Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный-лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.
Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже
можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
^ • причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
• причины социального и психологического характера.
Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.
Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми. На мой взгляд, эта система в первую очередь должна включать:
• создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
• создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
• организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
• создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);
• организацию детского досуга;
• информационно-просветительскую работу.
^
1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребенка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребенка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
Как же воспитывать трудного ребенка? Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой – познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия. Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка – формирование состояния самоперевоспитания.
^
• целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);
• актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);
• введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
• оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.
^
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взглянуть на свое поведение.
Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
• формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
• доверие к ребенку;
• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;
• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
• защита педагогом интересов ребёнка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;
• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
• формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей.
^ требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.
Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:
• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;
• обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
♦ воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка;
♦ школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
♦ педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
♦ все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
^ предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
•определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
♦ работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
♦ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
♦ выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
♦ поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
♦ постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
^ предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
♦ включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
♦ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
♦ стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
♦ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
♦ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение {волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Особой проблемой является выбор методов воспитания. Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них. Первая группа приемов. Прием – просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием – оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций ребенка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием – обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием – доброго поступка. В процессе работы с ребенком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием – обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием – стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Прием – рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием – мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием – сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием – ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.
Прием – непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием – самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Прием – импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.
Прием – инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием – распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием – коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием – самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием — распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием – обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием – мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
^ (социально-педагогический аспект):
• организация воспитательно-профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;
• смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;
• учет позиции ребенка как активного субъекта организации воспитательно-профилактической работы;
• целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков и стимулирующих развитие положительных;
• организация работы с семьей на федеральном, региональном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;
• организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования;
• создание и расширение сети школ-комплексов в отдаленных городских микрорайонах и сельской местности.
Как оказать психологическую помощь трудным детям?
Психологическая работа с трудными детьми может осуществляться в форме:
• профилактической индивидуальной беседы;
• интервью;
• психологического консультирования;
• индивидуальной психотерапии;
• групповой психокоррекции.
В каждой группе детского сада есть дети, которые доставляют массу хлопот воспитателю. С ними сложно, они непослушные, на них постоянно кто-то жалуется! Как найти подход к такому ребёнку? Возможно кому-то пригодится мой опыт.
Мечта любого воспитателя
- Такая девочка хорошая! Умница, тихая, послушная, и мама у неё хорошая!
- Такой мальчик хороший! Тихий, спокойный, послушный, на занятиях отвечает хорошо! Родители у него, ответственные, стихи с ним учат!
Портрет идеального ребёнка в детском саду
Тихий, послушный, самостоятельный, хорошо рассказывает стихи, и самое главное – родители неконфликтные.
Я четыре года работала только с одной возрастной группой. Ко мне приходили дети четырёх лет и оставались на один, иногда на два года. На соседнем участке группа помладше. Это те, кто придёт ко мне на следующий год. Поэтому присматриваюсь к деткам заранее.
Всю прогулку, на соседнем участке, слышно имя только одного ребёнка: Давид!
– Ужасный ребёнок, непослушный, неуправляемый, всех обижает, все на него жалуются! Родителям бесполезно говорить, забирают его самым последним, всё ему позволяют! – жаловались воспитатели младшей группы.
Я вижу красивого мальчика с потрясающей улыбкой! Очень шустрый, неугомонный! Если Давид не лезет на дерево, значит бросает камни через забор. Когда все дети идут в группу он рассматривает муравья.
На крики воспитателей не реагирует никак! Совсем!
Я:
– Давид, ваши дети заходят в группу, тебе тоже пора. А вечером ты сможешь продолжить наблюдение за муравьями.
– А они не убегут?
– Нет, здесь же их дом. А вот твою котлету кто-нибудь съест!
Когда он пришёл в мою группу ему было 3 года и 10 месяцев. Он уже очень хорошо разговаривал и прекрасно всё понимал! Достаточно было ему объяснить что:
На деревья нельзя лезть потому что ветки сломаются и можно упасть. Бросать камни нельзя, потому что можно попасть в человека. Сыпать сухой песок нельзя, потому что он попадает в глаза. И далее по порядку…
Его мама очень удивилась, когда я сказала, что он совершенно нормальный и совсем не агрессивный ребёнок. На следующий день мои слова подтвердила напарница.
– Как?! Целый год! Каждый день, мне жаловались на моего сына! А вы говорите, что всё нормально! Что. Вы. С ним. Здесь делаете?! – со смехом спрашивала мама.
– Разговариваем, объясняем.
Хотя дети продолжали на него жаловаться. Поэтому мы разбирали каждую жалобу и наблюдали за поведением детей. Что мы увидели?
Давид никого намеренно не обижал, и никогда не жаловался, но мог дать сдачи. А его обидчик тут же начинал плакать:
– Это Давид!
Дети настолько привыкли, что воспитатели ругают Давида, что обвиняли его во всём! Даже когда его не было в группе! Весь год мы учили детей разбираться в конфликтных ситуациях, и оценивать своё поведение.
Это отнимает очень много времени. Но это часть нашей работы. Это так же важно, как и научить детей различать геометрические формы, или пользоваться ножницами. Нельзя упустить момент, когда формируются навыки общения.
Давиду приходилось объяснять больше чем остальным.
Иногда было недостаточно просто сказать: “нельзя, потому что…”. Приходилось ставить его перед выбором. “Ты знаешь что бегать по коридору нельзя. Знаешь почему?” Конечно он знает и может сам всё объяснить. Но бегать ему очень нравится. Потому что он действительно супер активный ребенок! Но правила для всех одинаковые. И если других детей может остановить окрик воспитателя, то Давид на это не реагирует.
– Если ты знаешь, что бегать по коридору нельзя, но бегаешь, значит я могу тебя наказать. Теперь, когда все дети играют, ты будешь сидеть на стульчике.
Сидеть?! Для активного и подвижного ребёнка это самое страшное наказание.
Каждый раз я ставила его перед выбором:
- Делать так, как нельзя, но очень хочется, и быть наказанным ;
- или соблюдать правила.
Он выбирал правила. Сообразительный мальчик!
При этом, мне никогда не приходилось повышать на него голос.
Напрашивается вопрос, почему в младшей группе с ним не могли справиться? Дело не в том, что там воспитатели некомпетентны. Здесь имеет значение ещё и возраст детей. Воспитателю средней (старшей) группы легче, потому что дети уже способны устанавливать причинно-следственные связи. Они учатся делать выводы, оценивать своё поведение.
Как наладить отношения с непослушными детьми когда у них кризис трёх лет? Об этом я напишу после того, как сама поработаю в младшей группе.
А пока делюсь опытом работы с детьми 4-5 лет.
Давид интересный и любознательный ребенок. В моей группе он пробыл два года и стал героем моей “Обучающей истории”. Об этом читайте в следующей публикации канала “Просто вместе”!
Если эта статья оказалась полезной, ставьте лайк! Буду благодарна за комментарии, и отзывы.
Подписывайтесь на канал, где вас ждут истории воспитателя, не только из жизни детского сада!
Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.
Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».
1 Сначала отношения, а задачи потом
Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель».
Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним.
Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:
- Построение взаимоотношений с ребенком изнутри
Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.
- Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»
Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.
- Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность
Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.
2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»
Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.
Установление контакта
Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.
Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.
Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».
Источник: @smilefish_official
Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу.
Разведка
Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.
Как стоит поступить маме в такой ситуации
— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.
— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.
Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его.
— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути.
Источник: @smilefish_official
Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:
- «Что тебе больше всего нравится делать?»
- «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
- «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
- «С какими людьми тебе интересно общаться?»
- «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
- «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
- «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
- «Чему бы ты хотел научиться?»
Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.
Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.
Презентация
Источник: Unsplash (@scoutthecity)
На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают.
Есть 3 правила, которые запрещены:
- оценка («ты двоечник»),
- интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
- совет (пойди извинись), и так далее.
Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.
Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»
Источник: Unsplash (@dslr_newb)
В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.
Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.
Возражения
Что нужно делать в этом случае
Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.
Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.
Сделка
В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.
Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.
Автор
Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»
Работа
с «трудными» детьми.
Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского
сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1—3, а иногда и
больше детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по
отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.
Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености, жестокости
детей, которые только-только пришли в первый класс?
Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее ярко
проявляется в подростковом (11 —15 лет) возрасте, не возникает вдруг,
ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является
результатом длительных нарушений процесса формирования личности.
Чаще всего трудным ребенок становится вследствие педагогической
запущенности, т. е. неправильного или вовсе неорганизованного
процесса воспитания. Таким образом, если понятие «трудновоспитуемый» говорит о
результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогическая
запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются
серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано или поздно приведут к
трудновоспитуемости.
Итак, педагогическая запущенность (ПЗ) как процесс для многих детей
начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в
неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются
определенные предпосылки для появления и закрепления таких
отрицательных качеств, как жестокость, жадность,
лживость. Недооценку же родителями самых первых стремлений детей 1,5—2
лет к самостоятельности исследователи связывают с появлением привычки
добиваться результатов только с помощью взрослых, упрямства, пассивности, лени.
Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к
6—7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера!
Когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, мы предлагаем
использовать термин «педагогическая запущенность». Ребенок запущен
взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не захотели
дать ему все то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с
педагогами и товарищами по группе.
Осознавая всю сложность проблемы формирования и преодоления ПЗ в детском
саду, следует помнить, что пластичность нервной системы дошкольников создает
наиболее благоприятные предпосылки для исправления (коррекции) поведения и личных качеств
ребенка!
Недооценка роли раннего периода детства как наиболее благоприятного для профилактики
педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их
проступков, которые, как известно, не таят в себе серьезной опасности для окружающих.
Опасность, которую они представляют для самого ребенка, зачастую в расчет не
берется. К тому же родители и воспитатели маленьких детей всегда имеют в
своем распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообразными с
педагогической точки зрения, все же до поры до времени дают сиюминутный
результат (например, окрик, отстранение от игры или занятия, угроза наказать и т.
д.). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка,
совершившего первый, пусть самый незначительный проступок, не разъяснить ему
в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то
у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных
ценностей, неправильное отношение к окружающему.
Таким образом, мы понимаем ПЗ как двусторонний процесс — неблагоприятного
воздействия на ребенка и накопления последним нежелательных качеств — и одновременно
как состояние ребенка, развитие личности которого уже нуждается в коррекции.
Что же касается содержательной стороны ПЗ, то она может быть разнообразной.
Собственно педагогическая запущенность. Для нее характерны отдельные неглубокие
и неустойчивые нарушения в отношениях ребенка с окружающими.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к появлению задержки психического развития
дошкольника (ЗПР), которая в дальнейшем не только
не позволяет ребенку успешно учиться в школе, но и в особо сложных случаях ставит под удар его здоровье, — дети страдают
патологической возбудимостью, несобранностью,
жалуются на головную боль, рвоту, плохо спят, не могут справиться с простыми умственными задачами и наряду с этим
серьезно нарушают нормы поведения в детском саду или школе. Дети с ЗПР всем
видам деятельности предпочитают игры, характерные для младших (например,
катают взад-вперед машинку, разбрасывают
кубики), избегают общения с товарищами по группе и более старшими детьми, не доводят до конца начатое дело,
бывают капризными, особенно в присутствии
матери. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не любят книгу, занятия, не проявляют интереса к
окружающему. В старшем дошкольном
возрасте, как правило, появляется нравственное неблагополучие личности: ребенок избегает непосильных заданий, не
может преодолеть свою леность, как «неумеха» не пользуется авторитетом у
сверстников и постепенно озлобляется против них. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, еще более
скажутся, когда он пойдет в школу. И
поскольку коррекция поведения ребенка с возрастом, как уже отмечалось, не становится проще, а,
наоборот, усложняется, то в детском саду
необходимо все сделать для преодоления ЗПР таких детей!
Распространенной формой педагогической запущенности является избалованность.
Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных
семьях, где дети с первых дней жизни привыкают к особому положению «кумира»
семьи, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети, как
правило, хорошо развиты, умеют продемонстрировать свои достижения перед
знакомыми и воспитателями. Они знают и правила поведения, но придерживаются их лишь
тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В
общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх и
на утренниках. Необходимость уступить свое лидерство нередко вызывает взрыв,
обиду, демонстративный выход из игры или другой деятельности. Избалованные
дети не приучены к труду, даже в старшем дошкольном возрасте они ждут помощи
от других, не доводят до конца неинтересное им дело.
Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка,
стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его
выздоровления. В этих ситуациях дети бывают менее самоуверенны, но
еще более капризны и изнеженны. Позиция родителей здесь чаще всего
отражает страх перед той болезнью ребенка, которую пережила семья.
К сказанному нужно добавить, что родители, которые избаловали детей,
часто проявляют недоверие к воспитателю, считают, что в детском саду не
оценили достоинств их ребенка, несправедливы к нему. Последнее еще больше
осложняет коррекцию
поведения малыша и работу педагогов с семьей.
Профилактика появившихся признаков педагогической запущенности, по существу,
должна начинаться с первых дней жизни ребенка. Она заключается в правильной,
в строгом соответствий с возрастом, организации систематического, целенаправленного
воздействия на его личность в семье и дошкольном учреждении.
Трудности в воспитании могут быть обусловлены длительной болезнью ребенка,
пограничным состоянием его нервной системы: чрезмерной возбудимостью,
эффективностью или, наоборот, заторможенностью, медлительностью. Первый вопрос,
на который нужно ответить, приступая к работе с трудным ребенком,— это вопрос о
состоянии его здоровья. Постоянный медицинский контроль, выполнение и в
детском саду, и дома всех лечебно-оздоровительных процедур — непременное условие успешной
воспитательной работы с такими детьми.
Вместе с тем каждый случай педагогической запущенности требует и специальной
психолого-педагогической диагностики. При этом глобальная оценка поведения
типа «непослушный», «невоспитанный», «неразвитый» и т. д. совершенно
недостаточна для того, чтобы оказать действенную помощь ребенку и его родителям.
Нужен более тонкий диагноз, который охватывает самые важные стороны жизни
малыша в детском саду и семье, дает конкретный ответ на ряд вопросов, в частности:
чем именно обусловлены трудности воспитания ребенка, какие его качества нуждаются в
совершенствовании, как он
относится к различным видам деятельности, особенно к труду, развиты ли
у него познавательные интересы, каково его отношение к
товарищам, доверяет ли он воспитателю, какие факторы окружающей среды
способствовали формированию у ребенка отрицательных качеств личности и
продолжают ли они свое действие на него в настоящее время. С особым вниманием
следует отнестись к положительным качествам дошкольника, учитывая, что самое
маленькое и незначительное из них может подсказать направление воспитательной
работы с ним. Процесс изучения личности ребенка одновременно является и
первым этапом в его перевоспитании. Очень хорошо, если с этого этапа
начинается и сотрудничество воспитателя с родителями.
Действительно, предложение разобраться в сложном характере сына или дочери,
чтобы лучше подготовить его (ее) к школе, помочь ребенку и им, родителям,
преодолеть отрицательные проявления, всегда находит отклик у отцов и матерей.
Наиболее доступным и достаточно эффективным методом изучения личности ребенка
является целенаправленное педагогическое наблюдение. Оно дает лучшие
результаты, если воспитатель организует его поэтапно, выделяя из общей программы
конкретный вопрос, на который надо ответить. Например, заметив недостатки в трудовом
воспитании дошкольника, педагог старается получить более точные данные об их
характере. С этой целью он создает педагогические ситуации, в которых прослеживает,
все ли виды труда одинаково неинтересны воспитаннику, одинаково ли он относится к своей и общественной собственности, к предметам и
игрушкам, которые принадлежат другим
детям, охотно ли помогает товарищам, взрослым, доводит ли начатое дело до конца. Результаты
наблюдений (желательно сами факты —
поступки, действия ребенка, рассказы родителей о нем, а не оценки и суждения об этих поступках и действиях) обсуждаются на
педсовете, со сменным воспитателем, заведующей.
Для изучения личности ребенка, помимо наблюдений, следует использовать
беседы, отдельные поручения и задания ему, рисование по замыслу или на определенную тему.
Первый опыт
взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Все, что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как
норма, как модель человеческих
отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в
воспитании в детском саду или подчас
в школе, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том, что можно и чего нельзя делать, где добро, а
где зло, что хорошо и что плохо, восприняты
ребенком от родителей как единственно возможные, то изменить их нельзя, не
изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их
влияния на ребенка.
Оптимальные условия для решения поставленных задач имеются там, где достигнуто
подлинное единство родителей и педагогов в понимании этих задач, выработаны единые подходы к
воспитанию.
Дети раннего и дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к конфликтам и
разводам родителей. Так, у детей, оставленных отцами в дошкольном возрасте,
отклонения в поведении наблюдаются в 44%, в возрасте 7-8 лет – 13%, 9-12 лет — 24% и в
возрасте 13-18 лет – в единичных случаях. Эти научные данные в корне подрывают
представления о дошкольниках, как о совершенно безобидных детях, которых
не касаются проблемы взрослых. Поэтому целенаправленная работа с родителями
– важнейший принцип предупреждения и преодоления педагогической запущенности.
С первых лет жизни ребенка родители предъявляют к его поведению определенные
требования, которые в той или иной мере отражают требования нашего общества.
Одобрение или запрет (можно, нельзя) и последующая оценка действия ребенка
(хорошо, плохо) регулируют повторность поступков. Положительная оценка
доставляет малышу огромное удовлетворение, закрепляет не только те или иные действия,
но и характер взаимоотношений с взрослым. Желая снова и снова заслужить
одобрение родителей или воспитателей, ребенок привыкает поступать определенным
образом. Педагогически запущенный дошкольник также нуждается в положительных
взаимоотношениях с взрослыми, стремится заслужить их. Но он неизбежно
оказывается в сложном для него положении, так как не знает, за что ругают, а за что хвалят.
Такой механизм формирования первичной педагогической запущенности определяет
и основное требование к преодолению и предупреждению этого явления, а именно:
этот процесс надо не нагнетать, сгущать, усугублять, а, наоборот, снижать напряжение во
взаимоотношениях между ребенком и педагогом. В связи с этим очень важно создать в группе ситуацию успеха, в
которой ребенок может заслужить одобрение взрослого, а потом не забыть
своевременно похвалить малыша, высказать уверенность в том, что он и в дальнейшем будет поступать подобным
образом. Способы одобрения могут
быть различными. Иногда можно просто погладить ребенка по голове, прижать его к
себе или ласково похлопать по плечам или спине. Все это будет способствовать доверительному отношению малыша
к воспитателю создавать ту атмосферу
домашнего тепла и защищенности, которую многие педагогически запущенные
дети не имеют дома.
С созданием атмосферы доброжелательности, с четким разграничением того, что
можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, при единстве понимания этих вопросов
воспитателями и родителями достигается эффективность профилактики педагогической
запущенности в самом широком понимании данной проблемы. Начинать эту работу
надо с первых дней пребывания ребенка в детском саду, как бы мал он ни
был. Пропаганда положений и норм поведения в детском саду и дома, в
общественных местах должна стать содержанием педагогического всеобуча родителей.
Наиболее эффективными методами преодоления ПЗ является убеждение, оценка
действий и поступков ребенка. Убеждение может иметь различную форму: беседа,
разъяснение, обсуждение произведений художественной литературы, пример
воспитателя и родителей. Важно создать положительные образцы для подражания и
одновременно разъяснить их смысл. Убеждения широко используются для формирования
правильных нравственных понятий и представлений. В работе с этой категорией
детей воспитателям следует запастись особым терпением и быть готовыми к тому,
что ребенок не воспринимает самые убедительные слова и доводы, он словно
не относит их к себе. Иногда ребенок может с большим вниманием выслушать
педагога, согласиться с ним, дать высокую оценку тем, кто поступает правильно,
и тут же продолжать нарушать дисциплину. Очевидно, у него закрепились
устойчивые стереотипы поведения (привычки), замещение которых новыми правилами
— довольно длительный и сложный процесс. Ребенка нужно терпеливо учить этим
правилам поведения, упражнять в поступках, получающих одобрение, используя
самые разнообразные приемы: рассказ с показом, рассматривание картинок и
слушание произведений художественной литературы, дидактические игры, наблюдения
и оценка совместно с ребенком поступков детей, которые не нарушают нормы
поведения, забавные инсценировки из жизни группы и т. д. В каждом конкретном случае
потребуется своя система обучения и упражнений, своя программа работы
с ребенком в семье и в детском саду, на занятиях и в повседневной жизни,
программа, которая разрабатывается с учетом здоровья дошкольника и задач его воспитания.
Литература:
1. Дошкольное воспитание №3,1990г.