Как в тексте найти существительное 1 склонения

1, 2, 3 склонение имён существительных различают по родовой принадлежности слова и окончанию в форме именительного падежа единственного числа. Рассмотрим, как определить 1-е, 2-е, 3-е склонение существительных.

Склонение является постоянным грамматическим признаком имени существительного. Большинство слов этой самостоятельной части речи имеют грамматическую категорию 1, 2 или 3 склонения.

Определение

Склонение — это изменение имени существительного по падежам.

Чтобы понять, какое склонение имеет слово, обозначающее предмет, определим его родовую принадлежность. В русском языке все существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:

  • мужской род (он, мой) папа, лагерь;
  • женский род (она, моя) девочка, песня;
  • средний род (оно, моё) крыльцо, пение.

Начальной формой имени существительного является именительный падеж единственного числа. В соответствии с родовой принадлежностью и окончанием начальной формы слова́ этой самостоятельной части речи относят к 1, 2 или к 3 склонению.

1 склонение существительных

Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.

Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.

1 склонение существительных

В русском языке слов мужского рода первого склонения с окончанием -а/-я немного:

  • папа
  • дедушка
  • прадедушка
  • старшина
  • мужчина
  • юнга
  • юноша
  • судья
  • дядя
  • владыка
  • воевода
  • слуга
  • Савва
  • Илья
  • Фома
  • Кузьма 

и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.

Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:

  • мама
  • жена
  • бабушка
  • тётя
  • тёща
  • внучка
  • девушка
  • женщина
  • корова
  • дорога
  • красота
  • река
  • книга

В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:

Примеры

сирота, подлиза, плакса, невежда, неряха, чистюля, бродяга, непоседа и пр.

В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:

Настя, ты настоящая лакомка!

Знаете, Витя у нас лакомка.

Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.

Особенности склонения существительных на -ия

Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:

  • копия
  • стратегия
  • плантация
  • студия
  • дикция
  • геометрия
  • операция
  • эмоция

У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание , а не , как у большинства существительных первого склонения.

Сравним:

  • и. п. (что?) серия, трава
  • р. п. нет (чего?) серии, травы
  • д. п. добавим (к чему?) к се́рии, траве́
  • в. п. посмотрю (что?) серию, траву
  • т. п. интересуюсь (чем?) серией, травой
  • п. п. сообщу (о чём?) о се́рии, о траве́

2 склонение существительных

К этому типу склонения принадлежат слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь»,  с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:

  • замок  , крот  , мороз  , балкон  , подъезд  , пароль  ;
  • шило, крыло, горе, имение, ружьё.

Некоторые существительные мужского рода второго склонения имеют мягкую основу, которая оканчивается буквосочетаниями -ий, -ей, -ой, -ай:

  • жребий  , гербарий  , калий  , дельфинарий  ;
  • воробей  , хоккей  , суховей  , лицей  ;
  • рой  , строй  , конвой  , слой  , отбой  ;
  • май  , край  , попугай  , каравай  , обычай  .

Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.

2 склонение существительных

Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие.

Особенности склонения существительных на -ие, -ий

Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:

  • сомнение
  • украшение
  • умение
  • заявление
  • телевидение
  • созвездие
  • поколение

и пр.

В русском языке существительные среднего рода на -ие и мужского рода на -ий склоняются по-особому. Если изменить слова «сознание» и «солярий», то увидим, что в форме предложного падежа единственного числа они имеют окончание , а не .

Сравним со словом «крыльцо», которое имеет ударные падежные окончания:

  • и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
  • р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыльца́
  • д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыльцу́
  • в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
  • т. п. горжусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
  • п. п. сообщаю (о чём?) о созна́нии, о соля́рии, о крыльце́

Это написание запомним, обратив внимание, что если в основе слова на -ия, -ий, -ие предшествует буква «и», то в окончании дательного или предложного падежа пишется тоже «и»:

  • Мария — к Марии, о Марии;
  • гербарий — в гербарии;
  • сияние — о сиянии.

3 склонение существительных

3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:

  • гавань  , фасоль  , запись  , болезнь  , площадь  , пригарь  ;
  • гуашь  , пустошь  , горечь  , помощь  , упряжь  , молодежь  .

После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).

В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).

3 склонение существительных

Склонение Род Окончание Примеры
Первое мужской -а, -я юноша
дядя
женский птица
земля
Второе мужской нулевое отец
день
средний -о, -е зерно
счастье
Третье женский нулевое дочь
рожь

Определение склонения имени существительного

Видеоурок «Склонение имен существительных»

Тест

Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению

Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.

Склонение существительных – каким оно бывает

Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.

Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.

Три склонения существительных

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.

Таблица первого склонения

Сюда же относятся слова, которые оканчиваются на -ия. Они склоняются немного своеобразно. Вот таблица, которая поможет сравнить «обычные» слова в первом склонении и слова на «-ия».

Таблица склонения существительных на -ия

Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.

Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.

Таблица второго склонения

К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.

Таблица третьего склонения

Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.

Таблица склонения во множественном числе

Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.

Разносклоняемые существительные

Эти слова проявляют признаки нескольких склонений. К ним относятся 10 существительных на -мя, слова «путь» и «дитя».

Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.

Про вождя по имени Стремя

Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.

Темя – это верх головы, если кто не знает.

Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.

Таблица склонения разносклоняемых существительных

Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.

Склонения слова Дитя

Склонение – постоянный признак существительных

Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.

И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.

Старая система склонения

В древнерусском языке склонений было шесть.

Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».

В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.

Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).

Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.

Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).

Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

Как определить склонение существительного

Как определить склонение существительного

Склонение – это постоянный признак имени существительного, определяющийся родовой принадлежностью и окончанием. Позволяет правильно склонять слова по падежам, числам.

Виды склонений

В школьном варианте изучения представлены три вида, располагающиеся по нумерации: первое, второе и третье склонения. Чтобы определить склонение существительного необходимо выяснить его род, поставить в именительный падеж единственного числа и по его окончанию будет понятно, какому виду относится данное слово. Приведем примеры.

Первое склонение

Включает в себя существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я: папа, юноша, дядя, Валера, Женя; женщина, машина, деревня, берёза, Марина, Настя.

Ниже приведена таблица окончаний имен существительных первого склонения по падежам.

Падежи Вопросы Сущ. 1 склонения ед.ч.
Именительный (есть) Кто? Что? -а, -я: мужчина, Аня, история, змея
Родительный (нет) Кого? Чего? -ы, -и: мужчины, Ани, истории, змеи
Дательный (дарить) Чему? Кому? -е, -и: мужчине, Ане, истории, змее
Винительный (храню) Что? Кого? -у, -ю: мужчину, Аню, историю, змею
Творительный (горжусь) Чем? Кем? -ой, -ей, -ёй: мужчиной, Аней, историей, змеёй
Предложный (говорить) О чём? О ком? -е, -и: о мужчине, об Ане, об истории, о змее

При возникновении сложностей с определением падежного окончания можно просклонять другое существительное с ударным окончанием: доска, жена, княжна.

Второе склонение

Этим видом отмечают существительные, относящиеся к мужскому роду с нулевым окончанием и среднему роду с -о, -е, -ё: великан, круг, мяч, Олег, Александр; окно, крыльцо, бельё, снадобье.

Таблица падежных окончаний существительных второго склонения:

Падежи Вопросы Сущ. 2 склонения ед.ч.
Именительный (есть) Кто? Что? М.р.: нулевое; ср.р.: -о, -е: ящик, Алексей; озеро, изделие, варенье
Родительный (нет) Кого? Чего? -а, -я: ящика, Алексея; озера, изделия, варенья
Дательный (дарить) Чему? Кому? -у, -ю: ящику, Алексею; озеру, изделию, варенью
Винительный (храню) Что? Кого? М.р.: нулевое, -а, -я; ср.р.: -о, -е, -ё: ящик, Алексея; озеро, изделие, варенье
Творительный (горжусь) Чем? Кем? -ом, -ём: ящиком, Алексеем; озером, изделием, вареньем
Предложный (говорить) О чём? О ком? -е, -и: о ящике, об Алексее; об озере, об изделии, о варенье.

Третье склонение

К 3-му склонению принято относить существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак, зачастую с сочетанием с шипящими согласными: дочь, печь, картечь, мышь, мать, верфь. Окончание выделяется как нулевое.

Таблица окончаний имен существительных третьего склонения:

Падежи Вопросы Сущ. 3 склонения ед.ч.
Именительный (есть) Кто? Что? Нулевое окончание: речь, рожь, плеть
Родительный (нет) Кого? Чего? -и: речи, ржи, плети
Дательный (дарить) Чему? Кому? -и: речи, ржи, плети
Винительный (храню) Что? Кого? Нулевое окончание: речь, рожь, плеть
Творительный (горжусь) Чем? Кем? -ю: речью, рожью, плетью
Предложный (говорить) О чём? О ком? -и: о речи, о ржи, о плети

Исключения

Исключениями из правил о склонениях считаются существительные, оканчивающиеся на –мя: знамя, бремя, темя, племя, вымя, стремя, имя, пламя, время, семя, а также существительное мужского рода «путь».

Кроме того, существуют несклоняемые существительные. Как правило, это заимствованные из других языков слова: пальто, боа, метро, кенгуру, такси и другие. Они не зависят от падежей и подчиняются стандартным правилам склонения. К этому же списку относятся некоторые фамилии: Глушко, Махно, Живаго, Белых, Сизых.

[spoiler title=”источники:”]

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/sklonenie-suschestvitelnyh

https://russkyaz.ru/slova/sushhestvitelnoe/kak-opredelit-sklonenie-sushhestvitelnogo.html

[/spoiler]

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже.

Например: папа, мама, Катя, Петя, краска.

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием –  и среднего рода с окончаниями , .

Например: стол , луг , король , облако, солнце.

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием – ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

  • поставить слово в именительный падеж единственного числа (т.е. в начальную форму)
  • определить род имени существительного и выделить окончание в начальной форме
  • по роду и окончанию определяем склонение.

Например:

на дороге – (дорога – ж.р.) – 1-е скл.

по асфальту – (асфальт  -м. р.) – 2-е скл.

на площадях – (площадь  – ж.р.) – 3-е скл.

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Падежи

Слова первого склонения

Слова второго склонения Слова третьего склонения
женский род мужской род мужской род средний род женский род
И. п. земля папа конь окно степь
Р. п. земли папы коня окна степи́
Д. п. земле папе коню окну степи
В. п. землю папу коня окно степь
Т. п. землёй папой конём окном степью
П. п. о земле о Пете о коне об окне о степи

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь – Правописание безударных окончаний имен существительных.

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

  • Существительные, стоящие в форме множественного числа
  • Слова “мать”, “дочь”
  • Несклоняемые существительные
  • Разносклоняемые существительные

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Советуем посмотреть:

Склонение имен существительных во множественном числе

Особенности склонения слов “мать” и “дочь”

Разносклоняемые существительные

Несклоняемые существительные

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 21,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 36,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 50,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 79,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 122,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 129,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 133,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 146,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 168,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 161,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 182,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 188,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 383,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 519,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 537,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 140,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 736,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 739,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 285,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 19,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 394,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 245,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 99,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 101,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 111,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 88,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Тема: Типы склонения. Алгоритм определения
склонения имени существительного.

Тип: урок систематизации
и обобщения знаний и умений.

Цель: Закреплять знания о
типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения
склонения имени существительного.

Задачи:

Образовательная –
отрабатывать алгоритм определения склонения существительных

Развивающая –
развивать умение самостоятельно работать по алгоритму определения склонений
существительных; способствовать развитию речи учащихся;

Воспитательная–воспитывать
дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению
другого; формировать интерес к русскому языку.

Планируемые
предметные результаты: 
научатся определять
тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в
косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне
непроверяемой ударением; определять падежи  существительных,  
выполнять синтаксический разбор предложения.

Метапредметные
УУД:
 

Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование
знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности;

регулятивные: постановка
учебной задачи; сличение способа действия и его результата   с заданным
эталоном; оценивание качества   и уровня усвоения материала;

коммуникативные: инициативное
сотрудничество с учителем   и сверстниками; разрешение конфликтов;
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
 

Личностные результаты: Нравственно-этическое
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
на основе социальных и личностных ценностей.

Ход
урока

1.    
Организационный момент.


Ребята, мы начинаем с вами урок русского языка. На нашем уроке сегодня
присутствуют гости, поздороваемся с ними. Тихо присаживаемся.

Звенит,
заливается школьный звонок,

Вас
ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим
пусть будет у вас настроение,

Легко
нам сегодня дается учение.

– Для того
чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу
успехов в учении.

– Сегодня
вы будете работать на маршрутных листах. Все записи вы будете делать на них.
Запишите дату и классная работа.

2.
Минутка чистописания.

– Наш урок
хотелось бы начать словами:

Прикоснись ко мне добротой,  

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись ко мне добротой,  

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись
ко мне добротой.

И
болезни смоет волной,

И
печаль обойдёт стороной,

Озарится
душа красотой.

– О чём
это стихотворение? (о доброте)

– Что такое доброта? (Доброта – это когда человек любит людей
и помогает им. Любит природу и бережёт ее, заботится о близких, никогда не
ссорится ни с кем, улыбается. Человек добрый если он стремится сделать других
людей счастливыми.)

– Какая буква в начале этого слова? (д)

– Сегодня мы пропишем эту букву.

– Запишем букву Дд. До, де.

Вторая строка: слово ДОБРОТА (орфограммы)

– Придумаем и запишем однокоренные слова
(добряк, добро, добренький, задобрить, добрячок, подобреть). Выделим корень у
этих слов. (добр)

– Теперь проведем «Аукцион слов».
Придумаем слова, которые начинаются на букву Д.

3.      Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.

человек любит людей и помогает им. Любит
природу и бережёт её,

заботится о близких, никогда не ссорится
ни с кем, улыбается. Человек

добрый, если он стремится сделать других
людей счастливыми.

Много
слов   в русском языке. Многие ученые языковеды, говорят, что около
миллиона. «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на
протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.

Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей. (Имя
существительное)

– Я прошу вас
ответить мне на вопросы. Но отвечать вы должны только да или нет. Для того
чтобы сохранить тишину, договоримся использовать сигнальные карточки, которые у
вас есть на столах. Зелёный – да, красный – нет.

– Имена
существительные изменяются по родам? (
нет)

– Имена
существительные изменяются по числам? (
да)

– Имена
существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (
да)

– Имена существительные
обозначают признак предмета? (
нет)

– Имена
существительные 2 склонения имеют окончания –а. –я? (
нет)

– Имена
существительные 3 склонения пишутся с Ь на конце? (
да)

– Имена
существительные мужского рода пишутся с Ь на конце после шипящих? (
нет)

– Имена
существительные женского рода пишутся на конце с Ь после шипящих? (
да)

– Молодцы! Вижу вы
много знаете про имя существительное.

– Дайте определение
имени существительного, как части речи. 
(Существительное – это часть речи,
которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)

– Как изменяется
имя существительное?   
(По числам и падежам)

– Какие постоянные
признаки имеет существительное? 
(Род и склонение)

4.
Самоопределение деятельности.


Сейчас мы поработаем в группе. Но сначала вспомним правила работы в группе.

— 
Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки. (Работа в группах. Каждая
группа получает карточку с текстом.)

В
предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле,
клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это
существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание -я. Это
существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание -а. Это
существительное 1-го склонения.

— 
В чём заключается ошибка ученика? (Он не определил род существительных,
не поставил их в начальную форму.)

— 
С чего надо начинать определение склонения существительного? (Сначала
надо поставить имя существительное в начальную форму.)

— 
Назовите начальную форму имени существительного. (Именительный падеж
единственного числа.)

— 
Что нужно сделать дальше? (Определить род имени существительного.)

— 
Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения?
(Да, например, существительные женского рода бывают 1-го и 3-го
склонения, а существительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения.)

— 
Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

1.    
Поставить
имя существительное в начальную форму. (И.п., ед.ч.)

2.    
Определить
род.

3.    
Выделить
окончание.

4.    
По
роду и окончанию определить склонение.


Проверим. Зная алгоритм, вы можете определить тип склонения имени
существительного.

— 
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как определить склонение имён существительных,
поупражняться в определении склонения существительных в косвенной форме.)

Сформулируйте
цель урока, выбрав слова-помощники.

изучать…

закреплять

обобщать…

вспомнить

У:
Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён
существительных.

5.    
Работа
по теме урока.

Работа
по учебнику.

– Откроем учебник на с. 100 и прочитаем сведения о языке и
дадим оценку нашему алгоритму. Верно ли мы составили его?

– Сейчас мы с вами будем работать,
следуя нашему алгоритму. Задание для групп. Определи склонение
  и падеж существительных. Но для того чтобы уметь определять склонение,
надо знать какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению.

Допишите правила:

К 1-му склонению относятся имена ________ женского и
___________ рода с окончаниями –а, -я.

Ко 2-му склонению относятся имена _____________мужского
рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями ____________.

К 3 склонению относятся ____________ женского рода ,
оканчивающиеся на _.

– Определи склонение   и падеж
существительных:

Без кисти (       п,  
   скл.),

по капле (       п,  
   скл.),  

с неба (       п,  
   скл.),

о речке (       п,  
   скл.),  

после дождя (       п,
     скл.),  

к дубраве (       п,  
   скл.),

над лесом (       п,  
   скл.),  

у горы  (       п,
     скл.),  

под землей (       п,
     скл.)

6.
Физминутка.

Если я назову  существительные первого склонения, вы
будете хлопать в ладоши,
 

Если  существительные второго склонения – топать,

Если существительные 3 склонениявзмахи руками

Если я назову  существительные первого склонения, вы
будете хлопать в ладоши,
 

Если  существительные второго склонения – топать,

Если существительные 3 склонениявзмахи руками

Если я назову существительное первого склонения вы –
хлопаете один раз в ладоши.

Если я назову существительное второго склонения, то вы – приседаете.

Если я назову существительное третьего склонения, то вы –
делаете махи ногами.

В классе –

У школы –

Уроком –

Радостью –

Пятерки –

После звонка –

Мудрость –

К перемене –

Перед мыслью –

С игрой –

Днем –

О сердце –

У человека –

Гимнастика для глаз.

Зажмурьтесь посильнее, а затем, широко откройте глаза,
словно вы чему-то удивились. Повторите еще раз.

7.     Словарная
работа.

Прослушайте стихотворение и доскажите
последнее слово.

Если видишь, на
картине

Нарисована река,

Или ель иль белый
иней,

Или сад и облака,

Или снежная
равнина,

Или поле и шалаш, –

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

– Запишите слово в
тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

По толковому
словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.

Посмотрите на
репродукцию картины И. И. Левитана. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист.
Почему его так называют?

Составьте
предложение по картине со словом 
пейзаж. 

– Спишите
предложение со слайда.

(На картине
изображён прекрасный осенний пейзаж
.)

Найдите в этом
предложении существительные и определите склонение.


Молодцы!

8.
Закрепление изученного.


Сейчас продолжаем работать в группе. Вам дается текст, где есть ошибки. Вам
необходимо их исправить и назначить одного ответственного, который ответит на
нижепоставленные вопросы.

Наш
шалашь стоит на берегу реки. Мой товарищь крепко спит, а я как сторожь не
сомкнул глаз. В полноч из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую
вещ. Как чудесен ландыш в свете луны.

Сколько
написано с ошибками существительных  м.р.?

Сколько
написано существительных ж.р.?

Сколько
существительных с шипящим на конце с правильным написанием?


Один ученик отвечает на вопросы, остальные проверяют.

9.
Итог урока. Рефлексия.

Прием
«Рюкзак».


Вот перед вами «Рюкзак знаний». Что вы возьмете с собой в этот рюкзак с
сегодняшнего урока.

Вспомните о волшебном Цветикесемицветике из сказки Катаева.

Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы
потратили лепестки

волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы

прочитаете слова, обозначающие добрые качества
человека. Задание:

выйти к доске и
прикрепить эти существительные по типу склонения: 1

го, 2го, 3го.  

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота  

2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество  

3.Скромность, честность, щедрость, чуткость,
справедливость, любовь!
 

Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из
цветов доброты!

Быть добрым
значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все

живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо
ее беречь!

Игра
«Собери цветок доброты!»

Вспомните
о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый
поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три
серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые
качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по
типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта,
отвага, дружба, ласка, забота

2.Внимание,
уважение, мир, сочувствие, мужество

3.Скромность,
честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!

Молодцы!
Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит
быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас
окружает красота, и надо ее беречь!

!!! Мой Почемучка.png

Здравствуй, друг. На очередном нашем занятии изучаем склонения существительных.

На предыдущем занятии ты узнал, что склонением называется изменение существительных по падежам. В зависимости от того, какие окончания имеют слова данной части речи в различных падежах, их можно отнести к нескольким типам склонения.

К первому склонению относятся существительные женского и мужского родов с окончаниями –а, –я: страна, машина, телега (женский род); дедушка, старшина, папа (мужской род).

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (град, парад, отец) и среднего рода с окончаниями –о, –е (ведро, поле, море).

Все существительные женского рода с нулевым окончанием относятся к третьему склонению: глушь, мышь, речь.

Алгоритм определения склонения

1. Определить начальную форму существительного (именительный падеж единственного числа). Например, трамвай (не «трамваи» или «трамваю»), стол (не «столом» или «столами»), рыба (не «рыбы» или «рыбе»).

2. Выделить в существительном окончание: трамвай (нулевое окончание), стол (нулевое окончание), рыба (окончание –а).

3. По опорным словам («он мой», «она моя», «оно моё») определить род существительного: трамвай, столон мой», мужской род), рыбаона моя», женский род).

4. По окончанию слова и его роду определить склонение существительного: трамвай, стол — второе склонение, рыба — первое склонение.

Обрати внимание!

1. Существительные могут относиться к первому, второму и третьему склонениям.

2. Склонение существительных определяется по их окончанию и роду.

Добавить комментарий