Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.
Понятие об однородных членах предложения
Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую оформляют соединительные, противительные и разделительные союзы.
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:
Эту работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.
Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).
В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:
В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, коричная и еще одна яблоня, которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).
Как найти однородные члены предложения?
Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:
- вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
- выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
- удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.
Примеры предложений с однородными членами
И сад, и луга, и река так прекрасны летом!
Она то смеялась, то плакала.
Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)
Однородные подлежащие
Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:
Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.
Однородные сказуемые
Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:
За лето река обмелела, притаилась между берегами.
Однородные дополнения
В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:
На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.
Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.
Однородные определения
Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:
Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.
Однородные обстоятельства
В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Таблица
Члены предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу. На лугу цветут ромашки и незабудки. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.
На зов хозяина прибежала собака и села у его ног. |
Определение | Какой? Чей? | На столе в вазе стоят красные и белые цветы.
Налей мне не теплой, а холодной воды. Девочку закутали в мамин платок. |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) | На огороде Света полила огурцы и помидоры .
Вечером не забудь покормить гусей и уток. |
Обстоятельство | Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему? | Слева и справа высятся хмурые ели .
Вглубь и вширь растут корни старой березы. |
Признаки однородных членов
Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»
Пунктуация при однородных членах предложения
Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.
Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.
Вид связи | Союзы | Правила пунктуации | Примеры |
Союзная | Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) | Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится | Я украсила вазу ракушками и морскими камешками. |
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) | Перед союзом ставится запятая | Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно. | |
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) | Перед вторым и последующими союзами ставится запятая | Не то ветер, не то дерево за окном шумит. | |
Бессоюзная | Между однородными членами всегда ставится запятая | Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку. |
Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.
Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после них ставится тире.
Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.
Итог
- однородные члены — это одинаковые члены предложения;
- однородные члены зависят от одного и того же слова;
- однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.
Видеоурок «Предложения с однородными членами»
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 111
Однородные члены предложения
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 5293.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 5293.
Предложения с однородными членами широко употребляются в устной и письменной речи. Прочитав статью, вы узнаете, что такое однородные члены, ознакомитесь с особенностями их употребления, а также правилами пунктуации при их написании.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое однородные члены предложения?
Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.
Предложения с однородными членами относятся к осложненным предложениям.
Какие члены предложения могут быть однородными?
В качестве однородных могут выступать любые члены предложения. В таблице приведены примеры употребления однородных членов предложения с разной синтаксической ролью.
Член предложения |
На какой вопрос отвечают |
Примеры |
Подлежащее |
Кто? Что? |
Маша, Саша и Витя гуляли во дворе. У меня дома живут котенок и щенок. |
Сказуемое |
Что делать? Что сделать? |
Сегодня на уроке мы приседали, бегали и прыгали. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски. |
Определение |
Какой? Который? |
Я купил желтые, красные и синие шарики. В углу стоял не большой, а маленькийстол. |
Дополнение |
Вопросы косвенных падежей |
Бабушка покормила цыплят и утят. На картине художник изобразил поле и озеро. |
Обстоятельство |
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? |
Зимой и весной нужно есть больше витаминов. Тропинка шла то вверх, то вниз. |
В некоторых случаях однородные члены предложения могут быть представлены разными частями речи, словосочетаниями, фразеологизмами, выполняющими одну синтаксическую функцию (Он отвечал на уроке (как?) уверенно, по делу, хорошо все обдумав).
Как найти однородные члены предложения?
Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:
- Выделить главные и второстепенные члены предложения;
- Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову;
- Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления).
Пример:
Женщина вышила цветок и птицу
. Цветок и птицу – дополнения, отвечают на вопрос что?, относятся к слову вышила; соединены сочинительной связью, между ними стоит сочинительный союз и.
Иногда сразу несколько членов предложения могут быть однородными. Предложения такого типа чаще употребляются в письменной речи.
Примеры:
Я и он вчера разговаривали и шутили
(однородные члены предложения: я, он (подлежащие) и разговаривали, шутили (сказуемые)).
Пунктуация при однородных членах предложения
В предложениях однородные члены могут объединяться союзной сочинительной и бессоюзной связью.
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
Вид связи |
Союзы |
Правила пунктуации |
Примеры |
Союзная |
Соединительные или разделительные одиночные (и, или) |
Между однородными членами предложения запятая не ставится |
Приготовил салат из огурцов и помидоров. |
Одиночные противительные (а, но, да), уступительный (хотя) |
Перед союзом ставится запятая |
Он опоздал, но пришел. |
|
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) |
Перед вторым и последующими союзами ставится запятая |
То снег, то дождь идет. |
|
Бессоюзная |
Между однородными членами всегда ставится запятая |
Он любовался картинами, скульптурами. |
Если перед однородными членами предложения употребляется обобщающее слово, после него ставится двоеточие; если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире (Я люблю разные фрукты: яблоки, бананы и апельсины. О радостях, о неудачах, о любви – обо всем было в этой книге).
Однородные члены предложения изучаются на уроках русского языка в 4, 5 и 8 классах.
Что мы узнали?
- Однородные члены предложения имеют одинаковые синтаксические признаки, отвечают на один вопрос;
- Однородные члены предложения могут быть представлены любой частью речи, словосочетанием, оборотом;
- На письме между однородными членами предложения может ставиться запятая, союз либо запятая и союз.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Елена Леонова
8/10
-
Eroy Do-I-Live
8/10
-
Akt Orozaliev
9/10
-
Ирина Падурец
10/10
-
Валентина Стельмах
10/10
-
Кира Лексина
9/10
-
Яр Зуев
6/10
-
Раиса Назарова
10/10
-
Екатерина Куприянова
9/10
-
Оксана Куракина
10/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 5293.
А какая ваша оценка?
Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.
Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:
- относятся к одному слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выражены одной частью речи.
Однородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Что? капли
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
Что? шары
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Что делало? пахло
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Что делало? было
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах
- Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.
В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.
О, О, О
- Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.
Я люблю не тёплый, а горячий чай.
О, а О
Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.
О, но О
Яблоки красивые, да пресные.
О, да О
- Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).
В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.
О и О
- Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.
Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.
О и О, О и О
В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.
и О, и О, и О
Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.
Однородные члены предложения: упражнения
Карточка 1
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- В садах растут цветы, овощи и фрукты.
- Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
- Яблоки были крупные сочные вкусные.
- Моя мама замечательно шьёт и вышивает.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.
Карточка 2
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
- Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
- В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
- Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.
Карточка 3
- Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
- Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
- В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
- Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
- В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 4
- Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
- Летом мы купались и загорали.
- Воздушные шары были не голубые а белые.
- Задача была трудная но интересная.
- Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
- Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
- Березы орешник ольха стали золотыми.
- Листья осины не зелёные а оранжевые.
- Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 5
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 6
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
- Солнце светит но не греет.
- В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
- В гостях хорошо а дома лучше.
- Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
- На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
- По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
- Потемнело нахмурилось осеннее небо.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 7
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
- Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
- Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
- Осенью звёзды светят ярко но холодно.
- Листья облетели с берёз но остались на дубах.
- Ночью месяц сверкает и всё освещает.
- Белка наелась оглянулась и исчезла.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 8
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Лисёнок отпрянул но не убежал.
- Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
- В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
- По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- И медью и золотом отливают осенние листья.
- В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
- После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 9
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
- По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
- Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
- Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
- Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
- Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
- Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 10
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
- Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
- И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
- Был серенький промозглый ветреный день.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 11
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
- Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
- На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
- Ребята пишут читают решают задачи.
- Держи голову в холоде а ноги в тепле.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 12
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
- Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
- Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
- Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 13
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Вода в реке была тёплая но очень мутная.
- Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
- Илья достал банку сгущенки горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
- Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
- Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
- Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
- Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 14
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- С моря дул влажный но холодный ветер.
- Вечером я почитаю газеты или журналы.
- Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
- Вежливость ничего не стоит но приносит много.
- В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 15
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- На речке мы не купались но загорали.
- Воздушные шары были и синие и красные и белые.
- В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
- Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
- Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
- Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
- Листья шуршат скребутся лопочут.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 16
- Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В потёмках родится в огне умирает.
- По земле ползёт а к себе не подпускает.
- В воде родилась а в ней мало бывает.
- Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
- Дышит растёт а ходить не может.
- Зимой и летом одним цветом.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- В наших лесах растут дуб, … .
- В реках водятся окуни, … .
- У меня в портфеле лежат учебники, ….
- В моей комнате есть стол, … .
- К кормушке прилетают синицы, … .
- Домашние животные — это кошка, … .
Карточка 17
- Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сам погибай а товарища выручай.
- Без одежды но не без надежды.
- Смелого да умелого страх не берёт.
- Одним глазом спит другим видит.
- Не силою дерутся а умением.
- Не по словам судят а по делам.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Сначала думай а потом делай.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Моих друзей зовут Олег, … .
- Зима засыпала снегом поля, … .
- В радуге семь цветов: красный, … .
- На празднике дети пели, … .
- В школе мы учимся считать, … .
- В летнем саду птицы поют, … .
Карточка 18
- Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .
2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.
В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.
Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями
Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями
Рекомендую пособия:
О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс»
Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Еще полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
С общим понятием однородные члены предложения и правилом их применения ученики кратко начинают знакомиться еще в начальных классах. В среднем и старшем звене эти знания дополняются и расширяются. С этим термином школьники работают до окончания школы, поэтому важно с самого начала изучения этого вопроса основательно разобраться, что к чему.
Что такое однородные члены предложения
Однородными членами учителя называют такие слова в предложениях, к которым ученики задают одинаковые вопросы. Также данные слова связаны по смыслу и разделяются интонационно, разделительными, соединительными или противительными союзами.
В 4 классе ученики знакомятся с однородными членами, представленными только 1 частью речи.
На празднике гостей встречали клоуны, фокусники, жонглеры и акробаты. В данном предложении однородные члены выражены именем существительным.
При дальнейшем изучении предмета школьники узнают, что однородными бывают слова, относящиеся к различным частям речи.
Данные трудности ребята из лагеря обошли с ловкостью (сущ.), даже, можно сказать, мастерски (нар.)
В предложении однородными бывают и главные, и второстепенные члены.
Марина за вечер приготовила уроки, прочитала любимую книгу и поиграла в шахматы с братом.
Брат и сестра ждали родителей, чтобы отправиться в парк аттракционов.
В водной глади отражалась красивая, бледно-желтая и немного мрачная луна.
За лесом, полем и рекой путешественники увидели дом одинокой старушки.
Начался дождь, и вокруг стало мрачно, серо и уныло.
Чтобы учителю было легко объяснить данную тему, используют графические схемы, в которых однородные члены обозначают знаком «О».
На елке сидели снегири, воробьи и вороны. Графическая схема выглядит следующим образом:
[O, О, О]
Бабушка завела кур и гусей. Схема выглядит так: [O и O]
Портниха нашила и банты, и ленты, и камни, но хозяйка разочарована костюмом. Схема к данному предложению [и О, и О, и О]
Поиск однородных членов
Выяснение наличия однородных членов в предложении начинают с поиска грамматической основы. Далее определяют второстепенные члены, уже знакомые школьникам: дополнение, определение, обстоятельства.
Как только главные и второстепенные члены в предложении найдены, проверяют, есть ли среди них те, которые отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Если данные условия выполняются, ученик проверяет как соединены между собой эти слова: по интонации или за счет использования союзов.
Примеры вопросов, которые помогут определить однородные члены:
- для подлежащего: что или кто?
- сказуемое: что они делали? что мы сделали? что они делают? что нам делать? и прочие;
- дополнение: кого? чему? кем? чем? кому?
- Обстоятельства: как? насколько долго?
- Определение: какая? какие? какой?
Данный перечень вопросов может расширяться в зависимости от смысла текста.
Знаки препинания: использование и постановка
Существует несколько вариантов, как поставить знаки препинания (запятые). Ученикам нужно обязательно выучить памятку, представленную ниже. Расстановка запятых зависит от варианта соединения однородных членов в тексте.
- Запятую между однородными членами поставить нужно, если в тексте идет их перечисление, и слова связаны интонационно. Такая связь называется бессоюзной. В букете собрали ромашки, пионы, ирисы, тюльпаны.
- Если между двумя однородными словами стоят одиночные союзы «и», «да», «либо», «или», запятая не нужна. В деревне летало огромное количество комаров и мух. Щи да каша – пища наша. Андрей для разговора позвони или приходи ко мне вечером.
- Если используется противопоставление с помощью союзов «а» или «но», тогда запятая нужна обязательно. Завтра на втором уроке будет математика, но никак не чтение. Яблоки выросли в саду, а вишни в палисаднике около дома.
- При наличии повторяющихся союзов «и-и», «или-или», «да-да» перед однородными членами запятая ставится. И ходить, и прыгать, и даже стоять на больной ноге кошка не могла еще долгое время. Что приготовить на ужин: или блины, или пирог с вишней, или сахарное печенье?
В пунктах 2-4 представлен союзный тип связи между однородными членами. Встречается, что в одном предложении может сочетаться и союзный, и бессоюзный тип связи. Правила постановки знаков не меняются. Простыми словами необходимо в данной ситуации определить, какой тип связи между конкретными однородными членами и руководствоваться данным правилом русского языка.
Приведем простой пример: Летом на огороде цветут и пахнут розы, лилейник, георгины.
В данном примере между однородными сказуемыми не ставится запятая, так как здесь употреблен одиночный союз «и». Между тремя подлежащими запятая необходима, так как идет перечисление видов цветов и необходимо интонационно их разделить.
Однородные члены предложения – объясняю понятным языком, что это такое, учу их находить и отличать от неоднородных
3 признака: отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одними и теми же членами предложения.
3 267
Однородные члены предложения – это «одинаковые» члены предложения, которые «подчиняются» одному слову и к которым можно задать один и тот же вопрос. Например: «Я смотрю фильмы, сериалы и ролики на ютубе». Однородные члены в этой конструкции – дополнения «фильмы», «сериалы», «ролики». Они подчиняются сказуемому «смотрю» отвечают на одинаковые вопросы: cмотрю (что?) фильмы, (что?) сериалы, (что) ролики.
Как отличить однородные члены от неоднородных
Если хотя бы одно условие из трех не выполняется – однородность пропадает. Разберем это трех элементарных примерах:
- По вечерам я читаю интересные книги. Однородных членов тут нет, потому что в данном высказывании вообще нет одинаковых членов предложения. По вечерам – обстоятельство времени, я – подлежащее, читаю – сказуемое, книги – дополнение, интересные – определение. То есть нет условия «одинаковые» члены предложения.
- Я читаю книги и смотрю фильмы. Книги и фильмы тут – не однородные, ибо они не подчиняются одному слову. Книги зависят от «читаю», а фильмы – от «смотрю»: Читаю (что?) книги, смотрю (что?) фильмы. А вот «читаю» и «смотрю» – как раз однородные сказуемые, потому что они подчиняются одному подлежащему, вопрос к ним задается один и тот же: я (что делаю?) смотрю, читаю.
- На рассвете над рекой появился туман. «На рассвете» и «над рекой» – не однородные обстоятельства, потому что они отвечают на разные вопросы: появился (когда?) утром, появился (где?) над рекой. Одно обстоятельство обозначает время, а другое место.
Часть речи не влияет на однородность
Обратите внимание, про части речи я ни слова не сказал. Потому что мы на них вообще не смотрим, когда определяем однородность. Например: «Он шел медленно, с остановками, вздыхая и проклиная всё на свете». Здесь четыре однородных обстоятельства, которые зависят от одного и того же слова «шел», к ним ко всем задается вопрос «как», они выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются обстоятельствами образа действия). Но выражены они разными частями речи:
- Медленно – наречие.
- С остановками – существительное.
- Вздыхая – деепричастие.
- Проклиная все на свете – тоже деепричастие, но еще с зависимыми словами, то есть деепричастный оборот.
Про однородность определений
С определениями есть маленькая проблема. Они будут однородными в том случае, если обозначают одинаковые признаки. Сравните два предложения: «Мы увидели маленького пушистого зверька» и «На лугу были белые и алые цветы». Прокомментирую их:
- Мы увидели маленького и пушистого зверька – определения «маленький» и «пушистый» не однородные, поскольку они обозначают разные признаки: размер и качество шерсти. Обратите внимание, оба этих слова зависят от «зверька», отвечают на вопрос «какой», оба являются определениями, но при этом они не однородные.
- На лугу были белые и алые цветы – тут уже однородность налицо, потому что признак одинаковый – цвет. Плюс к этому, выполняются три условия: одно главное слово (цветы), один вопрос (какие?) и один член предложения (определения).
А вот объясните-ка, почему в предложении «Зверек был маленьким, пушистым и очень забавным» слова «маленький», «пушистый», «забавный» – однородные? Их прямо вот хочется разделить запятыми, что я и сделал.
Потому что это не определения. Это сказуемые. Был маленьким, был пушистым, был забавным – составные именные сказуемые, именная часть в которых выражена прилагательными.
У меня только вчера вышла статья про составное именное сказуемое – прочитайте обязательно, чтобы не путать его с определениями.
Какими знаками надо выделять однородные члены
Их надо разделять запятыми. Смотрите: «Я читаю, пишу, считаю» – однородные сказуемые разделены запятыми. Аналогичная картина: «Они красивые, стройные», «Ко мне должны прийти Маша, Андрей, Саша».
Если однородных членов в вашем предложении два и между ними стоят союзы «и», «да», «или» (тоже в значении «и»), то запятую ставить на надо: «Они красивые и стройные», «Блин да пирог», «Иван да Наташка – больше никого нету…», «Пойдет Коля или Дима».
Если союзы соединяют слова попарно, то знаками разделяется каждая пара: «Львы и антилопы, гиены и буйволы, волки и овцы».
Но если однородных членов больше двух и они все произносятся с интонацией перечисления, то запятые ставятся после каждого. Не имеет значения, есть там союзы или нет: «Ко мне пришли Иван, и Мария, и Вика, и Николай».
Все остальные союзы роли не играют: «Быстро, но без перерывов», «Не давали ни воды, ни еды», «Выбирай: либо мы, либо они».
Как отделять однородные члены от обобщающих слов
Обобщающее слово – это такое слово, которое называет одновременно все однородные члены. Если оно стоит перед ними, то его надо отделять двоеточием: «К мне пришли гости: друзья, бывшие ученики, родственники». Если после – отделяем с помощью тире: «Травы, цветы, деревья и кустарники – все это представители царства Растений».
Обобщающие слова – это всегда абсолютно те же члены предложения, что и однородные члены. В примере про гостей подлежащим будут и «гости» и «друзья», «ученики», «родственники».
В предложении «Мы ладим со всеми: с начальством, с недовольными заказчиками, даже с таможней» слово «всеми» будет дополнением, а «начальством», «заказчиками», «таможней» – тоже дополнения.
Как выделять однородные члены на схеме
Никак. Их не надо выделять на схеме, потому однородные члены – это «осложнение внутренней структуры предложения». Поэтому предложение «Я рисую и играю на скрипке, а мой друг сочиняет стихи и пишет рассказы» на схеме будет выглядеть так:
Как видите, пустые скобки.
Но. Учителя иногда требуют, чтобы ученики выделяли однородные члены именно на схеме. Делается это для того, чтобы научить детей «видеть» однородность. Если ваш учитель тоже этого требует – тогда рисуйте внутри скобок кружочки:
И не забывайте про союзы между однородными членами (в нашем случае это «и»).
О чем надо помнить при синтаксическом разборе
Однородные члены осложняют простое предложение. Поэтому когда вы делаете разбор простого предложения, вам надо обязательно сказать: «Осложнено однородными сказуемыми» или «Осложнено однородными дополнениями».
Бывают предложения, в которых есть несколько разных однородных членов. В таком случае вам обязательно надо отметить их все: «В саду шелестели листвой и гнулись на ветру липы, березы и клены». Скажите про него, что оно осложнено однородными сказуемыми («шелестели», «гнулись»), подлежащими ( «липы», «березы», «клены»).
Полезные материалы по теме
Я рекомендую вам прочитать статьи о сложном предложении и об осложненном предложении. Это совсем разные синтаксические единицы, вам надо понимать, чем они различаются, и не путать их.
Подпишитесь на мою рассылку. Я еще примерно полгода буду писать тексты о русском языке, рассылка позволит мне автоматически присылать вам ссылки на новые публикации. Так вы точно ничего не пропустите.
Рекомендую вам заглянуть в подборки с курсами по русскому. Собирал их лично я, там есть материалы для всех классов обучения, они помогают хорошо готовиться к экзаменам и ВПР. В основном, все платное, но я там еще даю хорошие справочники и пособия для скачивания.
- Подготовка к ВПР.
- Курсы ЕГЭ.
- Курсы ОГЭ.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Мне важно знать, сумел ли я вам объяснить, чем однородные члены отличаются от неоднородных, как правильно их выделять и характеризовать при синтаксическом разборе.
И еще скажите про общий стиль статьи – тяжело она читается или лего. Запутано все или достаточно прозрачно. Критикуйте смело.
Спасибо.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.