Цели:
- профориентация (определение наиболее
подходящей сферы деятельности); - привитие навыков составления резюме;
- привитие делового стиля одежды;
- развитие логического мышления, умения обобщать
и делать выводы.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска с заданиями,
подготовленными для демонстрации; - презентация по теме классного часа.
Ход работы
Вступительное слово преподавателя.
Многие люди перед собеседованием испытывают
страх или неуверенность.
Действительно, нелегко молодому человеку,
только вставшему со школьной или студенческой
скамьи, пойти на интервью к солидному
работодателю, где возможно нужно будет
разговаривать и с кадровиком-психологом, видящим
собеседника насквозь, и с начальником отдела, а
зачастую и с самим генеральным директором…
Но изначально, чтобы знать, в какую фирму
подавать резюме, вакансию в какой сфере труда
подыскивать, необходимо определить, какая же
специализация более всего соответствует вашим
способностям.
Для этого во многих Центрах занятости
потенциальным работникам предлагают пройти
следующий тест на профориентацию.
Давайте, узнаем в какой сфере деятельности ваши
уникальные способности раскроются в наибольшей
степени.
Проведение теста.
Возьмите лист бумаги и отметьте один из
предлагаемых на слайде видов деятельности.
1а. Ухаживать за животными.
1б. Обслуживать машины, приборы (следить,
регулировать).
2а. Помогать больным.
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для
вычислительных.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций,
плакатов, художественных открыток,
грампластинок.
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань,
металл, пластмассу).
4б. Доводить товары до потребителя
(рекламировать, продавать и т.д.).
5а. Обсуждать научно-популярные книги.
5б. Обсуждать художественные книги, статьи
или пьесы, концерты.
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо
породы).
6б. Тренировать товарищей (младших) в выполнении
каких-либо действий (трудовых, учебных,
спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или
настраивать музыкальные инструменты).
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или
транспортным) средством – подъёмным краном,
тепловозом, трактором.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им
сведения (в справочном бюро, на экскурсии).
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать
в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику)
жилище.
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах,
таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
10б. Выполнять вычисления, расчёты.
11а. Выводить новые сорта растений.
11б. Конструировать, проектировать новые виды
промышленных изделий (машины, одежду, дома,
продукты питания и т.д.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми,
убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
(проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков
художественной самодеятельности.
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские
приборы, аппараты.
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при
ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать
события (наблюдаемые, представляемые).
15б. Составлять точные описания-отчёты о
наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых
объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать
с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений,
поверхность изделий.
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин,
приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников и
младших детей в театры, музеи, экскурсии,
туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в
концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия
(машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи,
карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с
вредителями леса, сада.
20б. Работать на клавишных машинах (компьютере).
Итак, в соответствии с таблицей отметьте возле
своих вариантов ответов следующие буквы.
П | Т | Ч | З | О |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Итоги теста
П – “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА” – все профессии,
связанные с растениеводством, животноводством и
лесным хозяйством. Люди этого типа имеют
огромное сердце и непревзойденный талант
сострадать и ухаживать. Это люди неразрывно
связаны с душой самой планеты, со всем окружающим
нас миром. Они очень ранимы и впечатлительны, но в
то же время обладают храбростью и мужеством, что
ярко выражается в ситуациях, когда необходимо
защитить слабого.
Т – “ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА” – все технические
профессии. Люди, относящиеся к этому типу,
предпочитают выполнять работу, требующую силы,
ловкости, подвижности, хорошей координации
движений, навыков практической работы.
Результаты труда профессионалов этого типа
ощутимы и реальны – их руками создан весь
окружающий нас предметный мир. Люди технического
типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы
и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и
конкретные указания. Придерживаются
традиционных ценностей, поэтому критически
относятся к новым идеям.
Ч – “ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК” – все профессии,
связанные с обслуживание людей, с общением. Люди,
относящиеся к этому типу, предпочитают
профессиональную деятельность, связанную с
обучением, воспитанием, лечением,
консультированием, обслуживанием. Люди этого
типа гуманны, чувствительны, активны,
ориентированы на социальные нормы, способны
понять эмоциональное состояние другого
человека. Для них характерно хорошее речевое
развитие, живая мимика, интерес к людям,
готовность прийти на помощь. Материальное
благополучие для них обычно не на первом месте.
З – “ЧЕЛОВЕК – ЗНАК” – все профессии, связанные с
обсчетами, цифровыми и буквенными знаками. Люди
этого типа обычно проявляют склонность к работе,
связанной с обработкой и систематизацией
информации, предоставленной в виде условных
знаков, цифр, формул, текстов. Они отличаются
аккуратностью, пунктуальностью, практичностью,
ориентированы на социальные нормы, предпочитают
четко регламентированную работу. Материальное
благополучие для них более значимо, чем для
других типов. Склонны к работе, не связанной с
широкими контактами и принятием ответственных
решений.
О – “ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ” – все творческие
специальности. Люди этого типа оригинальны,
независимы в принятии решений, редко
ориентируются на социальные нормы и одобрение,
обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью
мышления, эмоциональной чувствительностью.
Отношения с людьми строят, опираясь на свои
ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не
выносят жесткой регламентации, предпочитая
свободный график работы. Часто выбирают
профессии, связанные с литературой, театром,
кино, музыкой, изобразительным искусством.
Ведущий 1
Мы определились, в какой сфере хотим работать, в
какой области нам искать объявления о приеме на
работу.
Большинство современных фирм изначально
требуют, чтобы потенциальный сотрудник выслал им
свое резюме. Это обусловлено веком прогресса и
постоянной нехватки времени. Работодателю проще
отсеять неудовлетворяющих его запросу
соискателей по полученным резюме, чем тратить
драгоценное время на индивидуальную встречу с
заранее неподходящими для данной работы
кандидатами.
Ведущий 2
Что же такое резюме? Как вы думаете, из какого
языка пришло к нам это слово и что оно означает?
Это слово пришло из французского языка от
глагола, который означает “излагать кратко”.
Резюме – это краткая информация о себе как
специалисте, с указанием образования,
специальности (квалификации), профессиональных
достоинств, трудовой биографии, своих целей в
поиске работы. Резюме – это одно из самых
эффективных средств саморекламы. Главная цель
резюме – привлечь к себе внимание
работодателя, создать у него благоприятное
впечатление о себе и получить приглашение на
личную встречу.
Ведущий 1
Три основных правила составления резюме:
- краткость (желательно 1страница
машинописного текста); - аккуратность (без ошибок и исправлений, четко,
на хорошей бумаге); - правдивость (не включайте ложную информацию,
но правильно расставляйте акценты).
Ведущий 2
Содержание резюме:
1. Заголовок: фамилия, имя, отчество (не
употребляйте слово “резюме” в заголовке).
2. Основные личные данные: точный адрес с
почтовым индексом, номер телефона, адрес
электронной почты.
3. Сведения о себе: дата рождения, проживание,
национальность, семейное положение, дети.
4. Цель в поиске работы: какую работу вы можете и
хотите делать.
5. Опыт работы: в хронологическом порядке (как
правило, обратном, начиная с последнего места
работы) перечислить места работы с указанием дат
и занимаемых должностей.
(Для выпускников – краткие сведения о практике
на предприятии с описанием знаний и навыков,
которые приобретены в процессе стажировки,
подчеркнуть свои достижения)
6. Образование: укажите названия учебных
заведений полностью, а не аббревиатуру, время
учебы.
7. Дополнительная информация: сведения,
подчеркивающие ваши сильные стороны
профессиональные и личностные: знание
иностранных языков, компьютерная грамотность,
наличие водительских прав, аккуратность,
тщательность и внимательность при работе с
документами и т.п. Особенно важный пункт для
выпускников, не имеющих опыта работы.
Ведущий 1
Каждому из вас на стол розданы текст объявления
и пустые шаблоны для заполнения резюме.
Представьте, что вы нашли объявление в газете или
Интернете, гласящее:
“В молодую компанию по оптовым поставкам
продовольственных товаров требуется
эксперт-товаровед для работы в г.Москва. Форма
оплаты: оклад + %. График работы: полный рабочий
день. Требования: знания ПК, аналитические
способности, энергичность, настойчивость,
неконфликтность. Обязанности: работа с
клиентами, первичной документацией, экспертиза
качества продукции. Жилье и соцпакет
предоставляется.”
Заполните шаблон резюме своими данными,
укажите такие качества, которые привлекли бы
работодателя и выделили вас среди прочих
соискателей. (Студентам раздаются шаблоны резюме
и объявления. (Приложение 1))
Ведущий 2
Мы попробуем сделать это на интерактивной
доске. Есть желающие? (Заполнение шаблона резюме
на интерактивной доске).
Ведущий 1
После заполнения отдадим наши резюме на
рассмотрение работодателям. Их сегодня на
классном часе представляют наши студенты
(учащиеся) ___________________.
Пока работодатели проводят отбор лучшего
резюме, мы прослушаем доклад о внешнем виде
соискателя.
Доклад “Встречают по одежке…” (слайды с 49 по
62)
Свойство человеческой психики таково, что
первое впечатление оказывает решающее влияние
на последующее отношение.
Международная Ассоциация имидж-консультантов
(Association of Image Consultants International) выявила десять
наиболее часто встречающихся ошибок людей,
ищущих работу.
При прохождении интервью с работодателем
недопустимы:
1. Длинные ярко накрашенные ногти. Другая
крайность — неподстриженные и грязные ногти.
2. Чрезмерное увлечение ювелирными украшениями.
Использование крупных серег и браслетов.
Использование одновременно нескольких серег.
Серьги в носу, губах и т.д.
3. Обувь с открытыми носками или без задника.
4. Летом недопустимы голые женские ноги.
Обязательны чулки или колготки нейтральных
цветов.
5. Шорты или пляжные брючки.
6. Потрепанный костюм с несвежей рубашкой.
7. Кожаная куртка (касается и мужчин и женщин).
Вообще изделий из кожи следует избегать.
Единственное исключение — ремешок для часов и
сумка.
8. Галстук-“бабочка” у мужчин.
9. Сумки, украшенные логотипами, и пластиковые
пакеты, набитые бумагами.
10. Красные портфели, сумки, туфли, галстуки,
рубашки и т.д.
При прохождении интервью стоит выглядеть
максимально консервативно и строго. Одежда и
аксессуары должны быть выдержаны в серых и
голубых тонах.
Конечно, внешний вид и стиль одежды вряд ли
может стать единственным орудием в победе на
собеседовании при приеме на работу, но
определенно поможет не проиграть.
Ведущий 2
Попросим наших работодателей подвести итоги и
рассказать, кого бы они пригласили на
собеседование по представленному резюме и
почему. (Работодатели подводят итоги)
Слово преподавателя
Давайте вместе определим, что мы узнали на
классном часе. Сегодня мы узнали:
- какая сфера деятельности Вам наиболее подходит;
- что такое резюме, основные правила составления;
- как грамотно составить резюме;
- в каком стиле подобрать одежду для
собеседования.
Методическая разработка классного часа
«Резюме как важная составляющая искусства трудоустройства»
Колосов С.В., преподаватель специальных дисциплин ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж»
Цели:
-
Укрепление уверенности выпускников учебной группы в своих профессиональных и личностных возможностях, формирование активной позиции на рынке труда, выработка позитивного отношения к возможности трудоустройства.
-
Понять важность резюме как документа для самопредставления.
Оборудование:
-
Аудиторная доска, бумага, ручки.
-
Раздаточный материал «Образец резюме», примерный список способностей, навыков и умений.
Теоретическая часть
В качестве первого шага в поиске работы Вы должны определить уровень Вашей квалификации в той области, в которой Вы собираетесь начать поиск нового рабочего места.
Вы должны тщательно и очень детально проанализировать, ЧТО ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЕТЕ И УМЕЕТЕ, что составляет фундамент Вашей квалификации, что Вы можете предложить нанимателю, чем Вы можете его заинтересовать.
Всю информацию о себе систематизируйте в виде резюме. Отнеситесь, пожалуйста, к этой работе очень серьезно, так как резюме сослужит Вам хорошую службу на всех этапах поиска работы, позволит Вам разработать сценарий поведения во время собеседования и будет служить источником информации, которую Вы будете представлять работодателю.
Резюме является предельно краткой и вместе с тем достаточно полной справкой о том, КТО ВЫ ЕСТЬ как профессионал и, в некоторой степени, как человек.
После прочтения Вашего резюме у работодателя должно возникнуть желание вызвать Вас на интервью для уточнения деталей Вашей профессиональной биографии и подтверждения того благоприятного впечатления, которое сложилось после ознакомления с резюме. Работодатель должен сделать вывод, что Вы — именно тот человек, которого он ищет.
Обычной практикой является подготовка исходного экземпляра резюме, который затем копируется необходимое число раз. Исходный экземпляр может быть единичным, если Вы рассылаете резюме работодателям одной отрасли.
Если Вы предполагаете искать работу в разных областях профессиональной деятельности, то необходимо подготовить несколько резюме. В каждом из них необходимо так изложить материал, чтобы внимание читающего концентрировалось на тех Ваших профессиональных качествах, которые представляют для него наибольший интерес.
При составлении резюме следует постоянно помнить о том, что резюме — это та “одежка”, по которой Вас встречают. Также следует помнить и о том, что на объявление об открывшейся вакансии откликается большое число желающих занять именно это место, все они являются Вашими конкурентами.
Наниматель, прежде всего работодатель, просматривая все поступившие резюме, не может успеть и захотеть вникнуть в детали всех резюме, скорее всего он будет руководствоваться первым, во многом поверхностным, впечатлением. Ваша задача — составить резюме так, чтобы даже при беглом просмотре оно выглядело добротно, оставляло благоприятное впечатление. Помните — никакая деталь, усиливающая благоприятное впечатление, не должна быть упущена. Это относится и к содержанию резюме, и к качеству шрифта/и даже к цвету бумаги. Шансы на благоприятное впечатление у неряшливого по внешнему виду или по содержанию резюме — минимальны.
ВАШЕ РЕЗЮМЕ — ЭТО РЕКЛАМА ВАШЕГО ТОВАРА!
ВАШ ТОВАР — ВАШИ ТРУДОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!
Для Вас не новость, что на любом рынке при дисбалансе спроса и, предложения покупается только тот товар среди равных себе по качеству, который обладает какими-то особенностями, привлекающими покупателя. Эти отличия и подчеркиваются в рекламе.
Внимание! Так как резюме — это Ваша реклама, то избегайте приводить в резюме информацию, которая уменьшит Ваши шансы на встречу с работодателем для беседы.
(Например: для пожилого претендента на рабочее место не рекомендуется акцентировать внимание на своем возрасте).
Следовательно, в резюме (в Вашей рекламе) должно быть особо подчеркнуты только те Ваши качества, которые привлекут к Вам повышенное внимание как к профессионалу и человеку.
В составлении резюме установилась определенная традиция. Она относится и к форме, и к содержанию резюме.
Не смотря на огромное число различных профессий, используется всего лишь несколько типов резюме – (базовый) тип резюме, хронологическое резюме, функциональное резюме, повествовательное резюме. Каждый из этих типов обладает определенными достоинствами и недостатками. Мы будем говорить о основном резюме.
Основной (базовый) тип резюме.
Этот тип резюме используется чаще всего и с него начинается, как правило, трудовая деятельность тех, кто завершил образование.
Информация в этом типе резюме располагается в следующей последовательности: (Здесь сразу же подчеркнем, что последовательность расположения информации в резюме целиком зависит от Вас. Тот порядок, который мы указываем, может быть разумно нарушен — адрес может предшествовать фамилии, образование и список рабочих мест можно менять местами и так далее.
Если же Ваша фамилия будет приведена в конце резюме или в первую очередь будет указано Ваше хобби, скорее всего это вызовет у работодателя удивление.)
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Координаты, по которым с Вами можно связаться (адрес и номер телефона).
Если Вы еще учитесь и проживаете по временному адресу, укажите координаты вашего постоянного местожительства. Эта информация может оказаться полезной на случай, когда вы понадобитесь спустя значительное время после подачи резюме.
3. Образование.
Укажите наименование всех учебных заведений, даты поступления и окончания. Если Вы закончили учебное заведение в числе лучших, отметьте этот факт. Укажите, какие награды были получены Вами.
Окончившие специализированные профессиональные учебные заведения указывают полученную специальность.
Окончившие высшие учебные заведения указывают и присвоенную квалификацию, и наименование дипломной работы.
4. Список мест работы (трудовой опыт).
Так как основной тип резюме используется обычно лицами, вообще не работавшими, либо с незначительным опытом работы, то в слиток мест работы необходимо включить даже временные работы, выполнявшиеся в период обучения, в том числе и прохождение практики.
5. Список публикаций (если есть).
6. Патенты (если есть).
7. Ваша квалификация (профессиональные возможности).
Все, что Вы изложили до этого места в резюме, готовило работодателя к мысли о “достаточности” Вашей квалификации для выполнения конкретной работы. В этом месте резюме пора сказать об этом прямо, опираясь уже на конкретные факты Вашей деятельности или Вашего образования.
8. Общественная деятельность.
В этом пункте указывается характер общественной деятельности, членство в общественных организациях и движениях.
9. Внепрофессиональные навыки профессионального уровня.
Ваши увлечения могут сослужить хорошую службу, когда возникнет необходимость выбора из большого числа претендентов со схожими профессиональными биографиями.
Если Вы, например, хорошо владеете иностранным языком, это может представлять значительный интерес работодателя.
Профессиональный уровень работы с программами «1С-Бухгалтерия» или «1С-Торговля-Склад» для бухгалтера может оказаться решающим при поступлении на работу.
10. Личные данные.
В этом пункте приведите следующую информацию:
-
дата рождения;
-
семейное положение и число детей;
-
состояние здоровья — если Вы обладатель отменного здоровья, имеет смысл подчеркнуть этот факт;
-
время, когда Вы сможете приступить к работе;
-
возможность или желание совершать поездки в рамках служебных обязанностей.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕЗЮМЕ
ОБРАЗОВАНИЕ: если Вы получили подготовку на нескольких специализированных курсах и вследствие этого имеете большой объем резюме, есть смысл сократить его, ограничившись простым перечислением полученных специальностей.
Ваш ОПЫТ И КВАЛИФИКАЦИЯ: нужно показать себя как работника с разносторонними возможностями, но “толстое” резюме препятствует этом. Лучше оставить в нем самую важную информацию и опустить несущественные детали.
ЗАРПЛАТА: включать информацию о Вашей зарплате имеет смысл только в том случае, если Вы, “стоите” больше и это ясно следует из информации, которая приведена в резюме.
РЕЗЮМЕ (образец)
БОЧКАРЕВА МАРИНА АРНОЛЬДОВНА
г. Волгоград, 400050 ул. Рокоссовского, кв. _____тел._____________.
ОБРАЗОВАНИЕ
Окончила в 2006 году Волгоградский государственный технический университет по специальности “Системы автоматизированного проектирования”
(Диплом ЦВ №439678, per. 151 от 1.07.2006 г.)
Тема дипломной работы “Автоматизированное рабочее место социолога”.
В 2001 г. закончила с отличием ПТУ №33 г. Волгограда
(Диплом Б №86797, per. 9950 от 1.07.2001 г.) по специальности оператор ЭВМ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
-
работа в текстовых редакторах: NORTON, LEXICON;
-
теоретическое знание операционной среды WINDOWS;
-
создание рекламы.
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
Родилась 14 апреля 1980 г. Замужем. Хорошее здоровье.
ИНТЕРЕСЫ
Чтение. Спорт (легкая атлетика) Рисование. Рукоделие.
Практическая часть
1. Упражнение “Цели составления резюме”.
Упражнение по определению целей написания резюме целесообразно проводить в режиме “мозгового штурма”. На обсуждение предлагается вопрос “Где и зачем может понадобиться резюме?'”. На листе ватмана или на доске записываются все поступающие ответы. При этом допустимы любые, самые фантастические предложения. Желательно, чтобы в результате обсуждения были зафиксированы и такие цели написания резюме:
-
при “свободном” поиске вакансий (на всякий случай);
-
для информации при составлении заявления;
-
для справки во время поискового звонка работодателю;
-
в качестве памятки при подготовке к собеседованию;
-
как список достижений для повышения чувства уверенности в себе.
Если группа не предложит эти цели, педагог должен пытаться получить их, используя наводящие вопросы, в крайнем случае — предлагает сам.
2. Упражнение “Написание резюме”.
Группе предлагается написать свои резюме.
Профессиональное резюме
Цель занятия: научить составлять профессиональное резюме.
Эпиграфы к занятию: Выбирая профессию, мы выбираем судьбу.
Учиться находить решения различных проблем нужно уже сейчас.
(Н.И. Дереклеева)
Добрый день, я очень рада приветствовать вас сегодня, надеюсь на то, что наше общение принесет нам только приятные впечатления.
Предлагаю начать наше общение с небольшой разминки:
I. Упражнение на знакомство – ассоциации: имя-профессия; ассоциация с предыдущей профессией.
– А теперь я обращаю ваше внимание на тему нашей встречи: «Профессиональное резюме». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?
– Так о чем мы с вами сегодня будем говорить?
– Для вас это важно? Почему?
– 1 слайд: Перед вами два документа: определите, что это за документы. (резюме и характеристика). В чем разница между ними?
Обобщая всё сказанное вами, мы можем определить, что такое резюме и какова цель этого документа? – 2 слайд
– Какую задачу постараемся решить на сегодняшнем занятии? (научиться составлять резюме)
– Как вы думаете, какая информация должна быть включена в этот документ? (выводим план)
Данные, профессиональные навыки,
Цель, знание иностранных языков,
Образование, владение компьютером,
Опыт работы, дополнительная информация.
3 слайд: стандартный пример резюме (остается на экране).
– Как можно использовать резюме? (это документ, его можно отправить сразу нескольким работодателям)
– А ещё резюме – это своеобразная модель того, как можно представить себя, нанимаясь на работу. Я предлагаю вам смоделировать подобную ситуацию при помощи игры.
III. Играя, мы учимся жизни. Поэтому я предлагаю вам представить, что мы попали в монархическое государство, где царь набирает новых работников среди своих подданных. (Выбираем царя, советника). Каждая группа – это артель, которая отправляет своего представителя на собеседование к царю. Задача артели: подготовить нанимающегося на должность. Задача царя и советника: выслушать нанимающегося, побеседовать с ним и принять решение.
(Раздать шпаргалки героям). На подготовку – 7 минут, представление каждого нанимающегося до 2 минут.
Смотрим миниатюры. Обсуждаем с членами групп.
IV. Опираясь на ваш опыт, который вы приобрели в игре, попробуем вывести основные правила составления профессионального резюме:
– Как вы думаете, каков должен быть объем данного документа? Почему?
– Нужно ли соблюдать орфографические, пунктуационные и оформительские нормы?
– Обязательно ли придерживаться стандарта? Можно ли нарушить логику?
– Нужно ли приводить доказательства или вам должны поверить на слово?
– Стоит ли украшать резюме рисунками, рамками, фотографиями?
(на 4 слайде появляются правила)
V. Проверим себя?
Игра: согласен – не согласен, какие утверждения можно использовать в резюме, какие нет.
– Проживаю на живописном берегу реки Ваги.
– Домашний адрес: ул. Набережная, д.5, кв.2
– Имею диплом о высшем образовании.
– Окончила институт почти на «пятерки», только три «четвёрки».
– За последний год ни разу не была на больничном, у меня хорошее здоровье. И вообще, я веду здоровый образ жизни.
– Имеется водительское удостоверение и личный автомобиль. Возможны командировки.
– Взаимоотношения с коллегами по предыдущему месту работы ровные, уважительные.
– Ко мне очень хорошо относились на прежнем месте работы, даже не хотели отпускать. Я ни с кем не ругалась, ни про кого не сплетничала.
– Владею иностранными языками: английским – в рамках школьной программы, немецким – могу читать тексты и переводить, знаю коми язык, могу на нём говорить.
– Свободно владею персональным компьютером как пользователь.
VI. Закрепление и рефлексия.
– Попробуйте создать свое резюме. Вы можете воспользоваться этими памятками, которые я дарю вам в память о нашей встрече.
– Эпиграфами к сегодняшнему занятию я взяла эти слова. Согласны ли вы с ними?
– Что полезного узнали? Что пригодится в жизни из того, о чем сегодня говорили?
Задача царя: провести с претендентами беседу в царской приемной, принять на работу только достойных служащих, которые сумеют доказать, что они именно те, в ком нуждаются правители.
Вопросы для собеседования:
– Что знаешь о нашем государстве?
– Почему решил наняться к нам?
– Какие недостатки за собой замечаешь?
– На какую зарплату рассчитываешь?
Задача советника: помочь правителям принять решение, анализируя ответы и поведение каждого претендента.
Вести наблюдение за тем,
– называет ли нанимающийся свои цели,
– уверен ли в своих намерениях,
– вызывает ли доверие,
– насколько серьёзен,
– как себя ведёт: уважителен, теряется, слишком вызывающий.
Задача нанимающегося: доказать правителям, что он именно тот, кто им нужен; убедить взять его на работу.
Выступление строится согласно стандартному примеру резюме. Оценивается умение раскрыть свои достоинства и способность убеждать.
Задача нанимающегося: доказать правителям, что он именно тот, кто им нужен; убедить взять его на работу.
Выступление строится согласно стандартному примеру резюме. Оценивается умение раскрыть свои достоинства и способность убеждать.
Задача артели:
– подготовить нанимающегося, обсудив его манеру говорить, поведение во время собеседования; продумать план выступления;
– проанализировать выступления всех нанимающихся по вопросам:
1) как ведет себя нанимающийся?
2) какое впечатление производит его речь, мимика, жесты?
3) был ли рассказ выступающего интересным?
4) почему его взяли/ не взяли на работу?
Задача артели:
– подготовить нанимающегося, обсудив его манеру говорить, поведение во время собеседования; продумать план выступления;
– проанализировать выступления всех нанимающихся по вопросам:
1) как ведет себя нанимающийся?
2) какое впечатление производит его речь, мимика, жесты?
3) был ли рассказ выступающего интересным?
4) почему его взяли/ не взяли на работу?
Пояснительная записка
Внеклассное занятие по теме «Как правильно составить резюме» предназначено для выпускников вузов. После получения профессии, у студентов возникают проблемы с трудоустройством. Опыта презентовать себя работодателю, написать, правильное резюме нет. Такие внеклассные занятия помогают сформировать эти навыки и в дальнейшем использовать их в жизни. Для проведения внеклассного мероприятия была использована одна из образовательных технологий – это метод кейса или по-другому технология анализа конкретной ситуации. На занятии мы проиграли ситуации, которые у студентов могут возникнуть в будущем. Участники работают в группах, составляют резюме, презентуя их работодателю, производится разбор, и выявляются ошибки. Затем они сами выступают в роли администрации и анализируют предоставленную ситуацию, в которой они могут оказаться сами. Принимается общее решение и происходит обсуждение ситуации. Такие занятия помогают сформировать и развить у студентов умение анализировать, получить коммуникативные навыки, развить презентационные умения, учиться самостоятельно учится, отыскивать необходимые знания для решения ситуации.
Проект классного часа
Тема: Как составить резюме.
Цель: Научиться развивать в себе презентационные умения во время смоделированной ситуации при поступлении на работу.
Задачи:
– научиться анализировать предоставленную информацию
– научится принимать коллективное решение
– научится демонстрировать различные позиции и точки зрения
– развивать презентационные умения и коммуникативные навыки
Обеспечение:
Раздаточный материал, компьютер и мультимедийный пректор.
1. Организационная часть
Преподаватель рассказывает тему классного часа. В какой форме будет проходить занятие.
Озвучивает девиз « Решение принять решение-это решение» И.Гете
2. Ход классного часа
Преподаватель предлагает разбиться на группы. Каждой группе выдается задание, согласно предоставленной информации в задании и при помощи раздаточного материала, вам нужно составить резюме.
На занятии присутствуют гости, которые выступят в роли работодателей и рассмотрят ваше резюме. Работа над резюме 15 мин, представление резюме 15 мин.
Во второй части занятия роли поменяются, сейчас каждая группа будет выступать в роли администрации предприятия. Вам будет представлен кейс с заданием, изучив его, вы вместе должны принять решение. На работу с кейсом вам будет дано 20 мин. На презентацию кейса 15 мин.
3. Заключение
Синквейн – пяти строчный стих. Умение резюмировать информацию в нескольких словах.
1.Слово существительное отражает тему занятия
2. Слово прилагательное, отражающее основную мысль занятия
3. Слово глагол, описывающее действие на занятии
4. Фраза отношение к теме
5 Сущность темы итог.
Давайте при помощи синквейна охарактеризуем наше занятие.
1. Как вы назвали бы сегодняшнее наше занятие? (урок, беседа, кейс, ситуация и т.д)
2. Как бы вы охарактеризовали наше занятие? (новое, полезное, познавательное, развивающее, интересное и т.д)
3. Как вы, охарактеризуете свою деятельность на занятии? (Работать, учиться, думать, презентовать и т.д)
4. Целая фраза, крылатая фраза. («Хорошее решение, результат опыта. А опыт результат плохих решений»
5.Резюме (личностное понимание этой темы)