Каша во рту как исправить у ребенка упражнения

Обычно, причиной развития дизартрии у детей является поражение нервной системы плода или новорождённого. Расстройство часто сопровождается при детском церебральном параличе. Есть определенная взаимосвязь между тяжестью травмирования двигательной системы и наличием данного расстройства. При самых тяжелых формах паралича – когда ребёнок остается обездвиженным, наблюдается наличие анартрии.

Легкие формы поражения дизартрии наблюдаются у пациентов без видимых двигательных дисфункций.

Среди причин возникновения расстройства, весомое значение имеют – родовая травма, инфекционные поражения нервной системы, наличие опухолей, травмы черепа или наследственность болезни.

Особенностью расстройства является её частое сочетание с другими синдромами. Это обусловлено тем, что при поражении развивающегося мозга, нарушается работа нескольких частей мозга, которые управляют двигательным механизмом речи и соответственно способствуют задержке общего развития организма. По этой причине, дизартрия сопровождается другими речевыми расстройствами, например недоразвитостью речи, заиканием, моторной алалией и т.д. В период интенсивного развития ребенка, поражение речевой функции может привести к нарушению восприятия телодвижений в целом.

Все формы дизартрии предполагают нарушение двигательной реализации устной речи.

Степень нарушения устной речи может быть разной. От незначительного нарушения звукопроизношения до полной невозможности говорить, либо делать это невнятно.

Дети отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики. Так же нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и ко всем нужно проявлять индивидуальную коррекцию.

В зависимости от степени тяжести, проявления речевых нарушений, выделяют 4 степени:

-1- Самая легкая форма расстройства, при которой нарушения произношения похожи на обычную дислексию;

-2- Нарушения речи заметны окружающим, ребенок общается невнятно;

-3- Речь ребенка непонятна окружающим;

-4- Самая тяжелая степень, имеет название «анартрия», речь практически отсутствует.

В зависимости от локализации места поражения мозга, различают следующие виды дизартрии:

-Дизартрия бульбарная – образовывается при парезах или параличах артикуляционных мышц. При этом поражается язык и подъязычные нервы. Обычно сопровождается расстройствами глотания.

–  Дизартрия корковая – возникает при поражении части головного мозга, которая отвечает за артикуляционные мышцы. Данная форма отличается проблемой с произношением слогов и четких отдельных слов;

– Дизартрия мозжечковая – возникает при поражении мозжечка и его проводящих путей. Речь, в данном случае, растянутая с меняющейся громкостью;

– Дизартрия экстрапирамидная или подкорковая – в этом случае, поражаются нервные связи. Речи характерен смазанный характер и невнятная речь, её темп и ритм;

– Дизартрия псевдобульбарная – возникает, в следствии паралича мышц, речь при этом монотонная;

– Дизартрия стертая форма – это легкая форма расстройства, которая очень похожа на дислалию. Данной форме расстройства характерно плохое произношение свистящих и шипящих звуков.

Для того чтобы отличить эти два нарушения необходимо основываться на данных неврологического обследования, для выявления органических повреждений центральной нервной системы, а также данных анамнеза. Для более точного диагноза проводят функциональные пробы.

А более тяжелые формы дизартрии, порой путают с алалией. Внешне нарушения похожи друг на друга тем, что в обоих случаях отсутствует речь. Но тем не менее, вышеописанные расстройства имеют множество различий и лечатся кардинально разными методами.

Дело в том, что при дизартрии коррекционная работа основана на формировании навыков произношения, в то время как при алалии, коррекционная работа предполагает формирование языковой модели проявления мыслительных функций.

Однако бывают случаи параллельного протекания нескольких расстройств.

Так как, между интеллектом и развитием речи есть определенная связь, важно как можно скорее начать коррекционную работу нарушений и сопроводить её стимуляцией сенсорных и психических функций. Важно сформировать речь как целостный механизм психической деятельности. Реабилитация сопровождается работой с логопедом и медикаментозным лечением у невропатолога. При тяжелых стадиях нарушения необходим физиотерапевт, который назначит лечебную физкультуру и массаж.

Работа с логопедом при дизартрии должна быть комплексной и систематической. При работе со звукопроизношением формируется звуковой анализ и развивается лексико-грамматическая база.

Как в работе с большинством речевых нарушений, важно как можно скорее обратиться к врачу и начать систематические занятия по коррекции речи.

Чтобы достичь большей эффективности, работу над диагнозом строят, на основе следующих факторов:

  1. Форма тяжести дизартрии, уровень речевого развития и возраст пациента;
  2. Состояние речи, звукопроизношение;
  3. Усиление артикуляционных движений, с помощью развития зрительно-кинестетических ощущений;
  4. Начинать коррекцию стоит с тех звуков, которые ребенку легче произносить. Звуки подбираются с учетом артикуляционного дефекта в целом. В первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
  5. Если форма нарушения тяжелая и речь у пациента не понятна окружающим, коррекцию стоит начинать с отдельных звуков и легких слогов

При условии, что речь ребенка понятна окружающим, работа начинается со слов, которые ребенок в силах более-менее четко выговорить. В любом из случаев, необходимо автоматизировать звуки и их произношение в речи.

  1. Если нервная система очень повреждена, важно проводить работу с логопедом в доречевом периоде развития. Эта профилактика поможет избежать таких последствий, как ухудшение нарушений звукопроизношения.

Работа с логопедом, при дизартрии, проходит согласно следующим этапам:

-1- Подготовительный – В работе с детьми раннего возраста воспитывают потребность в общении, коррекции дыхания, а также развитие и расширение словарного запаса. С детьми постарше – работа основана на подготовке к правильному формированию артикуляционных укладов.

На этом этапе развиваются сенсорные функции восприятия – слуховое восприятие, звуковой анализ и воспроизведение ритма.

Чтобы подобрать верный метод работы, учитывают уровень развития речи. Если речь у ребенка отсутствует, нужно провести стимуляцию голосовых реакций. Это, в свою очередь, вызовет звукоподражание.

На протяжении каждого этапа лечения проводиться медикаментозное лечение параллельно с массажами и лечебной физкультурой.

-2- Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков. Главной задачей является развитие речевого общения и звукового анализа. Лечение направлено на коррекцию артикуляционных нарушений.

Если они пластичны – работа начинается с выработки контроля над положением рта и артикуляционных движений, коррекции дыхания, путем расслабленности мышц артикуляционного аппарата.

Для расслабления мышц артикуляционного аппарата нужно расслабить общий мышечный тонус, в особенности – грудной отдел, шею и мышц рук. После чего проводят массаж лица: движения начинают с середины лба и медленно направляясь к вискам. Движения должны быть легкими, поглаживающими и в медленном темпе, используются лишь кончики пальцев. Массаж должен быть дозирован, проводить его стоит лишь на тех участках, где имеется напряжение мышц, а в местах ослабленных мышц проводят укрепляющий массаж.

Вторым направлением массажа является движение от бровей вверх к волосам. Движения проводят с помощью обеих рук, равномерно.

Третьим движением двигаются от лба вниз, через щеки и шею к плечам.

После этого приступают к расслаблению губ. Логопед кладет свои указательные пальцы на уголки рта пациента, после чего двигается к середине, чем создает некую вертикальную складку. Повторяются такие же манипуляции и с нижней губой, а затем с обоими сразу.

Дальше указательные пальцы логопеда располагаются в том же положении и двигаются вверх по верхней губе, открывая десны, а затем вниз по нижней губе, открывая нижние десны.

После вышеописанных упражнений, логопед снова помещает указательные пальцы в уголки рта и растягивает губы как при улыбке. После чего обратными движениями возвращает губы в исходное положение. Стоит проводить это занятие как при закрытом положении рта, так и при открытом, полуоткрытом и широко открытом положении.

После расслабляющего массажа, а при низком тонусе — и после стимулирующих упражнений с губами, при которых тренируют их пассивные и активные движения. Ребенка учат удерживать ртом карамельные конфеты или различного диаметра палочки и трубочки, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и упражнений приступают к тренировке мышц языка. Прежде чем их расслабить, важно учесть, что мышцы языка связаны тесно с нижней челюстью. Это значит, что при движении челюсти вниз приподнятый язык тоже опуститься.

Затем подключают артикуляционную гимнастику. Во время занятий стимулируют тактильные ощущения и развивают статико-динамические ощущения.

Вначале занятия проходят с подключением зрительного, слухового и тактильного анализа. Некоторые упражнения проходят с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание пациента на проприоцептивные ощущения. Гимнастические упражнения корректируются, в зависимости, от формы и тяжести дизартрии.

С ранних лет у ребенка вызывают произвольность мимических движений и контроль за ними. Проходят упражнения по обучению самостоятельно открывать и зарывать глаза и рот, глотать, надувать щеки, двигать бровями.  После чего начинают работу над подвижностью речевой мускулатуры.

Чтобы развить силу лицевых мышц используют упражнения с сопротивлением, используя для этого салфетки и трубочки. Суть упражнения в том, чтобы ребенок обхватил губами трубочку и удерживал её максимально долго, а взрослый должен у него эту трубочку пытаться вытащить.

Артикуляцию языка развивают с помощью упражнения, в котором нужно прикоснуться языком к краю нижних зубов. После чего стимулируют общие движения языком, затем пассивные и в конечном итоге, активные движения.

Самой важной частью артикуляционной гимнастики является развитие более тонких движений языка, активизация его кончика, разграничивание движений языка и челюсти.

Для того чтобы развить и скорректировать детский голос, в практике используют ортофонические упражнения для развития координации дыхания и артикуляции. Чтобы начать работу над голосом, для начала, нужно пройти курс артикуляционной гимнастики и массажа. Для коррекции голоса проводят стимуляцию мягкого нёба – глотание жидкости, кашель, зевота и произношение гласных звуков на твердой атаке. Проводить упражнения советуют перед зеркалом и под счет.

Полезным упражнением для голосообразования, является работа с двигательной функцией челюстей – открывание и закрывание рта и имитация жевания. Для этого используют челюстной рефлекс, который вызывают легким постукивающим движением по подбородку, что рефлекторно поднимает нижнюю челюсть вверх.

Врач старается выработать у ребенка произвольный контроль над выполнением движений. Для этого, обычно, используется наглядный прием в виде рисунков и зарисовок.

Затем, эти упражнения выполняются с одновременным произношением слогов: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т. д.

Также следует укреплять мышцы нёба. Для этого пациента просят до завершения зевка прерывисто произнести звук а, а затем перейти на произношения н, задерживая при этом воздух во рту. Помогают еще упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет цифр с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением.

Коррекцию дыхания проводят путем общих дыхательных упражнений. Их цель увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Для этого пациента обучают дышать с закрытым ртом, зажимая попеременно ноздри носа.

Упражняются в тренировке носового выдоха, для этого ребенка просят вдыхать глубоко, выдыхать медленно, не открывая при этом рот.

Дальше развивают ротовой вдох. Для этого ребенку закрывают ноздри и просят делать выдох через рот, а затем ребёнка просят произнести отдельные гласные или слоги.

При дыхательной гимнастике использую упражнения с сопротивлением. Врач кладет на грудную клетку ребенка руки и просит его вдыхать через рот. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

Упражнения нужно выполнять по 10 минут ежедневно. Во время занятий логопед произносит различные слоги с гласными звуками, чтобы ребенок мог  повторять за врачом. Затем ребенка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков.

Важно в комплексе данных упражнений не утомлять ребенка, чтобы он снова не начал напрягать мышцы плеч или шеи. Проводить упражнения стоит до еды и проветренном помещении.

Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательной обратной связи необходимо проводить определенные упражнения:

  • двугубная методика: ребёнка просят сомкнуть губы и удерживать их в таком положении, при этом ребёнок должен дуть, пытаясь разорвать их контакт;
  • губно-зубная методика: логопед пальцем приподнимает верхнюю губу ребенка, открывая верхние зубы, а затем пальцем другой руки поднять нижнюю губу к верхним губам. В таком положении ребёнка просят подуть;
  • язычно-зубная методика: ребёнок должен поместить язык между зубами и удерживать его в таком положении;
  • язычно-альвеолярная методика: ребёнка просят подуть, при этом кончик языка должен быть у альвеолярного отростка;
  • язычно-нёбная методика: голову ребёнка необходимо закинуть назад, он должен заднюю часть языка приподнять к нёбу и произвести кашлевые движения.

Чтобы скорректировать звукопроизношение используется индивидуальный подход. Работа начинается тех фонем, которые ребенок произносит правильно и звуков, которые легко произносить.

Прежде чем заняться постановкой звуков, стоит научить ребенка различать их на слух. Логопед вызывает у ребенка изолированный звук, автоматизирует его в слогах, затем в словах и в итоге в цельных предложениях. Важно обучить ребенка слышать самого себя и осознавать разницу между своим произношением и правильным звучанием.

Для постановки звука, обычно используют фонетический метод локализации. При данном лечении логопед придает необходимую позицию языку и губам ребенка, для произношения того или иного звука.

Во время работы с врачом устанавливается связь между движением мышц и восприятием звука на слух.

Чтобы автоматизировать полученный результат, используют прием одновременного произношения звука и его символа — при этом развивается и писание, и говорение.

В работе с детьми, которые не могут писать, звук проговаривается одновременно с клацаньем пальцами или постукиванием. Затем каждый новый звук закрепляется в слогах.

При работе над звукопроизношением учитывают какие звуки, движения и словосочетания сохранились у ребенка и в дальнейшем работа строиться именно с опорой на них.

Параллельно коррекции произношения прорабатывают выразительность речи. Для этого используют метод подражания. Логопед обучает ускорять и замедлять темп речи, в зависимости от содержания высказывания, расставлять паузы, повышать голос на определенных словах.

Успех  лечения дизартрии зависит от времени, когда началась работа с логопедом, длительность и её регулярность. Важно проработать ещё и с невропатологом и психоневрологом, а при наличии двигательных нарушений обратиться за помощью к массажисту и специалисту по лечебной физкультуре.

Полноценное общение. 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.

Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.

Многие дети с грубым нарушением звукопроизношения выглядят вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] – [б’], вместо [с] – [с’], вместо [з] – [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].
У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии
Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Логопедический массаж
При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:
Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:
Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка. Если напряжена спинка языка, обязательно делать обкол горки корня языка зондом № 1 («Иголочка») в разных направлениях: от одного бокового края к другому, зигзагообразными движениями от корня к кончику языка и обратно. А также обкол с прокачиванием. Зондом № 6 («Топорик) производим похлапывающие движения по центру языка от корня к кончику – эффект расслабления. Зондом № 2 («Восьмерка») производим обкол участков языка с повышенным тонусом, а также зондом № 5 («Малые саночки») прокачиваем проблемную напряженную зону спинки языка по направлению от корня к кончику.

Коррекционно-педагогическая работа
На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.
– Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.
– Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.
– «Почистим зубки» – проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.
– «Маляр» – проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.
– При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.
Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.
Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Ни с первого, ни с пятого раза не получается понять, что сказал ребенок… Кажется, будто он каши в рот набрал и пытается что-то сказать?

“Каша во рту” — так забавно характеризуют невнятную речь ребёнка. Но это “не каша”, а довольно серьезное нарушение речи — дизартрия. Речь детей с дизартрией быстрая, смазанная и невнятная. Они не выговаривают некоторые слоги, «проглатывают» или путают звуки, нарушают слоговую структуру слова. Например,

говорят “сина”, вместо “машина” или “моток”, вместо “молоток”.

Каша во рту: почему и что делать? Разбор с логопедом.

Звучит очень знакомо? Тогда эта статья для вас — сегодня логопеды Novator расскажут все о “каше во рту”. Читайте статью, чтобы узнать

⭐ По каким признакам можно заметить нарушение у ребенка?

⭐ Откуда берется “каша во рту” т.е дизартрия

⭐ Какие последствия у “каши во рту” или дизартрии

⭐ Какие игры помогут справиться с дизартрией и убрать “кашу во рту”

ПРИЗНАКИ ДИЗАРТРИИ:

  • Нарушен ритм дыхания, нарушена координация вдоха и выдоха.
  • Во рту у ребенка постоянно много слюней
  • Ребенку сложно глотать пищу: часто замечаете, что ребенок поперхнулся или захлебнулся жидкостью
  • Замечаете непроизвольные движения, сопутствующие произвольным Например, ребенок хочет поднять только кончик языка, но вместе с ним поднимается верхняя губа.
  • У ребенка дрожат мышцы лица или кончик языка

ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЕТСЯ “КАША ВО РТУ” ИЛИ ДИЗАРТРИЯ?

  • Неблагоприятные воздействия на плод в период внутриутробного развития (долгий безводный период, хроническая гипоксия плода, острые и хронические заболевания матери в период беременности, минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода, легкая асфиксия, увеличенное внутричерепное давление)
  • Родовые травмы и острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.
  • Отклонения в развитии зубов, долгое сосание соски-пустышки, пальца, ротовое дыхание, положение языка между зубов, мышечный тонус артикуляционного аппарата
  • Недоразвитие слуха
  • Неправильная речь взрослых

ПОСЛЕДСТВИЯ “КАШИ ВО РТУ” ИЛИ ДИЗАРТРИИ

  • Дети начинают говорить намного позже сверстников
  • Грубые нарушения звукопроизношения приводят к маленькому словарному запасу и к нарушениям грамматического строя речи.
  • Пассивный словарь обычно шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие слова.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ

Пора сделать речь вашего ребенка чистой, размеренной и внятной! Наши логопеды подобрали простые упражнения и игры, которые помогут сделать речь ребенка чистой, внятной и размеренной. Выполняйте упражнения поочередно.

Артикуляционная гимнастика.

👉 Упражнение «Часы»: Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.

👉 Упражнение «Качели»:напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.

👉 Упражнение «Лошадка»: язык присасывается к нёбу, нужно цокать им сильно и медленно.

Игра на развитие фонематического слуха.

👉 Упражнение «Внимательные ушки»: ребенок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

Каша во рту: почему и что делать? Разбор с логопедом.

Игра на развитие чувства ритма.

👉 Упражнение “Ритм слова”: учим отхлопывать слоговой ритм слова. Ребенок отбивает ритм заданного слова мячом – по удару на каждый слог.

Игра на развитие навыка словоизменения.

👉 Упражнение “Лови и называй”: называем слово в единственном числе и кидаем ребенку мяч, он должен назвать слово во множественном числе. Например, вы говорите “мяч”, а ребенок “мячи” или “мячики”.

Каша во рту: почему и что делать? Разбор с логопедом.

Игра на развитие навыка словообразования.

👉 Упражнение “Измени слово”: называем предмет или животное, а ребенок должен сказать так, будто предмет маленький. Например, вы говорите “дом”, а ребенок отвечает “домик”.

Не хотите тратить время на логопедические игры с ребенком? Доверьтесь профессиональным логопедам Novator. Мы работаем с детьми с легкой формой дизартрии и успешно решаем их проблемы. Ищите кейсы в наших соц.сетях и записывайтесь на бесплатную диагностику на сайте.

Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С чего начать лечение

Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный. 

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа. 

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Добавить комментарий