Как воспитателю найти подход к трудному ребенку

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожа­лению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный-лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребе­нок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жиз­ни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от при­нятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоцио­нальные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные пси­хологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Обще­ство и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссаль­ные усилия на преодоление этих отклонений.

Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже

можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психоло­гии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе соци­ально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный ан­тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

^  • причины, связанные с психическими и психофизиологи­ческими расстройствами;

• причины социального и психологического характера.

Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осве­домленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессио­нальной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудны­ми детьми. На мой взгляд, эта система в первую очередь должна включать:

• создание комплексных групп специалистов, обеспечиваю­щих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

• создание воспитывающей среды, позволяющей гармони­зировать отношение детей и подростков со своим ближай­шим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, свя­занных с детьми и подростками;

• организацию подготовки специалистов, способных ока­зывать профессиональную социальную, психологичес­кую, педагогическую, медицинскую помощь и занимаю­щихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;

• создание общественных образовательных программ для уси­ления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (теле­визионные программы, обучающие программы и т. д.);

• организацию детского досуга;

• информационно-просветительскую работу.

^ 

1. Основная масса детей большую половину дня предостав­лена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.

2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребен­ка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.

3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.

4. По мнению большинства родителей, проблемами труд­ного ребенка должен заниматься классный руководи­тель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут само­стоятельно решать эти проблемы.

5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают ком­панию во дворе.

Как же воспитывать трудного ребенка? Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой – познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия. Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­щей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка – формиро­вание состояния самоперевоспитания.

^ 

• целенаправленной работы по нравственному просвеще­нию (это уроки этики, нравственные беседы, индивиду­альные консультации и т.п.);

• актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внекласс­ная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

• введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

• оптимального соотношения форм практической деятель­ности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

^ 

Принцип ориентации на позитив в поведении и харак­тере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взгля­нуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания ребенком своих положи­тельных черт;

• формирование нравственных чувств при самооценке свое­го поведения;

• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

• доверие к ребенку;

• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

• оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах: • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;

• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;

• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;

• защита педагогом интересов ребёнка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспита­тельных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;

• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;

• формирование педагогом в классе, школе, группе и дру­гих объединениях учащихся гуманистических отноше­ний, которые не допускают унижения достоинства детей.

^  тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:

• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

♦ воспитательный процесс строится с учетом реалий соци­альных отношений ребенка;

♦ школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учи­тывать реальные факторы социума;

♦ педагог должен корректировать негативное влияние окру­жающей среды на ребенка;

♦ все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.

^  предполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивиду­альным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учеб­ной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:

• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

•определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

♦ работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

♦ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

♦ выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

♦ поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

♦ постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых пе­дагогами.

^  пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

♦ включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуаци­ях (социальные пробы);

♦ диагностирование волевой готовности к системе социаль­ных отношений;

♦ стимулирование самопознания детей в различных соци­альных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

♦ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;

♦ не только радость, но и страдания, переживания воспиты­вают человека;

♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное дока­зательство ребенку нравственной позиции, оценки происхо­дящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирова­ние и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение {волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегу­ляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испы­тания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Особой проблемой является выбор методов воспитания. Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуаль­ного педагогического воздействия. Вот некоторые из них. Первая группа приемов. Прием – просьба о помощи. Воспи­татель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и уста­новить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.

Прием – оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций ребенка и коррекции этих позиций педагог рас­сказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.

Прием – обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в ко­торых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

Прием – доброго поступка. В процессе работы с ребенком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

Прием – обнажение противоречий. Он предполагает раз­граничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разгра­ничение расхождений во мнении, обозначение главных ли­ний, по которым должно пройти обсуждение.

Прием – стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.

Прием – рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

Прием – мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

Прием – сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочи­няется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

Прием – ролевая маска: учащимся предлагается войти в не­которую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.

Прием – непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соот­ветствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям уча­щихся.

Прием – самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встреч­ных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под­вергаются затем коллективному обсуждению.

Прием – импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые усло­вия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятель­ностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.

Прием – инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием – распределение ролей: четкое распределение функ­ций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

Прием – коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктив­ность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к ис­ходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием – самоотстранение учителя. После того как опре­делены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием — распределение инициативы предполагает созда­ние равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициа­тивы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием – обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении зада­ний. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащих­ся или отдельному ученику.

Прием – мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстанов­ки, обращение к независимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множест­во. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одно­му ученику, может быть неприемлем для другого.

^  (социально-педагогический аспект):

• организация воспитательно-профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, на­чиная с младшего школьного возраста;

• смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;

• учет позиции ребенка как активного субъекта организа­ции воспитательно-профилактической работы;

• целесообразность применения методов, тормозящих раз­витие отрицательных качеств личности детей и подрост­ков и стимулирующих развитие положительных;

• организация работы с семьей на федеральном, регио­нальном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию про­грамм, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

• организация досуга детей через включение их в деятель­ность учреждений дополнительного образования;

• создание и расширение сети школ-комплексов в отдален­ных городских микрорайонах и сельской местности.

Как оказать психологическую помощь трудным детям?

Психологическая работа с трудными детьми может осуществляться в форме:

• профилактической индивидуальной беседы;

• интервью;

• психологического консультирования;

• индивидуальной психотерапии;

• групповой психокоррекции.

В каждой группе детского сада есть дети, которые доставляют массу хлопот воспитателю. С ними сложно, они непослушные, на них постоянно кто-то жалуется! Как найти подход к такому ребёнку? Возможно кому-то пригодится мой опыт.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Мечта любого воспитателя

  • Такая девочка хорошая! Умница, тихая, послушная, и мама у неё хорошая!
  • Такой мальчик хороший! Тихий, спокойный, послушный, на занятиях отвечает хорошо! Родители у него, ответственные, стихи с ним учат!

Портрет идеального ребёнка в детском саду

Тихий, послушный, самостоятельный, хорошо рассказывает стихи, и самое главное – родители неконфликтные.

Я четыре года работала только с одной возрастной группой. Ко мне приходили дети четырёх лет и оставались на один, иногда на два года. На соседнем участке группа помладше. Это те, кто придёт ко мне на следующий год. Поэтому присматриваюсь к деткам заранее.

Всю прогулку, на соседнем участке, слышно имя только одного ребёнка: Давид!

– Ужасный ребёнок, непослушный, неуправляемый, всех обижает, все на него жалуются! Родителям бесполезно говорить, забирают его самым последним, всё ему позволяют! – жаловались воспитатели младшей группы.

Я вижу красивого мальчика с потрясающей улыбкой! Очень шустрый, неугомонный! Если Давид не лезет на дерево, значит бросает камни через забор. Когда все дети идут в группу он рассматривает муравья.

На крики воспитателей не реагирует никак! Совсем!

Я:

– Давид, ваши дети заходят в группу, тебе тоже пора. А вечером ты сможешь продолжить наблюдение за муравьями.

– А они не убегут?

– Нет, здесь же их дом. А вот твою котлету кто-нибудь съест!

Когда он пришёл в мою группу ему было 3 года и 10 месяцев. Он уже очень хорошо разговаривал и прекрасно всё понимал! Достаточно было ему объяснить что:

На деревья нельзя лезть потому что ветки сломаются и можно упасть. Бросать камни нельзя, потому что можно попасть в человека. Сыпать сухой песок нельзя, потому что он попадает в глаза. И далее по порядку…

Его мама очень удивилась, когда я сказала, что он совершенно нормальный и совсем не агрессивный ребёнок. На следующий день мои слова подтвердила напарница.

– Как?! Целый год! Каждый день, мне жаловались на моего сына! А вы говорите, что всё нормально! Что. Вы. С ним. Здесь делаете?! – со смехом спрашивала мама.

– Разговариваем, объясняем.

Хотя дети продолжали на него жаловаться. Поэтому мы разбирали каждую жалобу и наблюдали за поведением детей. Что мы увидели?

Давид никого намеренно не обижал, и никогда не жаловался, но мог дать сдачи. А его обидчик тут же начинал плакать:

Это Давид!

Дети настолько привыкли, что воспитатели ругают Давида, что обвиняли его во всём! Даже когда его не было в группе! Весь год мы учили детей разбираться в конфликтных ситуациях, и оценивать своё поведение.

Это отнимает очень много времени. Но это часть нашей работы. Это так же важно, как и научить детей различать геометрические формы, или пользоваться ножницами. Нельзя упустить момент, когда формируются навыки общения.

Давиду приходилось объяснять больше чем остальным.

Иногда было недостаточно просто сказать: “нельзя, потому что…”. Приходилось ставить его перед выбором. “Ты знаешь что бегать по коридору нельзя. Знаешь почему?” Конечно он знает и может сам всё объяснить. Но бегать ему очень нравится. Потому что он действительно супер активный ребенок! Но правила для всех одинаковые. И если других детей может остановить окрик воспитателя, то Давид на это не реагирует.

– Если ты знаешь, что бегать по коридору нельзя, но бегаешь, значит я могу тебя наказать. Теперь, когда все дети играют, ты будешь сидеть на стульчике.

Сидеть?! Для активного и подвижного ребёнка это самое страшное наказание.

Каждый раз я ставила его перед выбором:

  • Делать так, как нельзя, но очень хочется, и быть наказанным ;
  • или соблюдать правила.

Он выбирал правила. Сообразительный мальчик!

При этом, мне никогда не приходилось повышать на него голос.

Напрашивается вопрос, почему в младшей группе с ним не могли справиться? Дело не в том, что там воспитатели некомпетентны. Здесь имеет значение ещё и возраст детей. Воспитателю средней (старшей) группы легче, потому что дети уже способны устанавливать причинно-следственные связи. Они учатся делать выводы, оценивать своё поведение.

Как наладить отношения с непослушными детьми когда у них кризис трёх лет? Об этом я напишу после того, как сама поработаю в младшей группе.

А пока делюсь опытом работы с детьми 4-5 лет.

Давид интересный и любознательный ребенок. В моей группе он пробыл два года и стал героем моей “Обучающей истории”. Об этом читайте в следующей публикации канала “Просто вместе”!

Если эта статья оказалась полезной, ставьте лайк! Буду благодарна за комментарии, и отзывы.

Подписывайтесь на канал, где вас ждут истории воспитателя, не только из жизни детского сада!

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.

Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».

1 Сначала отношения, а задачи потом

Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель». 

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним. 

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

  • Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу. 

Разведка

Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его. 

— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути. 

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

  1. «Что тебе больше всего нравится делать?»
  2. «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
  3. «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
  4. «С какими людьми тебе интересно общаться?»
  5. «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
  6. «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
  7. «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
  8. «Чему бы ты хотел научиться?»

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@scoutthecity)

На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают. 

Есть 3 правила, которые запрещены:

  1. оценка («ты двоечник»),
  2. интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
  3. совет (пойди извинись), и так далее.

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@dslr_newb)

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.

Возражения

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.

Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.

Иван Сорокин

Автор

Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»

Работа
с «трудными» детьми.

Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского
сада?
По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1—3, а иногда и
боль­
ше детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по
отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.

Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености, жес­токости
детей, которые только-только пришли в первый класс?

Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее ярко
проявляется в подростковом (11 —15 лет) возрасте, не возникает вдруг,
ни с того
ни с сего. Она формируется по крупицам, является
результатом длительных нару­
шений процесса формирования личности.
Чаще всего трудным ребенок становится
вследствие педагогической
запущенности, т. е. неправильного или вовсе неоргани­
зованного
процесса воспитания. Таким образом, если понятие «трудновоспитуе­мый» говорит о
результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогиче­
ская
запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором до­
пускаются
серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано
или поздно приведут к
трудновоспитуемости.

Итак, педагогическая запущенность (ПЗ) как процесс для многих детей
начи­
нается в  дошкольном  детстве.    Именно   в  эти годы в
неблагоприятных усло­
виях жизни и при неправильном воспитании создаются
определенные предпосылки
для появления и закрепления таких
отрицательных качеств, как жестокость, жад­
ность,
лживость. Недооценку же родителями самых первых стремлений детей
1,5—2
лет к самостоятельности исследователи связывают с появлением привычки
добиваться результатов только с помощью взрослых, упрямства, пассивности, лени.
Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к
6—7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты харак­
тера!

Когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, мы предлагаем
использовать термин «педагогическая запущенность». Ребенок запу­
щен
взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не захо­
тели
дать ему все то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малы­
шу трудно общаться с
педагогами и товарищами по группе.

Осознавая всю сложность проблемы формирования и преодоления ПЗ в дет­ском
саду, следует помнить, что пластичность нервной системы дошкольников
создает
наиболее благоприятные предпосылки для исправления (коррекции) пове­
дения и личных качеств
ребенка!

Недооценка роли раннего периода детства как наиболее благоприятного для профилактики
педагогической запущенности детей обусловлена самим характером
их
проступков, которые, как известно, не таят в себе серьезной опасности для ок­
ружающих.
Опасность, которую они представляют для самого ребенка, зачастую в расчет не
берется. К тому же родители и воспитатели маленьких детей всегда име­
ют в
своем распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообраз­
ными с
педагогической точки зрения, все же до поры до времени дают сиюминут­ный
результат (например, окрик, отстранение от игры или занятия, угроза наказать
и т.
д.). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ре­бенка,
совершившего первый, пусть самый незначительный проступок, не разъяс
нить ему
в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то
у малыша может сформироваться искаженное понимание основных
нравственных
ценностей, неправильное   отношение   к   окружающему.

Таким образом, мы понимаем ПЗ как двусторонний процесс — неблагоприят­ного
воздействия на ребенка и накопления последним нежелательных качеств — и
одновременно
как состояние ребенка, развитие личности которого уже нуждается в
коррекции.

Что же касается содержательной стороны ПЗ, то она может быть разнообраз­ной.

Собственно педагогическая запущенность. Для нее характерны отдельные неглубокие
и неустойчивые нарушения в отношениях ребенка с окружающими.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к появлению за­держки психического развития
дошкольника (ЗПР), которая в дальнейшем не только
не позволяет ребенку успешно учиться в школе, но и в особо сложных случа­
ях ставит под удар его здоровье, — дети страдают
патологической возбудимостью,
несобранностью,
жалуются на головную боль, рвоту, плохо спят, не могут справить­
ся с простыми умственными задачами и наряду с этим
серьезно нарушают нормы поведения в детском саду или школе. Дети с ЗПР всем
видам деятельности предпо­читают игры, характерные для младших (например,
катают взад-вперед машинку,
разбрасывают
кубики), избегают общения с товарищами по группе и более старши­
ми детьми, не доводят до конца начатое дело,
бывают капризными, особенно в при­
сутствии
матери. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не
любят книгу, занятия, не проявляют интереса к
окружающему. В старшем до­
школьном
возрасте, как правило, появляется нравственное неблагополучие лично­
сти: ребенок избегает непосильных заданий, не
может преодолеть свою леность, как «неумеха» не пользуется авторитетом у
сверстников и постепенно озлобляется про­
тив них. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, еще более
скажутся,
когда он пойдет в школу. И
поскольку коррекция поведения ребенка с возрастом,
как уже отмечалось, не становится проще, а,
наоборот, усложняется, то в детском
саду
необходимо все сделать для преодоления ЗПР таких детей!

Распространенной формой педагогической запущенности является избало­ванность.

Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обес­печенных
семьях, где дети с первых дней жизни привыкают к особому положению
«кумира»
семьи, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети,
как
правило, хорошо развиты, умеют продемонстрировать свои достижения перед
знакомыми и воспитателями. Они знают и правила поведения, но придерживаются
их лишь
тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства.
В
общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в
играх и
на утренниках. Необходимость уступить свое лидерство нередко вызывает взрыв,
обиду, демонстративный выход из игры или другой деятельности. Избало­ванные
дети не приучены к труду, даже в старшем дошкольном возрасте они ждут
помощи
от других, не доводят до конца неинтересное им дело.

Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка,
стать
следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его
выздоровле
ния. В этих ситуациях дети бывают менее самоуверенны, но
еще более капризны и
изнеженны. Позиция родителей здесь чаще всего
отражает страх перед той болез­
нью ребенка, которую пережила семья.

К сказанному нужно добавить, что родители, которые избаловали детей,
часто
проявляют недоверие к воспитателю, считают, что в детском саду не
оценили дос­тоинств их ребенка, несправедливы к нему. Последнее еще больше
осложняет кор­
рекцию
поведения малыша и работу педагогов с семьей.

Профилактика появившихся признаков педагогической запущенности, по су­ществу,
должна начинаться с первых дней жизни ребенка. Она заключается в пра­
вильной,
в строгом соответствий с возрастом, организации систематического, це­ленаправленного
воздействия на его личность в семье и дошкольном  учреждении.

Трудности в воспитании могут быть обусловлены длительной болезнью ре­бенка,
пограничным состоянием его нервной системы: чрезмерной возбудимостью,
эффективностью или, наоборот, заторможенностью, медлительностью. Первый во­
прос,
на который нужно ответить, приступая к работе с трудным ребенком,— это вопрос о
состоянии его здоровья. Постоянный медицинский контроль, выполнение
и в
детском саду, и дома всех лечебно-оздоровительных процедур — непременное
условие успешной
воспитательной работы с такими детьми.

Вместе с тем каждый случай педагогической запущенности требует и специ­альной
психолого-педагогической диагностики. При этом глобальная оценка пове­дения
типа «непослушный», «невоспитанный», «неразвитый» и т. д. совершенно
недостаточна для того, чтобы оказать действенную помощь ребенку и его родите­
лям.
Нужен более тонкий диагноз, который охватывает самые важные стороны
жизни
малыша в детском саду и семье, дает конкретный ответ на ряд вопросов, в
частности:
чем именно обусловлены трудности воспитания ребенка, какие его каче­
ства нуждаются  в 
совершенствовании,   как  он

относится к различным видам деятельности, особенно к труду, развиты ли
у него
познавательные интересы, каково его отношение к
товарищам, доверяет ли он вос­питателю, какие факторы окружающей среды
способствовали формированию у ре­бенка отрицательных качеств личности и
продолжают ли они свое действие на него в настоящее время. С особым вниманием
следует отнестись к положительным ка­чествам дошкольника, учитывая, что самое
маленькое и незначительное из них мо­жет подсказать направление воспитательной
работы с ним. Процесс изучения лич­
ности ребенка одновременно является и
первым этапом в его перевоспитании.
Очень хорошо, если с этого этапа
начинается и сотрудничество воспитателя с роди­
телями.
Действительно, предложение разобраться в сложном характере сына или дочери,
чтобы лучше подготовить его (ее) к школе, помочь ребенку и им, родите­
лям,
преодолеть отрицательные проявления, всегда находит отклик у отцов и мате­
рей.

Наиболее доступным и достаточно эффективным методом изучения личности ребенка
является целенаправленное педагогическое наблюдение. Оно дает лучшие
результаты, если воспитатель организует его поэтапно, выделяя из общей програм­
мы
конкретный вопрос, на который надо ответить. Например, заметив недостатки в
трудовом
воспитании дошкольника, педагог старается получить более точные дан­ные об их
характере. С этой целью он создает педагогические ситуации, в которых прослеживает,
все ли виды труда одинаково неинтересны воспитаннику, одинаково
ли он относится к своей и общественной собственности, к предметам и
игрушкам,
которые принадлежат другим
детям, охотно ли помогает товарищам, взрослым, до­
водит ли начатое дело до конца. Результаты
наблюдений (желательно сами факты

поступки, действия ребенка, рассказы родителей о нем, а не оценки и суждения
об этих поступках и действиях) обсуждаются на
педсовете, со сменным воспитате­
лем, заведующей.

Для изучения личности ребенка, помимо наблюдений, следует использовать
беседы, отдельные поручения и задания ему, рисование по замыслу или на опреде­
ленную тему.

Первый опыт
взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Все, что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как
норма,
как модель человеческих
отношений, эталон для его собственного поведения. По­
этому корни трудностей, которые встречаются в
воспитании в детском саду или
подчас
в школе, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о
том, что можно и чего нельзя делать, где добро, а
где зло, что хорошо и что плохо,
восприняты
ребенком от родителей как единственно возможные, то изменить их нельзя, не
изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необ­
ходимости более или менее глубокой перестройки их
влияния на ребенка.

Оптимальные условия для решения поставленных задач имеются там, где дос­тигнуто
подлинное единство родителей и педагогов в понимании этих задач, выра­
ботаны единые подходы к
воспитанию.

Дети раннего и дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к конфлик­там и
разводам родителей. Так, у детей, оставленных отцами в дошкольном возрас­
те,
отклонения в поведении наблюдаются в 44%, в возрасте 7-8 лет – 13%, 9-12 лет —
24% и в
возрасте 13-18 лет – в единичных случаях. Эти научные данные в корне подрывают
представления о дошкольниках, как о совершенно безобидных детях,
которых
не касаются проблемы взрослых. Поэтому целенаправленная работа с ро­
дителями
– важнейший принцип предупреждения и преодоления педагогической за­
пущенности.

С первых лет жизни ребенка родители предъявляют к его поведению опреде­ленные
требования, которые в той или иной мере отражают требования нашего об­
щества.

Одобрение или запрет (можно, нельзя) и последующая оценка действия ре­бенка
(хорошо, плохо) регулируют повторность поступков. Положительная оценка
доставляет малышу огромное удовлетворение, закрепляет не только те или иные
действия,
но и характер взаимоотношений с взрослым. Желая снова и снова за­
служить
одобрение родителей или воспитателей, ребенок привыкает поступать оп­ределенным
образом. Педагогически запущенный дошкольник также нуждается в
положительных
взаимоотношениях с взрослыми, стремится заслужить их. Но он не­
избежно
оказывается в сложном для него положении, так как не знает, за что ру­
гают, а за что хвалят.

Такой механизм формирования первичной педагогической запущенности оп­ределяет
и основное требование к преодолению и предупреждению этого явления, а
именно:
этот процесс надо не нагнетать, сгущать, усугублять, а, наоборот, снижать
напряжение во
взаимоотношениях между ребенком и педагогом. В связи с этим очень важно создать в группе ситуацию успеха, в
которой ребенок может заслужить одобрение взрослого, а потом не забыть
своевременно похвалить малыша, высказать
уверенность в том, что он и в дальнейшем будет поступать подобным
образом. Спо­
собы одобрения могут
быть различными. Иногда можно просто погладить ребенка по голове, прижать его к
себе или ласково похлопать по плечам или спине. Все это
будет способствовать доверительному отношению малыша
к воспитателю создавать
ту атмосферу
домашнего тепла и защищенности, которую многие педагогически за­
пущенные
дети не имеют дома.

С созданием атмосферы доброжелательности, с четким разграничением того, что
можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, при единстве понимания этих во­
просов
воспитателями и родителями достигается эффективность профилактики пе­дагогической
запущенности в самом широком понимании данной проблемы. Начи­нать эту работу
надо с первых дней пребывания ребенка в детском саду, как бы мал
он ни
был. Пропаганда положений и норм поведения в детском саду и дома, в
общественных местах должна стать содержанием педагогического всеобуча роди­
телей.

Наиболее эффективными методами преодоления ПЗ является убеждение, оценка
действий и поступков ребенка. Убеждение может иметь различную форму:
беседа,
разъяснение, обсуждение произведений художественной литературы, при­
мер
воспитателя и родителей. Важно создать положительные образцы для подража­ния и
одновременно разъяснить их смысл. Убеждения широко используются для
формирования
правильных нравственных понятий и представлений. В работе с этой
категорией
детей воспитателям следует запастись особым терпением и быть гото­выми к тому,
что ребенок не воспринимает самые убедительные слова и доводы, он
словно
не относит их к себе. Иногда ребенок может с большим вниманием вы­
слушать
педагога, согласиться с ним, дать высокую оценку тем, кто поступает пра­вильно,
и тут же продолжать нарушать дисциплину. Очевидно, у него закрепились
устойчивые стереотипы поведения (привычки), замещение которых новыми прави­лами
— довольно длительный и сложный процесс. Ребенка нужно терпеливо учить
этим
правилам поведения, упражнять в поступках, получающих одобрение, ис­
пользуя
самые разнообразные приемы: рассказ с показом, рассматривание картинок
и
слушание произведений художественной литературы, дидактические игры, на­
блюдения
и оценка совместно с ребенком поступков детей, которые не нарушают
нормы
поведения, забавные инсценировки из жизни группы и т. д. В каждом кон­
кретном случае
потребуется своя система обучения и упражнений, своя программа
работы
с ребенком в семье и в детском саду, на занятиях и в повседневной жизни,
программа, которая разрабатывается с учетом здоровья дошкольника и задач его
воспитания.

Литература:

1. Дошкольное воспитание №3,1990г.

Добавить комментарий