Карточки как найти причастие

Система разноуровневого контроля

При изучении темы «ПРИЧАСТИЕ».

     Разноуровневый контроль осуществляется при помощи балльной (рейтинговой) системы. В течение всего изучения темы учащиеся выполняют промежуточные контрольные задания по карточкам (Приложение 1). Карточки включают задания по основным разделам темы:

Карточка 1 – умение находить причастия и отличать их от прилагательных;

Карточка 2 – правописание окончаний причастий;

Карточка 3 – умение находить причастие с зависимым словом (причастный оборот);

Карточка 4 – знаки препинания при причастном обороте;

Карточка 5 – образование причастий, знаки препинания при причастном обороте;

Карточка 6 – склонение причастий, знаки препинания при причастном обороте (обобщение);

Карточка 7 – правописание суффиксов причастий;

Картчки 8 и 9 – правописание суффиксов и окончаний причастий (обобщение)

Карточки оцениваются по 5-балльной системе (1 ошибка – минус 1 балл).

Кроме того, на этапе обобщения темы учащиеся выполняют комплексный анализ текста (Приложение 2) и тест (Приложение 3), которые включают в себя основные орфограммы, изучаемые по теме «Причастие».

Баллы, полученные учащимися, заносятся в экран и суммируются. По результатам этой суммы определяется рейтинг и уровень сложности итоговой контрольной работы. Всего предусмотрено 4 уровня сложности (Приложение 4)

50 – 62 балла – IV уровень.

40 – 49 баллов – III уровень.

25 – 39 балло – II уровень.

До 25 баллов, но не менее 15 – I уровень.

Оценку «5» можно получить, выполнив контрольную работу только 3 или 4 уровня сложности.

ПРИИЛОЖЕНИЕ 1.

КАРТОЧКА 1.

Задание: найди словосочетание.

1-й вариант.

      1. прил. + сущ.                                 2. причастие + сущ.                        3. причастие + сущ.                         

А. стареющий дуб                             А. черная ночь                                  А. желтым листом

Б. чернеющая дыра                           Б. колосистая рожь                       Б. желтеющим листом

В. поседевшие волосы                      В. покрашенный пол                      В. тающим снегом

Г. свежие семена                               Г. светлеющее небо                       Г. заросший пруд

Д. покинутый  дом                           Д. горячая печь                                Д. мокрый снег

Е. желтеющий лист                        Е. спелый крыжовник                     Е. белый платок

      4. причастие + сущ.                      5. причастие + сущ.                        6. причастие + сущ.                      

А. дремучий лес                                  А. седые волосы                                А. закрытый замок

Б. дремлющий старик                     Б. седеющие пряди                           Б. каменный цветок

В. летучий газ                                    В. белеющий снег                             В. светящийся камень

Г. летящий шар                                Г. белый листок                                Г. запомнившийся урок

Д. горячее молоко                            Д. жареная картошка                    Д. летний состав

Е. горящее молоко                            Е. кожаная куртка                           Е. молчаливый друг

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА 1.

Задание: найди словосочетание.

1-й вариант.

      1. прил. + сущ.                                 2. причастие + сущ.                        3. причастие + сущ.                         

А. стареющий дуб                             А. черная ночь                                  А. желтым листом

Б. чернеющая дыра                           Б. колосистая рожь                       Б. желтеющим листом

В. поседевшие волосы                      В. покрашенный пол                      В. тающим снегом

Г. свежие семена                               Г. светлеющее небо                       Г. заросший пруд

Д. покинутый  дом                           Д. горячая печь                                Д. мокрый снег

Е. желтеющий лист                        Е. спелый крыжовник                     Е. белый платок

      4. причастие + сущ.                      5. причастие + сущ.                        6. причастие + сущ.                      

А. дремучий лес                                  А. седые волосы                                А. закрытый замок

Б. дремлющий старик                     Б. седеющие пряди                           Б. каменный цветок

В. летучий газ                                    В. белеющий снег                             В. светящийся камень

Г. летящий шар                                Г. белый листок                                Г. запомнившийся урок

Д. горячее молоко                            Д. жареная картошка                    Д. летний состав

Е. горящее молоко                            Е. кожаная куртка                           Е. молчаливый друг

КАРТОЧКА 2.

Задание: вписать пропущенные окончания.

В чернеющ… лесу                                          Задымивш…ся речку

Шумящ… потоком                                       Закрасневш…ся зари

Устремляющ… ся потока                          Колеблющ…ся ветерком

О льющ…ся дожде                                        Встречающ…ся льдинами

Поросш…болотом                                        О бушующ… океане

На раскачивающ…ся березу                       Осыпающ…ся листвы

Сгибающ…ся колосьев                                 О хранящ…ся письмах

Расстилающ…ся тучи                                 Сражающ…ся отрядами

КАТРОЧКА 3.

Задание: найди словосочетание причастие + существительное.

1.

2.

3.

А. служащие Родине

А. рассказанная стариком

А. разведанная геологом

Б. растаявшие льдины

Б. скошенные летом

Б. освещенная луной

В. построенные арендаторами

В. исследованной тропой

В. обнаруженного врага

Г. с обрадованными детьми

Г. прочитавшего книгу

Г. расчищенная учениками

Д. светящиеся окна

Д. разбросанные ребенком

Д. в написанных словах

4.

5.

А. дремлющего океана

А. напуганная стуком

Б. замешанные в деле

Б. сеявшая смуту

В. пенящиеся струи

В. клюквенный напиток

Г. колеблющиеся от ветра

Г. привезенный из города

Д. развевающиеся гирлянды

Д. стоящей лампы

КАРТОЧКА 5.

  1. Согласовать причастие с определяемым словом, расставить знаки препинания.
  1. Мы ступаем на тропинку (прикрываемый) кустиками вереска (славящийся) своими чудесными свойствами.
  2. На гребнях маленьких, чуть (плескавшийся) волн играют голубые блики.
  3. Это бегут сотни и тысячи (испуганный) рыб (спасающийся)от преследования.
  4. Мы спустились по узенькой речке спокойной полосой (протекавший) между крутыми берегами (поросший) густым лозняком.
  1. Расставить знаки препинания.

В огромном лесу стоял тонкий пар напоенный странными видениями. Охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвете воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя направляющийся к горам.  

КАРТОЧКА 6.

Задание: запишите предложения, раскройте скобки, поставьте нужные знаки препинания.

1-й вариант.

Не в тридевятом царстве а в шестидесяти километрах от Москвы живут мастерицы (прославивший) русское искусство керамики. Они создавали произведения (выставленный) в крупнейших музеях мира. В красоте бело-синей этой талая вода голубое небо (бегущий) к оврагу ручейки детский смех запах хлеба. Одуванчики ромашки знаменитая «гжельская» роза (появляющийся) из-под рук мастериц синего цвета. (Сделанный) из глины посуда игрушки похожи на смешные фигурки. Смотрят люди на (пришедший) из давних времен сказку – белую с синим – и радуются.

КАРТОЧКА 6.

Задание: запишите предложения, раскройте скобки, поставьте нужные знаки препинания.

1-й вариант.

Солнце (прорвавшийся) сквозь облака освещает желтоватый лес. Мы стоим возле каменного столба (утвержденный) некогда на границе между двумя губерниями. Высокая (освещенный)  солнцем ель распростерла вокруг тяжелые лапы. Шофер (остановившийся) тут же машины схватил вдруг (валявшийся) здесь обломок жерди швырнул его вверх. Старая ель (потревоженный) им мгновенно оделась (сияющий) (летящий) семенами. Каждое семечко в полете кажется мотыльком весело (помахивающий) двумя крылышками.  

КАРТОЧКА 7.

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

1-й вариант

  1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами.
  2. У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум.
  3. На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.

____________________________________________________________________

КАРТОЧКА 7.

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

2-й вариант

  1. Караван подошел к небольшой возвышенности (сложить) из крупных обломков (развалить) скал.
  2. Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.
  3. На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные тонкие березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.

КАРТОЧКА 8.

Задание: вставьте гласные в суффиксы и окончания причастий.

Бор…щийся                                      Закле…нный                        Нарисов…нный

Рокоч…щий                                      Изумля…щий                       Услыш…нный

Издава…мый                                   Пиш…щий                             Следу…щий

Передава…мый                              Невид…мый                         Ро…щий

Встреч…нный                                  Завис…вший                        Засе…вший

Испеч…нный                                   Стел…щийся                         Управля…мый

На раскачивающ…ся                     О бушующ…м океане        В чернеющ…м лесу

иву

Сгибающ…хся                                  Закрасневш…ся зари        О хранящ…хся

колосьев                                                                                          письмах

КАРТОЧКА 9.

Задание: вставьте гласные в суффиксы и окончания причастий.

В чернеющ… лесу; шумящ… потоком; устремляющ…ся потока; о льющ…ся дожде; задымивш…ся речку; закраснев…ся зари; у волнующ…ся озера; встречающ…ся льдинами.

Начина…щегося утра; колебл…щийся полет; издава…мый звук; прерыва…мый гулом; вид…вший зарю; засе…нный огород; маш…щая крыльями; стро…щийся дом; несравн…мый вечер; вид…мый мною; крас…вший пол; вылеч…нный; покраш…нный пол; о хранящ…хся делах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Задание: вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания, выделить суффиксы всех причастий, надписать над ними, какое страдательное или действительное, в каком времени, сделать словообразовательную цепочку слов с *.

Воспоминания исследователя морских глубин.

Это было хмур…щимся* летним днем в огромном экологическом музее на набережной Невы.

Мальчик прошел мимо застекленных полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной с двумя причудливыми осьминогами вмсевш…ми* на тонких проволочных нитях.

Они висели за слегка запыленным* стеклом, словно два пестрых зонтика, а за ними громоздились раскраш…нные в красный, бурый и желтый цвета странные камни внешне походивш…е на деревья.

Вымаз…нные яркими красками рыбки хороводили между камней.

«Коралловый риф и его обитатели» – было написано на прикле…нной табличке витрины.

Мальчишкой часами пропадавш…м в зоомузее был я.

Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола с любовью выреза…мые заметки из газет, выписывал на аккуратные карточки все прочит…нное о море и тропиках, смотрел кинофильмы.

И все это время безотчетно ждал встречи с чудом называ…мым Коралловый риф.

(По В. Сахарову).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ТЕСТ.

1-й вариант.

  1. Это слово является причастием:

Дрожащий(А) свет из окон проливался

И падал так, что каждый лепесток

Среди туманных(Б) листьев выделялся

Прозрачной(В) чашечкой, открытой(Г) на восток.

  1. В этом предложении в окончании причастия надо писать букву и:

А) Я шел по мягкой пыльной дороге, проходил реденькие сосновый борки, с застоявш…мся запахом смолы и земляники.  

Б) В засыпающ…м лесу стоит гулкая тишина.

В) Мелькнула над террасой ласточка, с радостью звенящ…м смехом вильнула в воздухеи понеслась прочь.

Г) Ласточки летали в розовеющ…м вечернем воздухе.

  1. В этом предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом:

А) Дорога вилась передо мною между пустыми кустарниками орешника, уже залитым мраком.

Б) Звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака.

В) Визжит ветер, мечется, как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака.

Г) При свете молнии я увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем.

  1. В этом предложении причастный оборот надо выделить запятыми:

А) Дул ветер, плакала трава

    И ветви о недавнем зное,

    И роз проснувшихся едва

    Сжималось сердце молодое.

Б) Солнце садится, и ветер утихнул летучий,

     Нет и следа тех огнями пронизанных туч.

В) А лес шумел! Зелено-золотой,

    Шумел мой лес, живицей опьяняя,

    И лось трубил, и белка молодая

    Ловила лист летящий над землей.

  1. В суффиксе этого причастия надо писать букву а или я:

А) за стро…щимся домом;                Б) держ…щийся за перила

В) постоянно хмур…щий брови;      Г) бор…щийся с ветром;

Д) ла…щий на прохожего;                 Е) крас…щее вещество;

Ж) при колыш…щемся пламени;     З) люб…щим взглядом.

  1. В этом предложении в причастии надо писать суффикс -ущ-, -ющ-:

А) природы тайный соглядатай, люблю, забывши все кругом, следить за ласточкой стрельчатой над вечере…щим прудом.

Б) Все слова – как ненависти жало,

     Все слова – как кол…щая сталь.

В) Теплый ветер тихо веет,

     Жизнью свежей дышит степь,

     И курганов зеленеет.

     Убега…щая цепь.

Г) Октябрь опавшую листву топтал, швырял, кружил,

     Но с грез…щими наяву фонтанами дружил.

  1. В этом предложении суффикс страдательного причастия настоящего времени надо писать букву и:

А) Волну…мый воспоминаниями, я забылся.

Б) Вдруг странный, едва слыш…мый звук привлек наше внимание.

В) Скучая, бедная княжна в прохладе мраморной беседки сидела тихо близ окна и сквозь колебл…мые ветки смотрела на цветущий луг.

Г) По тонкой невид…мой нити,

    По самой кратчайшей прямой,

    Бессонные птицы событий,

    В приемник слетаются мой.

ТЕСТ.

2-й вариант.

  1. Это слово является причастием:

Дрожащий(А) свет из окон проливался

И падал так, что каждый лепесток

Среди туманных(Б) листьев выделялся

Прозрачной(В) чашечкой, открытой(Г) на восток.

  1. В этом предложении в окончании причастия надо писать букву е:

А) Вдруг все трое очутились перед Кириллом Петровичем, идущ…м осматривать свою конюшню.

Б) Добежав до деревни, мальчик остановился у полуразваливш…йся избушки и постучал в окошко.

В) Герман увидел слугу, спящ…го под лампою в старинных, запачканных креслах.

Г) Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедш…м ко мне с чашкою чая.

  1. В этом предложении причастный оборот стоит после определяемого слова:

А) Чу, там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог.

Б) Мимо ворот изредка проносились молнией бегущие рысаки, люди на трибунах вдруг принимались кричать и хлопать.

В) В такт бегу колеблются гибкие оглобли, и в такт галопу поднимается и опускается в седле мальчик почти лежащий на шее у лошади.

Г) Через несколько минут Изумруда уже распряженного приводят опять к трибуне.

  1. В этом предложении причастный оборот запятыми не выделяется:

А) Зари последний луч горел

     Над ярко позлащенным бором.

Б) Нередко под вечер слыхали

     Ее приятный голосок;

     Нередко в рощах поднимали

     Иль ею брошенный венок,

     Или клочки персидской шали,

     Или заплаканный платок.

В) Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами.

Г) Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее сказать, по следу проложенному крестьянскими санями.

  1. В суффиксе этого причастия надо писать букву а или я:

А) о движ…щемся предмете;           Б) тяжело дыш…щий человек;

В) пен…щиеся волны;                         Г) стел…щийся туман;

Д) тороп…щийся студент;                  Е) хорошо вид…щий;

Ж) шепч…щиеся ученики;                  З) хвал…щийся успехами.

  1. В этом предложении в причастии надо пистаь суффикс –ущ-, -ющ-:

А) Тихой ночью, поздним летом,

     Как на небе звезды рдеют,

     Как под сумрачным их светом

     Нивы дремл…щие зреют.

Б) И далёко меж курганов темно-серою змеёй

     До бледнее…щих туманов пролегает путь родной.

В) Средь кленов девственных и плач…щих берез

     Я видеть не могу надменных этих сосен.

Г) Не за тем же пускаться в дорогу,

     Чтобы в люб…щем сердце опять

     Пробудить роковую тревогу.

  1. В этом предложении в суффиксе страдательного причастия настоящего времени надо писать букву е:

А) Осеребря…мый росою,

     Белелся луч вечернею порою.

Б) Уж вечер настает, волну…мый мечтами,

     По нивам, по луга, установленным стогами,

     Задумчиво брожу в прохладной полутьме.

В) Часто в тихую радость утренних дней врывались и таяли звуки невид…мого кларнета: это кричали лебеди.

Г) Луг шелковый, мирный лес!

    Сквозь колебл…мые своды

    Ясная лазурь небес.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

1-й уровень

  1. Найти причастия, доказать: старый, стареющий, стареть, постаревший, старенький, старшие.
  2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: смотреть, пролетать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы:

обиж…нный, отмет…вший, бор…щийся, муч…мый, освещ…нный.

4. Записать причастия с суффиксами -ящ-, -нн-, -вш-.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

  1. Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. (Стоять) по обеим сторонам березы приветливо кивали ветвями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте н-нн:

освеще…ая поляна,

деревя…ый стол,

тетрадь законче…а,

серебря…ое колечко.

7. Расставьте знаки препинания. Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово, запишите:

Расчищенная дворником дорога вновь усыпана листьями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Придумайте предложение по схеме:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

3-й уровень.

  1. Найти и выписать причастия, сделать морфологический разбор одного (по выбору):

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: задумать, глядеть, исследовать.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставить пропущенные буквы в суффиксы:

передава…мая, услыш…нные, удосто…енный, скач…щие, реж…щий, замет…вший.

  1. Записать причастия с суффиксами -ющ-, -нн-, -им-, -ш-, -ен-.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложениях от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:
  1. За окном (осветить) лунным светом тускло серебрилось поле (расти) ржи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Черной рекой вилась между холмами (разъездить) машинами дорога.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставьте н-нн:

выписа…ы советы,

посея…ые семена,

броше…ый стул,

законче… разговор,

серебря…ый шар.

  1. Придумайте прилагательное и причастие с суффиксом -енн-, -ен-, -н-.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания.
  1. В кабинете стало светло но Пушкин не замечавший этого продолжал писать.
  2. Он широко шагал по улицам еще не расчищенным от снега.
  1. Придумайте предложение по схеме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

4-й уровень.

  1. Найти и выписать причастия, сделать морфологический разбор одного (по выбору):

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: задуматься, озарять, шелестеть.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставить пропущенные буквы в суффиксы:

Слыш…мый, держ…щий, освеща…мый, запрещ…нный, кол…щий, обид…вший.

  1. Записать причастия с суффиксами -ящ-, -ённ-, -ем-, -нн-, -т-.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

Его (свернуть) паруса (расправить) ветром ожили. Чьи-то голоса (слышать) издалека гулко раздаются в тишине (стоять) вокруг.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставьте н-нн:

сви…ой,

встрече…ый поезд,

подли…ый расчет,

баше…ый кран,

серебря…ый шар,

глаза сощуре…ы,

трава скоше…ая.

  1. Расставьте знаки препинания.
  1. В кабинете стало светло но Пушкин не замечавший этого продолжал писать.
  2. Даже в номере гостиницы освещенной лампой с зеленым абажуром были видны следы бури: пыль веером лежала на столе рама была вдавлена внутрь и за ней наискось торчала сорванная ветром труба.
  1. Придумайте предложение по схеме:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические
карточки по теме «Причастие»

Карточка № 1

   Задание
Из данных предложений выпишите причастные обороты с определяемыми словами.
Обозначьте крестиком определяемые слова, причастные обороты подчеркните как
члены предложения.

   Ребяческий
крик, повторяемый эхом, с утра до ночи гремит по лесам. (Н. Некрасов)

Перед глазами
туристов, поднявшихся на вершину горы, открывается чудесный вид. Тропинка,
вьющаяся вдоль ручья, скрывалась за кустарником. Прочитанные летом книги сданы
в библиотеку. Созревающая в поле рожь весело колосится. Подарок, приготовленный
мною, очень порадовал маму.

Карточка № 2

Задание.  Запишите
предложения,  расставляя, где необходимо, знаки препинания при причастных
оборотах. Подчеркните причастные обороты как члены предложения.

    Лай собак
доносившийся из деревни обрадовал нас. Холодный ветер прогнавший остатки
ночного тумана растрепал нашу палатку. Лежащая на столе книга уже прочитана.
Пропадающие вдали голоса скоро смолкли. Мы бредём по аллее усыпанной пожелтевшими
листьями. За порхающей с ветки на ветку птичкой следил соседский кот.

Карточка № 3

   Задание.
 Выписать
словосочетания в два абзаца: в первый – с действительными причастиями; во
второй – со  страдательными.

   Ученик,
выступающий на семинаре;  школьники, помогающие убирать территорию; модель,
сделанная ребятами; посаженное дедушкой дерево; борющиеся за первенство
спортсмены; бушующее море; ёлка, украшенная ребятами; ярко освещённый  зал;
заполняемый сосуд;  сверкающий на солнце снег.

Карточка № 4

   Задание.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясните графически
условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.

   Дремл…щий
великан; колебл…щийся тростник; дежур…щий врач; скач…щие на конях, маяч…щие
огни; готовящ…ие обед.

Карточка № 5

   Задание.  
Спишите, расставляя пропущенные запятые при  причастных оборотах. Укажите определяемые
слова. Причастные обороты подчеркните как члены предложения.

   На те…асе
обращённой к саду с…дели в креслах брат и сестра. Из сада на б…лкон вбежал
Сергей прыгавший через три ступеньки и ост…новился у перил. Позади Сергея шёл
Никита улыбавшийся застенчиво и добро. Круглая крыша беседк… и шесть колонн
сильно облупленных отр…жались в тёмном с оранжевыми отблесками пруду. Вода в
пруду была покрыта листьями опавшими с деревьев росших по его берегам.

                                                                                                
(По А. Толстому)

Карточка № 6

 Задание.  Записать,
раскрывая скобки.

   Посеребрё(н,
нн)ые инеем деревья, ветре(н, нн)ый день, обветре(н, нн)ое лицо, безветре(н,
нн)ая погода, комната хорошо побеле(н, нн)ай , тяжело ране(н, нн)ый боец,
перевязать ране(н, нн)ого, писа(н, нн)ая масляными красками картина, жела(н,
нн)ый гость, смышлё(н, нн)ый мальчик, подли(н, нн)ая  рукопись.

Карточка № 7

Задание.  От
данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского и среднего
рода. Составить с ними словосочетания и записать. Поставить ударения.

   Любимый,
разбитый, написанный, открытый, организованный, продуманный.

Карточка № 8

Задание.  Раскрыть
скобки.

   (Не)
замеченная ошибка; гласные, (не) проверяемые ударением; (не) продуманный ответ;
решение (не) продумано; работа (не) закончена; (не) законченное сочинение; ещё
(не) прочитанная книга; ещё (не) обжитый край; (не) обозримая равнина; (ни) кем
(не) нарушаемая тишина; (не) устрашимый боец.

Карточка № 9

 Задание.  Раскрыть
скобки.

   (Не)
исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не)
сжатая рожь; (не) успокоившееся море; (не) забываемое впечатление;  телефон
(не) отремонтирован; калитка (не) закрыта; (не) отправленное вовремя письмо.

Пояснительная записка

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В Примерной программе по русскому языку стандартов нового поколения указывается, что содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой ) и культуроведческой компетенций. Именно поэтому считаю: дидактический материал имеет актуальное значение в процессе освоения русского языка и подготовки к итоговой аттестации учащихся.

Целями и задачами работы с дидактическим материалом являются:

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Весь представленный дидактический материал по теме «Причастие» представляет практическую ценность для учителей общеобразовательных школ и может использоваться на разных стадиях работы по данной теме: объяснение нового материала, закрепление изученного, систематизация и обобщение полученных знаний. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету. Контрольная работа содержит 5 вариантов, состоящих из деформированного текста, каждый текст обеспечен рядом заданий.

Сборник включает в себя:

  1. Справочный материал по теме «Причастие»;
  2. Тренировочные упражнения;
  3. Итоговый контроль.

Дидактические материалы предназначены для уроков русского языка в 6-7 классах (в зависимости от конкретного УМК по русскому языку), а также могут быть полезны на уроках повторения и обобщения изученного материала в 8-11 классах, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

№1 СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

Причастие как часть речи

1. Определение

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Объединяет в себе признаки глаголы и имени прилагательного.

2. Образование причастий

Причастия образуются только от глаголов суффиксальным способом.

3. Вопросы

Причастие отвечают на вопрос какой? Возможна постановка вопросов что делающий? что сделавший? (это вопросы-помощники, помогающие понять, что перед нами именно причастие).

4. Н/ф

м.р., И.п., ед.ч. (окончание причастия проверяем по вопросу, как и у прилагательного)

5. Общее грамматическое значение

Признак предмета по его действию.

6. Морфологические признаки

Сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

7. Морфемный признак

Наличие суффиксов -ущ-(-ющ), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -ем-, нн-, -енн-

8. Синтаксические признаки

В предложении является определением (полное причастие) или сказуемым (краткое причастие).

Например:

Морфологические признаки причастия

Признаки имени прилагательного

Признаки глагола

1. Изменяется по родам, числам, падежам (то есть склоняется).

2. В предложении зависят от существительного (или местоимения) и согласуются с ним в роде, числе и падеже.

3. Могут иметь 2 формы – полную и краткую (прочитанный – прочитан).

4. Полные причастия в предложении являются определением, краткие – сказуемым.

1. Могут быть возвратными и невозвратными.

2. Имеют вид (совершенный и несовершенный).

3. Имеют время (настоящее и прошедшее).

Образование действительных и страдательных причастий

Действительные причастия

обозначают признак, который создается действием самого предмета (летящий самолет, упавшее яблоко).

Имеют только полную форму.

Страдательные причастия

обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета (выученный урок).

Имеют полную и краткую формы.

Наст.время

Прош. время

Наст. время

Прош. время

-ущ-

(-ющ-) (от глаг. I спр.)

-ащ-

(-ящ-) (от глаг. II спр.)

-вш-, -ш-

-ем- (от глаг. I спр.)

-им- (от глаг. II спр.)

-нн-, -т-, -енн-

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Причастие

Отглагольное прилагательное

НН

Н

1. Причастие, образованное от глагола совершенного вида:

решить – решённый.

1. Слово образовано от глагола несовершенного вида:

варить – варёный, печь – печёный, кипятить – кипячёный, сушить – сушёный, солить – солёный, топить – топлёный, красить – крашеный, золотить – золоченый, маслить – масленый.

2. Причастие имеет приставку

(кроме НЕ):

сваренная рыба, вспаханное поле.

2. Прилагательные образованы от глагола без приставки или с приставкой НЕ:незваный, непрошеный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Названый (брат), посажёный (отец), смышлёный (мальчик), прощёное (воскресенье) + приданое (невесты).

Невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, виденный и др.

3. Причастие имеет зависимые от него слова, т.е. образует причастный оборот:

варенный утром суп, жаренная в масле рыба.

3. Прилагательное употребляется без зависимых слов:

вареный суп, жареная рыба.

4. Причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева- (-ирова-):

рискованный шаг, балованный ребёнок, асфальтированное шоссе.

ИСКЛ.: кованый, жёваный.

Если слово не имеет ни одного из перечисленный признаков, оно пишется с одним Н и является прилагательным (см. вторую колонку)

Н и НН в кратких причастиях, кратких отглагольных прилагательных и наречиях

Краткое причастие

Краткое глагольное прилагательное

Наречие

(что сделан?)

(каков?)

(где? как? когда? куда? откуда?

действие

признак

признак

Н

столько «н», сколько в полной форме

столько «н», сколько в прил. или прич., от которого образовано

Всё сосредоточено на левом фланге.

(Что сделано?)

Его лицо было сосредоточенно. (Каково?)

Он смотрел сосредоточенно. (Как?)

Правописание НЕ с причастиями

Как пишется

Правила

Примеры

Раздельное написание не с причастиями

если полное причастие имеет зависимые слова (как правило, существительные или местоимения), образует причастный оборот

письмо, не отправленное мальчиком;

вопрос, не заданный учителем;

фильм, не досмотренный зрителями

если в предложении есть противопоставление полному причастию с союзами а, но

спортсмен не победивший, но участвовавший;

овощи не отваренные, а запеченные;

цветы не увядшие, а свежие

все краткие причастия

дом не построен,

книга не прочитана,

свет не выключен

Слитное написание не с причастиями

причастия, не употребляющиеся без частицы не

ненавидимый, негодующий, недомогающий

если у причастия нет зависимых слов

нерешаемая задача,

несобранные вещи,

неубранная комната

причастия с приставкой недо-

недовязанный свитер,

недомытые руки,

недооцененный музыкант

Причастный оборот

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

бегающая (где?) на стадионе; слушающий (что?) музыку.

В предложениях весь причастный оборот всегда является одним членом предложения – определением.

Причастный оборот выделяется интонацией, а на письме – запятыми с двух сторон, если причастный оборот стоит после определяемого слова.

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

  1. Найти в предложении причастие (и подписать над ним : прич.).
  2. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х).
  3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
  4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон .
  5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.

№ 2 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

I. Письменный опрос по теме «Причастие как часть речи»

Вариант 1

(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).

1. Каково общее грамматическое значение причастие?

2. Перечислите суффиксы причастий.

3. Как определить, возвратное причастие или невозвратное?

4. От какой части речи и каким способом образуются причастия?

5. Признаки каких частей речи объединяет в себе причастие?

Вариант 2

(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).

1. Что такое причастный оборот?

2. Перечислите морфологические признаки причастия, общие с глаголом.

3. Что такое определяемое слово?

4. На какие вопросы отвечает причастие?

5. Как проверить написание гласной в окончании причастия?

Вариант 3

(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).

1. Какова синтаксическая роль причастия и причастного оборота.

2. Перечислите морфологические признаки причастия, общие с именем прилагательным.

3. Как определить вид причастия?

4. От слов каких частей речи зависит причастие в предложении или словосочетании?

5. Какова начальная форма причастия?

II. Проверочная работа по теме «Причастие как часть речи»

Вариант 1

1. Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом являются причастия. Выделите суффиксы причастий. Рядом запишите глагол, от которого образовано данное причастие.

Черная ночь, теплый дождь, чернеющая пропасть, темный горизонт, поспевающий крыжовник, мокрый снег, лаявшая собака, закрытая дверь, светлое небо, собранные грибы, болотная вода, летящая птица, спеющая ягода, горячая печь, отодвигаемый шкаф, засеянное поле, последний лист.

2. Спишите, согласуя причастия с существительными. Выделите окончания причастий. Укажите род, число, падеж причастий.

Проснувш….ся дитя

Слегка колеблющ….ся тростник

Под отяжелевш….ми облаками

Солдат, рассказывающ…й о недавнем

Исчезнуть в потемневш…м небе

Люди, нарядивш….ся по-летнему

Затухающ…е пламя костра

В растущ…м по дороге кустарнике

Вариант 2

1. Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом являются причастия. Выделите суффиксы причастий. Рядом запишите глагол, от которого образовано данное причастие.

Бегущий спортсмен, висячая лампа, выкинутый мусор, висящий крючок, зеленый дуб, летучая мышь, скошенная трава, созревающие зерна, читальный зал, читаемая книга, каменный дом, поющие птицы, высохшая трава, молчаливые люди, орудийные залпы, кипящий раствор, горячий напиток.

2. Спишите, согласуя причастия с существительными. Выделите окончания причастий. Укажите род, число, падеж причастий.

Ночуешь в только что выстроенн..й гостинице

Блистающ…е искорки инея

Раздаваться в посвежевш…м воздухе

Идти по аллее, усыпанн..й листьями

В затухающ…м пламени костра

Ветер, яростно треплющ…й палатку

Под намокш…ми деревьями

В разбушевавш..йся метели

III. Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов причастий»

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Выделите суффиксы причастий.

3. Укажите залог и время причастий.

хвал__щийся успехами

освеща__мая лунным светом

слыш__вший шорох

засе__нное поле

выращива__мые овощи

бор__щиеся с волнами рыбаки

утер__нные документы

объявл__нные результаты

едва слыш__мый голос

дыш__щий зноем ветер

подслуш__нный разговор

украш__нная ёлка

утопт__нная тропинка

се__щий дождь

раста__вшие тучи

обещ__нная поддержка

завис__вший от обстоятельств

реж__щий металл станок

IV. Проверочная работа по теме «Образование и правописание причастий»

Вариант 1

1. -ЕНН-, -НН-, -Т- – это суффиксы ____________ причастий ____________ времени.

2. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы __________________

3. Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от _____________________

4. Действительные и страдательные причастия настоящего времени образуются от ________________________

5. Краткую форму имеют только ___________________ причастия.

6. Образуйте страдательное причастие прошедшего времени от глаголов согнуть, услышать.

_______________________

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. 6 б. – «5», 5б. – «4», 4-3 б. – «3», 2-0 б. – «2».

Вариант 2

1. -ВШ-, -Ш- – это суффиксы ________________________ причастий ____________

времени.

2. Страдательные причастия настоящего времени имеют суффиксы _____________________

3. Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от _______________________

4. Действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от ___________________________

5. Чтобы образовать основу настоящего времени, нужно _______________________

6. Образуйте страдательное причастие прошедшего времени от глаголов промыть, увидеть. _______________________

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. 6 б. – «5», 5б. – «4», 4-3 б. – «3», 2-0 б. – «2».

V. Практическая работа по теме «Причастный оборот»

Вариант 1

Найдите причастные обороты (все знаки препинания расставлены), подчеркните их как члены предложения. Обозначьте определяемое слово, поставьте вопрос от определяемого слова к причастному обороту. В причастиях выделите суффиксы причастий.

1. Через весь небосклон перекинулась радуга вобравшая в себя все самые нежные краски земли.

2. Не занятый делом человек никогда не сможет в полной мере наслаждаться счастьем.

3. Высоко в небе на неподвижно раскинутых крыльях парила большая птица.

4. Сказка – это свежий ветер раздувающий огонек детской мысли и речи.

5. Неожиданно начавшийся дождь пробежавший на цыпочках по траве закончился так же неожиданно.

6. В лесу хлопочут клесты облепившие заснеженные ели и холодное солнце освещает весело пирующих птиц.

7. Вытоптанная в снегу дорожка побежала к реке закованной в ледяной панцирь.

8. Девочка была в больших валенках подшитых кожей и в завязанной поверх пальто шали.

9. Почти невидной и неслышной жизнью живет весной едва пробудившийся лес.

10. Высятся бронзовые стволы сосен освещенные лучами заходящего солнца и бросают на землю длинные тени.

Вариант 2

Найдите причастные обороты (все знаки препинания расставлены), подчеркните их как члены предложения. Обозначьте определяемое слово, поставьте вопрос от определяемого слова к причастному обороту. В причастиях выделите суффиксы причастий.

1. По застеленной толстым снеговым одеялом поляне затейливым рисунком петляли чьи-то следы.

2. Мы радостно вчитываемся в пушкинские строчки, озаренные любовью ко всему миру.

3. Крепко пришитые медные пуговицы со звездочками с трудом пролезали в тесные петельки.

4. Внизу проплывали сопки, покрытые розовым снегом, и забрызганная синеватыми каплями озер земля.

5. Подрезанные серпом колосья тяжело падали на теплую землю, согретую солнцем.

6. Для чуткого охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу.

7. Художник подошел к висевшей на стене картине и бережно провел по ней рукой.

8. Пахнет слегка подтаявшим снегом рано пришедшей в эти края весны.

9. На долгом историческом пути пройденном человечеством многие жрецы, ученые и философы занимались медициной.

10. Хороша утренняя песня соловьев, радостно встречающих вместе с другими птицами восход солнца.

VI. Самостоятельная работа по теме «Правописание причастий и отглагольных прилагательных»

Вариант 1

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

С окружающ__ми людьми

По опавш__й листве

(Не) обитаемый остров

(Не) построенный к лету дом

Калитка (не) закрыта

(Не) забываемый вечер

(Не) боявшийся трудностей человек

Вяза__ый шарф

Лакирова__ая поверхность

Подсуше__ое бельё

Реше__ая проблема

Ничего не потеря__о

Смеш__нный с печалью

Засе__нное поле

Услыш__вший крик о помощи

Наве__вший воспоминания

Бор__щиеся за справедливость

Завис__щий от чужой воли

Независ__мая личность

Укрыва__мый от дождя

Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Над бушующ__м морем

В убегающ__ю даль

(Не) указаны в инструкции

(Не) оконченный роман

(Не) отмеченный в справке

Никем (не) занят

Потеря__ое время

Купле__ый шкаф

Окрыле__ый удачей спортсмен

Взволнова__ое лицо

Участники не назва__ы

Выкраше__ый заново

Ове__нный славой

Перепах__нная целина

Прежде времени состар__вшийся

Увид__вший огокь

В стро__щемся доме

Грохоч__щий за лесом

Едва слыш__мый

Прерыва__мый смехом

№ 3 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контрольная работа по теме «Причастие»

Вариант №1

1.Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика. 2. У нее даже скл..­нившейся над письме(нн,н)ым столом была строгая, стройная осанка хр..нящая «стальную выправку хребта». 3.В..л..сы ее в м..л..дости вивш..ся крупно и мягко были золотисто-каштановые. 4.Светлыми и (не)меркнущими были ее глаза – з..леные, цвета в..нограда окаймле(нн,н)ые к..ричневатыми веками. 5.Черты лица и контуры его были точны и четки: (н..)какой ра(с,з)плывчатости,(н..)чего (не)додума(нн,н)ого мастером, (не)пройде(нн,н)ого резцом, (не)отшлифова(нн,н)ого. 6.К..завш..ся заверш..(нн,н)ым и замкнутым лицо было полно постоя(нн,н)ого внутре(нн,н)его дв..жения, потае(нн,н)ой выразительности. 7. Но мало кто умел читать в нем. (А.Эфрон.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 3-5 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время. _____________________________

3. В предложениях 5-7 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж. __________________________

4. Укажите способ словообразования слова немеркнущими _________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. _____________________________

Вариант 2

1.Скв..рец высунувшийся из св..его домика пр..крепле(нн,н)ого к в..ршине ду..ка выск..чил на ветку и начал дер..копередразн..вать с..л..вья. 2.Однако гол..су (не)проше(нн,н)го пересмешника (не)хв..тило соч(?)ности, (не)ул..вимых о(тт,т)енков, которыми знающая пр..рода од..ряет лишь избра(нн,н)ых – ген..альных п..вцов. 3. Скоро с..лист поч..явший(не)удачу переключился на иные лады. 4.Он иску(с,сс)но проквакал лягушкой во..произвел голуби(нн,н)ую воркотню и в заключение к..нцерта ур..нил с..ротскую, (не)пр..ходящую скорбь ране(нн,н)ой горлинки. 5.И те, кто были им вызва(нн,н)ы, пробужде(нн,н)ые, вдруг подали свои чистые, (н..)кем (не)пуга(нн,н)ые г..л..са. (По М.Алексееву.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.

3. В предложениях 4-5 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время _________________________

4. Укажите способ словообразования слова непрошенного __________________________

5. Из предложений 1-2 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. _______________________

Вариант 3

1.Однажды утром я в..тал чуть ран(?)ше. 2.См..трю – у завеше(нн,н)ого окна они с..дят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и мальчишка старающийся ему (во)всем подр..жать. 3.Молч..т, погруже(нн,н)ы в св..и мысли. 4.Мягкий свет(не)вид..мый простым глазом окутывал их фигуры. 5. На лицах теплый, любящий взгля… 6.В чем(то) еле ул..вимом я почу..ствовал что это не отец и сын. 7.Дмитрий Федорович(?) – человек очень добрый, но выглядел ..держа(нн,н)ым. 8.Вовка – полная емупрот..вопол..жность. 9.У этого мальчика необыч..йно одухотворе(нн,н)ое светящ..ся (из)нутри в ра(с,сс)ветном (полу)мраке лицо. 10.И прежде всего мне зах..телось передать ту излучающ..ся (из)нутрит..плоту, которая ра..крылась в них для меня в это ра(нн,н)ее утро.

(По В.Гаврилову.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 8-10 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время. __________________________

3. В предложениях 1-3 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж. __________________________

4. Укажите способ словообразования слова занавешенного ________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. ____________________________

Вариант 4

1.Не ум..лкая, шумел пр..лив на б..гали гр..хочущие волны бьющ..ся о поднож..е тороса. 2.Но вот буря стихла. 3.Смолкли успоко..вшиеся волны придавле(нн,н)ые тя..кой грудой льда. 4.Ледя(нн,н)ые п..ля пр..двинулись к самому бер..гу. 5.Пош..л гул послышал..сь б..рмочущ.. ш..пение ш..рох треск ломающихся глы… 6.Надв..галось (не)укрощ..(нн,н)ое стоногое ч..довище – буря. 7.Передовые льдины ..жатые нап..равшейма(сс,с)ой п..лзли на в..ршину. 8.Дв..жение ледя(нн,н)ой ма(сс,с)ы в..трет..вшее (не)пр..одолимую пр..граду пр..вратилось в коло(сс,с)альную энергию разрушения. 9.И через (не)сколько м..нут лома(нн,н)ыми оч..ртаниями поднялись новые гр..мады. 10.Вдруг опять раз..яре(нн,н)ым зверем наб..жала буря разорвала т..шину т..ржествующим воем… (А.Серафимович.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.

3. В предложениях 8-10 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время _______________________

4. Укажите способ словообразования слова напиравшей __________________________

5. Из предложений 3-5 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. ________________________

Вариант 5

1. Бр..деш(?) по тр..пе, словно из ска..ки в ска..ку. 2.Вот завораживающим хороводом ст..ят белые б..резы а из(за) хоровода выглядывают кряж..стыми парнями дубы. 3.Сколько силы зат..ё(нн,н)ой – потяг..вают(?)ся вывертывают(?)сяруками-ветвями (в)верх, кто кого перем..хнет. 4. На п..лянку елка выб..жала, и кругом г..рятразн..цветными огоньками ромашки к..л..кольчики. 5.А с чем ср..внитьл..сной воздух настоя(нн,н)ый на разн..травье и чуть(чуть) разбавле(нн,н)ый хвойн..ком? 6.Подм..сковный лес ска..ка проч(?)тё(нн,н)ая медленно и в уединении. (В.Степанов.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их). ______________________

3. В предложениях 4-6 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их). ________________________

4. Укажите способ словообразования слова настоянный ________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом. ___________________

Ответы

Вариант 1

1.Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика. 2. У нее, даже склонившейся над письменным столом, была строгая, стройная осанка, хранящая «стальную выправку хребта». 3.Волосы ее, в молодостивившиеся крупно и мягко, были золотисто-каштановые. 4.Светлыми и немеркнущими были ее глаза – зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками. 5.Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером, непройденного резцом, неотшлифованного. 6.Казавшееся завершённым и замкнутым лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности. 7. Но мало кто умел читать в нем. (А.Эфрон.)

Вариант 2

1.Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепленного к вершине дубка, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. 2. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных – гениальных певцов. 3. Скоро солист, почуявший неудачу, переключился на иные лады. 4.Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую, непреходящую скорбь раненой горлинки. 5.И те, кто были им вызваны, пробужденные, вдруг подали свои чистые, никем непуганные голоса. (По М.Алексееву.)

Вариант 3

1.Однажды утром я встал чуть раньше. 2.Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и мальчишка, старающийся ему вовсем подражать. 3.Молчат, погружены в свои мысли. 4.Мягкий свет, не видимый простым глазом, окутывал их фигуры. 5. На лицах теплый, любящий взгляд. 6.В чем-то еле уловимом я по­чувствовал, что это не отец и сын. 7.Дмитрий Федорович – человек очень добрый, но выглядел сдержанным. 8.Вовка – полная ему противоположность. 9.У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. 10.И прежде всего мне захотелось пере­дать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.(По В.Гаврилову.)

Вариант 4

1.Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие тороса. 2.Но вот буря стихла. 3.Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. 4.Ледяные поля придвинулись к самому берегу. 5.Пошёл гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. 6.Надвигалось неукрощённое стоногое чудовище – буря. 7.Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину. 8.Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. 9.И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады. 10.Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем… (А.Серафимович.)

Вариант 5

1. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. 2.Вот завораживающим хороводом стоят белые березы, а из-за хоровода выглядывают кряжистыми парнями дубы. 3.Сколько силы затаённой – потягяваются, вывертываются руками-ветвями вверх, кто кого перемахнет. 4. На полянку елка выбежала, и кругом горят разноцветными огоньками ромашки, колокольчики. 5.А с чем сравнить лесной воздух, настоянный на разнотравье и чуть-чуть разбавленный хвойником? 6.Подмосковный лес – сказка, прочтённая медленно и в уединении. (В.Степанов.)

1

2

3

4

5

Вившиеся-несо.в., пр.вр.; немеркнущими-несов.в., наст.вр.,

Не додуманного (мастером) – м.р., ед.ч., тв.п.;

не пройдённого (резцом) – м.р., ед.ч., тв.п.;

неотшлифованного(лица) – ср.р., ед.ч., р.п.

суффиксальный

4, обособленное определение

Высунувшийся(скворец) – м.р., ед.ч., и.п.;

знающая(природа) – ж.р., ед.ч., и.п.;

почуявший(солист) – м.р., ед.ч., и.п.

Раненой – сов.в., пр.в.;

вызваны – сов.в., пр.в.;

вызваны – сов.в..пр.в.;

пробуждённые – сов.в., пр.в.;

испуганные – сов.в., пр.в.

суффиксальный

1, обособленное определение

Излучающую – несов.в., наст.в.;

светящееся – несов.в., наст.в.

Занавешенного(окна) – ср.р., ед.ч., р.п.;

погружены – мн.ч.

суффиксальный

4. обособленное определение

Грохочущие(волны) – мн.ч., и.п.;

бьющиеся(волны) – мн.ч., и.п.;

успокоившиеся(волны) – мн.ч., и.п.

Непреодолимую(преграду) – ж.р., ед.ч., в.п.; разъярённым(зверем) – ед.ч., м.р., т.п.

суффиксальный

1. обособленное определение

Завораживающим.

Настоянный, разбавленный, прочтённая.

суффиксальный

6

6б.

5б.

4б.

1-3б.

5

4

3

2

Примечание.

  • Задание 1 оценивается 2-мя баллами: 1б. – орфография (не более 4-х ошибок); 1б. – пунктуация (не более 4-х ошибок).
  • Задания 2-5 оцениваются по 1-му баллу каждое.

Карточка

-вставить суффиксы действительных причастий –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)

Пиш..ий, рокоч..ий, пен..ийся, след..ий, действ..ий, приближа..ийся, шеству..ий, стел..ийся, крас..ий, чита..ий, глота..ий, бре..ийся, тян..ий, стро..ий, выплыва..ий, голосу..ий, завис..ий, смотр..ий, гон..ий.

Карточка

-заменить страдательные обороты действительными

Образец: читаемая девочкой книга –

девочка, читающая книгу

Прочитанный артистом рассказ;

земля, покрытая снегом;

небо, покрытое тучами;

Прибор, созданный школьниками;

Дорога, освещённая солнцем;

Сваренный бабушкой суп;

Связанное мамой платье;

Карточка

Заменить действительные обороты страдательными

Образец: ученики, посадившие деревья –

деревья, посаженные учениками

Ветер, охлаждающий лицо;

Конструктор, создавший машину;

Ветер, подгоняющий облака;

Вырывший яму садовник;

Ученик, рассказывающий правило;

Построивший дом рабочий;

Бабушка, поливающая цветы;

Карточка

от данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, обозначая спряжение глаголов

Любить, смотреть, плыть, белеть, летать, сверкать, палить, таять, гнать, брить, построить, красить

Карточка

от данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, обозначая спряжение глаголов

Бороться, мигать, мыслить, видеть, готовить, клеить, решать, красить, махать, писать, рисовать, читать

Карточка

от данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени и записать получившиеся предложения, расставляя недостающие знаки препинания:

Лучи солнца блестят на полосах (падать) мелкого дождя. Человек не (знать) дорогу и другого с пути собьёт. Человек не (уметь) ходить портит дорогу, а не (уметь) говорить – портит речь.

Карточка

заменить сочетания с действительными причастиями сочетанием со страдательными причастиями:

Ученик, выполнявший работу;

Редактор, выпускающий газету;

Конструктор, создавший машину;

Агроном, исследующий почву;

Карточка

составить предложения по схемам;

1. │ │ Х … .

2. Х ,│ │, … .

3. … Х ,│ │, … .

4. …. │ │ Х … .

*сделать одно из сказуемых причастием, выделить причастный оборот

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Листья сыпались с деревьев и устилали дорожки парка. Тропинка взбегала на гору и терялась в лесу.

*сделать одно из сказуемых причастием, выделить причастный оборот

Птицы собираются на юг и беспокойно летают над землёй. Ветер гнал по дороге листья и собирал их в кучу. Фонарь всё время мигал и тускло освещал улицу.

Карточка

от данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, обозначая спряжение глаголов

Определять, понимать, бороться, управлять, уважать, изображать, зависеть, пожелать, слышать, выть, бросать, хватать, хвастать

Карточка

подобрать к определяемым словам причастные обороты:

Мне очень понравился свитер.

На столе лежало письмо.

На деревьях ещё сохранились листья.

Из окна моего дома хорошо видна река.

Карточка

подобрать к причастию зависимые слова, причастные обороты выделить:

Я смотрел из окна на качающуюся ветку.

Работающий мастер не замечал моросящего дождя.

На праздник в школу пришёл поседевший ветеран.

С фотографии в газете смотрел награждённый солдат.

Карточка

подобрать к причастию зависимые слова, причастные обороты выделить:

По дороге шёл торопящийся человек.

Моросящий дождь не прекратился даже к вечеру.

Игравшие ребятишки весело смеялись.

Собранные грибы так и остались в корзине.

Карточка

подобрать определяемые слова к причастным оборотам, составить с ними предложения, расставляя знаки препинания:

– много раз протоптанная туристами;

– усыпанные разноцветными листьями;

– аккуратно пишущий в тетради;

– написанная известным художником прошлого века;

Карточка

устранить повтор слова, заменив одно предложение причастным оборотом:

1. Мы разместились в доме. Дом был построен лесником.

2. Туристы вышли к реке. Река переливалась всеми цветами радуги.

3. Ребята пришли на стоянку раньше всех. Ребята собрали хворост и разожгли костёр.

4. На кресле сидела (не)знакомая женщина. Кресло стояло в углу.

5. Животные готовятся к зиме. Животные кажутся озабоченными.

Карточка

-вставить суффиксы действительных причастий –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)

Руб..ие лес,слыш..ие шорох, кол..ие дрова, трепещ..ая в неводе рыба, держ..ий знамя, чуть плещ..ие волны, грохоч..ие автомобили, завис..ие от погоды, та..ий снег, рокоч..ая вдали.

Карточка

-вставить суффиксы действительных причастий –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)

Грохоч..ие вдали, стро..иеся на окраине, расстила..аяся перед путешественниками, хлопоч..ая у плиты хозяйка, смотр..ие спектакль дети, слыш..ийся издали рокот

Карточка

-вставить пропущенные гласные в суффиксы , объяснив графически их написание:

Слыш..мого рокота, вид..мый в микроскоп, навева..мый воспоминаниями, огражда..мый от невзгод, колебл..мый ветром, ороша..мый водами, леле..мый родителями

Карточка

-вставить пропущенные гласные в суффиксы, объяснив графически их написание:

Оберега..мый товарищами, ожида..мого поезда, невид..мый глазом, освеща..мый светом, обожа..мый родителями, озаря..мый луной, обижа..мый братом, едва слыш..мый звук

Карточка

-вставить пропущенные гласные перед НН или Н в страдательных причастиях прошедшего времени:

Обещ..нная поддержка, услыш..нная новость, слом..нный велосипед, утер..нные документы, простр..нная нога, обстрел..нные неприятелем позиции, выдерж..нное испытание, засе..нные поля, подслуш..нные разговоры, замеш..нный раствор, раскле..нные по городу афиши, зате..нный спор

Карточка

-вставить пропущенные гласные перед НН или Н в страдательных причастиях прошедшего времени:

Засе..нное поле, слож..нное в скирды сено, украш..нная ёлка, сдел..нная модель, развеш..нные картины, созд..нное народом, взорв..нный мост, засуш..нные растения, вывеш..нный приказ, объявл..нные результаты

Карточка

-вставить пропущенные гласные перед НН или Н в страдательных причастиях прошедшего времени:

Выкач..нная нефть, выкач..нная из подвала бочка, выслуш..нные замечания, высуш..нные грибы, замеш..нный в преступлении, замеш..нное тесто, подстрел..нная утка, расстрел..нные патроны, насто..нный чай, увенч..нный венком победитель, рассе..ные тучи, потер..нное письмо, утопт..нная тропинка, терраса достро..на.

Карточка

-вставить пропущенные гласные перед НН или Н в страдательных причастиях прошедшего времени:

Засе..нное поле, слож..нное в скирды сено, украш..нная ёлка, сдел..нная модель, развеш..нные картины, созд..нное народом, взорв..нный мост, засуш..нные растения, вывеш..нный приказ, объявл..нные результаты

Карточка

– ввести в предложения причастный оборот:

-На дорожках парка лежали жёлтые листья.

-Мой друг живёт в новом доме.

-Ветер повалил много деревьев.

Карточка

– ввести в предложения причастный оборот:

– Из моего окна видна река.

– Под моим окном растёт большой каштан.

– На небе показалась луна.

– Холодный ветер срывает с деревьев последние листья.

Дети посадившие дерево заботливо ухаживали за ним.

Сорванные с клумбы цветы были разбросаны вокруг.

В саду лежали жёлтые листья опавшие с деревьев.

На небе показалась луна осветившая всю округу.

Буря бушевавшая всю ночь к утру стихла.

Холодный ветер дующий с севера срывает с деревьев последние листья.

Налакавшийся молока тигрёнок сидел и оглядывался с довольным видом.

Улица освещённая луной казалась сказочно красивой.

Стоящий возле оврага дом пустовал второй год.

Костёр горевший на берегу реки виден был издалека.

Тропинка поднимавшаяся в гору терялась в густой траве.

Листья опадающие с деревьев устилали дорожки парка.

Вышедшие на субботник школьники быстро справились с заданием.

Компьютер купленный в магазине к вечеру был привезен домой.

Построенная в селе новая школа открыла двери для ребят 1 сентября.

Гости пришедшие на праздник открытия школы подарили ребятам много подарков.

Подобранный на улице котёнок оказался добрым и ласковым.

Котёнок накрывшийся хвостом спокойно спал на диване.

Вспомним теорию, которая необходима для выполнения задания № 8.

Как найти причастие и причастный оборот?

Причастие определяется по суффиксам:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, ВШ-,- Ш-, -ЕНН-, — ЯНН-, – АНН-, -ЕМ-, -ИМ-,-Т-,

а также по вопросам: какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали?

Помните!

Сначала найдите причастие, причастный оборот, определяемое слово (это слово, от которого задаётся вопрос к причастному обороту), и только потом определите, верно ли построено предложение.

Рассмотрим случаи неверного построения предложений с причастными оборотами.

Ошибка № 1.

Неправильное согласование причастия с определяемым словом (то есть причастие и определяемое слово стоят в разных падежах).

Пример. Комментарий.
В «Судьбе человека» автор восхищается подвигом русского солдата, сохранившим верность долгу и отчизне. В «Судьбе человека» автор восхищается подвигом русского солдата (какого?), сохранившего верность долгу и отчизне.

2.Неправильное место определяемого слова по отношению к причастному обороту.

Определяемое слов должно находиться ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине него.

Пример. Комментарий.
Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на татарском языке. Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на татарском языке.

Правильный ответ.

Меня попросили перевести в библиотеке книгу, написанную на татарском языке.

3.Причастный оборот относится НЕ к определяемому слову.

Могут быть даны предложения, в которых причастный оборот внешне написан без грамматических ошибок. Однако лексически он не относится к данному определяемому слову.

Пример. Комментарий.
 Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

(Получается, что «компьютер» следит за состоянием).

Правильный ответ.

За каждым компьютером закреплён программист (какой?), следящий за его состоянием.

4. Причастный оборот должен стоять сразу после определяемого слова, а не отделяться от него другими словами.

Пример. Комментарий.
Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.

Правильный ответ.

Монастырь стоял на высоком берегу, вдоль реки (какой?), отделявшей людей от города.

5.Замена страдательных причастий действительными.

Пример. Комментарий.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений Задание не может само себя выполнить, его кто-то выполняет, поэтому причастие должно быть страдательным, а не действительным.

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Таковы типичные ошибки в построении предложений с причастными  оборотами. Запомните их, научитесь находить такие предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Добавить комментарий