Меня, как и большинство детей, в детстве пугали разными байками, особенно Бабой Ягой. Говорили что она живёт в лесу и если я туда пойду, она схватит меня, а потом съест. Эта история действительно пугала и заставляла не уходить далеко от дома. Сейчас, когда я уже стал взрослым, мне довелось столкнуться с настоящей Ягой, которую умудрился найти и чудом выжить.
Когда я был ещё ребёнком, у меня умер прадед. Он долго болел, но не хотел ехать в военный госпиталь. Именно туда его звали на лечение, поскольку прадед воевал с фашистами во времена второй мировой. Если бы он согласился, прожил бы на много дольше. К сожалению я плохо помню деда Яшу. Единственное, что навсегда осталось в воспоминаниях, его седые волосы и улыбка, с которой он всегда встречал меня. Его жена баба Катя, не пала духом. Сильная была женщина, но к сожалению – была. Она умерла в возрасте 91 года, пережив свою дочь на пять лет.
После её смерти мы начали разбирать вещи, среди которых я и нашёл блокнот прадеда. Он был исписан лишь на половину и мне конечно же стало интересно, о чём он писал. Придя домой, уселся возле печи и принялся читать.
Я уже долго болею и чувствую что скоро умру. Напоследок хочу рассказать вам историю, как однажды будучи ребёнком, повстречал Бабу Ягу в наших лесах. Было мне тогда 10 лет, а наша деревня была совсем крошечная. Домов 50 от силы, это сейчас расстроили, правда не знаю зачем. Всё равно молодёжь уезжает из-за того что работы нет.
Однажды решил я в лес сходить, набрать ягоды, грибов, маму порадовать. Вот только получилось не обрадовать, а плакать заставить. Заблудился я в тот день, даже сам не понимаю как? Всё время с отцом на охоту проездил, леса как свои пять пальцев знал, а тут бац и тропинка исчезла. Бродил я до самого вечера, съедая остатки ягоды. Темнеть на улице стало, а всё брёл, пока на болото не зашёл. Провалился по колени, хорошо что возле берега. Вылез из болота и увидел избушку, старая была, словно лет 100 тут стоит. Она прямо посередине болота находилась, а из под неё ствол дерева выходил. Стою, смотрю на неё как вдруг, изба медленно поворачиваться в мою сторону начала, тем местом, где дверь находилась. Испугался не на шутку тогда я, но всё же не убежал. Решил что в ней кто-нибудь живёт и смогут дорогу указать до деревни.
Взяв палку, я аккуратно пошёл к двери через болото. Зайдя внутрь, увидел большую печку, травы разные сохли на верёвке, столик маленький стоял и сено в углу, служившее в качестве кровати. Когда я ходил по избе, казалось что она сейчас завалиться на бок. Качка была как на корабле. Походил, да улёгся на сено и моментально заснул.
Разбудил меня громкий стук рядом со мной. Открыв глаза, увидел большой мешок рядом с собой и бабку старую. Была она в лохмотьях каких-то, трость в руке держала и на меня горящими глазами смотрела, которые были едва заметны из-за большого носа. Сказал я ей что заблудился, а она лишь злобно рассмеялась. От этого мне стало не по себе и я к двери прошмыгнул, но схватила она меня за шиворот, после чего какую-то траву возле лица распылила. От запаха ноги подкосились, а я упал на пол. Тело словно онемело и лишь глаза могли шевелиться. Я пристально всматривался в стену, а потом увидел как мешок зашевелился. Бабка развязала его и вытащила ребёнка. Он был ещё совсем маленький, от силы года 4. Громкий плачь, пробирал до мурашек, а бабка хихикала. Я видел как она распыляет перед ним странную траву, а потом кладёт его в огромную сковороду. Мне стало понятно что она хочет с ним сделать, поэтому я закрыл глаза и мысленно молился.
Мои молитвы были услышаны, потому что вскоре раздался крик со стороны леса. Скорее всего искали меня. Бабка тоже услышала и заметалась по избе, перебирая травы. Ей удалось найти нужную траву, которую вновь распылила на меня, погружая в сон.
Очнулся я уже дома. Родители рассказали что нашли меня возле болота. Я начал говорить о страшной бабке и избушке, но они ничего не видели. Говорят туман на болоте был, хоть глаз коли, ничего не было видно. После моего рассказа, никто так и не ходил на болото проверять. Может знали о бабке, а может сочли что у меня бурная фантазия. Но я знаю что она и по сей день там находится.
После прочтения, убрал блокнот прадеда в сторонку и задумался:
– Если дед написал это перед смертью, будучи взрослым, значит действительно Бабу Ягу видел. Всё верно, дом на курьих ножках, которые он скорее всего не разглядел из-за темноты. Ребёнок в мешке и другие факты. Возможно существует она, вот бы найти её да на телефон заснять.
Идея о том, чтобы найти Ягу, не вылезала из головы, поэтому я всё же решился отправиться на поиски. Ну а что, я парень взрослый, с бабкой смогу справиться если до этого дойдёт. К тому же если засниму, видео точно наберёт миллионы просмотров в интернете. В тот момент я и не подозревал что иду практические на смерть. Взял с собой еды, ножик на всякий случай, маску на лицо, а то вдруг травами своими меня одурманит и конечно же телефон. Вышел рано утром и отправился по лесу блудить. Проходил до обеда, потом перекусил и продолжил поиски. Ближе к вечеру мне всё же удалось выйти к болоту, которое находилось в объятиях тумана. Там я достал телефон, посмотрел на компас, чтобы знать в какой стороне деревня находится, вдруг бегством спасться придётся.
Из-за тумана я не мог ничего разглядеть, а ждать когда он рассеется, не хотелось. К тому же этого могло и не случится. Найдя палку, медленно продвигался сквозь туман и всё же заметил заветную избушку, хоть и размыто. Когда я подошёл ближе, увидел то же самое что описывал прадед. Вместо куриных ног, она держалась на стволе дерева, признаться, это меня немного огорчило. Достав телефон, я сделал пару фотографий, снял видео, после чего достал блокнот. Хотел я в него записать что смог найти жилище Бабы Яги, как он выпал, а как только я его поднял, заметил что в конце блокнота, под слипшимися листами, была ещё одна запись. Прочитал я её и меня затрясло, словно медведя встретил.
Я не смог закончить свой рассказ, так как стало совсем плохо. Мне осталось жить считанные часы, чувствую это. Прошу того кто прочитает всё что я написал, ни когда не искать ту старуху, попав к ней, невозможно будет от неё избавиться. Она пометила меня и каждую ночь бродит под окнами, хочет сожрать. Не знаю как она меня нашла, скорее всего по запаху, ведь её нос такой огромный. Даже сейчас, когда я пишу и на часах ночь, я вижу её силуэт в окне. Она ничего не говорит, лишь наблюдает, вот только ей я уже не достанусь. Смерть её опередила. Зачем я вообще это пишу, нужно было написать как я всех люблю, особенно моего маленького внука.
Текст был корявым, но мне удалось прочитать. Конечно же он напугал меня, поэтому пришлось достать нож. Если она нападёт, мне ни чего не останется как защищаться. Рукоять охотничьего ножа в руке, добавляла смелости и уверенности, поэтому я двинул вперёд. Забравшись по шаткой лестнице, открыл дверь. Сильный запах тухлого мяса ударил в нос, пробиваясь через одетую маску. Казалось что тут давно ни кто не живёт, но это лишь казалось. Внутри я увидел Ягу, которая лежала в позе трупа, а под ней находилось сено. Она выглядела точно так, как описал прадед, вот только сейчас она была вся синяя. Она явно умерла от старости или же болезни, но почему? Мне казалось что Баба Яга бессмертная. Стоя возле неё, тихо достал телефон и сделал пару фотографий и как только собирался уходить, повернувшись к выходу, увидел то, что пробило меня на слёзы и дикую злость. Над дверьми висела засохшая голова, с белыми волосами. Это была голова моего прадеда, но как она сюда попала? Неужели она откопала его тело и притащила к себе, а после съела?
От своих же мыслей мне стало дурно. Тошнота стала настолько сильной, что вся еда которую ел в обед, вышла прямо на пол, а я поспешил убраться из этого проклятого места. Выйдя и отойдя на метр, услышал скрип за спиной. Это была избушка, которая поворачивалась спиной ко мне, вот только тут не было ни какой фантастики. Происходило это из-за болота, которое крутило корни ствола в своей жиже.
Выбравшись на сухую местность, что-то дёрнуло меня посмотреть фото, ведь это было единственное доказательство существования Бабы Яги. Листая фото, увидел зловещую картину. На одной из фотографий, глаза старухи были открыты и смотрели на меня. Со страху я отбросил телефон и услышал стук со стороны болота. Обернувшись, увидел как старуху с вытянутыми вперёд руками, летит прямо на меня. Её улыбка и смех тут же разлетелись на сотни метров, а я побежал что есть силы, забыв про телефон.
– Какая к чёрту метла или ступа, она и без них летать умеет! Вот проклятая старуха, не отстаёт! Как мне теперь быть? – мысли лились потоком в моей голове, но ничем помочь не могли. Оставалось только надеяться на свои силы, в особенности на физические данные. В тот момент мне очень помогло то, что перед случившимся я посмотрел в какой стороне деревня. Не знай я этого, заблудился бы и попал прямо к ней в руки.
По моим меркам, пробежал уже больше 10 километров, от чего былую скорость невозможно стало поддерживать. Ноги начали уставать, а она догонять. Окончательно выбившись из сил, я остановился и перехватив нож в оборонительную хватку, стал просто ждать когда она окажется рядом. К моему удивлению, позади не было старухи, но что-то подсказывало – она рядом. В какой-то момент смех раздался из-за спины и я отпрыгнув вперёд, повернулся. Глаза сработали моментально, а вот тело запоздало. Длинная, костлявая рука схватила меня за шею и начала поднимать. Я полосанул её по руке, но она даже не почувствовала, поскольку у неё были лишь кости, обтянутые кожей. Следующий удар нанёс в бок, но она лишь сморщилась.
Моё тело находилось уже на высоте трёх метров от земли. Задыхаясь, собрал последние силы и ударил её в голову. Лезвие с трудом проникло внутрь головы, после чего она завопила истошным воплем и отпустила меня. Упав на землю, я чудом себе ни чего не повредил. В этот момент у меня впервые за всю жизнь, открылось второе дыхание и я помчался как ошпаренный, а Баба Яга билась об деревья, пытаясь достать нож.
Признаться, я с трудом помню как добежал до деревни, но у меня получилось. Следующие дни я провалялся в постели, так как ноги жутко болели от незапланированного марафона. Я жалел что телефон, остался на болоте, к которому я больше никогда не вернусь, только если с армией.
Через месяц я стал постепенно забывать о случившемся, но всё вспомнил однажды ночью. Среди ночи у меня пересохло в горле и я встал попить воды. Бочка с водой находилась возле самого окна, которое почему-то было не закрыто шторами. Я потянулся, для того чтобы прикрыть окно, а то мало ли кто по ночам ходит. Протянув руки, увидел лицо Бабы Яги, которое смотрело на меня своими зловещими глазами, а нож по-прежнему торчал из головы.
Как выяснилось позже, тело моего прадеда, не было в могиле, а значит она действительно забрала его, но я ей не дамся. Постараюсь найти способ, убить Бабу Ягу. Если этого не сделаю я, она сделает это со мной. Убьёт и съест, а моя мумифицированная голова, будет украшать избу.
Если понравился рассказ, просьба поставить лайк, а чтобы не пропустить новые интересные рассказы – подпишись.
Все мои рассказы в книге – Мистические рассказы (сборник 1).
В лесу Ленобласти нашли Бабу-Ягу
Женщина отправилась в лес искать грибы, а нашла Бабу-Ягу, сидящую на ёлке.
Невероятно-сказочная встреча произошла в лесу Ленобласти вчера, 30 августа 2021 года.
Как рассказала жительница Приозерского района в группе “Грибы и грибники СПБ”, во время тихой охоты она наткнулась на героя русских народных сказок. Баба-Яга сидела на ёлке, не издавая звуков, но зоркий глаз грибника заметил ее среди других деревьев. Когда женщина подошла ближе, то поняла, что на ёлке сидит муляж.
Откуда взялся в лесу Приозерского района муляж Бабы-Яги – не известно и вряд ли получится узнать. По предположению SyasNews, персонаж стоял в одном из ближайших населенных пунктов в качестве арт-объекта или скульптуры в парке. Возможно, старушку списали или же хулиганы оттащили ее туда, где она по мнению хулиганов и должна проживать.
Женщина оставила Бабу-Ягу в лесу, а домой вернулась с целыми корзинами грибов, фотографиями которых и похвасталась в группе.
Родилась статейка связанная с автомобильной тематикой только тем, что мы несколько лет назад заезжали в то место, о котором речь пойдет ниже. Но я все равно оставлю ее здесь.
Существовала ли на самом деле Баба Яга? Была она доброй или злой? Как сейчас выглядит жилище Бабы Яги? Это не сказка, это расследование!
Баба Яга — одна из жен Велеса, прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
В период становления христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Существовал ритуал «перепекания ребенка» — бабки-знахарки использовали его, если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, т.е. «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Для этих целей использовалась печь, в ней была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар, туда на непродолжительное время помещался младенец. После перевирания этого обряда и пошло поверье, что Яга жарит в печи младенцев и ест их.
Обряд «перепекания ребенка».
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детей.
В тоже время, в славянской мифологии встречается упоминание Бабы Яги, как богини смерти. Дескать, она живет в избушке на границе двух миров, стережет вход в подземный мир и провожает души умерших в царство мертвых. Сама же она принадлежит сразу двум мирам, отсюда ее почти безграничные возможности.
Поразительно много у Бабы Яги совпадений с другой богиней славянской мифологии — Мокошей (Макошь). Мокша — тоже жена Велеса, тоже прародительница, богиня колдовства, повелительница лесного мира и хозяйка перехода из этого мира в мир иной. Многие исследователи считают, что Баба Яга и Мокша — одно и тоже.
День Макоши — пятница, в православии этот образ в свою очередь слился с Параскевой Пятницей — покровительницей хозяек и жен (что нисколько не противоречит изначальной роли Бабы Яги). Один из дней, в который особо чтят Макошь — это ближайшая к 8 апреля пятница, а также 27 октября — собственно Параскева Пятница.
Полный размер
Параскева Пятница.
Итак, получается, что между Бабой Ягой и Параскевой Пятницей можно поставить знак равно. Тогда получается, что каждая Пятницкая церковь, коих полно как в России, так и за ее пределами — это церковь посвященная Бабе Яге…
Перенесемся в небольшой районный центр Тверской области — Старицу.
На гербе города, утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле» (металл Параскевы Пятницы, кстати — серебро).
Герб города Старица.
Есть предание, что на этом месте раньше существовал город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. Спастись удалось только одной старухе — она укрылась в пещере и осталась в ней жить (жила там и до этого?). Потому при заложении нового города ему и дали название — Старица.
По легенде именно в этой пещере в XVIII веке была построена Пятницкая церковь. Она необычна как своим расположением — не на вершине холма, а в крутом влажном берегу реки Волги, так и по форме — целый комплекс, больше похожий на портал-вход внутрь горы, аналогов такому архитектурному решению среди храмов просто не существует.
Пятницкая церковь. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.
Полный размер
Пятницкая церковь, современное фото.
Да что уж там, даже с названием у той церкви путаница: в писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь, в 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь — Рождества Богородицы. Здание построили, но осветили как Пятницкую. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский. Как будто церковные власти хотели забыть, кому издревле посвящено это место, а местные — не давали.
К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды, но алтарей в них не устраивается. Получается нечто странное: то ли одна церковь, но каково тогда назначение ротонд? То ли сразу три церкви, но почему две из них безалтарные?
На эти вопросы нашелся интересный ответ: все ведь знают, что Баба-Яга, она же Мокша, она же Параскева Пятница жила в избушке на курьих ножках, которая поворачивалась к лесу передом, а к людям задом и наоборот? Так вот архитектор нашел гениальный ход для выражения этой идеи поворота: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, т.е. повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим — передом.
Так что же, Пятницкая церковь в Старице и есть жилище Бабы Яги, ? Именно здесь существует преход между мирами? Где же тогда сама хозяйка?
Ответить сложно. Сейчас Пятницкая церковь заброшена, но в ней витает что-то необычное, эту атмосферу невозможно забыть! Кого-то это место пугает, но большинство все же притягивает, в определенных кругах церковь даже считают местом силы.
А какое гулкое это здание: если шепнуть что-нибудь в одном углу, то в на противоположном конце различимо каждое слово!
Может быть Баба Яга до сих пор здесь, просто скрывается от любопытных глаз до поры до времени?!
Опубликовано:
06 ноября 2020, 17:00
Баба-яга часто упоминается в народных сказках. Однако в каждой из них у старухи новая роль: ведьма, губительница или защитница и берегиня. Образ Яги куда более многогранный, чем может показаться, и имеет долгую увлекательную историю. Откуда в мифологии взялся этот персонаж, в чем его отличительные черты и существует ли Баба-яга на самом деле? Все самое интересное о героине сказок узнаете из статьи.
Кто такая Баба-яга?
Кто такая Баба-яга, как выглядит и чем промышляет, многие знают с детства. А вот откуда пошел этот древнейший мифологический образ, известно не всем. Исследователи долго изучали этот вопрос и собрали множество теорий ее происхождения.
Мы же знаем Бабу-ягу как популярного персонажа русских сказок. Вот ее главные черты:
- косматые, растрепанные волосы;
- страшный вид;
- большой, длинный и горбатый нос;
- костяная нога.
Примечательно также, где живет Баба-яга. В качестве жилища сказочной старухи всегда изображали избушку на курьих ножках без окон и дверей. Она расположена на краю леса, а вход в нее всегда скрыт от человеческих глаз. Передвигается Баба-яга в летающей ступе.
И хотя ее принято считать негативным персонажем, в народном эпосе присутствуют разные интерпретации образа Бабы-яги:
- мудрая старуха, которая может дать ценный совет, подарить магический предмет, накормить и даже спасти жизнь;
- злая Баба-яга, которая ворует и ест детей, владеет темной магической силой и может запросто погубить кого угодно.
Уникальная способность Бабы-яги заключалась еще и в том, что она умела перевоплощаться в обычных женщин и под их видом могла поселиться в любой деревне. Из-за этого деревенских ведьм часто подозревали в связях с Бабой-ягой.
Кроме русских сказок, колдунья также популярная героиня чешского, словацкого и белорусского фольклора. Однако история Бабы-яги своими корнями уходит глубоко в древнюю славянскую мифологию.
Этнографы убеждены, что давным-давно этот сказочный персонаж считался божеством смерти. Баба-яга охраняла вход в царство мертвых и провожала души усопших в потусторонний мир. И хотя в сказках о такой ее роли речи не идет, она все равно осталась значимым персонажем: к ней приходили за помощью и советом, когда, казалось, надежды больше не было. Кроме того, Бабу-ягу всегда считали истинной хозяйкой леса: ей подчинялись силы природы, звери и птицы, а также она обладала мощным даром прорицания.
Исследователи отмечают: множество фактов о Бабе-яге свидетельствуют о том, что она мертва и вполне может быть проводницей в подземный мир:
- У старухи распущены волосы, а в давние времена косы расплетали только мертвым женщинам.
- Раньше умерших хоронили в специально отведенных домиках, которые стояли на срубленных деревьях и не касались земли. Такую «домовину» очень напоминает избушка на курьих ножках.
- Мертвецов хоронили ногами к выходу. Заглянув в домик, можно было увидеть только их костлявые ноги. Отсюда, говорят, и пошло выражение «костяная нога».
- Также предки верили, что мертвецы могут летать в гробах — прямо как Баба-яга в своей ступе.
В самые трудные времена славяне приходили к умершим предкам за советом и поддержкой. Однако по пустякам их тревожить было запрещено, поэтому домовины открывали только в крайних случаях.
Еще одним предметом изучения была тайна, скрытая в имени героини. Что значит сочетание «Баба-яга»? Происхождение такого прозвища лингвисты объясняют двумя теориями:
- Слово «яга» в разных языках имеет негативные значения: болезнь, ужас, гнев, чахнуть, раздражать, скорбеть.
- Праславянское слово «яга» использовали для обозначения змей. К слову, многие эксперты склоняются к мнению, что Баба-яга обладала змееподобной внешностью и характерным хвостом.
Зарождение образа Яги уходит корнями глубоко в историю древних племен. За время существования он не раз менялся, и историкам остается лишь высказывать о нем предположения, ссылаясь на имеющиеся факты.
Существует ли Баба-яга?
Баба-яга — персонаж вымышленный, однако эксперты считают, что у нее были реальные прототипы. Что послужило основой для возникновения такого образа в народном творчестве? Вот несколько самых популярных версий:
Баба-яга — жрица
По некоторым сведениям, прообразом Бабы-яги была жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых.
Баба-яга — распорядительница ритуала
Другая версия гласит, что настоящая Баба-яга была распорядительницей важного ритуала — инициации. Его проходили мальчики-подростки десяти-двенадцати лет, когда готовились стать охотниками. Их уводили в лес и подвергали суровым, даже жестоким испытаниям:
- закапывали в землю;
- испытывали огнем и голодом;
- отрезали пальцы рук и пр.
Считалось, что во время такого экзамена на зрелость юноши временно «умирали» и попадали в царство Смерти. А затем им на смену «рождались» настоящие мужчины. Любопытно, что сами испытуемые действительно верили, что побывали в загробном мире.
Исследователи предполагают, что проводить такой обряд могла ведунья племени. Она же впоследствии стала Ягой из мифов, которая якобы похищала и убивала детей. Согласно другой теории, обрядом инициации руководил мужчина, переодетый в женские одежды, что было данью древним традициям матриархата.
Баба-яга — древняя лекарка
Также многие эксперты считают, что прототипами Бабы-яги могли стать обычные знахарки и ведуньи:
- Они исцеляли людей, были в тесной связи с природой, обладали мощной интуицией и способностями к прорицанию.
- Жили ведуньи обычно подальше от людей — на окраинах деревень, а то и у самого леса.
Сказки о том, что Баба-яга любит поджаривать людей в печи и съедать, отсылают к реально существующему обряду перепекания младенцев. В древние времена считалось, что если ребенок родился слишком маленьким и хилым, больным или раньше срока, он не дозрел в утробе матери. Тогда в дом звали ведунью, она укладывала новорожденного на лопату и отправляла в теплую печь без огня.
Печь была самым священным местом в доме. А рождение ребенка сопоставляли с выпеканием хлеба: во время ритуала младенцев даже обмазывали ржаным тестом на воде. Более того, в некоторых местностях обряд проходили все новорожденные без исключения.
Как видите, прототипы Бабы-яги, как и сам мифологический персонаж, изначально имели положительный посыл: они помогали людям и защищали от злых сил. Лишь со временем в сказках образ Бабы-яги демонизировали: ее хорошие черты превратились в плохие, а благие намерения трансформировались в зло.
В наше время древние ритуалы упразднились, мифологическое сознание сменилось научным мировоззрением. Поэтому Баба-яга существует теперь лишь как сказочный персонаж.
Источники:
- Ковальчук Л.П. Концептуальная интеграция смешанного пространства «Баба-Яга» в сказочном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — №3. — С. 33–39.
- Махлина С.Т. Образ Бабы Яги в межкультурной коммуникации // Вестник СПбГИК. — 2016. — №1 (26). — С. 21–25.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с.
- Соляник О.Е. Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова «яга» // Гуманитарная парадигма. — 2018. — №3 (6). — С. 103–107.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1883419-susestvuet-li-baba-aga-na-samom-dele/
Страшная Баба Яга, да ещё на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства. Образ, пришедший к нам вместе с колобком и репкой из «старины глубокой».
Однако, то время на Руси, о котором повествуется в сказках, всё же не Древняя Русь, это относительно недавнее время, период образования на Руси государственности. Уже во многих сказках имеется князь, богатырь служит в дружине, многие герои уже люди крещёные… а Баба Яга – косматое, страшное, злобное чудовище, которое ворует маленьких детей, да и жарит-варит их, чтобы съесть!
Но существует ещё и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими Богами и обрядами служения им, со своими героями и героинями.
Как красавица Йогиня стала Бабой Ягой
Так вот, ещё до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила-была прекрасная, юная богиня, с карезелёными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами — Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. И щеголяла она в Золотых сапожках, которые носили её по белу свету.
И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще.
Она странствовала по Мидгард-Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот.
В каждой Славяно-Арийской Веси и в каждом граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучаемой ею доброте, нежности, кротости, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту — Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.
Рядом с горным Капищем Рода, в скале было специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означало, что дети-сироты проходят посвящение Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а став взрослыми, эти юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Однако с началом смутных времён иудохристианства, когда появилась необходимость отвлечь народ от древних знаний-вед, образ красивой молодой Богини подменили образом «злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи, а потом поедает».
Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
Образ славянской Богини Йогини-Матушки очерняют тысячу лет, но до конца превратить её в злодейку так и не смогли. В трудную минуту Иваны-Царевичи и Иваны-дураки приходят именно к Бабе Яге, та их и покормит, и баньку им истопит, на печь спать уложит, а поутру путь укажет, клубок волшебный подарит, проблемы поможет решить и т.д. Нет ни одной сказки, где бы Баба Яга съела ребёнка или человека, она только лишь пугает их, испытывает и обучает.
Скит Йогини-Матушки
Скит – это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу и был огорожен высоким круглым тыном (забором). А что было у Бабы Яги за тыном, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках, из которой, как в сказках говорится, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу. Но мало кто обращает внимание, чтоизбушка не на куриных, а на курьих ножках.
Что это за «курьи ножки»? Курьи – это дымовые ножки, т.к. это старое понятие, означающее дымить, производить дым (как, например, понятие – вулкан, который курится, или Курильские острова, на которых курящиеся гейзеры). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница).
Что это за «курьи ножки»? Курьи – это дымовые ножки, т.к. это старое понятие, означающее дымить, производить дым (как, например, понятие – вулкан, который курится, или Курильские острова, на которых курящиеся гейзеры). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница).
Он ещё имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной Мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутишься). Поэтому на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити – так наши Предки называли другие формы жизни. Возможно, через подобные врата и прибывали на Землю разные существа с других систем и становилось возможным общение с ними.
Прохождение инициации
Помимо того, что эта Богиня, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но далеко не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причём помощь её в большинстве случаев — указание Пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Матушка Йогиня связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.
Всех, пришедших к ней за помощью да за знаниями, Матушка Йогиня экзаменовала на прочность намерения, чистоту помыслов и на способность выдержать и принять это знание. Поэтому все гости проходили через испытания.
Женщины же в сказках к Йогине попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы – т.е. такие, которые способны стать достойными жёнами князю или принцу или же сами претендующие на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из её родственниц. Но если женщина претендовала на большее – её экзаменовала Йогиня-Матушка. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Не вина Йогини в том, что не каждому было дано пройти испытания. Сокровенные знания не всем пользу приносят; тот, кто неправильно их использует, может много вреда принести людям.
Вот и создался образ злобной бабы, вокруг избушки которой частокол из костей с черепами, да прочими атрибутами чёрной магии. А страх человека необразованного и вообще чудеса творит. Но мы-то с вами уже можем отличить правду от кривды, а значит, если внимательно отнесёмся ко всему, что написано в сказках, можем многое познать из жизни наших Предков.