Как журналисту найти информацию

Новость – основа, на которой, камень за камнем, слово за словом, возводится вся журналистика. И даже несмотря на то, что в современном обществе новость живет не дольше 2-3 дней, она все же является «царицей» практически любого СМИ. О том, где и как где журналисты добывают новости, мы спросили наших экспертов.

Анна Астахова, редактор международного еженедельника расследований

«Совершенно секретно», член Международного союза журналистов


В журналистике я с 1995 года. И могу сказать, что журналист имеет разные возможности получения новостей в зависимости от опыта работы. Приходя в редакцию впервые, журналист становится «палочкой-выручалочкой» для более опытных коллег, они поручают ему свои базы контактов для получения новостей из первых рук, им уже давно лень самим созваниваться, списываться с пресс-службами и экспертами. Главный инструмент молодого журналиста – умение общаться, вытащить из этих очень разных людей информацию, новости. Сходить на казалось бы скучное мероприятие, притащить оттуда новости, мнения, слухи. И правильно передать старшим коллегам. Но вот эти год-два «на побегушках» – самые нужные и самые активные, самые позитивные. Увы, к 2015 году все меньше и меньше молодых специалистов прикрепляют к старшим коллегам, все меньше вкладываются в них редакторы… И то, что раньше было не просто традицией редакций, а ее неотъемлемой частью, уходит в виртуальность. Новости ищут через Интернет, зачастую даже не проверяя их в пяти источниках. Так рождаются фейки и распространяются ошибки. Сдал молодой журналист новость, редактор ее не проверил, выставил на портал или отдал в печать… И никто не несет ответственности.

Второй этап – самостоятельный поиск новостей, тут часто журналисты прибегают к самым разным способам. Если ты ленив, то для тебя – ленты новостей агентств и других изданий. Читай, фиксируй свои темы, вытаскивай новости из них. Если ленив, но технически подкован, подписывайся на новости-рассылки разных ведомств, пиар-агентств, информационных порталов. И получай с утра в почту набор новостей. Если не ленив, то ищи по теме новости через поисковики и соцсети, потом находи контакты участников новости и бери у них блиц-интервью. Если активен и любишь адреналин – ходи помимо этого на любые мероприятия, светские тусовки и общайся, слушай, записывай.

Третий этап – профессиональная усталость журналиста, он расставил уже все свои сети (свои контакты) везде, он сидит и ждет новости, которые падают ему «в ноги», в почту или в телефон. Он выбирает из новостей. Он гурман. Он четко знает, что для отличной работы в неделю ему необходимо ровно 15 новостей и ни одной больше. Он умеет различить среди новостей «черный пиар», «белый пиар», «святую простоту» и «эксклюзив», а также «информационную бомбу». Тут и за сто лет ничего не изменится. Профессионалов знают по именам, их ценят, им сами приносят новости. А если не приносят, то опытный человек знает, с какой полки взять новость или как ее сделать самому с помощью знакомых или даже незнакомых экспертов.

Анна Дубровская, обозреватель информационного портала Банки.ру


Мои основные источники инфоповодов – это публичные заявления чиновников, топ-менеджеров кредитных организаций и, конечно же, личные встречи с банкирами (я пишу статьи на финансовые и банковские темы). Относительно встреч могу сказать, что их лучше совмещать с интервью, то есть три четверти времени тратить на интервью для своего издания, а оставшиеся полчаса – на беседу тет-а-тет с выключенным диктофоном. Так можно «убить» сразу нескольких «зайцев»: выпустить интервью со спикером, до этого часть информации из интервью дать в виде новостей и, если повезет, «нарыть» что-то особенное – выпустить полноценную статью-эксклюзив о планах конкретной компании или о новых трендах на рынке.

Не бойтесь задавать в ходе интервью уточняющие вопросы, если что-то недопоняли, не бойтесь показаться глупым – пусть лучше спикер оценит ваше желание изучить материал как можно глубже, чем все интервью будет уличать вас в некомпетентности в «его» теме. По крайней мере в моей практике нередко честность и открытость журналиста перед интервьюируемым помогала наладить не только рабочие, но и дружеские отношения.

Конечно, нельзя забывать о посещении различных конференций, пресс-ланчей и деловых вечеринок. Вероятно, тему для статьи вы там не найдете, но точно обзаведетесь полезными контактами. Причем не лишним будет знакомиться с людьми из абсолютно разных сфер – вы можете оказаться друг другу взаимно полезны совершенно неожиданным образом.

Бывает эффективно «посидеть» на сайте госзакупок – иногда там попадаются необоснованно дорогие тендеры компаний, ну или просто забавные. Из этого тоже временами получаются новости. Конечно, объем информации на этом сайте огромный и между делом его не помониторишь, но если есть свободное время, не чурайтесь таким источником.

Вообще любая работа с открытыми базами данных (будь то судебные решения, аукционы, профессиональные форумы специалистов или народные форумы-«отзовики») – это важная часть деятельности современного журналиста. Даже в законопроекте, который вроде бы уже описан коллегами из других СМИ, можно найти интересный подпункт, не замеченный менее «въедливыми» конкурентами. Даже если вы не обнаружите в просмотренной тонне материалов ничего такого, что бы вам пригодилось, то в любом случае получите опыт: какие источники «выкинуть» из своего ежедневного обзора, а какие мониторить более тщательно, где искать ту или иную информацию.

Помню, когда я только начинала работать в ежедневном издании, мне очень помог такой подход. Я, во-первых, наблюдала за тем, что делают мои коллеги, как они добывают инфоповоды, а во-вторых, читала статьи в ведущих СМИ и пыталась понять, как тот или иной журналист узнал про описанную им сделку или событие.

Сейчас, проработав в журналистике пять лет, я беру на заметку компании, выпускающие интересные исследования, и знакомлюсь с ними, иногда прошу сделать исследование именно для меня, сама придумываю форму опроса.

Многие журналисты считают, что общаться нужно преимущественно со спикерами, а пресс-службу компании по возможности следует избегать. Я с этим мнением категорически не согласна. Мой опыт показывает, что пиарщик – такой же «инфоповодник», как и спикер, просто нужно знать к нему подход и правильно выстраивать общение.

Валерия Семенова, руководитель проекта «ДОМ» Lenta.ru


Подход к созданию новостей, естественно, определяется спецификой издания – требования к новостям могут принципиально различаться даже для отраслевых проектов одной и той же сферы. На примере недвижимости: если соответствующий отдел в информагентстве сделает ставку на оперативность и эксклюзивность, то отраслевой b2c-проект, скорее всего, поставит во главу угла полноту и взвешенность информации, поскольку его задача звучит, скорее, не «быть первым с этой информацией», а «объяснить конечному потребителю этой информации, что к чему».

Поводом для создания новости могут стать: то или иное высказывание представителя профессионального сообщества либо представителя власти; пресс-релиз компании; опубликованный аналитический отчет; законодательная инициатива; происшествие; сообщение в ленте информационного агентства; пост в социальной сети и т. п. Задача отраслевого b2c-издания по недвижимости в любом случае будет состоять в том, чтобы понять, какие последствия инфоповод может повлечь за собой для конечного потребителя – читателя (а это человек, вступающий с недвижимостью в те или иные отношения: купли-продажи, аренды и пр.), и рассказать об этом так, чтобы картина стала ясной для непрофессионала – человека, не являющегося частью журналистского либо риелторского сообщества.

Понятно, что «разжевать» весь обширный материал в новостной заметке получится вряд ли, это задача больших материалов. Соответственно, крайне важно дать к новости соответствующий контекст с помощью имеющихся в распоряжении конкретного проекта средств: это грамотный бэк, врезы и ссылки на нужные материалы, видеоролики и т. п. – так, чтобы интересующийся вопросом читатель смог при желании самостоятельно сделать нужные умозаключения, выходящие за рамки собственно новостного повода. 

Источник: Медиастанция

Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Журналистская информация имеет характерные особенности. Во-первых, это, как правило, новость. Главное для журналиста – поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте. Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Как же происходит поиск и обработка информации в журналистике? 

Автор американского учебника по написанию новостей Мелвин Менчер выделяет три уровня информации – официальный, спонтанный и расследовательский. Если сравнивать поиск информации с добычей полезных ископаемых, то официальным уровнем можно считать то, что находится на поверхности, спонтанным – то, что лежит неглубоко под землей, а расследовательским – те залежи, ради которых нужно спускаться глубоко под землю.

Информация, которая находится на поверхности, – это пресс-релизы и всевозможные постановочные мероприятия (пресс-конференции, митинги, церемонии). Особенность информации официального уровня состоит в том, что она если не полностью, то в значительной степени подготовлена специалистами по связям с общественностью соответствующих структур, а потому полагаться на эту информацию нельзя. Даже если она не содержит прямой лжи, то часть правды, которая была бы неприятной для выступающего, утаивается всегда, и составить правильное представление о чем-либо только на основе официальной информации невозможно. Впрочем, журналистам некоторых специализаций приходится иметь дело в основном с информацией официального уровня. Это, например, корреспонденты президентского пула, правительственного, парламентские корреспонденты.

Информация спонтанного уровня – это события, происходящие сами по себе, жизнь такая, какая она есть. К этому уровню информации относятся всевозможные эксперименты из серии “проверено на себе”, например журналист пытается что-то продать, купить или получить кредит. Или после заявления чиновника о том, что отремонтированы дома всех пострадавших от стихийного бедствия, журналист едет в этот населенный пункт и проверяет, действительно ли дома отремонтированы и как отремонтированы. Информация спонтанного уровня может дополнять информацию официального уровня, когда журналист выясняет, как в действительности обстоят дела в данной сфере. Иногда официальный уровень информации превращается в спонтанный, например, когда на пресс-конференции выведенный из себя ньюсмейкер начинает говорить то, что он сказать не планировал.

Информация расследовательского уровня – это сведения о причинах происходящего, причем те, которые кто-то пытается скрыть. Например, журналист, выяснивший, что дома пострадавших от стихийного бедствия не отремонтированы, начинает выяснять, куда исчезли деньги, выделенные из бюджета для этого ремонта. Или журналист, узнавший о том, что опасный преступник был задержан и тут же отпущен из-под стражи, пытается узнать, кто и почему принял это решение. Информация расследовательского уровня встречается в СМИ сравнительно редко. Во-первых, это связано со сложностью ее получения. Во-вторых, расследования требуют очень большого времени по сравнению со сбором информации официального и даже спонтанного уровня, поэтому далеко не каждое издание может себе позволить заниматься расследовательской журналистикой по экономическим причинам. Ведь если статьи на основе информации первых двух уровней журналист может писать ежедневно или в крайнем случае еженедельно, то на расследование у него может уйти до нескольких месяцев. Соответственно такая статья обойдется редакции в 10–30 раз дороже, чем обычный материал.

В журналистике существует три способа получения информации – наблюдение, работа с источниками и анализ уже имеющихся сведений.

Наблюдение бывает внешним или включенным. В первом случае журналист не участвует в событии, во втором – участвует. Например, когда журналист наблюдает за происходящим на митинге, это внешнее наблюдение, когда же отправляется в экспедицию в качестве участника – включенное.

Наблюдение также бывает открытым или скрытым. В первом случае журналист сообщает о своей профессиональной принадлежности, и окружающим известно, что этот человек – журналист. Во втором окружающие этого не знают. Данную разновидность наблюдения иногда называют “метод маски” или “метод смены профессии”, когда журналист, как правило, для разоблачения чьих-либо злоупотреблений вступает в контакт с этими людьми в каком-то ином качестве, например под видом фермера пытается продать урожай на рынке, под видом гастарбайтера – найти работу на столичной стройке, под видом предпринимателя – получить лицензию на занятие определенным видом бизнеса.

Источники подразделяются на документальные и персонифицированные. Под документальными источниками имеются в виду не только официальные документы органов власти, а все материальные носители информации – фотографии, видеоматериалы. Персонифицированные источники – это люди, которые располагают интересующей журналиста информацией. Они разделяются на свидетелей события, которые наблюдали происходящее сами, и тех, кто узнал о случившемся со слов других. Во втором случае чем больше звеньев прошла информация, прежде чем ее сообщили журналисту, тем вероятнее искажения, обусловленные “эффектом испорченного телефона”, когда каждый услышавший и затем пересказывающий сообщение незаметно для себя упускает часть деталей и, напротив, добавляет несуществующие подробности.

Формула написания идеальной новости

– Что произошло?

– Где это произошло?

– Когда это произошло?

– Кто стал участником этого события?

– Как это происходило?

– Почему это произошло?

– Что означает данное событие?

Если вы найдете ответы на все эти вопросы, значит, вы написали новость. Старайтесь умещать новость в трех предложениях.

Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. Первая строка вашего материала должна “продавать” данную новость слушателю. Вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняющие данную новость. И, наконец, последняя строка завершает новость. Можно сделать какой-либо вывод и (или) сказать о последствиях данного события.

Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени, которым вы располагаете, а все, что не войдет, “оставить за скобками”.

Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы, о чем идет речь, даже если бы никогда не слышали о данной новости раньше? Прочитайте ее еще раз, не читая два последних предложения. Все равно все понятно? Если ответом на оба эти вопроса было “Да”, то, возможно, вы написали хорошо.

Работа с заголовками

Заголовок – одна из важнейших составляющих любого материала. Интересный, броский заголовок обеспечивает 90% успеха любой публикации. Если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья, скорее всего, окажется непрочитанной. Особенно это касается интернет-изданий, в которых читатели ориентируются только по названиям и не видят полных текстов до тех пор, пока не откроют соответствующую статью. Поэтому неудачный заголовок может обесценить все усилия, затраченные на написание хорошего материала. И поэтому на выбор заголовка зачастую уходит не меньше времени, чем на написание самой статьи.

Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно перестанет читать издание, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует.

По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, “Год престижа” (“Коммерсантъ”, 22 сентября 2005 г.), “Фарш несогласных” (“Коммерсантъ”, 16 апреля 2007 г.), “В шкуре звезды” (“Новые Известия”, 28 декабря 2007 г.). Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть. Вот пример заголовка с подзаголовком: “Дед Мороз и красный нос (заголовок). Актеры с ужасом и смехом вспоминают пьяные театральные утренники 1 января (подзаголовок)” (“Новые Известия”, 28 декабря 2007 г.).

При написания заголовка к статье нужно придерживаться некоторых правил, которыми не следует пренебрегать. Давайте рассмотрим их:

Заголовок статьи должен быть связан по содержанию с текстом. Заголовок должен отражать суть статьи, не приуменьшая и не преувеличивая факторов описанных в ней. Важно оправдать ожидание читателя.

Не нужно писать слишком длинные названия статей. Заголовок должен быть кратким и емким. Старайтесь писать заголовки статей объемом не более 70 знаков, включая пробелы и знаки препинания.

Требования к заголовку таковы. Заголовок должен:

• быть ясным высказыванием;

• заключать в себе основную идею текста;

• не противоречить содержанию материала;

• быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;

• возбуждать интерес читателя.

К плохим заголовкам также относят “нулевые”, “двойные” и комментарийные. “Нулевой” заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги, а также непонятные широкому кругу читателей термины.

“Двойной” заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Издание, в котором преобладают комментарийные заголовки, воспринимается как партийное или корпоративное, то есть занимающееся не информированием своих читателей, а пропагандой или рекламой.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. Во всех остальных случаях следует иметь в виду, что фраза, сказанная персонажем статьи, практически всегда отразит смысл материала гораздо хуже, чем это мог бы сделать сам журналист. И цитатный заголовок будет свидетельствовать лишь о том, что автор материала или редактор не потрудились придумать собственный и просто взяли показавшуюся им наиболее яркой фразу персонажа.

Не употребляйте сокращений слов при написании заголовка статьи. Особенно это касается малоизвестных и используемых в узких кругах сокращения слов. В редких случаях употребляйте только те сокращения, которые известны и используются большинством пользователей. Пример: “соц. сеть” – употребив данное сокращение в интернете, большинство пользователей сразу поймут, что речь идет о социальной сети.

Придумывание заголовков – особая разновидность журналистской работы. Как правило, автору для своего текста придумать хороший заголовок достаточно сложно. Мешает “перегруженность” информацией, когда не удается дистанцироваться от собственной статьи, взглянуть на нее со стороны, выделить наиболее яркие моменты, которые могли бы быть затем отражены в заголовке. Поэтому на практике журналисты обычно сдают статьи с “рабочими” названиями, а окончательные заголовки придумывают редакторы либо специальные сотрудники, обладающие навыками “сквозного чтения”. Иногда задание придумать заголовок к какому-нибудь тексту получает вся редакция, и подобный мозговой штурм, как показывает практика, приносит результаты.

С правилами написания и оформления заголовков мы разобрались. Давайте теперь поговорим о том, как написать красивый заголовок, который бы заинтересовывал читателя. Часто их называют цепляющие заголовки. Есть некоторые способы построения заголовка статьи, которые используются уже долгие годы и прекрасно работают.

Вопросительный заголовок. Данный вид заголовка наиболее распространенный и в тоже время эффективный. Вопрос в названии статьи говорит о том, что данная статья решает определенную проблему. Вопрос в заголовке указывает, что в статье кроется ответ на него и ее нужно прочесть.

Также вопросительный заголовок вызывает интерес и любопытство у читателя, побуждая искать на него ответ в статье. Пример заголовка: “Как придумать заголовок статьи”, “Зачем нужен заголовок”.

Заголовок с числами. Числовые заголовки также довольно распространены. Наиболее эффективными из них являются с указанием числа шагов, проделав которые можно решить проблему. Пример заголовка: “Как написать красивый заголовок всего за 5 шагов?”.

Использование чисел в заголовках количеством шагов не ограничено. Также можно указывать количество способов решения проблемы. Это понравится читателям, так как можно всегда выбрать альтернативу. Пример заголовка: “10 лучших способов написать заголовок”.

При любой формулировке числа в заголовке имеют притягательный эффект. Но при указании пошаговой стратегии решения проблемы, статья становится подобием инструкции. Тоже самое можно сказать и о вопросительных заголовках. И именно статьи, написанные с таким заголовком и стилистикой, пользуются наибольшей популярностью.

Негативный заголовок. Давайте сразу рассмотрим пример, чтобы Вы понимали о чем идет речь. Пример заголовка: “Как не совершать ошибки при написании заголовка?”, “10 критических ошибок при написании заголовка”.

В данных заголовках присутствует фактор страха. В названии озвучивается какая-то проблема, с которой читатель может столкнуться и сразу же дается понять, что ее решение находится в статье. Ни у кого из нас нет желания сталкиваться с проблемами, мы стараемся их избежать. Именно поэтому, заголовки, которые говорят, что могут в этом помочь пользуются большой популярностью.

Лучше всего писать заголовок в настоящем времени. Это может создать ощущение сиюминутности и с большой вероятностью побудит читателя ознакомиться со статьей полностью.

В заголовке можно рассказать историю успеха, свою или чужую не имеет значения, это одинаково может быть эффективным. Более того, хорошим решением будет использование заголовка от первого лица. Пример заголовка: “Моя проверенная методика написания заголовков”.

Также может быть эффективным использования слова “секрет”. Оно может создать небольшую интригу у читателя, пробудить у него любопытство и интерес. Пример заголовка: “Секреты написания эффективных заголовков”.

Секреты написания подзаголовка (лида)

Лид – первый абзац текста, который резюмирует весь материал. После заголовков это первое, что видит читатель.

1. Лид должен интриговать. Выносите самые парадоксальные и интересные вещи из всего материала.

2. Лид должен сообщать главное. Главная мысль, главная идея, главные герои.

3. Лид должен быть не больше 5 предложений. Он может состоять из одного предложения или представлять собой мини-рассказ.

4. Лид должен быть ясным и понятным. Глядя на него, читатель должен задаться единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью?

5. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями: излишние подробности, точные звания – словом, все, что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.

6. Лид должен быть самодостаточным. Его смысл не должен зависеть от того, что идет после него. Другими словами, если мы уберем лид из текста, целостность материала от этого не пострадает.

7. Не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит делать более динамичным, а придаточные предложения его “тормозят”. Также не рекомендуется начинать с числительных. Лид не должен состоять только лишь из цитаты, но может содержать в себе слова героев, если они имеют какую-либо смысловую нагрузку.

8. В лиде закладывается главная мысль или идея произведения. Но это не значит, что он должен быть в виде сухой новостной заметки, – можно вынести в лид характерную идею концепции материала.

9. Содержание лида зависит от жанра произведения. В новостных материалах лидом является “верхушка” пирамиды (что, где, когда, как). В аналитике лид содержит главную мысль, гипотезу, проблему и намек на ее решение. В интервью лид может содержать интригующую информацию о герое. В репортаже это может быть либо предыстория, либо какой-то интересный момент из самого репортажа, даже часть диалога.

10. В лиде может указываться автор материала и издание, для которого он написан. Это создает эффект эксклюзивности. Обычно в конце лида делают приписку типа “Корреспондент такой-то газеты побеседовал с таким-то героем” или “Читайте репортаж нашего корреспондента”.

Все лекции на Academ.media

Неоспоримый факт: новость является краеугольным камнем всей журналисткой деятельности. В сущности, главная роль журналиста в том и заключается, чтобы оперативно и объективно донести до людей какую-то важную (или не очень) информацию. Однако чтобы передать новость другим, для начала ее нужно узнать. А как и где? На эти вопросы отвечают эксперты «Медиастанции».

Вадим Горжанкин, журналист, ген. директор PR-агентства «Красное Слово»

Наряду с традиционными источниками новостей, такими как ленты информационных агентств, посещение мероприятий, новостные агрегаторы и пресс-службы различных организаций, с каждым днем мы все больше прибегаем к социальным сетям как источнику известий. Как правило, это facebook и Вконтакте. Надо отметить, что появление того или иного фото в Instagram тоже нередко становится прекрасной основой для громкой новости. Требуется лишь найти дополнительную информацию к интересной фотографии. Сегодня в социальных сетях очень много эксклюзивных новостей, надо только уметь их видеть и дорабатывать, поскольку соцсети, как правило, сообщают о том или ином свершившемся факте без многих подробностей.

Светлана Рагимова, редактор приложения «Информационные технологии» в газете «КоммерсантЪ»

Вопреки распространенному мнению далеко не все журналисты пишут новости. Многие издания выходят так редко, что им не имеет смысла гнаться за первенством в публикации новой информации. Новость живет в сегодняшнем мире с его бешеным темпом максимум один день. Еженедельнику сложно в этой ситуации тягаться с ежедневкой или сайтом.

Нужно также иметь в виду, что разные издания по-разному определяют, что считать новостью. Например, для кого-то прошедшая конференция будет достойна внимания и публикации, для кого-то и сделка на миллион долларов – не сделка.

Если рассматривать классическую бизнес-прессу, то информация для создания полноценных новостных заметок может приходить из двух типов источников: официальных и неофициальных. В первом случае это пресс-релизы, мероприятия для журналистов или так называемые эксклюзивы (или «сливы»). Во всех случаях компания, создавшая инфоповод, через своих представителей сама рассказывает журналистам (или эксклюзивно единственному журналисту) о происшедшем событии.

Неофициальный канал информации – это инсайдер в компании или лицо, «близкое к участникам сделки или события», часто анонимное. Это может быть, например, действующий или бывший сотрудник компании, аудитор, финансовый или бизнес-консультант, клиент, партнер или даже жена акционера. Контакты с инсайдерами нарабатываются годами, и это один из главных активов, который есть у профессионального новостника.

Есть и вторичные новости, так называемые перепечатки. Информацию для них берут из самых разных источников: информационных агентств, иностранной прессы, других СМИ. Но это уже больше не про новости и их освещение, это про рерайтинг, создание дополнительного контента (комментариев участников события, внешних аналитиков, экспертов рынка), про художественный перевод. Искусством доставлять публике новости владеют сегодня редкие издания.

Антон Кривенюк, руководитель проекта, редактор портала «Сухум – Москва»

Проект, которым я сейчас занимаюсь, ориентирован в основном на Абхазию и Южный Кавказ, и у нас есть два основных источника новостей. Новости региональные, российские и международные мы берем в «Яндекс Новостях», а также конкретно у нескольких изданий, ориентированных на интересующую нас региональную тематику. Но учитывая то, что у нас есть четкая региональная специфика, и поскольку мы сами не производим новостной контент, часть материала для новостей мы добываем через источники информации регионов Северного Кавказа, Грузии, Армении, Турции.

Есть некоторое количество источников, которые не слишком хорошо известны в широком информационном поле, но которые при этом служат хорошими поставщиками информации довольно узкого характера о процессах, протекающих в конкретных регионах. У нас есть список таких источников по Северном Кавказу, странам Южного Кавказа и т. д. Это помогает получать новости, которых нет у конкурентов. При этом замечу, что мы не новостное издание. Мы публикуем только собственный контент, но не новостного плана. Поэтому новости для нас – вещь вполне второстепенная, хотя и важная, потому что создает устойчивый трафик.

Иван Гидаспов, главный редактор интернет-журнала о ретейле WZOR

Один из важнейших источников новостей, которые в перспективе могут стать  текстами, – это ленты крупнейших российских и зарубежных информационных агентств. Из российских отмечу «Интерфакс», РИА «Новости», ТАСС. Желательно, чтобы у издания была подписка хотя бы на эти агентства. Дальше все зависит от специализации СМИ, если ресурс пишет об экономике, то надо подписаться на Reuters, Bloomberg, AP, если о науке или культуре – нужна подписка на соответствующую прессу. Подписка платная, поэтому если бюджет издания ограничен, существует вариант – изучить все, что сообщают агрегаторы новостей (lenta.ru, newsru.com), задача которых – составить для своего  читателя максимально подробную картину дня.

Второй источник – ведущие российские СМИ. Чтение газет помогает сформировать уже существующую информационную картину дня, узнать эксклюзивные новости и найти в уже вышедших заметках новостные поводы для очередных публикаций. Необходимо составить список изданий и агентств, которые вы будете отслеживать ежедневно.

Третий источник – «подружиться»  с представителями пресс-служб компаний вашего сегмента рынка и подписаться на пресс-релизы. Кроме того, надо просматривать новости корпоративных сайтов и читать корпоративные блоги. Порой именно там можно найти новости, которые по каким-то причинам не появились в ведущих СМИ, но могут быть интересны вашему изданию. Очень правильно и полезно подписаться на блоги, которые ведут топ-менеджеры компаний.

Четвертый источник: новостные агрегаторы двух главных интернет-поисковиков – google.news и Яндекс-новости. Здесь можно «пробить» все, что касается вашей темы через поиск, с помощью ключевых слов.

Пятый источник: мониторинг блогосферы. Опять же, удобно вести его с помощью сервиса «Яндекс блоги». Примерно такой же поиск есть и в Google. При этом самые популярные блоги желательно читать отдельно и внимательно. 

Ирина Черкасова, модератор крупнейшего в Живом Журнале сообщества «Один мой день», преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики

Чаще всего я не ищу новости специально. Что-то важное, скорее, «находит» меня в ленте на Facebook. Если новость – бомба, ее точно неоднократно перепостят и прокомментируют мои друзья. Для всего остального есть новости на Яндексе.

Если дело касается работы и мне нужна актуальная новость, к примеру, для клиентского паблика или группы, то ищу ее на профильных порталах или в соответствующих разделах СМИ. Фактор ньюсджекинга – продвижение бренда с помощью текущих новостей – в моей работе никто не отменял. Важно успеть дать и обсудить новость первым. Раньше, когда мониторинга СМИ в моей жизни было гораздо больше, спасали подписки на новости на страницах СМИ или RSS. Сейчас я пользуюсь подписками только чтобы читать отраслевые СМИ. Ну и вечерняя подписка на Meduza (куда без нее) подводит для меня информационный итог дня.

Если я захожу в сеть с мобильника в метро, то взгляд сам цепляется за новости про Собянина, без этого в метро в Сеть не выйти. Теперь я знаю о нашем мэре гораздо больше. Но не то чтобы это было добровольно.

Когда я работала в проекте «Ты – репортер» в РИА «Новости», то там поиск новостей был устроен несколько иначе. Как в любом проекте с пользовательским контентом – нужно было не просто найти новость раньше, но и связаться с очевидцами, получить фото-, видео-, текстовый контент и права на него. А уже после этого выпустить материал, который часто забирал к себе главный сайт ria.ru. В этом сильно помогали поиск по «Яндекс блогам», системы мониторинга социальных сетей, а также знание крупных  форумов и порталов в каждом регионе России и, конечно, личные контакты с блогерами по всей России.

Автор статьи

Вячеслав Игоревич Плужников

Эксперт по предмету «Журналистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Информация – это результат отражения многообразия действительности, это знание, которое востребовано, и у которого есть потребитель.

Информация в журналистике

Замечание 1

Основная задача журналистики – поиск, подготовка информации и доведение ее до аудитории. От подхода журналиста к выполнению этих задача напрямую зависит конечный результат и эффективность журналистики.

Информация должна быть новой, современной и социально-значимой. Именно такая информация оказывает воздействие на духовный мир и мышление человека, вызывает определенные реакции. Так формируется тесная связь между журналистикой и людьми, и на этой основе возникает воспитательная функция журналистики. В современном мире она усилилась многократно. Журналист своим произведением каждый раз оказывает влияние на сознание аудитории. И влияние это может быть позитивным или негативным. В отличие от художественной литературы, кино, театра журналистика имеет непосредственное отношение к дивой современной действительности. Любое журналистское произведение основано на каком-то конкретном жизненном материале, то есть имеет документальную основу. Журналистика функционирует вместе с обществом, создает историю современности, и вместе с обществом видоизменяется. Одновременно с этим главные ее внутренние законы (стили, жанры) устойчивы.

Журналистика посредством информации формирует гражданские и личностные качества человека, такие как патриотизм, гуманизм, любовь к труду и т.д. Это является одной из основных задач журналиста.

Источники журналисткой информации

Основное требование к информации в журналистике – достоверность.

Определение 2

Достоверная информация – это информация, которая не вызывает сомнений; реальная, подлинная информация.

Это сведения, которые соответствуют действительности – факты, наличие которых можно при необходимости подтвердить юридически корректными процедурами (с привлечением свидетелей, использованием документов, экспертных заключений и т.д.). В журналистской практике достоверными принято считать сведения, которые публикуются со ссылкой на источник. Группы достоверной информации:

  • Деловые бумаги;
  • Архивы;
  • Официальные документы.

К официальным документам относятся личные дела, медицинские карты, задокументированные данные, собранные разными официальными службами, письма, объяснительные записки, докладные в разные инстанции и т.д. Такая информация является надежной, однако нельзя исключать намеренную фальсификацию.

«Журналист в поисках информации» 👇

К деловым бумагам и архивам относятся договоры, отчеты, методички, факсы, письма, меморандумы, внутренние телефонные справочники и т.д., то есть все бумаги, которые связаны с деловой активностью человека. Это первосортный источник конфиденциальной информации.

Источники информации могут быть компетентными.

Определение 3

Компетентные источники – это источники, которые могут предоставить информацию по какому-либо вопросу в силу своей компетентности.

Другими словами, это источники, которые уполномочены в определенном вопросе или специализируется непосредственно в данной области.

Информация может быть также конфиденциальной и не конфиденциальной (открытой). Конфиденциальной называется информация, доступ к которой ограничен законодательством РФ и которая представляет собой служебную, личную или коммерческую тайну. К конфиденциальной информации относятся:

Сведения о событиях, обстоятельствах, фактах частной жизни человека, которые позволяют идентифицировать его личность, раскрыть персональные данные. Исключением являются сведения, которые подлежат распространению в СМИ в случаях, установленных законодательством РФ:

  • Служебная тайна;
  • Сведения, который составляют тайну следствия, судопроизводства;
  • Сведения, которые связаны с профессиональной деятельностью и доступ к которым ограничен законодательством (врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна почтовых отправлений, телефонных переговоров и т.д.);
  • Сведения о сущности изобретения, промышленного образца или полезной модели до официальной публикации информации;
  • Коммерческая тайна.

Открытая информация – это источники, которые распространяют сведения, предназначенные для использования без каких-либо исключений, запретов, условий. Открытыми источниками информации являются публикации в литературе, СМИ, на веб-сайтах, а также информация, предоставляемая организациями.

Сбор информации в журналистике

Журналист должен обладать навыками по сбору фактического материла. Поэтому умение найти необходимую информацию является актуальными обязательным. Журналистская информация должна иметь ряд особенностей, таких как правдивость, объективность, полнота, достоверность, новизна и т.д. Журналистская информация всегда документальна, в ее основе лежит подлинный факт, который найден и оформлен журналистом. Но не все факты могут быть использованы для создания журналистского произведения. факт должен соответствовать определенным условиям: быть новостью, представлять общественный интерес, быть достоверным, полным и оперативным.

Процесс освоения документа как источника информации состоит из нескольких этапов:

  • Извлечение данных;
  • Интерпретация данных;
  • Фиксация.

Первый этап предполагает умение журналиста глубоко и быстро перерабатывать информационную продукцию. Второй этап основан на анализе, оценке полученных данных, их объяснении.

Ключевое звено в системе источников информации – человек. С одной стороны, он является свидетелем или участником событий и выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, человек является держателем информации о себе, о своем неповторимом внутреннем мире. Также человек является транслятором информации, полученных из других источников или от других людей. Особенность данного источника информации состоит в том, что он может не открыться журналисту. Существует несколько инструментов получения информации от человека. Наиболее распространенным является интервью.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Где журналисту искать инфоповоды

Кому: молодым авторам

Чему научит: искать идеи и фактуру для текстов

Что в основе статьи: личный опыт

В прошлой статье я рассказал о том, что такое инфоповод, как зацепиться за тему и на примере домашнего насилия рассказал, как грамотно заявить тему для текста редактору. В прошлый раз мы говорили о вторичных инфоповодах, разобрались, что такое статика, динамика и тенденция. Сейчас поговорим о первичных инфоповодах.

Первичные инфоповоды, они же «первичка» это когда ты не нашел информационный повод для статьи в других СМИ, а фактически создал его сам. Найти «первичку» сложнее, чем «вторичку», но и ценится она выше. Сейчас разберемся, как это делать. Я знаю несколько способов найти «первичку» для своей темы.

➖Первый и самый простой — изучить статистику по вопросу. Ленивые журналисты чаще всего делают так: идут на сайт Росстата, находят там нужный статистический отчет и, отталкиваясь от него, формируют инфоповод. Например, «Согласно данным Росстата, по итогам 2020 года в российских семьях жены стали чаще бить мужей». Ты найдешь десятки текстов, которые начинаются с фразы «По данным Росстата». Опираясь на его исследования, можно написать вообще что угодно. А Росстат можно заменить любым агентством, ведущим статистику. Это приемлемый «заход» (так на сленге называются первые строки текста), но он не особенно интересен. Это простейший алгоритм и давай попробуем отказаться от него. Потом, кстати, отдельно поговорим о полезных сайтах, где можно взять справки и статистику по теме.

➖ Второй способ, его еще называют «американским». Это когда ты идешь от частной истории человека к общей проблеме. Такой способ характерен для западной школы журналистики. Им пользуются, например, авторы NYT и других гигантов. Давай разберем на примере. «Иван Петров боится надеть носки. Каждое утро он бреется, завтракает отглаживает рубашку, садится на кровать и часами напряженно смотрит на пару черных носок. Две недели назад Ивана избила жена. Избила из-за того, что он опять разбросал носки по квартире. Она раздробила ему нос и перебила ребра. Это сломало психику мужчины. Иван – не единственная жертва насилия жен над мужьями. …..» И далее мы переходим к описанию проблематики в целом. Такой заход — сложнее. Нам нужно найти героя и уговорить его рассказать свою историю. Для этого нужны навыки журналистского нетворкинга, о нем мы поговорим в отдельной статье. Вот тут отличный пример.

➖ Третий способ — не дать нужному тебе инфоповоду попасть в поле зрения конкурентов. Еще это называют «получить эксклюзив». Например, ты знаешь, что скоро правозащитная организация «Защитим мужей» выпустит свой отчет о ситуации и разошлет его тебе и твоим конкурентам. Естественно, сразу после этого ты можешь забыть о первичности своего инфоповода. Чтобы этого не допустить, нужно связаться с руководством организации, объяснить свою идею и уговорить их предоставить отчет эксклюзивно тебе. Есть несколько способов уговорить своих ньюсмейкеров сделать это. Подробнее о них поговорим в другом тексте, но в основе большинства лежит мысль «я сделаю лучше конкурентов, доверьтесь мне». У хороших журналистов этот способ популярен, он уже давно стоит на потоке в крупных изданиях и новостных агентствах. Вот здесь близкий пример. И еще один вот тут.

➖ Четвертый способ – провести полевое исследование, его очень любят радиожурналисты. У такого типа инфоповода есть особенности. Но давай сначала пример. «Две трети москвичей боятся своих жен, выяснила газета «Компромисс». Журналисты издания провели опрос на улицах города и выяснили, что жены систематически избивают 58% мужей…» и далее переходим к проблеме. Опрос – не единственный способ провести полевое исследование. Например, у «Новой Газеты» есть свой Data отдел, журналисты которого проводят анализ больших массивов данных и на его основе пишут тексты. Вот пример такой статьи. Особенность этого способа в трудоемкости и длительности процесса. Полевое исследование еще и требует навыков научного мышления. Помнишь, как ты писал свой курсач, вбухивая туда литры «воды» и рерайтя чужие мысли? Полевое исследование — это тоже, по сути, курсач. Только лить воду и заимствовать нельзя.

Этих четырёх способов тебе хватит, чтобы успешно находить «первичку» и писать эксклюзивы.

Добавить комментарий