освоите все аппликатуры. Но в любом случае гораздо лучше знать и играть одну аппликатуру идеально, чем пять, но кое-как. Потренируйтесь в переходе от одной аппликатуры к другой. Возьмите, например, две каких-нибудь аппликатуры и чередуйте их между собой.
На каких арпеджио следует сконцентрироваться вначале
Лучше всего начать с мажорных (1, 3, 5) и минорных трезвучий (1, b3, 5). Это самые распространенные гитарные арпеджио в музыке любого стиля. В трезвучие входят всего три ноты, но арпеджио можно расширить, добавив к нему седьмую, девятую, одиннадцатую, тринадцатую и т.д. ступени. Возможностям нет предела!
Разные способы звукоизвлечения
Арпеджио можно играть разными способами. Это, помимо прочего, техника переменного штриха, легато, хаммер-оны и пулл-оффы, свип-пикинг и тэппинг. (Более опытным гитаристам нельзя забывать и о таких приемах, как игра через струну и перекат пальцев на грифе — все это позволяет значительно прибавить в скорости.) Поэкспериментируйте с каждым способом и выберите то, что подходит именно вам и вашему стилю игры.
А как же перебор? Аккорды, играемые перебором, с технической точки зрения тоже являются арпеджио, но в этом случае ноты не глушатся сразу после исполнения, а звучат одновременно. То есть колебания каждой ноты вместе дают нам тот или иной аккорд. Арпеджио в стандартном понимании подразумевают звучание только одной ноты в один момент времени, поэтому они все-таки отличаются от аккордов, исполняемых перебором.
Заключите арпеджио в рамки тоники
Если вы только начинаете работу над арпеджио, старайтесь, чтобы первой и последней его нотой была тоника соответствующего аккорда (нота, от которой построен аккорд). Это поможет вам научиться слышать и различать звучание данной гаммы. Начните с нижней тоники, дойдите до верхней ноты так быстро, как только сможете, затем вновь спуститесь вниз и вернитесь к тонике.
Форма и скорость
Играя арпеджио, глушите каждую ноту сразу после ее извлечения. Делать это можно, например, снимая пальцы левой руки с зажатых струн. Так ноты не будут звучать одновременно, и ваше арпеджио будет отличаться от простого аккорда, сыгранного перебором. Каждая нота должна прозвучать отдельно!
Начинайте в медленном темпе. Первое время следует уделять внимание тому, как вы исполняете арпеджио. Скорость придет со временем. Вы же не хотите играть с ошибками, правда? Кроме того, исправлять ошибки сложнее, чем сразу учиться правильно.
Если вы хотите узнать об арпеджио больше, читайте один из прошлых уроков об арпеджио. И не забывайте подписываться, чтобы каждый день получать новые уроки и интересные статьи.
Арпеджио аккордов
Ноты аккорда можно играть все вместе и сразу, с чем мы уже знакомы, а можно играть последовательно. Поговорим об этом.
Арпеджио — способ исполнения аккорда, при котором его звуки следуют один за другим.
Любое последовательное исполнение нот аккорда можно назвать арпеджио. Даже есть вы зажали весь аккорд и просто по очереди играете его ноты. Если вы когда-нибудь слышали слово «перебор» и знаете его смысл, то вы уже знакомы с арпеджио.
Любое последовательное исполнение нот аккорда можно назвать арпеджио этого аккорда.
Существует два пути исполнения арпеджио:
- Арпеджио исполняется только правой рукой, пока левая статично зажимает аккорд. В таком случае каждая новая нота накладывается на предыдущую.
- Арпеджио исполняется и правой и левой руками. Пальцы левой руки поочередно зажимают каждую ноту аккорда, а правая их извлекает. Каждая нота звучит обособленно.
Пример:
Для того, чтобы играть арпеджио первого типа, не нужно учить никаких уроков. Просто берите аккорд и играйте. Лучший пример таких арпеджио — гитарное вступление к песне Behind Blue Eyes от Limp Bizkit.
В этом уроке мы будем разбирать второй вариант исполнения.
В гитарной практике есть такая техника — sweep picking (по простому — свип). Основное применение этой техники — быстро играть арпеджио аккордов. В конце видео я использую эту технику. Обратите внимание на правую руку: она не извлекает каждую ноту по отдельности. Вместо этого я как бы просто скольжу медиатором по всем струнам, а левой успеваю подставлять правильные ноты.
Сначала мы разберем принцип построения арпеджио, потом аппликатуры арпеджио аккордов-трезвучий и септаккордов, а уже потом будет отдельный блок для практики.
Поехали!
Как строить арпеджио аккордов
Как построить арпеджио любого аккорда “c нуля”.
Если вы знаете принцип построения арпеджио аккорда, то технически вам даже не понадобятся аппликатуры из следующих глав. Однако, чтобы не тратить время на выведение и поиск удобных аппликатур, лучше дочитать урок до конца.
Перед тем, как строить арпеджио, выпишите, из каких ступеней состоит ваш аккорд и напишите ноту каждой ступени. Например:
- Em: 1 (E) — 3 (G) — 5 (B);
- Сmaj7: 1 (C) — 3 (E) — 5 (G) — 7 (E).
Теперь просто проиграйте все эти ноты друг за другом. На данном этапе нам неважно, на одной струне вы будете играть или используете ноты соседних струн. Поздравляю, у вам получилось арпеджио шириной в одну октаву.
Чтобы построить арпеджио шириной в две октавы, просто перенесите то, что вы построили, на октаву выше. Действуйте аналогичным способом, чтобы получить трехоктавное арпеджио.
Далее я рекомендую оптимизировать получившуюся аппликатуру, чтобы не устраивать забег по всему грифу, а постараться сыграть в одной позиции.
Пример построения арпеджио аккордов Em и Cmaj7 — на видео:
Вы заметили, что иногда я исполняю ноты на нескольких струнах с помощью одного пальца левой руки? При этом все ноты звучат раздельно и без «грязи». Такая техника называется перекат. Ее суть в том, чтобы выгибать палец левой руки таким образом, чтобы он зажимал нужную вам струну и глушил струны рядом.
Откройте полный доступ к курсу
Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры.
Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:
- ноты на грифе гитары
- аккорды: базовые и более продвинутые
- тональности
- гаммы и лады (в том числе и пентатоника)
После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Четыре урока доступны бесплатно
Четыре урока доступны бесплатно
Сохраните их себе – там много полезной информации.
Об авторе
Давид Мандельштам — гитарист из Калининграда с опытом игры более 10-ти лет. Играл во всех музыкальных стилях от death metal до indie pop.
Все 20 лонгридов курса станут доступны всего за 1990 рублей.
После оплаты курс навсегда сохранится в вашем личном кабинете.
Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Он состоит из 20 лонгридов с заданиями и тестами на все самые важные темы, от нот на грифе гитары до сложных аккордов и натуральных ладов.
Откройте полный доступ к курсу
Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:
- ноты на грифе гитары
- аккорды: базовые и более продвинутые
- тональности
- гаммы и лады (в том числе и пентатоника)
После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!
Содержание статьи
- 1
- 2 Арпеджио на гитаре. Общая информация и пояснения к статье
- 3 1 часть статьи. Что такое арпеджио в теории и на практике?
- 4 Разное понимание слова арпеджио
- 5 Виды арпеджио в классической гитаре
- 5.1 Восходящее
- 5.2 Нисходящее
- 5.3 Полное
- 5.4 Ломаное
- 6 12 популярных пальцевых техник используемых в песнях и этюдах
- 6.1 Восходящие паттерны
- 6.2 Нисходящие паттерны
- 6.3 Полные паттерны
- 6.4 Ломаные паттерны
- 7 2 часть статьи. Арпеджио аккордов на гитаре. Аппликатуры всех тональностей
- 8 Из чего состоит арпеджио?
- 9 Обозначение аппликатур
- 10 Для чего они нужны? Применимость на практике
- 11 Основные 6 передвижных позиций аппликатур, которые используются во всех тональностях и представлены ниже
- 12 Арпеджио аккорда До-мажор. Примеры аппликатур с табами и аудио фрагментами
- 12.1 1 позиция
- 12.2 2 позиция
- 12.3 3 позиция
- 12.4 4 позиция
- 12.5 5 позиция
- 12.6 6 позиция
- 13 Аппликатуры для других мажорных аккордов
- 13.1 Ре мажор — D
- 13.2 Ми мажор — E
- 13.3 Фа мажор — F
- 13.4 Соль мажор – G
- 13.5 Ля мажор — A
- 13.6 Си мажор – B
- 14 Арпеджио Минорных аккордов
- 14.1 До минор — Cm
- 14.2 Ре минор — Dm
- 14.3 Ми минор — Em
- 14.4 Фа минор — Fm
- 14.5 Соль минор — Gm
- 14.6 Ля минор — Am
- 14.7 Си минор – Bm
- 15 Заключение
Арпеджио на гитаре. Общая информация и пояснения к статье
Арпеджио на гитаре – это ноты, которые берутся последовательно и отдельно, не в унисон. Если звуки исполняются вместе, одновременно, тогда их сочетание будет называться аккордом. Для разнообразия аккомпанемента, а также в качестве технически-художественного приёма используют поочерёдное извлечение нот в аккорде. Порядок может быть разным, но и здесь есть правила, которые опираются на законы музыкальной гармонии. Разумеется, всё это будет понятно на практике.
Предлагаемая статья разделена на две части. Первая часть будет больше сосредоточена на теории и объяснении различных видов этого приёма. Вторая покажет вам основные схемы, аппликатуры и паттерны.
1 часть статьи. Что такое арпеджио в теории и на практике?
Когда мы играем арпеджио на гитаре, мы исполняем ноты в восходящей, нисходящей или ломаной позиции. Об этом речь пойдёт ниже. Для начала нужно знать ноты, составляющие играемый вами аккорд.
В качестве примера возьмём знакомый Gmajor в третьей позиции («звёздочка на третьем»). Его тоническое трезвучие состоит из трёх звуков – G, B и D. За тонику (основной устойчивый звук) берём 3 лад на 6 струне. Смотрим на каждую нотку и видим последовательность G-D-G-B-D-G.
С точки зрения аккордовых тонов это 1 (тоника) – 5 (квинта) – 1 – 3 (терция) – 5 – 1. Это устойчивые звуки аккорда. Чаще всего мы перебираем каждую ноту аккорда по порядку тонов 1-3-5 1-3-5 (то есть G-B-D G-B-D). При исполнении в основном опираются именно на эти звуки. Но также используют и другие неустойчивые ноты аккорда.
Разное понимание слова арпеджио
В «дворовой» практике арпеджио на гитаре попросту именуют «перебором». Это действительно приём, которым исполняют аккомпанемент. В классическом обучении это не только песенное сопровождение, но и метод исполнения специальных упражнений, а также целых этюдов, пьес и других произведений.
Виды арпеджио в классической гитаре
Восходящее
Как нетрудно догадаться из названия, ноты «восходят» от басового звука до верхнего. Если в качестве примера будет гамма До мажор, то это будет выглядеть как «до-соль-до-ми». То есть аккорд Cmajor, сыгранный пальцами p-i-m-a.
Нисходящее
По аналогии с предыдущие «до (бас)-ми-до-соль». Пальцы p-a-m-i.
Полное
Совмещает движение вверх и вниз. Получится вверх «до (бас)-соль-до-ми» + вниз «до-соль».
Ломаное
Это полное арпеджио аккордов, которое сочетает в себе опорные звуки гармонии, сыгранные в определённом порядке. Например, «до(бас)-соль-до-соль-ми-соль-до-соль» пальцами p-i-m-i-a-i-m-i.
12 популярных пальцевых техник используемых в песнях и этюдах
Для закрепления пройденной информации предлагаем поиграть распространённые паттерны. Обратите внимание, что в каждом из них используется определённая техника игры пальцами.
Восходящие паттерны
Нисходящие паттерны
Полные паттерны
Ломаные паттерны
2 часть статьи. Арпеджио аккордов на гитаре. Аппликатуры всех тональностей
Далее приводятся практические примеры, в которых поясняется теоретическая часть.
Из чего состоит арпеджио?
Как уже упоминалось ранее, арпеджио аккордов на гитаре состоит из основных звуков аккорда. Причём они могут играться в разной последовательности. Опора идёт на устойчивые тоны (тоника (бас), терция, квинта – тоника (повторение в верхнем регистре) – 1-3-5-7). Соответственно, в Cmin — 1– 3b (в данном случае ми-бемоль)-5-7. То есть вы строите арпеджио, исходя из звуков аккорда.
В какой-то степени аппликатуры арпеджио по своему построению напоминают боксы пентатоники. В отличии от гамм, которые могут содержать дополнительную ноту (например, «блюзовая нота» в блюзовых гаммах), арпеджио содержат только звуки, изначально входящие в аккорд. Сначала узнаём тоническую нотку на 6 или 5 струне, затем отстраиваем гармонию на соседних ладах и струнах, чтобы не совершать неудобные скачки по грифу.
Обозначение аппликатур
Теперь рассмотрим теоретическую часть на практике. Ниже можно ознакомится с обозначениями которые используются в аппликатурах.
Для чего они нужны? Применимость на практике
Знание арпеджио позволяет музыканту лучше ориентироваться на грифе. Благодаря изучению этого приёма можно выучить не только расположение нот, но и узнать на какие ступени опираться при игре, а какие использовать как добавочные и переходные.
Из этого следует то, что гитарист начинает импровизировать. Важный момент, который используется в джазовой, классической и рок-музыке – арпеджио являются связующим элементом между основными импровизационными партиями. Как и у гаммы на гитаре, у арпеджио существует 5 основных и 1 открытая позиция.
С помощью этого упражнения можно лучше понять построение мелодии. Многие гитарные композиторы вроде Стива Вая и Джо Сатриани часто используют арпеджио для выстраивания основной мелодии своих треков.
Кроме того, это является отличные тренажёром для развития пальцев правой руки. Играя приём с разной скоростью и в разных темпах, можно натренировать от простых приёмов вроде хаммер-он и пулл-офф до сложных техник беглого исполнения, вроде шреда.
Основные 6 передвижных позиций аппликатур, которые используются во всех тональностях и представлены ниже
Как играть арпеджио на гитаре? Также, как и у пентатоники у arpeggio существует пять основных позиций + 1 открытая. У исполняемого аккорда берутся его основные звуки (у Cmajor это до-ми-соль) и покрывают весь гриф (достаточно до 15 лада). Если визуализировать расположение нот на грифе, то можно опираться на основные звуки и строить аккорд в различных позициях. Следовательно, арпеджио аккорда также можно сыграть от разных позиций. Такое построение основывается на системе CAGED, которая помогает увидеть гармонии на протяжении всего грифа. Чтобы это было понятнее, ниже приводит пример на основе Cmajor.
Арпеджио аккорда До-мажор. Примеры аппликатур с табами и аудио фрагментами
1 позиция
2 позиция
3 позиция
4 позиция
5 позиция
6 позиция
Аппликатуры для других мажорных аккордов
Ре мажор — D
Ми мажор — E
Фа мажор — F
Соль мажор – G
Ля мажор — A
Си мажор – B
Арпеджио Минорных аккордов
До минор — Cm
Ре минор — Dm
Ми минор — Em
Фа минор — Fm
Соль минор — Gm
Ля минор — Am
Си минор – Bm
Заключение
Изучение арпеджированных аккордов подразумевает и изучение теории музыки. Необходимо знание устойчивых и неустойчивых тонов. Дальше только дело практики. Благодаря игре можно разучить разные виды переборов, а также начать импровизировать в рамках заданной аккордовой прогрессии.
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Introduction: How to Play Arpeggios on the Piano
Most Piano students have heard of scales and chords and incorporate practicing them in their daily work at the keyboard.
Scales are played one note at a time and go either up or down in sequence. We usually start playing scales before we play chords.
Chords have notes that are played simultaneously instead of one at a time. There can be 2 or as many as 6 or more notes in a chord.
Sometimes, chords are played one note at a time, and when we do this, we are playing what is called an Arpeggio.
Never heard of an Arpeggio before? Let’s find out what one is.
Step 1: What Is an Arpeggio?
An Arpeggio is any chord that is played one note at a time, instead of the usual way, which is by playing all of the notes at the same time by pressing on each of the keys simultaneously.
Take for example a C major chord.
To play this chord, you would press your 1st, 3rd, and 5th fingers down on the C, E, and G keys at the same time.
To play this as an Arpeggio, you would play each of your notes and fingers one at a time, starting with the C, then the E, and then the G.
How do you know when to play a chord as an Arpeggio in the music? There are a couple of ways so let’s see what they are.
Step 2: How Are Arpeggios Written in Piano Music?
There are a couple of different ways that Arpeggios are notated in your piano music.
The first way is with an arrow to the left of the chord pointing up. This shows you to play one note at a time, and start with the bottom note first. (see image 1)
The arrow can also be pointing down, which means that you play the chord one note at a time starting with the top note this time. (see image 2)
The second way that Arpeggios are notated in our piano music is by writing each note of the chord one at a time, instead of on top of each other as they are written for chords. (see image 3)
Now that we know what Arpeggios are and how they are written in our music, let’s find out why they are important to learn and practice.
Step 3: Why Should You Learn Arpeggios?
There are several reasons that it’s good to start learning and playing Arpeggios as soon as possible, along with your scale and chord work.
The main ones are:
- They actually appear in our piano music all the time. There are even some piano pieces where most of the notes are written as Arpeggios! The more comfortable we become with them, the more piano music we’ll be able to play.
- Arpeggios help us to learn and know our chords. Breaking down chords in any key and playing them as Arpeggios helps us to learn where each of our fingers press down on the keyboard for the chord itself, and how our fingers need to move and adjust as we play through each chord.
- Practicing Arpeggios increases our hand and fingers strength and dexterity. Using our fingers one at a time like we do when we play Arpeggios works our muscle strength and coordination more than if we were only playing chords. This increase in flexibility benefits all the rest of your piano playing as well, and more than if you only practiced on scales and chords alone. Adding in Arpeggios to your “workout” is an important step to include for a balanced result.
Step 4: Helpful Tips
There are a few of important tips to remember when starting to learn and play Arpeggios.
Tip #1:
- Learn and practice your Arpeggios one hand at a time, before trying to play both hands together. This is much easier and will help you be able to play both hands at the same time faster if you learn them separately first.
Tip #2:
- Lean your hand and fingertips physically in the same direction the notes are going. If you are playing an ascending Arpeggio, meaning it goes from the bottom to the top, then lean your hand towards the right as you play it. If you are playing a descending Arpeggio, then reverse that, and turn your hand towards the left as you play from the top to the bottom.
Tip #3:
- Pay attention to the fingering for each Arpeggio that you play. The fingering is important as it is written specifically for your hand to learn the proper placement for all of your notes.
Tip #4:
- Set up a goal of learning one new Arpeggio say every day, or every week depending on your schedule. Start with the easiest one, which is C, and then move to the next one, such as D the next day or week. Play slowly at first and then increase your speed as you get to know the notes better and your fingers are moving faster across the keyboard.
Step 5: Come Practice With Me!
Arpeggios are important and fun to learn. They will teach your hands to move across the piano keyboard faster and with more confidence. You will also be able to play a lot more great piano music by increasing your technique skills to higher levels.
If you’d like to see what Arpeggios look like in piano music and practice playing some of them with me, click on this video to get started. You’ll find extra tips and advice as well as Minor Arpeggios, practice examples, and a review quiz!