Клавесин на синтезаторе как найти

Лучший ответ

Fairman

Мыслитель

(5905)


15 лет назад

Если не боишься испортить молотки, вколи канцелярские кнопки на торец молотков.

Остальные ответы

ЛИС

Искусственный Интеллект

(196785)


15 лет назад

Положите внутрь газету, мы так всегда делали, когда развлекались.

Тереза

Просветленный

(48234)


15 лет назад

пошожить на внутрь на струны карандаши!

Светик

Знаток

(375)


15 лет назад

Всё равно звук клавесина не получится, что бы ни делали, хотя газеты и кнопки – это вариант:) ) правда, потом звук пианино обратно получить вряд ли удастся. легче просто переключать кнопочки на синтезаторе:)

background image

38

Приложение

ФОРТЕПИАНО

00 «PIANO1» [Фортепиано1]
01 «PIANO2»
02 «HONKY TONK»

[Хонки тонк]

03 «STUDIOPIANO»

[Студийное фортепиано]

04 «ELEC PIANO1»

[Электропиано1]

05 «ELEC PIANO2»
06 «ELEC PIANO3»
07 «ELEC PIANO4»
08 «HARPSICHORD»

[Клавесин]

09 «CLAVELECTRO»

[Клавелектро]

ОРГАН

10 «ELEC ORGAN1»

[Электроорган1]

11 «ELEC ORGAN2»
12 «ELEC ORGAN3»
13 «ELEC ORGAN4»
14 «CHURCH ORGAN»

[Церковный орган]

15 «PIPE ORGAN»

[Духовой орган]

16 «REED ORGAN»

[Язычковый орган]

17 «ACCORDION» [Аккордеон]
18 «BANDONEON»

[Бандонеон]

19 «HARMONICA» [Гармоника]

ГИТАРА/БАС

20 «GUT GUITAR»
21 «ACOUS GUITAR»

[Акустическая гитара]

22 «JAZZ GUITAR»

[Джазовая гитара]

23 «ELEC GUITAR»

[Электрическая гитара]

24 «MUTE GUITAR»

[Приглушенная гитара]

25 «DIST GUITAR»

[Дисторшн гитара]

26 «WOOD BASS»

[Акустический бас]

27 «ELEC BASS»

[Электрический бас]

28 «SLAP BASS»

[Звучание баса при игре
приемом «слэп»]

29 «BANJO» [Банджо]

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕН
ТЫ/АНСАМБЛЬ

30 «VIOLIN» [Скрипка]
31 «CELLO» [Виолончель]
32 «HARP» [Арфа]
33 «STRINGS1»

[Струнные инструменты1]

34 «STRINGS2»
35 «STRINGS3»
36 «SYNTH STR1»

[Синтезированное звучание
струнных инструментов1]

37 «SYNTH STR2»
38 «CHOIR» [Хор]
39 «VOICE OOH»

[Голосовая партия]

МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ

40 «TRUMPET» [Труба]
41 «TUBA» [Туба]
42 «BRASS ENS» [Ансамбль

медных духовых
инструментов]

43 «FR.HORN1» [Валторна1]
44 «FR.HORN2»
45 «BRASS1»[Медные духовые

инструменты1]

46 «BRASS2»
47 «SYN BRASS1»

Синтези

рованное звучание медных
духовых инструментов1]

48 «SYN BRASS2»
49 «SYN BRASS3»

ЯЗЫЧКОВЫЕ/ДУХОВЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ

50 «SOPRANO SAX»

[Сопрано саксофон]

51 «ALTO SAX»

[Альт саксофон]

52 «TENOR SAX»

[Тенор саксофон]

53 «OBOE» [Гобой]
54 «CLARINET» [Кларнет]
55 «PICCOLO» [Пикколо]
56 «FLUTE» [Флейта]
57 «RECORDER» [Блок флейта]
58 «PAN FLUTE» [Пан флейта]
59 «WHISTLE» [Свисток]

СИНТЕЗИРОВАННЫЕ
ЗВУКИ

60 «SYN LEAD1» [Ведущая

партия синтезатора1]

61 «SYN LEAD2»
62 «SYN LEAD3»
63 «SYN CALLIOPE»
64 «SYN PAD1» [Дополнитель

ный регистр синтезатора1]

65 «SYN PAD2»
66 «SYN PAD3»
67 «GLASS HMCA»

[Стеклянная гармоника]

68 «COUNTRY FARM»

[Кантри]

69 «SYN BASS»

[Синтезированное звучание
баса]

70 «PEARL DROP»
71 «COSMIC SOUND»

[Космический звук]

72 «SOUNDTRACK»

[Звуковая дорожка]

73 «SPACE PAD»
74 «VOICE BASS»

[Голосовой бас]

75 «APPLAUSE»

[Аплодисменты]

76 «SYNTH SFX»
77 «VEHICLE» [Транспортное

средство]

78 «PHONE» [Телефон]
79 «FUNNY» [Смешной звук]

НАЛОЖЕННЫЕ ТЕМБРЫ

80 «STR PIANO»

[Струнные + фортепиано]

81 «STR E.PIANO»

[Струнные + электропиано]

82 «CHOIRE.P»

[Хор + электропиано]

83 «CHOIR ORGAN»

[Хор + орган]

84 «STR GUITAR»

[Струнные + гитара]

85 «STR HARP»

[Струнные + арфа]

86 «BRASS STR»

[Медные духовые + струнные]

87 «VIB PAD»
88 «12 STR GTR»

[12 струнная гитара]

89 «CHOIR GTR»

[Хор + гитара]

ТЕМБРЫ РАЗДЕЛЕННОЙ
КЛАВИАТУРЫ/УДАРНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ

90 «BASS/PIANO»

[Бас/Фортепиано]

91 «BASS/E.PIANO»

[Бас/ Электропиано]

92 «BASS/VIB»

[Бас/Вибрафон]

93 «BASS/GUT GTR»

[Бас/Гитара]

94 «V.BASS/OOH»

[Бас/Голос]

95 «STR/PIANO»

[Струнные/Фортепиано]

96 «STR/TRUMPET»

[Струнные/Труба]

97 «VIBRAPHONE» [Вибрафон]
98 «MARIMBA» [Маримба]
99 «PERCUSSION» [Ударные]

Перечень тембров

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.

Оглавление

Клавиатура фортепиано. Белые клавиши

Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.

Как называются клавиши фортепиано

Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.

Как называются клавиши фортепиано

Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.

Как называются клавиши фортепиано

Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:

Как называются клавиши фортепиано

При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.

Как называются клавиши фортепиано

Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.

Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.

Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм

Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.

Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон.

Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез.

Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.

Как называются клавиши фортепиано

С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.

Как называются клавиши фортепиано

Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия.

До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны.

То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.

Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.

Интервалы между нотами

Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону.

Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши.

Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Как называются клавиши фортепиано

Буквенные обозначения нот

Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.

В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.

Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.

Как называются клавиши фортепиано

Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.

Деление на октавы

Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.

Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.

При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.

Как называются клавиши фортепиано

«Нот всего семь»

Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать.

Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез.

Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.

Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
  2. Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
  3. Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
  4. Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
  5. Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
  6. Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
  7. Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
  8. Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
  9. Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
  10. Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
  11. Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
  12. Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
  13. Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?

Успехов!

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник: https://www.mikeloginov.ru/blog/piano-notes/

Как называются клавиши фортепиано

«Звучит как акустическое фортепиано» – это лучший комплимент, который можно сделать в адрес цифрового инструмента. Сегодня мы поговорим о выборе цифрового пианино, а точнее, о главном критерии выбора – клавиатуре.

Механизм работы

На чугунную основу внутри корпуса натянуты металлические струны. Каждая клавиша имеет молоточковый механизм, который приходит в действие при нажатии на клавишу: молоток ударяет по струне, она начинает вибрировать, и мы слышим звук. Его громкость зависит от силы удара по струне, то есть от силы нажатия на клавишу. 

Звукообразование происходит внутри закрытого пространства и зависит от многих факторов: сорта древесины, лака, сложных конструкционных особенностей, механики клавиш и т.д. 

При этом вы получаете полностью натуральный звук. На этом плюсы акустического пианино, пожалуй, заканчиваются. А вот из минусов можно отметить большой вес и размер, необходимость постоянной настройки и подверженность влиянию внешней среды.

Цифровые пианино не имеют сложной механики, а звукообразование происходит за счет цифровой схемы, которая генерирует звук.

Хорошее цифровое пианино обеспечивает максимально реалистичный звук акустического инструмента и реальные физические ощущения от игры на клавишах.

Клавиатура таких инструментов имеет молоточковый механизм (взвешенные клавиши).

При этом клавиши имеют такую же форму, что и у акустического пианино, а при игре сохраняется ощущение отдачи от удара молоточка по струне, благодаря грамотной конструкции клавиш, имитирующих данную особенность.

Как называются клавиши фортепиано

 Игра на цифровом пианино

История создания инструмента

Путь к современному молоточковому механизму занял не один десяток лет. Сначала клавиши были легкими, а благодаря пружинам после нажатия сразу возвращались в исходное положение. Сейчас такие клавиши используются в синтезаторах.

 Позже стали утяжелять каждую клавишу, чтобы достигнуть более натуральных ощущений при игре, при этом пружинный механизм был сохранен. только потом появились специальные молоточковые механизмы, которые имитируют клавиатуру акустического пианино.

Они повторяют всю цепь удара – от клавиши до молоточка, который в случае цифрового пианино бьет не по струне, а по специальным датчикам – сенсорам. Их количество может варьироваться от 1 до 3, что тоже косвенно влияет на нюансы игры.

Например, полунажатие клавиши должно звучать соответственно, а сверхмедленное нажатие не должно воспроизводить звуков вообще.

Как называются клавиши фортепиано

 Работа сенсоров в пианино

Основные типы клавиатур электронных инструментов

Молоточковая (hammer action)

Делится на два вида: градуированную молоточковую (graded hammer action) и балансную молоточковую (balanced hammer action).

  • Градуированную клавиатуру имеют большинство цифровых пианино, она призвана обеспечивать ощущения от прикосновений к клавишам такие же, как при игре на акустических фортепиано. Слово „graded“ означает, что клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем регистре – легче, как в акустических фортепиано, где толщина и длина струн разная и усилия на нажатие клавиш распределены соответственно. Такая клавиатура помогает воспроизводить все нюансы тембров с глубокой градацией звуковой окраски, зависящей от силы удара.
  • Балансная молоточковая клавиатура тоже обеспечивает ощущение игры на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. Чаще всего ее можно встретить в синтезаторах и MIDI-клавиатурах.

Синтезаторная (synth action), или клавиатура органного типа

По ширине ее клавиши немного меньше, чем фортепианные, и нажимаются совсем легко. Синтезаторная клавиатура в свою очередь бывает динамической и не динамической.

На динамической громкость зависит от скорости нажатия, то есть от силы удара.

Устройство подойдет для начинающих исполнителей, а также для тех, кто хорошо владеет специфическими приемами игры всевозможными синтезаторными, органными, другими тембрами разнообразных акустических инструментов.

Как называются клавиши фортепиано

Синтезаторная клавиатура

Полувзвешенная клавиатура (semi-weighted)

У такой клавиатуры клавиши могут быть по размеру и форме как синтезаторными, так и фортепианными. Однако при этом они не имеют молоточковую механику, а просто нажимаются заметно тяжелее, чем в синтезаторной. После акустического фортепиано такой клавиатурой пользоваться легче, чем синтезаторной.

Итак, молоточковую клавиатуру цифрового пианино отличают:

  • 88 полноразмерных клавиш, разных по весу (в верхнем регистре – легкие, в нижнем – тяжелые), что полностью соответствует акустическому аналогу.

Как называются клавиши фортепиано

 Клавиатура semi-weighted

  • Чувствительность клавиш к силе нажатия. Сила нажатия на клавишу определяет громкость звучания ноты. Чувствительность всей клавиатуры задается определенными предустановками, чаще всего для этой функции выделены отдельные кнопки “Touch” (“Hard” – для экспрессивной игры, “Medium” – стандарт, “Soft” – для детей с неокрепшими пальчиками и другие). На практике же всегда используется стандартный Medium-режим.
  • Дискретизация чувствительности к силе нажатия для каждой конкретной клавиши. Например, в некоторых моделях CASIO существует 128 вариантов силы (или интенсивности) нажатия на клавишу. Значит и уровней громкости извлекаемой ноты будет тоже 128. Этому важному нюансу производители уделяют большое внимание, так как от этого зависит способность инструмента передать все краски произведения, его выразительность или экспрессию.

Как называются клавиши фортепиано

Электронное пианино с полувзвешенной клавиатурой

Типы механизмов

Клавиатура является самой важной частью цифрового пианино, поэтому мировые производители, постоянно совершенствуют механику клавиатур своих инструментов, патентуют и дают им названия. Рассмотрим самые популярные из них.

ROLAND

Клавиатура ROLAND PHA-4 (Progresive Hummer Action – прогрессивное молоточковое действие) передает естественные ощущения игры на большом концертном рояле.

В ней отсутствуют какие-либо пружины, предусмотрен только молоточковый механизм, что способствует реалистичному сопротивлению клавиши.

Также некоторые модели инструментов имеют функцию Escapement (послекасание или отпускание), которая позволяет передать все нюансы игры Pianissimo и Fortissimo. Специальное мягкое демпфирование позволяет добиться меньшего механического шума при сильной игре.

Как называются клавиши фортепиано

Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4

Покрытие клавиш может быть двух видов: «под пластик» или «под слоновую кость» (Ivory Feel). В последнем случае на клавиатуре удобней играть, так как даже слегка влажные пальцы не скользят по поверхности.

Клавиатура PHA-4 выпускается в трех модификациях: старшая CONCERT, средняя PREMIUM и младшая STANDARD.

YAMAHA

Компания YAMAHA давно и успешно использует в своих инструментах механизм клавиатуры GH-3 (Graded Hummer 3), в котором цифра «3» указывает на наличие трех сенсоров на одной клавише, что позволяет более точно воспроизвести интенсивность нажатия на нее. Именно YAMAHA стала первопроходцем в этом вопросе. Сейчас три сенсора устанавливают и в устройствах других производителей.

Как называются клавиши фортепиано

Механизм клавиатуры GH-3 

KAWAI

Это не самый известный в обывательских кругах, но один из лучших производителей японских цифровых пианино. Если вы любитель классики, то цифровые пианино KAWAI – это ваш выбор.

Как называются клавиши фортепиано

 Клавиатура пианино KAWAI

В серии цифровых пианино CA (Concert Artist) используется клавиатура RM3, клавиши механизма которой имеют полную длину, что идеально подходит классическим исполнителям. Настоящая клавиатура рояльного типа в сочетании с превосходным классическим звучанием фортепиано сделали эту марку очень популярной во многих странах.

Как называются клавиши фортепиано

Клавиатура RM3

В серии KAWAI CN используется клавиатура с пластиковыми клавишами, которая получила название RH II (Responsive Hammer II). Каждая клавиша этого механизма имеет не менее трех сенсоров касания для полной передачи особенностей любого музыкального произведения. 

Как называются клавиши фортепиано

Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II

CASIO

Имея более тридцати лет опыта производства электронных музыкальных инструментов, компания CASIO каждый год выпускает более новые серии инструментов, совершенствуя их клавиатуру.

Несмотря на относительно невысокую цену, цифровые пианино, особенно серии Celviano и Privia, имеют весьма достойную механику, удовлетворяющую требованиям преподавателя музыкальной школы. В последних версиях цифровых пианино CASIO также имеется несколько сенсоров на каждой клавише.

Дополнительно «градация чувствительности» к скорости касания (velocity) разделена на 128 частей, что позволяет передать малейшие нюансы и характер любого произведения.

Клавиатуры CASIO

Теперь вы знаете, что механика всех видов клавиатур электронных пианино очень сложна. Производители уделяют ей особое внимание, доводя до совершенства клавишный механизм в своих проектных мастерских.

Вы уже познакомились с нотами и знаете, что живут они на нотном стане. Однако в музыке ноты – не самое главное! В нотах музыка всего лишь погружена в сон и ждет, чтобы ее разбудили.

Музыка живет по-настоящему не тогда, когда музыкант читает ноты, а тогда, когда она звучит, когда ее слушают.

Для ее исполнения было придумано множество инструментов: флейта, балалайка, гитара, труба, скрипка, саксофон – всех не перечислить!

Но королем всех инструментов по праву считается рояль, или фортепиано.

Название этого инструмента произошло от двух итальянских слов: форте (что в переводе означает громко) и пиано (тихо). А изобрел его итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году.

Есть у этого инструмента и струны, и педали, и клавиши. С их помощью музыканты извлекают различные звуки. Давайте поближе познакомимся с этим инструментом.

Посмотрите внимательно на клавиши Фортепиано (рояля, пианино). Их очень много – 88! Они белые и чёрные. Белые клавиши широкие и длинные. ЧЁрные — короче и уже, чем белые, и находятся чуть дальше от края, как бы на ступеньку выше.

Но самое главное – то, что все эти клавиши расположены в определенном порядке. Такое расположение называется Клавиатура.

  • Клавиатура – это клавиши, расположенные в определенном порядке.
  • На клавиатуре Фортепиано Белые клавиши чередуются с чЁрными, а звуки музыкальной лесенки выстраиваются по высоте слева направо и попадают то на белые клавиши, то на чёрные.
  • На левых клавишах живут низкие звуки, на правых – высокие, а на средних – средние.
  • У рояля много клавиш –
  • Сразу все не сосчитаешь!
  • В крайних слева бас гудит,
  • Будто он всегда сердит.
  • Справа звук высокий, тонкий,
  • Словно жаворонок звонкий.
  • У средних клавиш – голосок
  • Не низок, но и не высок.
  • Низкие звуки музыканты называют нижним регистром, высокие – верхним регистром, а средние – средним регистром.
  • Регистр объединяет похожие по тембру (окраске) звуки.
  • Теперь пора вам узнать, где на клавишах ноты искать.

Но сначала нужно по порядку их имена повторить. Не забудьте, что нот всего семь, а после «Си» снова идет нота «До».

На фортепиано эти ноты живут на белых клавишах. Каждая белая клавиша – нота. Ноты собраны в октавы.

  1. Октава – это 7 нот от «До» до следующего «До».
  2. В каждой октаве ровно семь нот,
  3. Семь белых клавиш в октаве живет.
  4. Слева направо их назови
  5. Все по порядку: от «До» до «Си».

Вы скажите: если все семь нот живут на белых клавишах, зачем же нужны чёрные?.. Как мы уже заметили, белые клавиши чередуются с чёрными и на чёрных клавишах тоже живут звуки. Только называются они по-другому. Тайну их имен вы узнаете чуть позже. А пока постарайтесь запомнить, что чёрные клавиши важны не меньше, чем белые. Даже больше! Именно с их помощью находят ноты на белых клавишах.

Если вы внимательно посмотрите на клавиатуру, то заметите, что не всегда после белой клавиши следует чёрная. Чёрные клавиши как бы объединяются в группы по 2 и по 3 клавиши.

Слева от 2-х черных клавиш живет нота «До», а слева от 3-х черных – нота «Фа». Посмотрите, как разместились все ноты на белых клавишах.

Итак, в октаве 7 белых клавиш и 5 чёрных. Каждая следующая нота «До» — это начало новой октавы. Внешне все октавы одинаковы, но звучат они по-разному. Это зависит от регистра, в котором они находится.

На клавиатуре фортепиано 7 полных октав и каждая имеет название.

В середине, прямо по центру, находится первая октава, справа – вторая, третья и четвертая октавы, слева – малая, большая и контроктава. Есть также неполные октавы: три самые низкие ноты – это субконтроктава, а пятая октава вообще имеет только одну, самую высокую ноту.

Задание 10. Какие звуки отмечены на клавиатуре? Назовите их в указанном цифрами порядке.

  • 1 –
  • 2 –
  • 3 –
  • 4 –
  • 5 –
  • 6 –
  • 7 –

Как называются клавиши фортепиано

Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/muzyka/kak-nazyvayutsya-klavishi-fortepiano.html

Почему у пианино 88 клавиш?

Краткая предыстория

Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.

Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое? Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…Как называются клавиши фортепиано

Первые семь нот

Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.

Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки.

Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц).

К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).

Как называются клавиши фортепиано

Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.

Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.

Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука.

И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась.

Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.

Как называются клавиши фортепиано

Как 7 основных нот превратились в 12.

Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.

Как называются клавиши фортепиано

К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь.

За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э.

средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.

Как называются клавиши фортепиано

В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.

Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.

Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.

Как называются клавиши фортепиано

Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.

Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.

Как называются клавиши фортепиано

За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.

Как называются клавиши фортепиано

Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.

Как называются клавиши фортепиано

88 клавиш

Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.

На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.

Источник: https://pianino.ru/publication/articles/5655/

Как называются клавиши фортепиано, Музыкальный класс

Как называются клавиши фортепиано

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д.

Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие.

Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си . Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой.

Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз).

Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

Как называются клавиши фортепиано

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

Как называются клавиши фортепиано

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь.

На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто.

В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?).

Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

Как называются клавиши фортепиано

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

Как называются клавиши фортепиано

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые.

Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах.

Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных).

Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька).

Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

Как называются клавиши фортепиано

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

Как называются клавиши фортепиано

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами.

Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа.

Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

Как называются клавиши фортепиано

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-nazyvayutsya-klavishi-fortepiano-muzykalnyj-klass

1 урок. Название нот на пианино

Как называются клавиши фортепиано

Первый вводный урок по игре на пианино. Тут мы разберем основы игры на пианино. Поехали!

Пианино — то же самое, что и рояль, фортепиано. Конечно, различия есть, но об этом мы не будем. Мы будем подразумевать под пианино все клавишные инструменты, будь то синтезатор, midi-клавиатура и т. д. Ведь нам нужны только клавиши для уроков.

То, что будет написано с пометкой «Важно», Вы запоминайте, а лучше вооружитесь блокнотом и записывайте, потому что запомнить все это сразу очень трудно.

Клавиши на пианино

Вот так выглядят клавиши на пианино:

Как называются клавиши фортепианоКлавиши пианино (Рис. 1)

Если у Вас под рукой есть пианино или синтезатор (если нет, воспользуйтесь онлайн пианино pianoplays.

com), посмотрите на него: самая левая клавиша на рисунке из всех — соответствует самой левой клавише на рисунке (рис. 1). Это нота «До». Сосчитайте 7 белых клавиш слева направо на своем пианино.

С восьмой (белой) клавиши идет повторение, опять нота «До». Здесь уже началась следующая октава…

Важно: Октава — Это интервал в музыке. Это расстояние от одной ноты на пианино (любой клавиши) до той же ноты, только в следующей позиции.

Например: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-До. Расстояние от До до Добудет октавой.

Таким образом, восьмая клавиша — До — будет концом одной октавы и началом другой. Подробнее об октавах мы говорим в уроке Октавы на пианино Эти октавы отличаются только высотой звука. Октавы, что левей — басовые, тяжелые. А чем правей октавы или клавиши — тем звук становится тоньше.
Пока что все понятно? Если нет, читайте дальше, и Вам станет немного понятнее.

Название нот на пианино

Посмотрите на рисунок:

Как называются клавиши фортепианоНазвание нот на пианино (Рис. 2)

Здесь перечислены 7 чистых нот.

Важно: Чистых нот всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Запишите их в блокнот. Посмотрите на видео и послушайте, как звучат эти ноты. В видео также присутствует 8 клавиша — нота До, которой и заканчивается октава (а также начинается следующая октава).

Ноты на пианино (Вид. 1)

Теперь мы с Вами знаем названия нот на пианино. Вы уже можете чуть-чуть погордиться собой

Источник: https://muzykantam.net/pianino/nazvanie-not-na-pianino.php

Пианино онлайн – играть на клавиатуре. Виртуальное пианино, фортепиано, рояль

На этой странице находится бесплатное онлайн пианино, которое позволяет играть на клавиатуре вашего компьютера, а также с помощью мыши. Каждая кнопка клавиатуры соответствует одной клавише на пианино и воспроизводит звук одной музыкальной ноты. Звуки представляют собой аудио сэмплы высочайшего качества, записанные с настоящего живого фортепиано.

Приложение выполнено в виде виртуального синтезатора диапазоном в 5 октав (61 клавиша) и называется «Русский рояль». По сути, это универсальный музыкальный инструмент, объединяющий в себе все клавишно-струнные разновидности фортепиано. Для игры на онлайн пианино требуется установленный Adobe Flash Player.

Как называются клавиши фортепиано

Онлайн пианино пригодно как для развлечения, так и для обучения начинающих пианистов.

Благодаря гибким настройкам раскладки может исполняться музыка любой сложности, от простых композиций, наподобие «В траве сидел кузнечик», до сложнейших этюдов Фредерика Шопена.

На сегодняшний день это лучшее онлайн пианино в русском сегменте интернета, наиболее точно отвечающее запросам музыкальной публики.

Посмотрите видео обзор

Как играть на клавиатуре онлайн пианино?

Чтобы играть на музыку клавиатуре компьютера в режиме онлайн, применяются специальные схемы раскладки, кнопки управления которыми находятся в левом верхнем углу приложения.

Раскладка – это установленная связь между кнопкой клавиатуры и музыкальной клавишей. Всего доступно две раскладки. По умолчанию, подсказки на клавишах пианино исчезают при первом нажатии.

Вы всегда можете их включить, поставив галочку в поле «Показать раскладку».

Первая схема, включенная по умолчанию, является классической для современных MIDI программ.

Ее длина составляет две с половиной октавы и для перехода к следующим октавам, необходимо нажимать на стрелочки «Сдвинуть раскладку» или на стрелки клавиатуры. Сам порядок клавиш тут напоминает реальное физическое пианино.

То есть они расположены в привычном шахматном порядке, благодаря чему легко адаптироваться к электронному инструменту.

Вторая, является второй по популярности клавиатурной раскладкой для виртуальных фортепиано.

Ее отличительная особенность заключается в том, что она охватывает все пять октав пианино и не требует переключения стрелочками.

Однако, в отличие от первой раскладки, здесь клавиши расположены немного иным образом, не похожим на традиционное пианино. Также, чтобы играть на черных клавишах, нужно зажимать кнопку SHIFT.

Под звучащей в данный момент клавишей пианино всегда отображается розовый шарик. Он используется в качестве индикатора активного нажатия и горит до тех пор, пока звучит данная нота или аккорд (комбинация клавиш).

Интерфейс онлайн фортепиано

В левой части верхней панели располагаются кнопки управления раскладкой, описанные выше. Чуть правее находится дисплей, на котором отображается фортепианная нота, звучащая в данный момент и ее порядковый номер на клавиатуре рояля.

Следует отметить, что названия нот выводятся на экран в традиционном для России формате: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До. В английской же традиции используется буквенное обозначение музыкальных нот, соответственно, C, D, E, F ,G, A, B. Здесь она не применяется.

Справа от названия ноты указывается знак бемоль или диез.

Далее, после нотного дисплея, идет индикатор звука. На нем отражается спектральный рисунок звука, который вы слышите в данный момент. И, наконец, в самой правой части панели находится регулятор громкости. Перетаскивая его вверх и вниз, вы можете отрегулировать громкость звука пианино.

Возможные проблемы игре на «Русском рояле»

Как правило, трудностей при использовании онлайн пианино не возникает. Тем не менее, наиболее распространенными проблемами является отсутствие реакции приложения на нажатие кнопки клавиатуры и отсутствие звука.

Если вы нажимаете на клавиатуру, а звука не раздается (при том, что с нажатиями мышкой все звучит прекрасно), то, вероятнее всего, онлайн фортепиано не находится в фокусе. Это такая особенность Flash плеера. Просто кликните в любое место приложения, чтобы браузер понял, с чем именно вы сейчас работаете. После это проблема должна быть решена.

Если вы не слышите звука, то, вероятнее всего, у вас отключены колонки или существует какая-то глобальная проблема на вашем персональном компьютере (т.е. она не связана с одним только пианино).

Попробуйте включить какую-нибудь музыку на рабочем столе. Если звук работает хорошо, но при этом вы не слышите нот пианино, то, возможно, у вас есть проблема с Flash плеером. Чтобы проверить это, попробуйте запустить фортепиано на другом компьютере.

Или просто обновите Flash плагин.

Источник: https://coolpiano.ru/

как научиться импровизировать

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си. Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.

Где находится нота до?

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

нота до на клавиатуре

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

клавиши фортепиано

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Названия октав

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

названия октав

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

ноты первой октавы, ноты малой октавы

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Как играть диезы и бемоли?

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

диезы на фортепиано

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

бемоли на фортепиано

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

знаки альтерации

Небольшое заключение

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Вверх

  • Об энциклопедии
  • Все инструменты
  • Объявления

Клавишные музыкальные инструменты

MIDI-клавиатура

MIDI-клавиатура

Основные сведения MIDI-клавиатура — клавишный электронный музыкальный инструмент, наиболее распространённый вид MIDI-контроллера. MIDI-клавиатура представляет собой электронную клавиатуру фортепиано с опциональными дополнительными органами управления — в частности кнопками и фейдерами, на которые пользователь может назначить, например, различные параметры виртуальных синтезаторов. MIDI-клавиатуры могут иметь различное количество клавиш и другие особенности. Важными характеристиками MIDI-клавиатур являются возможность определения силы


Вёрджинел

Вёрджинел

Основные сведения Вёрджинел (вирджинал) (virgin — дева, барышня) — небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра. Термин «Вёрджинел» впервые встречается в трактате 3-й четверти XV века, где инструмент описывается как «имеющий прямоугольную форму, как у клавикорда, и металлические


Клавесин

Клавесин

Основные сведения Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент. Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом. Происхождение Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе


Клавикорд

Клавикорд

Основные сведения Клавикорд (от лат. clavis — ключ) — небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано. Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял 2 с половиной октавы, с середины XVI века — увеличился до 4-х, а


Клавитара

Клавитара

Основные сведения Клавитара (от клавишные + гитара, калька с английского keytar) — клавишный электронный музыкальный инструмент, синтезатор или MIDI-клавиатура гитарного типа. В просторечии — «расчёска». Клавитары пользовались большой популярностью в 80-х годах на отечественной и зарубежной поп-сцене. Одним из плюсов клавитары является возможность вешать клавиатуру на ремень через плечо как гитару, что дает возможность свободного


Меллотрон

Меллотрон

Основные сведения Меллотрон (от англ. melody и electronics) — полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент. Меллотрон разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе Чемберлина. Является предшественником цифровых сэмплеров. Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу. Меллотрон получил широкое распространение в рок-музыке в 60-70-е годы, позже был вытеснен цифровыми


Мюзелар

Мюзелар

Основные сведения Мюзелар — небольшой столообразный фламандский клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинела, вправо от центра. Видео: Мюзелар на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники: Продажа


Орган

Орган

Основные сведения Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган


Орган Хаммонда

Орган Хаммонда

Основные сведения Орган Хаммонда — электромеханический клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой электрический орган. Современные технологии цифровой обработки сигналов и сэмплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры.


Педальное фортепиано

Педальное фортепиано

Основные сведения Педальное фортепиано — клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, снабжённая ножной клавиатурой по аналогии с органом. Известно, что на педальном фортепиано играл Моцарт. Произведения для этого инструмента были написаны Робертом Шуманом (наиболее известны «Шесть этюдов в форме канонов», нем. Sechs Stucke in canonischer Form, op.56) и Шарлем Валантеном Альканом. В XX веке педальное фортепиано


Пианино

Пианино

Основные сведения Пианино (итал. pianino — маленькое фортепиано) — клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль. Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М.


Подготовленное (препарированное) фортепиано

Подготовленное (препарированное) фортепиано

Основные сведения Подготовленное (препарированное) фортепиано — клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других


Рояль

Рояль

Основные сведения Рояль (фр. royal — кopoлевский) — клавишный струнный музыкальный инструмент. Рояль состоит из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно усиливать (правая) или ослаблять (левая) звук (следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для


Спинет

Спинет

Основные сведения Спинет — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо. Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с


Фортепиано

Фортепиано

Основные сведения Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо». История, происхождение Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало


Челеста (целеста)

Челеста (целеста)

Основные сведения Челеста (целеста) (от итал. celeste — небесный) — небольшой клавишный ударный музыкальный инструмент, похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков. Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами. Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укрепленным на деревянных резонаторах. Челеста имеет диапазон в четыре октавы начиная от до первой октавы. Инструмент появился в 1788 году, в 1886


Добавить комментарий