Когда дети идут в школу, у них появляется много новых дел: уроки, доклады, домашняя работа. Это испытание не только для малышей, но и для родителей. Потому как наступает время, когда нужно научить чадо планировать и выполнять обязательные задачи. И вот как это можно сделать.
Навык «Планирование и расстановка приоритетов»
Одни родители уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие верят, что «дети должны быть детьми», поэтому не учат их планировать собственное время. Но чем старше дети, тем важнее этот навык. Особенно в школе, когда настает пора докладов и больших проектов. Цель планирования в том, чтобы ребенок стал независимым. А для этого нужно с раннего детства объяснять, что такое приоритеты, и по мере взросления учить самостоятельно расставлять их.
Что делать
1. Составляйте планы для детей, даже когда они маленькие. Скажите: «Давай составим план» — а затем распишите несколько этапов. Заодно сделайте контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.
Составляйте план и делите его на этапы. — Источник
2. Активнее привлекайте ребенка к планированию и расставляйте приоритеты. Спрашивайте: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок. Если на носу важное дело, объясните это ему.
Скажите, что сначала он должен выучить уроки, а затем посмотреть телевизор.
Спросите ребенка: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? — Источник
3. Поначалу планируйте то, что ребенку хочется сделать. Дети с бóльшим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Хотя в обоих случаях применяются одинаковые принципы.
Ключ к успеху
- Следите, чтобы план выполнялся систематически, особенно в начальный период «выработки привычки». Если план рушится, то, скорее всего, в первые несколько недель работа велась бессистемно.
- Используйте таймер или напоминания, чтобы ребенок вовремя приступал к заданиям. Если через какое-то время система не срабатывает — повторите.
- Если без постоянных напоминаний и ворчания ничего не происходит, придется действовать сурово. Ненадолго запретить компьютерные игры или какие-то другие любимые занятия.
Навык «Начало выполнения задания»
Это навык не относится к любимым делам. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными или утомительными и заставляем себя их выполнять. Конечно, дети дошкольного возраста не могут сами выполнять такие задания. Поэтому процесс нужно контролировать.
От чистки зубов до школьных уроков
Начинайте с простого: например, с утренних процедур или подготовки ко сну. Расскажите, что какие-то задачи — чистить зубы, умываться — нужно делать ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Сначала вы будете напоминать, но потом ребенок привыкнет и начнет выполнять эти ритуалы сам.
Ритуалы важны: они закладывают основы планирования времени. — Источник
Приучая детей выполнять повседневные задания, вы закладываете хорошую основу для самостоятельной учебы.
Работа с этим навыком показывает детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Это готовит их к школе и участию во внешкольных мероприятиях.
Что делать
1. Поощряйте ребенка, когда он быстро приступает к своим задачам в течение дня. Напоминайте дочери, что пора браться за работу, и похвалите ее, если она начинает сразу же. Используйте систему поощрений: например начисляйте баллы, которые потом можно будет обменять на желаемое вознаграждение, если девочка приступит к работе в течение трех минут после просьбы. Побудьте с дочкой, пока не убедитесь, что она приступила к заданию. Первое время придется периодически контролировать ее.
2. Сделайте визуальные подсказки, которые напомнят детям, что пора выполнять задания.
Например, оставьте на кухонном столе записку с напоминанием. Дети увидят ее, когда придут домой из школы.
Не забывайте о визуальных подсказках: записках или стикерах. — Источник
3. Делите крупные задачи на небольшие, более простые. Если задача кажется слишком длинной или сложной, попросите ребенка выполнить только часть ее. Так вероятность того, что он сразу же приступит к работе, будет выше.
4. Пусть ребенок сам решает, когда и как выполнять задание. Это даст ему ощущение бóльшего контроля над ситуацией и процессом и может улучшить его способность приступать к заданию без лишних жалоб или многократных напоминаний.
5. Еще один способ дать ребенку больше контроля — позволить ему самому определить, какое напоминание потребуется. Это может быть будильник, таймер на кухне или указание определенного времени, например «сразу после обеда».
Ключ к успеху
Помните: если у вас тоже слабо развиты навыки планирования, успех вашего плана окажется под вопросом. Если вы не уверены в своих силах или ничего не выходит, не стесняйтесь обратиться за помощью к учителю. Он поможет определить задачи и временные рамки для каждой задачи.
Навык «Планирование времени»
Наверняка, у вас есть знакомые, которые успевают делать все на свете. Они легко могут оценить, сколько времени займет та или иная работа, составляют график по часам и не перегружают свой день. Взрослые, которые не обладают этим навыком, с трудом придерживаются составленного плана и постоянно опаздывают.
Так вот: основы планирования закладываются в детстве.
Зачем планировать время детям
Маленькие дети не способны планировать время. Поэтому сначала мы делаем это за них: напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, готовиться ко сну, настаиваем, чтобы дети закончили домашние задания до просмотра телевизора.
Источник
Так мы помогаем им планировать время. А затем постепенно передаем ответственность.
Что делать
1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и тоже время каждый день, едят по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому. Так им легче определять время между запланированными событиями (например, прием пищи или отход ко сну).
2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел. Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. Планирование времени можно сделать увлекательным. Например, обсудите с ребенком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребенок поймет, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей.
4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Повесьте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи.
Так ребенок научится чувствовать время.
В календаре «Год в лесу» можно найти идеи для веселого досуга.
5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.
Планирование нужно не только для школы. — Источник
Уметь планировать и выполнять задания — это не только про школу. Эти навыки формируют характер человека. Так он учится контролировать себя, принимать решения и нести ответственность. И, вопреки всем стереотипам и убеждениям, стать организованным может каждый: нужно только терпение и время.
По материалам книги «Ваш ребенок может все»
Обложка поста: freepik
На чтение 8 мин Просмотров 7.4к. Опубликовано 11.07.2017
Содержание
- Что такое тайм-менеджмент?
- Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания
- Это интересно
- Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….
Вместе с первыми школьными годами остро встает проблема неумения детьми правильно распределять свой день. Ребенок может часами решать одну задачу, а потом не успевает с остальными уроками. Или он заигрывается и вспоминает о своих обязанностях только ко времени отхода ко сну. Такое поведение свойственно всем детям и не нужно думать, что ваш особенный. Вместо того, чтобы ругать и указывать на неспособность ребенка к разумному времяпрепровождению, лучше рассказать и показать ему что такое тайм-менеджмент вообще и детский в частности.
Что такое тайм-менеджмент?
Это искусство рационального планирования и управления своим временем. Оно обучает человека эффективному использованию активных часов жизни. К тайм-менеджменту относится и такое понятие как чувство времени, которое знакомо далеко не всем взрослым, не то, что детям. Оно обозначает способность человека правильно ориентироваться во времени, уметь точно определять временные промежутки без специальных приборов – часов, уметь грамотно распределять свое свободное время и делать все аспекты повседневной жизни, будь-то отдых или работа, максимально продуктивными и качественными.
Ситуации, когда человек проводит за работой большую часть суток, но при этом его продуктивность оставляет желать лучшего, к сожалению, не редкость. Для того чтобы все, за что берется ребенок сегодня и за что возьмется в будущем, приносило плоды, необходимо как можно раньше научить его организовывать себя и свое время. Вначале он сможет своевременно делать уроки, совмещать их с прогулками, занятиями в кружках, играми. Позже его работоспособности и результатам будут завидовать коллеги, а он сам превратится в человека, четко знающего свою цель и уверенно идущего к ней.
Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания
Есть три основополагающих момента, на которых стоит сосредоточиться тем родителям, которые хотят обучить своих детей элементарному тайм-менеджменту:
- планирование;
- выявление поглотителей времени;
- пример для подражания.
Это интересно
Время для ребенка — понятие слишком абстрактное, для него, что 10 минут, что час, поэтому нужно немного визуализировать то, чего ребенок не может потрогать и увидеть. В этом на помощь придет старый добрый распорядок дня, который в своем детстве писали все папы и мамы. Кроме того есть несколько проверенных и действенных советов, следуя которым можно легко научить ребенка правильно распоряжаться таким ценным и невосполнимым ресурсом, как время.
№1. Самой простой и эффективной техникой планирования является составление списка ежедневных дел. Чтобы научить ребенка составлять такой план, попробуйте вместе на бумаге спланировать ближайшие выходные, а потом, действуя по плану, провести их. После пусть малыш сам составит план для себя на «рабочий» день, а вы подкорректируйте. Если ребенок еще не совсем хорошо пишет, воспользуйтесь схематическими картинками и цифрами. Картинка часов и на них единица – значит первое, что нужно сделать — это проснуться вовремя. Изображение зубной щетки и двойка – умыться почистить зубы и так далее: зарядка, завтрак, сборы, учеба, отдых, обед, уроки… Также ребенку наверняка понравится составлять план для мамы и папы, чтобы вся семья была при деле и могла обмениваться рассказами о своих успехах. Если детей в семье несколько, то избежать ежедневной утренней нервотрепки помогут индивидуальные карточки. У каждого свой цвет, форма карточки и последовательность утренних дел. Посмотрел, сделал, все просто.
№2. Приучайте ребенка с вечера собираться в школу. Пусть на пробковой или магнитной доске разместит стикеры с изображениями или названиями всего, что нужно взять в порядке важности. Тогда маме не нужно будет ежедневно по нескольку раз напоминать о необходимости сложить учебники или сменку.
№3. Для скорейшего запоминания принципов планирования и развития чувства времени сведите все ежедневные обязательные дела в таблицу и повесьте ее на видном месте – холодильник самое подходящее. Все выполняют свой перечень и ставят плюсики на пересечении дня недели и выполненного задания.
Маша | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Подъем | + | ||||||
Зарядка | + | ||||||
Умывание | + | ||||||
Завтрак | + | ||||||
Школа | + | ||||||
Чтение | |||||||
Домашняя работа | + | ||||||
….. | |||||||
Мама | |||||||
подъем | + | ||||||
гимнастика | |||||||
Работа | + | ||||||
Приготовление обеда | + | ||||||
……… | |||||||
Папа и другие члены семьи | |||||||
…… |
Такой инструмент тайм менеджмента, но еще и с временными рамками для каждого дела, избавит от необходимости думать: как все успевать? Для каждого дела выделите нужное количество времени, если вы его превысили – выясняйте, почему так произошло и научитесь вычислять поглотителей времени. То есть те отвлекающие мероприятия, которые делают нашу работу неэффективной. Каждое дело ребенок должен понимать в часовом эквиваленте: на это занятие мне нужно 2 часа, а с другим я управлюсь за 20 минут. Так он научится анализировать свой день в соответствии с накануне составленным планом, чего я достиг «+», чего не достиг «-» и почему так получилось.
№4. Распределение дел по степени важности. Есть дела, которые непременно должны быть выполнены именно сегодня или ежедневно (умывание, зарядка, сходить в магазин или в аптеку) и те, которые могут подождать (компьютерная игра, реферат на следующую неделю). Учитывайте приоритетность при составлении плана и не забывайте напоминать, что вопросы, связанные со здоровьем любого из членов семьи всегда на первом месте. То есть выполнение врачебных предписаний априори важнее уроков или подготовки к контрольной.
№5. Положительный родительский пример – хороший помощник. Папа и мама должны вместе с ребенком составлять свой план и неукоснительно его соблюдать, сын или дочь будет это видеть и копировать поведение. Все свое время ребенок наблюдает и перенимает опыт родителей. Если у них все будет по полочкам, вовремя, четко, тогда и малыш научится не тратить зря время, а использовать его только с пользой.
№6. Одно большое дело – это много маленьких. Ребенку сложно охватить что-то глобальное. Сталкиваясь с большим объемом работы он теряется. Поэтому необходимо большое дело разбить на несколько маленьких, но четких. Уборка комнаты – сложно, а определить игрушки в красный коробок, отделить фломастеры от ручек, заправить постель и вынести всю грязную одежду – уже легче.
№7. Нудные дела нужно делать в первую очередь. Так нужно объяснить ребенку, который никак не может настроиться на нелюбимое занятие. Чем быстрее он его сделает, тем быстрее займется тем, что по душе. Включайте развлечения и поощрения: все сделаешь за 15 минут, будет тебе 15 минут игры на планшете (только следите, чтобы поощрение не длилось дольше, чем сама работа).
№8. Делу – время, потехе – час. Учите ребенка не только трудиться по времени, но и отдыхать. Позанимался 40 минут, получай свои 20 минут отдыха. Пусть переключается с одной работы на другую. Читал – пусть порисует. Делал информатику, пусть попрыгает с мячом, а не поиграет на телефоне или компьютере.
Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….
Выявление поглотителей времени. Допустим, что ребенок освоил рациональное планирование, но у него плохо получается строить свою жизнь в соответствии с планом и придерживаться установленных временных рамок. Помогите ему разобраться, почему так происходит. Куда уходит время?
Ведь вы наверняка хорошо знаете, что часто отвлекаясь во время выполнения работы, она может растянуться на непредсказуемое время. Вынужденные ожидания, опоздания, телефонные разговоры, перекусы, просмотр новостей или телевизора, попавшаяся под руку интересная книга и прочие отвлекающие элементы, значительно снижают КПД человека и в прямом смысле «крадут» его время. Задача родителей продемонстрировать ребенку механизм действия поглотителей времени.
Составьте еще одну таблицу, где будете записывать абсолютно все, что делали вы и ребенок за день, а потом проанализируйте, насколько эффективной была ваша работа
Занятие | Начало | Окончание | Всего времени, мин |
Стихотворение наизусть | 15-00 | 15-10 | 10 |
Разговор с другом по телефону | 15-10 | 15-40 | 20 |
Продолжение учебы стихотворения | 15-40 | 15-50 | 10 |
Чай с булочками | 15-50 | 16-10 | 20 |
Повторение выученного стихотворения | 16-10 | 16-30 | 20 |
80 минут |
На основании этой таблицы очень легко дать понять ребенку, что одно единственное стихотворение он учил 1 час 20 минут, а мог бы выучить за 40 минут, если бы не отвлекался на чаепитие и разговор по телефону. То есть поставленная задача требует гораздо меньшего времени на выполнение, чем оно потрачено в реальности.
Умение ребенка для достижения своей цели просчитывать шаги и выстраивать алгоритм, ведущий к ней, — очень нужный для дальнейшей успешной жизни навык. Начинать знакомить ребенка с рациональным планированием времени можно уже при подготовке к школе, ведь как только он отправится в первый класс, у него появится масса обязанностей и текущих задач. С каждым годом объем учебного материала для самостоятельного изучения и домашней работы будет только увеличиваться, а времени соответственно катастрофически не хватать. Поэтому так важно составлять и придерживаться планов и расписаний, уметь анализировать свою работу, искать слабые места и прилагать усилия для их устранения.
Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.
Фото – фотобанк Лори
Тайм-менеджмент полезен детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. А для приверженцев альтернативного образования эта система станет большим подспорьем. Домашнее обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово и эффективнее пройдут его школьные годы и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.
Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.
1. Научите ребенка планировать свою неделю
Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.
ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».
Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.
2. Составляйте план на день
Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.
ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.
3. Мотивируйте ребенка
Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.
Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.
4. Научите ребенка определять приоритеты
Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял 😉
5. «Ешьте лягушек» вместе
В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв»*
Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента.
Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.
6. Дробите сложные задачи
Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.
А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.
7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает!
Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.
Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».
8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни
Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.
Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).
9. Никакого навязывания
Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.
И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.
А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.
И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?
* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.
Автор статьи – Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу.
Тема ежедневного планирования дел всегда была для меня актуальна и интересна. Недавно я нашла в сети различные инструменты для подобных целей, которыми будет удобно пользоваться. А еще и сделать их можно как самостоятельно, так и вместе с малышами, и превратить повседневные обязанности и рутину в увлекательную игру или даже соревнование. Хочу поделиться с вами самыми интересными экземплярами. В основном, я взяла варианты планирования для детей, но многие идеи придутся по вкусу и взрослым!
Список дел для малыша — по мере выполнения заданий картинки нужно закрывать на магнитный клапан:
В этом списке из фетра задание содержится внутри каждого шарика мороженого. Иногда, да простят меня родители, можно менять местами их очередность 🙂
Такая же идея, но на магнитах, подойдет для холодильника или доски в детской:
Еще один вариант для самых маленьких — план повседневных дел на неделю малыш заполняет стикерами:
Для тех, кто постарше и умеет читать: распечатанный лист помещается в рамку и дела помечаются смываемым маркером для досок:
Такой же вариант, но на всю неделю:
Мне очень нравятся двухсекционные варианты «Сделать —> Сделано». Для малышей — с картинками:
Здесь дела разделены на утренние и вечерние:
Для старшего возраста подойдет вариант с прищепками:
Здесь напоминания того, что нужно обязательно делать по утрам и вечерам. И всегда под рукой (ручкой )
Обязательные задания на каждый день и на всю неделю: завершил задание — переместил трубочку. Можно сделать такой же вариант с бусинками, цвет которых будет означать степень важность дела:
Планировщик обязанностей для всех членов семьи с перевешивающимися карточками. На карточках можно писать подробные инструкции:
А вот отличный вариант доски для стикеров, такая точно пригодится не только дома, но и в офисе. Листочки по завершении задания можно с удовольствием уничтожить!
Для подростков хорошией мотивацией делать серьезные дела по дому служит поощрение. Деньги можно заменить на карточки с разрешениями чего-либо, например, +20 минут на улице с друзьями, лишнее мороженое, одна поездка на карусели, серия любимого мультфильма, десять минут разговора с подружкой по телефону:
Очень наглядное распределение времени. Такой инструмент избавит всех от вопросов «Ну можно еще минуточку?!» 🙂
В таком деле, как уборка дома, определенно нужна непредвзятость. В этом вам поможет рандомайзер. Его легко применить и к другим делам по дому. Участвуют все!
А этот вариант для тех, у кого накопилось много дел и трудно выбрать с чего начать. Тянем мячик и вперед!
Отличная идея — выделить одну стену под общий планировщик для всей семьи:
Надеюсь, эти варианты вам не только понравятся, но и пригодятся. Грамотное распределение времени — это ведь тоже творчество!
Вдохновения вам. Спасибо за внимание!
На карантине особенно заметно, как отсутствие плана легко может привести к хаосу: невыполненные задания, неубранная комната, зависание в гаджетах и перекусы на ходу. Самое время научить ребенка составлять расписание на день и распределять нагрузку. Эти навыки не раз выручат школьника и во время учебы после карантина. Руководитель подразделения «Курсы и репетиторы» онлайн-школы «Фоксфорд» Игорь Трахов рассказал, как с детства научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем.
Игорь Трахов, педагог, руководитель подразделения «Курсы и репетиторы» онлайн-школы «Фоксфорд»
Главное — не пытайтесь внедрить всё и сразу, попробуйте разные подходы и посмотрите, что понравится вашему ребенку больше. То время, которые вы потратите на обучение малыша, не раз сэкономит ваши нервы в будущем.
Что мешает успевать?
Пожиратели времени
Если вычесть время на сон и учебу, у младшего школьника в день остается 8−10 часов свободного времени. Взрослые о таком могут только мечтать! Только вот куда уходит это время? В тайм-менеджменте есть такое понятие, как хронофаги или пожиратели времени — к ним относят любые отвлечения от основного дела.
Отсутствие плана
Когда у ребенка нет четкого представления, чем ему заниматься и в каком порядке, он будет в течение дня бессистемно переключаться с одного дела на другое. Конечно, более привлекательными для него окажутся игры на телефоне и просмотр мультиков. В итоге время будет потрачено, а важные дела останутся невыполненными. Чтобы этого избежать, нужен простой зафиксированный на бумаге план.
Прокрастинация
Младшему школьнику задают на дом столько заданий, чтобы их можно было выполнить за 1,5−2 часа. Редкому ребенку удается вписаться в эти границы, и виной тому прокрастинация. Выполняя задания, легко отвлечься на игрушку, лежащую рядом, чьи-то слова, что-то интересное за окном. В результате он вроде бы занят важным — делает домашку, но на это уходит в разы больше времени. Чтобы сделать задания быстро, нужно убрать подальше телефон, игрушки и закрыть ненужные вкладки на компьютере.
«Если домашние задания ребенку нужно делать на компьютере, не отвлекаться поможет простая хитрость: создайте отдельный учебный аккаунт. Пусть там будут только ресурсы для учебы, никаких установленных игр и сохраненных мемов. Так вы сведете возможность отвлечься к минимуму», — советует Игорь Трахов.
Время ожидания
Дорога в школу и обратно, очередь в магазине, ожидание тренера перед спортивными занятиями или опоздание друга (а в период карантина — ожидание следующего занятия) — бесполезное и утомительное время съедает за день иногда больше нескольких часов. Не потерять это время помогут словесные игры, заранее подобранные аудиокниги, короткие видео.
Куда уходит время?
С помощью простой техники «Хронометраж» можно выяснить, на что тратит свой день ребенок. Для этого на листе бумаги составьте табличку с колонками: «Дело», «Начало», «Окончание», «Затрачено». Объясните малышу, что прежде чем приступить к любому занятию, ему нужно заполнить первые два столбца, а по окончании дела — отметить время в третьем. Занятия длительностью до 5 минут можно не учитывать.
В конце дня вместе с ребенком заполните последний столбец и обсудите:
— Какие дела отняли много времени, а какие были выполнены быстро;
— До каких дел ребенок не добрался;
— На что отвлекался больше всего;
— От каких дел стоит отказаться или сократить выделенное на них время, чтобы успеть важное.
Хронометраж позволит наглядно увидеть, что на выполнение уроков уйдет гораздо меньше времени, если не отвлекаться на чай и интернет слишком часто. В таком случае и до «отбоя» останется больше свободного времени, чтобы посмотреть фильм или поиграть с родителями.
«Лягушки», «помидоры» и план на день
Все успеть и не запутаться в разнообразных делах ребенку поможет план. Купите красивый ежедневник и вместе с ребенком вносите туда расписание на следующий день. План лучше составлять вечером перед сном, тогда уже с утра ребенок будет знать, с чего ему начать.
Для гармоничного развития важно придерживаться баланса, поэтому включайте в план дела из всех жизненных сфер: учеба, здоровье, общение с друзьями, семья, творчество, игры и развлечения.
При планировании используйте принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20%. Составляя график дня учитывайте, что примерно 20% времени в течение дня школьники особенно продуктивны. Для «совы» продуктивные часы приходятся на вечер, для «жаворонка» — на утро. При этом важно, чтобы у ребенка был постоянный режим: одинаковое время отхода ко сну и пробуждения. Следование режиму особенно актуально для детишек, которые долго просыпаются и «копаются» по утрам. В идеале сохранять этот ритм и на выходных, и во время каникул.
Выбирайте время подъема так, чтобы ребенок мог спокойно позавтракать и собраться в школу. Будет здорово, если после школы в обед ребенок сможет поспать полчаса. Короткий сон помогает восстановить силы и «перезагрузить» мозг.
Свободную часть дня лучше начать с «дел-лягушек». В тайм-менеджменте так называют неприятные задачи, которые не хочется выполнять, например, для ребенка это может быть уборка комнаты. Когда мы передвигаем такие дела в конец своего списка задач, это усиливает стресс и снижает производительность. «Проглотить лягушку» с утра значит получить удовлетворение от того, что справился, и зарядиться успехом на весь день.
«Когда составляете график, обязательно включайте в него „зеленые зоны“ — это время, не занятое делами. Оно пригодится ребенку для ничегонеделания и мечтаний, а также позволит в случае необходимости сдвинуть расписание. Гибкость очень важна», — говорит Игорь Трахов.
Если ребенку сложно сосредоточиться на выполнении домашних заданий, предложите ему воспользоваться техникой помидора. Основатель метода Франческо Чирилло предлагает разделять дела на «помидорки»: один «помидор» — 25 минут сосредоточенной работы — чередуется с отдыхом в 5 минут. После 4 «помидоров» на отдых выделяют уже 20−30 минут. Чтобы за «помидорками» было удобнее следить, поставьте таймер на телефоне.
В периоды отдыха ребенку лучше переключиться на активную деятельность, например, если он выполнял домашнее задание на компьютере — заняться физкультурой или помыть посуду.
В течение дня могут появляться новые задачи: объясните ребенку как правильно на них реагировать и расставлять приоритеты. Обычно в тайм-менеджменте используют матрицу Эйзенхауэра, которая включает 4 категории задач: срочные и важные, не срочные и важные, срочные и не важные, несрочные и неважные. Ребенку можно просто объяснить, что нужно выполнять дела в срок (соблюдать дедлайны), не накапливать важные дела и не отвлекаться на неважные.
«Выберите один день в неделю и позвольте ребенку самому составить расписание на день, пусть он потренируется сам планировать свое время. Вечером вы сможете обсудить, всё ли удалось и что нужно скорректировать», — предлагает Игорь Трахов.
Диджитал-помощники
Возьмите на вооружение виртуальных помощников — сервисы и приложения, которые помогут всё успеть, спланировать день и составить список дел.
Календари и планеры. Вместо бумажного ежедневника можно использовать приложение на смартфоне, тогда план на день всегда будет у ребенка под рукой. Обычно в таких программах удобно выстраивать списки дел, устанавливать дедлайны для каждой задачи и добавлять напоминания, задействовав будильник.
Система канбан. Каждое дело представляет собой отдельную карточку с дедлайном и прикреплено к доске объявлений. По мере выполнения работы карточку передвигают из одной колонки в другую. Для ребенка достаточно 3 колонок: Сформулированные задачи, Задачи в процессе выполнения, Завершенные задачи. В такой системе удобно контролировать все процессы и достигнутый прогресс.
Трекеры рабочего времени. Эти программы помогут понять, чем ребенок занимается за компьютером, как часто отвлекается на чтение новостей или просмотр социальных сетей вместо выполнения домашнего задания. Удобно проанализировать вечером, на что ушло время, и учесть это при последующем планировании.
Интеллектуальные карты. Многие дети любят рисовать, да и образное мышление у них хорошо работает — с помощью интеллектуальных карт можно создать красочную визуальную схему целей, событий и действий. Она поможет систематизировать большие задания и запомнить разрозненную информацию.
«Систему „канбан“ можно сделать дома из пробковой доски и стикеров. Напишите на доску расписание на день с промежутками в один час. Возьмите стикеры разных цветов для категорий дел: уроки, спорт, домашние дела, и разместите их на доске. План удобно корректировать, достаточно поменять стикеры местами. Для детей помладше можно использовать не стикеры, а соответствующие картинки», — рассказывает Игорь Трахов.
Совсем малышам предложите «раскрасить время»: нарисуйте циферблат часов и вместе с ребенком разделите его на цветные блоки. За каждым цветом закрепите своё занятие, например, время приема пищи выделяйте зеленым, спорт — синим, уроки — оранжевым и т. д. Так ребенок начнет привыкать и к понятию времени, и к планированию своего дня.
Что запомнить
- Начинайте обучать ребенка методам тайм-менеджмента с 6−7 лет. Уже в этом возрасте у детей хорошо формируется привычка планировать свое время.
- Отсутствие плана, прокрастинация и время ожидания — коварные пожиратели времени, но с ними легко справиться — достаточно составить план, убрать отвлекающие факторы, играть или слушать аудиокниги в дороге.
- Чтобы узнать, на что ребенок тратит свой день, используйте технику «Хронометраж»: составьте табличку со временем начала и окончания каждого дела и поручите ребенку заполнять ее несколько дней.
- Составляйте план на день с ребенком с вечера.
- Сделайте график дня гибким и учитывайте время продуктивности для «сов» и «жаворонков».
- Начните день с «дел-лягушек», чтобы избавиться от давления и получить заряд энергии.
- Сосредоточиться на выполнении домашних заданий поможет метод помидора: чередование учебы и отдыха.
- Объясните ребенку, что нужно выполнять дела в срок, не накапливать важные дела и не отвлекаться на неважные.
- Используйте виртуальных помощников — сервисы и приложения для планирования дня, составления списков дел, трекеры рабочего времени за компьютером, интеллектуальные карты.
Читайте также:
В какое время дня лучше всего решать сложные задачки?
Как научить ребенка играть самостоятельно?
5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает
Фото: stockfour, Dean Drobot, Zurijeta/Shutterstock