Календарь занятий как составить


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Подготовка к занятиям — важная часть процесса обучения. Тем не менее иногда трудно выкроить время для изучения всех необходимых предметов. Один из способов обеспечить постоянство — создать строгий график. При этом создать график или учебное расписание не так просто, как вам может показаться. В этом случае потребуется не только определить приоритетность предметов и заданий в конкретные моменты времени, но также совмещать учебные обязанности с домашними делами, семьей, друзьями и развлечениями. Благодаря вдумчивому подходу и всем приложенным усилиям вы сможете создать эффективное расписание и достичь всех поставленных целей.

  1. Изображение с названием Set Goals for Life Step 3

    1

    Определите краткосрочные и долгосрочные цели обучения. Создавать и контролировать график проще, если знать конечную цель. Также это позволит определить аспекты, которые потребуют от вас особого внимания.[1]

    • Краткосрочные цели могут включать подготовку к контрольной работе через неделю, работу над статьей в течение двух недель или десятидневную подготовку к презентации. Для таких проектов всю задачу следует разделить на ежедневные пункты.
    • Долгосрочные цели могут включать поступление в университет, стремление получить стипендию или место для стажировки. В этом случае разделите все задачи на еженедельные и ежемесячные пункты, чтобы сделать их более выполнимыми.
    • Определите точное количество времени, которое у вас есть для достижения конкретных целей. Запишите дату конечного срока и подсчитайте количество оставшихся дней, недель и месяцев. К примеру, когда завершается срок подачи документов в университет или когда пройдут экзамены?
  2. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 1

    2

    Перечислите все предметы, которые необходимо изучить. Первый шаг в составлении учебного расписания — перечень всех необходимых предметов. Зафиксируйте свои обязанности на бумаге, чтобы лучше понимать масштаб предстоящей задачи. Если нужно подготовиться к определенным экзаменам, то укажите такие предметы.[2]

  3. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 2

    3

    Определите объем работы по каждому предмету или экзамену. Теперь, когда вы составили список всех учебных предметов, пришло время определить объем работы по каждому из них. Временные ограничения и другие аспекты каждого конкретного предмета могут изменяться от недели к неделе, но может оказаться, что в целом на предмет необходимо уделить определенное количество временных и других ресурсов.

    • При наличии учебника или пособия с разделами для повторения список задач можно сузить.
    • Зарезервируйте время для чтения.
    • Зарезервируйте время для повторного просмотра конспектов.
    • Зарезервируйте время, чтобы создать пособия для подготовки к экзамену (при необходимости таких пособий).[3]
  4. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 3

    4

    Расставьте приоритеты. Определите первоочередные задачи на основе такого списка предметов и объема работ. Расположите каждый предмет по степени важности, чтобы точно указать, каким предметам нужно уделить больше всего времени и какие предметы должны получить наилучшие временные интервалы.

    • Присвойте каждому предмету номер, начиная с первого. Если больше всего времени требуется уделить математике, то присвойте предмету первый номер. Если история имеет наиболее низкий приоритет (а всего предметов пять), то присвойте предмету пятый номер.
    • Учитывайте сложность предмета или предстоящего экзамена.
    • Учитывайте количество материала, который необходимо прочитать.
    • Учитывайте количество материала, который нужно повторить.[4]
  5. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 4

    5

    Разделите доступное в течение недели время на учебные блоки. Прежде всего нужно разделить доступное время на учебные блоки. После этого можно присвоить каждому предмету конкретные блоки времени.

    • Суть в том, чтобы учиться каждый день в одно и то же время. Это поможет вам лучше запомнить свое расписание. Заведенный порядок быстро превратится в полезную привычку.
    • Найдите временные отрезки или дни недели, которые можно посвятить обучению. Например, вы освобождаетесь в 16:00 по вторникам и четвергам. Постарайтесь назначить подготовку на данное время, поскольку установившийся порядок поможет вам быстро настраиваться на нужный лад.
    • Планируйте работать периодами продолжительностью 30–45 минут. Короткие отрезки времени всегда проще встроить в свое расписание и распорядок дня.
    • Заполните учебными блоками все доступное время.
    • Если до экзамена осталось определенное количество времени, вместо еженедельного графика создайте календарь обратного отсчета.[5]
  6. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 5

    6

    Выделите время на другие занятия. При разделении доступного времени также важно помнить о семье, друзьях и других делах. У вас не получится достичь успеха без здорового баланса между личной жизнью и учебой.

    • Находите время для событий, которые нельзя перенести: юбилей бабушки, семейная встреча или прием у врача.
    • Выделите время на другие обязанности вроде тренировки по плаванию, семейного ужина или религиозных служб.
    • Зарезервируйте достаточное количество времени для отдыха, сна и занятий физкультурой.
    • Если до экзамена осталось очень мало времени, то попробуйте отложить или отменить часть регулярных общественных дел.[6]
  7. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 6

    7

    Заполните расписание. Все выделенные блоки необходимо заполнить предстоящими задачами. Укажите предметы для каждого занятия и отрезка времени. Это позволит вам оставаться в форме, создать контрольные точки изучения предметов, а также заранее организовать все необходимые учебные материалы.

    • Купите ежедневник или планировщик. Также можно использовать обычный блокнот.
    • Внесите расписание в смартфон.
    • Сначала создайте расписание на одну неделю, чтобы оценить выполнимость и эффективность.
    • Перед экзаменами уделяйте больше внимания учебе. Разделите весь материал на оставшееся время и составьте ежедневный график работы.
    • Отдавайте приоритет предметам, которые вам плохо даются или которые необходимо освоить лучше всего.[7]

    Реклама

  1. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 7

    1

    Оцените текущее расписание. Первый шаг при составлении учебного расписания — точно оценить нынешнее расписание и особенности времяпровождения. Это позволит понять, как вы используете время, какие занятия можно исключить из расписания и как повысить эффективность некоторых задач.

    • Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете обучению.
    • Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете развлечениям.
    • Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас проводите с семьей и друзьями.
    • Подсчитайте, что можно изменить. Люди часто тратят много времени на развлечения, поэтому можно начать с данного аспекта.
    • Если вы работаете, то ваше учебное расписание необходимо согласовать с нынешним рабочим графиком.[8]
  2. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 8

    2

    Учитывайте собственный стиль обучения. На данном этапе важно узнать не только особенности вашего времяпровождения, но и предпочтительный способ обучения. Это поможет понять, можно ли совмещать определенные виды деятельности и как более эффективно использовать доступное время. Ответьте на несколько вопросов.

    • У вас аудиальный тип восприятия? Возможно, вам следует слушать записи лекций и различные материалы за рулем или во время занятий в тренажерном зале.
    • У вас визуальный тип восприятия? Вам удобно воспринимать информацию на изображениях или видеозаписях? Смотрите видеоролики, чтобы совмещать учебу и развлечения.[9]
  3. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 9

    3

    Оцените свою трудовую этику. Можно составить себе идеальное расписание, но от него не будет толку, если его не соблюдать. Именно по этой причине следует оценить свое отношение к работе. Затем:

    • Отразите в расписании особенности вашей работы. Если вы часто теряете концентрацию и вам нужно много перерывов, то в расписание следует внести дополнительное время.
    • Если вы любите мешкать, то отводите на задачи больше времени. Так вы получите некоторый запас времени и сможете уложиться в необходимые сроки.
    • Если у вас первоклассная трудовая этика, то предоставьте себе возможность закончить работу раньше. Например, внесите в расписание дополнительный «бонусный» блок, который можно будет посвятить выбранному предмету.[10]

    Реклама

  1. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 10

    1

    Используйте время отдыха с максимальной пользой. Одна из главных проблем состоит в том, что в процессе работы постоянно возникает желание заняться чем-то более легким, расслабляющим и веселым. Так или иначе, нужно сдерживать такие порывы и как можно эффективнее использовать время, отведенное в расписании на развлечения.

    • Рассматривайте отдых как вознаграждение за работу.
    • Используйте отдых, чтобы набраться сил. Например, попробуйте вздремнуть, сходить на улицу или заняться йогой, чтобы расслабиться и затем вновь вернуться к работе с новыми силами.
    • Не забывайте выходить из дома. Старайтесь отвлекаться от привычной учебной обстановки в вашей комнате.[11]
  2. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 11

    2

    Запланируйте и соблюдайте короткие перерывы. После каждого учебного занятия должен быть перерыв, но такая ситуация может создать проблемы. Один из самых важных нюансов расписания — строго следовать графику и не тратить на перерыв больше отведенного времени. Затянувшиеся и дополнительные перерывы станут причиной отставаний в учебном графике и сорвут все ваши планы.

    • После занятия сделайте перерыв на 5–10 минут, но не дольше.
    • Установите будильник или таймер, чтобы по истечении конкретного времени вернуться к работе.
    • Грамотно используйте перерыв. Старайтесь расслабиться и восстановиться. Сделайте зарядку, пройдитесь, подкрепитесь или послушайте энергичную музыку.
    • Обходите стороной отвлекающие факторы, из-за которых перерыв может затянуться.[12]
  3. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 12

    3

    Придерживайтесь графика. Существует одно безоговорочное правило — всегда нужно следовать принятому расписанию. Нет смысла составлять учебное расписание, если вы не собираетесь его придерживаться.

    • Заведите привычку регулярно (желательно ежедневно) заглядывать в календарь и ежедневник. Это поможет вам избежать ловушки «чего не вижу, того не помню».
    • Когда появится устойчивый распорядок, ваш мозг начнет связывать определенные действия с переходом в режим обучения (например, когда вы садитесь за парту или открываете учебник).[13]
    • Установите на телефоне таймер или будильник, который будет оповещать вас о времени начала и завершения каждого учебного блока. Так проще соблюдать расписание.
  4. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 13

    4

    Расскажите другим про свой график. Иногда трудно следовать расписанию, так как важные люди могут отвлекать нас от цели. Это происходит ненамеренно, просто близкие люди хотят проводить с вами время. Расскажите им о своем расписании, чтобы избежать подобных ситуаций. Благодаря этому они начнут подстраиваться под ваш график.

    • Прикрепите копию своего учебного расписания к холодильнику, чтобы его видела вся семья.
    • Отправьте расписание своим друзьям, чтобы они знали, когда вы бываете свободны.
    • Если человек что-то планирует на то время, когда у вас занятия, вежливо попросите перенести мероприятие на другое время.[14]

    Реклама

Советы

  • Будьте откровенны и вносите в расписание такие задачи, которые вам по плечу.
  • Всегда прилагайте все усилия и сохраняйте концентрацию на конкретной задаче.
  • Старайтесь не откладывать дела на потом. Также можно использовать время отдыха для чтения книг. Это очень полезная привычка, которая позволяет развлечься и расширить словарный запас!

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 26 298 раз.

Была ли эта статья полезной?

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!  


 Облегченные дни и трудность предметов

Предусмотрите облегченный учебный день, чтобы школьники не переутомились в течение недели. По санитарным правилам это должны быть среда или четверг (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Еще учитывайте шкалу трудности учебных предметов, когда будете разрабатывать расписание (таблицы 6.9–6.11 СанПиН 1.2.3685-21). Посмотрите схему 3. Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования смотрите ниже.

Снимок экрана (632).png

СКАЧАТЬ

Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования

Шкала трудности предметов для уровня ООО*

Учебный предмет

Количество баллов по классам

5

6

7

8

9

Физика

8

9

13

Химия

10

12

История

5

8

6

8

10

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Математика

Математика

10

13

Геометрия

12

10

8

Алгебра

10

9

7

Природоведение

7

8

Биология

10

8

7

7

7

Литература

4

6

4

4

7

Информатика и ИКТ

4

10

4

7

7

Русский язык/Родной язык

8

12

11

7

6

География

7

6

6

5

Искусство

Изобразительное искусство

3

3

1

Мировая художественная культура

8

5

5

Музыка

2

1

1

1

Обществознание (включая экономику и право)

6

9

9

5

5

Технология

4

3

2

1

4

Черчение

5

4

Основы безопасности жизнедеятельности

1

2

3

3

3

Физическая культура

3

4

2

2

2

* Таблица 6.10 СанПиН 1.2.3685–21.

Шкала трудности учебных предметов на уровне СОО*

Учебный предмет

Количество баллов

Физика

12

Математика (геометрия), Химия

11

Математика (алгебра)

10

Русский язык/Родной язык

9

Литература, Иностранный язык

8

Биология

7

Информатика и ИКТ

6

История, Обществознание (включая экономику и право), Искусство (МХК)

5

География

3

Основы безопасности жизнедеятельности

2

Физическая культура

1

* Таблица 6.11 СанПиН 1.2.3685–21.

Продолжительность занятий и перемен

Установите длительность урока не более 45 минут. Учитывайте, что для первых или компенсирующих классов верхняя граница меньше, а требований к нижней границе нет. Не планируйте перемену между уроками меньше 10 минут, иначе нарушите саннормы и право детей на отдых (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Определите продолжительность перерыва между уроками и внеурочной деятельностью. По санитарным правилам такая перемена должна быть не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а по СанПиН – не менее 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Чтобы не нарушить санитарные требования, рекомендуем запланировать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью в 30 минут. Исключение – индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ, так как урочная и внеурочная деятельность могут чередоваться в течение дня (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Снимок экрана (633).png

 Проверьте, что перерыв между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком составляет не меньше 20 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Смотрите требования к продолжительности занятий и перемен на схеме 4.

Снимок экрана (634).png

 СКАЧАТЬ

Первый урок по понедельникам

Запланируйте в расписании цикл занятий «Разговоры о важном» (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № 03-871). Ведомство рекомендует включить такие занятия в качестве внеурочных и проводить по понедельникам первым уроком во всех классах. Смотрите схему 5.

Снимок экрана (635).png

СКАЧАТЬ  

 Если решили проводить занятия «Разговоры о важном» в качестве курса внеурочной деятельности, предусмотрите после них перерыв в 30 минут. Так вы выполните санитарные требования и рекомендации Минпросвещения. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с внеурочным занятием, которое стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с внеурочным курсом «Разговоры о важном»

Снимок экрана (637).png
 Занятия «Разговоры о важном» удобно проводить как элективный курс. Тогда сможете включить его в учебный план и установить перерыв в расписание как между уроками. К тому же элективные курсы должны посещать все школьники, а курсы внеурочной деятельности – по желанию. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с элективным курсом, который стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с элективным курсом «Разговоры о важном»

Снимок экрана (638).png

 Дистанционное обучение

Если в вашем регионе действуют антиковидные ограничения и вам пришлось уйти на дистант, соблюдайте санитарные требования к продолжительности и времени окончания дистанционных уроков (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Смотрите схему 6 и пример расписания дистанционного дня.

Снимок экрана (639).png

СКАЧАТЬ  

Пример расписания дистанционного дня

Расписание дистанционного дня в 9 «А» классе

№ урока

Начало урока

Окончание урока

Предмет

Формат

1

08:30

09:10

Литература

Лекция-беседа по Zoom

2

09:30

10:10

Геометрия

Лекция-презентация темы по Zoom

3

10:30

11:10

История

Просмотр и конспектирование видеолекции на YouTube

4

11:30

12:10

Русский язык

Онлайн-тестирование на платформе «Решу ОГЭ»

5

12:30

13:10

Иностранный язык (английский)

Урок-беседа по Zoom

6

13:30

14:10

Обществознание

Самостоятельное изучение темы

Автоматизированные системы управления сегодня – обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный. 

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой “Наука составлять расписание”. Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. “Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов”. В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд “Алгоритм составления расписания занятий” раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации – возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Мы хотим рассказать про такой сервис, “Составитель расписания”. Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы. 

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

  • Список дисциплин (предметов в школе);
  • План занятий на определённы период;
  • Преподавательский состав;
  • Место для проведения занятий.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.

Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе “Составитель расписания” взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:

  • Группы имеют один и тот же предмет;
  • Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. “Составитель расписания” предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

А затем – визуализация.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…

В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения – визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: “Интерактивное расписание” и “Электронное расписание”. С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?

А теперь, благодаря интеграции с сервисом “Составитель расписания”, сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.


Поделиться материалом:

Перед разработкой приложения Smart Timetable мы изучили очень много расписаний из разных стран и постарались сделать приложение удобным, гибким, легко настраиваемым. У нас большая аудитория: школьники, студенты, преподаватели, родители. Давайте посмотрим, что нам удалось выяснить и как мы это реализовали.

Одна неделя или еженедельное расписание

Классический распорядок занятий в школе, когда предметы повторяются каждую неделю. Необходимо выбрать день недели (понедельник, вторник, …), указать время начала и конца занятия, и ваш предмет будет повторяться от недели к неделе.

Расписание на одну неделю

Расписание на одну неделю

Реализация такого расписания очень простая. Мы знаем индекс дня недели, на который назначен урок, и сверяем его с датой, которую просматривает пользователь. Например, понедельник имеет индекс “1”, вторник “2” и так далее.

Выбор дня недели для занятия

Выбор дня недели для занятия

Предположим, что пользователь хочет узнать расписание на 5 сентября 2022 года. Любой современный язык программирования позволяет складывать и вычитать даты, получать месяц, год, день недели из даты и много другое.

Индекс дня недели для 5 сентября 2022 года равен “1”. Значит все занятия, которые хранятся в базе данных с индексом дня “1” будут отображаться в эту дату.

Расписание на две и более недели

Такое расписание часто можно встретить в ВУЗах, когда предметы повторяются не каждую неделю, а чередуются с интервалом N недель. Недели могут называются по-разному: А/В, четная/нечетная, верхняя/нижняя, числитель/знаменатель, встречались и красная/синяя =))

В приложении Smart Timetable можно указать от 2-х до 4-х недель. Если понадобится большее количество, то мы изменим интерфейс для настройки недель через +/-, но об этом нас никто из пользователей не просил. Можем предположить, что этого функционала вполне достаточно.

Расписание на две недели

Расписание на две недели

Начало недели и текущая неделя нужны для того, чтобы корректно считать смену недель. В момент выбора текущей недели мы сохраняем дату, когда текущая неделя была выбрана, и от неё отталкиваемся при подсчёте недель.

Также важно давать пользователям возможность называть недели так, как им хочется. В приложении есть такая возможность. По умолчанию недели называются “Неделя 1“, “Неделя 2” и т. д.

Названия недель

Названия недель

Для понимания, какие уроки показывать, теперь нам нужно хранить не только индекс дня, но и индекс недели. При добавлении занятия пользователь выбирает день недели и неделю. Названия недель берутся из настроек выше.

Выбор недели и дня

Выбор недели и дня

Другая или кастомная неделя

В странах СНГ такое расписание нам не встречалось, но вот в США и Канаде достаточно частое явление. Оно называется “shift schedule” или “скользящий график“. Внутри нашей команды мы называем такой график “кастомная неделя“. Как работает такое расписание?

Например, у нас 6-дневная учебная неделя со скользящим графиком. Это значит, что расписание повторяется каждые 6 дней, но выходные и праздничные дни не участвуют в подсчёте дней. Покажем это в виде таблицы.

Понедельник, 5 сентября

День 1

Вторник, 6 сентября

День 2

Среда, 7 сентября

Нерабочий день

Четверг, 8 сентября

День 3

Пятница, 9 сентября

День 4

Суббота, 10 сентября

Выходной

Воскресенье, 11 сентября

Выходной

Понедельник, 12 сентября

День 5

Вторник, 13 сентября

День 6

Среда, 14 сентября

День 1

Для того, чтобы корректно отображать расписание, нам нужно знать индекс дня недели для занятий, аналогично тому, как если бы у нас было 1-недельное расписание. Но в случае 1-недельного расписания индекс дня мог быть от 0 (воскресенье) до 6 (суббота), а в случае кастомной недели мы имеем переменное количество дней, от 2 до 99.

Гибкая настройка расписания

Гибкая настройка расписания

Также нам нужно знать дату первого дня такой недели. От этой даты мы будем считать индекс дня выбранной пользователем даты, пропуская выходные и праздничные дни.

Нерабочие дни кастомной недели

Нерабочие дни кастомной недели

Иногда пользователи не понимают смысл кастомной недели. Выбирают цикл расписания 7 дней и называют их именами реальных дней недели: понедельник, вторник, среда и т.д. Так тоже можно, но стоит добавить хотя бы один нерабочий день, как сразу все последующие дни недели не будут соответствовать действительности.

И когда нам пишут в поддержку с вопросами по такому расписанию, мы помогаем пользователям перейти на обычный 1-недельный график, если это то, что им в действительности было нужно.

Повторение занятия, но не расписания

Что делать, если расписание у вас 1-недельное, но какие-то занятия повторяются с другим интервалом? Есть решение!

Интервальное повторение занятий

Интервальное повторение занятий

Можно указать любой интервал от 1 до 99 дней, с которым ваше занятие будет повторяться. Здесь стоит обратить внимание на то, что такие занятия выпадают из обычного цикла расписания. Будь то 1, 2, 3, 4-х недельное или кастомное расписание, ваше занятие имеет свои настройки и повторяется так, как вы указали.

Занятие без повторений

Когда вам нужно добавить событие без повторений, например, встреча выпускников, занятие с репетитором, вы можете выбрать режим повторения “Нет“. И тогда ваше занятие отобразится только в выбранную дату.

Занятие без повторений

Занятие без повторений

Такое занятие, так же как и интервальное, выпадает из общего цикла расписания, поскольку имеет свои собственные настройки.

Учитель отменил занятие?

Такое бывает, но не удалять же нам занятие полностью из расписания. Для таких случаев есть функция однократного удаления.

Опции удаления занятия

Опции удаления занятия

Когда занятие удаляется однократно, в нём хранится список дат, в которые занятие должно быть пропущено. Этот список вы можете увидеть при просмотре занятия в другой день. И даже можете вернуть обратно отменённое занятие.

Список дат с отменой занятия

Список дат с отменой занятия

Массовое добавление или копирование занятий

Пользователь может выбрать только один день для добавления занятия. Но ведь хочется добавить занятия везде и сразу. На эту тему мы долго дискутировали и продолжаем дискутировать с командой. Если дать выбор нескольких дней, то возникает вопрос выбора времени урока на каждый выбранный день.

Наша основная аудитория – это школьники и студенты. А у них почти никогда не бывает одинаковых предметов в одно и то же время. Например, редко бывает так, что Математика происходит первым уроком несколько дней в неделю. А если дать выбор времени на каждый день, то интерфейс окажется перегруженным.

Копирование занятий является более гибким инструментом. Позволяет решить вопрос массового добавления уроков на несколько дней в разное время. Для каждой копии вы можете указать тип повторения: по дням недели, с интервалом, или вообще без повторения, и выбрать время урока.

Как сделать замену урока?

Это часто задаваемый вопрос. Реализовать замену урока через одно действие, без того, чтобы усложнить жизнь пользователю, у нас пока не получается. Мы всегда выбираем путь наименьшего сопротивления в вопросах дизайна и пользовательского интерфейса. Поэтому самым простым решением будет совершить два действия:

  1. Однократно удалить занятие в нужный день

  2. Добавить или скопировать занятие в этот же день, но без повторения

Итог

Расписание хоть и выглядит простым, но не всегда таким является. Мы, в приложении Smart Timetable, стараемся развивать простые инструменты для управления вашими занятиями и, в будущем, заданиями.

На данный момент задания реализованы по образу и подобию занятий, но это не всегда удобно, особенно если хочется видеть все задания списком. Мы работаем над этим.

Будем рады обратной связи 😉

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Какое у вас расписание?

Проголосовали 36 пользователей.

Воздержались 11 пользователей.

Составление расписания в школе является одним
из важнейших и сложных видов деятельности
заместителя директора. Умело составленное
расписание определяет эффективность работы
школы, создаёт условия для оптимальной работы
учителей и учащихся.

Активность умственной работоспособности
школьников приходится на интервал 10—12 часов.
Поэтому основные предметы должны проводиться на
2, 3, 4 уроках. Уровень умственной
работоспособности учащихся нарастает к середине
недели и остаётся низким в понедельник и в
пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки
должен быть во вторник и среду. Можно включить в
расписание либо наиболее трудные предметы, либо
в большем количестве средние и лёгкие. Следует
чередовать трудные и лёгкие предметы, а также
предметы одного цикла. Изложение нового
материала, контрольные работы следует проводить
на 2-4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков можно
использовать таблицу, в которой трудность
каждого предмета ранжируется в баллах.

Таблица 1.

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык 11
Иностранный язык 10
Физики, химия, информатика 9
История, обществознание 8
Литература 7
Биология, география, экономика,
астрономия
6
Физкультура, ОБЖ 5
Технология 4
Черчение 3
ИЗО, МХК 2
Музыка 1

Предметы, требующие больших затрат времени на
домашнюю подготовку, не должны группироваться в
один день школьного расписания.

При правильно составленном расписании уроков
наибольшее количество баллов за день по сумме
всех предметов для учащихся старшего возраста
должно приходиться на вторник и среду. Для
учащихся среднего возраста наибольшая
интенсивность по сумме баллов за день должна
приходиться на вторник и четверг, среда должна
быть несколько облегчённым днём. Расписание не
будет отвечать санитарным нормам, когда
наибольшее количество баллов приходится на
крайние дни недели или когда оно одинаково во все
дни недели.

Для составления расписания необходимы
следующие документы:

– учебный план;

– учебная нагрузка учителей (таблица 2);

– расписание учителей (таблица 3);

– расписание по классам на неделю (таблица 4);

– временное расписание по дням недели (таблица
5);

– перечень кабинетов (таблица 6).

Таблица 2. Учебная нагрузка учителей.

Ф.И.О.

учителя

5-а

класс

6-а

класс

7-а

класс

8-а

класс

9 класс 10 класс 11 класс
а б а б а б
Математика                    
Иванов И.С. 6 6   5     5     5
Петров Н.И.     6   5 5   5 5  
Русский язык                    
Сидорова А.А. 8       5     5    
Клименко В.К.   7 7 5            
Потапова Л.С.           5 5   5 5

Аналогично заполняется учебная нагрузка
других учителей-предметников, количество
учебных часов по предметам и классам определяет
учебный план.

Таблица 3. Расписание учителей.

Ф.И.О. учителя Кл. рук-во Кабинет Нагрузка Понедельник Вторник
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
Математика                              
Иванов И.С. 8-а 5 27 5-а 8-а/г 6-а 11-б/а 10-а/а              
Петров Н.И. 7-а 12 26                        
                               
Русский язык                              
Сидорова А.А. 5-а 23 18     5-а/р 5-а/л                
Клименко В.К. 6-а 41 19                        
Потапова Л.С. 9-б 32 20                        

Аналогично составляется расписание на
остальные дни недели. Через косую черту
отмечается “алгебра” или “геометрия”,
“русский язык” или “литература”, “история”
или “обществознание”, “география” или
“экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия”
или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт
один учитель. Начать расстановку часов следует с
уроков технологии, иностранного языка,
информатики и других предметов, по которым есть
деление на подгруппы. Затем следует расставить
уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не
должны совпадать в один день в одном и том же
классе.

Колонка “Классное руководство” нужна для
того, чтобы расписание классного руководителя и
класса совпадало по количеству на последнем
уроке. Это необходимо для того, чтобы классный
руководитель мог провести после последнего
урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное
мероприятие, или организовать уборку.

Колонка “Нагрузка” позволяет проверить
количество часов учителя после составления
расписания.

Колонка “Кабинет” необходима при расстановке
кабинетов в готовом расписании.

Параллельно с заполнением таблицы 3 следует
заполнять таблицу 4.

Таблица 4. Расписание по классам на
неделю.

5-а класс.

Уроки Понедельник Уроки Вторник Уроки Среда
1 математика 1   1  
2   2   2  
3 русский язык 3   3  
4 литература 4   4  
5   5   5  
6   6   6  
Уроки Четверг Уроки Пятница Уроки Суббота
1   1   1  
2   2   2  
3   3   3  
4   4   4  
5   5   5  
6   6   6  

Аналогично составляются такие таблицы для всех
классов. Это позволяет видеть свободные уроки,
делать перестановку, контролировать количество
учебных часов на неделю.

После того, как расписание составлено, его
необходимо переписать в ином виде (таблица 5).

Таблица 5. Временное расписание уроков
по дням недели.

Расписание уроков на понедельник.

Уроки 5-а 6-а 7-а 8-а 9-а 9-б 10-а 10-б 11-а 11-б
1 Матем. 5                  
2       Геом. 5            
3 Рус.яз. 23 Матем. 5                
4 Литер. 23                 Алгеб.5
5             Алгеб.5      
6                    

Аналогично выписывается временное расписание
на остальные дни недели. Расписание заполняется
из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник,
затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное
расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а
можно выписывать расписание учителей (Иванов
И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение
временного расписания позволяет обнаружить
ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов
на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.

После заполнения временного расписания
необходимо сверить количество уроков по классам
по расписанию за неделю с количеством уроков по
учебному плану.

После проверки необходимо расставить номера
кабинетов, если в школе не каждый учитель имеет
закреплённый кабинет. Для этого используется
таблица 6.

Таблица 6. Перечень кабинетов.

Понедельник.

1 урок.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

 Аналогично составляется перечень на
остальные уроки и на все дни недели.

При заполнении таблицы 5 номера кабинетов
учителей, имеющих кабинеты, проставляются сразу,
т.к. в таблице 3 имеется колонка “Кабинеты”.
Затем в таблице 6 вычёркиваются кабинеты, которые
уже проставлены. Оставшиеся свободные кабинеты
проставляются на уроки учителей, не имеющих
своих закреплённых кабинетов, при этом
учитывается предмет и свободный предметный
кабинет.

Временное расписании вывешивается на доску
объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли
познакомиться с ним. Как правило, возникает
необходимость корректировки расписания
(поменять русский язык и литературу местами,
спарить уроки в старших классах, убрать первый
урок учителю из-за отдалённости местожительства,
перенести последний урок с одного дня на другой,
т.к. учащиеся не успевают на подготовительные
курсы и т.д.). После этого следует внести
коррективы, учитывая пожелания учителей и
учащихся. А затем перенести временное расписание
на стенд с постоянным расписанием.

Примерное расписание 5 класса

(недельная нагрузка 28 часов).

Уроки Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Ист.47 (8 б) Рус.35(11б) Ин.яз.25(10б) Лит.35 (7 б) Рус.35(11 б)
2 Рус.35(11б) Лит.35 (7 б) Мат. 8 (11 б) Мат. 8 (11 б) Муз.20(1 б)
3 Физ-ра (5б) Мат. 8 (11б) Физ-ра (5 б) Ист.47 (8 б) Мат.8 (11 б)
4 Мат. 8(11б) Прир.28(6б) Рус.35(11 б) Рус.35(11б) Ин.яз.25(10б)
5 Ин.яз.25(10б) Рус.35(11б) Техн.48 (4 б) Прир.28(6 б) Физ-ра (5 б)
6   ИЗО 36(2 б) Техн.17 (4 б) ОБЖ 10(5б)  
  45 баллов 48 баллов 45 баллов 48 баллов 38 баллов

В течение учебного года учителя могут болеть,
посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим
завучу приходится делать изменения в расписании.
Обычно предмет, который нужно заменить, проводит
другой учитель этого же предмета. Но это приводит
к тому, что необходимо делать изменения в
расписании на дополнительном стенде. Для этого
используется таблица 3 “Расписание учителей” и
таблица 6 “Перечень кабинетов”. В изменениях
указывается расписание только тех классов, в
которых такие изменения есть.

Завуч, отвечающий за расписание в
общеобразовательной школе, должен помнить о том,
что его цель создать оптимальные условия для
учителей и учащихся при проведении
образовательного процесса.

Добавить комментарий